Пётр II Алексеевич — что известно о внуке Петра I?
Содержание
- Детство Петра II
- Вопрос о наследовании
- Пётр Алексеевич — новый император
- Правление и личная жизнь
Внука Петра I звали так же, как и его великого деда — Пётр Алексеевич. Однако он, в отличие от знаменитого предка, стал едва ли не самой неприметной и скромной персоной в династии Романовых. Возможно, Пётр II сумел бы оставить хотя бы незначительный след в истории, если бы смог прожить хотя бы на десять лет больше.
Этот правитель взошёл на престол ребёнком и умер, так и не успев повзрослеть. Как вы понимаете, здесь некорректно говорить о великих делах и грандиозных замыслах. Но тем и интересна жизнь Петра II — она напоминала вспышку, которая, загоревшись на мгновение, тут же погасла. Что же может рассказать история об этом человеке?
Детство Петра II
Великий князь Пётр Алексеевич появился на свет в Петербурге в 1715 году. Его родителями стали сын Петра Великого Алексей и его супруга София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская. К сожалению, мать Петра II умерла вскоре после родов, не прожив и двух недель после разрешения от бремени.
Впрочем, даже если бы супруга Алексея Петровича прожила дольше, маленький Пётр и его старшая сестра Наталия вряд ли бы узнали, что такое счастливая семья. Брак их родителей был политическим расчётом Петра I и польского короля Августа II, причём каждый из правителей желал получить свою выгоду от этого союза. Как вы понимаете, чувства Алексея Петровича и Софии-Шарлотты никого не интересовали.
Луи Каравак «Царевич Петр Алексеевич и его сестра царевна Наталья Алексеевна» / Третьяковская галерея, МоскваМаленький Пётр Алексеевич был крещён самим Петром I и его сестрой, Натальей Алексеевной. Что примечательно, мальчик стал полной тёзкой своего деда, а многие современники предполагали, что он унаследовал и некоторые качества Петра Великого.
Однако о слишком тёплых чувствах царя к внуку говорить не приходится. Не секрет, что с царевичем Алексеем у Петра I были весьма сложные отношения. Кроме того, через несколько дней после рождения будущего императора Петра II у государя появляется собственный сын, которого он также называет Петром.
Несмотря на то, что это было нарушением старинной традиции (считалось, что нельзя называть ребёнка в честь живого родственника), царь словно бы лично создал конкуренцию двух юных царевичей, которых одинаково именовали. Хотя “конкурентом” для Петра II юного Петра Петровича назвать сложно — он умер в раннем возрасте.
Неизвестный художник «Портрет Петра II» / Эрмитаж, Санкт-ПетербургВопрос о наследовании
Смерть царевича Алексея заставляет Петра Великого иначе взглянуть на Петра Алексеевича. И если прежде со внуком занимались не слишком образованные немецкие няньки, то теперь царь требует нанять лучших учителей.
Более того, при проверке знаний у мальчика Пётр I пришёл в ужас и ярость. Его наследник, его родной внук практически не говорил по-русски, зато в совершенстве освоил латынь, немецкие и татарские ругательства.
Не исключено, что именно слабая образовательная подготовка внука заставила Петра Великого издать указ об изменении принципов престолонаследия.
С 1722 года было принято решение представлять преемником любого достойного человека по выбору предшествующего монарха. Вероятно, сам Пётр I возлагал на эти преобразования немалые надежды, однако именно он так и не успел назначить наследника перед своей смертью.
Василий Верещагин «Император Петр II-й Алексеевич» / Из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом»Когда Петру Алексеевичу исполнилось всего девять лет, на российский престол взошла вторая супруга Петра Великого, Екатерина I. Императрица была не слишком сведущей в государственных делах, из-за чего безграничной властью пользовались её соратники.
Особую роль при дворе играл сподвижник Петра Великого Александр Меншиков. Зная о слабом здоровье правительницы, Меншиков понимал, что вероятным наследником престола станет юный Пётр II, а потому всячески старался привлечь его на свою сторону.
Для этого было получено согласие государыни на брак Петра Алексеевича с дочерью Меншикова, Марией. Но по воле судьбы девушка так и осталась первой невестой великого князя, не став его супругой.
Иоганн Таннауер «Портрет Марии Меншиковой, первой невесты Петра II» / Эрмитаж, Меншиков дворец, Санкт-ПетербургПётр Алексеевич — новый император
В 1727 году императрица Екатерина I ушла из жизни. Согласно её завещанию, престолонаследником был объявлен Пётр II. При этом в Тестаменте отмечалось, что к юному императору следует приставить преданных и толковых наставников.
Конечно, самостоятельно править Пётр Алексеевич не мог — хотя бы в силу своего возраста. Это время стало истинным расцветом власти Меншикова, а также не менее влиятельных особ — Остермана (он был наставником Петра II) и представителей рода Долгоруковых.
Правление и личная жизнь
Император по-прежнему оставался подростком, который требовал серьёзной работы по его обучению.
В записке, написанной Петром II, значится следующий распорядок:
“В понедельник пополудни, от 2 до 3-го часа, учиться, а потом солдат учить; пополудни вторник и четверг — с собаки на поле; пополудни в среду — солдат обучать; пополудни в пятницу — с птицами ездить; пополудни в субботу — музыкою и танцованием; пополудни в воскресенье — в летний дом и в тамошние огороды”.Валентин Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Саксонский посол Лефорт так отзывался о Петре II:
“Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает, что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнёю; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности”.
В период правления Петра II его наставники старались следовать тем принципам, что были установлены ещё Петром Великим, однако отсутствие реформ усугубляло положение страны, в первую очередь вызвав кризис в армии и экономической сфере.
Кроме того, Пётр II стал пешкой в игре тех, кто искусно плёл интриги при дворе. Противники Меншикова сумели настроить императора против него, что стало причиной расторжения помолвки с Марией Меншиковой и отправкой главы правительства в ссылку.
Василий Суриков «Меншиков в Берёзове» / Третьяковская галерея, МоскваНовой претенденткой на звание российской императрицы при муже Петре II стала Екатерина Долгорукова, однако жених умер от оспы буквально за несколько дней до свадьбы — 19 января 1730 года.
Петр Алексеевич, вошедший в историю как Пётр II, так и не успел проявить свои качества правителя или познать личное счастье. Единственной, о ком он вспомнил за несколько часов до смерти, была сестра Наталия.
Портрет Екатерины Алексеевны Долгоруковой / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург“Закладывайте лошадей. Я поеду к сестре”, — это были последние слова императора, который в полубессознательном состоянии не осознавал, что Наталия Алексеевна умерла её два года назад. Со смертью Петра II династия Романовых по мужской линии была прервана, из-за чего его часто называют последним из “настоящих” Романовых.
Как Петр, внук Петра, стал императором, а Галина Старовойтова «шагнула в вечность»…
КАЛЕНДАРЬ ИМА-ПРЕСС. 17 мая 1727 году — на русский престол вступил Пётр II, малолетний внук Петра I, в Амстердаме (Нидерланды) открылись IX Олимпийские игры.17 мая 1969 года советская автоматическая межпланетная станция подтвердила гипотезу о почти полной непрозрачности атмосферы Венеры.
В этот славный день прозванный в народном календаре как Пелагея, в 1904 году не актер, но глыба французского кинематографа Жан Габен, настоящее имя — Жан Алексис Монкорже, в 1932 году — Илья Рудберг, советский и российский актёр театра и кино, мим, театральный педагог, известный по фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», Тридцать три», «Айболит-66», «Волшебный голос Джельсомино», «Безымянная звезда», «Женщина, которая поёт», «Мэри Поппинс, до свидания», «Мой папа Барышников» и другие. Отец известной драматической актрисы современности Юлии Рутберг.
17 мая 1943 год родился актер Александр Леньков, известный по фильмам «Дайте жалобную книгу», «Ключи от неба», которые принесли актеру широкую известность, Леньков также запомнился образами нескладных мужчин-холостяков в фильмах «Зимняя вишня» и «Маленькая Вера». Снимался преимущественно в ролях второго плана и эпизодах комедийного характера.
17 мая 1946 года родилась воистину легенда постсоветской политической системы, ярый сторонник активной демократизации постсоветского общества Галина Старовойтова, 17 мая 1950 года на свет появилась активист и правозащитник всю жизнь прожившая под грифом «диссидент» Валерия Новодворская, 17 мая 1953 года родился французский режиссер Жерар Кравчик, после знакомства и начала активного сотрудничества с Люком Бессоном на фильме «Такси» выступил постановщиком таких кинолент как «Такси-2», «Васаби», «Такси-3» и «Такси-4». В 2003 году сложившаяся производственная связка, режиссер — Жерар Кравчик, продюсер — Люк Бессон, выпустила ремейк картины «Фанфан-тюльпан».
Пётр II Алексеевич был единственным из русских царей XVIII века, вступившим на престол в обстановке общего согласия «по завещанию, избранию и наследству». Убедиться в этом можно, изучив полную историю вступления на престол в историческом парке «Россия-Моя история». Его права было невозможно оспаривать. Петруша был сыном царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи-Шарлотты Бланкенбургской — Вольфенбюттельской, умершей через десять дней после его рождения.
Лишь после казни Алексея и смерти малолетнего сына Петра царь Пётр I обратил внимание на своего единственного внука. Государь приказал прогнать нерадивых мамок, а Меншикову повелел подобрать ему учителей. Вскоре к великому князю были приставлены дьяк Семён Марвин и венгр Зейкинд. По прошествии некоторого времени, Пётр I проверил знания внука и пришёл в ярость: потенциальный наследник российского престола не умел объясняться по-русски, немного знал по-немецки и латынь и гораздо лучше — татарские ругательства. Император лично поколотил Марвина и Зейкинда, но более достойных наставников Пётр Алексеевич так и не получил.
В 1728 году весь двор отъехал в Москву для коронации императора. Петру II в Москве очень понравилось, и он остался в городе, пишет портал https://histrf.ru/ главный исторический портал страны. Столицей империи стала Москва. Верховный тайный совет разрешил строить каменные здания по всей Москве “кто как похочет”, а не по утвержденным образцам. Это шло вразрез с планами Петра I застроить каменными зданиями сначала Кремль и Китай-город, а уж затем распространить каменное строительство дальше. Прекращено строительство Петербурга, пишет на своих он-лайн страницах портал исторический парк «Россия-Моя история».
Однако не смотря на то, что после переезда двора в Москву строительство Петербурга было остановлено, в городе продолжались работы, правда, в основном, по завершению возведения зданий. Была закончена постройка каменных бастионов Петропавловской крепости и возводилось обширное здание Двенадцати коллегий. Открылось регулярное морское сообщение с Европой: из Кронштадта стали отходить почтовые и пассажирские пакетботы в Данциг и Любек.
В Москве молодой император очень любил проводить время со своей весёлой тёткой, второй дочерью Петра I, Елизаветой Петровной. Долгорукие, пытаясь удержать власть в своих руках, 30 ноября (11 декабря по н.ст.) 1729 года устраивают обручение императора со своей родственницей, княгиней Екатериной. И все бы сложилось на руку прагматичным Долгоруким, если бы не одно «но», Пётр II, продолжавший отдаваться удовольствиям, особенно охоте и шумным пирам, не заботился о здоровье. Любимыми его занятиями продолжали оставаться кулачные бои, медвежья травля, охота. 6 (17 по н. ст.) января 1730 года на водосвятии он заболел оспой и в ночь на 19 (30 по н. ст.) января умер.
Среди петровских Петра II, нововведений – указ о прекращении кабального холопства, ликвидации Преображенского приказа. Почти два года Россия существовала без специальных органов госбезопасности, а вся власть в губерниях отныне сосредотачивалась в руках губернатора и губернской канцелярии. При Петре после Указа об упразднении магистратов стало перестраиваться городское управление. Из российских императоров он единственный похоронен не в Петропавловском соборе в Петербурге, а в древней усыпальнице великих князей и царей Архангельском соборе Кремля.
Галина Васильевна Старовойтова родилась 17 мая 1946 года в Челябинске, где во время войны жили и работали ее родители. «Я родилась в Челябинске после войны от потомка белорусского крестьянина Старовойтова Василия Степановича и уральской (яицкой) казачки Потаповой Риммы Яковлевны. Отец мой — обрусевший белорус. Дед и прадед по отцовской линии были крестьянами. Дед и прадед по материнской линии — есаулами казачьего войска», из интервью Галины Старовойтовой газете «Аргументы и Факты», № 3, 1995 года. В апреле 1948 года семья переехала в Ленинград.
В 1964 года Галина Старовойтова закончила ленинградскую среднюю школу № 397 и поступила в Военно-механический институт. В июле 1966 года поступила в Ленинградский государственный университет, на только что открывшийся психологический факультет. Во время учебы в ЛГУ вышла замуж за студента философского факультета ЛГУ Михаила Борщевского. В 1969 году у них родился сын Платон. Закончив с отличием университет, поступила в аспирантуру Института этнографии Академии наук, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Психологическая адаптация нерусских групп в современном русском городе».
Участвовала в создании Межрегиональной депутатской группы (май 1989 года), в составе которой работала вплоть до прекращения деятельности союзного парламента. В сотрудничестве с академиком Сахаровым развернула активную правозащитную работу. С этого же времени являлась членом Международной Хельсинской группы, членом правления политического клуба московской интеллигенции «Московская трибуна». В июне 1990 года избирается народным депутатом РСФСР от Ленинграда (работает в Комитете ВС РФ по правам человека), оставаясь при этом (до распада СССР) и депутатом общесоюзного парламента.
В 1990-1991 годах — член Высшего консультативного Совета при Председателе Верховного Совета РСФСР; с января 1991 года — член Координационного Совета движения «Демократическая Россия». С июля 1991 по ноябрь 1992 года — советник Президента РФ Бориса Ельцина по вопросам межнациональных отношений. В апреле 1992 года вошла в парламентскую «Коалицию реформ». В марте 1993 года избрана сопредседателем движения «Демократическая Россия». В мае 1993 года участвует в работе Конституционного совещания.
29 января 1996 года Центризбирком РФ впервые в истории регистрирует инициативную группу избирателей, выдвинувшую кандидатом в президенты России женщину — Галину Васильевну Старовойтову. В июне 1998 года становится соучредителем общественного движения «Северная Столица», объявляющего о своем участии в выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 20 ноября 1998 года Галина Старовойтова расстреляна в подъезде своего дома — № 91 по набережной канала Грибоедова.
«Бескомпромиссный приверженец идеалов демократии, последовательный борец за права человека, своими выступлениями она снискала славу блистательного оратора. Талантливый ученый-этнограф, Галина Васильевна стала советником Президента Российской Федерации по вопросам межнациональных отношений, — пишет первый президент России Борис Ельцин. — Идеи и предложения Галины Васильевны сыграли большую роль в становлении демократического государства в нашей стране, в развитии нового российского федерализма. В работе с ней я ценил исключительную компетентность и тонкую политическую интуицию, ее высокие нравственные качества и большое личное обаяние…».
«…На нашем политическом небосклоне звезда Галины Старовойтовой взошла стремительно, с первых же заседаний Съезда народных депутатов СССР. Ее острые выступления в Кремлевском дворце съездов стали новым явлением в политической жизни Советского Союза — страны, где роль женщины традиционно сводилась к роли домохозяйки, — последний генсек ЦК КПСС, первый — и единственный, президент СССР Михаил Горбачев. — Галина Васильевна стояла у истоков образования Межрегиональной депутатской группы — группы приверженцев радикальных политических реформ в СССР, нередко осложнявшей реализацию моих подходов к продвижению преобразований, но бывшей неотъемлемой и вполне естественной составляющей первого демократического парламента в истории Советского Союза…».
Был ли у Петра Великого черный сын?
Автор:
Генри Луис Гейтс мл.
Примечание редактора: Для тех, кто задается вопросом о ретро-названии этой черной истории, пожалуйста, найдите минутку, чтобы узнать об историке Джоэле А. Роджерсе , авторе книги 1934 года 100 Удивительно Факты о неграх с полными доказательствами , которому эти «удивительные факты» — дань уважения.
( Корень ) — Удивительный факт о негре № 25: Усыновил ли российский Петр Великий африканца?
Во время моего первого занятия по истории чернокожих в Йельском университете в 1969 году я помню, как читал о двух знаменитых русских в книге Джоэла А. Роджерса 100 удивительных фактов о неграх с полными доказательствами . Удивительный факт № 75 описывает великого чернокожего полководца, служившего при дворе Петра Великого: «Авраам Ганнибал, захваченный в качестве раба в Африке, был усыновлен Петром Великим как сын и обучал военному инженерному делу. Позже Ганнибал стал наставником наследник престола и главнокомандующий русской армией.Умер в 1782 году в возрасте 9 лет0, владеющий обширными поместьями и 2000 белых рабов». А в разделе «Список величайших мужчин и женщин мира африканского происхождения» Роджерс перечислил «Александра Пушкина, русского поэта», который широко известен как «отец русской литературы». Два знаменитых чернокожих русских, один генерал, а другой настоящий Шекспир русской литературной традиции? Помню, я задавался вопросом, могли ли оба действительно быть «братьями». действительно член двора Петра Великого, на самом деле Петр был его крестным отцом, а не его приемным отцом, как думал Роджерс.Более того, оказывается, что Александр Пушкин был правнуком Ганнибала, на что Роджерс не указал в этой книге, но которое он отметил в своей статье о Пушкине во втором томе своего монументального 1947 книга Великие цветные люди мира . Ученые сегодня называют этого великого чернокожего генерала Абрамом Петровичем Ганнибалом, который родился где-то около 1697 года в Африке и умер в 1781 году.
Ганнибал, скорее всего, взял свою фамилию в ранней форме сыновней почтительности и культурных националистических уз от Ганнибала, великий полководец из Карфагена и африканский товарищ Ганнибала.
Но как чернокожий африканец 300 лет назад оказался в России, нашел место при дворе Петра Великого, стал его крестником, а потом и генералом в его армии?
Поскольку у России, в отличие от других империалистических держав, не было африканских колоний, темнокожий человек был редкостью и довольно экзотическим даже в 1980-х годах. Три века назад, когда прибыл Ганнибал, темнокожий человек был бы самым редким зрелищем. Достижения этих двух черных русских — учитывая факт рабства и расистское отношение к чернокожим в 18 и 19 веках — были бы невообразимы в Соединенных Штатах.
Близость к величию
Русский писатель Владимир Набоков творчески размышлял о жизни Ганнибала, но наиболее надежными источниками являются « Abram Hanibal» Дьедонне Гнамманку: L’aieul noir de Pouchkine (1996), 904 Ганнибала 9001 Хью Барнса. Мавр Петербурга и Н.К. Эссе Телетовой в книге Под небом моей Африки : Александр Пушкин и Чернота под редакцией Екатерины Непомнящей, Людмилы Тригос и Николь Свободной (и к которой я написал Предисловие).
Хотя Ганнибала часто называют «черным арапом» или «эфиопцем», эти термины обычно использовались как взаимозаменяемые для чернокожих из Африки к югу от Сахары. («Эфиопский» в переводе с греческого означает «обожженное лицо», например). Ученые обнаружили, что Ганнибал родился, как он всегда утверждал, в месте под названием Логоне (ныне Логоне-Бирни в современном Камеруне) вокруг 1697 год, представитель этнической группы котоко. По словам Телетовой, после военного сражения он попал в рабство, доставлен в Триполи, а затем в Константинополь, «где находился в составе сераля [уединенных покоев жен и наложниц] султана Ахмеда III, государя турок». Затем русский шпион переправил его в Санкт-Петербург «в подарок царю Петру Великому, который был известен своей любовью к экзотике и необычному», — объясняет Непомнящий.
Петр, «правитель крупнейшей сопредельной империи на земле», принял Ганнибала как своего крестника, стоявшего над его крещением в 1705 году, описывает Непомнящий. Эти двое стали довольно близки: Ганнибал путешествовал с Петром по Европе, посетив Нидерланды в 1716 году и Париж в 1717 году, где он изучал военное дело в артиллерийской школе в Ла-Фере. Вернувшись через шесть лет в Россию, он стал личным секретарем Петра, а затем инженер-лейтенантом Преображенского полка, где преподавал математику и написал двухтомный учебник по предметам геометрии и фортификации.
После скоропостижной смерти Петра Ганнибалу посчастливилось быть назначенным воспитателем будущего Петра II во время двухлетнего правления жены Петра, Екатерины I. Но когда Екатерина умерла, Ганнибал «оказался во власти могущественных Князь Меншиков, против которого он замышлял и был послан в Сибирь, якобы для проектирования и надзора за постройкой укреплений в глухом городе Селенгинске», — пишет Непомнящий. После трех лет эффективной ссылки в Сибири Ганнибал вернулся в Санкт-Петербург.
В 1731 году он женился на Евдокии Диопер, дочери греческого капитана. Брак с самого начала был непростым, рассказывает Телетова, и еще больше ухудшился, когда Евдокия родила белую девочку. Ганнибал не поверил, что она может быть его дочерью, и обвинил жену в супружеской неверности. Он также применял крайние меры, пытаясь заставить ее признаться: «В юридических документах описывалась камера пыток, которую Ганнибал построил в своем доме, чтобы использовать ее, чтобы заставить Евдокию дать показания… и заявить о множественной неверности», — сказал Непомнящий.
Задолго до того, как их развод был окончательным (процесс длился 21 год), Ганнибал завязал отношения со шведской аристократкой Кристиной Региной фон Шоберг. У них было семеро детей, и они жили в счастливом браке до самой смерти, с разницей в несколько месяцев.
Возвращение к известности
Когда дочь Петра Елизавета I стала императрицей в 1741 году, Ганнибал был произведен в генерал-майоры и генерал-губернаторы города Ревеля в Эстонии. Ему также подарили имение в Михайловском, которое, по словам Непомнящего, почти столетие спустя «станет важным в жизни и творчестве его правнука». Подарок императрицы Елизаветы, имение было «населено — по переписи 1744 года — 806 крепостными крестьянами», — поясняет один из биографов Пушкина, Т. Дж. Биньон, в Пушкин : Биография.
В 1759 году произведен в генералы, а через год награжден орденом Святого Александра Невского, который, «врученный императрицей лично, — пишет Телетова, — был вершиной его карьеры». Ганнибал удалился в имение Суйда за пределами Санкт-Петербурга, где он продиктовал свои воспоминания, копия которых будет принадлежать его правнуку.
Ганнибал умер в 1781 году, во время американской революции. Не меньший олицетворение Просвещения, чем сам Вольтер, невероятно назвал Ганнибала «темной звездой Просвещения». В то время, когда большинство лиц африканского происхождения были порабощены по всему Новому Свету, Ганнибал — чернокожий африканец, наделенный всеми правами и привилегиями русской знати, — был важным символом безумия античерного расизма и присущего ему равенства. африканца с европейцем.
Как всегда, вы можете найти больше « Удивительные факты о неграх » на The Root и проверять каждую неделю, пока мы считаем до 100.
Альфонс Генри Луи Гейтс-младший Профессор Университета Флетчера и директор W.E.B. Институт африканских и афроамериканских исследований Дюбуа при Гарвардском университете. Он также является главным редактором The Root . Следуйте за ним на Twitter .
Нравится The Root на Facebook . Следите за нами в Twitter .
1 Петра 1:1-2 — Избранные паломники
Реформатская вера полностью библейская. Он сформулирован во многих отрывках Писания, одним из менее известных является 1 Петра. Интересно отметить ключевые слова Петра в начале его письма:
Петр, апостол Иисуса Христа, странникам рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, во освящении от Духа, для послушания и окропления кровью Иисуса Христа: Благодать вам и мир да умножится.
1 Петра 1:1-2
Апостол Петр⤒🔗
Письмо начинается с того, что Питер представляет себя. Похоже, он был самым активным из учеников Иисуса Христа. Уроженец Галилеи и рыбак по профессии, он был приведен к Иисусу своим братом Андреем и стал одним из первых учеников. Его смелое исповедание Христа как Сына живого Бога стало поводом для того, чтобы Иисус изменил свое имя с Симона на Петра, что означает «камень». Здесь Петр называет себя этим новым именем.
Рассеянные паломники ←⤒🔗
Кому Питер пишет это письмо? Он адресует его «паломникам рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии». Питер пишет тем, кого он, скорее всего, никогда не встречал. Он пишет тем христианам, которые жили в различных римских провинциях, расположенных на территории, которую мы сегодня знаем как Турцию. Хотя этот термин «рассеяние» часто относится к евреям, рассеянным среди народов, Петр имеет в виду тех новообращенных евреев и язычников, которые были рассеяны как христиане.
Обратите внимание, что он называет этих верующих «паломниками». Он хочет, чтобы они знали, что их «гражданство на небесах» (Филиппийцам 3:20) и что это гражданство является первичным. Они могут быть гражданами Римской империи, но на самом деле они Божьи паломники, духовные пришельцы, ищущие «град, имеющий основание» — Город Божий. Это означает, что их земное гражданство вторично. Они должны были видеть себя временно живущими в чужой среде. Таково наше состояние верующих сегодня. Хотя мы являемся гражданами Соединенных Штатов, наше гражданство в Царстве Христа является основным.
План Питера состоит в том, чтобы научить их, как жить среди безбожной культуры как народ Божий. Он не только стремится полнее разъяснить учения о спасении и увещевать их жить благочестиво в различных жизненных отношениях, но и приготовить их к страданиям. Лет через тридцать после вознесения Христа Петр пишет христианам, уже испытавшим различные формы гонений, и готовит их к дальнейшему противостоянию.
Благочестивая жизнь в безбожном обществе приносит преследования. Сегодня преследования происходят не только в других странах, но и на нашей земле. Она принимает различные формы и не ограничивается мученической смертью за Христа. Это гонения, когда верующие страдают в своих семьях, на работе или в гражданском суде за свою приверженность Евангелию Христа.
Интересно, что Петр не призывает этих первых христиан к монашеской жизни. Вместо этого они должны жить «в мире, но не от мира». Народ Божий был рассеян среди обществ, в которых преобладали светские мировоззрения и языческие обычаи. Бог также с определенной целью поместил нас среди культуры, которая не знает Его, чтобы мы могли быть Его свидетелями, как соль и свет.
Тринитарная благодать ←⤒🔗
Каким образом Петр ободряет этих верующих? Он не начинает с того, что дает им практические шаги, как справляться с их трудностями и проблемами. Позже в этом письме он научит их, как им следует жить в различных отношениях и враждебных обстоятельствах, в которых они оказались. Но сначала он закладывает надлежащее основание для их понимания того, кем они являются в своих отношениях с Богом. Он сосредоточен на Боге в своем подходе.
Точно так же, если мы начнем с сосредоточения на наших обстоятельствах и особенно на нашей неспособности справиться с ними, мы можем впасть в уныние и потерпеть поражение. Только когда мы обращаемся к Богу как к нашему суверенному Господу и Спасителю, мы можем иметь правильное представление о жизни в безбожной культуре. Петр хочет, чтобы они в первую очередь сосредоточились на великом Божьем спасении.
Суть его точки зрения такова: « Избранные паломники должны твердо стоять в истинной благодати Божией». Благодать — это библейский термин, описывающий, как Бог искупил виновных грешников, освободив их от рабства греху и смерти. Петр видит истинную благодать как то спасение, которое является делом Триединого Бога. Он говорит во втором стихе, что их «избраны по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа».
Избранник Отца ←⤒🔗
Он напоминает своей аудитории об их новой христианской идентичности. Слово «избранные» в греческом тексте стоит перед словом «пилигримы». Подчеркнут их статус перед Богом — они избранных Божьих странников . Их спасение — это не то, на что они наткнулись случайно, а то, что было запланировано Богом Отцом с самого начала. Они, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел»
(2:9). Многие в наши дни отшатываются, когда слышат слово «выборы». Однако это не учение, спрятанное в одной или двух главах Библии. Скорее, это учение, получившее известность благодаря вдохновению Святого Духа. Если вы прочитаете начало Послания к Ефесянам, 1 Фессалоникийцам или Титу, а также многие другие отрывки, вы обнаружите многочисленные и заметные ссылки на избрание.
Для Петра и других Апостолов избрание важно, потому что оно поддерживает их среди безбожного общества. Они пришли к пониманию того, что только по благодати они были избраны Богом, чтобы быть Его детьми. Таким образом, их новая идентичность как христиан была обусловлена не тем, что они сделали для Бога, а тем, что Бог сделал для них. Мы любим Бога , потому что сначала Он любит нас . Петр хочет, чтобы мы знали, что, пока мы живем в этом мире, христиане — избранный Богом народ.
Предвидение Бога ←⤒🔗
Далее во 2-м стихе Петр добавляет, что эти христиане «избраны по предведению Бога Отца». Что он имеет в виду под предвидением ? Некоторые думают, что это означает просто предвидение — Бог заранее видит, что люди будут делать. Согласно этой точке зрения, Бог очень похож на нас. Он подобен метеорологу, предсказывающему погоду по компьютерной модели, или астроному, предсказывающему, когда будет затмение. Если это правда, то Бог учится на истории и науке.
Но заглянем в стих 20, «Он (Христос) действительно был предопределен прежде основания мира». Это тот же термин. Узнал ли Бог о Христе из истории? Избрал ли Он Сына, потому что со временем узнал, что Он будет делать? Нет, Бог знал Христа, потому что Он был Его единородным Сыном, любимым прежде начала времен. Мы читаем в Деяниях 2:23,
Его (Христа), по определенному изволению и предведению Божию преданному, ты взял беззаконными руками, распял и предал смерти.
Предвидение, таким образом, означает предопределенную Божью цель предопределить все, что произойдет. Смерть Христа была не просто предвидена, но предопределена .
Подобным образом Бог знает верующих. Он знает их прежде, чем они поверят. Предузнание Бога познается не от твари, а от Его знания о Себе. Он знает, потому что хочет, и Он желает того, что знает в Себе. Бог знает активно, а не пассивно. Избрание физических лиц не основаны на чем-то сами по себе, а скорее вытекают из чего-то внутри Самого Бога. Таким образом, предузнание — это божественная любовь, избирающая мужчину или женщину, мальчика или девочку в качестве Его ребенка, и благодаря этой любви Он обеспечивает все необходимое для спасения этого человека.
Паломники, избранные Святым Духом ←⤒🔗
Как мы, христиане, должны жить своей верой в культуре, которая становится все более противной Евангелию? Письмо Петра дает много информации по этой теме. Он говорит о святости как о существенном проявлении спасения, проистекающего из избранной любви Бога. Божьи паломники были избраны, говорит он в стихах 2, 9.0014 «в освящении Духом».
Это помогает нам понять нашу уникальную идентичность как Божьего народа. Избранных паломников называют святыми. Освящение обычно относится к работе Бога, преображающей образ жизни верующего. Но это также может относиться к объективному факту, что Бог берет грешника и делает его или ее Своим уникальным ребенком. Он отделяет верующих как Свой особый народ.
Использование термина «освящение» здесь указывает на уникальную работу Святого Духа, посредством которой мы повинуемся Евангелию верой, чтобы быть окропленными кровью Христа. Оно используется так же, как когда Бог сказал:
Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и Господь избрал тебя, чтобы ты был народом Себе, особым сокровищем из всех народов, которые на лице земли. Второзаконие 14:2
Такая позиционная святость относится к нашему положению перед Богом как избранному народу (1 Коринфянам 6:11). Некоторые называют это окончательным освящением, и оно лежит в основе жизни постепенного освящения.
Интересно отметить, что Петр упоминает о работе Святого Духа до того, как ссылается на работу Христа. Почему это? Что ж, если мы правильно его понимаем, то путь, которым человек соединяется со Христом, лежит через возрождающую работу Святого Духа. Мы должны иметь Дух Христа, прежде чем мы сможем насладиться искуплением, купленным Христом. В то время как порядок трех Лиц Троицы в деле спасения — Отец, Сын и Святой Дух, Петр говорит с точки зрения христианского опыта.
Когда Бог меняет сердце человека, Он отделяет его от светской языческой культуры, чтобы он стал чадом Божьим. Человек, выведенный из царства тьмы и перенесенный в Царство Христово, теперь «отделен» для исполнения воли Божией. Знаете ли вы Его, Он ваш Господь? Доверяешь ли ты Ему одному в своем спасении? Если да, то Он призвал вас к уникальному образу жизни.
Паломники, объединенные Иисусу Христу ←⤒🔗
Главной целью избрания Отца и освящающего Святого Духа, по мнению Петра, является то, что грешники должны быть приведены в спасительные отношения со Христом. Он снова говорит в стихе 2, «за послушание и окропление кровью Иисуса Христа».
Почему Петр связывает послушание Иисусу Христу и окропление? Окропление относится к ветхозаветному применению крови для искупления греха. Целью ветхозаветных жертвоприношений было не только пролитие крови, но и применение .
В Новом Завете кровь Христа как Агнца Божьего должна возлагаться на грешников, когда они верят. Это также называется оправданием, которое Гейдельбергский катехизис описывает как:
Бог без всякой моей заслуги, по одной благодати, дарует и вменяет мне совершенное удовлетворение, праведность и святость Христову, как будто я никогда не совершал и не имел никакого греха и сам совершил все послушания, которые исполнил Христос для меня. Кв. 60
Когда мы окроплены кровью Христа, все наши грехи покрываются в глазах Бога — мы прощаемся и объявляемся праведными.
Следовательно, ссылка Петра на послушание, хотя и не отделенная от жизни в послушании, относится к начальному акту веры, когда человек приходит к вере во Христа.