Шиллер Фридрих | |
1759—1805 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Шиллер ФридрихШиллер Фридрих (1759—1805) — немецкий поэт, философ и эстетик. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 526. Шиллер (Schiller) Фридрих (1759-1805) — немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. — «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др. — были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. против феодальных предрассудков сыграло большое значение для развития немецкого Просвещения, содействовало росту передовых настроений среди немецкой интеллигенции. Однако постепенно Ш. отходит от революционного бунтарства «Бури и натиска», ослабевают и его симпатии к французской революции и к революции вообще. Даже в период своего наибольшего сочувствия революции, осознавая и
перетолковывая ее в понятиях стоической этики гражданской доблести, Ш. Отвергая революционный путь решения главной проблемы всего своего творчества
и деятельности, — вопроса целостности и всесторонности индивида, Ш. находит
выход в идее об эстетическом воспитании человека. Эстетика становится для него
вторым (после поэзии) призванием («О грации и достоинстве», 1793; «Письма об
эстетическом воспитании», 1795 и др.). В его теоретической деятельности эстетике
не приходилось соперничать ни с историей, ни с философией. Важно то, что Ш.
никогда не рассматривал эстетические проблемы только как частные вопросы
художественной практики: они были важнейшим элементом его мировоззрения. Решая
проблему целостности, всесторонности и самоценности индивида, Ш. развивает свою
теорию прекрасного. Ш. начинает с несколько отвлеченных рассуждений о возможных
видах отклонения человека от идеи совершенной законченной человечности. Если
совершенство человека заключается в согласной энергии его чувственных и духовных
сил, то он может утратить его только или в случае отсутствия гармонии этих сил,
или в случае ослабления их энергии. Свое восстановительное и объединяющее действие красота оказывает, по Ш., и на
чувственного человека и на человека духовного: первого ведет к форме и мышлению,
второго направляет обратно к материи и возвращает чувственному миру. Одним из центральных ее понятий стало понятие «игры» как свободного
самодеятельного раскрытия всех сил человека и его сущности. Т.Г. Румянцева Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998. Шиллер (Schiller) Фридрих (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре — 9 мая 1805,
Веймар) — немецкий поэт, философ и историк. В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей.
Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человека, как,
напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации
и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием
(«Письма об эстетическом воспитании», 1795). Придавая динамический характер
кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к
материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно
направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба
влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного
влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме —
образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е.
красота. Игра — одно из центральных понятий Шиллера: это свободное
самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. А. В. Михайлов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 388-389. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Schillers Wferke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl. 1-2— Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Wiese. Weimar, 1962—63; в рус. пер.: Собр. соч., т. 6. М., 1957. Литература:Асмус В. Ф. Немецкая эстетика 18 в. М., 1962, гл. 5; Spranger Е. Buchwald R. Schiller, neue Ausg., Bd 1—2. [Wiesbaden], 1956; Wiese B. v. F. Schiller. Stuttg., [1959]; Dillhey W. Schiller. Gott., [1959]; MulierR. Studien zum heutigen Schillerbild. Gott., [1961]; StaigerE. F.Schiller, [Z.|, 1967; KoopmannH. Fr. Schiller, Tl. 1-2. Stuttg., 1977 (лит.).
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Шиллер, Фридрих в Библиотеке «ImWerden».
Страница 1► Русская литература первой половины XIX века (произведения) ► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2020-11-21
Немецкая поэзия в переводах В. А. Жуковского :(2000)
Deutsche Lyrik im Original und in Übersetzung von Wassili Andrejewitsch Schukowski
► История русской литературы XIX века
Добавлено: 2022-01-12
Николай Николаевич Вильмонт
Достоевский и Шиллер(1984)
Все книги автора и о нем
► Письма
Добавлено: 2020-01-18
Иоганн Вольфганг фон Гёте;
Фридрих Шиллер
Переписка. Том 1(1988)
Все книги книжной серии
Все книги автора и о нем
► Письма
Добавлено: 2020-01-18
Иоганн Вольфганг фон Гёте;
Фридрих Шиллер
Переписка. Том 2(1988)
Все книги книжной серии
Все книги автора и о нем
► Русская литература первой половины XIX века (произведения) ► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Василий Андреевич Жуковский.
Перевод баллады Фридриха Шиллера „Кубок“;
Friedrich Schiller.
Der Taucher
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого ► Критика и история иностранной литературы
Добавлено: 2012-03-14
Петер Ланштейн
Жизнь Шиллера(1984)
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2020-02-16
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в восьми томах
Том 4 (1936)
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-07
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 1 (1955)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-07
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 2 (1955)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-07
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 3 (1956)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-07
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 4 (1956)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-08
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 5 (1957)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-08
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 6 (1957)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► Literatur auf deutsch / Переводы с немецкого
Добавлено: 2013-05-08
Фридрих Шиллер
Собрание сочинений в семи томах
Том 7 (1957)
Все тома этого многотомного издания
Все книги автора и о нем
► История немецкой литературы
Добавлено: 2020-05-16
Франц Петрович Шиллер
Фридрих Шиллер : Жизнь и творчество(1955)
Все книги автора и о нем
Фридрих фон Шиллер Стихи > Моя поэтическая сторона
Поэт Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе, Вюртемберг, Германия, в 1759 году.
друг Иоганна Вольфганга Гёте. В то время как он воспитывался с матерью и четырьмя сестрами, семья переехала в Лорх, когда отец Шиллера вернулся с военной службы и занял там должность армейского вербовщика.
Сначала Шиллер был неохотным учеником, но когда он попал под крыло пастора Мозера, он начал изучать греческий и латынь и познакомился с классиками. Когда семья переехала в Людвигсбург, Шиллер поступил там в военную академию и начал изучать медицину, в конце концов став полковым хирургом, как и его отец, и эта карьера ему никогда не нравилась.
Во время учебы он написал свою первую пьесу «Разбойники», в которой подробно рассматривалась социальная коррупция и которая имела всеобщий успех. Пока в Мангейме шел первый спектакль, Шиллер покинул свой пост, чтобы посмотреть постановку, и впоследствии был арестован и приговорен к двум неделям тюремного заключения. Ему также было сказано не публиковать никаких литературных произведений.
Не выдержав, Шиллер уехал в 1782 году и вернулся в Веймар, где в конце концов получил должность профессора истории в университетском городке Йена.
Там он посвятил себя почти исключительно написанию исторических работ и женился на Шарлотте фон Ленгефилд, от которой у него будет четверо детей. Его поэзия в это время включала «Оду к радости», которая легла в основу Девятой симфонии Бетховена, и «Журавли с Ибиса».
Именно Гёте окончательно убедил Шиллера вернуться к написанию пьес, и вместе они создали Веймарский театр, который в последующие столетия станет самым известным театром Германии. Хотя он также написал ряд философских работ и стихов, Шиллера, пожалуй, больше всего помнят по его пьесам, таким как «Интриги и любовь» и «Дон Карлос». Он отдавал предпочтение историческим произведениям и инсценировал жизнь Жанны д’Арк в «Орлеанской деве» и шотландской королевы Марии Стюарт. Его успех обеспечил ему дворянство в 1802 году, когда к его имени была добавлена приставка «фон».
На протяжении всей своей жизни Шиллер изучал классическую литературу и отвечал за перевод большого количества текстов, что занимало большую часть его времени, пока он был в Йене.
Финансово обеспеченное, это было самое продуктивное и продуктивное время поэта, но, к сожалению, его здоровье начало ухудшаться.
Будучи не в состоянии работать в течение длительного периода времени, он начал борьбу, хотя ему оказывали денежную поддержку такие сторонники, как граф Эрнст фон Шиммельманн. Именно в это время он написал одно из своих самых важных прозаических произведений «Об эстетическом воспитании человека» — серию писем, в которых исследовал понятие красоты.
Здоровье Шиллера продолжало ухудшаться, и в 1805 году, когда он жил в Веймаре, в возрасте всего 45 лет он, наконец, скончался от туберкулеза. Его последняя работа, пьеса «Деметриус», осталась незавершенной.
Цитаты Фридриха Шиллера — BrainyQuote
Цитаты Фридриха Шиллера — BrainyQuoteнемецкий — Драматург 10 ноября 1759 г. — 9 мая 1805 г.
Напрасно борются с глупостью сами боги.
Фридрих Шиллер
Сильный человек сильнее всего, когда он один.
Фридрих Шиллер
Сохраняйте верность мечтам своей юности.
Фридрих Шиллер
Голос большинства не является доказательством справедливости.
Фридрих Шиллер
Изящество есть красота формы под влиянием свободы.
Фридрих Шиллер
Великие души страдают молча.
Фридрих Шиллер
Человечество делается великим или малым по своей воле.
Фридрих Шиллер
Искусство — дочь свободы.
Фридрих Шиллер
То, что столь универсально, как смерть, должно быть благом.
Фридрих Шиллер
Богатые становятся богаче, а бедные беднеют — крик, слышимый во всем цивилизованном мире.
Фридрих Шиллер
Ничто не ведет к добру, что не является естественным.
Фридрих Шиллер
Счастлив тот, кто научился выносить то, что не может изменить.
Фридрих Шиллер
Разочарования для души то же, что гроза для воздуха.
Фридрих Шиллер
Не бойтесь ошибаться и мечтать. Глубокий смысл часто кроется в детских играх.
Фридрих Шиллер
Каждый настоящий гений обречен быть наивным.
Фридрих Шиллер
Не теряй себя в далеком времени, лови момент, который принадлежит тебе.
Фридрих Шиллер
Власть — самая убедительная риторика.
Фридрих Шиллер
Тот, кто сделал все возможное для своего времени, жил во все времена.
Фридрих Шиллер
Просто поверженный враг может воскреснуть, но примирившийся враг действительно побежден.
Фридрих Шиллер
В самом маленьком коттедже найдется место для счастливой влюбленной пары.
Фридрих Шиллер
Мирным редко отказывают в покое.
Фридрих Шиллер
Кто ни на что не осмеливается, тому и не на что надеяться.
Фридрих Шиллер
Хмурый гость не к свадебному застолью подходит.
Фридрих Шиллер
Преступно украсть кошелек, осмелиться украсть состояние, знак величия украсть корону. Вина уменьшается по мере увеличения вины.
Фридрих Шиллер
Знание, объект знания и познающий — это три фактора, которые мотивируют действие; чувства, работа и деятель составляют тройственную основу действия.
Фридрих Шиллер
Ключом к образованию является опыт красоты.
Фридрих Шиллер
Месть бесплодна сама по себе: это ужасная пища, которой она питается; его радость — убийство, и его конец — отчаяние.
Фридрих Шиллер
Часто бывает мудро открыть то, что нельзя долго скрывать.
Фридрих Шиллер
Случайности не существует; и то, что кажется нам простой случайностью, проистекает из глубочайшего источника судьбы.
Фридрих Шиллер
С глупостью напрасно борются сами боги.
Фридрих Шиллер
Как свободно небосвод объемлет мир, или солнце беспристрастно изливает свои лучи, так и милосердие должно окружать и друга, и врага.
Фридрих Шиллер
Легко давать советы из безопасного порта.
Фридрих Шиллер
Завоевать венец сражением — прекрасно, отвергнуть его — божественно.
Фридрих Шиллер
Мировая история — мировой суд.
Фридрих Шиллер
Честность процветает в любых условиях жизни.
Фридрих Шиллер
Живи со своим веком; но не будь его созданием.
Фридрих Шиллер
Свобода может произойти только через образование.
Фридрих Шиллер
Человек играет только тогда, когда он в полном смысле слова человек, и только тогда он вполне человек, когда играет.
Фридрих Шиллер
Оппозиция всегда воспламеняет энтузиаста, но никогда не обращает его.
Фридрих Шиллер
Полезность — великий идол века, которому должны служить все силы и все таланты присягают на верность.
Фридрих Шиллер
Не без содрогания может человеческая рука проникнуть в таинственную урну судьбы.
Фридрих Шиллер
Внешний вид правит миром.
Фридрих Шиллер
Будьте благородны! Наше собственное сердце, а не мнение других людей о нас, формирует нашу истинную честь.
Фридрих Шиллер
Бесполезна та нация, которая с радостью не ставит все на карту ради своей чести.
Фридрих Шиллер
Искусство — правая рука Природы. Последнее дало нам только бытие, первое сделало нас людьми.
Фридрих Шиллер
Голоса надо взвешивать, а не считать.
Фридрих Шиллер
Благородное сердце всегда капитулирует перед разумом.
Фридрих Шиллер
В обществе, где люди всего лишь части большой машины, индивидуумы не могут полноценно развиваться.
Фридрих Шиллер
Воля человека — его счастье.
Фридрих Шиллер
Трудно отличить голос правды от шума, поднятого горячими сторонниками.
Фридрих Шиллер
Вселенная — это одна из мыслей Бога.
Фридрих Шиллер
Я лучше, чем моя репутация.
Фридрих Шиллер
Эстетические вопросы имеют основополагающее значение для гармоничного развития как общества, так и личности.
Фридрих Шиллер
Им нужно было бы уже быть мудрыми, чтобы любить мудрость.
Фридрих Шиллер
Без сомнения, художник — дитя своего времени; но горе ему, если он также ее ученик или даже ее любимец.

Взгляды Шиллера
складывались под влиянием идей Руссо, Лессинга, движения «Бури и натиска».
Шиллер приветствовал французскую революцию, но позднее разочаровался в ней.
Драматургия (пьесы «Разбойники», «Коварство и любовь», которую Энгельс назвал
«первой немецкой политически-тенденциозной драмой», и др.) и философская лирика
Шиллера проникнуты гуманизмом, ненавистью к произволу и отличаются глубиной
изображения чувств и характеров. В 90-х гг. Шиллер стал сторонником философии и
эстетики Канта, но не во всем следовал за этим мыслителем (например, критиковал
формализм кантовского категорического императива). Рассматривая искусство как
средство формирования гармоничной личности, свободно творящей добро, Шиллер
считал, что только искусство помогает человеку обрести подлинную свободу. Хотя
требование свободы у Шиллера и носило чисто духовный характер, оно было формой
протеста против феодальных порядков. Основные философские сочинения:
«Философские письма» (1786), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об
эстетическом воспитании» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1796).
никогда
не мог оправдать (ни морально, ни юридически) террор якобинцев. Более того, в
своей работе «Письма об эстетическом воспитании человека» он обосновал резко
отрицательное значение революций вообще и отказал им в праве на существование.
Ш. пишет, что надежду на революцию как на средство восстановить в человеке
целостную человечность, попранную историческим развитием государственных форм,
следует считать тщетной и даже угрожающей самой человечности, во имя которой и
совершается революция. По III., «естественное государство», т.е. общество,
основанное не на законах, а на силе, «не должно прекращаться ни на один момент».
Поэтому, уничтожая естественное государство, разум рискует физическим и
действительным человеком ради проблематичного нравственного человека, рискует
существованием общества ради возможного (хотя в моральном плане и необходимого)
идеала общества. Сам Ш. отвергал этот «риск» решительным образом. «Нельзя же, —
утверждал он, — ради того, чтобы познать достоинство человека, ставить на карту
самое его сущее».

Красота
может стать средством для перехода от материи к форме, от ощущений к законам, от
бытия ограниченного к бытию безусловному. Преодоление нынешней подавленности
человека, разорванности его физических и духовных сил возможно только тогда,
когда человек действует как художник, как творец художественной формы. По Ш.,
содержание, как бы возвышенно и всеобъемлюще оно не было, всегда действует на
дух ограничивающим образом, и истинной эстетической свободы можно ожидать лишь
от формы. Ибо только она действует на всего человека в целом. Причем Ш. считал,
что действие на человека эстетической формы не есть действие только
эстетическое, оно как бы возвышает человека со ступени чувственности на ступень
разумности. Красота есть необходимое условие возвышения человека до разумности.
«Нет иного пути, — согласно Ш., — сделать чувственного человека разумным, как
только сделав его сначала эстетическим». Такое значение эстетического в жизни
человека Ш. объясняет тем, что эстетическое расположение духа есть расположение,
которое «заключает в себе всю человеческую природу в целом».

Характер его мысли определен прежде
всего традициями просветительского морализма — английской моральной философии
18 в., а также немецкой «популярной философии». Как моралисту Шиллеру присуще
противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в
этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у
просветителей—моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной
идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Шиллера противоречивость
мира — трагическая судьба. Морализм Шиллера определяет и то, что проблема
человека, его истории и человеческого общества — главная в его философии. Здесь
он смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в
середине 90-х гг. было обусловлено тяготением Шиллера к идеалу гармонической
цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Шиллера
представление о расколе действительности, в отличие от Гёте целостность у
Шиллера всегда остается равновесием динамической борьбы враждебных сил.
Человек в игре творит
реальность высшего порядка («эстетическая реальность») и творит самого себя как
всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество «эстетическое». В
прекрасном, игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности,
расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть
историческое противоречие между реальным и должным в человеческой жизни,
современном обществе. В философии культуры, развитой в статье «О наивной и
сентиментальной поэзии» (1795—96), характерно переплетение исторического и
типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане
«наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с природой, в
типологическом плане «наивное» и «сентиментальное» — возможные типы
художественного творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа,
«сентиментальный» — стремится к природе, и его поэзия идеальна. Различие между
наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и
идеальностью, между искусством ограничения и искусством бесконечного стремления
к идеалу.
Здесь Шиллер выступает как предшественник типологического построения в
эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» — у Ф. и А.
Шлегелей, Шеллинга, а также у Гегеля). В целом философско-эстетические сочинения
Шиллера представляют собой значительный шаг в развитии историзма в эстетике.
Schillers
Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten. В.,
1941;