Пётр и его команда. О ближайших сподвижниках Петра Великого
- Информация о материале
- Опубликовано: 11 октября 2022
- Просмотров: 19119
Пётр I и А. Д. Меншиков. Художник Юрий Панцырев. 1980 год
«Короля играет свита» — это известное и, возможно, справедливое для Европы утверждение на российской почве требовало уточнений. Особенно — в эпоху Петра Великого, чья страсть к игрищам и потехам в ближнем кругу не помешала царю-реформатору создать крепкую, преданную его делу команду исполнителей и продолжателей небывалых по масштабу государственных начинаний.
Отдавая всего себя задуманным преобразованиям, он требовал от соратников не восторженного раболепия и не только честной, толковой исполнительности, но и проявления умения, инициативы, самоотверженности.
Не свита, но работники — воины, дипломаты, государственные деятели, учёные, строители, организаторы новых отраслей хозяйства — они были очень разными — по социальному происхождению, национальной принадлежности, возрасту, вероисповеданию, темпераменту, наконец.
В зависимости от критериев отбора разные исследователи насчитывают от десятков до сотен ближайших помощников императора-реформатора. По мере продвижения России по пути обновления круг этот расширялся, но основной «костяк» — 10–12 ближайших соратников — вошли в историческую память как СПОДВИЖНИКИ ПЕТРА.
«Пётр является перед наблюдателем в вечном потоке разнообразных дел, в постоянном деловом общении со множеством людей, среди непрерывной смены впечатлений и предприятий; всего труднее вообразить его наедине с самим собою, в уединённом кабинете, а не в людной и шумной мастерской».
В. О. Ключевский. Пётр Великий среди своих сотрудников
Экзамен Петра. Художник Юрий Кушевский. 2005 год
«…Ближайшие исполнители должны были знать прежде и лучше других, с каким распорядителем имеют дело и чего он от них ждёт и требует. То была столь памятная в нашей истории компания сотрудников, которых подобрал себе преобразователь, — довольно пёстрое общество, в состав которого входили и русские, и иноземцы, люди знатные и худородные, даже безродные, очень умные и даровитые, и самые обыкновенные, но преданные и исполнительные».
В. О. Ключевский. Пётр Великий среди своих сотрудников
Триумф Российского флота. Народный художник России Василий Нестеренко. 1994 год
«Пётр набирал нужных ему людей всюду, не разбирая звания и происхождения, и они сошлись к нему с разных сторон и из всевозможных состояний. Иноземцы и люди новые из русских, понимая дело Петра или нет, делали его, не входя в его оценку, по мере сил и усердия, по личной преданности преобразователю или по расчёту».
В. О. Ключевский. Пётр Великий среди своих сотрудников
АПРАКСИН ФЁДОР МАТВЕЕВИЧ (1661–1728)
Фёдор Матвеевич, брат царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Фёдора Алексеевича, был комнатным стольником при Петре, участником потешных полков. Он стоял у истоков создания Российского военно-морского флота, командовал как на Азовском, так и на северном театрах боевых действий (часть времени — практически параллельно): с 1700 по 1711 год был губернатором крепости Азов, а в 1708 году оборонял СанктПетербург от шведов.
Под командованием Апраксина находился русский гребной флот во время Гангутского сражения (1714), завершившегося первой в истории России морской победой русского флота. Хотя боевыми действиями, которые привели к знаковой победе русского оружия, лично командовал Пётр. Позднее Апраксин участвовал в Персидском походе, возглавлял Балтийский флот. Был также главой Адмиралтейского приказа, генераладмиралом, тайным советником.
ГОЛОВИН ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1650–1706)
Фёдор Алексеевич происходил из боярского рода Головиных, получил домашнее образование. В 1689 году возглавил Великое посольство на Дальний Восток, итогом которого стало урегулирование вопросов о границе с Китаем в рамках Нерчинского договора 1689 года (позднее результаты его дипломатической деятельности закрепит Патрик Гордон). Также стал одной из центральных фигур Великого посольства 1697–1698 годов. Был Президентом посольских дел — главой внешнеполитического ведомства; руководил русской дипломатией до самой смерти. Также заведовал Воинским морским указом, Монетным двором и московской Школой математических и навигацких наук.
Стал первым кавалером ордена Святого Андрея Первозванного — высшей государственной награды (1699) — и первым в России генерал-фельдмаршалом (1700). С именем Фёдора Головина также связывают издание учреждённой Петром в 1702 году первой русской печатной газеты «Ведомости».ГОРДОН ПАТРИК ИВАНОВИЧ (1635–1699)
Урождённый Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис, представитель знатного шотландского рода, покинул родину в 16 лет, участвовал в Северной войне 1655–1660 годов, причём и на шведской, и на польской стороне. На момент поступления на службу к Петру I имел значительный боевой опыт: воевал за Россию с 1661 года, участвовал в первом чигиринском и двух крымских походах.
Один из первых наставников и близкий друг Петра, их знакомство произошло в Немецкой слободе в 1690 году. Патрик Гордон сыграл одну из ключевых ролей в победе Петра над Софьей и стрельцами. Он много сделал для создания петровской армии, широко использовал свои познания в инженерном деле и артиллерии. Стараниями Гордона потешные войска превратились в гвардейские.
ДОЛГОРУКОВ ЯКОВ ФЁДОРОВИЧ (1639–1720)
Яков Фёдорович родился в Москве, происходил из княжеского рода Долгоруковых, верно служил царю Алексею Михайловичу, принял сторону Петра во время стрелецкого бунта, участвовал в Азовских походах. В битве под Нарвой попал в шведский плен, в котором провёл десять лет, помогал другим пленным русским. В плену получил ценные знания о шведском государственном устройстве, которые впоследствии использовал на родине.
Бежал, захватив вместе с другими пленными шведскую шхуну. Возглавлял Главную военную канцелярию, в ведении которой находилось снабжение русских войск, а позднее — учреждённую Петром в ходе реформ Ревизион-коллегию, следил за сохранностью казны, раскрывал хищения. Современникам и потомкам запомнился как человек решительный и твёрдый, способный возразить самому царю.
ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ (1644–1717)
Никита Моисеевич родился в Москве в семье дьяка. Наиболее известен как учитель Петра, с пяти лет знакомил царевича с грамотой, историей и религией, стал одним из ближайших его соратников, был на стороне царя в противостоянии с Софьей, участвовал в расследовании событий Стрелецкого восстания 1698 года. Думный дьяк Никита Зотов поддерживал Петра в его эксцентричных затеях: во «Всешутейшем, всепьянейшем, сумасброднейшем соборе», высмеивавшем церковные обряды и старорусские традиции, Зотов занимал особый «руководящий пост» и имел титул «Всешутейного отца Иоанкита, Преспургского, Кокуйского и Всеяузского патриарха». При этом Зотов больше пятнадцати лет, до самой смерти, возглавлял подчинявшуюся лично Петру I Ближнюю канцелярию, занимавшуюся организацией государственного контроля и обладавшую рядом признаков высшего института власти.
ЛЕФОРТ ФРАНЦ ЯКОВЛЕВИЧ (1656–1699)
Франц Лефорт родился в вольном городе Женева, в семье торговца Жака Лефорта, в Россию прибыл с голландскими наёмниками, жил в Немецкой слободе. Под командованием Василия Голицына, воеводы, государственного деятеля и фаворита царевны Софьи, участвовал в Крымских походах, потерпевших поражения (1687, 1689). Принял сторону Петра в его противостоянии с Софьей, участвовал вместе с ним в манёврах, сыграл важную роль в Азовских походах. Руководил кораблестроением на Воронежской верфи, пользуясь опытом западных специалистов, которых активно нанимал на службу в Россию. Был одним из официальных глав Великого посольства в Западную Европу 1697–1699 годов, в котором сам Пётр участвовал под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка. Считается, что кальвинист Лефорт, имевший огромное влияние на Петра и связанный с ним крепкой дружбой, заработал особую ненависть в рядах восставших стрельцов, которые называли его «еретиком».
МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (ок. 1673–1729)
Происхождение Александра Даниловича — до сих пор предмет споров среди исследователей. Сын конюха петровских потешных полков Данилы Меншикова, он мог быть потомком древнего польско-литовского рода Менжиков. Начал карьеру денщиком Петра, прошёл с царём через все военные и политические предприятия, став его ближайшим соратником исамым известным фаворитом эпохи. За свою карьеру выполнял множество государственных функций. Стал первым губернатором Санкт-Петербурга (1703–1724, 1725– 1727). Действия драгун, которыми Меншиков командовал во время исторического Полтавского сражения, определили ход битвы. Ему же позднее сдались остатки шведской армии. Меншиков был произведён в генерал-фельдмаршалы (при Екатерине I станет генералиссимусом). В 1717–1722 годах был президентом Военной коллегии, одновременно занимая должность сенатора. Владел несколькими городами, тысячами сёл и деревень и почти легендарными богатствами, построил себе дворцы в Санкт-Петербурге и Кронштадте. После смерти Петра сыграл центральную роль в возведении на престол Екатерины I.
ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН (1681–1736)
Феофан (в миру Елеазар) Прокопович родился в Киеве, имена его родителей неизвестны; воспитывался дядей, фамилию которого и взял. Обучение проходил в Риме, в коллегии Святого Афанасия. Пётр I взял Феофана под покровительство в 1716 году, вызвав его из Киева в Санкт-Петербург. Решающую роль в данном случае сыграли не только выдающиеся способности этого богослова и учёного, но и его непопулярные среди русского духовенства взгляды — Феофан, в частности, утверждал, что император является главой не только государства, но и поместной церкви. Он стал главным помощником царя в делах духовного управления и движущей силой петровской церковной реформы. Феофан — автор Устава Духовной коллегии 1721 года, документа, радикально менявшего положение Русской православной церкви, подчиняя её государству. Написанный Феофаном и отредактированный Петром Устав определял функции Синода, органа управления церковью, который заменил упразднённое тем же регламентом патриаршество.
РОМОДАНОВСКИЙ ФЁДОР ЮРЬЕВИЧ (ок. 1640–1717)
Фёдор Юрьевич происходил из знатнейшего рода Ромодановских, сын князя Юрия Ивановича Ромодановского. Ряд исследователей называют Фёдора Ромодановского вторым человеком в государстве (впрочем, подобные формулировки применялись и к другим сподвижникам Петра I, особенно на пике их карьеры). Во время Великого посольства Петра именно Ромодановский руководил боярской комиссией, которая управляла Москвой в отсутствие царя. Он также на протяжении тридцати лет возглавлял Преображенский приказ, то есть фактически был главой государственной службы безопасности — этот орган занимался политическим сыском и расследовал «злые умыслы» против власти. Среди наиболее известных примеров — Стрелецкое восстание 1698 года и Астраханское восстание 1705–1706 годов.
ТОЛСТОЙ ПЁТР АНДРЕЕВИЧ (1645–1729)
Пётр Андреевич из рода Толстых (положил начало его графской ветви), был сыном окольничего, Андрея Васильевича Толстого. В первый стрелецкий бунт содействовал восставшим, поэтому доверия Петра ему пришлось добиваться больше двух десятилетий. В конце 1701 года был назначен посланником в Константинополь, став первым Российским послом-резидентом, способствовал ратификации Константинопольского мирного договора с Османской империей. В годы русскотурецкой войны (1710–1713) побывал под арестом в османском заточении. В 1717 году хитростью и угрозами добился возвращения в Россию беглого царевича Алексея Петровича, а затем вёл расследование его дела. После этого возглавил Тайную канцелярию и получил от царя щедрое вознаграждение, став, наконец, его доверенным лицом.
ШЕРЕМЕТЕВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1652–1719)
Борис Петрович родился в Москве, в боярской семье Шереметевых, с 13 лет был комнатным стольником. Участвовал в 1686 году в переговорах о «Вечном мире» с Речью Посполитой, также вёл в Европе переговоры с императором Священной Римской империи, римским папой и Мальтийским орденом. Шереметев проявил себя также как талантливый военачальник, принимавший взвешенные решения и избегавший поспешных действий. В годы Северной войны (1700–1721) в чине генерал-фельдмаршала командовал войсками в Прибалтике, осадил и взял несколько крепостей, включая Мариенбург, Копорье и Дерпт. Формально командовал русской армией во время Полтавской битвы 1709 года. Первым в истории Российского государства возведён в графское достоинство. Награждён орденом Св. Андрея Первозванного.
РАГУЗИНСКИЙ-ВЛАДИСЛАВИЧ САВВА ЛУКИЧ (ок. 1668–1738)
Савва Лукич происходил из сербского дворянского рода Владиславичей. Купец, дипломат — на российской службе с 1703 года — он тогда же начал получать от Петра I привилегии на занятие торговлей. В 1705 году привёз вМоскву из Константинополя Ибрагима Ганнибала — прадеда Александра Сергеевича Пушкина, ставшего прототипом главного героя пушкинского исторического романа «Арап Петра Великого». В 1716–1722 годах действовал в качестве представителя Петра вРиме иВенеции. Нанимал итальянских специалистов на российскую службу, закупал скульптуры для заложенного в 1704 году в СанктПетербурге Летнего сада. С 1725 по 1728 год был Чрезвычайным посланником и полномочным министром России в Китае, вёл переговоры с Цинской империей о границах и торговых отношениях (были инициированы Китаем в 1724 году, а завершились уже при Екатерине I). Итогом Посольства Владиславича стал Кяхтинский договор (1727), зафиксировавший существовавшую границу и увеличивший объёмы торговли между странами.
Источник: Вестник «Воронцово поле» №3, за 2022 г.
- 350-летие Петра Великого
- 350-летие со дня рождения Петра I
Всероссийский конкурс в области искусства «Петр Великий»
В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения первого российского императора Петра I
Правление Петра Великого занимает особое место в истории России.
Петр I вступил на престол в 1682 году как последний царь всея Руси, а оставил его в 1725-м — как первый российский император. За 29 лет единодержавного правления он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.
Петр создал регулярную армию и флот. Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года, когда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море. Петр I лично строил суда в воронежских лесах на Дону. А официальным флагом флота в 1699 году стало полотнище с Андреевским крестом.
Строительство новой столицы — пожалуй, самый смелый и масштабный проект Петра Великого. Санкт-Петербург, основанный 27 мая 1703 года на отвоеванных у шведов землях, стал воплощением величия и смелости государя. Он начался с Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте Невы, а в 1712 году уже стал столицей страны. Впервые в России город строили не стихийно, а в регулярной планировке: прямые улицы составляли геометрически выверенные кварталы, а в них возводили дома по образцу.
24 года правления Петр I провел в войнах — отвоевал для страны выход к Балтийскому, Азовскому, Каспийскому и Черному морям и сделал державу весомым игроком на международной арене. Петр I вошел в российскую и мировую историю как талантливый полководец и флотоводец.
Нельзя забывать, что самодержец многое сделал для развития промышленности и технологий. В 1714 году Петр I собрал все свои коллекции книг, «натуралий» и диковинок в одном месте — в Людских палатах Летнего дворца в Петербурге. Позже на стрелке Васильевского острова начали строить специальное здание Кунсткамеры — в 1728 году там открылся большой музей.
8 февраля 1724 года Петр I учредил в России Академию наук — сегодня это День российской науки и день рождения Санкт-Петербургского государственного университета. К тому времени монарх уже был членом французской академии и знал, как устроены научные сообщества Европы. Поэтому решил объединить под академией свою личную библиотеку и Кунсткамеру. Петр I хотел, чтобы члены академии «делали изобретения», выступали «с докладами и советами» и систематизировали научные знания в России — к тому времени их накопилось немало.
Петр I был большим ценителем европейских искусств и наук и старался развивать их в России. Одним из способов осуществления было направление русских людей на обучение за границу. Например, в Италии учился живописец Иван Никитин, а Андрей Матвеев — в Голландии и Бельгии. Позже именно они создали первые полотна новой русской живописи — светские портреты.
Приглашаем принять участие во Всероссийском конкурсе творческих студенческих работ в области искусств «Петр Великий».
Молодые художники со всей России представили свой взгляд на Петра I и его эпоху
«Здесь будет город заложен», художник Николай Добровольский, 1880 год
Петр Первый Папа Римский?
Вопрос
Был ли Петр Первый Папой?
Ответить
Спасибо за вопрос. Короткий ответ — нет.» Давайте рассмотрим этот вопрос.
Вкратце, Римско-католическая церковь (РКЦ) учит, что апостол Петр был первым папой, на котором Бог избрал построить Свою церковь. РКЦ считает, что Петр стал первым епископом Рима. Они учат, что Бог передал апостольскую власть Петра тем, кто позже занял его место («апостольская преемственность»). Они утверждают, что могут проследить эту непрерывную цепь пап до Святого Петра. Кроме того, РКЦ учит, что Петр и его последователи безошибочны в решении вопросов ex cathedra . Они утверждают, что это негативная уверенность, защищающая от лжеучений. Именно так папа (и епископы в союзе с ним) могут безошибочно руководить церковью.
Однако Библия не учит стороне RCC по этому вопросу. Достаточно нескольких кратких заметок, чтобы опровергнуть это ложное учение РКЦ:
- (1) В то время как Петр, который был женат (Мф. 8:14; 1 Кор. 9:5), безусловно, был лидером в новозаветной церкви (Еф. 2:19).-20), нигде в Писании не утверждается, что он имел первенство над другими апостолами. И нигде в двух книгах Петра он не претендовал на такой авторитет.
- (2) Апостол Павел (а также другие апостолы, Иак. 5:14-15 и т. д.) проявлял авторитет в новозаветной церкви (2 Кор. 13:10: Тит 2:15; 3:10-11), включая церковь. ученик (1 Кор. 5:1-13; особенно 1 Кор. 5:4; Мф. 18:15-20).
- (3) Писание не учит, что первый епископ Рима или любой другой епископ в Риме должен иметь первенство над Божьей церковью.
- (4) В то время как РКЦ учит, что церковь существовала в ВЗ, их непрерывная цепь пап якобы восходит только к Петру, а не к Адаму? По состоянию на 2017 год Ветхий Завет по-прежнему охватывает на столетия больше времени, чем Новый Завет. Если папа так важен для стойкости Божьей церкви, как мог Бог оставить свою церковь без такового на 1000 лет? См. «Церковь Ветхого/Нового Завета» и «Доапостольская преемственность???» ниже.
- (5) Что касается непогрешимости, то был только один непогрешимый человек — Господь Иисус Христос (Ис. 53:9).; Иоанна 19:4; 2 Кор. 5:21; 1 Пет 1:18-19; 2:22: Евр 4:15). Писание учит, что все мы грешим (1 Иоанна 1:8–10; Римлянам 3:23). Апостол Павел даже поправил апостола Петра в его учении в какой-то момент развития новозаветной церкви (Гал. 2:11-21). Что еще более важно, даже Иисус должен был исправлять Петра (Матфея 16:23; Иоанна 21:20–22).
Хотя примечательно, что термина ex cathedra нет даже в Катехизисе Католической Церкви (КЦЦ), два известных утверждения ex cathedra , которые были сделаны в отношении Непорочного зачатия Марии, сделанного Пием IX в 1854 г., и Вознесение ее на небо, совершенное Пием XII в 19 г.50. Различные папы и соборы заявляли, что некатолики не могут быть спасены. Более чем через сорок лет после его смерти был предан анафеме папа Гонорий I, занимавший папский престол с 625 года до своей смерти в 638 году. Как можно объявить еретиком того, кто способен безошибочно говорить? Папа Иоанн Павел II извинился перед миром за более чем 100 злодеяний, совершенных церковью за последние века, включая рабство, убийство Яна Гуса, нарушение прав женщин, крестовые походы, сексуальное насилие католиков над детьми и т. д. извинения похвальны, как могла церковь с абсолютной властью ex cathedra быть замешанным во стольких грехах? Другие примеры доктринальных ошибок в РКЦ см. ниже в разделах «Молитва Розария?», «Можно ли спасти католиков?» и «Все ли протестанты попадут в ад (католическая догма)?».
Предполагается, что христиане сравнивают учения других только с Писанием (Пс. 19:7-8; 119:160; Притч. 30:5; Мф. 5:18; Иоанна 17:17). Апостол Петр даже соглашается с тем, что пишет: «И мы имеем более полное подтверждение пророческого слова, на которое вы хорошо будете внимать, как на светильник, сияющий в темном месте, доколе не рассветет день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакое пророчество Писания не исходит от чьего-либо собственного толкования. Ибо никогда пророчество не производилось по воле человека, но люди говорили от Бога, будучи движимы Святым Духом». (2 Пет 1:19-21).
Для борьбы с заблуждениями, ложным богословием и т. д. апостол Павел отдавал христиан не Риму, а Богу (Деяния 20:28-32). Писание, а не человек, является нашей непогрешимой меркой (2 Тим. 3:16–17; ср. Деяния 17:10–12). Сам Петр даже указывает всем нам на истинного Пастыря и Блюстителя церкви, Господа Иисуса Христа (1 Пет. 2:25).
- (6) Петру было сказано укреплять других братьев (Луки 22:31–32) и пасти Божьих овец (Иоанна 21:15–19).). Петр совершил это по благодати и прощению Господа, и он написал два письма помимо других учений. Однако Матфей, Марк, Лука, Иоанн и Павел написали остальные 25 книг Нового Завета. Они кормили и укрепляли и божье стадо.
- (7) Петр никогда бы не принял такое различие (Деяния 10:25–26). Он знал, что все апостолы сядут на двенадцать престолов и будут судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28).
- (8) В то время как Господь всегда обеспечивал служителей Своей церкви (старейшины, Гр. 9).0011 пресвитерос [1 Тим. 3:1-11; Тит 1:6-9] и дьяконы, греч., диаконос [1 Тим 3:12-13]), Иисус — единственный глава церкви (Еф. 1:22-23; Кол. 1:18- 19). Иисус — непоколебимая Скала (Втор. 32:4; Пс. 18:2; 1 Кор. 10:4), Который построит Свою церковь на камне (греч., , петра , Мф. 16:18). Петр — это отдельный камень (движущийся, катящийся или ненадежный камень, греч., petros , Иоанна 1:42). Петр и Павел понимали Иисуса как «главный краеугольный камень» (Деяния 4:11; Еф. 2:20; 1 Пет. 2:6).
Итак, «НЕТ?» Петр не был первым папой. Это учение РКЦ создано руками человека, а не из Писания.
Похожие темы:
Церковь Ветхого/Нового Завета
Что такое непорочное зачатие?
Что такое вечная девственность Марии?
Молиться Розарием?
Католики и оправдание?
Является ли чистилище библейским?
Является ли католическое покаяние библейским?
Католическая Библия?
Апокрифические счета?
Пресуществление против консубстанциации против мемориализма против реформатства?
Херси Хана: Четыре Кубка?
Доапостольская преемственность ???
Мелхиседек и католическая апостольская преемственность?
Какие есть три типа заслуг?
Крестное знамение?
Можно ли спасти католиков?
Все ли протестанты отправятся в ад (католическая догма)?
Кто есть Единая Истинная Церковь?
Согласны ли вы с тем, чему учит католик?
1 Петра, ПЕРВОЕ ПИСЬМО ПЕТРА
Это письмо начинается с обращения Петра к христианским общинам, расположенным в пяти провинциях Малой Азии (1 Пет. 1:1), включая районы, евангелизированные Павлом (Деяния 16:6– 7; 18:23). Там христиан поощряют оставаться верными своим стандартам веры и поведения, несмотря на угрозы преследований. Многочисленные намеки в письме предполагают, что церкви, о которых идет речь, были в основном языческого состава (1 Пет. 1:14, 18; 2:9).–10; 4:3–4), хотя в значительной степени используется Ветхий Завет (1 Пет. 1:24; 2:6–7, 9–10, 22; 3:10–12).
Содержание, следующее за обращением, одновременно вдохновляет и увещевает этих «избранных пришельцев» (1 Пт 1:1), которые, стремясь жить как народ Божий, чувствуют отчуждение от своих прежних религиозных корней и общества вокруг них. Апеллируется к воскресению Христа и надежде на будущее, которую оно дает (1 Пет. 1:3–5), и к переживанию крещения как нового рождения (1 Пет. 1:3, 23–25; 3:21). Страдания и смерть Христа служат как источником спасения, так и примером (1 Пет. 1:19).; 2:21–25; 3:18). Что представляют собой христиане во Христе, как люди, получившие милость и призванные возвещать и жить по призыву Божию (1 Пет. 2:9–10), многократно прописано для всевозможных ситуаций в обществе (1 Пет. 2:11). –17), работу (даже в качестве рабов, 1 Пет. 2:18–20), дом (1 Пет. 3:1–7) и общее поведение (1 Пет. 3:8–12; 4:1–11). Но над всем висит возможность пострадать как христианин (1 Пет. 3:13–17). В 1 Пет. 4:12–19 гонение описывается как уже имевшее место, так что некоторые предположили, что послание было адресовано как к местам, где такое «искушение огнем» уже имело место, так и к местам, где оно могло вспыхнуть.
В письме постоянно смешиваются моральные увещевания ( paraklēsis ) с катехизическим изложением милосердия во Христе. Поощрение к верности, несмотря на страдания, основано на видении смысла христианского существования. Акцент на крещении и намеки на различные черты литургии крещения позволяют предположить, что автор включил в свое изложение многочисленные гомилетические, вероисповедные, гимнические и сакраментальные элементы обряда крещения, ставшие традиционными в ранние времена.
От Иринея в конце второго века до наших дней христианская традиция считала апостола Петра автором этого документа. Поскольку он был замучен в Риме во время гонений Нерона между 64 и 67 г. н.э., предполагалось, что письмо было написано из Рима незадолго до его смерти. Это подтверждается ссылкой на «Вавилон» (1 Пет. 5:13), кодовое название Рима в ранней церкви.
Некоторые современные исследователи, однако, на основании ряда признаков, которые они считают несовместимыми с петровской достоверностью, относят письмо к творчеству более позднего христианского писателя. К таким особенностям относятся культивированный греческий язык, на котором он написан, который трудно приписать галилейскому рыбаку, а также использование греческого перевода Септуагинты при цитировании Ветхого Завета; сходство мысли и выражения с литературой Павла; и намеки на широко распространенные гонения на христиан, которых не было, по крайней мере, до правления Домициана (81–89 гг. н. э.).6). С этой точки зрения письмо датируется концом первого века или даже началом второго, когда есть свидетельства гонений на христиан в Малой Азии (письмо Плиния Младшего к Траяну, 111–12 гг. н. э.).
Другие ученые, однако, считают, что эти возражения можно устранить, обратившись к секретарю Силуану, упомянутому в 1 Пет. 5:12. Такие секретари часто литературно выражали мысли автора в своем стиле и языке. Преследования могут относиться к местным преследованиям, а не к систематическим репрессиям со стороны государства. Следовательно, ничего несовместимого с петровским авторством 60-х годов в документе нет.
Другие ученые занимают среднюю позицию. Многочисленные литературные контакты с литературой Павла, Иакова и 1 Иоанна предполагают наличие общего фонда традиционных формулировок, а не прямую зависимость от Павла. Такие литургические и катехизические традиции должны были быть очень древними и в некоторых случаях иметь палестинское происхождение.
Однако маловероятно, что Петр адресовал письмо языческим церквам Малой Азии при жизни Павла. Это предполагает период после смерти двух апостолов, возможно, 70–79 гг.0. Автор должен быть учеником Петра в Риме, представляющим петровскую группу, которая служила мостом между палестинским происхождением христианства и его расцветом в языческом мире.