Леонардо да винчи названия картин: Самые известные картины Леонардо да Винчи

Содержание

Картины Леонардо да Винчи. 5 вечных шедевров

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1.

Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

 

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

 

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей.  А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины XIX века. Когда цветными тени стали писать импрессионисты.

Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье “Тайная вечеря” Леонардо. Путеводитель по шедевру”.

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье “Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят”.

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, создающая эффект растушеванных линий, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит Эпохе Возрождения? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.

Интересно, Леонардо –  исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?

Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в Эрмитаже, читайте в статье “Мадонна Литта. Удивительные детали картины».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия

Самые известные картины Леонардо да Винчи: список с фото

Содержание

Картины Леонардо да Винчи прекрасны и полны загадок. Они доведены до немыслимой степени совершенства, ведь над каждым из своих творений мастер трудился по нескольку лет.

В нашем рейтинге перечислены все величайшие картины Леонардо да Винчи, с фото, названиями и подробной информацией о каждой из них. В список не были включены чертежи изобретений, карикатуры, а также картины, в отношении которых у искусствоведов есть сомнения, что они принадлежат кисти Леонардо. Также не вошли в подборку копии картин, которые не сохранились до наших дней.

18. Витрувианский человек

Витрувианский человек

Годы написания: 1490.
Где находится: Галерея академии, Венеция.
Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.
Размеры: 34,3 х 24,5 см.

Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы. Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.

Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.

После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.

  • 6 ладоней = 1 локоть;
  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из 4 пальцев = 1 ладонь;
  • 4 ладони = 1 ступня;
  • размах рук = рост;
  • 4 ладони = 1 шаг;
  • 4 локтя или 24 ладони = высота человека.

Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».

17. Мадонна с гвоздикой

Мадонна с гвоздикой

Годы написания: 1478 — 1480.
Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 42 х 67 см.

Многие искусствоведы приписывают эту работу молодому Леонардо, когда он еще служил подмастерьем в живописной мастерской Вероккьо. Существует ряд деталей, поддерживающих эту версию, например, детализация лица Мадонны, рисунок ее волос, пейзаж за окном, а также характерный для итальянского художника мягкий и рассеянный свет.

К сожалению, годы не пощадили картину, а из-за неправильной реставрации поверхность красочного слоя пошла неровностями.

16. Благовещение

Благовещение

Годы написания: 1472 — 1476.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 98 х 217 см.

Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.

Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.

15. Крещение Христа

Крещение Христа

Годы написания: 1476
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 177 х 151 см.

И эту работу Леонардо писал в соавторстве со своим учителем. Как утверждает составивший жизнеописание художника Джорджо Вазари, Вероккьо поручил юному подмастерью (на момент написания картины Леонардо исполнилось 24 года) написать фигуру беловолосого ангела в левом углу картины. Учителя настолько впечатлило мастерство ученика, что он, посрамленный, более не занимался живописью.

14. Портрет Джиневры де Бенчи

Портрет Джиневры де Бенчи

Годы написания: 1474 — 1478.
Где находится: Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 38,8 х 36,7 см.

Венок из лавровых и пальмовых ветвей на обороте картины намекает, что изображена на нем женщина непростая. Первый венок указывает на ее поэтические занятия, а второй – что она не чужда милосердию и состраданию. Впечатление это поддерживается строгой и несколько суровой красотой модели, ее бледной алебастровой кожей, и опущенными, словно в раздумье, веками. На интеллектуальные занятия ее указывает и почти полное отсутствие украшений и подчеркнуто скромная одежда. И верно – на картине изображена поэтесса Джиневра де Бенчи.

Манера изображения (особенно растушевка пальцами – Леонардо только начал осваивать эту технику, поэтому красочный слой местами лежит неровно) уже громко говорит о мастерстве творца. Особенно характерное мягкое освещение и ландшафт на заднем фоне, словно окутанный светящейся дымкой.

13. Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа

Годы написания: 1479 — 1481.
Где находится: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материалы: масляная живопись на холсте.
Размеры: 48 х 31,5 см.

«Призрак старухи» с «морщинистой шеей», «раздувшееся тельце» и «беззубая усмешка» — такими нелестными словами картину охарактеризовал американский искусствовед, которому владельцы – семейство Бенуа – поручили установить авторство. Несмотря на все красочные эпитеты, он таки атрибутировал ее, как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи – в пользу этого говорит как манера письма, так и присущий художнику мягкий рассеянный свет, непринужденно создающий объем двух фигур.

Одна из символических деталей – крестоцветное растение, намекающее, какая судьба ждет ребенка. Однако ни мать, ни младенец об этом пока не знают. Он беззаботно играет, а она смотрит на него с улыбкой.

12. Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Годы написания: 1479 — 1482.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 246 х 243.

Одна из картин великого художника, скульптора, ученого и инженера эпохи Возрождения, к сожалению, осталась незаконченной. Леонардо переехал на место жительства в Милан и возвращаться не собирался. К счастью, заказчики сохранили незавершенную картину. Она отличается нестандартной композицией и богатым символическим значением.

Например, Мария сидит под дубом, который является символом вечности, вдали растет пальма – знак Иерусалима, а развалины языческого храма на горизонте – разрушение языческой религии, которую вытеснило христианство.

11. Святой Иероним в пустыне

Святой Иероним в пустыне

Годы написания: 1480 — 1490.
Где находится: Ватиканская пинакотека.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 103 х 75 см.

Несмотря на то что картина так и осталась незаконченной, на современников она произвела сильное впечатление. В первую очередь это связано с изумительной анатомической точности изображения человеческого тела, которым славился Леонардо.

Картину ожидала сложная судьба – произведение спустя какое-то время было распилено, и доски использовали для самых низменных целей. Утверждается, что часть картины один из любителей искусства нашел в виде крышки от ларя.

10. Мадонна Литта

Мадонна Литта

Годы написания: 1478 — 1482.
Где находится: Эрмитаж.
Материалы: темпера, доска.
Размеры: 42 х 33.

Мастерство великого итальянского художника проявилось в том числе и в деталях, рассказывающих своего рода историю. Например, красное платье женщины снабжено специальными разрезами для кормления, один из которых зашит. Видимо, ею было принято решение, что пора уже прекращать грудное вскармливание. Но один из них в спешке распорот – видны стежки и свисающие концы нити.

9. Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.
Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 199 х 122 см

В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.

Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.

8. Портрет музыканта

Портрет музыканта

Годы написания: 1485 — 1487.
Где находится: Амброзианская библиотека, Милан.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 43 х 31.

Единственное портретное изображение мужчины среди знаменитых картин да Винчи. Первоначально искусствоведы полагали, что на картине изображен сам миланский герцог, покровитель и друг Леонардо да Винчи (насколько человек, занимающий такое общественное положение, вообще может быть чьим-то другом). Пока впоследствии не было обнаружено, что юноша сжимает в руках свиток, начинающийся со слов «ангельская песнь». Поэтому картину переименовали в «Портрет музыканта». И ряд искусствоведов делает смелое предположение, что это сам Леонардо, ведь в сферу его интересов музыка тоже входила.

7. Дама с горностаем

Дама с горностаем

Годы написания: 1488 — 1490.
Где находится: музей Чарторыйских, Краков.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 54,8 х 40,3 см.

Хотя авторство гениального итальянского художника порой подвергалось сомнению, в настоящий момент искусствоведы сошлись в мнении: это одна из лучших картин Леонардо да Винчи, если не самая совершенная с живописной точки зрения. Считается, что обожавший загадки и шифры художник в изображении белого зверька на руках у модели зашифровал ее имя. На латыни семейство куньих называется gale, а зовут девушку Цецилия Галлерани.

Снежно-белая шкурка горностая (а на портрете изображен, скорее всего, именно он) – дерзкий вызов несколько сомнительному статусу содержанки миланского герцога. По народным поверьям, этот зверек настолько ценит свой непорочно-белый мех, что готов скорее погибнуть, чем запятнать его грязью.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

5. Прекрасная Ферроньера

Прекрасная Ферроньера

Годы написания: 1493 — 1497.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 62 х 44 см.

С одной из самых известных картин Леонардо да Винчи связана интересная легенда. Когда картина попала во Францию, кто-то из владельцев сделал на ней надпись – «ферроньера». Это таинственное слово (как и несомненная красота женщины) много лет будоражило воображение людей, близких к искусству.

Галантный «историк любви», Ги Бретон, живший уже в наше время, сочинил целую историю. Якобы безымянная красавица была любовницей Франциска Первого, а украшение свое она стала носить, чтобы скрыть синяк, полученный во время ночи с королем.

Скорее всего, на картине Леонардо да Винчи с названием «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли. Она была одной из любовниц покровителя Леонардо, миланского герцога. А название происходит от ее украшения на лбу – ферроньерки.

4. Голова девушки

Голова девушки

Годы написания: 1500 — 1505.
Где находится: Национальная галерея, Парма.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 24,6 х 21 см.

Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.

Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.

3. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Годы написания: 1501 — 1517.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 168 х 112 см.

Содержание этой картины глубоко символично, Мария сидит на коленях своей матери Анны и тянется руками к порождению ее лона – младенцу Христу. Ягненок символизирует кротость и грядущую судьбу Спасителя в качестве жертвы за грехи мира.

Современники глубоко оценили живость и естественность выражений лиц всех трех участников сцены – особенно фирменную леонардовскую загадочную полуулыбку, с которой Анна взирает на свое дочь и внука.

2. Мона Лиза (Джоконда)

Джоконда

Годы написания: 1502 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 76,8 х 53.

Пожалуй, сложно найти на земном шаре человека, которому не была бы известна «Джоконда». Это безусловно, самое знаменитое произведение талантливого итальянца. Многие загадки и тайны этой картины Леонардо да Винчи не решены до сих пор:

«Мона Лиза» имела особое значение в жизни художника – не секрет, что порой, увлеченный чем-нибудь новым, он с большой неохотой возвращался к прерванной работе. Однако над «Джокондой» он работал со страстью и увлечением. Почему?

В точности неясно, кто именно изображен на портрете. Была ли это жена торговца дель Джокондо? Или та же женщина, что позировала для «Дамы с горностаем»? Существует даже версия, что в качестве модели для Моны Лизы выступал Салаи – один из подмастерьев художника, изображенный им еще минимум на двух картинах.

Какого цвета изначально было платье Джоконды? Видимо, Леонардо опять экспериментировал с красками, и опять неудачно, так что от первоначального цвета рукавов не осталось ничего. Современники, кстати, восхищались роскошным колоритом картины.

И, наконец, загадочная полуулыбка – улыбается ли она вообще, или это просто иллюзия, умело созданная художником за счет теней в уголках губ?

1. Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Годы написания: 1508 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 69 х 57 см.

Последняя картина художника, на которой предположительно изображен Салаи – один из подмастерьев художника, по неизвестным причинам пользовавшийся особым расположением Леонардо. Мастер прощал ученику многое. Вплоть до кражи денег за купленный заранее плащ, в который Салаи был задрапирован для «Вакха» — картины, дошедшей до наших дней только в виде копии. Изнеженное лицо, тщательно завитые кудри и особенно нескромная полуулыбка рождала известные сомнения в характере отношений мастера и подмастерья.

Однако по дневникам художника понять что-либо сложно – после обвинений в содомии в юном возрасте он тщательно избегал упоминаний о своей личной жизни где бы то ни было. Оставил по завещанию свое поместье и деньги, кстати, Леонардо тому же Салаи и еще одному своему помощнику.

Туринский автопортрет Leonardo da Vinci

Leonardo da Vinci – туринский автопортрет

Годы написания: после 1512 года.
Где находится:  Королевская библиотека, Турин.
Материалы: сангина, бумага.
Размеры: 33,3 х 21,6 см.

Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.

Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.

Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира

Спаситель мира

Стоимость: $400 000 000
Годы написания:
1499 — 1507.
Где находится: частная коллекция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 66 х 47 см.

В том, что автором этой картины был именно Леонардо да Винчи многие искусствоведы сомневаются. По этой причине она не вошла в наш основной список. Однако «Спаситель мира», без сомнений, является одним из самых дорогих произведений искусства в истории.

На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.

10 известных произведений Леонардо да Винчи

Курирование этого контента осуществляется по усмотрению автора и не обязательно отражает точку зрения Encyclopaedia Britannica или ее редакции. Для получения наиболее точной и актуальной информации обращайтесь к отдельным статьям энциклопедии по темам.

© Everett Historical/Shutterstock.
com

Леонардо да Винчи, один из великих художников эпохи Возрождения, постоянно тестировал художественные традиции и приемы. Он создавал новаторские композиции, исследовал анатомию, чтобы точно представить человеческое тело, рассмотрел человеческую психику, чтобы проиллюстрировать характер, и экспериментировал с методами изображения пространства и трехмерных объектов на двухмерной поверхности. Результатом его неиссякаемой любознательности является множество незаконченных проектов, а также некоторые из самых реалистичных, сложных и нежных изображений человеческой природы. Его эксперименты повлияли на искусство его преемников и часто становились стандартом изображения в последующие века. После его смерти в 1519 г.Леонардо оставил много тетрадей, заполненных заметками и набросками, но очень мало законченных работ. Некоторые из его произведений были завершены ассистентами, но другие были утеряны, уничтожены или закрашены. Ниже приведены 10 примеров некоторых из его самых известных сохранившихся работ.

  • Мона Лиза (ок. 1503–1519) Леонардо да Винчи: Мона Лиза © Everett-Art/Shutterstock.com в Лувр каждый день, многие из которых очарованы таинственным взглядом и загадочной улыбкой натурщика. Обычный, казалось бы, портрет молодой женщины, скромно одетой в тонкую вуаль, в мрачных тонах и без украшений, тоже может сбить с толку зрителей, которые могут задаться вопросом, к чему вся эта суета. Простота картины противоречит таланту Леонардо к реализму. Мягко смоделированное лицо субъекта показывает его умелое обращение с сфумато, художественной техникой, в которой для моделирования формы используются тонкие градации света и тени, а не линии. Изящно расписанная вуаль, искусно сделанные локоны и тщательная прорисовка сложенной ткани свидетельствуют о неутомимом терпении Леонардо в воссоздании своих заученных наблюдений. Более того, недоумевающее выражение лица натурщика только добавляет ей реалистичности. Ее улыбка может быть привлекательной или насмешливой — зрители не могут этого понять, потому что, как и человек, она — сложная фигура, одновременно воплощающая в себе противоположные характеристики.

  • Тайная вечеря (ок. 1495–1498) Леонардо да Винчи: Тайная вечеря Images Group/REX/Shutterstock.com

    Одна из самых известных картин в мире, Тайная вечеря 040093 был заказан Людовико Сфорца, герцогом Миланским и покровителем Леонардо во время его первого пребывания в этом городе, для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Описывая последовательное повествование, Леонардо иллюстрирует несколько тесно связанных моментов в Евангелиях, в том числе Матфея 26: 21–28, в котором Иисус объявляет, что один из апостолов предаст его, а затем учреждает Евхаристию. Леонардо, который был заинтригован тем, как характер человека может проявляться в позе, выражении лица и жестах, изобразил уникальную реакцию каждого ученика на заявление. Позы апостолов поднимаются, опускаются, вытягиваются и переплетаются, когда они, кажется, шепчут, кричат, скорбят и спорят вокруг Иисуса, который безмятежно сидит в центре. Из-за экспериментальной техники живописи Леонардо, в которой он использовал темперную или масляную краску на двух слоях подготовительного грунта, работа начала распадаться вскоре после того, как он ее закончил. Зрители, однако, все еще могут распознать его как сложное исследование разнообразных человеческих эмоций, раскрытых в обманчиво простой композиции.

  • Витрувианский человек (ок. 1490) Леонардо да Винчи: Витрувианский человек Creatas/Getty Images

    Рисунок Леонардо, сделанный пером и тушью, из записных книжек многих Ви0004 под рукой в ​​зрелые годы. Он сопровождается примечаниями, написанными зеркальным шрифтом, об идеальных пропорциях человека, которые римский архитектор Витрувий изложил в книге по архитектуре I века до н.э. Рисунок иллюстрирует теорию Витрувия о том, что идеальный человек может вписаться в круг и квадрат, две несовместимые формы. Леонардо решил эту концепцию, нарисовав мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга положениях: одно с вытянутыми руками, чтобы поместиться в квадрат, а другое с расставленными ногами и руками по кругу. Работа показывает не только стремление Леонардо понять значимые тексты, но и его желание расширить их. Он не был первым, кто проиллюстрировал концепции Витрувия, но его рисунок позже стал самым знаковым, отчасти потому, что его сочетание математики, философии и искусства казалось подходящим символом эпохи Возрождения. Рисунок сейчас находится в Галерее Академии в Венеции, где он обычно не выставляется, а хранится в архиве с контролируемым климатом.

  • Автопортрет (ок. 1490/1515–16) Леонардо да Винчи: автопортрет Photos.com/Jupiterimages

    длинные волнистые волосы и борода были воспроизведены до такой степени, что определяют, как большинство людей думают о внешности Леонардо. Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что фигура с ее резкими чертами лица, нахмуренными бровями и опущенными глазами выглядит намного старше того возраста, которого когда-либо достиг Леонардо; Леонардо умер в возрасте 67 лет. Они предполагают, что рисунок может быть одним из его гротескных рисунков, набросков, которые он обычно делал в своих записных книжках людей с эксцентричными чертами лица. Кого бы ни изображал портрет, это отход от часто пленительных сюжетов Леонардо, но ему удалось наполнить фигуру благородством и мудростью зрелого возраста. 9 Giraudon/Art Resource, New York Богородица в скалах в Лувре первая из двух картин Леонардо на основе апокрифической легенды, в которой Святое Семейство встречает святого Иоанна Крестителя, когда они бегут в Египет от Иродовой резни невинных. Леонардо был вовлечен в многолетние судебные тяжбы с Братством Непорочного Зачатия, которое заказало работу, и спор в конечном итоге привел Леонардо к написанию другой версии предмета около 1508 года, которая сейчас находится в Национальной галерее Лондона.

    На первой картине показано, как Леонардо открыл Высокое Возрождение. Ранние картины этого периода часто изображали фигуры в линейном порядке, отдельные друг от друга и неподвижные по форме. Однако в «Мадонна в скалах» фигуры Девы Марии, Младенца Христа, младенца Иоанна и архангела расположены пирамидальной композицией и не только убедительно занимают пространство, но и взаимодействуют друг с другом посредством жесты и взгляды. Юная Мария сидит на земле среди таинственного скалистого пейзажа, а не на троне, как ее изображали на многих картинах раннего Возрождения. Ее тело движется — кажется, что оно покачивается, когда она покровительственно наклоняет голову к младенцу Иоанну, который стоит на коленях в молитве слева, и она выглядит так, как будто подталкивает его к Младенцу Христу справа. Иисус, в свою очередь, благословляет Иоанна, как архангел, видимый в сложной позе со спины, указывает на Иоанна и непостижимо смотрит на зрителя. Леонардо также заметно исключил традиционные святые сигнификаторы — нимбы для Марии и Христа и посох для Иоанна — так что Святое Семейство кажется менее божественным и более человечным.

  • Голова женщины (1500–10) Леонардо да Винчи: Голова женщины © Alfredo Dagli Orti/REX/Shutterstock.com

    Рисунок головы женщины 900, маленькая кисть с пигментом, изображает молодую женщину с наклоненной головой и опущенными глазами. Ее поза напоминает Деву Марию из картины Леонардо « Дева в скалах» , что позволяет предположить, что рисунок мог служить моделью. Прозвище рисунка, La scapigliata 9.0004 переводится как «растрепанный» и относится к непослушным прядям волос молодой женщины. Свободно нарисованные усики и плечи контрастируют с тщательно проработанным лицом, где Леонардо мягко смоделировал тонкие черты женщины, от ее тяжелых век до ее нежных губ. Он раскрывает плавные методы работы Леонардо, используя как выразительный рисунок для создания формы, так и контролируемое наслоение для обеспечения детализации.

  • Дама с горностаем (ок. 1489–1491) Леонардо да Винчи: Дама с горностаем © ALIK KEPLICZ/AP/REX/Shutterstock.com

    Многие искусствоведы идентифицируют юную женщину в Дама с горностаем как Сесилию Галлерани, любовницу покровителя Леонардо Людовико Сфорца, герцога Миланского . Горностай часто использовался как эмблема герцога. Женщина поворачивает голову вправо, ее блестящие глаза как будто направлены на что-то за кадром. Хотя картина была сильно закрашена, особенно темный фон, она, тем не менее, показывает знание Леонардо анатомии и его способность изображать характер в позе и выражении. Он улавливает юность и добродушие девушки в ее бесхитростных чертах, внимательном взгляде и нежных объятиях горностая, который царственно и настороженно сидит, склонив голову набок. Ее тонкая рука обнажает сложную костную структуру под кожей, точно так же, как голова горностая предполагает наличие черепа под тонко нарисованным мехом.

  • Спаситель мира (ок. 1500 г.) Леонардо да Винчи: Спаситель мира Спаситель мира») попала в заголовки газет в 2017 году, когда была продана на аукционе за рекордную сумму в 450,3 миллиона долларов. Высокая цена была тем более удивительной, если учесть, что Salvator Mundi находился в плохом состоянии, имел сомнительную историю, а его атрибуция была предметом споров среди ученых и критиков. Многие ученые мужи отмечали плохое мастерство изображения лица Иисуса; жесткая поза, так непохожая на характерные извивающиеся позы мастеров эпохи Возрождения; и неубедительное изображение стеклянного шара, который, если бы он был сплошным, отражал бы искаженное изображение его держателя — оптический трюк, о котором Леонардо знал бы. Аукционный дом Christie’s, организовавший продажу, отклонил критику, отметив, что любое отсутствие мастерства было результатом серьезной реставрации в предыдущие века, и указал на мягкое моделирование правой руки Иисуса и изящность его тугих локонов, обе характеристики это напоминало технику Леонардо. Аукционный дом также утверждал, что реставраторы подтвердили, что картина была сделана из тех же материалов, которые использовал бы Леонардо, в частности, ультрамарина, дорогого высококачественного синего пигмента, который часто предназначался исключительно для виртуозов. Споры об атрибуции продолжались и после продажи, но интерес к работе и крупная сумма, уплаченная на аукционе, свидетельствовали о непреходящей известности Леонардо и его влиятельном положении в каноне истории искусства спустя пять столетий после его смерти.

  • Джиневра де Бенчи (ок. 1474/78) Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи Предоставлено Национальной галереей искусств, Вашингтон, округ Колумбия (Фонд Эйлсы Меллон Брюс; номер доступа 1967). .a)

    Находящийся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, портрет Джиневры де Бенчи — единственная картина Леонардо, публично выставленная в Западном полушарии. Это одна из самых ранних работ Леонардо, законченная, когда ему было чуть за 20, и демонстрирующая некоторые из нетрадиционных методов, которые он использовал на протяжении всей своей карьеры. Вдохновленный своими северными современниками, Леонардо нарушил традицию, изобразив торжественную молодую женщину в позе в три четверти, а не в обычном профиле, и, таким образом, он, возможно, был первым итальянским художником, нарисовавшим такую ​​композицию. Он продолжал использовать вид в три четверти во всех своих портретах, включая Мона Лиза , и он быстро стал стандартом для портретной живописи, настолько вездесущим, что сегодня зрители воспринимают его как должное. Леонардо, возможно, также использовал свои пальцы, когда краска была еще липкой, чтобы смоделировать лицо Джиневры, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, обнаруженные на поверхности краски.

    На оборотной стороне картины венок из лавра и пальмы окружает ветку можжевельника ( ginepro по-итальянски — игра слов от имени натурщика), а свиток с латинской фразой «красота украшает добродетель» обвивает каждую флоры. Усеченный вид обратной стороны предполагает, что картина могла быть срезана внизу, возможно, из-за повреждения водой или огнем. Некоторые ученые предполагают, что на портрете на аверсе должны быть изображены руки Джиневры, и предполагают, что эскиз рук и кистей с помощью серебряной иглы, хранящийся в Виндзорском замке, мог служить предварительным рисунком.

  • Богородица с младенцем и святой Анной (ок. 1503–1519) Леонардо да Винчи: Богородица с младенцем и святой Анной Фотография предоставлена ​​Giraudon—Art Resource, New York

    Некоторые ученые считают, что « Богородица с младенцем и святой Анной » была последней картиной Леонардо, и в этой работе он использовал многие условности, которые он установил на протяжении всей своей карьеры, чтобы изобразить три поколения Святого Семейства — Святую Анну, ее дочь, Богородицу. Мария и Младенец Христос. Анна, на вершине пирамидальной композиции, наблюдает за Марией, которая сидит у нее на коленях, пока Богородица нежно удерживает Младенца Христа от восхождения на ягненка. В отличие от знающего младенца Леонардо, изображенного в Дева в Скале , фигура Христа в Богородица с Младенцем и Святой Анной выглядит невинно, демонстрирует игривое юношеское поведение и показывает доверчивое выражение, когда он отвечает взглядом своей матери. Взаимодействие между фигурами кажется интимным и раскрывает способность Леонардо изображать убедительные человеческие отношения.

    Картина также свидетельствует о неизменном интересе Леонардо к правдоподобному изображению трехмерного пространства на двухмерной поверхности. Как и на многих картинах Леонардо, фигуры сидят среди фантастического пейзажа. Используя воздушную перспективу, технику, о которой он писал в своих Трактат о живописи , Леонардо создал иллюзию расстояния, нарисовав скалистые образования на заднем плане так, чтобы они казались серо-голубыми и менее детализированными, чем пейзаж на переднем плане. Он использовал эту технику во многих пейзажах своих ранних работ, в том числе Мона Лиза и Дева в скалах .

20 самых известных картин Леонардо да Винчи

Кто такой Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был известен как « Человек эпохи Возрождения» и получил широкое признание благодаря своей картине «Мона Лиза» и «Тайная вечеря». Он играл множество ролей, он был художником, портретистом, архитектором, инженером, изобретателем, философом и геологом. таланты и интересы открыли ему путь к совершению многих великих дел. 

Эпоха Ренессанса была периодом смены социальных и культурных ценностей. Начались новые идеи и эксперименты в области искусства.

Художники эпохи Возрождения уезжали из квартиры пространство средневекового искусства и рисовал более реалистичные сцены, такие как пейзажи, портреты и фигурные композиции, используя реализм и натурализм в изображении фигур и перспективу в пейзажной живописи.

 

Вот 20 самых известных картин Леонардо да Винчи:

  1. Мона Лиза Леонардо да Винчи
  2. Тайная вечеря Леонардо да Винчи
  3. Благовещение Леонардо да Винчи
  4. Портрет мужчины в красном меле Рисунок Леонардо да Винчи
  5. Мадонна с младенцем и младенцем Святым Иоанном Крестителем Леонардо да Винчи
  6. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи
  7. Мадонна Литта Джованни Антонио Больтраффио и Леонардо да Винчи
  8. Святой Иоанн Креститель Леонардо да Винчи
  9. Мария Магдалина Леонардо да Винчи
  10. Эскиз головы Леды работы Леонардо да Винчи
  11. Мадонна с младенцем и святой Анной Леонардо да Винчи
  12. Мадонна с гвоздикой Леонардо да Винчи
  13. Мадонна с пряжей Леонардо да Винчи
  14. Спаситель мира Леонардо да Винчи
  15. Вакх Леонардо да Винчи
  16. Голова женщины Леонардо да Винчи
  17. «Прекрасная Ферроньерка» Леонардо да Винчи
  18. Дама с горностаем Леонардо да Винчи
  19. «Прекрасная принцесса» Леонардо да Винчи
  20. Портрет Джиневры де Бенчи работы Леонардо да Винчи

    Картины Леонардо да Винчи

    Мона Лиза Леонардо да Винчи

    Мона Лиза занимает видное место среди известных картин Леонардо да Винчи. Жена Франческо дель Джокондо, Мона Лиза, также известна как Джоконда.

    Картина выполнена маслом на холсте. Оригинальная картина размером 77 x 53 см (30 x 20 7/8 дюйма) принадлежит французскому правительству и висит в Лувре в Париже, Франция.

    Эта фигура женщины, одетой на флорентийский манер того времени и сидящей в сказочной гористой местности, является потрясающим примером метода моделирования сфумато Леонардо, который включает в себя мягкую, глубоко затененную лепку.

    Таинственное выражение лица Моны Лизы, одновременно соблазнительное и отчужденное, принесло картине всемирное признание. Знаменитая улыбка Моны Лизы символизирует модель так же, как ветви можжевельника на картине Джиневры Бенчи в Вашингтоне и горностай на портрете Чечилии Галлерани в Кракове. Это визуальное представление итальянского слова «джоконда», что означает «счастье».

    Эта идея счастья стала основным элементом портрета Леонардо, и именно эта идея делает произведение таким идеальным. Естественная красота ландшафта также играет роль. Теплые оттенки используются на среднем расстоянии, на уровне груди натурщика.

    Эта территория занята мужчинами; есть извилистая дорога и мост. Это место иллюстрирует переход от пространства натурщика к дальнему, когда пейзаж превращается в дикое и необитаемое царство скал и воды, простирающееся до самого горизонта, которое Леонардо мастерски изобразил на уровне глаз натурщика.

    Самые известные картины Микеланджело

     

    Тайная вечеря Леонардо да Винчи

    Тайная вечеря — это изображение Леонардо события, которое упоминается во всех четырех Евангелиях (книги христианского Нового Завета).

    Христос собрал своих учеников, чтобы поесть, сообщить им, что знает, что грядет, и омыть им ноги накануне того, как его предал один из его учеников (жест, символизирующий, что все равны перед очами Господа).

    Христос дал ученикам точные указания, как есть и пить в будущем в память о нем, пока они ели и пили вместе. Это было первое евхаристическое богослужение, которое практикуется до сих пор.

    Тайная вечеря иллюстрирует следующие несколько секунд в этой истории после того, как Христос обронил сенсацию о том, что один из его учеников предаст его еще до утра, и каждый из двенадцати учеников отреагировал на эту новость с разной степенью ужаса, ярости и изумления. .

    Леонардо никогда раньше не работал над такой большой картиной, и у него не было опыта фрески, традиционной техники росписи. Произведение было создано с использованием экспериментальных красок прямо на сухой штукатурке стены, и в отличие от фресок, где пигменты смешиваются с влажной штукатуркой, со временем оно плохо держалось.

    Были проблемы с отслаиванием краски от стены еще до того, как она была закончена, и Леонардо должен был это исправить. Он разрушался, подвергался вандализму, бомбили и реконструировали на протяжении многих лет. Сегодня мы, вероятно, видим только небольшую часть оригинала.

    Данте Габриэль Россетти Самые известные картины

     

    «Благовещение» Леонардо да Винчи

    «Благовещение», первое произведение мастера в возрасте двадцати лет, еще не совсем леонардовское.

    Ангел слева, Богородица справа, аналой посередине, все показано в архитектурном окружении, которое простирается на ландшафт, в соответствии с многовековой моделью. С его высоким лбом, причудливыми крыльями, дорогой одеждой и лилией коленопреклоненный ангел великолепно молод.

    Удивленная во время чтения, Дева в шоке поднимает руку и демонстрирует красивое лицо, которое некоторые называют холодным. Ее поза, с ровно разведенными коленями и телом, закутанным в широкую и гибкую драпировку, придает ей мощное колоссальное присутствие.

    «Благовещение» приписывают Доменико Гирландайо, который, как и Леонардо, был учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо, когда оно прибыло в Уффици в 1867 году из Оливетанского монастыря Сан-Бартоломео, недалеко от Флоренции.

    Он был признан юношеской работой Леонардо да Винчи Карла Эдуарда фон Липхарта, центрального персонажа немецкого художественного сообщества экспатриантов во Флоренции, в 1869 году, что является одним из первых атрибуций сохранившегося произведения юному Леонардо.

    С тех пор Леонардо приписывают предварительный рисунок рукава ангела.

    Франсуа Буше Самые известные картины

     

    Портрет мужчины в красном меле. Рисунок Леонардо да Винчи

    Портрет мужчины, написанный красным мелом в Королевской библиотеке Турина, общепризнанно считается автопортретом Леонардо да Винчи, хотя и не единодушно. Предполагается, что Леонардо да Винчи нарисовал этот автопортрет, когда ему было около 60 лет.

    Картина была широко тиражирована и стала символом статуса Леонардо как эрудита или «человека эпохи Возрождения». Несмотря на это, историки и исследователи спорят о подлинной личности натурщика. Красный мел используется для наброска портрета на бумаге. На нем изображена голова пожилого мужчины в трех четвертях, лицо которого обращено к зрителю.

    Его длинные волосы и длинная волнистая борода, ниспадающая на плечи и грудь, отличают субъекта. Длина волос и бороды необычна для портретной живописи эпохи Возрождения и указывает на прозорливого человека, как и сейчас. Глубокие линии над бровями и мешки под глазами отличают лицо с орлиным носом.

    Похоже, у мужчины выпали верхние передние зубы, из-за чего носовые борозды расширились. Глаза фигуры не привлекают внимание наблюдателя, а вместо этого смотрят вперед, прикрытые длинными бровями. По обыкновению Леонардо, рисунок был нарисован тонкими четкими линиями, заштрихован штриховкой и закончен левой рукой.

    Самые известные картины Джона Эверетта Милле

     

    Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем Леонардо да Винчи

    Дева Мария изображена с раскинутыми руками, а младенец Христос баюкает ягненка на картине . Щегла, символа страсти, держит новорожденный Иоанн Креститель. Три человека стоят перед лесистой и каменистой средой с отдаленными архитектурными комплексами.

    Самые известные картины Джорджоне

     

    «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи

    «Мадонна в скалах» (также известная как «Мадонна в скалах») — это название, данное двум картинам Леонардо да Винчи, обе из которых изображают одно и то же предмет и имеют почти аналогичную композицию, за исключением двух незначительных деталей. В Лувре в Париже обычно есть одно произведение искусства, а в Национальной галерее в Лондоне — другое.

    Обе картины изображают Мадонну с младенцем Христом, а также новорожденного Иоанна Крестителя и ангела на каменном фоне, как следует из названия картин. Взгляд ангела и правая рука имеют существенный композиционный контраст. Цвета, освещение, флора и использование сфумато — это лишь некоторые из небольших различий между произведениями искусства.

    Хотя известен год сопровождения комиссии, полная история двух работ неясна, что приводит к спорам о том, какая из них старше. Основная мотивация Леонардо да Винчи во всем, что он делал, заключалась, вероятно, в том, чтобы проникнуть в самое сердце природы и узнать ее секреты; и его интерес к живописи мог почти заключаться в том, чтобы создать соперников природе, объединив все свои знания о ней для создания сверхъестественных объектов.

    Законы природы управляют Девой Скалы, но Леонардо несет ответственность за окончательное творение. И он бросает вызов природе несколькими способами, бросающими вызов прошлым эстетическим представлениям.

    Конечный результат более органичен, чем академичен. Другие художники преднамеренно наложили на природу схему, рассматривая ее как сознательную смесь, обогащенную искусством, в которой здания были связаны с пейзажем, крошечные группы людей оживляли фоновые области, а вещи были художественно перестроены, чтобы отражать космический порядок. Это свидетельствовало о творчестве художника. На этой картине Леонардо создает фантастический грот, который кажется полностью рукотворным.

    По-видимому, это результат действия природных сил: ребристые и отполированные скалы в результате постоянной циркуляции воды, присутствующие в извилистой реке, но ощущаемые в подводном свете и обеспечивающие влагу для растений — каждое тщательно записано — которые густо растут но бледны.

    10 самых известных картин Василия Кандинского

     

    Мадонна Литта Джованни Антонио Больтраффио и Леонардо да Винчи

    Мадонна лактанс — это религиозная тема, изображающая Деву Марию, кормящую грудью младенца Христа.

    Фигуры расположены в мрачном интерьере с двумя арочными арками, похожими на более раннюю Мадонну с гвоздикой Леонардо, а за ними можно увидеть горную сцену с высоты птичьего полета.

    Христос держит щегла в левой руке, что символизирует его надвигающиеся Страсти. Ученые расходятся во мнениях по поводу атрибуции картины, при этом некоторые предполагают, что она была создана учеником Леонардо, таким как Джованни Антонио Больтраффио или Марко д’Оджоно; Эрмитаж, с другой стороны, считает, что это автограф Леонардо.

    Картина названа в честь Дома Литта, миланского дворянского рода, который долгое время владел ею в девятнадцатом веке.

    10 самых известных картин Томаса Салли

     

    Святой Иоанн Креститель Леонардо да Винчи

    Святой Иоанн Креститель был написан Леонардо да Винчи между 1513 и 1516 годами, на переходе от Высокого Возрождения к маньеризму, и считается его последней работой . Это картина маслом из орехового дерева. Изначально скульптура имела размеры 69х57 см.

    Сейчас он выставлен в Лувре в Париже, Франция. Важность спасения через крещение, которое представляет Иоанн Креститель, символизируется движением св. Иоанна, указывающим на небеса. Более поздние художники, особенно представители школ позднего Возрождения и маньеризма, часто ссылаются на это произведение. Включение жеста, подобного жесту Джона, повысит ценность работы с религиозным уклоном.

    Многие люди скептически относятся к этой картине, считая ее удручающим изображением персонажа, который обычно изображается изможденным и огненным, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Св. Иоанн предстает в творчестве Леонардо гермафродитом.

    У него женская рука скрещена на груди, палец поднят к небу, и та же загадочная улыбка, что и на лице Моны Лизы, а также на других работах Леонардо, таких как Св. Анны. Его лицо почти как у фавна, с великолепным каскадом волос, обрамляющим его. Палец, указывающий на небо, часто встречается в работах Леонардо, указывая на приход Христа.

    Самые известные картины Винсента Ван Гога

     

    Мария Магдалина Леонардо да Винчи

    На картине изображена полуодетая женщина с обнаженной грудью. Когда-то это считалось аморальным и подобным проституции. Ожидалось, что женщина будет нравственно устойчивой, что включало в себя соответствующую одежду.

    Критики утверждают, что произведения искусства Тайной вечери и Марии Магдалины идентичны. Многие считают, что Мария Магдалина — это женщина, изображенная рядом с Иисусом на картине да Винчи «Тайная вечеря». Леонардо обладал талантом создавать образы, которые позволяли зрителям интерпретировать сообщение по-своему.

    10 самых известных картин Сандро Боттичелли

     

    Эскиз головы Леды Леонардо да Винчи

    Изображение головы женщины, повернутой на три четверти влево и смотрящей вниз. Волосы заплетены в причудливые узоры и закручены вокруг ушей.

    Эскиз головы Леды на утерянной картине «Леда и лебедь». Число Мельци — двенадцать. Леда, королева Спарты, была соблазнена Юпитером в образе лебедя и несла два яйца, каждое из которых родило близнецов, согласно греческой мифологии.

    Леонардо работал над двумя версиями композиции Леды и Лебедя, в одной из которых она стоит на коленях, а в другой стоит, и в конечном итоге нарисовал стоящую версию (уничтожена около 1700 г.). Здесь Леонардо почти не обращал внимания на ее скромный взгляд вниз, вместо этого сосредоточившись на самой сложной прическе. Верх ее головы покрыт параллельными косами, с переплетающимся узором на висках.

    10 самых известных картин Джорджии О’Киф

     

    «Богоматерь с младенцем и святой Анной» Леонардо да Винчи

    На этой картине изображены святая Анна, ее дочь Дева Мария и младенец Иисус. Когда Богородица пытается остановить Христа, он изображается борющимся с жертвенным агнцем, что означает его Страсти.

    Работа была заказана для главного алтаря церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции, и Леонардо давно обдумывал ее. При ближайшем рассмотрении картина Леонардо одновременно приятна и спокойна, но и озадачивает.

    Три фигуры образуют компактную композицию: Дева Мария обнимается с младенцем Иисусом. Мария сидит на коленях у святой Анны, что видно при более внимательном рассмотрении их положения. Неизвестно, что это могло означать или какое сообщение Леонардо пытался отправить этой позицией.

    Нет очевидных параллелей в других произведениях искусства, и женщины, сидящие друг у друга на коленях, не являются культурным или традиционным отсылом, к которому публика может относиться. Кроме того, хотя точные размеры Богородицы и Святой Анны неизвестны, из картины ясно, что Святая Анна намного крупнее Марии.

    Несмотря на явное отсутствие визуальных признаков, указывающих на более старший возраст Святой Анны, которые в противном случае могли бы идентифицировать ее как мать, Леонардо использовал это слабое, но заметное искажение размера, чтобы подчеркнуть отношения матери и дочери между двумя фигурами. Ягненка держит ребенок. Также видно, как Мария смотрит в глаза своему ребенку, а Святая Анна смотрит на Марию.

    Леонардо, возможно, хотел рассказать об их отношениях и личностях, посадив Марию к себе на колени, а Святую Анну глядя на нее.

    10 самых известных картин Джона Уильяма Уотерхауса

     

    Мадонна с гвоздикой Леонардо да Винчи

    Иисус неуклюже тянется к цветку, который нежно держит Мария в руке в Мадонне с гвоздикой. Похоже, он не может контролировать свои движения, как и все младенцы, когда пытается схватить знак Страсти.

    Он имеет венецианский колорит и предполагаемую дату около 1469 года, что свидетельствует о сильном сходстве с Мадонной с гвоздикой. Это тот же год, что и визит Верроккьо в Венецию, за которым последовал визит Леонардо.

    Эта картина, также известная как Мюнхенская Мадонна или Мадонна с вазой из-за вазы с цветами рядом с ней, датируется 1478-1480 годами и считается одной из самых ранних самостоятельных работ Леонардо.

    Хотя многие исследователи расходятся во мнениях по этому поводу, другие факторы подтверждают эту теорию. Некоторые сложности лица Богородицы можно увидеть на одном из его рисунков, а волосы, левая рука Мадонны, пейзаж, драпировки и подушка, на которой сидит младенец, типичны для Леонардо, как и использование светотени. .

    10 самых известных картин Анри Матисса

     

    «Мадонна с пряжей» Леонардо да Винчи

    Эта крошечная картина была завершена Леонардо, но оригинала, скорее всего, уже нет. До сих пор существует несколько копий, и есть серьезные предположения, что две из них принадлежат самому Леонардо, хотя это все еще остается под вопросом, и с таким же успехом они могли быть получены от одаренных одноклассников. Поскольку в письме от апреля того же года говорится, что Леонардо работает над «Мадонной с пряжей», оригинальную работу можно с уверенностью датировать 1501 годом.0005

    Эта картина содержит один из самых интересных и полных эскизов, созданных Леонардо; внимательное изучение показывает, что произведение основано на геометрических фигурах, таких как треугольники и эллипсы.

    Королевская коллекция в Виндзорском замке также имеет изысканное изображение головы и плеч Мадонны, выполненное красным мелом. Винтовка в этой работе, предназначенной для Флоримона Роберте, секретаря короля Франции, выполнена в виде креста, символизирующего Страсти Христовы и неминуемую смерть. Мария, кажется, пытается отобрать Младенца от эмблемы Его будущего, но она не в силах остановить Распятие, которое является частью Его судьбы.

    Настройки резко различаются между двумя картинками, одна из которых изображает суровый горный хребет под ярко-голубым небом, а другая спускается к морю. Леонардо нарисовал десятки этюдов маленьких детей в рамках подготовки к картинам, на которых были изображены младенец Христос или младенец Иоанн Креститель.

    Большинство его детей в возрасте от девяти до восемнадцати месяцев, все представлены обнаженными, и все кажутся достаточно одинаковыми, чтобы заставить наблюдателя задаться вопросом, была ли каждая картина смоделирована одним и тем же ребенком. К сожалению, Мадонна с гвоздикой сильно испортилась, а поверхность приобрела кожистый вид в результате неудачной реставрации; это особенно заметно на лице Мадонны.

    Казимир Малевич Самые известные картины

     

    Спаситель мира Леонардо да Винчи

    Король Франции Людовик XII и его супруга Анна Бретонская, возможно, поручили Леонардо создать Спаситель мира.

    Скорее всего, он был введен в эксплуатацию вскоре после завоевания Милана и Генуи. 26-дюймовое произведение искусства, написанное маслом, изображает поясную фигуру Христа как Спасителя мира, обращенного лицом вперед и одетого в одежду эпохи Возрождения.

    Леонардо изображает Христа таким, каким Он описан в Иоанна 4:14 Евангелия от Иоанна: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Своего Спасителем мира». Мягко бородатый с каштановыми локонами Христос, держащий в левой руке хрустальный шар, а правой благословляющий, пристально смотрит на зрителя.

    Спаситель Мунди был однажды уничтожен. Картина была утеряна с 1763 по 1900 год, когда сэр Чарльз Робинсон купил ее и идентифицировал как работу Бернардино Луини, поклонника Леонардо. В 1958, он был продан на аукционе Sotheby’s в Англии за 45 фунтов стерлингов (около 125 долларов в то время). Затем он исчез до 2005 года, когда был куплен скромным американским аукционным домом.

    Топ-10 самых известных картин Энди Уорхола

     

    Голова женщины Леонардо да Винчи

    Картина написана маслом, умброй и свинцовыми белилами на небольшой деревянной панели из тополя, атрибуция до сих пор не установлена. обсуждался, и многие ученые утверждали, что это было сделано учеником Леонардо.

    Картину хвалят за манящую красоту, скрытность и мастерство сфумато.

    Тема, дата, история и цель картины оспариваются. На нем изображена неопознанная женщина, смотрящая вниз, ее волосы заполняют кадр позади нее. Было выдвинуто множество теорий о картине, в том числе о том, что это набросок незаконченной картины Святой Анны.

    Эвелин Данбар Известные картины [британский военный художник]

     

    Вакх Леонардо да Винчи

    Изначально на картинке был изображен Иоанн Креститель. Он был перекрашен и отремонтирован в конце 17 века, между 1683 и 1693 годами, чтобы служить Вакху.

    Учтиво красивый, юный и слегка андрогинный Джованнино настолько расходился с художественными условностями в изображении Крестителя — не старшего аскета-пророка и не флорентийского младенца Джованнино, а типа изобретения Леонардо, — что Кассиано даль Поццо заметил картину в его прежнем состоянии, которое он видел в Фонтенбло в 1625 году, в нем не было ни благочестия, ни благопристойности, ни подобия.

    Преобразовав крестообразный посох Крестителя с длинной рукоятью в вакхический тирс и добавив венок из виноградной лозы, окраска превратила фигуру святого Иоанна в фигуру языческого божества.

    Меховая мантия является реликвией Иоанна Крестителя, но на ней нанесены леопардовые пятна, которые, как и венок, ассоциируются с Вакхом, римским богом алкоголя и опьянения.

    10 самых известных картин Феликса Валлоттона

     

    «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи

    Первая любовница Людовико Сфорца, Сесилия Галлерани, была изображена Леонардо как дама с горностаем.

    Позже у герцога будет другая любовница, Лукреция Кривелли, и считается, что она является героем этой картины. Другая возможность, хотя и менее известная, заключается в том, что на этом произведении искусства изображена Изабелла Арагонская. Это могло быть работой Леонардо, а могло и не быть.

    Черты лица женщины крупнее и тяжелее, чем на портретах Леонардо, а поза жесткая, что для него необычно. «Можно было бы пожалеть, что пришлось принять это за работу Леонардо», — заметил однажды об этом изображении Бернар Беренсон.

    Узловатые ленты на ее плечах и шнуры на шее, похожие на стиль Леонардо, цитируются теми, кто считает, что это настоящий Леонардо. Возможно, эта картина была написана учеником или что Леонардо был вынужден создать традиционный миланский придворный портрет по прихоти своего покровителя; обычай требовал неестественной позы, подобной той, что изображена на этой картине.

    Как показано в этой части, он также придавал большое значение экстравагантной одежде, украшениям и другим украшениям. Другая возможность состоит в том, что это была совместная работа нескольких художников из школы Леонардо, основанная на его дизайне.

    10 самых известных картин Евы Гонсалес [французский художник]  

     

    Дама с горностаем Леонардо да Винчи

    Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» датируется приблизительно 1489-1490. Картина маслом на доске из орехового дерева имеет размеры 40,3 см в ширину и 54,8 см в высоту. К сожалению, оригинальный фон был предположительно покрыт в 17 веке. Чечилия Галлерани является героем картины, которая, скорее всего, была написана, когда она была любовницей Лодовико Сфорца, герцога Миланского, когда Леонардо находился у него на службе.

    Дама с горностаем сильно перекрашена. Весь фон был затемнен, ее наряд за горностаем отретуширован, а прозрачная фата женщины перекрашена под цвет ее волос.

    Окончательная ретушь создала впечатление, что ее волосы спускаются ниже подбородка. Еще одним изменением стало появление черных теней между пальцами ее правой руки; внимательное изучение двух нижних пальцев показывает, что они намного уступают остальным после перекраски неизвестным реставратором. На исходном фоне этой картины рентген показал наличие двери. «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи — одно из самых значительных произведений западного искусства.

    Сохранилось лишь несколько его подлинных панно. Леонардо, который был ненасытно любопытен, часто рисовал экспериментальными материалами или забрасывал проекты после того, как справился с формальными проблемами, которые они ставили.

    «Дама с горностаем», произведение чрезвычайной редкости, представляет собой потрясающий образ совершенной красоты, демонстрирующий исключительный художественный гений Леонардо да Винчи.

    10 самых известных картин Сюзанны Валадон

     

    «Прекрасная принцесса» Леонардо да Винчи

    La Bella Principessa (англ. «Прекрасная принцесса»), также известная как «Портрет Бьянки Сфорца», «Молодая девушка в профиль в платье эпохи Возрождения» и «Портрет молодой невесты», представляет собой портрет на пергаменте, выполненный цветными мелками и тушью. барышня в модном костюме и с прической миланки 1490-х гг.

    Некоторые исследователи приписывают Леонардо да Винчи, хотя атрибуция, а также достоверность работы были поставлены под сомнение. Хотя исследования радиоуглеродного датирования предполагают значительно более старый возраст пергамента, некоторые, кто не согласен с атрибуцией Леонардо, считают, что портрету около 19 лет.Немецкий художник 19-го века, имитирующий манеру итальянского Возрождения. Его тоже называют подделкой.

    Свинцовые белила имеют возраст не менее 225 лет. В 1998 году произведение искусства было продано с аукциона чуть менее чем за 22 000 долларов, а его нынешний владелец, Питер Сильверман, купил его в 2007 году. Он настаивал на атрибуции Леонардо, что подтверждается исследованиями ученых Мартина Кемпа и Паскаля Котте.

    Самые известные картины Эгона Шиле

     

    Портрет Джиневры де Бенчи работы Леонардо да Винчи

     

    Леонардо да Винчи создал портрет Джиневры де Бенчи примерно в 1474–1476 годах. Его размеры 42 x 37 см (16 1/2 x 14 1/2 дюйма), он нарисован на дереве.

    Сегодня она принадлежит Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, и это единственная картина Леонардо в Америке. Джиневра де Бенчи, дама из аристократии Флоренции 15-го века, получила высокую оценку флорентийских современников за ее талант.

    Она изображена примерно на 17 сохранившихся картинах Леонардо да Винчи. Эта дама кажется угрюмой, неумолимой и высокомерной, в отличие от других женских портретов Леонардо; это подчеркивается немного меньшим выражением одного глаза, из-за чего она кажется замкнутой.

    Ее левый глаз, кажется, смотрит прямо на нас, а ее правый глаз, кажется, смотрит за какую-то неосязаемую точку. Джиневра сбрила брови, как и другие флорентийские дамы того времени (это также очевидно в Моне Лизе). Возможно, ее взгляд намекал на ее недовольство предстоящей свадьбой.

    В конце концов она отправится в добровольное изгнание, чтобы оправиться от тяжелой болезни, а также страдать от злополучной любовной связи. Распущенные локоны ее волос обрамляют мраморный аспект ее лица, которое Леонардо отполировал собственноручно.

    Это затем блестяще контрастирует с ореолом шипов куста можжевельника. Леонардо использовал многослойную масляную глазурь, чтобы создать тонкую завесу тумана на фоне этой картины, известную как сфумато. Несмотря на то, что Леонардо не изобретал этот эффект, он прославился мастерским его применением.

    Известные картины 20-го века

     

    Посмотрите на этих  известных художников  , которые сформировали мир искусства!

    Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с другими, возможно, они тоже получат от нее удовольствие и получат от нее пользу. Любое произведение искусства, приобретенное на ATX Fine Arts, помогает мне как художнику/писателю, а также помогает сайту органично развиваться, спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *