Что такое стародум: Значение имени стародум — ответ на Uchi.ru

Биография Стародума. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

Эта знаменитая пьеса Фонвизина была написана им в 1782 году. Героями комедии стали люди разных социальных слоев XVIII века: дворяне, крепостные, государственные чиновники и самозваные модные учителя. Прежде чем раскрыть полнее тему «Биография Стародума», остановимся немного на обитателях дома Простаковых, ведь с них все и началось.

Простаковы

Итак, главные герои: недоросль — шестнадцатилетний Митрофанушка — и его мать, госпожа Простакова, которая является главным отрицательным персонажем этого произведения. Она жестока и своенравна и хочет женить своего бездарного сына Митрофана, который абсолютно безразличен ко всему. Он не любит мать, лишь только притворяется из-за ее сильного и властного характера.

Простакова, узнав о том, что племянница ее мужа Софья (очень порядочная и образованная девушка) стала наследницей огромного состояния, которое ей завещает ее драгоценный дядюшка Стародум, решила во что бы то ни стало выдать ее замуж за своего ленивого Митрофанушку. Однако родственники Стародума давно похоронили его, и теперь с этого самого момента его имя выходит на первый план. В доме Простаковых все начинают сходить с ума из-за наследства Софьи, ведь 10 тысяч — сумма по тем временам совсем не пустяковая. Кто же такой Стародум и откуда он взялся?

Биография Стародума

В свей пьесе Фонвизин представил Стародума одним из самых благородных и самых положительных персонажей. Он стал его единомышленником. Ведь в произведении «Недоросль» затронуто очень много политических, социальных, педагогических и нравственных вопросов.

Писатель специально оставляет вопрос открытым, был ли Стародум помещиком, зато становится известно, что он не прижился при царском дворе и тогда отправился в Сибирь. По собственным словам героя, там достают деньги, не меняя их на совесть, подло не выслуживаются и не грабят отечество, зарабатывая их из земли, которая не знает лицемерия и будет поправосуднее людей, да и за труды честные платит верно и щедро.

«Торгующее дворянство»

Фонвизин в предпринимательстве Стародума отражает реальный процесс экономической жизни русского дворянства, привлекший его особое внимание после того, как писатель перевел французский трактат под названием «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному».

Биография Стародума рассказывает, что он обогатился на золотых приисках, его целью было обеспечить безбедное будущее своей единственной и любимой племянницы — Софьюшки. Мысли Стародума мудры и ценны, он говорит ей, что нажил такое состояние, которое может ей позволить выйти замуж даже за бедного, но главное — достойного человека. Он не связывает благосостояние племянницы с владением крепостным людом.

И это неслучайно: Фонвизин написал пьесу как раз в то время, когда Россия пыталась извлечь уроки из крестьянской войны 1773-1775 гг. и задумалась над ее причинами, которые чуть не привели феодально-дворянское государство к разрушению и погибели. Но, подавив народное возмущение, государственные вельможи Екатерины II еще больше укрепили и расширили привилегии правящего класса. Бедный народ перед лицом закона выглядел еще более бесправным и беспомощным. В пьесе «Недоросль» эти политические вопросы стали очень острыми и злободневными.

Вольнодум, революционер и реформатор

Биография Стародума, которую он сам и рассказывает своим собеседникам, в частности Правдину и Милону, включает информацию о том что, что ему 60 лет. Его фамилия говорит о том, что он следует принципам старой эпохи – эпохи Петра I. Стародум вспоминал слова своего отца, который твердил ему всегда о том, что нужно иметь сердце и душу, и тогда будешь человеком во всякое время.

В этой сатирической пьесе Стародум появляется только к концу первого акта. Вместе с Правдиным и Милоном он избавляет Софью от издевательств Простаковой и дает оценку воспитанию невежественного и глупого Митрофана.

Характеристика Стародума говорит о том, что в душе своей он великий реформатор и революционер. Он сыт по горло государственной несправедливостью, где правда и честное служение уже давно обесценились, все решают связи, приспособленничество и угодничество. Воспитание Стародума не позволило спокойно взирать на то, как некоторые его близкие друзья хитростью и наглостью добивались своего. Именно поэтому он и покинул службу, потому как не смог больше смотреть, как по карьерной лестнице поднимались совсем не те люди, а умнейшие и достойнейшие оставались за дверями.

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает принципы государственного устройства, где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина – это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.

Премьера спектакля

В пьесе «Недоросль» Фонвизин передал свое личное представление о «честных людях» и наблюдения о том, какими они должны быть в их живом олицетворении. И поэтому образ Стародума здесь не случаен. Постановка «Недоросля» по понятным причинам некоторое время задерживалась. В одночасье посыпались «злобные» стрелы, с помощью которых те лица, которые увидели себя в пьесе в нелицеприятном виде, хотели воспрепятствовать ее выходу. И, по всей видимости, Фонвизину самому пришлось прибегнуть к влиятельным покровителям для устранения всех преград.

В 1782 году, 24 сентября, премьера спектакля все-таки состоялась на сцене Санкт-Петербургского Вольного российского театра. Режиссером выступил сам автор произведения. И, что любопытно, в пьесе не пришлось изменять ни одного слога, поэтому успех был оглушительный.

Один из тех, кто видел премьеру, рассказывал, что некоторые комические сцены вызывали мимолетный смех, а вот серьезные сцены с большой жаждой и вниманием слушала вся светская публика, которая любила в то время намеки и замечания на светскую слабость и дикость некоторых обычаев того времени. Пьеса, благодаря живости диалога, юмору, афоризмам, интересным цитатам и воспитательному характеру, помогла некоторым увидеть в себе Простаковых, которые потом изгнали из своих домов лжепедагогов типа Вральмана и Цыфиркина.

Заключение

Пьеса «Недоросль» стала единственной прочно утвердившейся из всех в русской драматургии XVIII века. В эпоху классицизма она осуждала традиционное дворянское воспитание, «дикость» и «злонравие» провинциального дворянства. Все персонажи четко подразделяются на положительных и отрицательных, о чем намекают их фамилии: Стародум, Правдин, Простаковы, Скотинины и т. д.

в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

Как диалог Правдина и Стародума помогает понять основную идею пьесы?

 Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
   Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
   Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов…

   Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
   Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
   Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…
   Стародум.  Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
   Правдин. Справедливо. Великий государь дает…
   Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
   Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…
   Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
   Правдин.  Но особы высшего состояния просвещают детей своих…
   Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему и ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

Показать текст целиком


Рассмотрим как в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» диалог Правдина и Стародума помогает понять основную идею произведения.

Во-первых, в разговоре Правдина и Стародума присутствуют рассуждения о необходимости воспитания достойных качеств личности ,таких как благонравие. Автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем своего государства:»Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания»

Во-вторых,благодаря диалогу между героями пьесы можно заметить открытые авторские насмешки. Стар

Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.

Купить пожизненный доступ за 499 ₽

Критерии

  • 1 из 2К1Соответствие ответа заданию
  • 1 из 2К2Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 4 из 6

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

определение слова old+man в The Free Dictionary

Old+man — определение слова old+man в The Free Dictionary

Old+man — определение слова old+man в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

старый мужчина

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:


Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Камышевки Старого Света
  • Камышевки Старого Света
  • Белый пеликан Старого Света
  • Белый пеликан Старого Света
  • Старый Свет Висконсин
  • Тис Старого Света
  • Тис Старого Света
  • Старые раны (эпизод The ​​Inside)
  • Ассоциация старых рэкинцев
  • Старая радиостанция WRUF
  • Хоккейный клуб Old Wulfrunians
  • Старый Уиклифиан
  • Олд-Уай-Бридж, Чепстоу
  • Футбольный клуб Old Xaverians
  • Футбольный клуб Old Xaverians
  • Начальная школа Old Yale Road
  • Старый крикун
  • Старый крикун
  • Старый крикун (фильм 1957 года)
  • Старый крикун (фильм)
  • Живот старого крикуна
  • Старый Кричащий Живот
  • Старый желтый фермент
  • Старый желтый фермент
  • Старый желтый топ
  • Старый Йеллоустонский гараж
  • Историческое общество Старого Йорка
  • Симфонический оркестр Олд-Йорк-роуд
  • Старый Заир Заир
  • Старый Цюрих Война
  • старик+мужчина
  • Старый, Лысый, Злой; Наконец-то Great Kong может выглядеть круто
  • Старая, но хорошая работа, найти ее самостоятельно
  • Старый, Толстый, Уродливый
  • Старый, Венгрия
  • Старый, новый, заимствованный и синий
  • Старый, новый, заимствованный и синий
  • Старый, новый, заимствованный, синий
  • Старый, Нортгемптоншир
  • Старый, Уолтер Горн
  • старость
  • пожилой
  • старость
  • старость
  • Пособия по старости
  • страхование по старости
  • Конвенция о страховании по старости (сельское хозяйство) 1933 г. (отложена)
  • Конвенция о страховании по старости (промышленность и т. д.), 1933 (полочный)
  • Страховые пособия по старости
  • пенсия по старости
  • пенсия по старости
  • пенсия по старости
  • пенсия по старости
  • пенсия по старости
  • пенсия по старости
  • пенсионер по старости
  • пенсионеры по старости
  • Пенсия по старости
  • Пенсия по старости
  • Пенсия по старости
  • Пенсия по старости

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Проблема старика в современной промышленности

ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ Мечникова дали человечеству новую надежду, новое представление о том, какой должна быть нормальная продолжительность жизни. Но если эти открытия еще не достигли стадии практического применения, то столь же замечательные для своего времени открытия в области медицины, личной и общественной гигиены уже сделали очень многое в снижении смертности и продлении нормальной жизни человека. В течение последнего столетия популярная концепция нормальных вех между юностью, зрелостью и старостью сильно пострадала. . . . теперь мы вполне серьезно говорим о молодой женщине сорока лет и о шестидесятилетнем мужчине как о находящемся в расцвете сил. Торговля, ремесла и политика, особенно политика, дали многочисленные примеры замечательной энергичности и полезной деятельности мужчин старше шестидесяти и даже семидесяти лет. Мы косо смотрим на человека, который осмеливается претендовать на самый высокий и самый трудный политический пост в стране, не достигнув своего пятидесятилетия. . . .

К сожалению, эти блага цивилизации, как и большинство других благ в этом отношении, не принесли пользу всем классам общества — во всяком случае, не в одинаковой степени. Наряду с достижениями старости в искусстве, литературе, бизнесе, профессиях, науке и государственном управлении современная цивилизация со своей индустриальной стороны создала очень серьезную проблему пенсионного возраста — проблему безработных, беспомощных, безработных и бездомный старик пятидесяти лет.

Отдельные престарелые бедняки всегда были в организованном обществе, по крайней мере, тысячи лет назад. Мы находим частые упоминания о них в Священном Писании, но это были прежде всего индивидуальные проблемы, а не социальные. Достаточным средством служили, по-видимому, индивидуальные методы помощи, частная или церковная благотворительность. Но социально-экономическая проблема старика или старухи в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, — это именно проблема современного общества, результат быстрой индустриализации производства в прошлом столетии. Эта проблема радикально отличается от проблемы несчастных случаев тем, что это не ненормальное явление, а нормальный этап человеческой жизни. Она отличается от болезни тем, что улучшение гигиены, по-видимому, усугубляет ее, а не облегчает. . . .

Какова современная проблема старости? Это проблема бедности, вызванная невозможностью найти работу из-за того, что производительная сила ослабла — и ослабла не временно, а навсегда. Очевидно, что в такой форме проблема не могла существовать до тех пор, пока средства существования большинства человечества не стали зависеть от договора о заработной плате.

. . .

Из всех мужчин, достигших тридцатилетнего возраста, почти три пятых могут рассчитывать на достижение шестидесятипятилетнего возраста, когда они могут рассчитывать на еще одиннадцать лет преклонного возраста; из тех же мужчин в тридцать лет почти половина выживает в семьдесят пять и все еще надеется в среднем на восемь с половиной лет. . . .

Правда, как установлено статистикой промышленных страховых компаний, распространяющих свои операции прежде всего на лиц более бедных классов, смертность у них значительно выше и соответственно ниже продолжительность жизни, но и среди них некоторое улучшение произошло. . . . Десять-пятнадцать лет жизни (свыше шестидесяти пяти) есть, следовательно, несомненный срок более чем для половины наемных рабочих. . . .

При нормальных физиологических условиях старость, если только ей не предшествует определенное хроническое заболевание, должна приводить к постепенному угасанию производительных сил. Когда средневековый независимый рабочий состарился, он работал меньше и производил меньше, но продолжал работать до тех пор, пока мог что-то производить. В земледельческом сообществе полезность старика не прекращается до тех пор, пока не установится действительная старость, а действительная старость — сравнительно редкое явление. Но при системе наемного труда положение совершенно иное.

Экономическая нетрудоспособность в пожилом возрасте может возникнуть внезапно, когда пожилой работник все еще способен к производительной деятельности, но его производительность ниже минимального уровня, установленного работодателем.

Таким образом, экономическая деятельность, а, следовательно, и доход прекращаются не потому, что производительные силы совсем пришли в упадок, а потому, что они начали падать, и решающую силу имеет не точный физиологический тест, а мнение хозяина. Таким образом, экономическая старость в громадном большинстве случаев наступает значительно раньше физиологической старости благодаря системе наемного труда. . . .

Пожалуй, нет лучшей иллюстрации вопиющих экономических контрастов современной общественной жизни, чем различие воздействия старости на имущие классы и наемных рабочих. Постоянное ускорение производственных процессов, почти нечеловеческая напряженность труда, возрастающая даже больше, чем прямо пропорционально сокращению рабочего дня, работа на большой глубине в шахтах или на головокружительной высоте в строительных работах, вечно существует опасность телесных повреждений, все эти факты имеют свои последствия. Мы едва приступили к изучению проблемы патологических последствий утомления, но совершенно очевидно, что оно должно приводить к преждевременной старости. . . .

В 1890 г. из всех мужчин старше шестидесяти пяти лет 73,8% имели оплачиваемую работу; в 1900 году. . . только 68,4%. Это разница в 5,4%, а общее число мужчин старше 65 лет в 1900 г. составляло 1 555 000 человек, и неизбежным выводом является то, что экономический прогресс за десять лет означал, что еще около 100 000 человек были выброшены с работы. Даже эти цифры не говорят всей истории. В сельском хозяйстве возраст не такое серьезное препятствие. В профессиях и того меньше. В результате мы находим, что в сельском хозяйстве 6,1% занятых мужчин старше 65 лет, в профессиях — 5,5%, а в мануфактурном и машиностроительном — только 3,5%, а в торговле и на транспорте — только 3%. Поскольку пожилые люди не совсем выбрасываются из промышленного поля, они переходят к неквалифицированным занятиям. Среди неквалифицированных рабочих доля мужчин старше 65 лет составляет 12%, а среди железнодорожников всего 5%. . . .

Хроническое заболевание, постоянная травма вдвойне разрушительны для способности зарабатывать в сочетании со старостью. Но в тысячах случаев их самих по себе достаточно, чтобы вызвать потерю заработка и нищету. Именно по этой причине существует тесная связь между проблемами старости и инвалидности, что вынудило многие страны решать эти две проблемы через объединенную организацию. Ибо в каком-то смысле инвалидность часто можно определить как преждевременную старость. Официально старость начинается в семьдесят лет, согласно некоторым законам, касающимся этой проблемы; в других странах в шестьдесят пять или в шестьдесят; и в некоторых специальных организациях по обеспечению старости, при определенных условиях, даже в более раннем возрасте. Но все эти определенные ограничения между средним и старым возрастом столь же ненадежны, как и календарные ограничения наступления весны и лета в определенный день. Поскольку экономическая старость может наступить задолго до старости физиологической, то инвалидность есть не что иное, как форма преждевременной старости физиологической. . . .

Если изучить статистику стран, внедривших систему пособий по старости, количество обращающихся за ней просто ужасает. . . . Мы можем кратко указать, что британский закон 1908 года предоставляет небольшую еженедельную пенсию каждому человеку старше семидесяти лет, который не имеет дохода в 150 долларов в год. На момент принятия закона ожидалось, что право на эту пенсию получат 386 000 человек. В течение первого года действия закона число заявителей возросло до 667 000, так что при населении в 44 000 000 человек 9на 1000 были старше семидесяти лет и имели доход менее 2 долларов в неделю. . . . Поскольку общее число лиц старше семидесяти лет составляло примерно 1 250 000 человек, это означает, что около 1 080 000 человек, или 86% мужчин и женщин этого возраста нуждались в помощи. Число мужчин и женщин этой возрастной группы с доходом, достаточным для того, чтобы пенсия стала ненужной, первоначально оценивалось в 393 000 человек. Очевидно, оказалось, что это примерно половина этого количества. . . .

Большинство пожилых людей на самом деле не умирают от голода в Соединенных Штатах, даже если они не получают организованной государственной или частной благотворительной помощи. По-видимому, они не голодали в Великобритании, Франции или любой другой стране, которая была вынуждена ввести пенсионную систему по старости. В конце концов, некоторые из них с мрачным отчаянием цепляются за возможность заработать. Не многим это удается, согласитесь. Вернемся к статистике США. Были в 1900 около 1 065 000 мужчин в возрасте шестидесяти пяти лет и старше занимались оплачиваемой деятельностью, из общего числа 1 555 000 человек этого возраста. Но из 1 065 000 человек почти половина была земледельцами; и профессиональные мужчины, банкиры, маклеры, промышленники, должностные лица корпораций и торговцы составляли еще 15%, оставляя только около одной трети для наемных работников. Вопрос в том, сколько из 500 000 мужчин старше шестидесяти пяти лет, не имеющих работы, содержались за счет благотворительности или частной помощи; сколько из 1 400 000 женщин старше шестидесяти пяти лет имели комфорт в собственном доме и сколько были обузой для семьи рабочего? И сколько из 500 000 или 600 000 наемных рабочих в возрасте 65 лет и старше зарабатывали достаточно, чтобы хоть как-то приблизиться к физиологическому стандарту? . . .

То, что в тысячах случаев дети или родственники вынуждены оказывать помощь, является фактом слишком хорошо известным, чтобы его оспаривать. Но это состояние, которое обычно существует, и всегда ли возможно такое облегчение, а если возможно, то желательно? . . .

Суть этой зависимости от семейной солидарности такова:

  1. Что в ряде случаев бедняки преклонного возраста являются одинокими людьми.

  2. Или, если замужем или овдовела, не иметь детей.

  3. А если есть взрослые дети или другие родственники, то они не могут оказать никакой помощи, во всяком случае достаточной помощи.

  4. А если и могут, то не хотят этого делать.

Но, тем не менее, должны быть тысячи семей, где дети либо не могут, либо не хотят оказывать помощь пенсионерам, но тем не менее делают это из-за глубокой привязанности к родителям, или из гордости семьи, восстающей против обращения к благотворительность, и что сыновнее обязательство, таким образом, навязывается небрежным обществом, что часто приводит к снижению и без того слишком низкого уровня жизни или принуждению старого отца или матери есть хлеб насущный, неохотно полученный, с болью и унижением, или — препятствование созданию новой семьи послушным сыном или дочерью из-за существующей обязанности по отношению к руинам старой семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *