Платон древняя греция: биография, учения и философия Платона

Платон | История древней Греции

Заключительным звеном научно-философских достижений классической Греции были две грандиозные системы — Платона и Аристотеля. Их культурно-историческое значение неравноцен­но. Значение Аристотеля для развития философской мысли по­следующих веков гораздо больше, чем Платона. С одной сторо­ны, Аристотель подвел итог всем предшествующим знаниям, а с другой — положил начало новым философским системам, пережившим античный мир и оказавшим воздействие на основы современного знания.

Платон (427—347 гг.) происходил из старинного рода Кодридов и находился в родстве с видными олигархами. Его дядей был Критий, глава «тридцати тиранов». Платон получил прекрасное образование, обладал незаурядным литературным и поэтическим талантом. Знакомство с Сократом направило его на путь серьезного изучения философии. После смерти Сокра­та (399 г.) Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет. Через несколько лет после этого путешествия Платон отправил­ся в Южную Италию, где познакомился с некоторыми пифаго­рейцами. Когда Платону было 40 лет, его пригласили в Сици­лию ко двору сиракузского тирана Дионисия Старшего. По воз­вращении в Афины (388 г.) Платон в 387 г. основал Академию — философскую школу, названную так по имени афинского героя Академа. Академия была не столько школой в нашем понимании этого слова, сколько объединением учеников-единомышленников Платона. В 60-х годах IV в. Платон еще раз ездил в Сицилию, где тираном был тогда сын Дионисия Старшего, Дионисий Младший. В 347 г. Платон умер в Афинах.

Платон написал много сочинений на разные, преимуществен­но философско-этические темы. В большей части платоновских произведений (диалогов) главным действующим лицом являет­ся Сократ. Из платоновских диалогов известны «Апология Со­крата», «Критон» (о повиновении законам), «Протагор» (о доб­родетели), «Горгий» (о красноречии), «Пир» (о любви), «Федон» (о бессмертии), «Тимей» (о мироздании) и т. д. Иссле­дованию природы идеального государства посвящены специаль­ные трактаты «Полития» и «Законы».

Изложить философию Платона очень нелегко. Платоновская система в высшей степени сложна и противоречива. Сам Пла­тон несколько раз пересматривал, дополнял и изменял свои взгляды.

Учение Платона вкратце сводится к следующему. Окружаю­щий нас реальный мир не есть истинный мир. Это лишь бледное отражение действительного, сверхопытного мира идей, интуи­тивно постигаемых нашим интеллектом. Идеи или понятия присущи нашему сознанию как таковому. Опыт же только де­лает их прозрачными, обнаруживающимися в логических суж­дениях и представлениях. Действительные истины — только одни идеи — «эти неподвижные полюсы в вечно меняющемся потоке явлений».

Опыт лишь несовершенно отражает в себе высшие неизмен­ные образы (идеи), стоящие вне времени и пространства, недо­ступные восприятию, но созерцаемые чистым разумом (мышле­нием). Отсюда высокая оценка Платоном разума (нус), связы­вающего опытный мир разрозненных явлений (апейрон) с потусторонним миром идей, бледной копией которого является окружающий нас реальный мир. Сам по себе реальный мир как бы не существует, он получает свое оформление лишь через по­средство разума, превращающего материальный хаос (апейрон) в стройную систему (космос).

Однако самое понятие интеллекта, или разума, у Платона очерчено туманно, неотчетливо и противоречиво. Иногда интел­лект отождествляется с душой, связывающей мир идей с мате­риальным миром. Душа, заключенная в смертное тело человека, вспоминает остающийся вечно неизменным мир идей, в кото­ром она когда-то пребывала. Душа стремится вырваться из тела и подняться в идеальный мир. Поэтому высшей целью познания признается не исправление, а преодоление мира, не активная деятельность, а пассивное созерцание. Это, полагает Платон, достигается углубленным познанием реального мира.

За отправную точку познания Платон принимает чувственное восприятие, переходящее в первую ступень познания — в чув­ственные представления, или мышление. Из чувственных пред­ставлений возникает рассудочное познание (рефлексия), назы­ваемое научной гипотезой.  Научные гипотезы, в особенности гипотезы самой абстрактной и точной из всех наук — простран­ственной геометрии, служат отправной точкой настоящего мыш­ления, раскрывающегося в диалектике, высшей из всех наук. Значение диалектики, по Платону, состоит в обнаружении несо­стоятельности чувственного мира перед идеальным (умозритель­ным), получаемым путем непосредственного созерцания или интуиции.

Ахиллесова пята идеалистической философии Платона — метафизическое и вместе с тем противоречивое даже с внешней стороны определение материи, разума (души) и природы того идеального мира, бледным отражением которого является ре­альный мир чувств и рефлексов. С одной стороны, идеальный мир рассматривается как продукт творческой фантазии и разу­ма, а с другой — как нечто извне данное и совершенно не зави­симое от человеческой психики. В своей философии Платон возвращается к донаучному, теологическому мышлению и при­ходит к мистике. По своему содержанию философия Платона идеалистическая и глубоко реакционная.

Философская концепция Платона, последовательного про­тивника демократии, неотделима от его социально-политических идеалов. Платон жил в период начинающегося кризиса полиса, острой классовой борьбы и напряженного искания новых форм общественной жизни.

Классический полис с его небольшим коллективом полно­правных граждан изживал себя. Историческая обстановка тре­бовала создания более широких государственных объединений. Кризис полиса вылился в формы небывалого обострения полити­ческой борьбы между различными группировками, постоянных потрясений. Современники Платона мучительно искали выхода из кризиса. Одни видели выход в дальнейшей демократизации государственного строя, другие, напротив, в возврате к полити­ческим «порядкам отцов». Сократ, учитель Платона, утверждал, что управление государством принадлежит к разряду «царствен­ных искусств» и, следовательно, должно находиться в руках лю­дей, обладающих «царственными добродетелями» — мудростью, высокой нравственностью и справедливостью.

Логическим выводом из этого было ограничение числа пол­ноправных граждан, обладающих не только пассивным, но и активным правом, т. е. правом не только выбирать, но и быть избранными. Ученик Сократа и современник Платона, Ксено­фонт, идеализировал спартанские порядки и превозносил пер­сидскую монархию. В трактате «О доходах» Ксенофонт доводами экономического порядка доказывал необходимость расширения прав государства в экономической сфере. Все это говорит о том, что эпоха Платона была временем напряженных исканий новых форм общественно-политического устройства.

Отличие «Политии» Платона от других подобного рода из­вестных нам трактатов Греции V в. заключается в том, что Пла­тон первый дал законченный образец (утопию) «идеального», по его мнению, государства.

Главное зло современного ему общества Платон видит в эгоизме, разделяющем общество на два полюса — полюс богат­ства и полюс бедности. Причина же эгоизма заключается в непонимании истинного смысла аретэ — добродетельной жизни. Утрата аретэ порождает сребролюбие, жадность, своеволие, дерзость и тем самым разрушает общественный порядок. В афин­ском строе Платона более всего возмущала «неумеренная свобо­да демоса». В Афинском государстве, сетует Платон, нет разли­чия между свободными и рабами, гражданами и иностранцами, учениками и учителями, старыми и молодыми. Состояние Афин­ского государства таково, что оно нуждается в немедленном «оздоровлении»,— таков конечный вывод Платона. Полное же оздоровление возможно лишь в идеальном обществе, построен­ном на добродетели, т. е. справедливости. Справедливость же Платон трактовал с типично рабовладельческой классовой точки зрения, выдавая ее за объективно-истинную.

Анализу справедливости, в понимании Платона, посвящена значительная часть «Политик». Справедливое у Платона сов­падает с понятием разумного, а разумное приобретается от рождения и совершенствуется в процессе занятия философией и наукой. Справедливое, говорит Платон, лучше, чем несправедли­вое, потому что оно обеспечивает человеку и обществу возмож­ный максимум счастья. Поэтому во главе «идеального государст­ва» (политии) должны стоять справедливые и разумные люди, которых Платон называет философами.

Философы должны вести созерцательный образ жизни и заботиться о проведении в жизнь справедливого и разумного. Они не должны иметь ни собственности, ни семьи, которые, по мнению Платона, порождают алчность, эгоизм, ослабляют государство. Философы, правители государства, живут вместе и избавлены от всяких забот и тревог материальной жизни.

Второй слой политии составляют воины, охраняющие государ­ство от покушений извне. Подобно философам, воины тоже не имеют собственности и семьи. Деторождение регулируется государством. «Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей» (Платон, Государство, V, 457д). Слабые дети уничтожаются при рождении, а здоровые передаются на воспитание в воспитательные дома.

К третьему слою политии относится остальная масса граждан — земледельцы, купцы, ремесленники, называемые об­щим термином ремесленники (демиурги). Ремесленники имеют частную собственность и семью, и их образ жизни также регу­лируется государством. Демиурги принадлежат государству и распределяются по 13 производственным округам. Своим трудом они доставляют государству необходимые материальные блага. «Попечение» над «ремесленным классом» вверено специальным чиновникам (агораномам), которые также регулируют и рыноч­ные отношения. Денежное обращение и богатство в политии Платона ограничены определенными узкими рамками. Полития Платона не исключает и рабства в собственном смысле. В этом сказалась рабовладельческая сущность социальной философии Платона.

И в «Политии» и в «Законах» идеальное государство Плато­на является аграрным. Основной хозяйственной отраслью при­знается земледелие и натуральное хозяйство, торговля и денеж­ное обращение почти сведены на нет.

  • ← Софисты и Сократ
  • Аристотель →

«Древняя Греция» — Платон


(427-347 до Р. Х.)

   Платон — выдающийся философ Древней Греции. Он — основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии. Часто даже говорят, что вся западная история философии — это примечания к Платону. Он родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра, мать Перектиона была родом из семьи, давшей законодателя Солона. Настоящее имя его Аристокл. По преданию Платоном его стал звать Сократ. «Платон» — по-гречески означает широкоплечий или толстый. В молодости он много занимался спортом.
   Занятиям философией предшествовала литературная деятельность Платона в области художественной литературы, музыки, живописи. Он много писал стихов. С философией познакомился у Кратила, ученика Гераклита Кратил был последователь учения Гераклита, но довел взгляды последнего до крайностей. Если Гераклит говорит, что нельзя дважды войти в одну реку, то Кратил полагал, что нельзя этого сделать ни одного раза.

так как она все время течет и в момент вхождения уже другая. Также нельзя назвать данную вещь по имени, так как имя одно, а вещь постоянно меняется. Поэтому Кратил предлагал не называть вещи, а указывать пальцем на ту или иную сильнейшее воздействие на Платона оказал Сократ, после знакомства с которым тот уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии.
   Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии После смерти Сократа покинул Афины и жил в Мегаре. Затем после короткого пребывания в Афинах Платон отправился в Египет откуда переехал в Южную Италию, затем поехал на Сицилию. Здесь он подружился с родственником тирана Дионисия Старшего -Дионом Однако Дионисий продал Платона в рабство, от которого он был избавлен Аннекиридом, выкупившим его. Вернувшись в сорокалетнем возрасте в Афины, Платон организовывает свою собственную школу, получившую название Академии. В Сицилию он еще два раза совершает путешествия по приглашению Диона. Платон ездил в Сиракузы, чтобы попытаться реализовать на практике свои проект идеального государства.
Однако эти попытки Платона окончились неудачей. Последние годы своей жизни Платон провел в Афинах.
   Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона породила так называемый «платоновский вопрос . Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. Некоторые из этих 34 диалогов отдельными исследователями считаются неподлинными.
   Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед (Сократ к тому же — центральное действующее лицо платоновских диалогов). Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы и получать ответы и посредством этого приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.
   Теория идей. В диалоге «Теэтет» Платон ставит вопрос о сущности знания- «Что такое знание?» и показывает, что это не ощущение. Чувственное знание не может быть подлинным знанием, так как последнее ничто без понимания, как, например, мы не понимаем иностранную печь хотя и слышим. Следовательно, подлинное знание — это такое знание которое постигается разумом, а в этом случае предметом такого знания выступают уже не вещи. а идеи в качестве сущего бытия. Вопрос об идеях рассматривается Платоном в различных диалогах: «Гиппий Больший», «Федон», «Пир», «Филеб». Наиболее наглядно понимание Платоном «идеи» видно на примере рассмотрения понятия прекрасного.
   В указанных диалогах Платон выявляет понятие прекрасного на основе рассуждений, которые показывают, что понятие прекрасного не может просто соответствовать какому-либо эмпирическому виду прекрасного. Оно не может выступать в виде какой-либо части тела или в виде чего-либо другого. Признаками определения прекрасного, по Платону, являются объективность, безотносительность, независимость от конкретных условий, связанных с пространством и временем. «Идея» Платона резко отличается от всех чувственных вещей. Эти вещи постоянно изменяются, идея же, т.е. прекрасное само по себе, никогда не изменяется, всегда тождественна сама себе.
   Согласно Платону, окружающий нас материальный мир мы познаем чувствами, и он является производным от мира идей, он «тень» мира идей. В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. Например, вещественные столы в нашей жизни представляют собой тень вечной и неизменной идеи стола, которая проявляется во многих столах. Платон осуществляет гипостазирование понятий, т.е. превращение в самостоятельную сущность, реальность общих понятий. По Платону, отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности — идеи, которые составляют основу вещей. Платон отрывает идеи от конкретных, чувственных вещей и рассматривает их как подлинные сущности, находящиеся вне материального мира, который подчинен миру идей.
   Под материальным миром Платон понимает мир конкретных, чувственно воспринимаемых вещей и явлений, этот мир находится между миром идей, понимаемым как реальное бытие, и материей как таковой — небытием, и это кажущееся бытие отделяет реальное бытие от небытия.
Реальные, т.е. по Платону, кажущиеся вещи, являются тенью, подобием идей, которые выступают своего рода образцами всех окружающих вещей.
   Область идей для Платона не представлялась однородной, она образовывала своего рода иерархию. Ряд идей принадлежали к идеям высшего порядка, это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Затем идут идеи, выражающие физические явления и процессы, к ним относятся огонь, покой, движение, цвет, звук. Третий ряд идей отражает отдельные разряды существ, например животных и человека. Потом идут идеи для предметов, отношений и т.д.
   Концепция идеи Платона обладает еще одной стороной. Для Платона идея выступает не только в онтологическом смысле как реальное бытие, но и как мысль о нем, понятие об этом бытии, т.е. она есть родовое понятие о сущности предмета.
   Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание — это познание, которое проникает в мир идей. В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминаний. По его мнению, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период-своего существования, когда она еще не соединилась с телом. В подтверждение своей теории воспоминании Платон в диалоге «Менон» приводит разговор Сократа с одним юношей который, до этого никогда не изучав математику, после правильно поставленных вопросов пришел к собственной формулировке теоремы Пифагора.
   Таким образом в теории познания Платон четко различал знание и мнение это различение имело для него большое значение. Первое относится к знанию об идеях, второе связано с чувственным миром. Знание приводит к абсолютной истине, мнение касается только внешней поверхности вещей.
   Все изложенное выше Платон называет диалектикой, под которой понимает и логику, и учение о познании, и учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а также разумное познание этих истинно-сущих родов реального бытия.
   Гносеологические и онтологические взгляды Платона тесно связаны с его пониманием души, которая для него нематериальна, она бессмертна и существует вечно. Душа обладает своей иерархией и подразделяется на разум, который наверху, на волю и благородные желания, и на влечения и чувственность.
   Платон первый в истории философии поставил вопрос об отношении духа к материи в явном виде и рассмотрел его с разных позиции. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное как душа, ум. «Душа правит всем, что есть на небе на земле и на море с помощью своих собственных движении [Законы.]
   Проблема души у Платона ставится также и в связи с воспитанием добродетели. Проблема воспитания души рассматривается в диалогах «Федон» «Пир» «Государство».
   Душа состоит из трех начал — рассудительности, пыла, вожделения. Этим трем частям соответствуют ТРИ класса — стражи, воины, ремесленники, а каждому классу — своя добродетель: мудрость, мужество, воздержанность. Только правильное воспитание может и должно обеспечить справедливость в. государстве и соответствие всех этих трех начал в душе. Если же между этими тремя частями будет происходить несоответствие, то возникнут несправедливость, несовершенное государственное устройство и загробное наказание.
   Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. В центре внимания философской проблематики Платона были не абстрактные натурфилософские положения о первоначалах природы, а проблемы человека. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения — «Государство» и «Законы» К ним можно отнести также диалоги «Политик» и «Критон».
   Платон рисует идеальный тип государства, который существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип государства, который у него выражается в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании.
Тимократия -это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Она находится в руках богатых, которые постепенно растрачивают свое имущество и превращаются в бедняков и совершенно бесполезных членов общества. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но при которой противоположность между богатыми и бедными еще больше обостряется.
   Демократия возникает как результат восстания бедняков против богатых, в результате которого богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. За демократией следует тирания, являющаяся результатом вырождения демократии. Согласно Платону, наличие чего-либо в излишней степени приводит к своей противоположности. Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей свободы. Сначала, при установлении тирании, тиран «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем» [Государство. VIII. 566]. Постепенно тиран уничтожает всех своих противников, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-либо пользы» [Там же].
   В противовес всем отрицательным формам государства Платон выдвигает свой проект идеального государства, который явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть построено на принципе справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший общественный разряд составляют производители — это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины — стражи и правители -философы.
   Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером. Эти три сословия соответствуют трем частям души, которые упоминались ранее. Для правителей характерна разумная часть души, для воинов — воля и благородная страсть, для производителей — чувственность и влечения. Таким образом, нравственные качества воинов и правителей Платон ставит выше нравственных качеств производителей.
   Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества и граждан. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.
   Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям и философам, храбрость — воинам, стражам, умеренность — всему народу. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». Платон считает, что «мно-годелание», т.е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику.
   Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, -это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В нарисованном проекте идеального утопического государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях.
   Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полное подчинение личности государству.
   На основании изложенной концепции идеального государства многие исследователи рассматривали теорию Платона как первый проект коммунистического общества. Другие ученые считали, что в проекте Платона обрисован первобытный коммунизм.
   Несмотря на явные крайности в отдельных своих положениях, теория Платона об идеальном государственном устройстве вполне соответствует тому примеру социалистического общества, которое разрабатывалось и претворялось в жизнь в последующем развитии цивилизации со всеми теми тоталитаристскими чертами, которые были нарисованы еще Платоном. Так, Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За «безбожие» полагалась смертная казнь. Также подвергалось строгой цензуре любое искусство, которое не было направлено на развитие морального совершенства в интересах государства.
   «Самое главное здесь следующее, — пишет Платон, — никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению… Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом» [Законы. ХП. 942].
   
   Платоновское государство — это теоретическая схема деспотического государства.
   Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях. Однако учение Платона об «идеях» претерпело с течением времени определенные изменения. В процессе этого изменения произошло сближение Платона с пифагорейцами. В частности, это видно по его космологическому учению. Он прямо вкладывает свое понимание космологии в уста пифагорейца в диалоге «Тимей», который написан в последний период его творчества.
   Космология Платона представляет собой следующее учение. Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург (создатель) придал миру соответствующий порядок. Мир этот — живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. Эти элементы организованы в определенные пропорциональные соединения на основе закона чисел. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа также обладает познанием. Мир образует ряд кругов: круг неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые после смерти тела, в которым они живут, переселяются в другие тела. Теорию о переселении душ Платон, вероятно, заимствовал у орфиков.
   Воздействие пифагореизма на Платона особенно заметно в его учении о строении вещества и закономерностях его развития. Платон распространяет на структуру идеи математические взаимоотношения, а так как идея тесно связана с вещью, то на последней отражается и математическая структура идеи. Таким образом, огонь оказывается состоящим из телец, обладающих формой пирамиды, воздух — формой восьмиугольников и т.д. Обращение Платона к числовым взаимоотношениям объективно направлено на научное познание мира.
   Изложенная выше теория «идей» Платона еще называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает много сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам чувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика со стороны Платона сделана настолько серьезная, что некоторые исследователи даже считали, что эти диалоги принадлежат не Платону, а другим философам, например Аристотелю. Однако скрупулезные исследования все-таки показали, что эти диалоги платоновские.
   Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма, а также за сведение подлинного бытия лишь к идеям, которые не имеют прямого отношения к земному чувственному миру. Поэтому Платон в упомянутых диалогах проводит новый подход к своей концепции идей.
   Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя и это единство — источник любого изменения. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое -многое, покой — движение, тождество — различие.
   Платон — выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок для развития всей западной философии. В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону» [Уайтхед. Процесс и реальность. С. 13].

Платон. Факты для детей. История для детей.

Он был из очень богатой семьи и жил с 427 г. до н.э. по 354 г. до н.э.

Платон

Ученик

Платон был учеником Сократа, великого учителя и философа.

Сократ обычно был главным человеком, о котором писал Платон, когда писал книги.

Сократ

В детстве Платон увлекался наукой.

Он решил стать сильным в философии, и именно там он встретил Сократа.

Поскольку Сократ был философом, он пытался выяснить, логично или нелогично то, что говорят люди.

Иногда люди сердились на Сократа и спорили с Платоном, потому что он был его учеником.

Сократ разговаривал со своими учениками и учил их политике и фактам жизни.

Платон и другие ученики предлагали ему различные теории для решения проблем, а учения Сократа позднее стали важными в трудах Платона.

Что важного сделал Платон?

Платон был очень важным человеком из Древней Греции.

Он помог основать первый университет, который назывался Академией.

В этой школе он заставил учеников сосредоточиться на том, кто они есть, и хотел, чтобы люди узнали о человеческой природе.

Старший Платон идет рядом с Аристотелем

Письма

Платон написал много разных книг об идеях, и иногда он писал книги, которые противоречили другим учениям, написанным людьми.

Платон также писал книги, в которых люди разговаривали, и поэтому их было интересно читать.

Иногда Сократ был главным персонажем в книгах Платона, и некоторые люди задавались вопросом, действительно ли Сократ говорил то, что написано в книгах Платона, или Платон просто использовал его как персонажа, чтобы его идеи казались важными.

Одна из самых известных книг, написанных Платоном, называлась «Республика».

Эта книга была написана на основе того, что сказал Сократ, и она включала в себя метод Сократа, который является аргументом, который используется, чтобы доказать, что люди ошибаются.

«Республика» — это книга, в которой персонажи обсуждают, что такое справедливость и как справедливость может принести счастье.

Сократ снова стал одним из главных героев и рассказал о своей жизни и о том, как жизнь может быть несправедливой.

Последняя книга, написанная Платоном, называлась «Законы», и это была самая длинная из написанных им книг.

Some other books that he wrote were:

  • Apology
  • Cratylus
  • Crito
  • Epigrams
  • Euthyphro
  • Gorgias
  • Laws
  • Laches
  • Lysis
  • Menexensus
  • Meno
  • Sophist
  • Statesman
Титульный лист древнейшей рукописи Платона

Написание диалога

Платон начал писать, и он придумал стиль, названный «диалог».

Этот стиль он использовал во многих своих произведениях, где люди «разговаривали» друг с другом.

Это позволило Платону показать обе стороны аргумента и представить новые идеи.

Один из самых важных диалогов, написанных Платоном, назывался «Апология», когда Сократ защищался перед тем, как его приговорили к смертной казни.

Царь-философ

Платон считал, что если кому-то дано царство, он должен сначала стать философом.

Он считал, что каждый настоящий король должен быть философом, иначе он недостаточно умен, чтобы быть королем.

Карьера

Платон был философом и математиком.

Он был очень умен и известен как учитель и писатель.

Платон создал западную философию.

Афины

Платон вырос в Афинах во времена Древней Греции.

Большинство людей мало что знают о Платоне, потому что о его жизни мало что написано, но известно, что он был из богатой семьи и у него были сестра и два брата.

Образование

Поскольку Платон был богат, его обучали лучшие учителя города-государства.

Ему преподавали такие предметы, как математика, гимнастика, музыка, философия и многое другое.

Смерть

Платон умер, когда ему было 80 лет, но никто толком не знает, как и почему.

Большинство людей думают, что он умер во сне.

Важность

Платон был очень важен, и его труды многое рассказали университетам о философии и жизни.

Его труды изучаются более 2000 лет.

 

Факты о Платоне:
  • Некоторые считают, что настоящее имя Платона было Аристокл.
  • Платон означает широкий.
  • Платон был родственником поэта и законодателя Солона.
  • Греция предложила Платону стать одним из «тридцати тиранов» после Пелопоннесской войны, но он отказался.
  • Платон находился под влиянием Пифагора.
  • Платон путешествовал по таким местам, как Египет, Северная Африка, Италия и другие регионы.
  • Некоторые считают, что Платон служил в афинской армии.
  • Платон был мальчиком во время Пелопоннесской войны.
  • Аристотель был одним из учеников Платона.

 

Чему вы научились?
  1. Кем был Платон? Платон был известным философом, жившим во времена Древней Греции.
  2. У кого учился Платон? Платон был учеником Сократа.
  3. Чем был известен Платон? Платон был известен тем, что писал книги и верил в философские вещи.
  4. Что Платон думал о царе-философе? Платон считал, что царь может быть хорошим царем только в том случае, если он прежде всего был философом.
  5. Во время какой войны жил Платон? Платон был жив во время Пелопоннесской войны.

Платон — Зачарованное обучение

Содержание

  • Введение
  • Ранняя жизнь
  • Протеже Сократа
  • Академия
  • Наследие

Введение

Платон (428? г. до н.э. – 347 г. до н.э.) был влиятельным учителем, философом и писателем в Древней Греции. Его идеи лежат в основе большей части западной мысли. Теории Платона, наряду с теориями его наставника Сократа и его ученика Аристотеля, составили основу афинской философии. Платон основал Академию, широко известную школу и учебный центр в Афинах, который стал образцом для будущих университетов. Возможно, больше всего на свете он сосредоточился на человеческой природе и на том, как отдельные люди и правительства могут стать более добродетельными.

Молодость

Возможно, изначально Платона звали Аристокл в честь его деда. Он происходил из богатой и влиятельной семьи — оба его родителя (Аристон и Периктиона) были аристократами. Но мало что известно о его жизни, и многое из того, что известно, взято из его философских сочинений. Даже год его рождения обсуждается; большинство историков помещают его в диапазон 428-423 до н.э.

Протеже Сократа

Пути Платона в молодости пересеклись с известным философом Сократом. Вдохновленный Сократом, Платон учился у него и стал его протеже и доверенным лицом. Философия Сократа, заключающаяся в том, чтобы ставить под сомнение окружающий его мир, была воспринята сомнительно. Поощрение молодежи ставить под сомнение все и всех (включая их уважаемых старших) было настолько спорным, что Сократ в конечном итоге предстал перед судом, отчасти за это. Но Платон был очень впечатлен; это наставничество было настолько близким, что позже теории Сократа передавались в основном через рассказы Платона.

Большое влияние на Платона оказала Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.), когда он сражался за Афины с 409 по 404 г. до н.э. Война закончилась поражением афинян от Спарты. Из-за этого знаменитая демократическая система Афин временно превратилась в репрессивную олигархию, разочаровав Платона в политике. Он вернулся к демократии только после свержения правления Тридцати тиранов. Однако суд над Сократом и его казнь в 399 г. до н. э. (в основном на основании его философии, как описано ранее) были тем, что действительно отдалило Платона от афинского правительства. На самом деле это напрочь отдалило его от самой Греции, так как он провел 39 лет.9-387 г. до н.э. путешествуя по Южной Европе и Северной Африке (в таких местах, как Мегары, Египет и Сиракузы). Платон провел эти туры, изучая различные темы во время письма. Этот период рассматривается как ранняя часть творчества Платона. Его также иногда называют периодом сократовских диалогов, когда Платон часто иллюстрировал сократовский метод расспросов по разрушению и восстановлению идей. Этот период письма длился с 399 по 387 г. до н.э. и, как известно, включает его 90 243 Апологию Сократа 9.0244 . Хотя точно неизвестно, какие именно работы он написал в то время, они, как правило, были хрониками о Сократе и теориях более старого философа. Сюда также могли входить книги Euthyphro , Hippias , Ion , Major and Minor и Protagoras .

Академия

Вернувшись в Грецию из своих путешествий, Платон продолжал писать, а также произвел революцию в обучении. Основав Академию в 385 г. до н.э., Платон переосмыслил саму концепцию школы в грандиозном проекте на окраине Афин. Сюда стекались студенты со всей Европы. Будучи краеугольным камнем знаний, он обеспечивал такой высокий уровень образования по такому широкому кругу тем, что стал ориентиром для будущих учебных заведений. Многие считают его первым в Европе или, может быть, в мире университетом. Одним из самых известных его учеников был Аристотель (который начал учиться там в 360-х годах до нашей эры). Важным поворотным моментом стало то, что учреждение сосредоточило внимание на математике, чему раньше не уделялось внимания в сфере образования. Платон также чувствовал, что Академия может заставить интеллектуальную мысль изменить правительство в положительную сторону.

Годы с 387 по 361 до н.э. составляют философски ориентированный средний период творчества Платона. Это привело к тому, что он перешел от идей Сократа к формулированию своих собственных, и включил в себя свои работы Федон , Симпозиум и, что особенно важно, Республика . Последнее произведение является одним из самых известных сочинений Платона и посвящено тому, что делает добродетельного человека и правительство, и все это благодаря утопическому сценарию. Короче говоря, его вывод состоял в том, что «идеальное государство» должно управляться философами (королем-философом). В сущности, он стремился раскрыть «идеальный мир», а затем преобразовать «обычное» в это более могущественное понятие. Республика также примечательна тем, что включает в себя известную «Аллегорию пещеры» Платона. В этой истории есть «персонаж» Сократ, рассказчик основной истории. В этой сказке изображена воображаемая группа, прикованная цепями к стене пещеры и обращенная лицом к ней — положение, в котором они находились всю свою жизнь. Все, что они могли видеть во внешнем, истинном мире, это тени на стене. Но эти тени были всем, что они когда-либо знали. Затем Платон (или «Сократ») провел аналогию, что философ подобен тому человеку, который вырвался из оков и понял, что тени ничто по сравнению с красотой и сложностью мира за пределами пещеры.

Помимо сочинений, Платон позже ненадолго переехал из Афин, чтобы в 367 г. до н.э. стать частным наставником лидера Сиракуз (Сицилии) Дионисия II. Но последний очень подозрительно относился к Платону. Итак, в 365 г. до н.э. философ вернулся в Академию, чтобы преподавать и писать. Платон оставался там до своей смерти в 347 г. до н.э. В этот поздний период его сочинения были еще более укоренены в метафизических идеях (еще больше отдалившись от Сократа). К ним относятся Софист , Тимей и Филебус . Он исследовал мораль и артистизм в своей Теории форм .

Наследие

Аристотель считался естественным преемником Платона в управлении Академией, но в конечном итоге его обошли стороной. Взамен он открыл лицей, собственную школу. Сама Академия была закрыта в 529 году нашей эры, много столетий спустя после ее основания, когда римский император Юстиниан I почувствовал, что она пропагандирует язычество над христианством. Но на этом наследие Платона отнюдь не закончилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *