«Мильон терзаний» краткое содержание за 1 минуту и подробно за 7 минут
⭐⭐⭐⭐⭐ «Мильон терзаний» за 1 минуту и подробно за 7 минут.
Содержание
Очень краткий пересказ критического этюда «Мильон терзаний»
На основе анализа действий Чацкого, признанного автором самым умным героем пьесы «Горе от ума», в критическом этюде перед читателем разворачивается картина исторической эпохи с царящими в ней нравами.
Представителем свежих новых веяний выступает искренне влюбленный в Софью — Чацкий. Он неожиданно сталкивается с непонятной холодностью девушки. Это вызывает его беспокойство, переходящее в озлобленность и закончившееся открытым конфликтом с московской знатью, отстаивающей собственные устаревшие консервативные представления о нравственности и морали.
Чацкий одинок среди множества людей. Его не понимает воспитанная на французских романах Софья, стремящийся к богатству и почестям Фамусов, двуличный угодливый Молчалин. Порицает юношу собравшаяся на балу толпа из оригинальных типажей, а невеста объявляет его сумасшедшим.
 Конфликт завершается бегством Чацкого.
И. Гончаров считает, что комедия «Горе от ума» не утратит актуальности при любой эпохе, так как образ одинокого борца за свободу возникает на исторической арене объективно при смене веков.
В этом заключается отличие деятельного, активно развивающегося духовно Чацкого от праздно прожигающих жизнь Онегина, Печорина — персонажей произведений Пушкина и Лермонтова. Такие герои быстро исчезают.
Характеристика и оценка Гончаровым героев:
-  Чацкий  —  основные сюжетные линии комедии концентрируются вокруг этого героя, которому автором отведена главная роль. Чацкий умен, безукоризненно честен. Он деятельный, остроумный, начитанный, искренний. Это сильная личность с собственным мнением и свободолюбивыми мыслями. Ему чужда праздность, легкость чувств. Чацкий серьезно и нежно любит Софью, стремясь жениться на ней. Не найдя поддержки и сочувствия, молодой человек становится беспощадным и саркастичным. Ему приходится бежать из не принявшей свежести его идей Москвы, увозя в душе «мильон терзаний».
 Чацкий не воин и не победитель. Он застрельщик, обличитель лжи, поэтому его стезя — быть жертвой. - Софья — противоречивая натура, в которой природой заложены задатки мечтательности, нежности, женской мягкости, горячего участия, живого ума. Но губительное влияние старорежимного воспитания не позволило раскрыть все грани сильного характера. Софье приходится пережить беспощадное разочарование из-за предательства Молчалина, к которому она была благосклонна. Этот удар оказался даже тяжелее, чем «мильон терзаний» Чацкого.
 - Молчалин — умеющий угождать и вести себя прилично маленький небогатый чиновник вращается в кругу влиятельных людей. Внешне секретарь Фамусова — это тихий, терпеливый, льстивый, вкрадчивый человек без собственного мнения. Внутренняя его расчетливость, стремление к почестям, лживость, лицемерие раскрывается в сцене, когда он пытается соблазнить служанку Лизу.
 -  Фамусов  — опасающийся за свое однообразное безмятежно-праздное существование отец Софьи мечтает всегда быть почитаемым и богатым «тузом».
 Он защищает устаревшие нравственные принципы, боится пересудов и отрицательного мнения знатных знакомых, не признает учености, критикует свободолюбивые высказывания Чацкого. 
Другие эпизодические герои:
- А. С. Грибоедов (1795-1829) — драматург дворянского происхождения. Поэт, дипломат, композитор.
 - А. С. Пушкин (1799-1837) — драматург, поэт. Сын потомственного дворянина, литературный критик, прозаик, публицист, историк. По мнению Гончарова он «плодотворен, силен, громаден».
 - М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — поэт, драматург, прозаик, художник.
 - Д. И. Фонвизин (1745-1792) — лингвист, литератор, статский советник.
 -  Онегин  — главный герой одноименного популярного романа в стихах А. С. Пушкина, характеризуется Гончаровым как неспособный к активной деятельности молодой человек, стремящийся блистать в обществе, ухаживать за дамами, в том числе, и замужними.

 - Печорин — персонаж романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова, по мнению Гончарова, озлоблен на действительность, но не готов активно противостоять ей. Ведет праздный образ жизни, скучает.
 - Екатерина II — Императрица Самодержица Всероссийская. Годы правления — 1762-1796.
 - Николай I — Император Всероссийский. Годы правления — 1825-1855.
 - Скалозуб — потенциальный жених Софьи.
 - Горичевы — московская семья, состоящая из утратившего бодрость под влиянием приторной светской жены мужа, превратившегося в опустившегося подкаблучника.
 - Графиня-внучка, шесть княжон, старуха Хлестова, княгиня и князь Тугоуховские, угодливый мошенник Загорецкий — это оригинальные представители московской знати, присутствующие на балу.
 -  Лиза  — смешливая веселая служанка Софьи.

 
Краткое содержание критического этюда «Мильон терзаний» подробно
«Горе от ума» в сравнении с другими произведениями отличается своеобразной моложавостью, особенной свежестью, бодростью и живучестью.
Речь не идет о противопоставлении комедии Грибоедова бессмертным сочинениям гениального Пушкина, а также произведениям других знаменитых писателей: Лермонтова, Фонвизина. Сравнению подлежат передовые герои (например, Онегин, Печорин), которые быстро ушли в прошлое, оставшись только в литературе.
Этого не случилось с пьесой «Горе от ума», которую все восприняли как образцовое произведение, раскрывающееся с разных сторон. Для одних ценностью служит возможность окунуться в атмосферу московских нравов изображаемой в комедии эпохи. Другим интересна насыщенность произведения меткими эпиграммами, живой яркой жгучей сатирой — моралью.
Произведение на примере двадцати лиц охватывает исторический промежуток, начиная от правления Екатерины и заканчивая восхождением на трон императора Николая.
 В «Горе от ума» отражен самобытный московский дух и сложившиеся в тот период времени нравы.
Конечно, основные черты грибоедовских героев с течением времени видоизменились и не встречаются в действительности в таком ясном прочтении. Но общечеловеческие образцы не исчезают. Остается угодничество, стремление к чинам и почестям.
Яркие четко обозначенные образы всех персонажей, колорит эпохи, живой язык повествования, соединивший меткую шутку, юмор, самобытный ум, злость образуют изящную, необыкновенную, тонкую и одновременно страстную комедию, как сценическую, так и жизненную.
Чацкому, которому А. Пушкин в своем письме, адресованном А. Бестужеву, отказал в уме, отведена главная роль. Грибоедов же уже в названии комедии заранее информирует о том, что этот герой умен. Понять это позволяет его остроумная речь, безукоризненная честность.
Если сравнивать Чацкого, изображенного в роли искреннего деятельного горячего юноши, с Печориным и Онегиным — болезненными паразитирующими порождениями уходящего времени, то герой Грибоедова, начинающий новый век, несомненно, умнее их.
Он учился, путешествовал, много читал, серьезно любил, а не прожигал, тоскуя, праздно свою жизнь. Конечно, Чацкому довелось, не найдя живого сочувствия, испить горькую чашу, в итоге, до дна. Увозит он «мильон терзаний», чем запоминается читателю и зрителю.
В начале действия влюбленный Чацкий, вернувшийся в Москву после трехлетнего отсутствия, сразу появляется у Софьи. Он радуется встрече, смотрит девушке в глаза и вдруг чувствует непривычный холод с ее стороны. Юноша огорчается.
Он озадачен и слегка раздражен. Он пытается, как и раньше, увлечь Софью разговором, пересыпая свою речь меткими характеристиками Москвы и всех присутствующих в доме персонажей. Но его остроты оставляют девушку равнодушной.
Софья резко, с плохо скрываемой злостью, реагирует только на замечания Чацкого о Молчалине. С этого момента практически все действие пьесы раскрывается на фоне разгадывания Чацким причин холодности Софьи, которую он искренне любит.
При следующем посещении он рассеянно отвечает на вопросы Фамусова, почти не замечая его.
 Интересует Чацкого только Софья. Немного оживило разговор замечание Фамусова о необходимости молодежи учиться у старших. Такое раболепство было не по нраву Чацкому, который возразил, что в век минувший добивался славы тот, у кого «чаще гнулась шея». Однако спор быстро затихает.
Заинтересовали юношу слова Фамусова о Скалозубе и его возможном сватовстве к Софье. Раздражение Чацкого возрастает. Он резко реагирует на похвалы в свой адрес со стороны Фамусова, сожалеющего, что такой умный человек нигде не служит.
С этого момента в комедии разворачивается еще одно важное противостояние многочисленного лагеря «отцов», ярким представителем которых служит стремящийся быть «тузом» Фамусов, с отважным «врагом исканий». Эта сюжетная линия важна для понимания основной цели произведения. Явной победы, по замыслу автора, не одерживает ни одна из сторон.
Параллельно развивается психологически тонко вычерченная пронизывающая все произведение интрига любви. Понимание ситуации для Чацкого наступает после наблюдения обморока Софьи, случившегося, когда Молчалин упал с лошади.
 Теперь на подозрении у него уже два  соперника, что вызывает сильные душевные переживания и муки.
Перед балом он задает Софье прямой вопрос о том, кого девушка любит. Хотя ответ был уклончив, он позволяет понять, что у Чацкого надежды нет. Но он пытается выяснить, чем его соперник лучше.
После того как Софья обрисовывает уступчивый и покорный характер Молчалина, уходит с мыслями, что девушка не может любить такого человека. Но ревность утихла, а душу охладило чувство безнадежности.
Чацкий готов уехать. Однако, его вовлекает другая сторона московской жизни, развернувшаяся среди множества колоритных лиц на балу. Мастерски описываются разные группы, играющие собственную комедию с раскрытием характеров и законченностью действий.
Например, семейство Горичевых, представленное мужем, превратившимся быстро из бодрого человека под воздействием жеманной светской жены в угодливого подкаблучника.
Присутствует принарядившийся контингент невест — графиня-внучка, шесть княжон.
 Ярко обрисованы представители века прошлого — старуха Хлестова, княгиня, князь Тугоуховский, угодливый мошенник Загорецкий. На балу множество оригинальных лиц.
Чацкий до ухода успел настроить отрицательно против себя своих старых знакомых едкими саркастическими репликами, дав пищу для обсуждения. Его чаша терпения переполнена. Он ищет сочувствия у Софьи, поверяя, как другу, расстроенное душевное состояние.
В этот момент Чацкий не подозревает, что в лагере противников против него уже созрел заговор. Но главный коварный удар наносит Софья, назвав его сумасшедшим. Да и сам Чацкий, утомленный неравной борьбой, утрачивает остроту и точность мысли. Его речь становится бессвязной.
Юноша опускается до некрасивой сцены ревности, когда увидел, как Молчалин встретился с Софьей. Он несправедливо обвиняет девушку, утверждая, что она давала ему надежду. В бешенстве он обрушивает свой гнев на всю толпу предателей, мучителей.
Бежит прочь из Москвы, вынеся собственный беспощадный приговор всему окружению.
 Уезжает, чтобы найти «оскорбленному чувству» тихий спокойный уголок. Может, если бы не сжигал Чацкого «мильон терзаний», он смог бы остановиться, призвать свой здравый ум и не наделать «этой кутерьмы»? Но ответа он на этот вопрос, конечно, не нашел бы.
Катастрофа, вызванная сверкавшим на протяжении всей пьесы умом Чацкого и разразившаяся в конце комедии, как гром, поразила всех персонажей. Софья, обладающая задатками женской мягкости, живого ума, со стыдом узнала истинный характер Молчалина.
Пострадал и Фамусов, которого, конечно, Чацкий не образумил, но покой того был возмущен беспокойством о мнении московской знати. Молчалину придется скрываться после того, как он выдал свою низменную натуру, признаваясь служанке Лизе, что увлечен ею, а не Софьей. Все знакомые Чацкого, присутствовавшие на балу, попали под его меткие обличения. Это вызовет со временем новые противоречия.
Уже появляются единомышленники Чацкого, породившего раскол обличением отживших истин и лжи. Например, брат Скалозуба оставил службу, начал читать книги.
Положительность Чацкого заключена в требовании свободы выбора. На определенном историческом этапе он сломлен превосходящим количеством старой изжившей себя силы. Но ему удается нанести смертельный, серьезный удар уходящей эпохе качеством свежей жизнеутверждающей силы. Чацкие неизбежно появляются при смене исторических периодов. В этом заключено бессмертие комедии Грибоедова.
При театральной постановке пьесы артистам необходимо при ограниченном пространстве четко и тонко проживать свою роль. Важно донести присутствие в произведении двух, вложенных одна в другую, комедий (любовной интриги и общей эпохальной битвы).
Кратко об истории создания произведения
И. А. Гончаров — действительный статский советник, известный литературный критик, писатель создал критический этюд «Мильон терзаний» в 1872 г. Это произведение, основанное на глубоком анализе комедии «Горе от ума», признано классическим образцом прогрессивной литературно-эстетической мысли.
Анализ произведения
Кроме непосредственно анализа характера и поступков Чацкого И.
 Гончаров акцентирует внимание на особый колорит московского общества, характерный для переломного момента на рубеже XVIII и XIX в.
Автор спорит с А. Пушкиным, который в своей критике «Горе от ума» посчитал Чацкого не умным человеком. Гончаров утверждает, что главный герой произведения превосходит по уму всех персонажей пьесы.
И. Гончаров дает ценные рекомендации, позволяющие полноценно раскрыть смысл выдающегося бессмертного произведения Грибоедова на театральной сцене. Он считает, что это возможно только при тонкой передаче душевных переживаний каждого героя пьесы.
Нужен конспект на тему И. Гончарова
Главные тезисы статьи Гончарова “Мильон терзаний”.
______________________________________
1. “Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, 
прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека 
со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, 
переживёт и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.
2. …Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея 
живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и 
комедия, и скажем сами за себя- больше всего комедия — 
какая едва ли найдется в других литературах. 
Как картина, она, без сомнения, громадна.
3. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны 
с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в 
её поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. 
Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила 
мотивом, поводом к раздражениям, к тому “мильону терзаний”, 
под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему 
Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, 
нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась 
вся комедия.
4. Чацкий рвется к “свободной жизни”, “к занятиям” наукой и 
искусством и требует “службы делу, а не лицам” и т. д. 
На чьей стороне победа? 
Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, 
по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, 
в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы.
5. “Мильон терзаний” и “горе! ”- вот что он пожал за все, 
что успел посеять. 
До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные 
места врагов. 
Фамусов ничего не находит, как только зажать уши против его логики,
и отстреливается общими местами старой морали. 
Молчалин смолкает, княжны, графини — пятятся прочь от него, 
обожженные крапивой его смеха, и прежний друг его, 
Софья, которую одну он щадит, лукавит, скользит и наносит 
ему главный удар втихомолку, объявив его, под рукой, вскользь,
сумасшедшим.
6. Много можно бы привести Чацких — являвшихся на очередной 
смене эпох и поколений — в борьбах за идею, за дело, за правду,
за успех, за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской
жизни и труда-громких, великих дел и скромных кабинетных подвигов. 
О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и 
знали, а иные еще продолжают борьбу. 
Обратимся к литературе. Вспомним не повесть, не комедию, 
не художественное явление, а возьмем одного из позднейших 
бойцов с старым веком, например, Белинского.
 
Многие из нас знали его лично, а теперь знают его все. 
Прислушайтесь к его горячим импровизациям — и в них звучат 
те же мотивы — и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого. 
И так же он умер, уничтоженный “мильоном терзаний”, убитый 
лихорадкой ожидания и не дождавшийся исполнения своих
грёз.
7. Если читатель согласится, что в комедии, как мы сказали, 
движение горячо и непрерывно поддерживается от начала 
до конца, то из этого само собою должно следовать, 
что пьеса в высшей степени сценична. 
Она такова и есть.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, 
частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным 
и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. 
Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно 
другая, и действие завязывается снова, частная комедия 
разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
Горе и страх отпустить
 В начале горе — это туман — густая, плотная и бесконечная преграда между вами и миром, каким вы его когда-то знали.
 Вы полагали, что он поднимется, как это обычно делает туман, но после дней, а затем недель, проведенных под его тяжелым покровом, вы начинаете задаваться вопросом, стало ли это частью вашей повседневной жизни. В такие моменты вы, возможно, думали:  «Все, чего я хочу, — это чувствовать себя лучше»,   потому что вы хотите чувствовать себя   нормальным  ,   что бы это ни значило для вас. И все же простота «нормального» существования кажется непостижимой. Невозможно даже.
 Затем, в один прекрасный день, вы оглядываетесь и понимаете, что можете видеть немного дальше перед собой. Вещи становятся более красочными и проясняются. Дни начинают становиться немного легче, ночи немного спокойнее. Слезы приходят немного реже, и такие вещи, как смех, радость и  благодарность , снова становятся частью вашего эмоционального репертуара. Малейшая полоска света разрезает тьму, и вы понимаете, что именно так выглядит  «исцеление от горя» .
 Вы также понимаете, что прогресс не так сладок, как вы себе представляли.
«Что-то не так», — говорите вы себе. «Я должен чувствовать себя лучше, если чувствую себя лучше».
Горе смешно, знаете ли? Вы отчаянно хотите, чтобы он ушел, за исключением тех случаев, когда вы не хотите, чтобы он ушел.
Со временем, кажется, любовь смешалась с болью и горем. Вы понимаете, что ваша боль стала выражением утраченной любви — то, как вы чтите своего любимого человека, единственная постоянная связь между жизнью с ними и жизнь без их, а также элемент доказательства того, что их жизнь оставила неизгладимый след на тех, кого они оставили после себя.
Очевидно, пока ты желал прогнать боль горя, она превратилась во что-то совсем другое. Может быть, в каком-то смысле горе даже стало определять вас в контексте жизни после потери. Кто вы, если не тот, кто скорбит о потере кого-то особенного? И кто они, если вы не здесь, в жизни, не бодрствуете за них?
 Если вы боретесь с какими-либо из этих мыслей или опасений, вы не единственный.
 Подобные чувства охватывают многих людей, и они могут выглядеть примерно так:
Сегодня я чувствую себя хорошо, это должно означать, что я забыл своего любимого человека!
Мои страдания — это знак того, как много мой любимый значил для меня. Если я не страдаю, моя любовь к ним должна уменьшаться!
Если я перестану чувствовать глубокую боль горя, это будет признаком того, что жизнь может продолжаться без моего любимого человека, и я просто не позволю этому быть правдой.
Я знала, как быть женой, и я знаю, как быть скорбящей вдовой, но я не знаю, как быть вдовой, у которой хорошие дни и которая движется вперед.
Единственное, что связывает меня с любимым человеком и поддерживает память о нем, — это глубокая боль моего горя. Любая маленькая частичка этого горя, которая исчезает, является еще одной частью исчезновения моего любимого человека .
 Эти чувства очень распространены, обещаю.
 Обычно люди испытывают крайне противоречивые чувства по поводу улучшения самочувствия, и, хотя это может показаться нерациональным, также часто тяготеет к боли. Когда кажется, что альтернативой чувству боли является потеря связи с любимым человеком, какой другой выбор у вас есть?
Что делать? Я подозреваю, что ответ на этот вопрос будет личным и специфичным для вас, но вот что я предлагаю:
Шаг первый: самый большой шагПомните, память о вашем близком не живет в боли горе.
Скажи это со мной: Память о любимом не живет болью моего горя.
Тогда где живет память о любимом человеке? Как бы банально это ни звучало, память о любимом человеке живет в ВАС.
 Он живет в историях, которые вы рассказываете людям о своем любимом человеке. Он живет в воспоминаниях, которыми вы делитесь вместе с друзьями и семьей. Оно живет в том, что вы делаете, чему вас научил любимый человек. Оно живет в вещах, которые вы делаете в их честь и память.
 Она живет в каждой глупой мелочи, которую вы делаете, чтобы оставаться с ними на связи, — от фотографирования до прослушивания музыки, которую они любят, до выпечки их любимого торта и до всего, что вы делаете, чтобы  сохранить связи  .
Теперь легко понять, почему эта реальность может сбивать с толку, потому что вначале многие из вышеперечисленных вещей приносили вам много боли. Такие вещи, как музыка, фотографии и другие напоминания могут легко спровоцировать приступ неконтролируемого плача и бесконечные часы на диване за поеданием Бена и Джерри. Когда-то напоминания приравнивались к грусти… Так что нетрудно догадаться, что, если боль начинает уходить, эти вещи значат для тебя меньше… А это значит, что память о твоем близком исчезает… А это значит, что твоя любовь к нему уменьшается.
Но это не то, что происходит, Обещаю .
 Мы, люди, способны на удивительные вещи, такие как устойчивость и приспособляемость. Со временем ваш мозг учится справляться с эмоциональной болью, и медленно, но верно вы получаете немного больше контроля над памятью.
 По мере того, как вы отходите от своей потери, боль начинает немного ослабевать. Вы должны понимать, что ваш любимый человек , а не  исчезает, когда ваша боль уменьшается; скорее, вы учитесь жить с памятью о любимом человеке по-другому.
Шаг второй
Примите мысль о том, что по мере уменьшения боли вы действительно можете найти больше места для продолжения связей и сохранения памяти о любимом человеке.
Пример: Сразу после смерти моего отца, если по радио в машине звучала песня Creedence Clearwater Revival (CCR), мне приходилось немедленно переключать станцию. Это было слишком, я сразу истерически плакала и представляла опасность для себя и других водителей. Теперь, когда песня CCR звучит по радио, есть вероятность, что я буду подпевать, станцевать нелепый автомобильный танец и рассказывать всем вокруг, насколько эта песня напоминает мне моего отца.
Третий шаг
Примите осознанное решение продолжить облигации.
Ваша связь с любимым человеком может стать частью вашей повседневной жизни, даже если вы движетесь вперед и находите «новую норму» (я знаю, что некоторые из вас ненавидят этот термин!). Итак, выясните, как это выглядит для вас. Не знаете, с чего начать? Прочтите нашу статью 16 советов, как сохранить связь с людьми, которых мы потеряли . Вы можете быть удивлены, увидев, что, находя позитивные способы сохранить связи с человеком, которого вы потеряли, вы можете отпускать все больше и больше боли, не опасаясь, что вы отпускаете человека, которого любите.
Боролись со страхом «двигаться дальше»? Оставьте комментарий, чтобы сообщить нам. И не забудьте подписаться, чтобы получать 2 новых сообщения о горе каждую неделю прямо на ваш почтовый ящик!
Как справиться с горем
 Словарь определяет «горе» как «глубокую печаль, как из-за потери; печаль» (НАХД).
 Это не ограничивается, но, безусловно, включает потерю любимого человека. В том числе и чувство утраты, которое многие испытывают к погибшим в терактах. Люди скорбят о потере отношений, карьеры, молодости, невинности и многих других вещах.
Те, кто прожил какое-то время, хорошо знакомы с горем и знают, что это неотъемлемая часть жизни. Мы не можем избежать всего горя, но мы можем избежать всех разрушений, которые может вызвать горе.
Первое, о чем я всегда говорю тем, кто переживает горе, это то, что их ситуация не уникальна. Я думаю, это очень важно. Одна из самых обманчивых уловок дьявола — заставить вас думать, что никто другой не знает, через что вы проходите. Были даже написаны песни о том, что «никто не знает моей беды, никто не знает моей печали». Это просто неправда.
 Писание очень ясно говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» (1 Кор. 10:13). Любая ситуация, в которой вы оказываетесь, не только переживаете другие, но и является общим опытом для всех нас.
 Это очень важно понять. Если сатана может заставить вас поверить, что ваша ситуация уникальна, вы автоматически освобождаете себя от любой доступной помощи. Независимо от того, как другие пытаются помочь, вы остаетесь вне их досягаемости, потому что, по вашему мнению, они не пережили вашу потерю и поэтому не могут понять или помочь вам. Это неправда.
Чтобы по-настоящему исцелиться и преодолеть горе, вам нужны другие люди. Жалость к себе и любой другой деструктивный результат горя может действовать только изолированно. Под воздействием радости других негативные последствия горя начинают умирать, точно так же, как это происходит с плесенью, когда она подвергается воздействию света. Если сатана может отрезать вас от других, то это как волк отделяет овцу от стада: вы легкая добыча.
 Апостол Петр говорил о диаволе (1 Пет. 5:8), а затем сказал: «Противостаньте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5). :9). Питер сказал, что утешительно знать, что другие испытывают те же проблемы.
В первые дни нашего служения люди толпами избегали наших собраний. Мне было трудно с этим справиться. Это причиняло мне горе. Затем я посетил несколько первых публичных собраний Кеннета Коупленда.
Он арендовал Мемориальный зал Уилла Роджера в Форт-Уэрте для трехдневного собрания. В этом зале было 3500 мест, а у него там была только одна или двести, самое большее. Когда я увидел, что у Кеннета такая же проблема с числами, как и у меня, это меня очень воодушевило. Меня не благословляло то, что люди не приходили на его собрания, но я набирался смелости, узнав, что кто-то, кого я знал, был помазанником, и у него были те же проблемы, что и у меня.
Те, кто переживает горе, должны видеть, что другие пережили подобное и пережили это. На самом деле люди продолжают процветать, а не просто выживать. Тому, кто отказывается от ободрения и надежды, исходящих от наблюдения за другими, которые продолжают свою жизнь, будет очень трудно пережить победу в одиночку.
 Еще одна очень утешительная вещь, о которой стоит помнить во время горя, это то, что ситуация носит временный характер.
 Одна из моих любимых фраз в Библии: «Свершилось». Вот почему оно пришло: пройти. Ни одна трагедия не постоянна. Даже смерть — это лишь временное разделение.
Это именно та логика, которую апостол Павел использовал, чтобы утешить тех, кто потерял любимого человека. В 1 Фессалоникийцам 4:13-18 он сказал: «Но не хочу оставить вас, братия, в неведении об усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и тех, которые спят в Иисусе, Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие и остающиеся до пришествия Господня, не предотвратим усопших. Ибо Сам Господь сойдет с неба при восклицании, при гласе архангела и при трубе Божией, и мертвые во Христе воскреснут прежде: тогда мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем в облака, в сретение Господу на воздухе; и так всегда будем с Господом. Поэтому утешайте друг друга этими словами».
 Смерть не является постоянным расколом для верующих.
 Просто долгая разлука. Мы будем едины с теми, кто умер. Память об этом принесет утешение (1 Фес. 4:18) и даже может дать большую положительную мотивацию.
Если рассматривать все наши трагедии с точки зрения вечности, то это сводит к минимуму их влияние на нас. Многое из того, о чем люди скорбят, будет полностью забыто через год. Все трагедии будут полностью забыты в вечности, когда мы в полной мере испытаем утешение Господа. В Послании к Римлянам 8:18 говорится: «Ибо я считаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас».
Пол подвергался большему преследованию, чем любой из нас. Это было связано не только с физическими мучениями, но и с эмоциональной болью, которую большинство из нас даже не может себе представить; однако он мог назвать все свои беды просто «легким страданием» (2 Кор. 4:17). Если страдания Павла были больше по количеству и качеству, чем наши, как мы можем оправдать то, что наше бремя велико?
 Его скорбь была легкой не потому, что она была меньше нашей, а потому, что он рассматривал ее с другой точки зрения.
Однажды женщина рассказала мне о своей ужасной ситуации и попросила помолиться за ее замужество. Ей предстоял четвертый развод, и она не думала, что сможет пережить еще один. Она сказала мне, что не христианка, но знала, что молитва работает, и хотела, чтобы я помолился за нее.
Я сказал: «А теперь позвольте мне прояснить ситуацию. Вы не христианин и знаете, что направляетесь в ад; и все же вы хотите, чтобы я молился о вашем браке, а не о вашем спасении?» Она сказала да.» Я сказал: «После того, как ты будешь гореть в аду тысячу лет, тебе будет все равно, был ты когда-нибудь женат или нет. Ваш брак не главное. Нам нужно молиться о вашем спасении!» Она согласилась, и я имел честь вести ее к Господу! Затем мы молились о ее замужестве.
 Бог заботится о наших браках и хочет, чтобы они были успешными, но я говорю, что в свете вечности брак не самое главное.
 Память об этом поможет тем, кто пережил трагедию в своем браке.
Сегодня многие люди возвысили множество вещей до уровня важности, отражающего их мирское мышление. Когда мы думаем обо всем, что ждет нас в вечности, наши проблемы уменьшаются до приемлемого размера.
Вероятно, самое главное, что я помогаю тем, кто переживает горе, это то, что Бог не является источником их горя. Я считаю, что это абсолютно необходимо. Любой, кто верит, что Бог прямо вызывает их горе или косвенно позволяет этому случиться, обречен на беду.
Многие люди совершенно потрясены этим последним заявлением. Большинство считает, что ничего не может произойти без Божьего одобрения. Как будто у Бога есть большой стол на небесах. Все приказы должны исходить оттуда или, по крайней мере, проходить через него, чтобы получить Его печать одобрения. Это не так. Происходит много вещей, к которым Бог не имеет никакого отношения.
 Посмотрите 2 Петра 3:9. В нем говорится: «Господь не медлит в отношении Своего обетования, как некоторые почитают медлительностью; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
 Вы не можете понять это яснее, чем это. Воля Божья не в том, чтобы кто-то погиб, но они погибают. Иисус даже сказал, что большинство войдет широкими вратами в погибель, а не узкими вратами, ведущими в жизнь вечную (Мф. 7:13-14). Это прямо против воли Бога. Не Бог обрекает людей на попадание в ад, и неправильно говорить, что Бог допускает это.
Господь делает все возможное, чтобы люди не попали в ад. Он послал Своего единородного Сына на землю, чтобы понести наши грехи. Он послал Своего Святого Духа, чтобы обличить нас и привлечь к Нему. Он посылает работников через наши пути. Любой человек, который попадет в ад, должен будет преодолеть все эти препятствия, которые Господь поставил на его пути. Это не Бог позволяет им идти в ад. Это собственная свободная воля людей, которую дал им Бог, вызывает их разрушение, а не Бог.
 Вера в то, что Бог вызывает или допускает то, что приносит нам горе, порождает много плохих вещей. Во-первых, это настраивает многих людей против Господа.
Я только что был с мужчиной, который боролся за свою жизнь. Он был на пороге смерти много раз. Он верил, что Господь позволил всему этому научить его чему-то. Он приписал свою болезнь Господу.
Его жене было так больно смотреть на его страдания, что она ожесточилась. Она не пошла с ним на некоторые собрания, где он искал исцеления. Он не понимал почему. Я сказала ему, что если бы я была его женой и думала, что Бог губит человека, которого я люблю, я бы тоже ожесточилась на Бога. Это то, что случилось со многими людьми.
Два очень известных человека, которых вы все знаете, случайно засвидетельствовали эту истину. Они сказали, что их антагонизм против Господа проистекает из людей, которых они любили, которые умерли или пострадали, и церковь сказала им, что это работа Бога. Они отвернулись от Господа по собственному признанию и побудили многих других сделать то же самое.
 Это все результат того, что христиане неправильно приписывают Богу верховную власть, которая возлагает на Него ответственность за все, что происходит.

 Чацкий не воин и не победитель. Он застрельщик, обличитель лжи, поэтому его стезя — быть жертвой.
 Он защищает устаревшие нравственные принципы, боится пересудов и отрицательного мнения знатных знакомых, не признает учености, критикует свободолюбивые высказывания Чацкого.

