Петра iii: 7 важных фактов из жизни императора Петра III

Содержание

Дворец Петра III, ГМЗ «Петергоф»

Тип объекта:

Музеи

Название:

Дворец Петра III, ГМЗ «Петергоф»

Официальное название:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Описание:

Миниатюрный дворец Петра III, построенный в 1758-1762 гг. по утонченности пропорций и изысканности декора – одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века в стиле «рококо».

Сегодня дворец не только редкий памятник зодчества XVIII века, но и первое
из сохранившихся до наших дней произведений архитектора А.Ринальди.
В нем собрана уникальная коллекция живописи европейских художников XVII-XIX веков, предметы мебели и произведения декоративно-прикладного искусства.

 В 2016-2018 гг. был проведен полный комплекс реставрационных работ объекта.

Вид работы:

Реставрация

Год начала работ:

2016

Год окончания работ:

2018

Регион:

Санкт-Петербург город

Город:

Ломоносов (Ораниенбаум)

Место нахождения:

Санкт-Петербург, город Ломоносов, Верхний парк, д. 2 литера А

Широта/долгота:

59.9104859 / 29.7577508

Заказчик:

ГМЗ «Петергоф»

загрузка карты…

Дворец Петра III — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга

        
В восточной части Верхнего парка на живописном берегу прихотливо извивающейся небольшой речки Карости стоит прелестное двухэтажное каменное строение, великолепное сочетание изящества и монументальности, — дворец Петра III (1758-1762 гг., архитектор Антонио Ринальди). Дворец строился на территории потешной крепости Петерштадт, возводимой согласно всем требованиям фортификационного искусства того времени.

Строительство велось по проекту архитектора А. Ринальди, под наблюдением «архитекторного» ученика Савелия Соколова и инженер-поручика Романа Качалова с 1756 по 1762 год. По очертаниям крепость напоминала многоконечную звезду, образованную насыпными валами. Она была окружена глубоким рвом с тремя подъемными мостами, на пяти ее бастионах стояли пушки. Здесь находились постройки различного назначения: солдатские казармы, дом коменданта, дома для генералов и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, арсенал и даже миниатюрная лютеранская кирха с органом. В центре крепости располагался арсенальный двор — пятиугольный плац, на территорию которого вводили въездные ворота. На «Малом увеселительном море» (как называли тогда Нижний пруд), образовавшемся в результате запруды на речке Карость, стояла флотилия из галер, лодок, фрегатов. Гарнизон крепости составлял отряд солдат, выписанных из Германии.

Рядом с крепостью, вдоль правого берега Карости, был разбит итальянский сад с террасами, лестницами, мостиками, беседками, фонтанами, каскадами. В парке находились Менажерия (Зверинец), Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик. Все деревянные постройки крепости и сада были разобраны в начале XIX века. Сейчас от потешной крепости сохранились лишь дворец Петра III, въездные ворота, остатки валов и рва. От первичной планировки парка не осталось ничего.

В 1952-1953 годах была произведена реконструкция этого участка: вокруг дворца Петра III были разбиты три цветника, проложены новые дорожки, на газонах установлена мраморная скульптура. Во внешнем облике дворца Петра III покоряют простота и изящество. Своеобразие композиции, удивительно ясные пропорции, изысканность декора позволяют отнести его к самым совершенным произведениям русской архитектуры XVIII века.

Комнаты первого этажа в XVIII веке использовались как служебные помещения и не имели декоративной отделки. В настоящее время в них размещена экспозиция по истории дворцово-паркового ансамбля г. Ломоносова.

Шесть небольших комнат второго этажа — Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар декорированы в характере истинно дворцовых помещений: великолепная лепка, тонкая резьба, удивительные росписи по лаку, живопись, ткани, наборные паркеты блестяще использованы в их отделке. Центральное помещение дворца — Картинный зал. В XVIII веке в зале были размещены в шпалерной развеске 58 картин, отделенных друг от друга узкими посеребренными рамками. Эта шпалерная развеска создавалась по проекту А. Ринальди архитектором Я. Штелиным и художником К. Пфанцельтом, но уже в 1784 году большинство картин было передано по приказанию Екатерины II в Академию художеств. Шпалерная развеска была уничтожена и воссоздана только в наше время, в 1961-1962 годах, по обнаруженным в архивах чертежам. Шестьдесят три картины, украшающие теперь стены этого зала, представляют живопись западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков итальянской, фламандской, голландской, немецкой школ. По размерам и цветовой гамме они подобраны так искусно, что воспринимаются как единое декоративное целое.

Уникальным видом отделки Картинного зала, а также Кабинета и Спальни являются росписи по лаку. Они выполнены в характере китайского декоративного искусства русским крепостным «лакирных дел мастером» Федором Власовым. Двести восемнадцать композиций размещены на дверях, панелях, оконных и дверных откосах дворца. Это своеобразные, наивные и трогательные фантазии на китайские темы, в которые русский художник «вложил» свое собственное ощущение жизни далекой и загадочной для него страны.

Реставрация лаковых росписей и шпалерной развески была выполнена художниками-реставраторами Р. П. Саусеном, А. Б. Васильевой, Б. Н. Косенковым, Б. Н. Пуговкиным и другими.

Обращает на себя внимание и лепное убранство перекрытий дворца Петра III. Особенно интересна сохранившаяся лепка Будуара на тему жизни гарнизона существовавшей здесь когда-то крепости. Различные сюжетные композиции, объединенные тонким лепным орнаментом, в который вкомпонованы изображения военных атрибутов, воспринимаются как единое целое.

В интерьерах дворца представлены прекрасные образцы мебели XVIII века работы русских и западноевропейских мастеров и изделия из фарфора.

Дворец Петра III — первая сохранившаяся до нашего времени постройка А. Ринальди. В ней как бы уже заложены те творческие принципы зодчего, которые получили развитие в последующих его работах, определивших его как великолепного мастера стиля рококо и раннего классицизма.

Правление Петра III — Русская историческая библиотека

(продолжение)

 

Правление Петра III. Болезнь и смерть Елизаветы хотя не была неожиданной случайностью, тем не менее застала придворный круг неприготовленным: против Петра не раздалось ни одного голоса, и он воцарился спокойно при общем горе и унынии двора и народа, потерявших любимую царицу. Екатерина сама в своих записках описывает эти первые дни царствования Петра. По ее словам, Петр III был недоволен, что его тетка умерла на святках и своей смертью помешала ему веселиться. Ужин во дворце уже был накрыт, когда наступил час смерти императрицы, и Петр приказал не снимать ужина, и ели через комнату от того покоя, где лежала Елизавета. Тогда же без церемоний и стеснений обнаружилась его пассия к Воронцовой, на которой он хотел жениться. Положение сразу сделалось зазорным и неприличным. Однако при дворе не переменилось ничего в первые минуты царствования: оставались Шуваловы и Воронцовы; старший Разумовский вышел в отставку, но не был опальным; младший остался у дел. Опал вообще не было, но явились мало-помалу новые люди в качестве любимцев. Из Германии прибыли два дяди Петра, голштинские принцы; из них принц Георгий (или «Жорж») стал сразу русским генерал-фельдмаршалом и временщиком; второй принц Петр был только фельдмаршалом, но не временщиком. Оба они были членами Совета, учрежденного Петром вместо елизаветинской Конференции и состоявшего из девяти человек. В этот Совет попал возвращенный из ссылки старый Миних, попали и люди времени Елизаветы, Н. Ю. Трубецкой и М. И. Воронцов. Все это были влиятельные персоны нового правления. Появились и придворные любимцы, вроде генерала Гудовича, шталмейстера Нарышкина и многих голштинцев.

Петр III начал свое правление довольно деятельно, рядом любопытных мер. Можно думать, что он действовал с чьей-то указкой, стараясь показать, что он достоин власти. Вступил он на престол 25 декабря 1761 г., а уже 17 января 1762 г. в Сенате подписал указ о возвращении опальных людей прошедшего царствования и заявил свою волю относительно службы дворян: «Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают». 18 февраля явился и манифест о вольности дворянской. В нем говорилось, что прежде необходимо было заставлять дворян служить и учиться, невольная служба и учение принесли пользу, ибо дали государству много сведущих, годных к делу людей, а с другой стороны, истребили в дворянской среде «грубость и невежество» и вкоренили благородные мысли; поэтому уже нет необходимости принуждать дворян к службе. Все служащие могут или оставаться на службе, или уйти в отставку; только военные люди не могут брать отпусков и отставок во время кампании; не служащий дворянин имеет право даже ехать за границу и служить там. Но обязанности обучения манифест 18 февраля не упразднил, а выразил ее лишь в виде повелительного совета с высоты трона, «чтобы никто не дерзал без обучения наук детей своих воспитывать».

Император Петр III. Портрет работы Пфанцельта, 1762

 

Так снята была с дворянства его тяжелая государственная повинность. Мы видели, что уже при Елизавете дворянство становилось привилегированным классом, получив имущественные права, каких не имели другие общественные классы. Освобождая его от личной государственной службы, Петр III создает ему этим личные привилегии, также чуждые другим классам. Ко времени Екатерины II, таким образом, дворянство делается уже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации; до сих пор ему организацию давала самая служба по полкам, его соединяли служебные связи; теперь эта организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибо дворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации – сословной. Ее дала дворянству Екатерина II.

Вольность дворянства была самым крупным делом Петра III, внушенным ему, как мы уже говорили, со стороны дворянства, близкого к Елизавете. По посторонним же внушениям, конечно, пришел он к решению уничтожить некогда страшную Тайную канцелярию, ведавшую политические преступления. При Елизавете ее деятельность не была заметна, потому что время Елизаветы было временем мира внутри государства. Уничтожить канцелярию, как малодействующее учреждение, было легко, а между тем это уничтожение могло содействовать популярности нового правительства в народной массе, как манифест о дворянстве должен был сделать его популярным среди дворян.

Но правительство Петра не только не достигло народного расположения, но возбудило общее неудовлетворение. Никакие разумные указания осторожных советников Петра не могли помочь ему и загладить его бестактность, исправить его ошибки, скрыть его невозможные выходки.

Он внутри государства обнаружил свои нерусские симпатии, окружил себя голштинцами, стал переделывать русские войска на прусский и голштинский лад, смеялся над всем русским, даже над православной обрядностью. Он закрывал, например, без всякого основания домовые церкви, которые были в обычае. Домовая церковь была тогда всегдашней принадлежностью всякой зажиточной усадьбы, даже городского богатого двора. От глубокой старины велся этот обычай, и уже в московскую эпоху на злоупотребление им жаловались ревнители доброго церковного порядка. У Авраамия Палицына находим мы описание того, чем были домовые церкви: маленькая изба, бедный иконостас, деревянная утварь, холщовое облачение и полуголодный; на площади нанятый на одну службу, или на одну требу, «безместный» поп… Чем легче было завести и чем дешевле было содержать «свою» церковь, тем сильнее и распространеннее было стремление именно к «своей» церкви. Против этого глубоко вкоренившегося в быту стремления и стал Петр III. Помимо частного ущерба и обиды в уничтожении домовых церквей было и принципиальное неудобство: выходило так, как будто православный государь воздвигал гонение на церковь. Но этим дело еще не ограничивалось: Петр требовал от духовенства уничтожения икон в церквях и хотел заставить его носить светское платье; к Синоду обращался с оскорбительными указами; дело о церковных имуществах он привел к самому невыгодному для духовенства решению. Духовенство чувствовало себя оскорбленным и даже подало императору энергичный протест, не изменивший, однако, ничего: Петр не понял протеста. К гвардии, привыкшей к высочайшему вниманию, Петр относился так, что пошли слухи об уничтожении ее. Он называл гвардейцев янычарами, томил их ученьями по немецкому образцу, изменял привычные военные порядки и отдавал предпочтение своим немецким войскам. И гвардия чувствовала себя оскорбленной и питала «превеликое неудовольствие». Волновались и крестьяне: в них ясно жило сознание того, что они обязаны государством работать на помещиков именно потому, что помещики обязаны служить государству; в них жило сознание, что исторически одна обязанность обусловлена другой. Теперь снята дворянская обязанность, следует снять и крестьянскую. Но крестьяне видели, что правительство, разрешив дворянский вопрос, не замечает связанного с ним вопроса крестьянского. Поэтому начались крестьянские волнения.

В то же время внешняя политика Петра не нравилась русским людям и оскорбляла национальное чувство. Россия со славой вела войну с Пруссией, теряла для нее массу людей, тратила много денег, но был успех, и народ был спокоен. Как только вступил на престол Петр, война была прекращена; войска получили приказание сдать свои магазины пруссакам и оставаться в Померании для будущей помощи своим недавним врагам. Петр отказался от всех завоеваний в Пруссии и вступил с Фридрихом в тесный союз, условия которого были продиктованы прусским послом в Петербурге – Гольцем. Этот Гольц был при Петре III почти полным распорядителем действий русской дипломатии. Прусское влияние при русском дворе было всемогуще. И все это вышло из личных наклонностей императора: благоговея перед Фридрихом, Петр жертвовал своему личному чувству всеми интересами России. Такое направление дел, бесславное окончание славной войны и господство в Петербурге голштинцев и пруссаков давало народу повод думать, что давно прошедшее рабство перед немцами наступает снова с Петром III. Понятно, с каким негодованием относились ко всему этому русские люди. В одном только деле Петр III не шел на помочах своего кумира Фридриха: он упорно хотел воевать с Данией и отнять у нее Шлезвиг для Голштинии. В этом он действовал, как голштинский герцог; но действовал средствами и силами России. Ясно, что эта затея могла только усилить негодование русских, справедливо не желавших знать интересов Голштинии. Однако для этой Голштинии вербовали солдат на русские деньги; к походу на Голштинию делали приготовления; голштинцам дали первенство и полную волю в России.

Петр III. Портрет работы Антропова, 1762

 

И личная жизнь Петра возбуждала общее неудовольствие. Избавившись от опеки строгой тетки, Петр наполнил ее дворец дымом солдатского кнастера и запахом вина и портера, которыми злоупотреблял почти ежедневно, и еще с утра. Поэтому за обедом он уже не владел собой, говорил заведомые небылицы или обнаруживал такие секреты политики и придворных отношений, какие следовало хранить строго. День свой часто кончал он неприличными и шумными пирушками, которые видел весь город, потому что они происходили не в одном дворце, и о которых писали даже иностранные послы своим дворам. У русских людей обливалось сердце кровью от стыда за Петра III; им хотелось «бежать неоглядкою» от его выходок. Елизаветинские вельможи не могли примириться с казарменными нравами нового двора; Ив. Шувалов на коленях просил Петра избавить его от всех знаков его милости; Кирилл Разумовский не мог сдерживать гневной судороги на лице, бывая во дворце и видя новые порядки. Петр издевался над всеми старыми сановниками, заставляя их маршировать по плац-парадам в силу их военного звания. Он смеялся даже над пожилыми придворными женщинами и передразнивал их. «Он не похож был на государя» – таков был приговор придворной среды над Петром III.

К жене отношение Петра, и прежде враждебное, теперь перешло в ненависть. Екатерина мешала ему жить. При ней он не мог жениться на Воронцовой; в Екатерине мерещился ему иногда и политический враг, и каждую минуту он чувствовал, что она осуждает его, стоит в оппозиции ко всему, что ему нравится, что он затевает. Он хотел обуздать ее, но на это не хватало умения; да и Екатерина вела себя так, что не было предлога придраться к ней. Однако чем дальше, тем решительнее становился Петр по отношению к Екатерине. Он однажды оскорбил ее при всех на торжественном обеде: Екатерина не встала во время тоста в честь императорской фамилии и на вопрос Петра объяснила, что не встала потому, что сама принадлежит к этой фамилии. За этот ответ Петр громко обозвал ее бранным словом и грозил арестом. Не стесняясь в отношении Екатерины ничем, Петр прямо показывал, что желает избавиться от жены: то начинал говорить, что заточит жену в монастырь, что разведется с нею; то намерен был заключить ее в Шлиссельбург. Однажды он отдал даже приказ арестовать ее, но отменил его по настоянию дяди Жоржа. Екатерина знала, что рано или поздно она погибнет от мужа, если он останется у власти. Знали это и в обществе, где Екатерину любили, и ее горе было одной из причин дурного отношения общества к Петру.

Так, деятельность и личность Петра вызывали народное негодование. По свидетельству современников, ропот на него был «всенародным»; все, кроме десятка царедворцев, желали перемены на престоле и говорили об этом открыто, «отваживались публично и без всякого опасения говорить и судить и рядить все дела и поступки государевы». Ропот поэтому был известен и при дворе Петра и даже дошел до Фридриха. Петра предостерегали и дом, и из-за границы. Фридрих советовал ему скорее короноваться и быть осторожным. Но Петр ко всему этому относился легкомысленно; хотя он и следил за И. Шуваловым, хотя и вспомнил, что жив император Иоанн Антонович, но не принимал серьезных мер общего характера.

Это и помогло развитию заговора, который созрел, по обычаю XVIII в., при дворе и в гвардии. Руководил им не Шувалов, и направлялся он не в пользу императора Иоанна, а в пользу Екатерины. О существовании заговора знали самые высокопоставленные лица при Петре (генерал-прокурор Глебов, начальник полиции Корф, Кирилл Разумовский, дипломат Никита Иванович Панин и др.), но они не предавали заговорщиков, хотя и не приставали к ним прямо.

Можно думать, что эти высокопоставленные лица имели свой план переворота и, мечтая о воцарении Павла Петровича, усваивали его матери Екатерине Алексеевне лишь опеку и регентство до его совершеннолетия. С движением гвардейской молодежи придворные люди не имели видимых связей и на прямое обращение к ним офицерства не отвечали откровенностью. О Панине рассказывают, что он однажды прямо прогнал от себя молодежь, начав тушить свечи, когда разговор о делах стал приобретать неудобный по откровенности характер. Однако в минуту переворота, начатого молодежью, вельможи прямо стали на сторону Екатерины и подготовили ей быстрый и решительный успех. Они умели следить за развитием заговора через таких лиц, какова была, например, княгиня Е. Ром. Дашкова, рожденная Воронцова. По мужу принадлежа к кругу гвардейского офицерства, по отцовской семье она была близка к кругу вельмож и служила связью между обоими кругами заговорщиков.

Младший круг заговорщиков группировался вокруг семьи Орловых. Из нескольких братьев особенно известны были два: Алексей Орлов (младший), знаменитый своей физической силой, был казначеем гвардейской артиллерии и вел крупную игру, под предлогом которой и собирал вокруг себя гвардейскую молодежь. Другой – Григорий Орлов – был лично близок к Екатерине и передавал заговорщикам ее внушения. Умышленно раздувая свою славу кутил и дебоширов, Орловы умели маскировать и свою роль организаторов, и участие в интриге Екатерины. Между тем вряд ли можно сомневаться, что за спиной как вельмож, так и гвардейцев, стояла сама Екатерина, распоряжаясь всеми пружинами рискованного дела, но оставаясь совсем в тени не только от посторонних взглядов, но и от глаз самих участников заговора. Кроме Орловых в гвардии в роли главных руководителей стояли преображенцы Пассек и Бредихин и измайловцы Рославлев и Ласунский. Эти лица подготовляли гвардейских солдат к перевороту и ручались зато, что Екатерина может располагать 10000 солдат.

Беспорядочный жизнью и кутежами заговорщики отводили от себя всякие подозрения; но брожение среди солдат не могло долго быть скрытым. Летом 1762 г. Петр держал себя так, что Екатерина должна была со дня на день ждать погибели, и поэтому заговорщики готовы были действовать, но не решались начать сами. Приближалось время имени Петра, и этот день Петр, живший в Ораниенбауме, желал провести у Екатерины в Петергофе. Ждали, что 29 июня он и решит участь своей жены. Между тем 27 июня болтливый солдат, слышавший, что Екатерина в опасности, выдал тайну заговора постороннему офицеру. Это повело к аресту Пассека; боясь открытия всего заговора, заговорщики решились действовать не медля и 28 июня удачно совершили переворот. Вот как он произошел.

 

Возвращение Петра III

В Павловске реставрируют портрет императора Петра III, возвращенный в коллекцию музея-заповедника в 2019 году.

Портрет пропал из Павловского дворца-музея во время фашистской оккупации. По окончании II Мировой войны в плачевном состоянии его обнаружили на территории Германии и вернули в СССР. В 1946 году полотно передали в спецфонд Государственного Исторического музея (ГИМ), где для сохранения живописи реставраторы заклеили микалентной бумагой всю лицевую сторону портрета. Так он «потерял лицо», и разыскать картину стало практически невозможно. Более 60 лет сотрудники Павловска ничего не знали о местонахождении портрета и считали его утраченным.

В 2007 году при участии представителя Министерства культуры С.Д. Некрасовой главный хранитель Павловска А.Н. Гузанов идентифицировал этот «безликий» портрет по сохранившимся на его тыльной стороне музейным номерам. На обороте картины вверху на широкой кромке холста нанесена маркировка «ПДМ 3776» — так маркировались музейные предметы из собрания Павловского дворца-музея во время инвентаризации 1933-1934 гг. Инвентарная книга того времени не сохранилась. Однако номера, присвоенные вещам в те годы, обозначены на самих произведениях и в сохранившемся Инвентаре Павловского дворца-музея 1938 года в рубрике «старый номер». Портрет Петра III записан под № 3662/1: «Картина «Портрет императора Петра III.» Холст, масло, копия с худ. Рокотова; поколенное изображение Петра III в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, через плечо перекинута Андреевская лента, на груди звезда, на голове черная треугольная шляпа с золоченым галуном; правая рука протянута в сторону, левая рука в перчатке держит перчатку с правой руки и опирается на камень, на котором лежит горностаевая мантия; на заднем фоне пейзаж». Инвентарный номер 1938 года проставлен на подрамнике в нижнем левом углу зеленой эмалевой краской: «П/ДМ 3662/1».

В инвентаре 1938 года против записей сохранившихся произведений (т.е. отправленных в эвакуацию и вернувшихся из нее, или же обнаруженных сразу же после войны) проставлены отметки-штампы: «сличено». У инвентарной записи портрета Петра III такой отметки нет. Это дополнительно подтверждает, что картину не эвакуировали и она была похищена во время войны. В родной Павловск она вернулась лишь в 2019 году.  

Сведения о портрете Петра III можно найти во всех описях исторического собрания Павловского дворца, начиная с самой первой — 1828 года. Соответствующие номера также сохранились на холсте и подрамнике. Изначально картина находилась в «почивальне Ея Высочества Александры Павловны» в деревянном Александровском дворце в Павловске, который со временем обветшал, и в 1851 году был разобран. Потом портрет переместили в Большой Павловский дворец.

Автор портрета неизвестен. В 1925 году исследователь В.П. Зубов в «Критическом каталоге картин Павловского дворца-музея» определил его принадлежность к школе Рокотова, полагая, что это копия с оригинала, который находится в Русском музее  (правда, авторство Рокотова современные исследования не подтверждают). Хранитель фонда живописи ГМЗ «Павловск» А.Б.Никифорова полагает, что павловская копия  могла быть заказана императором Павлом I – сыном Петра III — для украшения собственного дворца при его восшествии на престол. До этого момента тиражирование изображений преданного забвению императора  вряд ли могло широко практиковаться, а после гибели Павла они уже были неактуальны.   

Портрет вернулся в Павловск в аварийном состоянии: во многих местах грунт и красочный слой вздулись и отошли от холста. Во нескольких местах холст был порван и частично утрачен, в том числе, на изображении лица императора. Силуэт Петра III был едва виден, так как вся живописная поверхность была закрыта микалентной бумагой, сквозь которую проступил клей.

На состоянии картины могла сказаться также прежняя, еще дореволюционная реставрация. В 1887 году реставратор Императорского Эрмитажа Н.Сидоров (представитель знаменитой династии) выполнил перевод картины, т.е. перенес живописный слой с авторского холста на новое полотно, о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне. Это один из наиболее сложных, ответственных и опасных способов по радикальному укрепления структуры живописного произведения. Для этого картина с лицевой стороны заклеивалась несколькими слоями бумаги, затем кисеей и холстом. За наклеенный холст картину закрепляли на рабочем столе (или подрамнике) тыльной стороной вверх и постепенно удаляли основу. Холст отпаривался либо надрезался, и его снимали узкими полосками, иногда из полотна просто выдергивали нити. После этого тыльную стороны грунта очищали и выравнивали путем шлифовки пемзой, а утраты заполняли мелоклеевой мастикой. Затем наносили слой переводного грунта и новый холст. При этом неизбежно появлялись новые утраты авторской живописи. Замена оригинальной основы и грунта новыми инородными материалами нарушали единство и гармоничность всей структуры памятника. Это зачастую влекло за собой негативные последствия, особенно при колебаниях температурно-влажностного режима: плохую связь авторского красочного слоя с грунтом и основой, появление рельефного грунтового масляного кракелюра, который, в свою очередь, вызывал трещины в авторском красочном слое. Тонкий переводной холст со временем темнел и перегорал от масла, входящего в состав нового грунта.

Многие из таких разрушений присутствуют и на портрете Петра III: перегоревший холст, который слишком тонок для живописи такого характера, отслоения грунта и красочного слоя от холста, ярко выраженный грунтовый кракелюр. Сегодня невозможно определить, появились ли они в результате недостаточно качественно выполненной работы реставратора или же возникли из-за неподходящих условий хранения картины.

Как рассказала художник-реставратор живописи ГМЗ «Павловск» П.Е. Цветаева, сейчас с поверхности картины удалены заклейки из микалентной бумаги и выполняется консервация произведения — укрепление грунта и красочного слоя, укладка вздутий, выравнивание поверхности.  После восстановления физической целостности памятника и его комплексного исследования поверхность раскроют от потемневшего лака и многочисленных прописей, лежащих поверх авторской живописи.  Последовательность и состав реставрационных мероприятий обсуждается на реставрационном совете с участием специалистов Лаборатории научной реставрации Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея.

5 января исполняется 260 лет со вступления на престол императора Петра III. » Новочеркасский музей истории Донского казачества

Карл Петр Ульрих родился 21 февраля 1728 года в городе Киль, Германия. Сын Гольштейн-Готторпского герцога Карла Фридриха и дочери императора Петра I Анны Петровны, он сначала воспитывался как наследник шведского престола. Петр рос нервным и впечатлительным мальчиком, любил искусство и одновременно обожал все военное.

В 1742 году императрица Елизавета Петровна вызвала Петра в Санкт-Петербург, где произвела обряд крещения под именем Петра Федоровича и объявила наследником российского престола. В 1745 году его женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II, которая родила ему сына Павла, впоследствии ставшим императором Павлом I.

За годы, проведенные в России, Петр никогда не делал попыток лучше узнать эту страну, презирал многие русские обычаи, вел себя неподобающим образом во время церковной службы, не соблюдал посты. До вступления на престол все свободное время проводил занимаясь военными маневрами. Императрица не допускала его к участию в решении политических вопросов. В российском обществе Петр не пользовался ни авторитетом, ни популярностью.

После смерти Елизаветы Петровны, 5 января 1762 года Петр III Федорович провозглашен императором. Подражая своему кумиру, прусскому королю Фридриху, он не стал короноваться. В итоге был коронован уже после смерти по указу Павла I в 1796 г. Вступив на престол, правил страной 186 дней. Несмотря на краткость своего правления, Петр издал множество манифестов, именных и сенатских указов, резолюций, которые во многом стали фундаментом для последующего царствования Екатерины II.

К числу важнейших дел императора относятся: упразднение Тайной канцелярии, начало процесса изъятия церковных земель, поощрение торгово-промышленной деятельности, принятие указа о свободе внешней торговли. Важным документом Петра Федоровича является «Манифест о вольности дворянства», благодаря которому дворянство стало привилегированным сословием Российской империи. Также правление Петра отмечено усилением крепостного права.

Оказавшись у власти, Петр сразу же прекратил военные действия против Пруссии и заключил с Фридрихом II мир, а затем и военный союз с ним, в ущерб интересам России, сведя тем самым «на нет» все усилия русских войск в Семилетней войне.

Беспорядочные действия Петра на внутриполитической арене лишили его поддержки какого-либо социального слоя русского общества, а его антинациональная внешняя политика, пренебрежение к русским обычаям, введение прусских порядков в армии создали оппозицию гвардии, которую возглавила его жена Екатерина.

Все это привело к перевороту в июне 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Императрице в короткое время присягнули гвардия, Сенат, Синод и население. 29 июня Пётр официально отрёкся от русского трона. Низложенный император арестован и отправлен в поселок Ропшу, где 18 июля 1762 года погиб.

По официальной версии, причиной смерти стал приступ геморроидальных колик, усилившийся от употребления алкоголя. По другой версии император оказался убит. Первоначально Петр III похоронен безо всяких почестей в Александро-Невской лавре. Но сразу после кончины Екатерины по приказу Павла I его останки перезахоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, усыпальнице императоров.


   

Дворец Петра III «Ораниенбаум»

На территории крепости «Петерштадт», построенной по воле великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III, располагались арсенал, казармы для артиллерийских, драгунских полков и кирасирских трубачей, дома длля офецеров и командиров полков, гауптвахта, сараи для лошадей и экипажей, цейхгауз. Для отдыха великого князя после военных занятий архитектор Антонио Ринальди построил на территории Петерштадта миниатюрный дворец.

Одновременно с возведением крепости шло строительство дворца Петра III и парка. Большинство сооружений в крепости и парке были деревянными и не сохранились. В 1798 году по приказу Павла I «все деревянные строения в крепости и парке» были разобраны. К нашему времени от всех затей Петерштадской крепости сохранились только дворец Петра III и небольшие Почетные ворота.

С строительство Дворца Петра III велось с 1758 по 1760 год. Здесь были заняты В. Петров, Д. Головка, В. Зотиков и постоянный помощник Ринальди «каменных дел мастер» М. Кьеза. Работы по декоративному убранству дворца продолжались с 1760 по 1762 год.

Переделки и ремонты коснулись в основном внутреннего убранства дворца. Внешний же облик его остался первоначальным.

Объемно-пространственное решение дворца Петра III и его планировка необычны. Дворец Петра III представляет собой двухэтажный павильон, квадратный в плане с дугообразно срезанным углом, отмечающим парадный вход. Именно эта часть здания – плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается одновременно с трех сторон. Этот прием неповторимое своеобразие облику дворца, миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, кажется массивнее, значительнее. Нижний этаж стоит на гранитном цоколе и, благодаря горизонтальной рустовке стен, кажется массивным. В декоре второго этажа преобладают вертикальные линии в виде сдвоенных лопаток и окон-дверей, украшенных коваными решетками. Дворец увенчан балюстрадой и на уровне второго этажа украшен балконом, по сторонам которого расположены две ниши с мраморными бюстами середины XVIII века.

Помещения дворца Петра III небольшие. Картины, лаки, ткани, резьба по дереву делали их необычайно насыщенными и по цвету и по плотности декоративной отделки. Льющийся через большие окна двери свет делает эту отделку еще красочнее, а при открытых окнах, когда в интерьер входят решетки изысканного рисунка и открывается восхитительные виды на парк.

Дворец создавал ощущение уюта и комфорта, служил местом отдохновения для своего хозяина. Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась изысканная дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.

Уникальный пробный рублевик Петра III

Ровно 257 лет назад — 15 декабря 1761 (по новому стилю — 5 января 1762 ) года — умерла императрица Елизавета Петровна, правившая Россией два десятилетия. Новым императором стал ее племянник Петр III, сын дочери Петра Великого Анны. В Музее истории денег можно увидеть одну из самых редких и интересных монет XVIII века — пробный рублевик с портретом Петра III на аверсе и крестообразной монограммой из букв «П» на реверсе, а также большинство типов монет, выпущенных при этом императоре.

Петру III суждено было царствовать очень недолго — уже в июне того же 1762 года он будет свергнут с престола своей супругой Екатериной Алексеевной, которая станет Екатериной II и будет править Россией 34 года.
Но краткое царствование Петра III оказалось богато на нововведения, связанные с монетным делом и денежным обращением.
Во-первых, при нем был издан указ, согласно которому все старые серебряные монеты следовало перечеканить в новые, причем с портретами и годами правления прежних императоров. Таким образом правительство хотело «замаскировать» ухудшение качества монеты, прикрываясь заботой о том, чтобы портреты августейших особ не «истирались». Этот потрясающий проект так и не был осуществлен.
Во-вторых, при Петре III в России могли бы появиться первые российские «банковые билеты» — бумажные деньги. Однако этот проект также остался на бумаге, хотя через несколько лет его с успехом претворила в жизнь Екатерина II, усердно критиковавшая едва ли не все начинания своего свергнутого супруга.
В-третьих, при Петре III старая медная монета перечеканивалась в новую, легковесную. Этот проект, возникший еще при Елизавете, в 1762 году стал воплощаться в жизнь. Появились новые медные монеты с «военной арматурой», которые прочно ассоциируются с именем Петра III, хотя большая часть их отчеканена уже после его свержения. В 1763 году Екатерина снова вернула старый тип монеты, и под пресс пошли уже сами легковесные медяки Петра III.
Наконец, кратковременному царствованию Петра III мы обязаны появлению одной из самых редких и интересных монет XVIII века — пробного рублевика с портретом нового императора на аверсе и крестообразной монограммой из букв «П» на реверсе. Аналогичное оформление было на поздних рублевиках Петра I и Петра II, а в последующие царствования вместо монограмм на рублях помещали гербового орла. Закономерно, что в первые дни нового царствования возникла идея возродить традицию и начать чеканить новые рубли с монограммой.
Штемпели для пробной монеты резал талантливый медальер C. Ю. Юдин – его инициалы «С. Ю.» можно увидеть в обрезе рукава на портрете. Однако по каким-то причинам эту монеты не утвердили. В тираж пошли другие рубли — на них был более «сглаженный» портрет и гербовый орел. После свержения и убийства Петра эти монеты пошли под пресс: их перечеканивали в новые рублевики с портретом Екатерины II.
В Музее истории денег можно увидеть большинство типов монет, выпущенных при Петре III — золотые империалы и полуимпериалы, серебряные рубли и полтины, легковесные медные 10 и 4-копеечники. Гордость коллекции музея — пробный рубль с портретом Петра III и монограммой на реверсе.

Увидеть монеты Петра III можно в экспозиции нашего Музея с 10.00 до 20.00 ежедневно (кроме четверга).

Также напоминаем, что в музейной лавке (вход под аппарелью Головкина бастиона) можно приобрести набор открыток «Императоры России на монетах XVIII – начала XX века». Одна из открыток посвящена рублевику Петра III c монограммой.

«Великий» Тема смерти Петра III до сих пор обсуждается

Новый сериал Хулу, Великий , следует за Екатериной Великой и ее мужем из России Петром III, которые умерли при загадочных обстоятельствах после своего краткого восхождения. властвовать. Фактически, он правил всего шесть месяцев — с января по июль 1762 года — прежде чем Екатерина сменила его, правив 34 года. Кажется, никто не знает окончательно, как умер император, но многие историки считают, что его убили.

Как показано в Великий, Петр (Николас Холт) не подходил для престола. Мало того, что он был совершенно неразумным, но, согласно Британской энциклопедии, он сильно отдавал предпочтение Пруссии и почти не говорил по-русски (он был наполовину шведом и большую часть своего детства жил в Германии). Кроме того, он и Кэтрин (которую играет Эль Фаннинг в шоу Hulu) были полярными противоположностями. В то время как родившаяся в Пруссии императрица любила читать Вольтера и с энтузиазмом выучила русский язык, Петр был озабочен военными и любил играть с игрушечными солдатиками, согласно биографии.com.

Ни один не был верен другому; Как сообщает телеканал «История», Екатерина даже утверждала в своих мемуарах, что сын пары, Павел, незаконнорожденный. Также ходят слухи, что Питер был бесплоден или что эти двое так и не исполнили свой брак. Среди многочисленных любовников Екатерины, которых она развлекала как во время, так и после замужества, были Сергей Салтыков, Станислав Понятовский, Григорий Орлов, Григорий Потемкин, и другие.

Заручившись поддержкой церкви, сената и стражи, Екатерина свергла своего мужа в результате переворота в июле 1762 года, согласно Британской энциклопедии.Петр был заключен в тюрьму в селе Ропша и умер через восемь дней. В официальном отчете говорится, что у него был ужасный геморрой и он умер от апоплексического инсульта, но большинство людей не доверяют этой версии.

Согласно Biography.com, эксперты утверждают, что Питер либо умер в результате самоубийства, либо был убит в бою со своей охраной. Многие считают, что его убил Алексей Орлов (брат возлюбленного Екатерины Григория), который был одним из похитителей Петра. В книге «Императрица искусства » Сьюзан Жак 2016 года утверждается, что император был задушен.Как бы то ни было, историки не смогли сделать вывод, была ли Екатерина причастна к смерти Петра.

Что касается The Great , из трейлера видно, что он будет лишь отчасти следовать реальной истории, поэтому ожидайте некоторых серьезных украшений, когда дело доходит до жизни Петра III, его недолгого правления и загадочной смерти.

Дворец Петра III / Государственный музей-заповедник Петергоф

Дворец Петра III открыт после двухлетней реставрации. Приглашаем вас увидеть уникальный дворец в стиле рококо!

1758-1762, архитектор А.Ринальди

Неотъемлемой частью грандиозных загородных резиденций XVIII века является то, что они представляли разного рода «развлекательных» построек. Они были рассчитаны на беззаботное времяпрепровождение царя и его приближенных, на «летних обрядов» и приемов. Также существовала традиция строительства в летних резиденциях «игрушечных» крепостей , которые использовались для развлечения императорских и внуков. В Ораниенбауме подобная крепость «Петерштадт» была построена для великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.

По очертаниям крепость напоминала двенадцатиконечную звезду, лучи которой освещали валы и широкий ров. Здесь были военные постройки, лютеранская церковь, а также императорский дворец, который, в отличие от других построек, был двухэтажным. Из всех построек «Петерштадта» сохранились только дворец и Почетные ворота. Миниатюрный дворец Петра III по изысканности пропорций и изяществу декора является одним из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века.Это была первая самостоятельная работа Антонио Ринальди в России, несущая в себе черты рококо — стиля, не получившего широкого распространения в нашей стране.

Размеры и ненавязчивый внешний вид дворца имеют характер уютной загородной резиденции. Это здание не предназначалось для приемов и церемоний, а служило местом отдыха после военных учений. В этих элегантных интерьерах царил собственный прекрасный и дружелюбный мир хозяина — мир музыканта и страстного коллекционера.Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие художественной отделки. На первом этаже шесть комнат: Передняя, ​​Кладовая, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Назначение и планировка комнат полностью соответствуют дворцовому этикету и быту. Несмотря на небольшие размеры помещений, во всех них подчеркивается дворцовый характер — не роскошью, а тонкостью и элегантностью использованных материалов.Ринальди обратился к декоративным приемам, которые часто использовались в русской архитектуре. Внутренние лаковые панели дворца Петра III, напоминающие Лаковую кабинку в «Монплезир» , и гобеленовый стиль развешивания картин в Картинном зале, были широко используемым декоративным приемом для оформления залов императорских дворцов. , в первой половине XVIII в.

Дворец Петра III практически не пострадал во время Второй мировой войны, и сегодня он остается в первозданном виде.У посетителей есть уникальная возможность прогуляться по залам, хранящим память о необычном российском императоре, а также спуститься по потайной винтовой лестнице из его покоев на территорию крепости «Петерштадт» .

В музее представлены личные вещи Петра Федоровича: треуголка, платок и мундир полковника Гольштейнского пехотного полка. Как комендант крепости, он часто появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать свой народ.

Сегодня дворец Петра III — это не только редкий памятник архитектуры XVIII века, но и первое из сохранившихся произведений А. Ринальди; Это также место сосредоточения первоклассных произведений русского декоративно-прикладного искусства, а также оригиналов и копий картин итальянских, голландских, немецких и фламандских художников XVII-XVIII веков.

Меняющееся лицо Санкт-Петербурга: Петр III и Екатерина Великая — разные состояния мужа и жены

Есть так много причин приехать в Санкт-Петербург.Одни люди приходят в поисках культуры, другие черпают вдохновение в ее литературных ассоциациях. Для кого-то архитектура стоит на первом месте в списке, в то время как другие просто хотят испытать другой образ жизни.

Одна вещь, которой в Санкт-Петербурге определенно не хватает, — это история. Город, возможно, был основан только в 1703 году, но последние 300 лет или около того дают захватывающее представление об изменениях, которые сформировали этот невероятный город.

Здесь мы смотрим на наследие, оставленное Петром III (1762 г.) и Екатериной Великой (1762-1796 гг.)…

Петр III (внук Петра Великого) правил всего несколько месяцев.Его самые устойчивые памятники можно найти в пригородном поместье Ораниенбаум, где он расквартировал войска из своей родной Голштинии в образцовой крепости Петерштадт. Его скромный дворец до сих пор стоит там. В самом городе практически ничего не осталось, чтобы напомнить нам о недолгом правлении Петра.

Он был отстранен от власти в результате переворота, который возглавили сторонники его жены и преемницы Екатерины Великой. Его могилу сейчас можно увидеть в соборе Петропавловской крепости рядом с могилой Екатерины.

Екатерина правила с 1762 по 1796 год. Несмотря на то, что она была немкой по происхождению, она сделала Санкт-Петербург своим, оставив неизгладимый след в городе в виде нескольких крупных строительных проектов в неоклассическом стиле и основав ряд выдающихся институтов, таких как Национальный Библиотека.

Именно при Екатерине у власти Санкт-Петербург окончательно приобрел статус великой европейской столицы. Екатерина продолжила давнюю традицию приглашения лучших зарубежных художников, архитекторов и других деятелей культуры для работы в России.Например, она поручила французскому скульптору Этьену Морису Фальконе создать то, что позже стало известно как Медный всадник, этот великолепный памятник Петру Великому на берегу Невы.

Она превратила берега реки в дороги, вымощенные гранитом, построила элегантную кованую ограду вокруг Летнего сада, а южные стены Петропавловской крепости выложили глубоким красноватым гранитом. Екатерина также приказала построить величественный Мраморный дворец для своего фаворита Григория Орлова, сыгравшего ключевую роль в перевороте, приведшем ее к власти.Взамен Орлов приказал построить в Гатчине Большой дворец.

При Екатерине была основана учебная резиденция для девочек, которая позже переросла в Институт благородных девочек — одну из первых прогрессивных образовательных организаций для молодых женщин. Сегодня он известен как Смольный институт. Также была основана Публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека) на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Примерно в то же время был построен Центральный Гостиный двор на противоположной стороне Садовой улицы, который обеспечил городу его главный торговый пост.

Во время долгого правления Екатерины активизировалось строительство царских резиденций Царского Села и Петергофа. В Царском Селе к Екатерининскому дворцу пристроили Камероновую галерею, построили павильон «Агатовая комната». В Петергофе рядом с Мон-Плезиром построили Екатерининский корпус (жилые помещения), и многие дворцовые интерьеры были обновлены.

Память Екатерины Великой почтил величественный памятник, воздвигнутый на площади между Невским проспектом и Александринским театром, получивший название Екатерининский сад или Екатерининский сад.На этом памятнике изображена мудрая и доброжелательная императрица, возвышающаяся над выдающимися сановниками, военными и литературными деятелями своего времени.

Петр III | Умная история России

1761-1762
Император России.
Петр III был убит всего за
6 месяцев правления. Он, безусловно, самый высмеиваемый император года в истории России. Большая часть того, что мы знаем о нем, поступила от его жены Екатерины Великой.

Справочная информация
Жил: 1728-1762 гг.
Когда Елизавета пришла к власти, она сразу назвала наследника — своего племянника Питера Ульриха, герцога Гольштейнского . Петр III был сыном старшей дочери Петра Великого Анны , вышедшей замуж за немца.

Личное
Петр III ненавидел все русское . Он даже не хотел посещать Россию, говорил только по-немецки и боготворил прусского правителя Фридриха Великого, который в то время был самым жестоким врагом России.

Елизавета искала для него хорошую невесту и в конце концов выбрала юную немецкую принцессу Софи , которая впоследствии стала Екатериной Великой .

Петр был довольно распутным персонажем. Глупый и детский , он не был хорошим мужем. Он играл с игрушечными солдатиками в их первую брачную ночь, отпускал непристойные шутки и рассказывал жене о своих любовницах. Однажды он даже повесил крысу, обвинив ее в измене.

Царствование
Петр III повернул против себя всех .Он вывел Россию из Семилетней войны, несмотря на успех русской армии. Более того, затем он стал союзником врага, Фридриха Великого , и он одел русских солдат в синюю прусскую форму, построив их в прусском стиле.

Убийство
Такая ситуация не могла длиться долго. После 6 месяцев правления он начал открыто обвинять Екатерину и угрожал посадить ее в тюрьму. Влюбленные Екатерины быстро организовали переворот 1762 .

Петр III был помещен под домашний арест и вскоре убит братьями Орловыми. . Принято считать, что Екатерина знала о заговоре и молча одобряла убийство.

Россия при Екатерине Великой

Петр III

После смерти Елизаветы ее племянник Петр, сын ее сестры Анны и Чарльза Фредерика, герцога Гольштейнского, добился успеха. Он был горячим поклонником своего кузена Фридриха Великого, и, к удивлению всей Европы, одним из его первых действий было заключение мира с прусским королем и отказ от всех завоеваний, которые Россия сделала, и от плодов ее побед. .Фредерик, который был в глубочайшем отчаянии, теперь снова вздохнул. В 1762 году между Россией и Пруссией был заключен договор. Насильственное изменение Петром политики его страны было вызвано тем фактом, что Россия в действительности ничего не выиграла от войны, что постоянно истощало ее деньги и людей. Две другие меры Петра были более популярны среди его подданных: он положил конец секретной канцелярии, учрежденной императрицей Елизаветой, и закону Петра Великого, по которому все члены аристократии были вынуждены заниматься какой-либо гражданской работой.Петр приказал открыть государственные тюрьмы и отозвать многих ссыльных.

Однако, несмотря на некоторые разумные законы и щедрое отношение к падшему величию, немецкие наклонности императора вызвали к нему неприязнь. Русские были слишком тщательно использованы этим народом, чтобы забыть неприятные традиции, связанные с их именем. Более того, Петр попытался посягнуть на собственность Церкви — решительная мера, для которой у него едва ли были необходимые силы.Он воссоединил с землями Короны всех тех, кто по всей своей империи принадлежал монастырям, и передал архиепископам и настоятелям фиксированный доход и определенную сумму на содержание монахов. Эта мера была предпринята Екатериной впоследствии, но она только усугубила непопулярность несчастного императора. Память о Петре настолько затмила блеск необыкновенной женщины, которая вытеснила или, вернее, подавила его, что для многих он интересен только как муж, убитый муж Екатерины.Его короткая жизнь — всего лишь эпизод в ее бурной и драматической карьере. Большинство мемуаров, касающихся Петра, откровенно полемичны — либо пасквильщики, либо извинения. В то время как друзья Екатерины явно заинтересованы в том, чтобы изобразить ненавистного мужа Екатерины жестоким, порочным и безответственным деспотом, друзья Петра, преувеличивая его многочисленные приятные личные качества и смягчая его неоспоримые нелепости, изображают его просто и единственной жертвой честолюбивый супруг и неблагодарный народ.Как обычно, правда находится посередине между этими двумя крайностями.

Питер был заведомо непригоден для управления Империей, но из него был бы хороший юнкер или оруженосец восемнадцатого века. Его сердце было хорошо, если его голова была слабой; хотя сам он был кем угодно, но только не героем, он был способен к возвышенному герою поклонения; и принца, который мог бы дирижировать оркестром и спланировать библиотеку, не следует, честно говоря, клеймить как простого идиота. Глядя на некоторые действия Петра, трудно поверить, что он мог быть человеком с такими слабыми умственными способностями, какими его представляли.Его лицо, как видно на его портретах, явно немощное и нерешительное, но он уже начал страдать от низких оргий, которыми он опозорил себя.

Полная и беспристрастная жизнь Петра III в современных условиях должна быть намного больше, чем простая реабилитация личности. Правление Петра III совпадает, пожалуй, с самым острым дипломатическим кризисом не только в истории России, но и в истории Европы восемнадцатого века, а именно с неизбежным крахом прусской монархии в начале 1762 года, катастрофой. и его едва ли предотвратила восторженная преданность нового российского императора Фридриху Великому.Это важное эпохальное событие было втиснуто в короткие шесть месяцев, в течение которых Петр III, к своей боли и вреду, спас Фридриха II от, по-видимому, неминуемой гибели.

Екатерина долгое время жила отдельно от мужа и постепенно образовывала партию, преданную ее интересам. С помощью Орловых, Потемкиных (по-русски Патемкин) и других ей удалось победить войска — тех преторианцев, которые так часто решали судьбу Российской империи.Услышав, что императрица идет туда во главе двадцати тысяч человек, Петр III оказал слабое сопротивление и подписал акт отречения при условии, что ему будет разрешено удалиться в Гольштейн.

Петра увезли из Ораниенбаума в Петергоф, а оттуда по пути в Шлиссельбург он остановился в небольшом местечке под названием Ропша, где, согласно официальному сообщению, через четыре дня после этого скончался от колики, но предположительно был задушен одним из заговорщики.Только в конце XIX века была частично приоткрыта плотная пелена, прикрывавшая трагедию, разыгравшуюся в маленьком загородном доме в Ропше. Мы до сих пор не знаем точно, как Петр III был убит, но в том, что он действительно погиб насильственной смертью, теперь не может быть никаких сомнений; более того, давно обсуждаемый вопрос о невиновности или виновности Екатерины может, наконец, в свете недавно обнаруженных документов считаться практически решенным. Это событие произошло 19 июля 1762 года.

С этого времени начинается царствование Екатерины II.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Петр Iii (арагон) | Encyclopedia.com

(1728–1762), российский император, с 5 января 1762 г. по 9 июля 1762 г.

Будущий Петр III родился Карл Петер Ульрих в Киле, Германия, в феврале 1728 г. герцога Гольштейнского и дочь Петра I Анна Петровна, умершая вскоре после его рождения.Его бабушка по отцовской линии приходилась сестрой шведскому королю Карлу XII; это отношение дало ему право претендовать на шведский престол. В 1742 году его тетя, императрица Елизавета (правила 1741–1762 гг. [1761 г. по ст. Ст.]), Привезла его в Россию, чтобы он стал ее наследницей. Он вырос в лютеране с немецким в качестве первого языка, обучался русскому языку и православной религии, в которую он обратился. В 1745 году он был женат на пятнадцатилетней немецкой принцессе Софии Ангальтской Цербстской, будущей Екатерине II («Великой»).В Рождество 1761 года (ст. Ст.) Елизавета умерла, и ее преемником стал Петр.

Мемуары Екатерины II нарисовали мрачную картину ее брака, зафиксировав причудливые подробности того, как Петр судил крыс, приводил в постель охотничьих собак и шпионил за императрицей Елизаветой через дыру в стене. Более того, она решительно намекала, что брак так и не состоялся и что ее первый ребенок, будущий император Павел (1754 г.р.), на самом деле был сыном ее возлюбленного. Петр был «нелепым мужем», по сути, вовсе не мужем.Современные отчеты подтверждают суть, если не все детали, портрета Екатерины ее мужа. Питер, кажется, был незрелым, импульсивным и непредсказуемым. Он очень интересовался военным делом, особенно строевой подготовкой и укреплением, и неплохо играл на скрипке, но он также любил кукол и марионеток, любил грубые розыгрыши и выпивку. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о невзрачной внешности.

Но правителю никогда не отказывали в его законном престоле только на том основании, что он «абсурден», по-детски и прост.Напротив, могущественные придворные могли легко принять и даже приветствовать таких монархов. Хотя Петр привел в свой совет несколько немцев из Гольштейна, влиятельные фигуры из режима Елизаветы, такие как Д. В. Волков, А. И. Глебов и члены клана Воронцовых, оставались сильными. Было даже некоторая поддержка спорному личному решению Петра заключить мир с Пруссией «из сострадания к страданиям человечества и личной дружбы с королем Пруссии». Договор от 5 мая (24 апреля О.С.) 1762 г. восстановлены все территории, захваченные Россией в ходе Семилетней войны. Мир положил начало самому известному указу Петра — манифесту об освобождении русского дворянства от обязательной государственной службы, изданному 29 февраля (8 февраля по ст. Учитывая перспективу возвращения многих офицеров с действующей службы, правительство устраивало экономию на зарплате и перераспределение личного состава. В манифесте говорилось, что обязательная служба давно не нужна, потому что «полезные знания и усердие в службе увеличили количество умелых и храбрых генералов в военном деле и поставили информированных и подходящих людей в гражданские и политические дела.«Но это не было призывом к массовому дезертирству. Существовали ограничения на немедленное освобождение: дворяне должны были обучать своих сыновей и по получении личного указа монарха собираться на службу. Тех, кто никогда не служил, нужно было« презирать и презирать ». при дворе

Другие меры, принятые во время короткого правления Петра, включали снижение налога на соль, временный запрет на покупку крепостных для фабрик и некоторое ослабление ограничений на въезд крестьян в города и торговлю ими.Были сняты санкции с бежавших в Польшу старообрядцев. Тайная канцелярия была упразднена, а некоторые ее функции переданы Сенату. Во исполнение решения, уже принятого при Елизавете, два миллиона крестьян в церковных владениях были переданы в ведение Государственного экономического колледжа, что не означало освобождения, но рассматривалось как улучшение положения крестьян. В сочетании с эмансипацией дворянства эта мера усилила предположения о том, что Петр, возможно, планировал освободить крепостных.

Ни одна из этих мер не спасла Петра III. Он понизил в должности сенат, оттолкнув некоторых высокопоставленных чиновников. Конфискация крестьян привела к отчуждению церкви. Решение о прекращении войны с Пруссией устраивало некоторых влиятельных людей, но большинство выступало против дальнейших планов Петра вернуть Шлезвиг, ранее принадлежавший его предкам-голштинам, при поддержке Пруссии. Он распустил имперскую охрану, и ходили слухи, что он намеревался заменить существующую охрану, которая теперь должна носить прусскую форму, людьми из Гольштейна.Его судьба была дополнительно решена его предполагаемым презрением к православию. Ходили слухи, что он не соблюдал постов и намеревался обратить Россию в лютеранство. Такие обвинения были преувеличены противниками Петра, которые теперь сосредоточились на замене его более популярной женой, которая начинала опасаться за свою безопасность. 5 июля (28 июня по ст. Ст.) 1762 г. Екатерина захватила власть при поддержке гвардейских полков во главе со своим возлюбленным Григорием Орловым. «Все единодушно согласны с тем, что великий князь Петр Федорович некомпетентен и России нечего ожидать, кроме бедствия», — заявила она.После тщетных попыток сплотить поддержку Петр отрекся от престола и был доставлен в резиденцию недалеко от Петергофского дворца. 16 июля (5 июля по ст. Ст.) Он умер, официально от коликов, вызванных геморроем, хотя слухи намекали на убийство с помощью яда, удушения, удушения, избиения или стрельбы. Его сопровождающий позже признал, что произошла «досадная драка», но ничего не было доказано и никому не предъявлено обвинений. Даже если Петр не был убит по явному приказу Екатерины, его смерть, хотя и не вызывала у нее сожаления, часто возвращалась, чтобы преследовать ее.

Несколько загадочные обстоятельства смерти Петра III и многообещающий характер некоторых из его указов позже сделали его популярным среди претендентов на престол, кульминацией которого стало восстание Пугачева в 1773 и 1774 годах. После смерти Екатерины II в 1796 году. Император Павел I, никогда не сомневавшийся в том, что Петр был его отцом, похоронил своих родителей бок о бок в Петропавловском соборе.

См. Также: Екатерина II; Элизабет

библиография

Хьюз, Линдси.(1982). «Петр III». Современная энциклопедия истории России и СССР 27: 238–244. Галф Бриз, Флорида: Международная академическая пресса.

Джонс, Роберт, Э. (1973). Освобождение русского дворянства, 1782–1785 . Принстон: Издательство Принстонского университета.

Леонард, Кэрол. (1993). Реформа и цареубийство: Царствование Петра III в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.