Петр первый внешняя политика: Главные направления и результаты внешней политики царя Петра I

Международная политика Петра I как незавершенная история

В статье проанализирована внешняя политика Петра Великого через призму деятельности Великого посольства (1697‒1698 гг.). Автор отмечает вклад в раскрытие данной темы книги В.В. Дегоева “Внешняя политика Петра I. Т.1. Русское Великое посольство”. В статье подчёркивается, что в монографии представлен глубокий, комплексный анализ исторических источников как текстов, требующих взыскательной внутренней критики. Одна из главных идей книги состоит в том, что в период своей деятельности в качестве главы Великого посольства все внешнеполитические помыслы Петра были устремлены на юг, к Чёрному морю, права выхода в которое он намеревался добиться военными методами, с союзниками или без них. Балтика стала проникать в сознание Петра Великого лишь к концу путешествия, и до поры до времени только как теоретический, эвентуальный, но не альтернативный проект.

В истории и, естественно, в историографии практически нет неактуальных тем. В современном интеллектуальном дискурсе востребовано все, что помогает понять, как философскую сущность связи между прошлым и настоящим, так и степень её практической значимости. Если внутри этой связи есть определённая иерархия, то следует признать, что в верхней её части находятся люди, сыгравшую судьбоносную роль в истории своей страны и мира.

К их числу безусловно принадлежит Пётр I, по сей день остающийся одним из самых “современных” деятелей истории. Вокруг таких персоналий всегда множество споров, наполненных не только научным содержанием, но и политикоидеологическими, культурными, мифологическими и прочими подтекстами. Писать о Петре становится профессионально ответственным занятием, вызовом любому исследователю, осознающему, что десятки и сотни его предшественников создали блистательные, непревзойденные во многих отношениях труды. Однако длинная череда работ на петровскую тему не иссякает, поскольку историческая наука – не спортивное состязание, её смысл и назначение не в том, чтобы “превзойти”, а в том, чтобы постигать многоликую суть вещей, изучая её бесконечную ширь и бесконечную глубь.

Не удивительно, что каждая новая книга о Петре вызывает особый, придирчивый и зачастую заведомо предвзятый интерес.

Именно по этим причинам недавно вышедший в свет труд профессора МГИМО-Университета В.В. Дегоева “Русское Великое посольство (1697‒1698 гг.)” я, признаться, открывал с определёнными опасениями. По прочтении многое встало на свои места. Теперь для меня очевидно, что это произведение достойно внимания не только специалистов, но также студентов и широкой публики.

Тому, кто рассчитывает найти в книге сенсационные открытия или ещё не обыгранные писателями пикантные байки о Петре, лучше её не читать. У автора другая цель – показать, насколько неисчерпаемы возможности исследования темы, изучением которой гуманитарии занимаются уже более трёх столетий. Решая эту проблему, он предлагает задуматься над непрерывностью и нескончаемостью познавательного процесса, используя неожиданные ракурсы, чтобы по-своему увидеть отдельные фрагменты исторической картины и соединить их в нечто цельное.

Данный автор не первый, кто рассматривает Великое посольство как судьбоносное, переломное событие в истории российской внешней политики и дипломатии. В деятельности этой миссии едва ли остались такие аспекты, которые не были бы детально разобраны учёными. Нам известны особенности быта, аксессуары одежды, расходы, утехи, причуды послов и их окружения. Мы знаем имена даже мелкой обслуги посольства и подробности распределения её обязанностей. Но достаточно ли этого для “закрытия темы”? Разумеется, нет. Как и недостаточно имеющихся на сегодняшний день двух-трёх специальных работ о Великом посольстве, тем более что в этих работах порой отсутствуют важные детали о ходе переговоров с крупными политиками и дипломатами Европы, при изобилии забавных зарисовок из повседневности (которые сами по себе очень любопытны). Воздерживаясь от характерных для рецензий клише, заметим, что в данном случае речь идёт не столько о “восполнении пробелов”, сколько о более глубоком, комплексном анализе исторических источников как текстов, требующих взыскательной внутренней критики, расшифровки их скрытых посылов, намеков, нюансов.

За всем этим стоит Пётр – живой человек, наполненный энергией, устремленный к великим целям, но не чуждый страха, сомнений, заблуждений.

Вполне новаторским можно считать стремление В.В. Дегоева отойти от традиции дробить задачи Великого посольства по категориям значимости: более важные, менее важные, материальные, духовные, дипломатические, запланированные изначально или появившиеся уже в ходе путешествия и т.д. Автор объединяет все эти задачи в единый комплекс, который в конечном счёте отражал желание Петра сделать Россию частью европейской цивилизации и европейской системы международных отношений, с тем чтобы решать собственные внутри- и внешнеполитические проблемы, в том числе по правилам, собирательно именуемым “Real Politik”. Понятно, однако, что само название книги обязывало автора сосредоточиться прежде всего на петровской стратегии и тактике решения международных задач России. Царь был от природы наделен острым умом и прагматическим инстинктом. Эти качества получили дальнейшую шлифовку во время пребывания за границей, где представлялось немало поводов оттачивать их, ведя переговоры с выдающимися правителями и маститыми дипломатами с богатым опытом средств выражения с целью скрывать мысли.

Правда, иногда эти мысли высказывались без обиняков и болезненно отзывались в той части личности Петра, которая еще сохранила остатки наивности и доверчивости. Так или иначе, у Петра были основания для благодарности за преподанные ему уроки макиавеллизма. Горькие пилюли голландского и австрийского производства окончательно излечили его от детской болезни слышать произнесенное вместо подразумеваемого.

Есть много свидетельств тому, что схватывать суть вещей Пётр учился быстро, приведём два из них. Наблюдая за работой Рисвикского конгресса и оценивая его итоги (сентябрь 1697 г.), он, в отличие от современников, увидел в них предпосылки новых войн. А когда все утверждали, что с избранием Августа Саксонского на королевский престол Польши кризис в стране миновал, царь отказался разделять общий оптимизм и отправил своему послу в Варшаве строгий наказ внимательно следить за внутриполитическими настроениями в Речи Посполитой и за всеми перемещениями соперника Августа принца Де Конти.

Как оказалось, Пётр опасался не зря, хотя в итоге французский ставленник проиграл. Кстати говоря, из книги В.В. Дегоева многие читатели возможно впервые узнают, что в дипломатической деятельности царя и великих послов за границей огромное место занимал польский вопрос. Это находит объяснение в свете того факта, что существовала реальная перспектива победы Де Конти. Если бы не противодействие Петра, это могло бы произойти, и никто не знает, какое направление приняла бы тогда европейская история.

Государь изучал международную обстановку во всех её сложнейших внутренних взаимосвязях, подвижных и непредсказуемых. Его, в частности, тревожила надвигающаяся война за Испанское наследство. Не сама по себе, а как фактор влияния на расклад европейских сил и как возможность использования её в интересах России.

Событийная сторона истории Великого посольства, повседневные труды, познавательные экскурсии и другие способы приобщения к европейской культуре описаны автором живо, увлекательно, изящно.

Но какой бы высокой оценки ни заслуживала эта особенность книги, стоит помнить, что в российской и зарубежной историографии уже есть блистательные образцы портретов Петра, пусть и не вставленные в контекст деятельности Великого посольства. Новизна работы В.В. Дегоева не в этом, а в концептуальном лейтмотиве, её пронизывающем. В литературе бытует убеждение, будто находясь в заграничном путешествии, Пётр переменил свои военно-политические приоритеты с черноморского направления на балтийское, что якобы даёт основание рассматривать Великое посольство как прелюдию к Северной войне. В.В. Дегоев видит в таком подходе явно упрощённое представление о тех трудных путях, которыми петровская мысль мучительно пробивалась к конечному решению, к точке невозврата. Скрупулезно проанализировав документы (делая особый упор на текстологические, семантические и отчасти психо-лингвистические аспекты), автор констатирует, что внешнеполитическая программа миссии была абсолютно четкой: подтвердить решимость России воевать с турками, укрепить антиосманскую Священную лигу и обзавестись новейшими средствами ведения войны на море и суше.
Историк нисколько не отрицает возможность присутствия в размышлениях Петра шведской темы, но за полтора года пребывания в Европе царь не поднимал эту тему ни разу, а слово “Балтика” он произнёс в одном случае в связи с отказом совершать вояж в Данию, в другом – в связи с угрозой появления там кораблей принца Де Конти.

Впервые Пётр предметно заговорил о Швеции уже на обратном пути в Россию в польском городе Раве-Русской. Это была беседа с королём Августом II, которую многие считают решающим шагом к Северной войне. Автор противопоставляет этой точке зрения не только собственные аргументы, но и высказывание С.М. Соловьева: “От этого летучего разговора до союза было ещё очень далеко”.

Одной из главных в книге является идея о том, что в период своей деятельности в качестве главы Великого посольства все внешнеполитические помыслы Петра были устремлены на юг, к Чёрному морю, права выхода в которое он намеревался добиться военными методами, с союзниками или без них. Балтика стала проникать в его сознание лишь к концу путешествия, и до поры до времени только как теоретический, эвентуальный, но не альтернативный проект.

На этом можно было бы и закончить книгу, но автор счёл нужным посвятить несколько заключительных страниц неутомимой работе Петра на воронежских верфях, в которую он погрузился после возвращения в Россию. Обращение к этому сюжету вполне оправдано, поскольку даёт убедительные подтверждения решительных настроений царя. Но не отвечает на вопрос, каким всё же образом при такой одержимости черноморским вопросом, которая стоила стране колоссальных усилий и затрат, произошёл кардинальный геополитический поворот с юга на север. Ответы, надо думать, автор будет искать во втором томе настоящего издания. Но какими бы они ни были, в этой проблеме, по-видимому, ещё надолго сохранятся элементы тайны.

Историки, вероятно, найдут с чем поспорить в книге В.В. Дегоева. Я не стану этого делать вовсе не потому, что нет, чему возразить. А потому, что налицо весомый вклад в науку, в которой, как говорят философы, формулировка проблемы важнее её решения.

Дегоев В.В. (2019) Внешняя политика Петра I. Т.1. Русское Великое посольство (1697‒1698 гг.). Под ред. А.В. Серегина. М.: Изд-во “МГИМО-Университет”. 616 с. В настоящее время идёт подготовка ещё двух томов.

Источник: Современная Европа, 2019, №2

http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22019185188

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Внешняя политика Петра I (кратко)

Рождение мировой державы.

Внешняя политика Петра I, как и вся его деятельность, была подчинена достижению главной цели – превратить Россию в могущественную мировую державу. Для этого необходимо было получить выход к морским торговым путям.

Будучи отрезанной от морей, Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. У России в конце XVII века был только один морской порт – Архангельск на Белом море. Но в силу своей удалённости, он не мог решить стоящих перед страной задач. На Балтийском море господствовала Шведская империя, пребывавшая на пике своего могущества. Швеция, добившись положения сильнейшей страны Северной Европы, была не намерена терпеть прихода в свои владения давнего противника — России. Черное море тоже было недоступно – оно находилось под полным контролем могущественной Османской империи. Тихоокеанское побережье, в силу своей не освоенности и удаленности, даже не рассматривалось Петром I как фактор внешней политики. В этой ситуации ничего не оставалось, как силой прокладывать выход к морю. И первая проба сил молодого Петра I состоялась на южном направлении, в войне с Османской империей.

Азовские походы Петра I.

Походы против Османской империи состоялись в 1695 и 1696 годах. По сути, это было продолжением войны начатой царевной Софьей, сестрой Петра и его предшественницей на российском престоле. Разница состояла лишь в том, что в отличие от походов русской армии 1687 и 1689 годов, походы Петра I были направлены не на Крымское ханство, а на овладение стратегически важной турецкой крепостью Азов в устье Дона. Первым походом не удалось достичь цели – в результате двух неудачных штурмов осаду крепости пришлось снять. Но зато на следующий год русской армии все-таки удалось захватить крепость Азов. Выход России к Азовскому морю имел для нее очень важное политическое и военное значение. Но нужно было еще закрепиться на море, чтобы развить достигнутый успех. А это означало активизацию войны с Турцией. Для этого России было необходимо получить поддержку европейских стран, ведущих войну против Турции. Для этого в Европу в 1697 году была отправлена дипломатическая миссия, возглавляемая царем, получившая название «Великое посольство».

Великое посольство.

Дипломатический визит Петра I в Европу 1697-1698 годах. Явилась следствие Азовских походов и имела несколько целей:

— получить дипломатическую и военную поддержку стран Европы в войне с Турцией. В случае победы над Турцией – заручится согласием европейских союзников на получение северного Причерноморья.

— использовать внешнеполитический фактор победы в Азовском походе, поднять престиж России.

— поиск союзников для войны со Швецией.

— знакомство Петра I со странами Европы.

И, хотя Петр I в составе посольства под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка фактически лично возглавлял посольство.

За два года посольство побывало в Лифляндии, Риге, Кёнигсберге, Голландии, Англии и Австрии.

Итогом Великого посольства для внешней политики Петра I стала смена ее курса. Война за выход к Черному морю перестала быть для него актуальной, и в 1700 году он подписал Константинопольский мирный договор с Османской империей. Этот договор закреплял существующее положение – за Россией оставался Азов, а Турции возвращалась часть Поднепровья. Таким образом, Россия фактически отказывалась от своего присутствия на Черном море. Это было вызвано стремлением Петра I завоевать выход к стратегически важному для России морю – Балтийскому. Для этого была неизбежна война со Швецией. В ходе своего визита в Европу, Петр нашел союзника в этой войне – короля Саксонии и Речи Посполитой Августа II, с ним он заключил соглашение против Швеции. В 1699 году это соглашение вылилось в Северный союз с участием Дании. В 1700 году началась война за Балтийское море, длившаяся 21 год и получившая название «Северная война».

Северная война.

Война началась для России с разгромного поражения под Нарвой в 1700 году. Но это не остановило Петра в своем стремлении завоевать Балтику. Реорганизовав армию, он возобновил военные действия и в 1702 году добился первого успеха – захвачена шведская крепость Нотебург (переименованная Петром в Шлиссельбург). А в 1703 году с захватом крепости Ниеншанц в устье Невы удалось выйти к Балтийскому морю. Тогда же, в 1703 году, был основан Санкт-Петербург – будущая блистательная столица Российской империи. А крепость Кронштадт на острове Котлин стала первой базой российского балтийского флота. Но впереди были еще долгие годы войны — Северная война закончилась только в 1721 году полной победой России. В 1721 году Россия заключила со Швецией Ништадтский мирный договор. Главным итогом войны для России стало ее закрепление на Балтийском море.

Война с Турцией.

В 1710 году возобновилась война с Турцией, как следствие Азовских походов. В 1711 году Петр I предпринял поход, получивший название Прутский. Он сложился для русской армии крайне неудачно – в июле она оказалась окруженной у реки Прут (38 тыс. русским противостояло 120 тыс. турок и70 тыс. крымских татар). Чтобы спасти армию и самому избежать плена, Петр пошел на переговоры, их результатом стал Прутский договор, согласно ему Россия обязалась вернуть Турции Азов. В 1713 был подписан Андрианопольский мирный договор, подтверждавший Прутский договор. В результате поражения в этой войне Россия лишалась всех завоеваний Азовского похода 1696 года и как следствия теряла выход к Черному морю.

Каспийский поход.

По окончании Северной войны, в 1722 году Петром была предпринята попытка расширения территорий тогда уже Российской империи за счет Закавказья, принадлежавшего Персии. Получив контроль над этой территорией, он рассчитывал восстановить торговый путь из Индии через Среднюю Азию в Россию и Европу. В 1722-1723 годах Россией было завоевано западное и южное побережья Каспийского моря с городами Дербент, Баку и Решт. Но от походов вглубь Закавказья пришлось отказаться, чтобы избежать новой войны с Турцией, вторгнувшейся в 1723 году в Грузию и Армению. В результате в 1724 году Россия и Турция подписали Константинопольский договор, в нем стороны признавали территориальные приобретения друг друга.

Итогом внешней политики Петра I стало значительное расширение территории России, закрепление ее на Балтийском море, установление тесных дипломатических и торговых связей со странами Европы, интеграция в ход мировой политики. Но главное, Петр I своей внешней политикой превратил Московское царство в Российскую империю.

Добавить комментарий

CEEOL — Детали статьи

Файлы cookie помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши услуги, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie. Узнать больше.

СодержаниеИмя автораНазвание серииНазвание журналаНазвание книгиИздательКлючевые словаISBNISSN Расширенный поиск

Автор(ы): Daniel Niţă-Danielescu
Тема(ы): Христианское богословие и религия
Опубликовано: Editura Universităţii »Alexandru Ioan Cuza« в Яссах
Ключевые слова: Церковь; Румынские княжества; Россия; Петр Великий

Резюме/Аннотация: В конце XVII и начале следующего века дипломатические противостояния между христианскими державами и Османской империей нарастают и усложняются, особенно после поражения турок в 1683 году. , под стенами Вены, и основание в следующем году Священной лиги под защитой Папы. Важную роль в этом контексте начинает играть Россия после прихода к власти царя Петра Великого. Румынские княжества мотивированы отстаивать свои интересы на стороне новой восточной державы, исходя как из стремления к освобождению от османского владычества, чьи эксцессы привели к последствиям, которые необходимо устранить, так и из православной солидарности, которая была постоянно проявлялись и до тех пор. Желание культивировать политику равновесия между великими державами, имеющими интересы в румынском регионе, также следовало учитывать, учитывая необходимость сохранения специфики и идентичности. Тем не менее, русская политика того времени, особенно после неудачной антиосманской кампании 1711 г., помимо официальной риторики и пропагандистских жестов, по-прежнему ориентируется на усилия по закреплению господства на северных территориях, вблизи Балтийского моря, куда переносится столица Российской империи в 1713 году.

  • Детали
  • Содержимое

Журнал: Аналитический отдел Университета имени Александра Иоана Куза в Яссах. Teologie Ortodoxă

  • Выпуск Год: 2010
  • Выпуск №: 1
  • .

    Обратно к списку

    Родственный контент

    Внешняя политика России императрицы Екатерины II и ее влияние на Румынскую Православную Церковь в Молдавии Внешняя политика России императрицы Екатерины II и ее влияние на Румынскую Православную Церковь в Молдавии 2009 Русско-турецкая война 1806-1812 гг. и ее последствия для Румынской православной церкви Русско-турецкая война 1806-1812 гг. и ее последствия для Румынской Православной Церкви 2011 Монашеские призвания членов семьи Розетти Монашеские призвания членов семьи Розетти 2013 Дмитрий Кантемир, автор книги-манифеста в румынской культуре: хроника древнего румыно-молдавско-валашского прошлого Димитрие Кантемир, автор книги-манифеста в румынской культуре: хроника румынско-молдавско-валашского древнего прошлого 2014 Община преподобного Паисия в Драгомирне: пастырское попечение и Духовная красота Община преподобного Паисия в Драгомирне: пастырское попечение и Духовная красота 2015

    Книжная премия Питера Катценштейна | Департамент государственного управления

    Премия Катценштейна в честь Питера Дж. Катценштейна, профессора международных исследований Уолтера С. Карпентера-младшего в Корнельском университете, присуждается за выдающуюся первую книгу по международным отношениям, сравнительной политике или политической экономии. Премия была учреждена по случаю 40 летия профессора Катценштейна в Корнельском университете и стала возможной благодаря щедрой поддержке его коллег, сотрудников и бывших студентов.

    Отборочная комиссия меняется из года в год, но общие вопросы можно адресовать любому из трех преподавателей, курирующих конкурс: Дженнифер Эриксон, [email protected], Джонатан Киршнер, jdk5@cornell. edu или Мэтью Евангелиста [email protected]. Номинации и экземпляры самих книг следует отправить в приемную комиссию по указанному ниже адресу. По сути, отправка книги представляет собой номинацию. Официальное письмо не требуется.

    Мы рады объявить о приеме заявок на получение книжной премии Питера Катценштейна 2023 года. Книги, имеющие право на получение приза в этом году, должны быть опубликованы в 2022 году.  Чтобы получить право на получение приза 2023 года, отправьте до 1 марта 2023 года два экземпляра соответствующих критериям книг, по одному на каждый из двух адресов, перечисленных ниже:

    Peter Katzenstein. Комитет по премиям
    Департамент правительства
    Dartmouth College
    3 Tuck Mall
    HB 6108
    Hanover, NH 03755 USA

    Комитет по премиям Peter Katzenstein
    c/o Stephanie C. Hofmann
    European University Institut
    Via Boccaccio 121
    50133 Firenze ИТАЛИЯ

    Обратите внимание, что для участия в конкурсе необходимо предоставить печатные копии книг, поэтому подождите, пока они прибудут.

    Награжденные

    2022

    Награждена Йелинг Тан за ее книгу Disaggregating China, Inc. State Strategies in the Liberal Economic Order, Cornell University Press (2021).

    Yeling Tan’s Disaggregating China, Inc . вносит большой вклад в области международной политической экономии, сравнительной политической экономии и китайской политики. В книге исследуется реакция Китая на давление в пользу реформ, вызванное его вступлением во Всемирную торговую организацию в конце 2001 года. Тан убедительно показывает, что такое давление не просто призывало Китай внести коррективы в торговую и промышленную политику, но провести далеко идущие институциональные реформы. Соблюдение требований ВТО требует не только либерализации политики, но и институциональной реформы для создания институтов регулирующего государства, способного проводить политику расширения рынка, установленную в качестве требования для вступления в ВТО. Тан также демонстрирует, что способность и готовность Китая проводить такие реформы нельзя свести ни к проволочкам, ни к принятию. Вместо этого различные части китайского государства следовали одной из трех стратегий: директивной (замещающей рынок), развивающей (формирующей рынок) или регулирующей (расширяющей рынок), при этом выбор структурировался карьерными стимулами, связанными с каждой стратегией в конкретные бюрократические, политические и рыночные условия, с которыми сталкиваются чиновники на разных уровнях правительства и в различных учреждениях. Disaggregating China, Inc. приводит необычайный и убедительный набор эмпирических данных, подтверждающих этот аргумент. Работа Тана — одно из очень немногих исследований Китая, в которых проводится систематический эмпирический анализ процессов на микроуровне, основанный на богатом понимании контекста. При этом Тан демонстрирует важность отношения к Китаю как к сложному и многогранному актору, а не как к авторитарному монолиту. Книга просто замечательная!

    2021

    Награжден Джейсону Лайаллу за его книгу, 9 лет0061 Разделенные армии: неравенство и боевые действия в современной войне  (Princeton University Press, 2020).

    В этой необыкновенной книге, захватывающей дух по своим амбициям, Джейсон Лайалл убедительно демонстрирует, что этническое неравенство серьезно подрывает эффективность национальных вооруженных сил на поле боя. Являясь примером лучшего исследования, основанного на любопытстве, Лайалл решил выяснить, имеют ли его собственные наблюдения дестабилизирующего воздействия неравенства на зарождающуюся афганскую национальную армию более широкое значение. В погоне за этим кроликом он создал амбициозную новую базу данных — проект «Марс» — для количественного определения глобальной связи в современных войнах между этническим неравенством и функционированием армий на поле боя. Используя эти данные, он выявил критические эмпирические случаи со всего мира, начиная с девятнадцатого века, и создал богато структурированные и весьма показательные исторические тематические исследования. Теоретически продуманный, методологически строгий и весьма актуальный с политической точки зрения  Divided Armies  является свидетельством воображения, напора и научной ловкости Лайалла. Это также свидетельствует о ценности долгосрочных исследований, а не быстрых результатов. Монументальное достижение!

    2020

    Присуждается Джеффри А. Фридману за его книгу «Война и шанс: оценка неопределенности в международной политике» (Oxford University Press, 2019).

    Война и шанс Джеффри А. Фридмана  : оценка неопределенности в международной политике  9В этом году 0062 выделился своей новаторской аргументацией, подкрепленной обширными исследованиями, основанными на использовании нескольких методов, как в построении теории, так и в разработке политики. Опираясь на теорию принятия решений, психологические подходы к выработке внешней политики, а также выводы из разведывательных исследований и организационного управления, Фридман утверждает, что, несмотря на общие патологии принятия решений, аналитики и политики могут и должны использовать более строгие вероятностные рассуждения. Он анализирует ключевые неудачи во внешней политике США, включая Перл-Харбор, залив Свиней, войну во Вьетнаме и подготовку к войне в Ираке 2003 года. Его книга основана на сочетании методов тематического исследования, использования базы данных, содержащей почти миллион геополитических прогнозов, и опросов, которые он провел среди широкой общественности и более двухсот специалистов по национальной безопасности для изучения логики, психологии и политики. оценки неопределенности в международных делах. Фридман так же искусно использует архивные документы, как и проводит эксперименты по опросам, и решение опросить как элиту, так и неэлиту укрепило его выводы. Автор не просто объясняет, почему профессионалы разведки и внешней политики часто допускают ошибки из-за ошибочных вероятностных рассуждений, и не призывает их отказаться от этих усилий, учитывая дорогостоящие ошибки в прошлых случаях, таких как войны во Вьетнаме и Ираке. Вместо этого он демонстрирует, как те, кто отвечает за взвешивание затрат, выгод и вероятностей успеха, могут улучшить свой анализ в будущем, чтобы разработать основные стандарты для принятия решений. Таким образом, книга вносит большой вклад как в теорию, так и в политику.

    2019

    Награжден Анжелике Дуран-Мартинес за ее книгу Политика насилия, связанного с наркотиками : Преступники, полицейские и политики в Колумбии и Мексике  (Oxford University Press, 2018).

    Среди более чем двух десятков прекрасных книг, представленных на премию этого года, книга Анжелики Дюран-Мартинес « Политика насилия, связанного с наркотиками» выделяется своевременным, оригинальным и новаторским анализом политической экономии насилия, связанного с наркотиками, и его эскалации. (и деэскалации) в Латинской Америке. Опираясь на многочисленные междисциплинарные публикации о политическом насилии, незаконных преступных сетях, организационном анализе, государственном потенциале, демократизации и гражданских войнах, Дюран-Мартинес утверждает, что время и масштабы насилия, связанного с наркотиками, варьируются в зависимости от двух ключевых факторов: степени конкуренции в криминальный рынок и сплоченность аппарата госбезопасности. При этом она бросает вызов общепринятому мнению и привычному изображению в СМИ сетевых картелей и слабых государств, что приводит к безудержному насилию с наркотиками в Латинской Америке. Используя впечатляющий набор качественных и количественных данных, включая интервью в пяти городах Колумбии и Мексики и множество первоисточников, охватывающих четыре десятилетия, она умело демонстрирует внутристрановые и временные различия в типах и масштабах насилия, связанного с наркотиками. В частности, она операционализирует понятие насилия с точки зрения его частота и его видимость , с использованием показателей методов, используемых убийцами, количества жертв за одно нападение, типа жертв и публичных заявлений об ответственности преступных организаций. Ее подход важен своей теоретической строгостью и богатой эмпирической контекстуализацией культурных и исторических «репертуаров коллективного насилия», а также актуальностью для политики. Эта важная книга предлагает ценные теоретические идеи в области международных отношений, сравнительной политики, политической экономии и исследований в области безопасности и будет полезна всем, кто интересуется пониманием отношений между государством и обществом, демократизацией, политическим насилием и политикой по борьбе с наркотиками в Латинской Америке и за ее пределами.

    2018

    Присуждается Стивену С. Нельсону за его книгу «Валюта доверия: как экономические убеждения формируют отношения МВФ с его заемщиками» (Cornell, 2017).

    Валюта доверия — это выдающийся и инновационный анализ политической экономии принятия решений Международным валютным фондом. Нельсон убедительно доказывает, что МВФ — это не аполитичная технократия, во что нас уверяют его сторонники, а скорее, руководствуясь обособленной группой экономистов, получивших образование в Америке, Фонд делает выбор в области политики (и политические решения), руководствуясь общим набором экономических факторов. убеждения. Более того, то, разделяются ли эти убеждения элитами стран, обращающихся за помощью к МВФ, влияет на характер и перспективы этой поддержки. Или, как объясняет Нельсон, «проще говоря, МВФ играл со своими заемщиками в фаворитах». Сочетая обширные архивные исследования и тщательный количественный анализ,  Валюта доверия  показывает, как влияние МВФ выходит за рамки даже формирования экономической политики его заемщиков и влияет на то, кто фактически получает право управлять местной экономикой. Демонстрируя замечательное владение соответствующей экономической теорией (и ее ограничениями), сознательную чувствительность к влиянию власти и непринужденную легкость в политике идей и институционального поведения, первая книга Нельсона является образцом учености в политической экономии.

    2017

    Присуждается Юэнь Юэнь Ангу за ее книгу «Как Китай избежал ловушки бедности » (Cornell, 2016).

    В  Как Китай избежал ловушки бедности Юэнь Юэнь Анг предлагает ревизионистскую теоретическую основу, которая рассматривает сложности институциональной адаптации наряду с подробным анализом субнациональных различий в результатах развития. В отличие от общепринятого мнения о том, что эффективное управление является необходимым условием для борьбы с бедностью, она указывает, что слабые институты иногда могут способствовать инновациям в развитии рынков. Таким образом, проект Анга способствует многочисленным дебатам, включая, помимо прочего, Китай. Теоретически ее систематическое взаимодействие с разнообразной литературой позволяет избежать разногласий по поводу того, что первично, демократия или развитие, чтобы перейти к нелинейным сложным процессам. Как Китай избежал ловушки бедности выходит далеко за рамки того, что контекст имеет значение, чтобы показать, как нелинейные процессы одновременно являются специфическими для места в своих проявлениях (например, Китай) и в то же время общими (для широкого диапазона контекстов). Кроме того, исследование Анга предлагает пример того, как выйти за рамки методологического национализма, обратив внимание на субнациональные различия. Эта элегантно написанная книга должна быть прочитана не только региональными специалистами, но и всем, кто интересуется институтами, развитием или ролью Китая в мире.

    2016

    Награжден Дэвиду Стейнбергу за его книгу Требование девальвации: политика обменного курса в развивающихся странах (Cornell, 2015).

    Требование девальвации вносит существенный вклад в области сравнительной и международной политической экономии. Эта хорошо написанная, тщательно аргументированная, новаторская книга решает захватывающую загадку: в то время как консенсус среди экономистов — и исторический опыт таких стран, как Китай и Южная Корея — предполагают, что занижение валютного курса должно быть нормой среди развивающихся стран, на самом деле очень многие такие страны поддерживают более валютных курсов. Дэвид Стейнберг предлагает элегантное решение этой головоломки, разработав теорию, состоящую из двух частей, которая фокусируется на власти и предпочтениях внутренних акторов. В основе подхода лежит то, что Стейнберг называет «теорией условного предпочтения». В то время как многие теории политической экономии исходят из того, что производственные фирмы всегда предпочитают недооценку, Стейнберг утверждает, что их предпочтения на самом деле зависят от характера национальных институтов рынка труда и финансового рынка. Только тогда, когда государственный контроль в этих областях решит некоторые проблемы, которые недооценка может создать для фирм, можно ожидать, что производственный сектор будет поддерживать занижение, а не переоценку. Требование девальвации Убедительная теоретическая основа подчеркивает контекстную специфику предпочтений обменного курса, сохраняя при этом, что эти предпочтения остаются предсказуемыми. Книга усложняет объяснение формирования устойчивых предпочтений, а ее обширные количественные данные, хорошо подобранные качественные тематические исследования и исследования на нескольких языках обеспечивают достаточную поддержку аргумента. Требование девальвации  , несомненно, станет важным чтением для студентов, ученых и практиков, интересующихся политикой обменных курсов и, в более широком смысле, политической экономией развивающихся государств.

    2015

    Присуждается Полу Станиленду за книгу «Сети восстания: объяснение сплоченности и краха повстанцев» (Cornell, 2014).

    В Networks of Rebellion Пол Станиленд представил теоретически элегантное и эмпирически богатое исследование местной политики повстанцев. Станиланд убедительно доказывает, что для того, чтобы понять повстанческое движение, мы должны сначала понять повстанцев и их политические сети — как они организованы, почему иногда они процветают, а в другие моменты терпят крах. Влияние Networks of Rebellion  , вероятно, будет огромным. Стипендия Станиленда способствует пониманию национальной и международной политики повстанческого движения, гражданской войны и разрешения конфликтов, плавно переходя в области сравнительной политики, международных отношений и исследований в области безопасности. Выводы, сделанные в этой превосходной книге, должны также повлиять на то, как политики думают о повстанческих движениях и реагируют на них. В дополнение к впечатляющим полевым и историческим исследованиям Станиленда, Networks of Rebellion  демонстрирует, как научная литература о сетях и социальных связях может внести большой вклад в наше понимание современных моделей насилия в Южной и Юго-Восточной Азии, а также во всем мире. Основанная на интерпретации Стэнилэндом организационной динамики повстанческих групп, « Networks of Rebellion» является выдающейся книгой, которая в наибольшей степени заслуживает премии Катценштейна.

    2014

    Награжден Катерине Линос за ее книгу Демократические основы распространения политики: как здоровье, семья и занятость распространяются по странам  (Оксфорд, 2013 г.).

    В этой впечатляющей книге, основанной на сложном исследовательском плане, широком теоретическом обосновании и строгих и творческих эмпирических методах, представлен новый и убедительный аргумент в пользу того, что международные модели имеют значение при выборе политики. Линос объединяет свои интересы как в области политологии, так и в области международного права, чтобы изучить механизмы, с помощью которых демократические страны перенимают модели медицинского, семейного и трудового права из-за рубежа. Ее мотивирующей загадкой является вопрос о том, почему богатые демократии, обладающие мощным потенциалом для построения внутренней политики, должны заимствовать модели из-за рубежа. Она утверждает, что даже они считают «международный бенчмаркинг» полезным. Теоретическая основа широко основана на литературе по распространению, а также по внутренней и сравнительной социальной политике, и анализ сосредоточен на роли, которую играет авторитетность моделей, продвигаемых международными организациями и видными богатыми государствами. В исследовании используются межстрановые регрессионные модели и качественный анализ для оценки влияния внутренних и международных факторов на выбор политики. Он опирается на три типа эмпирических данных: экспериментальные данные общественного мнения, кросс-национальные регрессии по восемнадцати демократиям за несколько десятилетий и качественные тематические исследования, сравнивающие первых и поздних последователей. Оспаривая аргументы технократов о распространении политики, Линос утверждает, что обычная неуверенность избирателей и озабоченность политиков переизбранием имеют решающее значение для распространения политики; международные модели могут помочь политикам заручиться поддержкой избирателей в поддержку предлагаемых реформ. Обширное и инновационное исследование подчеркивает взаимодействие между внутренней и международной сферами и применяет строгие методы социальных наук, чтобы сообщить нам что-то новое и важное о международном праве.

    2013

    Награжден Харрису Милонасу за его книгу «Политика национального строительства: создание со-националов, беженцев и меньшинств» (Cambridge University Press, 2012).

    В большом количестве превосходных первых книг «Политика национального строительства » Харриса Милонаса выделяется по нескольким параметрам. Он решает важный вопрос на стыке международной и сравнительной политики, продуктивно сочетая выводы из теорий сравнительной политики и международных отношений и переформулируя ключевые понятия в изучении национального строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *