Пиррон — родоначальник скептицизма | Афасия
Древнегреческий художник и философ, родоначальник скептицизма.
«Пиррон первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе «воздержание от суждений» — основным методом философии. Греческое skeptikos означает «ищущий, рассматривающий, исследующий». Диоген Лаэртский так передает основную установку пирронизма «… вещи в себе вовсе не таковы, какими они нам кажутся, и что всё, что можно о них сказать, — это то, что они нам такими кажутся»».
Ивушкина Е.Б., Режабек Е.Я., Философия и история науки, СПб, «Алетейя», 2006 г., с. 72.
«… он принял участие в походе Александра на Восток. Собственными глазами он увидел, как рушится то, что обещало быть нерушимым, обнаруживая при этом, что убеждения греков, возможно, не имеют столь прочного основания, как это казалось. На востоке Пиррон познакомился с гимнософистами, от которых он воспринял идею о суетности мирского. Один из гимнософистов по имени Калан добровольно принял смерть через самосожжение, оставаясь бесстрастным в момент смерти. […]
Пиррон не имел своей школы в строгом смысле слова, с учениками же был связан нетрадиционными узами. Когда речь идёт об учениках, то подразумеваются почитатели, обожатели или имитаторы/ Ученики ищут в своём маэстро новую модель жизни, экзистенциальную парадигму, надёжное доказательство достижимости счастья и душевного покоя даже в условиях крушения традиционных ценностей, однако сами не умеют создать новую систему.
Новизна Пиррона, отличающая его от предшественников и современников, состояла именно в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере таких, как в прошлом.
Как же Пиррон пришёл к такому нетипичному для греческого рационализма убеждению? Как можно вывести правило жизни, отказавшись от бытия и истины, предположив, что всё суета сует? Ответ Пиррона мы находим у перипатетика Аристокла со ссылкой на Тимона, ученика Пиррона: кто хочет быть счастливым, должен иметь в виду три вопроса:
1) каковы вещи по природе;
2) каково должно быть наше отношение к ним;
3) каковы они будут и как надо себя вести.
Пиррон полагает, что:
1) все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны;
2) отсюда нельзя питать к ним ни малейшего доверия, но нужно жить без мнений, не склоняясь к чему-то, не отвращаясь ни от чего, ибо любая вещь «есть не больше, чем не есть, или есть и не есть», или «не есть, но и не не есть»;
3) при таком положении дел уместны лишь апатия, а ещё непоколебимость».
Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма», 2003 г., с. 275.
«Исходя из того, что каждому суждению о чем-либо можно противопоставить столь же сильный противоположный аргумент, скептики предпочитали вообще воздерживаться от суждений. Так, сам Пиррон ничего никогда не писал, и взгляды его известны лишь по сочинениям его ученика Тимона. Самое главное для человека, считали пирроновцы, — это не давать ничему никаких оценок, ибо всё относительно; прекрасное и отвратительное, доброе и злое, справедливое и несправедливое. И это было так понятно, когда прямо на глазах обесценивались все прошлые ценности, рушились старые устои, когда сегодня считалось совершенно ненужным то, что представлялось просто необходимым вчера и не было нужды восстанавливать разрушенные Фивы: «Зачем? Придёт, пожалуй, новый Александр и снова разрушит их». В обстановке неуверенности и тревоги, всё больше охватывающей греков по мере утраты независимости, скептики учили современников жить так, чтобы быть готовыми «ко всякому повороту судьбы». Счастье — только в душевном покое, и поэтому следует избегать всего лишнего и следовать только велениям естества — не голодать, не жаждать, не страдать от голода или болезней, а всего остального, что люди привыкли считать необходимым, избегать как пустого и лишнего».
Гончарова Т.В., Эпикур, М., «Молодая гвардия», 1988 г., с. 236.
Рассуждая подобным образом, Пиррон ввёл термин «афасия» (aphasia), для обозначения состояние человека, находящегося в безмятежном внутреннем покое. (По преданию, самого Пиррона из этого состояния однажды легко вывела собака, напавшая на мудреца…)
Идеи Пиррона явно повлияли на мировоззрение Эпикура.
Философия Пиррона – кратко — Русская историческая библиотека
Скептическая школа Пиррона была основана несколько ранее, чем стоическая и эпикурейская школы; она стоит близко к последним по своим практическим задачам, но цель жизни она пытается найти не через посредство какого-либо определенного научного убеждения, а, напротив, через отказ от всякого такого убеждения. Пиррон из Элиды, вероятно, был уже знаком с учением элидо-мегарской школы, когда он вместе с Анаксархом (учеником Демокрита) участвовал в походе Александра Македонского в восточные страны; через него он, быть может, ознакомился и с сомнениями Метродора. Позднее на своей родине, где он жил очень бедно, но пользуясь всеобщим уважением, он основал собственную школу, которая, однако, не получила большого распространения. Пиррон дожил до 90 лет и умер, по-видимому, около 275 года до Р. X. Он не оставил никаких сочинений; его учение уже древние знали лишь из сочинений его ученика Тимона из Флиунта, который позднее жил в Афинах и умер здесь, также в возрасте около 90 лет, после 241 г. до Р. X.
Чтобы счастливо жить, нужно, по мнению Тимона, уяснить себе троякое: каковы свойства вещей, как мы должны относиться к ним и какую пользу может принести нам это отношение к вещам.
Однако, на первые два вопроса можно только ответить, что свойства вещей нам совершенно неизвестны, так как восприятия показывают их нам не какие они есть, а лишь какими они нам кажутся, а наши мнения совершенно субъективны; поэтому мы никогда не можем ничего утверждать (ουδέν δρίζειν), никогда не имеем права говорить: «это – таково», а должны всегда лишь говорить: «это кажется мне таковым»; и, таким образом, воздержание от суждения (εποχή, αφασία, άκαταληψία) есть единственное правильное отношение к вещам. Но если мы будем соблюдать это отношение, то, как полагают Пиррон и Тимон, непроизвольным результатом его явится атараксия (философская невозмутимость) или апатия. Ибо кто отказывается что-либо знать о свойствах вещей, тот не может приписывать какой-либо вещи большую ценность, чем иной. Он не будет думать, что нечто само по себе хорошо или дурно, а будет выводить эти понятия из закона и обычаев; он будет равнодушен ко всему остальному, будет искать только правильного душевного настроения или добродетели, и вместе с душевным спокойствием найдет и блаженство. Поскольку же он вынужден действовать, он будет следовать вероятности, природе и традициям.
Пиррон сохраняет спокойствие во время морской бури. Картина 1-й четверти XVI века
При научном обосновании этих учений Пиррон, по-видимому, не исследовал более глубоко отдельных представляющихся здесь проблем: десять скептических тропов, которые приписывают ему позднейшие писатели, принадлежат, скорее, лишь более позднему скептику – Энесидему. Нам сообщают имена некоторых учеников Тимона, но то были последние осколки пирроновского скептицизма. Его заменил, начиная с середины третьего века до Р. Х., скептицизм платоновской Академии.
Если вам нужны более подробные сведения по этой теме, прочтите статью Скептицизм Пиррона
Пиррон — Энциклопедия всемирной истории
Пиррон из Элиды (с ок. 360 до ок. 270 г. до н. э.) был греческим философом-скептиком, которому приписывают основание школы пирронизма, которая учила, что человек должен воздерживаться от суждений или формулировок выводов, потому что чувственное восприятие не коррелирует с реальность. Он сказал, что, оставаясь скептически относящимся к любой догме, можно вести мирную жизнь.
Пиррон сам ничего не писал, и его система верований была сохранена его учеником Тимоном Флийским (с ок. 320 до ок. 235 г. до н. э.), а затем философом-скептиком и компилятором Секстом Эмпириком (с ок. 160 до ок. 210 н. э.). Согласно часто ненадежному историку Диогену Лаэртскому (ок. 180–240 гг. Н. Э.), Пиррон путешествовал в поход с Александром Великим (ок. 356–323 до н. Э.) В компании друга Александра Анаксарха (ок. 380–ок. 320 г. до н. Э.). также философ, скорее всего, учитель Пиррона, и сторонник взглядов Демокрита (с 460 до 370 г. до н.э.), который отвергал концепцию «смысла» жизни и выступал за то, чтобы просто жить хорошо.
Удалить рекламу
Реклама
Большая часть того, что известно о жизни Пиррона, исходит от Диогена Лаэртского, хотя краткие анекдоты существуют и в других произведениях. Говорят, что во время кампании с Александром он учился у индийских мудрецов и смешал греческую и индийскую философии, чтобы сформировать свою собственную. Это утверждение было оспорено, хотя признано, что в нем может быть доля правды. Он был популярной фигурой в своем родном городе Элиде, где был рукоположен в первосвященники и в его честь была воздвигнута статуя. Его помнят как основателя первой скептической школы философии в Греции, которая вдохновила систему академического скептицизма, которая легла в основу более поздних скептических философий.
Жизнь и философские влияния
Почти ничего не известно о жизни Пиррона, и многое из того, что есть, подвергается сомнению из-за характера древнего источника (на самом ли деле это сатира или автор заслуживает доверия), противоречивых интерпретаций его жизни и философии и скудости источников в целом. Согласно Лаэрцию, он родился в Элиде, сыне некоего Плейстарха, и изначально был художником, прежде чем он заинтересовался философией, услышав взгляды Демокрита на природу существования.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Пиррон, скорее всего, познакомился с философией Демокрита Анаксархом, который связан со школой мысли Демокрита.
Скорее всего, его познакомил с философией Демокрита Анаксарх, который связан со школой мысли Демокрита. Демокрит и его учитель Левкипп (ок. V в. до н. э.) первыми предложили модель атомной вселенной, в которой все состоит из
Левкипп и Демокрит предположили, что эта субстанция была не одной, а многими крошечными единицами, которые соединялись и распадались, как предполагалось в философских моделях Эмпедокла (l. c. 484–424 до н. э.) и особенно Анаксагора (l. c. 500–428). до нашей эры). Анаксагор предположил, что все состоит из «семен», которые делают каждую вещь тем, чем она является, и эту «субстанцию» Демокрит определял как атом. Утверждения Левкиппа и Демокрита привели к названию их школы мысли атомистами.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Демокрит Досси
Доссо и Баттиста Досси (общественное достояние)
Демокрит утверждал, что атомы ведут себя определенным образом, основываясь на своей природе, а не на воле богов или чьих-либо действиях, и поэтому убеждения людей в том, почему вещи происходят так, а не иначе, или даже в том, что представляют собой наблюдаемые явления или какой опыт кажется указать, было подозрительно. Если кто-то думал, что человек умер из-за того, что его наказали боги, он ошибался, сказал бы Демокрит, так как на самом деле это произошло только из-за распада формы, состоящей из атомов, которая затем приняла какую-то другую форму. естественно, а не по какой-либо установленной причине или значению. Комментариев ученого Робина Уотерфилда:
Учитывая их взгляды, атомисты были доведены до глубокого подозрения в показаниях чувств и даже в своего рода скептицизме… Причины этого скептицизма у Демокрита шли дальше, чем просто противопоставление между свидетельствами чувств и тем, что говорит разум. нам о реалиях мира. Он также указывал на относительность чувственных впечатлений, чтобы оправдать свои сомнения относительно чувств; однако, в то время как [софист] Протагор занял релятивистскую позицию, согласно которой в случаях конфликта восприятий все восприятия истинны, Демокрит пришел к выводу, что ни одно из них не было истинным. А отсюда следует, что приписывать чему-либо какое-либо качество есть не более чем удобство и условность. (167)
В то же время Демокрит полагал, что опыт может формировать чью-то реальность тем, что повторяющийся опыт восприятия соли как соли дает твердое основание сделать вывод, что то, что известно как соль, на вкус соленое и отличается от того, что на вкус сладко, как мед. . По-видимому, именно эти взгляды, высказанные Анаксархом, впервые привлекли Пиррона к философским исследованиям и были им повторены. Анаксарх происходил из Абдеры (как и Демокрит и Протагор) и, скорее всего, был учеником школы, основанной Демокритом. Неизвестно, как встретились Пиррон и Анаксарх, но говорят, что они вместе покинули Грецию в 334 г. до н. э. с армией Александра для завоевания Персии.
Удалить рекламу
Реклама
Александр и индийские влияния
После завоевания Персидской империи Ахеменидов Александр достиг Индии в 327 г. до н. э., и здесь, согласно Лаэрцию, Пиррон посовещался с «индийскими гимнософами и волхвами», что привело его к «принятию благороднейшей философии… принявшей форму агностицизм и воздержание от суждения» (11.
Подводя итог философии Пиррона, можно назвать так называемый отрывок Аристокла, представляющий собой краткий абзац, приписываемый Аристоклу Мессенскому.
Чарвака была философской школой мысли, основанной ок. 600 г. до н.э., которые подчеркивали материализм и утверждали, что стремление к удовольствиям является смыслом жизни. Это также поощряло скептицизм в отношении любых утверждений о реальности, поскольку такие утверждения были основаны на субъективной интерпретации объективных явлений, и этот аспект перекликается с более поздней философией Пиррона.
Можно было бы заявить, что кто-то другой был беден на основании его одежды, но это была просто интерпретация того, что представляло собой «бедность» с точки зрения наблюдателя, и это утверждение могло не иметь ничего общего с реальным финансовым положением «бедного» человека. Пиррон, кажется, доказал это по возвращении в Элиду, где он жил бедняком в относительной изоляции, хотя он, кажется, происходил из состоятельной семьи, и его сестра комфортно жила поблизости.Скептицизм Чарваки или других индийских школ мысли, возможно, не оказал на Пиррона столь значительного влияния, как утверждает Лаэрций, однако, поскольку он уже был знаком с аналогичными взглядами, выраженными Демокритом и Анаксархом. Возможно, однако, что изучение подобных выводов, которых придерживались люди другой национальности за полмира от Греции, убедило его в их истинности и привело к разработке системы, которая стала известна как пирронизм.
Удалить рекламу
Реклама
Пирронизм
Резюмированием философии Пиррона является так называемый «Отрывок Аристокла», , представляющий собой краткий абзац, приписываемый Аристокле из Мессены (l. c. I век н. э.), который цитировал ученика Пиррона Тимона из Флия и которого цитирует христианский историк Евсевий из Кесария (ок. 260–339 гг. н. э.). В этом отрывке представлены три вопроса о природе реальности, на которые нужно ответить, и предлагается правильный ответ на них, основанный на мысли пирронистов:
- Какова природа любого предмета, включая этику?
- Как следует реагировать на любую тему, включая этику?
- Каков будет результат ответа на любой вопрос?
Пиррон, согласно отрывку, отвечает, что (1.) все наблюдаемые явления недифференцированы, неустойчивы и нефиксированы по своей природе, (2.) чьи-либо чувственные восприятия не могут сказать нам правду о наблюдаемых явлениях и не могут лгать, потому что наблюдаемые явления находятся за пределами способности чувств к истинному пониманию, (3) поэтому следует воздерживаться от суждений или каких-либо заключений относительно того, что воспринимается, отказываясь принимать какие-либо утверждения на том основании, что они не являются ни истиной, ни ложью, а просто наблюдение человека, основанное на опыте и вере. Оставаясь не привязанным к какому-либо заключению, можно освободить ум для достижения состояния
Пиррон
Джироламо Ольгиати (общественное достояние)
Это упрощенная интерпретация Отрывка Аристокла, значение которого до сих пор обсуждается, поскольку исходные греческие слова могут быть истолкованы как означающие либо то, что сама реальность непознаваема, либо то, что люди не способны знать то, что можно узнать. В любом случае, один аспект отрывка, который ясен, — это утверждение относительно третьего вопроса о том, что результат неосуждающей реакции на чувственное восприятие приводит к душевному покою. Это утверждение обычно считается исходным от Пиррона.
Удалить рекламу
Реклама
Отвергая любую догму, по-видимому, утверждал Пиррон, человек освобождается от ложной веры в то, что действительно можно понять реальность, и, кроме того, больше не вовлекается в бессмысленные дискуссии и споры о том, что истинно, а что нет. При представлении такого утверждения, как «это хорошая книга», следует рассмотреть причины, чтобы принять и отвергнуть это утверждение в равной степени, и не делать никаких выводов, кроме того, что Лицо X сделало такое заявление. Нельзя было отрицать, что Лицо X сделало это заявление, но было ли это утверждение правдой и каково могло быть качество книги, было неизвестно. Книга могла считаться «хорошей» Человеком X, но не Человеком Y, поэтому соглашаться или не соглашаться с утверждением было бессмысленно, потому что оно не было ни истинным, ни ложным, а было лишь мнением Человека X.
Сущность пирроновского скептицизма или, по крайней мере, то, что стало пониматься как его философия, полностью определена Секстом Эмпириком в его Очерках пирронизма , I.IV.8-10:
Скептицизм есть способность или умственная установка, которая каким бы то ни было образом противопоставляет явления суждениям, в результате чего вследствие уравновешивания объектов и оснований, противопоставляемых таким образом, мы сначала приходим в состояние ментального ожидания, а затем состояние «невозмутимости» или покоя. Теперь мы называем это «способностью» не в каком-то тонком смысле, а просто в отношении ее «способности». Под «явлениями» мы теперь подразумеваем объекты чувственного восприятия, откуда мы противопоставляем их объектам мысли или «суждениям». Фраза «каким-либо образом» может быть связана либо со словом «способность», чтобы заставить нас взять слово «способность», как мы сказали, в его простом смысле, либо с фразой «противопоставление явлений суждениям»; ибо, поскольку мы противопоставляем их различными способами — явления явлениям или суждения суждениям, — чтобы обеспечить включение всех этих противоположностей, мы используем фразу «каким-либо образом». Или, опять же, мы присоединяемся «каким-либо образом» к «явлениям и суждениям» для того, чтобы нам не приходилось исследовать, как появляются явления или как оцениваются мыслимые объекты, но чтобы мы могли понимать эти термины в простом смысле. Фразу «противоположные суждения» мы употребляем не только в смысле отрицания и утверждения, но просто как эквивалент «противоречивых суждений». «Равноправие» мы используем как равенство в отношении вероятности и невероятности, чтобы указать, что ни одно из противоречащих друг другу суждений не имеет приоритета над любым другим как более вероятным. «Саспенс» — это состояние душевного покоя, благодаря которому мы ничего не отрицаем и не утверждаем. «Тишина» есть безмятежное и спокойное состояние души.
Отказавшись ручаться за истинность или ложность любого данного утверждения, человек освободил разум принять любое утверждение как истинное или ложное, но в равной степени и как неспособное точно представить внешнюю реальность. Все, о чем можно было бы сказать, что высказывание представляет собой мнение говорящего о внешней реальности, и, поскольку это мнение было сформировано исключительно из опыта и мыслей этого человека об этих переживаниях, оно никоим образом не могло иметь ничего общего ни с внешней реальностью, ни с чьей-либо реальностью. собственные переживания этой реальности.
Наконец, никто не мог на самом деле «знать» что-либо, и поэтому не было причин притворяться, что он может, или расстраиваться, когда притворство приводило к разочарованию или кто-то оспаривал чьи-то взгляды. В отказе принять условность «знания» или «незнания» лежит ключ к личной свободе просто «быть» без ментального багажа необходимости притворяться, что он знает что-либо.
Горгий и академический скептицизм
В подтверждение этой точки зрения Секст Эмпирик процитировал «О природе» (О несуществующем) Горгия в другой своей работе, Против профессоров . Горгий (ок. 427 г. до н. э.) упоминается как один из досократических философов, хотя он был современником Сократа, который, как известно, утверждал, что ничего не существует, а если и существует, то не может быть познано, или, если известно, что знание может никому другому из-за субъективного характера личного толкования. Стул, например, может существовать объективно или может существовать только в чьем-то воображении, но в любом случае этот стул нельзя точно описать другому человеку, у которого будет другое определение и представление о том, что означает «стул».
Глава философа, Брундизиум
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Утверждение Горгия, по-видимому, не повлияло ни на кого из мыслителей того времени, в то время как система Пиррона привлекла скромных последователей, в том числе Тимона Флийского, который систематизировал свои взгляды и популяризировал их, написав стихи, критикующие другие философии как бессмысленную претензию на знание. Философия Пиррона была принята Аркесилаем (ок. 316–240 гг. до н. э.), главой Платоновской академии, который основывал свою систему академического скептицизма на системе Пиррона через Тимона Флийского. Академический скептицизм утверждал, что люди неспособны понять природу существования (поскольку они даже не знали, чего именно они не знали), тогда как Пиррон, кажется, предполагал, что можно, отказываясь претендовать на какое-либо такое понимание. Для Пиррона, кажется, природа существования заключалась в простом существовании.
Заключение
Школа Пиррона в какой-то момент угасла, но была возрождена Энесидемом (l. c. I век до н. э.), который идентифицировал себя как философ-пирронист и, возможно, был студентом Платоновской академии в Афинах. Мало что известно о его жизни, но его работа, Пирронианские беседы , определила систему Пиррона и легла в основу более поздних работ Секста Эмпирика и других философов-пирронистов. Позже пирронизм был определен как первая скептическая философская школа в Греции, за которой последовал академический скептицизм, существовавший в оппозиции к более старым взглядам платонизма и стоицизма, оба из которых утверждали, что знание о существовании возможно, даже если чувственное восприятие было сомнительным.
90 002 Эти расходящиеся взгляды были согласованы Антиохом Аскалонским (с 125 г. до н.э. по ок. 68 г. до н.э.), который утверждал, что знание возможно благодаря разуму, даже если внешняя реальность может отличаться от субъективного восприятия. Был ли пирронизм этих более поздних мыслителей таким же, как у самого Пиррона, неизвестно, но это кажется маловероятным. Судя по немногочисленной доступной информации, Пиррон, по-видимому, ценил простоту в мыслях, словах и действиях, уделяя особое внимание сохранению нейтральности в своих суждениях, в то время как более позднее движение, носившее его имя, представляло собой более сложную систему, которая регулярно выносила суждения относительно других. философские школы. Как Пиррон отреагировал бы на более позднюю систему или скептическую дисциплину в целом, конечно, также неизвестно, но он, скорее всего, счел бы это отходом от своего первоначального видения, что душевный покой возможен для тех, кто отказывается судить других на основании свои предполагаемые знания.Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Пиррон и пирронизм — Энциклопедия Нового Света школа, известная как
Пирронизм, , основанная Энесидемом в I в. г. до н. э.Содержимое
- 1 Пиррон
- 1.1 Жизнь
- 1.2 Философия
- 2 Пирронизм
- 2.1 Пирроновский кризис
- 2.2 Экзистенциальное измерение
- 2.3 Пирронизм и дзен
- 3 Примечания
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
- 5.1 Общие источники философии
- 6 кредитов
Пирронизм часто означает крайний скептицизм — позицию, согласно которой следует воздерживаться от своих суждений, даже когда дело доходит до утверждения скептической позиции. В этом он противостоит догматическому скептицизму, как и другим формам догматизма. Конечной целью Пиррона и его последователей было достижение атараксии, или душевного спокойствия, отказавшись от любых попыток найти вечно ускользающую абсолютную истину в мире, где каждая точка зрения и каждое утверждение могут найти свою противоположность. Поиск мира с относительной природой мира, таким образом, заменил более распространенный поиск окончательных ответов.
Пиррон
Жизнь
Диоген Лаэртский, цитируя Аполлодора, говорит, что он начинал как художник, и что его картины существовали в гимнастическом зале Элиды. Позже, вдохновленный трудами Демокрита, он обратился к философии и, согласно Диогену Лаэртскому, познакомился с мегарской диалектикой через Брайсона, ученика Стильпона. Однако показания Диогена сомнительны. [1]
Пиррон, очевидно, путешествовал с Александром Македонским во время его исследования востока вместе с Анаксархом и учился у гимнософистов в Индии и у магов в Персии. Кажется, он перенял уединенную жизнь из восточной философии. Вернувшись в Элиду, он жил там в нищете, но был очень почитаем элейцами, а также афинянами, которые дали ему права гражданства. Его доктрины известны главным образом благодаря сатирическим произведениям его ученика Тимона Флийского (Силлографа).
Философия
Главный принцип мысли Пиррона выражен в слове акаталепсия, подразумевающем невозможность познания истинной природы вещей. Для любого данного утверждения противоположное может быть выдвинуто с равным основанием. Во-вторых, необходимо ввиду этого воздержаться от суждения (эпохе). По выражению Тимона, ни одно утверждение не может быть известно как лучшее, чем другое. В-третьих, эти результаты применимы к жизни вообще. Поскольку ничего нельзя узнать, единственная правильная позиция — это 9.0187 атараксия, или «свобода от беспокойства».
Надлежащее поведение мудреца, сказал Пиррон, состоит в том, чтобы задать себе три вопроса. Во-первых, нужно спросить, что такое вещи и как они устроены. Во-вторых, нужно спросить, как он относится к этим вещам. В-третьих, спрашивается, каким должно быть ее отношение к ним. Ответ Пиррона состоял в том, что вещи неразличимы, неизмеримы и неразрешимы, и не более того, чем то, или и то, и то, и ни то, ни это. Поэтому, сказал он, чувства не говорят правды и не лгут. [2] Следовательно, человек ничего не знает. Человек знает только то, как ему кажутся вещи, но об их внутреннем содержании люди остаются в неведении.
Невозможность знать, даже в отношении собственного невежества или сомнения, должна вести мудреца к уходу в себя. Ему следует избегать стресса и эмоций, которые естественным образом сопровождают суетное воображение. Эта теория невозможности познания есть первое и наиболее полное изложение агностицизма в истории мысли. Его этические результаты можно сравнить с идеальным спокойствием, предложенным стоиками и эпикурейцами.
Альтернативная интерпретация заключается в том, что Пиррон был не , строго говоря, скептиком в соответствии с собственными стандартами скептика — хотя в древности он и считался скептиком — а скорее отрицательным догматиком. Взгляд на то, как обстоят дела в мире, делает Пиррона догматиком; отрицание возможности познания делает его догму отрицательной. [3]
Пиррон, как говорят, был настолько привязан к скептицизму, что это привело к его собственной несчастной и внезапной смерти около 275 г. г. до н. э. Согласно легенде, он демонстрировал скептицизм с завязанными глазами, когда его ученики пытались предупредить его об опасной скале, к которой он направлялся. Он отказывался им верить, и таким образом его жизнь внезапно оборвалась. Однако историческая достоверность этого утверждения сомнительна.
Пирронизм
Пирронизм, или Пирронианский скептицизм, — школа скептицизма, основанная Энесидемом в первом веке г. до н. э. и записано Секстом Эмпириком в конце второго или начале третьего века 9.0139 г. н.э. г. Он был назван в честь Пиррона, хотя связь между философией школы и исторической личностью туманна. Пирронизм стал влиятельным в течение последних нескольких столетий, когда зародилось современное научное мировоззрение.
В то время как «академический» скептицизм, самым известным сторонником которого является Карнеад, утверждает, что «ничего нельзя знать, даже это», пирронианские скептики отказываются соглашаться с неочевидными утверждениями и остаются в состоянии постоянного исследования. По их мнению, даже утверждение о том, что ничего нельзя знать, является догматическим. Например, пирронианцы могут утверждать, что отсутствие доказательств не может являться опровержением и что отсутствие веры сильно отличается от состояния активного неверия. Вместо того, чтобы не верить в экстрасенсорные способности, например, из-за отсутствия доказательств таких вещей, пирронианцы признают, что нельзя быть уверенным, что новые доказательства не появятся в будущем, и поэтому они намеренно остаются предварительными и продолжают свои исследования. Пирронианцы также подвергают сомнению общепринятые знания и рассматривают догматизм как болезнь разума.
Пирроновский кризис
Краткий период в западной истории, во время зарождения современности, упоминается философами как «пирроновский кризис». В феодальном обществе абсолютная истина обеспечивалась божественной властью. Однако по мере того, как эта точка зрения утратила свою легитимность, наступило короткое время (в семнадцатом веке), прежде чем Просвещение создало науку и национальное государство в качестве новых источников абсолютной истины. В этот период среди мыслителей того времени были популярны релятивистские взгляды, подобные взглядам пирронизма.
Пирронианский скептицизм похож на форму скептицизма, называемую зететизмом, продвигаемую современным мыслителем Марчелло Труцци.
Экзистенциальное измерение
Пиррон и пирронизм принадлежат к постсократической традиции греческой философии, которая в основном сосредоточена на вопросах, связанных с личностью и ее моральными дилеммами, а не на космологических вопросах, как это было у досократиков. В более общем смысле philosophia означает любовь к мудрости. Следовательно, даже самый теоретический философский поиск начинается и заканчивается каким-то моральным или экзистенциальным интересом: откуда я пришел, кто я, куда я иду? И все эти вопросы возвращаются к вопросу «что я могу знать?» на что Пиррон отвечает: «ничего» и даже не уверен.
Воздержание от суждения, таким образом, является не только подходящей эпистемологической позицией; это также отношение, которое приведет к душевному покою, ataraxia . Для пирронианского скептика попытка найти удовлетворительное объяснение вещам по определению бессмысленна. Благодаря своей убежденности в том, что точное знание — это иллюзия, он отказывается даже идти в этом направлении и побуждает своих последователей искать мира в принятии этой реальности. Это прежде всего экзистенциальная позиция.
Пирронизм и дзен
При утверждении, что вещи есть ни то, ни се (ни горячее, ни холодное, ни белое, ни черное, ни определенное, ни неопределенное и т. д.) и в то же время то и то (горячее и холодное, белое и черный, достоверный и неопределенный), пирронист признает относительный характер всякого знания и всякой реальности, воспринимаемой разумом. Он признает, что, в конце концов, о реальности нельзя сказать ничего, что нельзя было бы опровергнуть с другой точки зрения, и совершаемый им экзистенциальный скачок заключается в том, что только отказавшись от всей этой перспективы и приняв вещи такими, какие они есть, у нас есть шанс достичь мира. ума.
Хотя культурный фон может сильно различаться, эта философская позиция сразу же напоминает о дзен-буддизме и его поисках нирваны, внутреннего покоя и свободы, достигаемых через непривязанность. Эта свобода достигается не через какое-либо конкретное философское понимание нашей реальности. Скорее, это достигается через экзистенциальное понимание того, что мир повседневной реальности (описанный почти так же, как приведенное выше пирроновское описание) приводит к неразрешимым противоречиям, раздорам и противостояниям на каждом уровне из-за своей относительной природы. Пустота или небытие Шуньяты, достигнутая в конце долгого духовного обучения, таким образом, имеет парадоксально положительное значение, позволяющее нам принимать вещи такими, какие они есть, в их «Таковости», без какой-либо относительной перспективы. Таким образом, существует явное семейное сходство между атараксией и нирваной. Сообщения о визитах исторического Пиррона в Индию подтверждают связь между ними. Точно так же часто говорят, что другие древнегреческие мыслители, включая Платона, заимствовали часть своего вдохновения с Востока через Индию.
Примечания
- ↑ Бетт (2000) 1.
- ↑ Лонг и Седли (1987), том. 1, с. 14-17, т. 1, с. 2, стр. 5-7.
- ↑ Лонг (1986) 75-88.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Algra, K., J. Barnes, J. Mansfeld, and M. Schofield, eds. Кембриджская история эллинистической философии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 9780521250283
- Аннас, Джулия и Джонатан Барнс. Модусы скептицизма: древние тексты и современные интерпретации. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985. ISBN 9780521256827
- Бетт, Ричард. «Аристокл о Тимоне о Пирроне: текст, его логика и достоверность». В Oxford Studies in Ancient Philosophy 12 (1994a), 137–181.
- Бетт, Ричард. «Что Пиррон думал о природе божественного и добра?» Phronesis 39 (1994b), 303-337.
- Бетт, Ричард. Пиррон, его предки и наследие. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 9780198250654
- Брюншвиг, Жак. «Введение: начало эллинистической эпистемологии».
- Бернит, Майлз, изд. Скептическая традиция. Беркли: University of California Press, 1983. ISBN 9780520037472
- Бернит, Майлз и Майкл Фреде, ред. Первородные скептики: полемика. Индианаполис: Хакетт, 1997. ISBN 9780872203136
- Хэнкинсон, Р.Дж. Скептики. Лондон: Рутледж, 1995. ISBN 9780415047722
- Лонг, А.А. Эллинистическая философия: стоики, эпикурейцы, скептики. University of California Press, 1986. ISBN 9780520058071
- Лонг, А.А. и Дэвид Седли. Эллинистические философы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. ISBN 9780521255615
- Нападающий, Гизела. «О разнице между пирронистами и академиками». В G. Striker, 90 187 Очерков по эллинистической эпистемологии и этике. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 9780521470513
- Нападающий, Гизела. «Скептические стратегии» В G. Striker, Очерки эллинистической эпистемологии и этики. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 9780521470513
- Нападающий, Гизела. «Десять тропов Энесидема». В G. Striker, 90 187 Очерков по эллинистической эпистемологии и этике. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 9780521470513
- Сваварссон, Свавар Храфн. «Догматическая натура Пиррона». The Classical Quarterly 52 (2002), 248-56.
- Сваварссон, Свавар Храфн. «Неразрешимая природа Пиррона». Оксфордские исследования древней философии 27 (2004), 249-295.
- Эта статья включает текст из одиннадцатого издания Британской энциклопедии , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 16 июня 2019 г.
- Статьи Стэнфордской энциклопедии философии:
- «Пиррон».
- «Древний скептицизм».
- «Аркесилай».
- «Карнеад».
- Статьи Интернет-энциклопедии философии:
- «Пиррон».
- «Энезидем».
- «Древнегреческий скептицизм».
- «Аркесилай».
- «Карнеад».
Общие источники философии
- Стэнфордская энциклопедия философии.
- Интернет-энциклопедия философии.
- Проект Пайдейя Онлайн.
- Проект Гутенберг.
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.