Анализ «Капитанская дочка» | СПАДИЛО
Первый вариант сочинения
События, описанные в романе «Капитанская дочка», происходят на фоне восстания Емельяна Пугачёва. Главный герой, Пётр Гринёв, был участником тех событий и сумел сохранить честь и достоинство даже в самых трудных ситуациях, когда его жизнь висела на волоске.
Тема
Кадр из фильма “Капитанская дочка”. 1958
В романе «Капитанская дочка» автор мастерски раскрывает несколько тем одновременно. На первом плане оказывается тема нравственного выбора, чести и достоинства. Пётр Гринёв проявляет высокие душевные качества, а Швабрин выступает его антиподом в романе. И мы видим, к чему приводит подобный выбор жизненного пути.
Также в произведении поднимается тема воспитания. Пётр Гринёв смог стать достойным человеком только благодаря воспитанию, которое ему дали его родители. Он получил те важнейшие духовные основы, на которых строится благородство.
В число основных тем входит и любовная тема. Чувства Петра Гринёва и Марии Мироновой – пример чистой искренней любви. На протяжении всего романа они отстаивали своё право быть вместе, доказали всем окружающим, что достойны счастья.
История создания
Замысел романа «Капитанская дочка» появился у А.С. Пушкина ещё во время работы над «Дубровским», в начале 1833 года. В то время писатель занимался не только созданием «Дубровского», ещё он трудился над историческим очерком «История Пугачёва». Для этого он детально изучал материалы о пугачёвском бунте, которые сохранились в архивах. А затем решил совершить путешествие на Урал, где и происходило это восстание. Там Пушкину удалось пообщаться с очевидцами произошедших событий, что значительно пополнило его знания о деяниях Пугачёва. Весь этот уникальный материал и лёг в основу романа «Капитанская дочка».
«Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели писателя в его журнале «Современник», под видом мемуаров Петра Гринёва. Из этого издания была вырезана целая глава, описывающая бунт крестьян в деревне главного героя, но автор сохранил её, и спустя сорок четыре года её всё-таки издали.
Композиция
- Экспозиция: детство Петра Гринёва и все события, которые происходили до его появления в Белогорской крепости.
- Завязка: знакомство Петра Гринёва и Маши Мироновой.
- Развитие действия: жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости, конфликт со Швабриным.
- Кульминация: захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым, казнь капитана Миронова и ео жены.
- Развязка: спасение Маши Мироновой, помилование Петра Гринёва императрицей.
Жанр
Сам А.С. Пушкин определил жанр этого произведения как повесть. Но современные исследователи считают, что «Капитанская дочка» – это исторический роман. Несмотря на небольшой объём, в этом романе описываются весьма значимые события, а вымысел тесно переплетается с историческими фактами, и с реальными историческими деятелями. И ещё одним важным признаком романа является многолинейность сюжета произведения, что также присутствует в «Капитанской дочке».
Проблематика
Центральной проблемой романа является проблема чести и долга, и автор целенаправленно помещает своих героев в такие трудные жизненные ситуации, из которых им удаётся выйти, сохранив своё достоинство. Отсюда ещё следует проблема нравственного выбора, любви и верности, дружбы и предательства.
Всё, что связано в романе с честью и долгом, относится к главному герою – Петру Гринёву. Он жил согласно отцовскому наставлению: «Береги платье снову, а честь смолоду». Как и все люди, Гринёв учился на собственных ошибках, неоднократно совершённых после отъезда из отчего дома. Окончательно повзрослел он после знакомства со Швабриным, который на личном примере показал, каким человек не должен быть. Глядя на него, Гринёв понял, что больше никогда не сможет перейти ту грань, которая уронит его честь и чувство собственного достоинства.
Таким же образом воспитана и Маша Миронова, которая не побоялась пойти к самой императрице, для того чтобы доказать невиновность своего возлюбленного и вернуть ему честное имя.
Ещё одной важной проблемой, поднятой в романе, является проблема взросления и становления человеческой личности. Через что необходимо пройти человеку, для того чтобы повзрослеть? Благодаря событиям, произошедшим, в Белогорской крепости, главный герой рано повзрослел и стал настоящим офицером, человеком чести, однако цена этого взросления оказалась слишком высокой.
Смысл названия
Несмотря на то, что главным героем романа является Пётр Гринёв, в названии упоминается не он. Мария Миронова – это умная, добрая и честная дочь капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Её родителям не удалось нажить себе богатства, зато они воспитали достойную, порядочную дочь. Маша сумела сохранить свою честь даже после захвата крепости пугачевцами, которые убили её отца и мать. Она осталась там совсем одна во власти подлого Швабрина, державшего девушку в заточении до тех пор, пока она не согласится стать его женой. Маша была напугана и сломлена гибелью своих родителей, однако ничто не могло заставить её предать свою любовь и выйти замуж за другого человека.
В дальнейшем она ещё не раз продемонстрирует своё благородство и силу духа, даже не побоится отправиться к самой императрице всея Руси, для того чтобы добиться освобождения для своего возлюбленного. Спасение его жизни и чести оказались для Маши намного важнее, чем её собственная судьба. Капитанская дочка воплотила в себе все наилучшие качества русской души. В любой ситуации ей удавалось сохранить свою честь и достоинство, оставаться преданной своей Родине. Когда подобные качества проявляет офицер – нет ничего удивительного, но такие поступки хрупкой девушки вызывают восхищение, поэтому автор и назвал свой роман в её честь.
Прототипы главных героев
Прототипами главных героев романа были реальные люди. Изучая архивные документы, А.С. Пушкин узнал много о судьбах людей, которые принимали непосредственное участие в Пугачёвском бунте. Одним из таких участников был некий Вашарин, который попал в плен к Пугачёву, но ему удалось благополучно бежать от врага и поступить на службу к его противнику. Именно его судьба и легла в основу образа Петра Гринёва, но и фамилия главного героя была выбрана не случайно. После подавления пугачевского восстания была опубликована информация о сообщниках Пугачёва. В их списках числился Гринёв, который впоследствии оказался невиновен, и непричастен к организации бунта.
А прототипом образа Швабрина стал подпоручик Михаил Шванвич, который в ходе военных событий дезертировал, и примкнул к рядам пугачевцев. Он был представителем известной дворянской фамилии, и его предательство не осталось без наказания.
Критика
Публикация романа «Капитанская дочка» не вызвала особого интереса у критиков. Ни в одном литературном издании не прокомментировали новое произведение А.С. Пушкина. О реакции общественности можно судить только по отзывам современников. Так, князь П.А, Вяземский, который был поэтом, публицистом, историком и критиком, высказал Александру Сергеевичу свои претензии по поводу исторической достоверности описанных в «Капитанской дочке» событий. Кроме того, он указал и на другие несоответствия. К примеру, несоответствующее сезону описание реки. Однако в целом Вяземский положительно оценил роман.
Издатель В.Ф. Одоевский восторгался мастерством А.С. Пушкина. Говорил, что не мог ни на минуту оторваться от произведения, пока не дочитал его до конца. Тем не менее, замечания относительно написанного у него всё-таки были. Он считал, что некоторые эпизоды могли бы быть освещены более детально. Например, история Пугачёва до того, как он захватил Белогорскую крепость. И характер Швабрина, по его мнению, был недостаточно раскрыт, поэтому непонятно, почему он перешёл на сторону врага.
Создав первый исторический роман в русской литературе, А.С. Пушкин мастерски и правдоподобно показал в произведении целую эпоху, и раскрыл личность значимого в истории России человека – Емельяна Пугачёва.
Второй вариант сочинения
Роман «Капитанская дочка» – это история взросления Петра Гринёва, который превратился из неопытного легкомысленного юноши в справедливого и благородного мужчину. Его становление произошло на фоне крупного крестьянского восстания, потрясшего всю Российскую империю во второй половине 18 века.
История написания
Кадр из фильма “Капитанская дочка”. 1958
Над романом «Капитанская дочка» А.С. Пушкин трудился целых три года (1833-1836). А до этого он занимался исследованием исторических фактов, касающихся Пугачёвского бунта.
Опубликован роман был в журнале Современник, в 1836 году. Первоначальная его редакция относится к 1833 году, но её не пропустила цензура, поэтому до нас эта интерпретация не дошла. Известно, что всего было пять планов романа, но А.С. Пушкину пришлось все варианты переделывать, пока он не изменил сюжет настолько, что его разрешили печатать.
Известно, что после обработки произведения автору пришлось убрать целую главу, в которой шла речь о бунте крестьян в родной деревне Петра Гринёва. Судя по всему, этот текст не пропустила цензура, но Пушкин сохранил его и поместил под особую обложку с названием «Пропущенная глава». Впервые эта глава была опубликована через много лет после смерти великого писателя, в 1880 году.
Тема
Роман «Капитанская дочка» – это, в первую очередь, историческое произведение. А.С. Пушкин описывает не свою эпоху, а то время, которое уже успело стать историей. В романе присутствуют реальные исторические лица, да и описанные события максимально приравнены к тем, которые имели место быть. Поэтому основная тема романа – тема народной борьбы, последствий крестьянского бунта. Также в «Капитанской дочке» поднимается тема дворянской чести. Не случайно на протяжении всего развития сюжета противопоставляются именно два дворянина, два офицера – Гринёв и Швабрин.
Для истинных представителей дворянства честь была превыше всего, как и преданность своей Родине. За оскорблённую честь шли в бой, уничтожали врагов, дрались на дуэлях. Но Швабрину оказалось это понятие незнакомо, несмотря на его происхождение. Он с лёгкостью присягнул Пугачёву, когда понял, что его жизни угрожает реальная опасность. Он переступил через дворянскую честь и достоинство, ради собственного благополучия. В то же время Петр Гринёв отказался давать клятву верности предводителю бунта, чем и заслужил его неподдельное уважение. Даже таким преступникам, как Пугачёв, оказалось не чуждым чувство долга. Он по достоинству оценил отвагу Гринёва, и даже даровал ему помилование.
Основная идея
Основная идея романа «Капитанская дочка» заключается в осознании правильных жизненных ценностей. Не каждый человек способен на подвиги, но каждый может любить свою Родину, и оставаться ей преданным, несмотря ни на что. Только истинный патриотизм может сделать человека сильным и мужественным, и именно из этого чувства рождается понятие чести, достоинства и благородства.
Однако преданным можно быть не только своей земле. Мария Миронова даже в самых трудных ситуациях оставалась верной Петру Гринёву. Она не отказалась от своей любви к нему даже тогда, когда эта непоколебимость могла ей стоить жизни. Маша не покорилась Швабрину, несмотря на то, что он держал её в заточении и морил голодом. Таким образом, автор показал, что не только преданность Родине делает человека храбрым, преданность любимому человеку – не менее значима.
Композиция
Роман написан в форме мемуаров Петра Гринёва. Только такая форма изложения давала возможность «Капитанской дочке» пройти цензуру. Основным композиционным элементом является сопоставление двух миров: народного во главе с Пугачёвым, и дворянского во главе с Катериной II.
Композиционная структура романа состоит из четырнадцати глав, отличающихся стройным последовательным изложением. Каждой из этой главе предшествует эпиграф, определяющий суть дальнейшего повествования.
Жанр, направление
«Капитанская дочка» – это достойный пример исторического романа 19 века. Сюжет основан на реальных исторических событиях (Крестьянская война 1773-1775 гг), в романе часто упоминаются реальные исторические деятели, такие как Емельян Пугачёв, Екатерина II и др. Тем не менее, дискуссии относительно жанра произведения не окончились до сих пор. Некоторые исследователи считают, что это повесть. Они ссылаются на небольшой объем произведения, небольшое количество героев, и отсутствие разветвления сюжетной линии, как в типичных романах.
Эпиграф
Не случайно, А.С. Пушкин выбрал русскую народную пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду» в качестве эпиграфа к своему роману. Эти слова говорит Петру Гринёву его отец, провожая сына на службу. По этому принципу и живёт дальше главный герой, поступая по чести в любой ситуации, неоднократно оказываясь перед трудным нравственным выбором. Эта пословица отражает ценности, которые писатель считал самыми важными для любого человека. А именно – достоинство, благородство, отвагу и преданность Родине, которые продемонстрировал Пётр Гринёв.
Роман «Капитанская дочка» учит всегда оставаться человеком, отстаивать свою точку зрения и выполнять обещанное. Финал произведения доказывает то, что именно такие люди способны обрести своё счастье. В любой ситуации можно сохранить свою честь и достоинство, главное – помнить об этом, и не идти на поводу у собственных страхов.
Третий вариант сочинения
Замысел и жанр произведения
Освобождение Маши. Иллюстрация А. Иткина
А.С. Пушкин задумал повесть «Капитанская дочка», когда работал над «Историей Пугачева». Изначально автор предполагал, что главным героем произведения будет молодой дворянин, перешедший на сторону бунтующих разбойников. В процессе работы замысел изменился. Окончательный вариант повести был написан в 1836 году (за несколько месяцев до смерти А.С. Пушкина) и опубликован в «Современнике» без указания автора.
Для создания эффекта документальности Пушкин в эпилоге к повести заявил, что записки достались ему из рук внука Петра Гринева, автор лишь дополнил повествование эпиграфами.
По определению Пушкина «Капитанская дочка» – историческая повесть. Однако многие критики интерпретируют произведение как роман, точнее роман – семейная хроника. Повествование построено от имени главного героя повести – Петра Гринева.
Начинается произведение с описания того, как герой, будучи 17-и лет от роду, отправляется служить в Белогорскую крепость.
Тематика повести
В центре повествования находится восстание Пугачева, изображенное с детальной достоверностью. Кровавые бойни, жестокие расправы, широта событий – все нашло отражение в повести.
Нельзя сказать, что Пушкин отчетливо занимает какую-либо из противоборствующих сторон. Разбой и издевательства над людьми не находят в представлениях автора оправданий. Пушкин пытается донести мысль, что победителей в этой войне нет. Пугачев ясно понимает безысходность восстания, офицеры из человеческих соображений отказываются воевать с ними.
Пугачевский мятеж, бессмысленный и беспощадный, выставлен как народная трагедия. Бездействие властей также находит осуждение автора. Именно из-за попустительства вышестоящих Белогорская крепость пала, а Оренбург оказался в долгосрочной осаде.
Образ Емельяна Пугачева
Емельян Пугачев – единственное реальное историческое лицо в повести. Образ наделен сложными и противоречивыми чертами, он непредсказуем, грозен и властен. В то же самое время может быть весельчаком и плутом. Его решения бывают суровыми и молниеносными, но и благородство, мудрость и рассудительность ему не чужды. Пугачев является центральной фигурой повести, вокруг него разворачиваются все основные события и решается судьба главного героя.
Петр Гринев
Петр Гринев в начале повести предстает в качестве взбалмошного подростка, не глубокого ума и поверхностного образования. Уровень его развития сопоставим с Митрофанушкой. Однако встреча с Емельяном Пугачевым оказала влияние на всю его жизнь, судьба приготовила ему серьезные испытания, пройдя которые герой обретает благородство души, достоинство, честь. Все это воспитало в нем настоящего мужчину.
Маша Миронова
Маша – возлюбленная Петра. Она всю жизнь провела в крепости, по характеру добра и наивна. В одночасье она теряет родителей, оказывается во власти врагов, переносит тяжелую болезнь. Эта девушка, которая казалась родителям трусихой, показала удивительную выдержку. Именно благодаря ее упорству и настойчивости остался жив Петя Гринев. Только она решилась обратиться за помилованием к императрице, на это не осмелились ни мать, ни отец героя.
А.С. Пушкин представил череду ярких и живых образов, которые индивидуализируются посредством особой манеры речи, соответствующей характеру героя, его положению в обществе, воспитанию.
Н.В. Гоголь высоко ценил повесть «Капитанская дочка» и называл все другие повести «приторной размазней».
Список рекомендованной и использованной литературы
- Б.С. Мейлах «Творчество А.С. Пушкина» М. «Просвещение», 1984
- В.Г. Белинский «Статьи о Пушкине» М. «Просвещение», 1983
- Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962
- Сарычев, И.
Даниил Романович | Просмотров: 3.7k
Урок литературы «Смысл названия романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 8-й класс
Цель урока: Систематизировать изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрыть смысл названия романа “Капитанская дочка”.
Задачи: сформировать представление об особенностях художественного метода А.С. Пушкина и системе его духовных ценностей, развивать умение осмыслять нравственно-этический выбор героев романа
Оборудование урока: мультимедиа аппаратура (компьютер/ноутбук, проектор, экран, динамики), лучше – интерактивная доска, презентация PowerPoint + отрывок из х/ф “Капитанская дочка” (1959) и “Русский бунт” (1999), портрет А.С. Пушкина, текст романа, план романа (раздаточный материал).
Ход урока
I. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку. Целеполагание.
— Вступительное слово: “Сегодня мы начнем наш урок с просмотра отрывка художественного фильма, снятого режиссером Владимиром Каплуновским в 1959 году, и вы определите, по мотивам какого произведения снят данный фильм и какие события легли в основу этого произведения”.
— Просмотр отрывка х/ф “Капитанская дочка” (1959 г.) режиссера Владимира Каплуновского, снятого к 160-летию А.С. Пушкина: сцена, где Маша едет в Петербург и встречает каторжников и Пугачева в клетке.
— На фоне фильма учитель читает отрывок из Пропущенной главы романа “Капитанская дочка”: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас возможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка”.
Рис. 1. Отрывок х/ф “Капитанская дочка” (слайд презентации)
— Слово учителя: “Вы, безусловно, узнали эпизод из романа великого русского писателя А.С. Пушкина.
В этом учебном году вы изучали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, который был завершен 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении “Капитанская дочка” - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые тайны “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин и разобраться в смысле названия романа”.
Рис. 2. Портрет А.С. Пушкина. Тема урока (слайд презентации)
II. Актуализация знаний.
— В какую историческую эпоху разворачивается действие романа?
Учащиеся: Период правления Екатерины II, народное восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
— Этот роман является историческим. Дайте определение историческому роману.
Учащиеся: Исторический роман — условное обозначение для романов, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать
Рис. 3. Определение исторического романа (слайд презентации)
— Назовите главных героев романа.
Учащиеся: Главнее герои романа – Емельян Пугачев, Петр Гринев, Марья Миронова, Алексей Швабрин.
Рис. 4. Главные герои романа (слайд презентации)
— Дайте характеристику главным героям романа.
Работа учащихся в группах:
Гринев Петр Андреевич — главный герой романа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом).
Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.
Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.
И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.
Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.
Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.
Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги).
Мария Ивановна Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своего романа.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
III. Идеализация знаний. Совместная работа над сюжетом романа (работа со схемой-презентацией), составление сюжетной схемы.
Рис. 5. Сюжет романа (слайд презентации)
(Прим. В ходе работы над сюжетом романа необходимо вспомнить историю его создания).
Из истории создания романа
С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.
В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.
Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.
Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.
IV. Основная часть. Работа над образом Маши Мироновой.
1. Фронтальная работа.
— Вам представлен план романа (см. Приложение): даны названия глав и эпиграфы к ним. Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?
Учащиеся: А.С. Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы.
— Вспомните эпизод из 5 главы, где Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринева. Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде?
Учащиеся: Сила ее любви. Глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Маша решила, что ей не судьба быть замужем за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет ее бескорыстная любовь. Пережитое закаляет ее стойкость, мужество.
— Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя?
Учащиеся: Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства Гринев на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно обдумывает план действий, требующий энергии смелости. В Маше есть способность располагать к себе самых различных людей и по характеру и по положению.
Слово учителя: “Сейчас мы посмотрим два фрагмента художественного фильма “Русский бунт” режиссера Александра Прошкина, снятого к 200-летию А.С. Пушкина: сцены встречи Марши Мироновой и императрицы и ответим на вопросы: Какие черты характера героини показаны в этих эпизодах? Почему Екатерина II прислушалась к просьбе Марьи Ивановны?”
2. Просмотр отрывков художественного фильма “Русский бунт”.
Рис. 6, 7. Фрагменты х/ф “Русский бунт” (слайд презентации)
— Итак, ответьте на поставленные перед просмотром отрывков фильма вопросы.
— Почему же А.С. Пушкин назвал свой роман “Капитанская дочка”, а не предположим “Пугачев”, “Гринев”, “Швабрин” или “Маша Миронова”?”
Учащиеся: Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную. Неспроста роман начинается эпиграфом, русской пословицей: “Береги честь смолоду”.
V. Домашнее задание: Сегодня мы посмотрели отрывки из двух замечательных художественных фильмов по мотивам романа А.С. Пушкина – “Капитанская дочка” 1959 г. и “Русский бунт” 1999 г. Мы вам дарим диски с этими фильмами, посмотрите их и сравните, как изображена Маша Миронова в разных фильмах, и сопоставьте с образом в романе. Напишите небольшое сочинение-рассуждение и пришлите учителю на электронную почту.
Рис. 8. Домашнее задание (слайд презентации)
V. Заключительное слово учителя: “… В Симбирской губернии… В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десяти помещикам. – В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова… Издатель. 19 октября 1836 год”.
«Капитанская дочка» (приложение)
Видеоприложения находятся у автора (большой объем приложений).
«Пока мы не встретимся снова» и «The Atlantic Monthly» Джеймса Т. Филдса, «Ca» — AmericanMinute.com-Уильям Дж. Федерер
• «Капитанская дочка»; «Я знаю, Кто держит будущее, и я знаю, Кто держит меня за руку» — А. Б. Смит • «Пока мы не встретимся снова» и The Atlantic Monthly Джеймса Т. Филдса
В 1788 году поэт Роберт Бернс опубликовал старинную шотландскую народную песню «Auld Lang Syne» (что означает «в былые времена»).
Подобное стихотворение было написано Генри Уодсвортом Лонгфелло в 1881 году под названием «Auf Wiedersehen» (что означает «пока мы не встретимся снова»).
Лонгфелло посвятил это стихотворение памяти своего друга Джеймса Т. Филдса.
В нем он сослался на библейский стих в Послании к Евреям 11 «Верою… женщины получили своих мертвых, воскресших к жизни», и что Небеса — это то место, где мы снова увидим наших друзей навсегда:
«Пока мы не встретимся снова !Вот смысл
Знакомых слов, которые мужчины повторяют
При прощании на улице.
Ах да, пока! но когда смерть вмешивается
Раздирает нас на части, с какой непрекращающейся болью
Мы ждем Снова! . ..
Веря посреди наших страданий,
Что смерть — это начало, а не конец,
Мы взываем к ним и посылаем
Прощания, которые лучше можно было бы назвать предсказаниями, -тени будущего, брошенные
В безбрежное Неизвестное.
Вера выходит за пределы нашего разума,
И если верой, как в старину говорили,
Женщины умерших принимали
Воскресшие к жизни, то лишь на время
Наши разлуки, и не будем ждать напрасно
До новых встреч!
Джеймс Т. Филдс родился 31 ДЕКАБРЯ 1817 ГОДА.
Его отец был морским капитаном и умер до того, как Филдсу исполнилось три года.
Джеймс Т. Филдс был редактором The Atlantic Monthly, 1862-1870, где он подружился с самыми известными писателями своего времени, в том числе:
- Уильям Вордсворт,
- Уильям Мейкпис Теккерей,
- Чарльз Диккенс,
- Натаниэль Хоторн,
- Герман Мелвилл,
- Ральф Уолдо Эмерсон,
- Оливер Венделл Холмс старший и
- Джеймс Рассел Лоуэлл.
The Atlantic Monthly опубликовал много известных работ, в том числе:
«Боевой гимн Республики» Джулии Уорд Хоу;
произведения Марка Твена;
и позже, ответ преподобного Мартина Лютера Кинга-младшего пацифистскому духовенству, которое утверждало, что проповедники не должны вмешиваться в политику.
В «Письме из бирмингемской тюрьмы» Кинга упоминаются христианские и еврейские мыслители, такие как св. Августин, св. Фома Аквинский, Пол Тиллих и Мартин Бубер.
Другим известным писателем, чьи работы были опубликованы в The Atlantic Monthly Джеймса Т. Филдса, был Чарльз Диккенс, автор «Рождественской песни» 1843 года.0005
Диккенс написал относительно неизвестное произведение для своих десяти детей под названием «Жизнь нашего Господа, 1849».
Оно осталось во владении его невестки, мисс Джорджии Хогарт.
После ее смерти в 1917 году он был передан восьмому сыну Чарльза Диккена, сэру Генри Филдингу Диккенсу, который в своей «Последней воле и завещании» предусмотрел его публикацию.
В марте 1934 года Мария Диккенс приступила к публикации ее в серийной форме лондонской компанией Associated Newspapers, Ltd.
В нем Чарльз Диккенс писал:
«Мои дорогие дети, я очень хочу, чтобы вы знали кое-что об Истории Иисуса Христа.
Потому что все должны знать о Нем.
был таким хорошим, таким добрым, таким нежным и таким сочувствующим всем людям, которые поступили неправильно, или так или иначе были больны или несчастны, как он был
И теперь он на небесах, куда мы надеемся попасть и друг друга после того, как мы умрем, и будем всегда счастливы вместе, вы никогда не сможете представить, какое хорошее место рай, не зная, кто он был и что он сделал «.
Передавая Евангелие, Диккенс продолжал:
«Когда он вышел из пустыни, он начал исцелять больных людей, только возлагая на них руку;
ибо Бог дал ему силу исцелять больных и давать зрение слепым, и совершать много чудесных и торжественных дел, о которых я буду рассказывать вам больше и которые называются «Чудесами» Христа
Я хочу, чтобы вы запомнили это слово, потому что я буду использовать его еще раз, и я хотел бы, чтобы вы знали, что это означает что-то очень замечательное и что не может быть сделано без Божьего разрешения и помощи».
Рассказывая о Лазаре, Диккенс писал:
«Иисус приказал отвалить камень, что и было сделано. голос: «Лазарь, выходи!» и умерший Лазарь, оживленный, вышел в народ и пошел домой с сестрами своими
При этом виде… многие из тамошних людей, уверовавшие, что Христос действительно Сын Божий, пришли к наставь и спаси человечество».
The Atlantic Monthly опубликовал статью министра-аболициониста Томаса Вентворта Хиггинсона в апреле 1862 года под названием «Письмо молодому участнику», которая вдохновила юную Эмили Дикинсон.
Дед Эмили Дикинсон пуританского происхождения, Сэмюэл Фаулер Дикинсон, основал Амхерстский колледж.
Когда она росла, ее семья ежедневно соблюдала религиозные обряды. В 13 лет отец подарил ей Библию.
В своих письмах о церковных проповедях она писала:
«У нас была такая великолепная проповедь от этого профессора Парка — я никогда не слышала ничего подобного».
Пока Эмили Дикинсон училась в колледже Амхерст в 1845 году, произошло великое религиозное возрождение, в результате которого Движение за воздержание закрыло городские салуны.
В это время ее отец Эдвард и сестра Лавиния публично провозгласили свою веру во Христа и официально присоединились к конгрегационалистской церкви 11 августа 1850 года.
Эмили Дикинсон писала:
счастье как короткое время, в течение которого я чувствовал, что нашел своего спасителя … (это было) величайшим удовольствием общаться наедине с великим Богом и чувствовать, что он слушает мои молитвы «.
Хотя она регулярно посещала церковь в течение многих лет, позже она упомянула в стихотворении, написанном примерно в 1852 году, что она по-прежнему соблюдала субботу:
«Некоторые соблюдают субботу, идя в церковь, а я соблюдаю ее, оставаясь дома».
Несмотря на то, что Эмили была практически неизвестна при жизни, она была пытливой душой, которая позволила религиозным образам проникнуть в ее стихи.
Она написала:
«Вера — это Мост без опор
Поддерживая то, что Мы видим
К Сцене, которую Мы не видим.»
Эмили Дикинсон упомянула Творца в стихотворении «Как будто море должно расступиться»:
Как будто море должно расступиться
И показать еще одно Море —
И то — еще одно — и Трое
Но презумпция быть —
. .. Периодов Морей —
Непосещенных Берегов —
Сами грани Морей быть —
Вечность — это Те —
… Время кажется таким огромным, что если бы его не было
Вечность —
Я боюсь этой Окружности
Поглотить мою Конечность —
… За исключением Его, кто готовит
Зачатками Размера
Для колоссального Тома
Его Диаметров —
Редактор The Atlantic Monthly В 1858 году Филдс написал стихотворение под названием «Капитанская дочка, или Баллада о буре»:
«… МЫ были тесно в каюте,
Ни одна душа не осмелилась бы спать,—
Была полночь. на водах,
А на глубине бушевала буря.
‘Страшно зимой
Быть разбитым взрывом,
И услышать грохот трубы
Гром, ‘Срубите мачту!’
Так содрогались мы там молча,—
Ибо крепчайший затаил дыхание,
Пока ревело голодное море
И буруны говорили со смертью.
Так мы сидели во тьме
Каждый занят своими молитвами,
‘Мы погибли!’ — крикнул капитан,
Когда он, шатаясь, спускался по лестнице.
Но его маленькая дочь прошептала,
Когда она взяла его ледяную руку,
«Разве Бог не на океане,
Точно так же, как на суше?»
Затем мы поцеловали маленькую деву,
И мы заговорили с большей радостью,
И мы безопасно бросили якорь в гавани
Когда утро сияло ясным. Христос с Билли Грэмом и Джорджем Беверли Ши в 1943.
Издал «Живые гимны: псалмы, гимны и духовные песни веры» (1972). Преподобный Смит написал:
«Я знаю, Кто держит будущее
, и я знаю, Кто держит меня за руку.
С Богом ничего не происходит просто так,
Все Им запланировано.
Итак, я смотрю в будущее ,
Со своими проблемами большими и малыми,
Я доверюсь Богу чудес,
и отдай Ему все мое!»
Хотя мы можем не знать, что готовит будущее, мы можем знать Того, Кто держит будущее.
Иеремия 29:11 «Я знаю планы, которые у Меня есть для вас, говорит Господь. Это планы мира, а не бедствия, планы дать вам будущее, полное надежды».
—
American Minute является зарегистрированным товарным знаком Уильяма Дж. Федерера. Разрешено пересылать, перепечатывать или дублировать.
Пожалуйста, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование в пользу программы American Priorities 501(c)3. Спасибо!
Подпишитесь на план чтения Ветхого и Нового Заветов в 9 классе0005
← Предыдущее сообщение Новая запись →
Дочь капитана театра. Спектакль Капитанская дочка
Татьяна Барлас Отзывов: 19 оценок: 21 Рейтинг: 5
Русский бунт фонды русского мюзикла
Мюзикл в русской классике — это всегда риск. И даже вызов, я бы сказал. Это конфликт между жанром, так или иначе подразумевающим легкость, и материалом, требующим глубины, боли, философского осмысления. Разрешить конфликт можно, если отказаться от бродвейского мюзикла и сделать свою, русскоязычную версию.
Театр в Никитских воротах? Мое субъективное мнение не знатока, не критики, а просто заинтересованного зрителя — и да, и нет одновременно. В любом случае результат впечатляет.
Условно условно три линии: любовь, бунт и пунктирный двор.
Последняя строчка хоть и очень короткая, но просто гениальная — буквально один танец (какие костюмы…какая пластика…) и такая же сцена с великолепной Натальей Корецкой — весь мир создан — очень красиво, бездушно и фальшиво .
Мир бунта тоже получился — целостным и страшным — и в то же время исполненным с точки зрения света, цвета, пластики, сценических решений. Пугачевские сцены позволяют поверить, что русский мюзикл действительно существует. Спектакль вытягивает не меньше половины, Александр Масалов — Пугачев. Он создает у всех своих знакомых по пушкинскому тексту очень сильный образ противоречия, словно Атлант, «держит» спектакль на себе, снабжая его нервом, драйвом и трагизмом.
Было бы несправедливо не отметить блестящее исполнение роли Савельича Юрием Гальцовым, но это все же второстепенная роль.
Но в мире любви мне чего-то не хватало. Понятно, что вначале он весь такой традиционный-светло-розово-голубой, слегка напоминающий пародию на самого себя. Но… почти таким же он остается до конца. Герои прошли через смерть, угрозы, жестокость и… не изменились. И хотя белое платье Маши и аккуратный свет Мундира Гринева соответствует цветовому решению спектакля, все равно возникает некий диссонанс: Маша убила родителей, Гринема прошла через бои и чамси.
Из легкого и светлого мира любви выбивается один музыкальный номер, который не песня, не приоритет, а именно крик — отчаянный и торопливый. Это уместно и вписывается в общий трагический контекст спектакля.
Гриннев — это хорошие сцены диалогов с Пугачевым. Пушкин в устах актеров позволяет прийти к мысли, что в критических ситуациях, пусть это и парадоксально, шанс на спасение — остаться, не лгать и не идти на этически уязвимые компромиссы. Это важно, вечно актуально, но раньше проходило мимо.
Игорь Скрипко (Гринево) и Николина Калиберд (Маша) Мила и хорошенькая, но думаю их лучшие роли еще впереди.
Итог: Добрый вечер, ярких впечатлений и пищи для размышлений
Екатерина Урзарза Отзывов: 200 оценок: 199 Рейтинг: 109
Можно ли поставить прозу Пушкина как мюзикл? Более того, книга, в которой говорится о крестьянской войне, прокатившейся по России, сжирает все на своем пути. Смерть, голод, кровь, осада крепости, подлость и предательство. Как передать все это с помощью музыки? Это возможно? Оказалось, пожалуй. Вот идет к месту назначения Петр Гринев со своим слугой Савельичем. Он еще не знает, что ждет его совсем скоро и спокойный теплый ресторан кажется надежной цепью, когда вокруг бушует метель. Но начинается танец, и зрители понимают: не все так спокойно в этом мире.
Пройдет еще немного времени и преобладающим цветом на сцене станет красный. Россия будет залита кровью виновных и невиновных. Создатели мюзикла очень наглядно показали, насколько страшно было визуально. Я пол-спектакля думал, что вряд ли он мог состояться в таком виде 30 лет назад. Пугачева, Грозен и Силен, но зрительские симпатии — на стороне Гринева, Машилиса, капитана Миронова и Василисы Егоровны.
Очень хорошая постановка (Музыка М. Дунаевского, режиссёр М. Розовский), актёры сыграли хорошо, и подрастающее поколение, и старая гвардия. Отдельный поклон артистам в костюмах (Мария Данилова, Денис Шевченко) и артистке в свете (Ирина Целнсникова). Это супер профессионалы, без которых спектакль не был бы таким, какой он есть.
Минусы.
Образ Екатерины.
Нет, я понимаю, что вы хотели сказать. Серо-бело-черные одежды народа и армии, Красные — Пугачевцев и ослепительно-золотистые — Рейнджеров. Но Пушкин — совсем другой образ.
«В этот самый момент раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит. «И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника. Марья Ивановна сидела на другом конце скамейки. от ног до головы.Она была в белом утреннем платье,в ночном пироге и в душе.Ей казалось ей на сорок.ее лицо, полное и румяное,выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и Легкая улыбка имели очарование необъяснимо»
Ну и весь номер «We are Palace toys», на мой взгляд, не к месту. Во-первых, Екатерина не была дурой и как таковых «дворцовых игрушек» у нее не было. Обычно она и фавориты умели делать бизнес. Во-вторых, этот номер откровенно приурочен к фильму «Танцующий король».
Мой. Отзывов: 16 оценок: 16 Рейтинг: 8
Отличная классика
Мюзикл «Капитанская дочка»
Либретто, стихи и постановка Народного артиста России — Марка Розовского.
Композитор — Народный артист России Максим Дунаевский.
Искренне рекомендую сходить в новый музыкальный театр у Никитских ворот.
Марк Розовский поставил новый мюзикл, это классика, замечательный рассказ Пушкина, который всем нам знаком. Режиссер оживил сюжет Пушкина понятными и живыми эмоциями, новыми смыслами. Это полноценная большая поэтическая картина нашей России. Близкая, наполненная криками, песнями, плясками и бесконечность наших дорог, Российская империя — как такое эпическое полотно смогли создать актеры и специалисты театра на такой маленькой сцене?
В ролях: Игорь Скрипко — Петр Гринёв. Исключительно удачный трогательный образ молодого дворянина. Мария Миронова — Николина Калиберид. Сильный и красивый голос. Константин Иванов — Швабрин. Емельян Пугачев — Александр Масуалов (Пугачев хорош исключительно).
Музыка Максима Дунаевского очень красивая, запомнилась, дальше будешь ходить и напевать. Этих мелодий еще две точно.
Отличная работа с костюмами: они работают и как декорации, и как самодостаточные символы событий. Например, размахивая кроваво-красными халатами, витальность превращаясь в кучу трупов, брошенных на место происшествия.
Работа со светом (Художник по свету — Ирина Тревникова): Просто великолепно! Так что мастерски заполняйте пространство сцены, моментально вытягивайте героев из окружения, меняйте все и сразу на этой маленькой сцене.
Режиссер собрал отличную талантливую команду. «Театр у Никитских ворот» — вы молодцы!
Наталья Тукан Отзывов: 12 оценок: 12 Рейтинг: 6
Постановка не подвела, в театре идеи кипят!
Капитанская дочка, вся надежда на тебя…
В театре «Никитские ворота» особая атмосфера и интеллигентная публика. Бываю здесь часто и каждый из посещенных спектаклей хочется пересмотреть еще раз, но есть минус — актеры начинают представлять в определенных амплуа.
Сюжет «Капитанской дочки», как оказалось, забыл напрочь, уж думал, что в конце все погибнет!
Изучая екатерининскую эпоху, по личному разрешению императора, Пушкин получил широкий доступ к архивам. Исторический роман написан как воспоминания пожилого офицера. В мюзикле это роль историка в исполнении Михаила Нобернина, после его Ромео это была его ухмылка, а Игорь Скрипко был Гриневым… И правильно, ему удалось передать образ молодого человека (на в книге он только16) — Бескорыстный, доверчивый, благородный, отважный романтик, где-то угловатый, эксцентричный, но безгосударственный и милый! Маша – Дарья Щербакова – это еще и точное проникновение образа, во втором действии раскрывается интересный голосовой голос, сила которого созвучна силе характера. Ирина Морозова представила еще один яркий, запоминающийся персонаж — мать Маши — Василису Егоровну, в этой женщине сочетались мудрость, любовь к дочери и супругу, мужество и целеустремленность. Швабрин вызывал у меня не антипатию, а скорее жалость к безнадежно влюбленному, может быть, потому, что эта роль досталась такому обаятельному и прекрасно поющему Константину Иванову. Музыку к Спектру написал Максим Дунаевский, пьесу, стихи, постановку — Марк Розовский. В интернете я не смог найти либретто…)) Но поверьте, многие рифмы и мелодии потом прокручиваются в голове. Жесткие, эмоционально звучащие хоровые номера и особенно драматические сцены Пугачевского Бунта, Пугачева в исполнении Дениса Юценкова — впечатляющая цифра!
Постановка не подвела, театр идей фонтанирует, постановки разноплановые, актеры — Мастера перевоплощений. Особенно полезно подросткам, некогда читать — хоть посмотри!
Михаил Брачило Отзывов: 62 оценок: 61 Рейтинг: 28
Великолепный спектакль
Театр «У Никитских ворот» предстал перед русским Бунутом бессмысленным и беспощадным. Любовь, побеждающая смерть в этом бунте, как некая сказка. Это действительно так? «Капитанская дочка» — это история нашего всего и вся, господин Пушкин, которая в моей памяти интерпретировалась по-разному. В школе Пугачева представляли защитником простого народа. Но когда партию представил «Манненечко Того», оказалось, что это Емелька с обычным бандитом с хорошими организаторскими способностями. И вот театр «Никитские ворота» представил свое видение легендарного произведения.
Что сказать сразу. Это фантастическая партия и несомненный успех Дениса Юценкова, сыгравшего Пугачеву. Его Пугач — грубо-суровый человекофанатик, который ради своей победы сделает все возможное и невозможное. Ожесточенная игра с листиком, разгоняющим девушек, желанием убивать и еще раз убивать показывает Эмела с человеком с расстроенной психикой. Чего стоит отправить на казнь безобидного ученого-звезду. «Пустите звезды», — приказывает Пугачев. А потом, якобы, то благородство, которое он проявляет к Гриняве и Маше, это просто воспоминание о пальто, когда-то подаренном с плеча Гринёва, когда Пугачёв замерз. Пиарить электорат неплохо.Я бы не дал,повесить юношу на виселицу.
Пойдем через Сваброн (Константин Иванов). Молодой человек холодных размеров без каких-либо остатков совести, который готов кого угодно продать, купить и еще раз продать. Конечно, он могущественнее Гринвуда, поэтому и выигрывает дуэль. Зиничич до мозга костей и в сцене, когда он предлагает Маше выйти замуж, это видно особенно отчетливо. Но давайте задумаемся, почему Маша остается живой и невредимой в бандитской среде? Но потому и осталось, что Швабрин любил ее. Если бы не его «крыша», то она прошла бы через грязные руки бунтовщиков и вряд ли Зеленый Инженер смог бы ее спасти.
Маша (Дарья Щербакова) и Гринев (Игорь Скрипко) — тут, согласитесь, положительные герои настолько положительные, что и писать нечего. Они милые, молодые люди, симпатичные и играли именно то, что им и положено играть — романтичную влюбленную парочку с нежной романтикой и громкой связью.
А вот архите Савельич в исполнении Юрия Голубцова оказался куда как более колоритным персонажем, который просто как отец родом из Гринёла: и защищает, положив вместо него голову на палу, и стакан руками вырвет и выпей его, чтобы он тебя зельям не учил и во всем помогал. В результате он получил в лице Гринева совершенно несправедливое обвинение в том, что его научил Отец тому, что молодой человек хочет жениться на Маше. А архопа, напротив, не сообщил об этом, всячески прикрывая Гринёва, получив за это выговор в письме от отца Петра Андреевича.
Капитан Миронов (Николай Глебов) и Василиса Егоровна, его жена (Ирина Морозова) — милая пара, прожившая много лет вместе, хлебосольная, хлебосольная. Они даже как персонажи как бы друг друга чудесно дополняют. И, в то же время, героическая пара. Они не побоялись остаться и попытались дать отпор отряду Пугачева в безвыходном положении. И еще перед смертью из последних сил капитан пытался столкнуть Пугачеву. Но, конечно, не вышел. Казнили их Эмелака.
Екатерина II (Наталья Корецкая) – настоящая королева, с гордым профилем. Когда она говорит, уже ночью хочется вставать. Но она умеет интриговать, то ли из любопытства, то ли ради развлечения. Она не представила императрицу Машу, когда та снова пришла просить арестованных. в тылу Швабрина Гринёва. И вот подумалось. Столько лет прошло, а в России ничего не меняется. Нужно, чтобы король в любую мелочь вмешивался, иначе толку нет. Ручное управление Россией как было.
Спектакль «Капитанская дочка» представляет собой полноценный мюзикл, где в первом действии пятнадцать музыкальных номеров, а во втором семнадцать. Музыку написал Максим Дунаевский, а либретто Марк Розовский. Но при этом хитов в исполнении, которые прямо лежали на слуху и крутились в голове и которых можно было ожидать от столь миниатюрного автора, нет. Музыка, безусловно, мощная. Из песен я бы, наверное, выделил «Ограбление» в первом действии и «А наш русский бунт» Хор про Моську и его ответ «молчите, подельники!». И еще номер «У нас дворец игрушек».
Мюзикл произвел очень сильное впечатление. Это было мощно, это было красиво, это заставляло задуматься о том, что сейчас происходит, и увидеть некоторые предпосылки надвигающегося «русского бунта». Не дай Бог, конечно, чтобы это случилось.
Всем рекомендую сходить на этот спектакль. Это то, что вам нужно увидеть. Верю, что мюзикл «Капитанская дочка» станет одним из хитов ближайших театральных сезонов на несколько лет вперед.
ВНИМАНИЕ! Хронометраж билетов на этот спектакль 30 минут!
Спектакль театра «Галактика»
А.С. Пушкин
(записки Петра Андреевича Гринёва)
по рассказу А.С. Пушкин
Режиссер — Сергей Яшин
Хорошо знакомое с детства произведение русской литературы предстанет перед московской публикой.
Спектакль «Капитанская дочка» — это рассказ и об исторической личности Пугачевой, и о нежной и верной любви молодого офицера Петра Гринёва и дочери капитана Мироновой Маши, и напоминание потомкам о главных человеческих ценностях : честь, достоинство, благородство. Спектакль поставлен в классическом ключе, четко по тексту А.С. Пушкина, доступен и понятен любому зрителю.
Работа режиссера Народного артиста России, Заслуженного деятеля искусств Сергея Ивановича Яшина.
Яркие, исторические костюмы, созданные заслуженной артисткой России Еленой Федоровной Качелевой, музыка Свиридова, и конечно же талантливый актерский ансамбль — создают неповторимый спектакль, который будет интересен не только подросткам, изучающим это произведение в школе, всем поклонникам творчество А.С. Пушкина, а также любителей хороших, классических театральных постановок.
В спектакле заняты спектакли театра и кино, заслуженные артисты России.
«Капитанская дочка» … однозначно лучшее русское произведение в повествовательном ключе.
Н.В. Гоголь.
После длительного изучения темы крестьянских волнений и публикации серьезного научного труда «История Пугачевского бунта» Пушкин-историк уступает Пушкину-художнику: он возвращается к своему давнему замыслу — «Капитан ее дочка «. Один из их подлинных шедевров пушкинской прозы, рассказ «Капитанская дочка» был закончен 19 октября., 1836 г. и за три месяца до смерти поэта была опубликована в журнале «Современник».