Петр первый детство: Как царь Пётр сам себя воспитал: о детстве и юности Петра Великого рассказывает Президентская библиотека

Как царь Пётр сам себя воспитал: о детстве и юности Петра Великого рассказывает Президентская библиотека

9 июня отмечается 350-летие первого императора Российского Петра, за заслуги перед Отечеством прозванного Великим.

Фонд Президентской библиотеки к юбилею Петра Первого пополнился ценными раритетными изданиями, содержащими интересные факты о жизни и делах монарха, его победах, в том числе над собой.

Пётр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. К тому времени у царя были дети, в том числе два сына, считавшихся наследниками престола. Но они были слабы здоровьем, и государь без радости видел в них преемников трона. То ли дело родившийся младенец Пётр. Как пишет Сергей Рождественский, директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии в книге «О Петре Великом» (1872), «весело встретил жизнь царевич Пётр… Он был крепкого здоровья, красив собою… В мальчике с ранних пор начала обнаруживаться необыкновенная живость и острота ума». Родители не могли нарадоваться на своего сына.

Как писала Елизавета Разина в историческом очерке «Первый труженик земли русской» (1913), Пётр рос на приволье и свободе, забавляясь в кругу «робяток» – сверстников, из которых образовал особый Петров полк. Царь Алексей Михайлович сам принимал участие в детских забавах, назначил сына полковником и повелел изготовить для него особые латы, маленькую саблю и каску. Саблю свою Пётр так полюбил, что даже спать без нее не ложился.

Но счастье было недолгим. Когда царевичу было четыре года, отец умер, и на престол взошёл сводный брат Петра Фёдор Алексеевич. Положение Натальи Кирилловны ухудшилось. Рассказывают, что царевич не раз видел свою мать в слезах, слышал её жалобы на врагов. Когда родственники Фёдора Алексеевича чуть не выжили Наталью Кирилловну из дворца, семилетний Пётр не побоялся и пошёл к государю просить защиты и помощи. Тот, удивлённый решимостью младшего сводного брата, расцеловал его и поспешил утешить царицу-мачеху.

Как рассказывается в статье Якова Грота «Петр Великий как просветитель России» (1872), при своей ненасытной любознательности Пётр Алексеевич часто чувствовал скудость своих познаний и жаловался на недостаточность своего школьного образования. Однажды, войдя в учебную комнату своих дочерей и застав их за уроками, он со вздохом сказал: «О, если бы я в моей молодости был выучен как должно!». Обучал Петра в раннем детстве дьяк Никита Зотов. Читали азбуку или букварь, потом часослов, псалтырь, учили наизусть Евангелие. Когда царевичу исполнилось восемь, его начали учить писать. Пётр учился также церковному пению и часто, уже будучи царём, басом пел на клиросе. Из переписки Петра с его приближёнными видно, что Пётр знал греческую и римскую мифологию. Однако многие исследователи отмечают, что Пётр до конца жизни писал с ошибками. Подробно узнать о годах обучения Петра Великого, о его жизни в загородных резиденциях в Преображенском и Измайлово, в московской немецкой слободе можно благодаря видеофильму Президентской библиотеки «Учителя Петра I», который целиком опирается на материалы электронного фонда библиотеки.

По распоряжению Натальи Кирилловны было нарисовано множество картинок на разные темы и развешено по комнатам. По ним учитель Зотов знакомил мальчика с великими подвигами русских полководцев, рассказывал о кораблях, городах. В своих детских играх «с робятками» в селе Преображенском царевич повторял и в лицах изображал всё виденное на картинках: и крепости строил, и полки водил. Историк Иван Голиков в книге «Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великаго» (1807), приводит рассказ Петра Крёкшина, собирателя рукописных документов по русской истории, одного из первых биографов Петра I, объясняющего, почему Пётр долгие годы боялся воды.

Когда царевичу Петру было только пять лет, он ехал в карете на руках у матери. От долгой дороги (они направлялись в монастырь, «на богомолье») оба задремали. Переезжая ручеёк, от весеннего наводнения сделавшийся рекою, карета сильно накренилась и наполнилась водой. От шума воды, криков людей, маленький Пётр в ужасе проснулся. «…Увидя бледность испуганной матери, воду в карете и шумное стремление воды, столько поражён был страхом, что тогда же получил лихорадку». Это сильное впечатление сказывалось много лет, и Пётр, как утверждает автор, «имел отвращение от воды» до четырнадцатилетнего возраста. Помог избавиться от страха Петру, если верить автору, его воспитатель князь Борис Голицын. На охоте он подстроил маршрут так, чтобы пришлось искупать «уставших и запылённых» коней в реке Истре, как, мол, часто делал и царь Алексей Михайлович. В тот же миг по предварительному указанию охотники, бывшие при Петре, бросились купаться, а сам Голицын на коне пошел через реку. Царевич «постыдился показать себя страшащимся воды» и сделав над собой усилие, въехал в воду. Похожая история, по рассказу автора, повторилась вскоре и в селе Измайлово, в «котором было несколько прудов, способных к купанию». Наблюдая, как люди резвятся в воде, Пётр окончательно справился со своим страхом и присоединился к ним. Правда это или предание, наверное, сейчас уже не установить. Но факт остается фактом: именно здесь, в этом селе юный Пётр нашел тот самый английский ботик, с которого начинается его увлечение кораблестроением и который позже назовут «дедушкой русского флота».

В десятилетнем возрасте царевича Петра ждали сильнейшие потрясения. Старший брат Фёдор умер, Пётр был вырван из своего уединения в Преображенском и посажен на престол. А вскоре на его глазах разыгралось стрелецкое восстание, организованное его сводной сестрой Софьей. Он стал свидетелем кровавых сцен, убийства дяди, унижения матери, испытал страх за свою жизнь. После этого Пётр должен был разделить царствование со сводным братом Иоаном, но по сути, управление государством перешло в руки царевны Софьи. Для малолетних государей даже был изготовлен специальный двойной трон, с окошечком и местом для подсказчицы-царевны позади.

Пётр продолжал жить в Преображенском, учителя Зотова от него удалили, нового не дали. И тут много зависело уже от самого Петра. Так, например, узнав в четырнадцать лет о существовании прибора, позволяющего измерять расстояния «не доходя до того места», он велел выписать себе его из Франции. Но как работать с астролябией, никто из его окружения не знал. Через знакомого медика отыскали голландца Франса Тиммермана, который по просьбе Петра и стал в дальнейшем обучать царя арифметике, геометрии и фортификации.

В то же время потешные битвы Петра Алексеевича с ровесниками становились все серьёзнее. К 1687 году он составил два полка, названных по имени двух царских сёл – Преображенским и Семёновским. Они сооружали крепости, проводили почти настоящие бои. Историки рассказывают, что в одном из таких боёв лопнувшая ручная граната даже обожгла лицо царю и ранила многих офицеров. Именно здесь зарождались будущие великие победы будущего Великого Петра, такие как захват Азова, разгром шведов под Полтавой, многие другие. «Потешные войска» в скором времени стали лучшими российскими полками нового образца, а многие из тех, с кем разделял в юности царь Пётр свои забавы, стали в дальнейшем знаменитыми полководцами.

О детстве, юности и учителях Петра Великого – в материалах Президентской библиотеки

В 2022 году будет широко отмечаться 350-летие со дня рождения первого российского императора, создателя русского флота Петра I. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Президентская библиотека посвятила Петру Алексеевичу Романову, названному за его грандиозные свершения Великим, обширную подборку «Пётр I (1672–1725)», ставшую частью цифровой коллекции «Династия Романовых. Земский собор 1613 года». В подборку вошли исторические документы, деловая и личная переписка монарха, посвящённые ему исследования, библиография и многие другие материалы. Так, можно ознакомиться с изданиями «Бумаги императора Петра I», «Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого: 1672–1725», «Пётр Великий, последний царь московский и первый император Всероссийский», «В Петербурге при Петре Великом» и иными раритетами.

Будущий император Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 года. Историк и педагог Сергей Рождественский в своём труде «О Петре Великом» (1872) пишет: «Весело встретил жизнь царевич Пётр. Он был крепкого здоровья, красив собою; яркий румянец так и играл на щеках его; в десять лет он казался шестнадцатилетним… В мальчике между тем с ранних пор начала обнаруживаться также необыкновенная живость и острота ума».

У кого же будущий великий император учился строить корабли и управлять страной?

В Московском государстве во второй половине XVII столетия европейское образование только входило моду. У старших братьев и сестры Петра – Федора, Софьи и Ивана – наставником был Симеон Полоцкий, один из образованнейших людей того времени. Самого же Петра учили по старинке – по церковным книгам. «Для обучения грамоте приставили к нему, по тогдашнему обыкновению, дьяка Зотова, человека раболепного…» – писал историк Василий Золотов в исследовании «История Петра Великого» (1872).

Публицист Борис Глинский в издании «Царские дети и их наставники» (1912) отмечает: «К чести Зотова надо отметить, что он не ограничил своего учительства такими несложными предметами, как простая грамотность и учение священных книг наизусть». Зотов составлял для царевича «училища» – тетради с историями из жизни царей – и поручал иллюстрировать их самым искусным художникам.

Со смертью отца, царя Алексея Михайловича, и вступлением на престол старшего брата Фёдора при дворе возвысился род Милославских, родственников первой жены усопшего государя. Царевич Пётр и его мать Наталья Кирилловна, урожденная Нарышкина, оказались в опале, о чём рассказывает профессор Александр Брикнер в книге «История Петра Великого» (1882).

Они вынуждены были отправиться в село Преображенское под Москвой. «При грустном положении его матери одно только служило развлечением – игры со своими сверстниками, которых собрал ему еще отец его для потехи. За это они и назывались потешными», – пишет историк Владимир Сорокин в «Рассказах о Петре Великом» (1872). Со временем эти игры превратились в настоящие учения, а бывшие «потешные» войска стали верными Петру гвардейскими полками – Преображенским и Семеновским.

Юный Пётр любил бывать в Немецкой слободе – месте поселения выходцев из европейских стран. Однажды, заинтересовавшись устройством и работой привезённой из-за границы астролябии, Пётр обратился за разъяснениями к голландскому предпринимателю Францу Тиммерману, который стал его учителем по геометрии, арифметике, артиллерии и фортификации. «Но каково, – писал Василий Золотов – было наставнику с таким учеником, который, по свидетельству современников, не умел ходить, а только бегал. Этим лучше всего выражается пылкость его души и ничем неудовлетворимое стремление к приобретению знаний». Однако, по свидетельству Бориса Глинского, Пётр «без труда скоро достиг до многосложной теории астролябии, затвердил все иностранные термины фортификации, вычислил размеры орудий и определил, при каких условиях, в каком расстоянии может пасть на данную точку бомба».

Однажды в Измайлово, в амбаре, Пётр обнаружил старый английский бот. Мысль, что лодка может ходить против ветра, привела царя в восторг. Этого оказалось достаточно, чтобы он начал строить флот. К пятнадцати годам Пётр владел четырнадцатью ремеслами.

В 1696 году он наконец становится полноправным правителем.

Конечно, своим образованием юный царь был обязан не только учителям и наставникам, но и собственной тяге к знаниям и любознательности. Об этом свидетельствуют многие издания, входящие в подборку Президентской библиотеки «Пётр I (1672–1725)». В том числе и видеоматериал «Учителя Петра I», подготовленный специалистами библиотеки и представленный на портале учреждения.

Петр I России — Академики

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с таким точным названием.

  • Начать статью о Петре I ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Peter_i_of_russia&action=edit ) .
  • Поиск Петра I в других статьях.
  • Найдите Петра I в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
  • Ищите Петра I в палате общин, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Peter_i_of_russia&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена.
    Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География (
    http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography
    )
    • Страны мира ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference
    )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки (
    http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies
    )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports
    )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )

Информация

  • Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
  • Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )

  • Картинки ( http://classroomclipart. com )
Поиск
Ящик для инструментов
  • Специальные страницы
Личные инструменты

Петр Не очень Великий Отец | Psychology Today

Источник: ViktorSarafinchan/Shutterstock

Сегодня я представляю вам «Как безумие сформировало историю», выпуск ко Дню отца. История полна плохих отцов (плохих мам тоже, но День матери уже прошел. В следующем году.) Придумываем голосование за

Худший папа в истории был бы трудным, но претендентом этого года я выбрал Петра Великого из России.

Петр пришел к власти в период беспорядков и насилия (Эй, а кто не пришел? Вы думаете, они раздают полномочия кому угодно?) Провозглашенный царем в юности, в его правлении изначально доминировала его авторитарная сводная сестра. Это привело к кровавому убийству некоторых сторонников Петра, по крайней мере, свидетелем некоторых из которых он был. Когда он достиг зрелости, он восстал против своей сводной сестры и успешно сбросил ее ярмо. Некоторое время он правил со своим немощным сводным братом Иваном. Мать Питера доминировала над ними обоими. К 1696, когда Петру было около 20 лет, его мать и брат были мертвы, и Петр стал самодержцем.

Для русского царя репутация Петра, как правило, довольно хорошая (может быть, не «Великий», но довольно хорошая). Ему приписывают модернизацию России и превращение ее в крупную европейскую державу. Он в значительной степени создал основу российского военно-морского флота и, после некоторой неуклюжей первоначальной стратегии, выиграл Северную войну против Швеции (Швеция подготовила почву для глупых вторжений в Россию, закончившихся катастрофой — образец, которому последуют Франция и Германия) . Он основал город Санкт-Петербург, ставший столицей России до XIX века.17 оборот.

А еще он был, ну, своего рода придурком. Он не ладил со своей первой женой, поэтому бросил ее в женский монастырь (в средние века, в котором Россия еще как-то застряла, женские монастыри были местом, куда отправляли «нежеланных» женщин, чтобы покончить с ними). воспитывать интерес к науке, медицине и стоматологии, привнося в Россию новые методики. Но ему также нравилось пробовать их, иногда с придворными, которые были… менее чем полностью согласны (или даже нуждались в рассматриваемой операции).

, что трудно сделать — и попробовать.

Но вернемся к Дню отца. У Петра был сын Алексей от первой жены. Алексей рос ленивым, мечтательным ребенком, который, по-видимому, хотел проводить время, срывая лепестки с ромашек и гуляя со своей девушкой (у него была одна. У него была и жена). Алексей и Петр не ладили. Некоторые из их проблем, например, попытки Петра заинтересовать Алексея армией, кажутся вечными спорами между авторитарными отцами и ленивыми сыновьями, но они действительно не заботились друг о друге, и отношения со временем еще больше распались.

Стоит отметить, что дворянские семьи того периода не всегда проводили вместе много времени за чтением сказок на ночь или посещением Диснейуорлда. Таким образом, те тесные семейные узы, которые мы ожидаем от семей сегодня, не всегда были чем-то особенным.

Некоторые отцы действительно пытались добиться большего (английский Георг III сделал все возможное, чтобы разрушить ганноверское проклятие плохих отношений отца и сына… и потерпел неудачу с Георгом IV), но отдаленные отношения отца и ребенка были обычным явлением.

В конце концов Алексей бежал в Австрию, где австрийский император сочувствовал его бедственному положению. Однако это бегство наследника престола было огромным унижением для России. В конце концов Петр уговорил Алексея вернуться в Россию, пообещав, что Алексей не будет наказан и ему будет позволено жить спокойной жизнью, свободной от государственных дел.

В истории Colossally Lost Trust ошибка Алексея, поверившего Питеру, была огромной. По возвращении в Россию Алексея пытали и заставляли признаться в заговоре с целью свержения Петра. Многие из его друзей и последователей также были замучены и казнены. Алексея хлестали печально известным русским кнутом (многозубым кнутом) и в результате этого избиения скончался.

Итак, никаких конфет для Питера в День отца.

В современном мире Питер был бы папой, который побывал во Вьетнаме и хотел, чтобы его ребенок остепенился и нашел настоящую работу, а Алексей сбежал бы в Лос-Анджелес, чтобы создать группу. За исключением того, что Петру было бы нехорошо забить Алексея до смерти. И вы говорите, что в современную эпоху все стало еще хуже?

В конце концов карма Питера вернулась к нему. Он жил быстро, с особой любовью к алкоголю. К 50 годам у него начались проблемы с мочеиспусканием, явно болезненное состояние. Я не врач, но мне интересно, могут ли симптомы быть связаны с проблемами, связанными с простатой. Во всяком случае, ему сделали операцию, во время которой, как говорят, было удалено четыре фунта мочи. Это немного решило ситуацию, но состояние вернулось, и Питер умер от мучительной боли. При вскрытии было обнаружено, что его мочевой пузырь стал гангренозным.

Итак, что может заставить отца задуматься об убийстве своего сына, спросите вы? Очевидно, у вас нет детей (шучу, шучу!) Серьезно, как и в большинстве случаев, когда мировые лидеры ошибаются, Питер был потомком жестоких личностей, вероятно, генетически предрасположенных к антиобщественным чертам, а затем воспитанных в жестокой и жестокой среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *