Тема и идея демон: Идея произведения демон лермонтов | obrazovaka.bitballoon.com

Содержание

Идея произведения демон лермонтов | obrazovaka.bitballoon.com

Главной темой произведений Лермонтова выступает личность, и её конфликт с окружающим миром. Мятежные герои тщетно борются с действительностью, но в конечном итоге, обречены на одиночество. Лермонтов противопоставляет свободе гнет самодержавия. В результате главные герои произведений одиноки, сломлены и бессильны в своих попытках изменить действительность.

Поэма «Демон» является одной из любимых в творчестве автора, написана она была на основе старинной Кавказской легенды. Произведение насыщено эпитетами и сравнениями, пронизано духом романтизма, наполнено яркими образами героев. Лермонтов добавил в поэму зарисовки удивительной кавказской природы со всем её многообразием.

В поэме прослеживается не только противостояние главного героя и мира, но присутствует внутренний конфликт Демона с самим собой. Не признававший идей мироздания, обладающий мятежным духом ангел был изгнан Богом из рая и обречен на вечные скитания.

Обладая сильным духом, Демон не в состоянии освободиться от собственных пороков, его терзают внутренние противоречия, даже зло, которое он совершает, наскучило ему. Веди при свойственном Демону презрении к окружающему миру, он невольно тянется к людям. Благодаря описанию душевных терзаний своего героя, читатель невольно сочувствует ему.

Лермонтовский Демон очеловечен, тем самым автор хотел показать противоречия, присутствующие в людях. В то же время одиночество и страдание главного героя отражает недовольство народа политическим строем того времени. Ведь в обществе тогда уже нарастал протест, народ не желал мириться с деспотизмом властей.

Утративший смысл жизни Демон находит его в любви к прекрасной Тамаре, которая олицетворяет собой добродетель, чистоту, искренность, непосредственность. Он стремится обрести душевный покой, воссоединившись с объектом своей любви. Ему кажется, что это сильное чувство способно подарить им свободу и гармонию, поэтому обещает женщине вечность в обмен на отказ от всего земного.

Однако его любовь эгоистична и поэтому обречена. Преследуя свои цели, он обрекает на верную гибель жениха возлюбленной.

Тамара поддается искусителю, не предвидя губительный финал. Но любовь Демона разрушительна, отдавшись ему, женщина погибает. После смерти явившийся ангел забирает душу Тамары в рай, обрекая Демона на одиночество и дальнейшее скитание. Душа Тамары же очищается её страданиями, раскаянием и искренней любовью.

В конце произведения герой проклинает свои мечты, ведь попытки изменить свою жизнь и самого себя, потерпели крах. Как и в большинстве рукописных творений Лермонтова, в финале – грусть, скорбь, разбитые надежды, не воплотившиеся в реальность мечты главного героя, который остаётся совсем один.

В противоречивом отношении к миру Демона выражается любовь Лермонтова к России и одновременно ненависть к самодержавию. Поэта переполняет восхищение прекрасной природой родной страны, он с упоением описывает в произведении её величие и красоту. Но автора гнетёт судьба свободолюбивого русского народа, вынужденного терпеть политический уклад того времени.

Недаром над поэмой Михаил Юрьевич трудился около двенадцати лет, ведь на основе этого нетленного произведения Рубинштейном была создана опера, а Врубелем написаны картины «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный», причём первая из перечисленных выше картин представлена в Третьяковской галерее в Москве.

Таким образом, величайшее творение Лермонтова нашло отражение в работах других гениев.

Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! », проникнутое душевной болью, направленно к подруге – любимой жене Наталье.

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен

Сословие троекурова и дубровского

Школьное чтиво: Лермонтов М. «Демон»


Жанр: поэма, восточная повесть

Главные герои поэмы «Демон» и их характеристика

  1. Тамара. Молодая красавица, смиренная, богобоязненная, честная, печальная, романтичная.
  2. Демон. Дух. Одинокий, равнодушный, скучающий, разочарованный в вечной жизни. Вечный борец с существующим.

План пересказа поэмы «Демон»
  1. Скучающий демон на Кавказе
  2. Свадебный пир
  3. Засада и смерть жениха
  4. Утешения демона
  5. Тамара в монастыре
  6. Демон и ангел
  7. Признания в любви
  8. Клятвы демона
  9. Поцелуй
  10. Смерть Тамары
  11. Ангел и демон

Главная мысль поэмы «Демон»
Любовь должна нести добро, а любовь и зло не совместимы.

Чему учит поэма «Демон»
Поэма учит добру, справедливости, учит не делать зла, не совершать поступков, за которые было бы стыдно. Учит верности и преданности. Учит нравственной чистоте и возвышенным идеалам. Учит никогда не сдаваться и отступать.

Отзыв на поэму «Демон»
Это очень красивая и грустная поэма. В ней нет героев, которых можно было бы назвать счастливыми. Демон одинок и несчастен, он рвется вырваться из бесцельного существования, но не может одолеть собственных страстей. Тамара жаждет любви, но не может получить ее. И хотя она оказывается в раю, в земной жизни она знала мало радости.

Анализ поэмы «Демон»
Поэма была написана в 1829-39 годах. В ней сочетаются признаки романтической поэмы,баллады и любовной лирики. Основные темы: любовь, одиночество, борьба, вера в бога. Главный конфликт — несовместимость между любовью и пороком, злом.
Строфа — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства художественной выразительности в поэме «Демон»
Эпитеты: дик и чуден божий мир, лукавый демон, волшебный голос, бесплотный взор, дух порочный, бескровном сердце, горькое томленье.


Метафоры: чертит круги ночная птица, тополей рядами, Казбек в чалме и ризе, в эфире потонул
Сравнения: как грань алмаза, келья как гроб, лились как слезы, жаркою как пламень,
Олицетворения: башни смотрели, плющ ласкаясь обовьет, прыгали ключи,
Анафора: клянусь, клянусь, клянусь
Антитеза: первым-последним, свиданием-разлукой, ни день-ни ночь.

Пословицы к поэме «Демон»
С любовью везде просто, со злом везде теснота.
Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
Ад без дна, век без конца.
И в раю жить тошно одному.
Делая зло на добро не надейся.


Читать краткое содержание, краткий пересказ поэмы «Демон»

Часть 1.

I.

Печальный Демон летал над землей и вспоминал о своих лучших днях. Он жаждал познанья, и не ведал злобы.

II.

Демону наскучило сеять зло и властвовать ничтожной землей.

III.

Он пролетал над прекрасным Кавказом, но смотрел на горы равнодушно.

IV.

Перед Демоном появились цветущие долины Грузии, но и тут ему ничто не нравилось и на все взирал он равнодушно.

V.

От старой башни к воде спускается княжна Тамара.

VI.

Седой Гудал выдает Тамару замуж и устраивает роскошный пир. Тамара счастливо улыбается детской улыбкой.

VII.

Не знал еще мир такой красавицы.

VIII.

Но веселилась Тамара в последний раз. Теперь ее ждала судьба рабыни в чужой стране.

IX.

Демон увидел Тамару и его переполнило волнение. Он долго любовался красавицей.

X.

На брачный пир спешит жених. Караван верблюдов несет богатые дары. Опасен путь через горы среди ущелий. Туман закрывает вершины.

XI.

Показалась часовня, у которой караванщики обычно приносили дары на счастье. Но князь презрел этот обычай и вот в ущелье раздались выстрелы. Князь бросился в бой и бежали робкие грузины.

XII.

Караван был разграблен, повсюду лежали трупы.

XIII.

Конь вынес князя из боя, но всадник ранен, пуля осетина его догнала.

XIV.

Уже мертвым прискакал князь на свадебный пир, и раздались повсюду плач и стоны.

XV.

Безутешно рыдает Тамара, но Демон начинает ее утешать. Он призывает Тамару забыть о земном и говорит, что будет прилетать к ней.

XVI.

В смятении вскочила Тамара, голос все звучал пред ней. А когда она уснула, Демон с любовью на нее смотрел.

Часть 2.

I.

Тамара остается безутешной и отказывает всем женихам. Она просит отца отдать ее в обитель.

II.

Тамару отвезли в монастырь, но часто в торжественном пении ей слышался знакомый голос.

III.

По ночам в ее келье часто мелькал свет лампады.

IV.

На севере были видны горы и Казбек стоял выше всех.

V.

Тамара была печальна и часто плакала перед образами.

VI.

Тамаре кажется, что он придет, и в мечтах она ждет объятий.

VII.

Демон прилетает к обители, но не решается переступить границу святых стен. Он плачет и его слеза прожигает камень.

VIII.

Демон входит в обитель, полный желания творить добро, но его встречает крылатый херувим и начинает упрекать.

IX.

Ангел называет Демона порочным и призывает удалиться. Но Демон зло усмехается и отвечает, что Тамара его. И ангел удаляется.

X.

Тамара спрашивает Демона, кто он. И Демон отвечает, что он тот, кто говорил с ней, враг небесам и зло природы. Но Демон признается в любви к Тамаре, и говорит, что эта любовь может из него сделать ангела. Тамара просит оставить ее и спрашивает, зачем Демон ее любит.
Демон отвечает, что не знает, но ее образ был с ним всегда, и рассказывает о своем падении.
Тамара спрашивает про муки ада, но Демон говорит, что там она будет с ним, и ей нечего бояться. Тамара требует от Демона отречься от зла. Демон клянется всем чем можно, что отрекается от зла, и хочет вернуться к добру. Он обещает все отдать ради любви Тамары.

XI.

Демон целует Тамару и та влюбляется в него, и прощается с молодой жизнью.

XII.

Ночной страж обходит монастырь и слышит из кельи звуки поцелуев. Но вдруг все стихает и старик крестится.

XIII.

Красавица лежала в гробу.

XIV.

Великолепен был ее последний наряд, а на губах затаилась улыбка.

XV.

Родные собрались проводить Тамару в последний путь. Для нее вырыли могилу, рядом с могилами предков.

XVI.

Ангел возносил к небу душу Тамары, но вдруг путь ему заступил Демон. Но ангел сказал, что небеса давно ждали эту душу, и что свои сомнения Тамара искупила.
Ангел понес душу Тамары на небеса, а поверженный Демон с проклятьем отступил.

—-

До сих пор стоят на склоне горы древние развалины. Грустны старые стены, ничто не напоминает о Тамаре. И только церковь на вершине все также горделиво стоит среди снегов и вечных льдов. Рисунки и иллюстрации к поэме «Демон»

Образ Демона в русском искусстве XI–XX веков

Выбранная тема связана с приметой нашего времени – разрушение морально-нравственных ценностей. В обществе всё чаще в приоритете власть денег, нажива и даже насилие. Молодежь, особенно подростки, подвергаются тлетворному влиянию подобной идеологии, где за основу берется право «сильной личности» утверждать свое превосходство путем подавления слабых и беззащитных. На примере произведений искусства можно показать, чем оборачивается подобный подход в жизни, к последующей неизбежной расплате.

Тема Демона в мировой литературе

Мировое искусство на протяжении многих веков постоянно обращается к некоторым темам и образам, которые волновали не одно поколение людей и так же волнуют наших современников. Такие темы в литературоведении называются «вечными». Одна из них – бесконечная борьба добра со злом, выражающаяся в вечном противоборстве Бога и Сатаны. Величайшие мастера искусства в своих произведениях пытались разрешить эту проблему.

Так, образ падшего ангела стал одним из излюбленных мотивов мировой поэзии. Начиная с 17 века, в литературу прочно вошел образ Демона как яростного противника Бога, духа-искусителя людей. Его имя по-разному звучит в произведениях, это: Сатана в «Потерянном рае» (1667) Дж. Мильтона, Люцифер в «Каине» (1821) Дж. Байрона, Мефистофель в «Фаусте» (1808 -1832) И.В. Гете, падший дух в поэме «Элоа» (1824) А. де Виньи. Каждый из поэтов предлагал свой вариант образа демона, но в то же время все сохранили основной мотив – враждебность демона небесам и Богу, отчужденность дерзкого носителя зла от мира. В русской литературе до Лермонтова к этому образу обращался А.С. Пушкин в стихотворном наброске «Мое беспечное незнанье» (1823), в стихотворениях «Демон» (1823) и «Ангел» (1827).

Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова

«Демон» – поэма, над которой М.Ю. Лермонтов работал на протяжении всего творческого пути. Образ Демона владел чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста, о чем свидетельствуют стихотворения «Мой Демон» (1824, 1831 гг.), поэма имеет 7 редакций. Поэт много раз переделывал начатое произведение, но с каждой новой переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме. В основе поэмы «Демон» – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога, и по воле Бога превратившегося в дух зла. Произведение М.Ю. Лермонтова, поэта-романтика, вобрало в себя противоречия эпохи, отразило страстную, бунтующую душу человека, его вечное томление и стремление к идеалу.

Экспозиция поэмы характеризует главного героя, восстанавливает его предысторию. В своих вечных скитаниях Демон сохранил воспоминания о лучших днях, связанных с жилищем света, где «блистал он, чистый херувим». Затем, изгнанный из рая, Демон преуспел в искусстве творить зло, довел его до совершенства: «нигде искусству своему он не встречал сопротивленья, и зло наскучило ему». Сам же автор словно затрудняется в характеристике героя, отсюда – различные метафоры и эпитеты, иногда противоречащие друг другу: «печальный», «дух изгнанья», «гордый дух», «отверженный», «лукавый».

Образная система поэмы подчинена идее – раскрыть образ Демона в его сложности и противоречивости. Главная сюжетная линия – Демон и Тамара – отражает сущность  героя.

Тамара – олицетворение красоты, портрет героини изображен фрагментарно: «влажный взор», «завистливая ресница», «божественная ножка», «милое чело». Авторский вывод («С тех пор, как мир лишился рая, клянусь, красавица такая под солнцем юга не цвела») близок к сказочной формуле «Ни в сказке сказать, ни пером описать», что подтверждает последующее сравнение: «как пери спящая мила». Согласно персидской мифологии, пери – добрая фея.

Увидев Тамару накануне ее свадьбы, Демон был очарован княжной: «На мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал он вдруг … // И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты», через любовь юной княжны он мечтает примириться с Небом. Здесь налицо противоречие характера героя. С одной стороны – он испытывает к Тамаре сильные чувства, с другой – Тамара для него средство достижения личных целей.

Череда преступлений, совершаемых Демоном, следует без перерыва. Жених Тамары пренебрегает обычаями далеких предков: он не произнес молитву у святого места, где все путники останавливались для совершения обязательного ритуала. Тем самым князь лишил себя божественного покровительства. Ему, жениху, не следовало также предаваться любовным мечтаниям на таком святом месте. Этой оплошностью сразу же воспользовался Демон: «Его коварною мечтою // Лукавый Демон возмущал».

Тамаре, оплакивающей гибель жениха, он наносит несколько ударов. Сначала он появился во тьме, и трудно было догадаться, кто он:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.

Когда Тамара, во имя спасения души, решает заточить свою жизнь в мрачной келье монастыря, Демон хочет подарить ей всю широту абсолютной свободы, пространство вечности. Он обещает ей рай всезнанья и свободы, и даже божья защита не смогла остановить его. Соблазнительные речи Демона убедительны, основаны на знании природы людей, их слабостей. Земная жизнь, по мнению Демона, недолговечна и ничтожна, как и люди, презираемые им: «Что люди? Что их жизнь и труд? // Они прошли, они пройдут …».

Далее он обещает жизнь с наслаждениями особого свойства, недоступную людям, но цена такой свободы слишком высока – отказ от всего ничтожного, земного означает смерть.

«Смертельный яд» поцелуев Демона погубил юную Тамару. Когда ангел-хранитель забрал ее душу, у всесильного Демона не хватило сил преодолеть враждебность и зависть к божьему величию. Пред Тамарой предстал другой Демон, не тот, который блистал неземной красотой, а сама беспощадная смерть, настигшая свою жертву:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца, –

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

Причина поражения Демона, по мнению Лермонтова, – в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. В образе Демона сконцентрирован «вечный ропот человека», желающего встать вровень с природой. Божественный мир могущественнее мира личности – такова позиция поэта.

Созданный автором образ природы занимает важное место в поэме. Эмоциональное восприятие природы показано в двух ракурсах: с точки зрения автора и главного героя. Для автора – «дик и чуден … весь божий мир», он не скрывает своего восхищения: «Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали; //Счастливый пышный край земли!». Природа, воспринимаемая Демоном, имеет отрицательную динамику: от презрения («Но гордый дух презрительным окинул оком творенье бога своего») до ненависти («И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел»).

Образ Демона в картинах М.А. Врубеля; представление художника о Демоне как о символе эпохи

Образ Демона волновал так же, как и М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля, художника-модерниста конца 19 века. В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому Врубель исполнил 30 иллюстраций, в основном это были иллюстрации к поэме «Демон». Сам Врубель долгое время был неизвестен современникам, многие не понимали своеобразия его живописи. Все полотна Михаила Врубеля напоены тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. Сюжет картины «Демон (сидящий)» был задуман Врубелем в Москве после прочтения поэмы Лермонтова. Оценивая Демона, Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)».

Картина Врубеля написана в традиционной для него цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе. Герой картины – не злобный дух, а молодой, красивый человек с великолепной мускулистой фигурой, густой гривой волос. Он очень печален, слеза катится по его щеке. В облике Демона нет ничего пугающего, страшного. Он вызывает сочувствие. Художник изобразил своего героя на фоне фантастической природы.

Его сильное тело напряжено, но лицо, наоборот, спокойно и даже несколько меланхолично. Это показывает двойственность образа демона – с одной стороны крепкое, словно гранитное тело, а с другой – ранимая, трепетная душа. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания.

Картина написана в своеобразном стиле Врубеля – она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. В письме к своей сестре от 22 мая 1890 года Михаил Александрович Врубель так описывал героя картины: «. .. полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Истоки печали и страданий Демона таятся в его разладе с самим собой, в его абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Сущность Демона в представлении Врубеля раскрывается всем художественным строем полотна, а именно: композиционными особенностями картины, своеобразием колорита. Как лермонтовский Демон весь соткан из противоречий, так и картина построена на контрастах. Могучая фигура Демона помещена в центре вытянутой по горизонтали картины. Он единственный герой во всем пространстве полотна, но ему все равно тесно в таком формате: художник словно обрезает фигуру героя сверху и снизу, оставляя простор лишь по бокам. Этот художественный прием позволяет зрителю ощущать, как тесно Демону в этом мире, как скован он душевной печалью, скорбью одиночества.

Мысль написать картину «Демон (поверженный)» возникла сразу же после создания «Демона (сидящего)». И уже в начале 1902 года картина была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

О выставке сохранились воспоминания сестры жены Врубеля, Екатерины Ивановны Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота…». На картине «Демон (поверженный)» герой находится на дне глубокого ущелья, словно низринутый с небес. Некогда могучее тело выглядит жалко и пугающе: оно деформировано, плети иссохших рук заломлены над головой. Лицо повергнутого выражало безмерную тоску и безнадежность. Бессильные крылья с павлиньими перьями беспомощно лежат рядом. Голова неестественно покоится на груди. На голове героя не то венец, не то диадема со сверкающим рубином. Только глаза горят неугасимым огнем ненависти в лучах заходящего солнца. Темно-лиловые горы сумрачно окружают ущелье. Вдали виден поток воды, который вот-вот скроет героя.

Рассмотрев картины М.А. Врубеля, можно сделать следующие выводы:

– «Демон (сидящий)» похож на лермонтовского героя, но более очеловечен, печален.

– Оба Демона М.А. Врубеля контрастны.

– Сидящий Демон полон сил, он много размышляет о своей жизни, возможно, раскаивается в своей гордыне, ставшей причиной изгнания и отрешенности. Демон поверженный изображен художником как дух, потерпевший поражение в поединке с Богом.

– Картины написаны в традиционной для Врубеля цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе.

Образ Демона в стихотворениях А.А. Блока «Демон» (1910, 1916 гг.), их связь с поэмой М.Ю. Лермонтова и картинами М.А. Врубеля

На поэта-символиста А.А. Блока, современника М. Врубеля, сильное впечатление произвела вторая картина художника. А.А. Блок чувствовал в «Демоне (поверженном)» судьбу самого художника. А позже, после разгрома революции 1905 года, Блок увидел в картине предсказание судьбы русской интеллигенции. На похоронах Врубеля он сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».

В цикл стихов А.А. Блока «Страшный мир» вошли два поэтических текста с одинаковым названием – «Демон». Даты создания произведений разделены шестью годами. Первое стихотворение написано в 1910 г., сразу после похорон Врубеля, второе появилось летом 1916 г. Обращение к картине М. Врубеля не случайно: поэта и художника сближали апокалипсические предчувствия, ощущения «тени Люциферова крыла» в настоящем и будущем. Блок считал образ Демона символом времени, олицетворенным выражением мировой скорби и мятущейся души.

Стихотворение «Демон» 1910 года показывает образ влюбленного героя, очарованного земной девушкой. Жизнь до встречи с Тамарой представляется ему бессмысленной и неинтересной: «Не жил я – блуждал средь чужих». С героиней Демон связывает блаженные перемены в своей жизни, но, несмотря на это, он готов уничтожить соперника-жениха, не боясь причинить боль Тамаре. Свое коварство он оправдывает любовью: «С тобою, с мечтой о Тамаре, // Я, горний, навеки без сил…».

Авторское понимание темы мятежного духа неотделимо от лермонтовских мотивов. В обоих произведениях Блока встречаются многочисленные аллюзии на строки поэмы Лермонтова: «песня зурны», «пусть скачет жених – не доскачет!»; «я возьму тебя с собою и вознесу тебя туда…».

Во втором стихотворении с поэмой Лермонтова сближают детали лирической ситуации – сцена соблазнения земной женщины и ее смерть.

«Демон» 1916 г. начинается с обращения к возлюбленной, которая уже очарована властью темного духа. Женский образ, лишенный имени, представляется безвольным, его покорность и преданность сродни поведению рабыни. Могучий Демон искушает спутницу, демонстрируя ей дали, не доступные смертным. Пунктами фантастического «маршрута» становятся сверкающий «гребень горный», бездонная бездна, «незапятнанный луг».

Мрачный дух презирает человеческие чувства, и поэтому в тексте передано нарастание отрицательных эмоций. Во второй строфе ужас героини охарактеризован пренебрежительным эпитетом «бесполезный», а в пятом четверостишии людская «дикая страсть» получает целый ряд уничижительных характеристик: «малость», «ложь» и «грустная жалость».

Искушение продолжается: соблазнитель угадывает робкие желания земной спутницы. Поэтому возникает новая точка путешествия – космическая, откуда облик земли и звезд выглядит одинаково. Достигнув ее, онемевшая от удивления героиня обозревает «новые миры» – «невероятные», порождающие в душе «страх и бессилье».

Земная женщина не в состоянии перенести поток вселенских откровений. Демон вновь угадывает ее просьбу и охотно, без сожаления, отпускает возлюбленную, с «божественной улыбкой» наблюдая за ее последним полетом. Жестокость сцены усиливает сравнение погибающей с «камнем зыбким». Эпизод вызывает библейские реминисценции, связанные с падением ангелов, изгнанных из рая.

Темный персонаж, чье «божественно-прекрасное» тело несут могучие крылья, не знает преград: он способен достичь любых отдаленных точек пространства. Самонадеянность Демона выражается также в его уверенности, что звездные миры, созданные Всевышним, являются порождением его «игры»: «Невероятные видения, // Создания моей игры». Обращая внимание на вневременную природу образа Демона, автор, тем не менее, указывает на его человеческие черты, выдающие классического обольстителя. Многоплановый облик героя соединяет в себе величие и коварство, бездушие и влюбленность, самоуверенность и стремление к внешним эффектам.

Образ блоковского Демона объединяет героев и Лермонтова, и Врубеля. Здесь и пляска Тамары, и песня зурны, и смерть жениха, как в поэме Лермонтова; и в то же время цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля. Герой стихотворения отличается от своих предшественников. Ожидание перемен, томление, весна как символ обновления – все это характерно для лирики Блока.

Исследуя стихотворения А.А. Блока, можно сделать следующие выводы:

– В стихотворении 1910 г. Демон более похож на лермонтовского героя своей влюбленностью, надеждой на перемены.

– В обоих произведениях Блока встречаются аллюзии на строки поэмы Лермонтова.

– Цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля.

– В стихотворении 1916 г. Демон демонстрирует власть над соблазненной им женщиной, проявляя жестокость и равнодушие.

Зло привлекательно, заманчиво, коварно, и у человека не всегда хватает духовных сил, чтобы избежать его пагубного влияния.

Произведения поэтов и художника показывают, что Демон вредит людям, искушает их, преследуя личные цели, поэтому доверчивость людей выгодна Демону.

Следует также обратить внимание на время создания произведений, как это сказалось на особенностях формирования образа.

Лермонтов – поэт-романтик, его романтический герой одинок, не находит в ней своего идеала, поэтому ищет родственную душу, которая могла бы понять его. Демон – гордый, непреклонный дух, воплотивший идею бунта, неприятия божьего мира. Лермонтов сохранил традиционный для мировой литературы образ Демона.

Художник-модернист Врубель видел в Демоне символ новой эпохи. Герой наказан за свое зло Богом, с которым он самоуверенно вел непримиримую вражду, ложно надеясь на свои силы.

Блок также отходит от традиционной трактовки образа Демона, он совмещает черты героев и Лермонтова, и Врубеля, поэтому Демон в произведении 1916 г. – безжалостный убийца, способный погубить человека, доверившегося ему.

Список использованных источников и литературы

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т., М.: «Правда». 1988. С.719.

2. А. Блок. Избранное, М.: «Просвещение», 1988, с 350.

3. Дмитриев Н.А. «Михаил Врубель», М.: «Детская литература», 1984г., с.243.

4. https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/poverzhennyj-demon-mihaila-vr…

История создания поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова

Идея поэмы о демоне полюбившем смертную девушку зародилась у Лермонтова еще в 1829 году, еще когда ему было всего 15 лет, и лишь спустя десять лет (в 1839-м) произведение получившее название «Демон» было готово к печати. Прежде, чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций, но из-за очередной ссылки Лермонтова на Кавказ, оно получило цензурный запрет и долгое время не допускалось к печати распространяясь в литературных кружках и рукописных списках. Лишь в 1842 году, уже после смерти Лермонтова, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки» (№ 6). Первое полное издание произведения состоялось в Германии в 1856 году, в России — в 1860-м.

Замысел поэмы

Замысел поэмы о монахине, в которую влюблены одновременно Ангел и Демон, возник у Лермонтова еще в 1829 году, во время учёбы в Московском университетском пансионе, когда поэту было всего 15 лет. К этому времени Лермонтов уже был автором ряда произведений. В 1828–1829 годах он написал поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и десятки лирических стихотворений.
Первые элементы произведения появились в стихотворении «Мой Демон» (1829), в котором изображено неземное существо, наделенное самыми страшными, отрицательными чертами. Все положительное ему чуждо:

Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь…
— М.Ю. Лермонтов, «Мой Демон» (1829)
В том же 1829 году Лермонтов создал ряд набросков, которые явились началом работы уже над поэмой «Демон». В тетради № 3 пробой записано два варианта:

  1. «Демон узнает, что ангел любит одну смертную, демон узнает и обольщает ее, так что она покидает ангела, но скоро умирает и делается духом ада. Демон обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив и проч. свою ист».
  2. «Демон влюбляется в смертную (монахиню), и она его наконец любит, но демон видит ее ангела хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».

Персонажи произведения

Как и все романтические поэмы, данная не отличается обилием главных героев. Сюжетный замысел в том, чтобы создать конфликт между парой персонажей. Поэтому список ограничивается только двумя основными участниками:

Образ Демона в поэме Лермонтова «Демон» нельзя назвать полностью отрицательным, хотя до конца истории он не отступает от своей сути. Кроме того, здесь Дьявол является не полным отражением Библейского антигероя. Тут читатель видит своеобразную авторскую трактовку. Падший Ангел переживает наказание — он вынужден бесконечно летать над миром людей в полном одиночестве. Сначала его это забавляет, можно любоваться красотами Кавказа, творить зло, ломать судьбы. Но со временем становится тоскливо.

Демон встречает удивительную девушку. Она красива нарядами, внешностью. Но и душа у нее полна доброты. В отличие от большинства людей, Тамаре удается сопротивляться искушению, хоть и с большим трудом. Такая сказочная дева вносит изменения и в характер главного героя.

Тамара представляет собой скромную девушку, искренне верующую в Бога. Именно через нее Демон планирует обрести спасение, поскольку видит в ней Ангела в человеческом обличии. Она зарождает в нем пламя доброты, и Падший даже хочет встать на путь исправления. Однако его стремлениям не суждено сбыться, поскольку справиться с гордостью и желанием творить зло непросто.

Демону хочется заполучить Тамару. И когда сделать это искренними и добрыми поступками не удается, он переходит к привычным методам. Беззащитная девушка молит его остановиться, с ним говорит посланник Бога, прося прекратить, однако Падший не уступает.