Пиковая дама краткое описание пушкин: «Пиковая дама» краткое содержание по главам повести Пушкина – читать пересказ онлайн

«Пиковая дама»: краткое содержание и анализ

Повесть «Пиковая дама»: YouTube/MyBook

Многочисленные переводы, экранизации и опера — все это «Пиковая дама». Краткое содержание повести Пушкина — источник вдохновения для многих талантливых людей. Школьникам также будет интересно узнать об этом произведении больше. Кто такая «Пиковая дама», каков замысел автора? Специально для вас — история создания повести «Пиковая дама», краткий пересказ и анализ.

«Пиковая дама»: краткое содержание

Не так уж много произведений в прозе создал Пушкин. «Пиковая дама» по этой причине вызывает живой интерес у почитателей его таланта как одна из самых ярких повестей.

Каково ее краткое содержание? «Пиковая дама» состоит из шести глав и заключения. Действие разворачивается так:

  • Глава 1.

Читатель знакомится со светским обществом, в котором ведут беседы и играют в карты. Воздерживаются от игры в этот вечер двое:

  1. Немец по имени Германн, которому нравится следить за игрой, но не хочется рисковать. Присутствующие оправдывают это его расчетливой натурой.
  2. Бабушка Томского — Анна Федотовна.

Что касается последней, то с картами в ее жизни связана таинственная история. Однажды в Париже она крупно проиграла и обратилась за советом к старому богачу Сен-Жермену. Тот не стал ей помогать деньгами, но раскрыл секрет трех карт, на которые надо поставить подряд, чтобы наверняка выиграть. Так графине удалось отыграться, но свою тайну она не раскрывает никому.

  • Глава 2.

Во второй главе читатель знакомится с барышней Лизаветой — воспитанницей старухи-графини. Девушка всюду сопровождает покровительницу, но слышит упреки и капризы. Бедная девушка ждет не дождется того, кто освободит ее от этого гнета, возьмет замуж и сделает счастливой.

В этот момент ее жизни под окнами дома появляется таинственный ухажер:

  1. Он приходит каждый день, и Лизавета не сдерживает полет фантазии относительно его намерений.
  2. Но этим поклонником оказывается не кто иной, как Германн, который во что бы то ни стало хочет узнать тайну графини. Его так впечатлила история с тремя картами, что ему даже снится, как он выигрывает, используя секретную комбинацию.
  • Глава 3.
За карточным столом: YouTube / MyBook

Лизавете приходят письма от ухажера с признаниями в любви. Он настаивает на свидании и не хочет ждать ни дня. В конце концов наивная барышня уступает и рассказывает в ответном письме, как тайно проникнуть в дом. Лизавета приглашает поклонника прийти, когда графиня уедет на бал.

Но у Германна другая цель. Он проникает в дом и прячется в кабинете у графини. Когда она возвращается, он пугает ее незаряженным пистолетом и требует раскрыть секрет выигрышной комбинации. Старуха умирает от испуга.

  • Глава 4.

Тем временем Лизавета ждет поклонника. В это время ей вспоминаются слова Томского о том, что Германн — человек, способный на всякое злодейство.

Тут появляется он сам и честно рассказывает о произошедшем. Лизавету охватывает ужас и печаль одновременно, ведь фактически она стал пособницей убийства графини. Утром Германн уходит, никем не замеченный.

  • Глава 5.

Спустя три дня Германн отправляется в монастырь на отпевание графини. Подойдя к покойнице, он будто бы видит усмешку на ее лице и падает в обморок.

В ту же ночь к нему приходит призрак графини в белом платье. Она говорит, что готова исполнить его желание и раскрыть секрет. Тремя заветными картами оказываются тройка, семерка и туз. Но, чтобы выиграть, Германн должен ставить в сутки только одну карту, после чего никогда больше не играть и сделать предложение руки и сердца Лизавете.

  • Глава 6.

Германн постоянно думает об этих трех картах. В Петербург как раз приезжает известный игрок Чекалинский. Германн решается на игру. В первый вечер ставит 47 тысяч на тройку и выигрывает, после чего сразу уезжает домой.

Во второй вечер все деньги он ставит на семерку и вновь получает выигрыш 94 тысячи. На третий день Чекалинский раздает пиковую даму и туз. И вот тут-то в руках инженера оказывается, вместо туза, зловещая пиковая дама. Германн, вглядываясь в карту, в ужасе кричит, что это старуха.

Чем заканчивается «Пиковая дама»? Пушкин помещает главного героя в Обуховскую больницу в состоянии полнейшего помешательства. Лизавета выходит замуж за другого.

«Пиковая дама»: анализ произведения

Секрет трех карт: YouTube/MyBook

Тема преступлений и злодеяний против человека — вот о чем повествует «Пиковая дама». Главные герои, яркие и достоверные портреты которых создал Пушкин, убеждают читателя, что зло всегда порождает зло, приводит к отчуждению от общества и постепенно убивает в преступниках людей.

Проводя анализ произведения, остановимся на таких моментах:

История «Пиковой дамы»

Почему такой сюжет изложил Пушкин? «Пиковая дама», краткое содержание которой уже вам знакомо, создана в период его второй болдинской осени. Историю о трех заветных картах поведал Александру Сергеевичу молодой князь Голицын.

Героиней подобной истории была его бабушка, которая в молодости, будучи в Париже, проиграла в карты крупную сумму. Тогда-то ей и стало известно о комбинации трех карт от знаменитого алхимика и оккультиста графа Сен-Жермена. Воспользовавшись этой информацией, она быстро и легко отыгралась.

Услышанную историю Пушкин решил изложить в художественном произведении, что и сделал осенью 1833 года.

Повесть «Пиковая дама»: жанр

Что касается жанровой принадлежности, то обычно произведение характеризуют как повесть. По мнению многих литературных критиков, в том числе и Виссариона Белинского, компактность повествования, единственная сюжетная линия, небольшое количество героев позволяют отнести его к рассказам.

Не менее сложно назвать и жанровый подвид произведения. В «Пиковой даме» есть:

  • выраженные элементы фантастики;
  • готический сюжет;
  • интересные образы (тайна, старинный дом, роковые совпадения, похороны, таинственные шаги, привидение).

Но описанную мистику можно считать субъективной, если помнить о сумасшествии главного героя. Вся фантастика заключается в его искаженном восприятии: взгляды покойницы из гроба, ее появление ночью, подмигивание карты. Если вся эта мистика не более чем болезнь, тогда получаем реалистичный рассказ.

«Пиковая дама»: сюжет, композиция и тематика

Германн и Лиза: YouTube/MyBook

В произведении есть шесть частей и краткое заключение. Перед каждой частью автор привел эпиграфы, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, настроить читателя на понимание текста. В первой части представлена завязка, в третьей — кульминация, а в шестой — развязка.

По ходу повести Пушкин пользуется неожиданными, случайными поворотами сюжета, чтобы заинтриговать читателя, придать рассказу остроту. Так:

  • Встреча Германна и Лизы случайна. Роковой ночью он все еще может изменить свое решение, но отправляется к графине.
  • Смерть последней становится для него полной неожиданностью, как и все последующие события. Предательства со стороны карт он и вовсе не ожидает.
  • Довольно непредсказуемой становится развязка: Германн был в шаге от всего, чего желал, но не получил ничего.

В этой повести Пушкин касается вечных тем добра и зла, стремления к наживе и богатству любой ценой.

По его мнению, все это не проходит бесследно и прорастает в душах людей ядовитыми всходами. Стоит ли удивляться, что замужняя Лиза берет в свой дом такую же бедную девушку, какой была сама, и копирует поведение бессердечной графини.

Таково произведение под названием «Пиковая дама». Краткое содержание позволяет в целом оценить глубину замысла автора и успешность его реализации. Эта нестандартная для творчества Пушкина повесть достойна внимания, как и почти два века назад, она отзывается в душах читателей гаммой ярких эмоций и чувств.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1875453-pikovaa-dama-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Пушкин — Пиковая дама: краткое содержание, пересказ для читательского дневника

Содержание:

  • 1 Краткое содержание повести
  • 2 Читательский дневник по повести «Пиковая дама» Пушкина
    • 2. 1 Сюжет
    • 2.2 Отзыв

Над «Пиковой дамой» Александр Сергеевич Пушкин работал в своём родовом имении Болдино осенью 1833 года, а уже в начале 1834–го она была опубликована.

По жанру «Пиковая дама» — повесть, произведение среднего объёма, с одной сюжетной линией и наличием второстепенных героев. В ней мастерски соединились черты романтизма, мистики и реализма.

Петербургская повесть Пушкина имела успех у публики ещё при жизни автора; эта проза также имела успех в Европе и была в числе первых произведений на русском языке, переведённых, в частности, на французский.

Любопытно, что сюжетом Пушкин обязан своему знакомцу, князю Голицыну, страстному картёжнику. Случай с тремя картами якобы имел место в карточной истории самого князя: однажды он отыгрался, поставив на три карты, следуя совету Натальи Петровны Голицыной, своей бабки. Бабка была известной личностью в обществе Петербурга, и это ей Сен-Жермен сообщил три счастливые карты.

Княгиня Голицына и послужила прототипом графини ***, «пиковой дамы».

Краткое содержание повести

Конногвардеец Нарумов принимал у себя любителей картёжной игры. Среди них был молодой инженер, Германн, неизменно присутствовавший, но никогда не участвовавший в игре. На все вопросы Германн отвечал, что карты занимают его чрезвычайно, однако он «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Однажды Томский, завсегдатай Нарумова, рассказал о восьмидесятилетней графине Анне Федотовне, своей бабушке, удивительную историю. В молодости графиня бывала в Париже и имела там громкий успех. Страстная картёжница, она как-то крупно проиграла герцогу Орлеанскому. Муж наотрез отказался покрыть её карточный долг. Никакие уговоры и скандалы не помогли: граф был непреклонен.

Среди парижских знакомых графини был знаменитый граф Сен-Жермен, человек состоятельный. Анна Федотовна поведала старику Сен-Жермену о своей беде и попросила в долг. Сен-Жермен, расположенный выделить немалую сумму, предложил ей другой способ рассчитаться с герцогом. Он открыл графине тайну трёх карт, что помогут ей выиграть. Что и произошло в тот же вечер, на игре у королевы в Версале.

Рассказ Томского вызвал невероятное оживление. Одни кричали, что карты «порошковые», другие приписывали всё счастливому случаю, Германн счёл историю сказкой. Нарумов удивился, что Томский, зная о способностях бабушки угадывать три карты сряду, этим не пользуется.

Оказалось, что графиня никому в семье не открыла тайны. Лишь однажды она спасла Чаплицкого, своего знакомого, в прах проигравшегося в молодости. Тогда он отыгрался. Но страсть к картам в дальнейшем его погубила: промотав миллионы, он умер нищим.

С рассветом молодые люди разъехались по домам.

В доме у графини. Анна Федотовна, по привычке давно ушедшей молодости, долго одевалась с помощью служанок. Здесь же, у окошка, сидела воспитанница графини, барышня Лизавета Ивановна.

Заехал на минутку Томский, он хотел представить графине приятеля Нарумова и привезти его на пятничный бал. Вскоре он уехал; графиня, устроив Лизе очередную сцену, тоже ушла к себе.

Жизнь Лизаветы Ивановны, Лизаньки, была невыносимо горькой. Днями она должна была находиться подле графини и выполнять все её прихоти и вздорные приказы. Девушка следовала за старухой на светские рауты и там была также несчастна, как и дома. Лизаньку знали все, и все – не замечали. К танцу её приглашали лишь при недостатке партнёра, дамы использовали как спутницу в уборную, куда шли поправить наряды. А Лиза была умна, самолюбива и, предвидя свою грустную судьбу, нетерпеливо оглядывалась на молодых людей, ожидая подходящей партии. Но, несмотря на её привлекательность, желающих не было.

Как-то, сидя у окна за пяльцами, Лизанька увидела на улице неподвижно стоящего молодого инженера, пристально смотревшего прямо на неё.

Он стоял там очень долго, так, что Лиза нашла это странным и почувствовала смутное беспокойство. Спустя пару дней, она увидела его снова, у самого подъезда, когда садилась в карету с графиней. С того дня появления молодого человека стали постоянными. Он всё так же стоял под окном, устремив неподвижный взгляд на девушку.

Германн, а это был он, был полон планов проникнуть к графине и убедить её открыть тайну карт. С той памятной ночи у Нарумова Германн потерял покой. Его буйная фантазия и страстная натура рисовали картины фантастического выигрыша. Отец Германна, обрусевший немец, оставил сыну небольшой капитал. Германн распоряжался им бережливо, но его честолюбие и страсть к игре разъедали душу. Анекдот о трёх картах стал роковой спичкой, брошенной в уже тлеющий костёр.

Настойчивому Германну удалось завоевать расположение Лизы, и между ними завязалась переписка. Лизанька, не искушённая в делах сердечных, вскоре влюбилась в инженера беззаветно. Германн настаивает на свидании в доме графини, Лизавета Ивановна, наконец, уступает. В очередном письме девушка подробно объясняет Германну, как незаметно проникнуть в дом. И пока Лиза с трепетом ждёт с ним встречи у себя в комнатке, он пробирается в спальню к Анне Федотовне.

Германн умоляет графиню открыть тайну карт. Застигнутая врасплох старуха, однако, хранит молчание. Германн, теряя терпение, произносит горячие монологи, но старуха остаётся бесчувственной.

Лишь однажды, будто очнувшись, старуха стала уверять его, что рассказ о картах – шутка. Это приводит мужчину в ярость, он переходит к угрозам и достаёт пистолет. Потрясённая графиня лишается чувств и умирает.

«У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Томясь в ожидании, Лиза вспоминает недавний разговор с Томским на бале. Она ошибочно посчитала, что Томскому что-то известно о её тайне и Германне. Томский же, искушённый в светских интригах, просто нёс чепуху наобум, неожиданно попавшую в цель. Он описал Германна как человека дерзкого и опасного. И предположил, что Германн имеет на неё виды.

Германн появляется у Лизы и, сообщив о кончине графини, рассказывает ей всё. Потрясённая девушка понимает, что стала невольной соучастницей злодейства. И что страсть к деньгам, а не любовь к ней, Лизе, привели инженера в дом графини. Но ни её запоздалое раскаяние, ни горькие слёзы не трогают фаталиста. Он терзается только потерей тайны, к которой так стремился. На рассвете Германн уходит.

Появление Германна на отпевании графини вызывает смутные разговоры о том, что он – её внебрачный сын. Инженер не раскаивался в содеянном, но чувствовал лёгкий укол совести, ведь это он довёл старуху до смерти. Германн хотел попросить у неё прощения, так как считал, что без этого умершая будет вредить его жизни.

Склонившемуся над гробом Германну вдруг почудилось, что графиня смотрит на него, насмешливо прищурясь. От неожиданности мужчина оступился и упал навзничь. Тут же и Лиза потеряла сознание; её вынесли из церкви.

Весь последующий день Германн много пил, чего раньше не бывало. Дома он забылся тяжёлым и крепким сном. Без четверти три ночи мужчина проснулся. Ему почудилось, что кто-то заглянул в окно, и послышался скрежет замка в передней. Вдруг вошла женщина в белом. Инженер узнал в ней графиню. Она заявила, что пришла не по собственной воле, но ей велено сообщить Германну заветные карты.

Тройка, семёрка, туз помогут выиграть ему сряду, при условии, что ставить будет не более карты в сутки. После выигрыша всех трёх карт мужчина никогда более не должен играть. Старуха простила ему свою смерть с тем, чтобы он женился на Лизе. Она скрылась так же внезапно, как и появилась. Инженер бросился в переднюю: дверь оказалась заперта. Он вернулся к себе и записал увиденное.

С той ночи инженер потерял покой. Его преследовали мысли о выигрыше при помощи тройки, семёрки и туза. Он грезил игорным домами Парижа, отставкой и путешествиями. Но всё случилось в Петербурге.

Московское общество богатых игроков с Чекалинским во главе было известно и в северной столице. Он прибыл в Петербург и сразу собрал вокруг себя заядлых картёжников. Германн был представлен хозяину салона Нарумовым.

Германн приступил к осуществлению плана немедленно. Им были поставлены сорок семь тысяч, и выиграла его карта – тройка. Инженер, забрав выигрыш, тут же удалился. На второй день молодому человеку принесла удачу семёрка. Выиграв 94 тысячи, счастливчик сразу покинул зал. В обществе живо обсуждали удачу нового игрока.

В третий день подряд появление счастливчика вызвало живейший интерес, и теперь все наблюдали за игрой. Уверенный в успехе, Германн ужаснулся, обнаружив у себя вместо туза пиковую даму. Ему показалось, что дама щурится и улыбается. Инженер узнал в ней старуху-графиню.

Германн потерял рассудок и оказался в Обуховской больнице. «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!» — единственные слова, которые можно разобрать в бормотании.

Лиза вскоре стала женой приятного и обеспеченного мужчины, сына бывшего управителя графини. Она взяла на воспитание бедную родственницу.

Читательский дневник по повести «Пиковая дама» Пушкина

Сюжет

Бедный молодой инженер Германн узнает, что старой графине Томской известен секрет трех выигрышных карт. Он делает вид, что влюблен в воспитанницу графини Лизу. Девушка впускает его в дом. Старуха видит его с пистолетом – и от страха умирает. А ее призрак выдает ему секрет тройки, семерки, туза. Две карты приносят Германну деньги, но вместо туза он ставит на пиковую даму (карта на вид – вылитая графиня). Он проигрывает все деньги и сходит с ума.

Отзыв

Герой из-за жадности потерял деньги, рассудок, любовь девушки, стал причиной смерти старой графини. Он не захотел разбогатеть своим умом и честным трудом. Но «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Повесть учит, что искренность, доброе сердце, дружба, любовь и чистая совесть – дороже любого богатства.

«Пиковая дама» Александра Пушкина (рецензия) – Список для чтения Тони

Учитывая, что Pushkin Press назван в честь известного русского поэта, было неожиданностью обнаружить, что ни одной из его работ не было в их каталоге. К счастью, теперь эта досадная оплошность исправлена ​​в виде замечательной книжечки, которую вы видите на фото, и о времени тоже 😉

*****
Книга Александра Пушкина «Пиковая дама» (перевод Энтони Бриггса , рецензия любезно предоставлена ​​издателем) включает в себя множество произведений из творческой карьеры писателя. Хотя в первую очередь он известен как поэт, он все же написал немного прозы, и его самый известный рассказ дал название этому сборнику. В дополнение к «Пиковая дама» и «Станционный смотритель» (более короткий рассказ) читателю также предлагаются отрывки из некоторых более известных более длинных произведений Пушкина (например, 9).0009

Евгений Онегин ). Наконец, есть подборка его коротких стихотворений, не забывая еще об одном из его шедевров «Медный всадник»   — действительно что-то для всех 🙂

Сама «Пиковая дама» — это длинный рассказ, действие которого происходит в Санкт-Петербурге. В нем рассказывается об офицере, который слышит историю о графине, знающей секрет успешной игры в азартные игры. Он решает выведать у нее тайну, во что бы то ни стало, симулируя привязанность к юной подопечной графини, чтобы сблизиться со старухой. В конце концов, он узнает секрет — но может ли он действительно доверять озорной старухе?

Отличный рассказ, написанный легко и воздушно, несмотря на сверхъестественные элементы, прокрадывающиеся во вторую половину повествования. Наблюдательный поэтический взгляд Пушкина виден в его описаниях персонажей, в том числе в нескольких строчках о старой графине в свете:

она сидела в углу, накрашенная и одетая по моде прошлых лет, как отвратительное, но незаменимое украшение для бальных танцев ».
стр. 27, «Пиковая дама» (2012, Пушкин Пресс)

Этот непринужденный и юмористический стиль приятно контрастирует с более мрачным поворотом, который в конечном итоге принимает история.

Однако гораздо больше Пушкин известен своими стихами, и в этом главный интерес сборника. Одно из самых известных стихотворений на русском языке (и, подозреваю, многие заучивают его в школе) — «Медный всадник», двадцатистраничная ода Санкт-Петербургу. Поэма начинается с рассказа об основании города на финских болотах и ​​продолжается описанием городских красот. Затем нам рассказывают о (реальном) наводнении, опустошившем часть города и сильно повлиявшем на жизнь Евгения, бедного рабочего человека.

Бедняга Евгений сам выживает во время наводнения, но некоторым из его близких не так повезло, поэтому наш друг решает выместить свой гнев на основателе города – в виде статуи бронзового всадника. Но, как оказалось, с царями шутить нельзя, даже если они отлиты из бронзы:

«И прекрасны в бледном лунном свете,
Одна рука вытянута вперед, на полном ходу ,
Прилетает Медный Всадник в своем бегстве,
На его разбивающемся, лязгающем коне.
с.107, «Медный всадник»

Беги, Евгений, беги!

В завершение коллекции есть десять или около того коротких стихотворений, представитель сотен написанных Пушкиным. Они читаются элегантно и плавно — и тут, наверное, пора похвалить Бриггса и его превосходный перевод. В дополнение к написанию интересного введения (и снабжению случайными сносками), переводчику удалось создать набор различных форм и стилей, не звучащих искусственно.

Я не знаю русского языка, но поэзию, как известно, сложно перевести на иностранный язык; мое удовольствие от английских версий, несомненно, должно отражаться на мастерстве переводчика.

Одним из примеров этого является «Зимний вечер», короткое стихотворение о пожилой женщине, сидящей в своем коттедже, а снаружи завывает холодный ветер. Если мы возьмем только первую строфу, то увидим, какой труд Бриггс вложил в свой перевод:

«Темнота наступает, рев бури,
Хлещут Ветры и суетятся снега.
Лающие звери воют обо мне,
Плач младенцев – дуй, ветры, дуй!
-в щипленных крышах, хлороми,
Шерох через платучную солому,
, как и поздний ночной путешественник.


стр.128, «Зимний вечер»

Из этой строфы видно, что Бриггс пытается сохранить аллитерацию и ритм оригинала («хлестящие ветры», «лающие звери», «истертая солома» ), и это очень хорошо проявляется в четвертой строке, где создать ч/б/ч/б/ч паттерн было нелегко!

В общем, это превосходный небольшой сборник и, вероятно, идеальная отправная точка для знакомства с Пушкиным для среднего читателя, который не особо увлекается поэзией. Разнообразие жанров означает, что вы можете выбирать и выбирать, или вы можете просто погрузиться в него, когда почувствуете желание. Очередное замечательное издание Пушкин Пресс – пусть и не один десяток лет, чтобы запустить его в эксплуатацию 😉

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрика: Александр Пушкин, Пушкинская пресса, Обзор, РоссияОт Tony5 комментариев

О «Пиковой даме» — Лоуэлл Хаус Опера

Петр Ильич Чайковский — первый в России по-настоящему профессиональный композитор и первый, добившийся известности за пределами своей страны. Хотя в юности он был не по годам музыкальным, он учился в Санкт-Петербургской школе правоведения и начал карьеру государственного служащего. Когда соблазн музыки оказался слишком сильным, он поступил в новую Санкт-Петербургскую консерваторию в 1862 году. Ориентация консерватории на германский стиль композиции помогла Чайковскому стать связующим звеном между этим подходом и русским. Это включало адаптацию русской гармонии к более разнообразным практикам, расширение блочной, но красочной оркестровки в сторону более плавной германской партитуры и смешение русской обработки мелодии с помощью повторений, секвенций, модуляций и т. Д. С немецким развитием.

Жизнь Чайковского была полна душевных потрясений. Смерть матери опустошила его, а пересмотр его

Первой симфонии привел к нервному срыву. Хранить свой гомосексуальность в тайне было сложно, хотя его поддерживала семья, друзья и особенно его брат Модест, тоже гомосексуал. Отношения с женщинами были натянутыми. Помолвка с бельгийской сопрано провалилась. Женитьба на неуравновешенной бывшей студентке Антонине Милюковой, возможно, для маскировки своей гомосексуальности, стала катастрофой, от которой он отказался три месяца спустя. Развода не было, но Чайковского годами преследовали требования Милюковой о деньгах и примирении. Его самые положительные и важные отношения с женщиной были с Надеждой фон Мекк, богатой вдовой и сторонницей искусства. Эти двое поддерживали четырнадцатилетние отношения с 1876 года исключительно через письма. Фон Мек платила ему стипендию на протяжении большей части этого периода, но еще более важной была ее роль доверенного лица, оказывающего эмоциональную поддержку, понимание и поддержку.
Она также была защитником и другом Дебюсси, который восхищался Чайковским. Личные проблемы продолжали преследовать Чайковского в 1880-х годах, когда он был крупным композитором, многие крупные произведения которого были завершены, а другие — еще впереди. Несколько его друзей умерли примерно в то же время, разжигая опасения за его собственную смертность до такой степени, что он написал свое завещание. Несколько работ, в том числе Франческа да Римини , Евгений Онегин , и последние три симфонии, раскрыли влияние этих страхов и эмоций на его жизнь.

 

Еще одной такой работой была Пиковая дама [1]. История пути Чайковского к этой опере не совсем ясна. После закрытия Итальянского театра директор Императорских театров Иван Всеволожский хотел заказать три оперы по Александру Пушкину, чтобы стимулировать русскую оперу. Чайковский был его выбором для

Пиковая дама , повесть Пушкина, но композитор отказался то ли из-за отсутствия интереса, то ли из-за критики со стороны консерваторов за то, что он осмелился поставить культовый пушкинский Евгений Онегин . Всеволожский тогда занимался Николаем Кленовским. Когда медленное продвижение Кленовского вынудило его либреттиста уйти в 1887 году, режиссер попросил Модеста Чайковского написать либретто и, по-видимому, нанял другого композитора в качестве подстраховки. Модест предпочел, чтобы его брат сочинил оперу, но Петр снова отказался, вероятно, потому, что сочинял другую, Чародейка . Только тогда Модест присоединился к Кленовскому. После того, как «Чародейка » потерпела неудачу, разгневанный Чайковский был полон решимости создать крупное произведение, чтобы отомстить за плохие отзывы. Пиковая дама могла бы быть вариантом, но он решил сочинить инструментальное произведение, свою Пятую симфонию (1888).

В декабре 1889 года Чайковский, наконец, обратился к «Пиковая дама» — своей десятой и предпоследней опере, третьей опере, основанной на Пушкине, и первой, написанной для выбранных им певцов: Николая и Медеи Фигнер. Проблема заключалась в том, чтобы избавиться от отвлекающих факторов, чтобы он мог работать. Производственные проблемы преследовали Спящая красавица , и неоднозначная реакция на его премьеру в январе 1890 года включала мягкое «очень мило» от царя, которое Чайковский воспринял как знак того, что он, возможно, теряет императорскую милость. Фон Мекк был болен, и их переписка обрывалась. Последней каплей стало письмо Милюковой с требованием помириться, иначе она разоблачит его гомосексуальность.

В январе отчаявшийся Чайковский бежал во Флоренцию, Италия, с частичным либретто Модеста и некоторыми итальянскими оперными партитурами. Пушкинская история захватила его к этому времени, и он работал с такой страстью и полным погружением, что сочинение противостояния Германа и графини приводило его в ужас, а смерть Германа вызывала слезы. Через сорок четыре дня он закончил вокальную партитуру, которая, как он знал, была шедевром. Устав от Флоренции, он отправился в Рим, чтобы начать оркестровку. Когда слава настигла его там, он вернулся в Россию с новым чувством спокойствия Флоренции, которое он позже выразил в Сувениры Флоренции . В декабре 1890 года в Санкт-Петербурге с успехом состоялась премьера «Пиковая дама ». Затем последовали выступления в Киеве и других городах, в том числе премьеры в Вене и Нью-Йорке под управлением Густава Малера.

Ко всему этому примешивались два главных события финала. Находясь во Флоренции, Чайковский узнал, что Милюкова требует работы в Санкт-Петербургской консерватории. Смущенный и расстроенный, он в отместку урезал ей пособие. Больше она его не беспокоила. Второе событие оказалось не таким удачным. В октябре фон Мекк прекратила получать стипендию, заявив о финансовых проблемах, хотя причиной, вероятно, были семейные трудности. Чайковский больше не нуждался в ее деньгах, но он был так обижен, что прервал их переписку, создав отчуждение и потерю, которые опустошили их обоих.

 

Оригинал Пушкина Пиковая дама — короткая классически построенная и циничная новелла. Вкратце упоминается, что Герман использует Лизу, служанку графини, чтобы получить доступ к ее любовнице и узнать секрет победы в фаро. Когда Лиза обнаруживает его предательство, она бросает его и выходит замуж за государственного служащего. Герман проигрывает на фаро, сходит с ума и помещается в лечебницу.

Чайковский смело перенес эту историю в мир большой оперы, с либретто Модеста, дополненным текстами других писателей, включая самого композитора. Лиза становится внучкой графини, несчастно обрученной с принцем. Герман любит ее с самого начала и играет в азартные игры, чтобы выиграть деньги, чтобы быть достойным ее. Его одержимость тайной графини не поражает, пока он не слышит об этом балладу Томского. Когда Лиза узнает правду, она драматично убивает себя. Герман наносит удар себе по игровому столу после того, как вытащил проигравшую пиковую даму. Последними словами он признается в любви к Лизе и в раскаянии принцу-рогоносцу. Интересный пример того, как такие меры действуют в театре, содержится в объяснении Чайковского своему брату, почему он так долго держал Лизу при себе. «Без нее третий акт был бы без женщин — это скучно… И зрители должны знать, что случилось с Лизой».

В дополнение к этим изменениям Чайковский добавил сцены из произведений Моцарта и некоторые партитуры, которые он взял с собой во Флоренцию. Он также изменил обстановку с 19 на 18 век. Учитывая культовый статус Пушкина в России, неудивительно, что изменения были встречены критикой во многих кругах. Советский Союз даже спонсировал ленинградскую постановку 1935 года, в которой опера отражала пушкинский оригинал.

Пиковая дама черпает из многих источников, включая народную, популярную и салонную музыку, а также русские распевы (сочиненные Чайковским), Библию и масонство. Используя целые тона, обозначающие потустороннее в сцене с Германом и графиней, Чайковский предвкушает Дебюсси и ХХ век. Есть даже штрихи вагнеровской лейтмотив и параллели с Тристан и Изольда : беспомощная любовь, обезумевший любовник, королевский соперник и сверхъестественное влияние — интересно, учитывая публичное презрение Чайковского к Вагнеру и Тристану .

Несмотря на свой дальновидный характер, Пиковая дама организована по старомодной «цифровой» структуре наборов арий, припевов и т. д. Значительное внимание уделяется балансу: энергичное начало актов I и III; квинтет о предчувствии в первом акте и септет об азартных играх в третьем акте; бури в актах I и III; удивление в начале и в конце оперы, что Герман собирается сыграть в азартную игру, и т. д. Здесь много контрастов, связанных с классом и настроением, а также такие приемы, как веселый, но жуткий «хор горничных и прихлебателей», который сопровождает графиню как она занимается рутинной задачей — лечь спать.

Результатом является изучение обмана, двусмысленности и скрытых смыслов. Среди наиболее выдающихся качеств оперы — ощущение эволюции: свет — во тьму, реальный мир — в «иной» мир, живость — в трагедию, жизнь — в смерть и т. д. Итак, мы видим, как залиты свечи, буря застилает небо, три человека умирают ночью, призраки, призраки и т. д. Предвидение витает в воздухе прямо с прелюдии, вводящей мотив из баллады Томского (в ритме фигуры из Пятой симфонии ), тема «три карты» в духовых , и тема любви. В раннем квинте каждый главный персонаж поет о страхах, которые подтверждаются; штормы предупреждают о худшем, что последует [2]. Мотив из баллады Томского появляется, когда Герман противостоит графине во втором акте. Песня Полины о любви, ведущей к смерти, звучит в признании Германа в любви к Лизе. Позже фраза превращается в панихиду в финальной сцене Лизы. Есть вопросы свободы воли. Делала Полина хотите, чтобы спела такую ​​болезненную песню? Хотел ли Герман , чтобы переключил внимание с Лизы на графиню? Даже время неоднозначно, например, когда графиня поет арию из « Ричарда Львиное Сердце» Гретри , написанную примерно на дюжину лет раньше, чем когда жила графиня, но которую она утверждала, что пела десятилетия назад. Опера также представляет собой котел нумерологии, где «выигрышным» картам присвоены числа: 3, 7, туз (1) самый важный, наряду с 5. Таким образом, музыковед Саймон Моррисон резюмирует структуру оперы как «3 акта». , 7 частей, 1 партитура». Мотив «три-карти» 3-сложный, есть фразы из 5 и 7 слогов, и так далее [3].

Пиковая дама может быть самой перспективной работой Чайковского [4]. Некоторые связывают его с русским символизмом, современным литературным движением, которое стремилось разработать новые способы выражения языка и использования образов слов. Ричард Тарускин назвал ее первой в России символистской оперой [5]. Моррисон писал, что он «разыгрывал все творческие навязчивые идеи [символистов]: отношения между удачей и судьбой, мечтой и реальностью, социальной смертью и общественным возрождением… [Это также] помогло основателям кружка «Мир искусства». и живописи к опере и балету»[6].

Вскоре после написания двух великих произведений, в которых преобладает смерть, Пиковая дама и Патетическая , Чайковский встретил свою собственную кончину в возрасте 53 лет из-за питьевой воды во время эпидемии холеры. Как и опера, его смерть была окутана тайной. Теории включают халатность, самоубийство и казнь студентами Школы юриспруденции, которые боятся быть испорченными гомосексуализмом композитора. Какой бы ни была причина, Чайковский умер в то время, когда Пиковая дама , Pathetique, Iolanta и Щелкунчик показали, что их создатель расширял свою технику, гармонию и тонкость оркестровки. Проживи он дольше, Чайковский мог бы оказать влияние на композиторов начала 20-го века, подобное тому, которое он оказал на русскую музыку в начале своей карьеры. Как бы то ни было, он по крайней мере повлиял на Фора, Дебюсси, Скрябина и Шостаковича. Подобно Моцарту и Малеру, Чайковский умер слишком рано [7].

 

[1]Или Пике Дам . На французском языке обычно говорила русская аристократия, поэтому некоторые произведения были опубликованы с французскими названиями. Более идиоматична La Dame de Pique , опера Жака Галеви на эту тему. Пиковая Дама может отражать российскую Пиковая Дама.

[2] Верди использовал квартет и шторм в Риголетто для аналогичных целей.

[3] В произведении Роланда Джона Уайли « Чайковский » нумерологический аспект этой оперы обсуждается в его анализе произведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *