Петр 1 и его реформы цели и содержание: цели, содержание, результат. Цена петровских реформ.

Цель и задачи проекта

Роль петровских реформ в истории Карелии:

В 1700-1719 годах на границе с Финляндией происходили столкновения российских и шведских войск, в 1710 году армия Петра I заняла Карельский перешеек и Северное Приладожье. На территории Карелии в 1702-1707 годах было основано четыре металлургических предприятия, известных как Олонецкие Петровские заводы. К началу XVIII века Карелия стала одним из центров старообрядчества. В 1694 году здесь возник крупнейший на Русском Севере старообрядческий монастырь Выговская пустынь. В 1702-1724 годах Петр I пять раз побывал на территории Карелии (поход по Осударевой дороге в 1702 году и четыре посещения курорта Марциальные воды в 1719-1724 годах). С другой стороны, серия рекрутских наборов во флот привели к демографическому и экономическому упадку Карельского Поморья. В годы правления Петра I и вскоре после его смерти были закрыты семь металлургических заводов из восьми, основанных на рубеже XVII-XVIII веков. Население Карелии страдало от рекрутских наборов, привлечения рабочей силы на заводы, верфи и строительство Петербурга.


Таким образом, Карелия была одним из регионов, испытавшим на себе воздействие политики Петра I и проводимых им реформ в самых разных сферах. Петровская эпоха и личность самого Петра I глубоко запечатлелись в исторической памяти народов Карелии (русских, карелов, финнов и вепсов). Это проявилось в широком бытовании исторических преданий, сказок, появлении большого числа краеведческих сочинений, существовании топонимов, памятников и памятных мест, связанных с Петром. До настоящего времени данные аспекты изучения петровской эпохи в истории Карелии не были предметом специального исследования.

Данный проект посвящен изучению трех проблем:

  1. Петр I и его эпоха в краеведческой историографии Карелии.
  2. Памятники и памятные места Карелии, связанные с Петром I и его эпохой.
  3. Петр I и его эпоха в фольклоре и топонимике народов Карелии.

Данные проблемы будут рассмотрены на материале следующих событий и процессов:

  1. Зарождение и развитие краеведческой историографии петровской эпохи в Карелии (XVIII век – 1917 год).
  2. Региональная историография петровской эпохи в советский период (1918-1991 гг.).
  3. Современная региональная историография петровской эпохи (1991-2022 гг.).
  4. Мемориализация Петра I и петровской эпохи на территории Карелии до 1917 года.
  5. Мемориализация Петра I и петровской эпохи в советский период (1918-1991
  6. Мемориализация Петра I и петровской эпохи в современной Карелии (1991-2022 гг.).
  7. Петр I и его эпоха в фольклоре народов Карелии: история изучения.
  8. Типология фольклорных памятников, посвященных Петру I и его эпохе.
  9. Петр I и его эпоха в топонимике народов Карелии: создание базы данных.

В процессе реализации проекта предполагается проведение трех конференций:

  • в 2020 году – секция «Петр I и его время в исторической памяти народов Карелии на конференции “«Мир образов фольклора» (памяти Н. А. Криничной)” (конференцию организует Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск
  • в 2021 году — «Граница Ништадтского мира 1721 г.: материальное и нематериальное наследие Великой Северной войны» (на базе «Выборгского объединенного музея-заповедника», г. Выборг), посвященная 300-летию заключения Ништадтского мирного договора
  • в 2022 году – «Петр I и его эпоха в исторической памяти народов Карелии» (на базе Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск), посвященная 350-летию со дня рождения Петра I).

Предполагается издать следующие книги:

  • монография А. В. Мельнова “Битва за Карелию. Великая Северная война на Карельском перешейке и в Северном Приладожье в 1700‒1709 гг.”
  • учебное пособие А. М. Пашкова «Карелия в период петровских реформ»
  • неизданное исследование краеведа В. П. Мегорского (ум. в 1940 г.) «Петрозаводск при Петре I»
  • монография А. Н. Старицына «Староверческие поселения в Поморье в конце XVII – первой трети XVIII века»
  • библиографический указатель Н. Г. Урванцевой ”Петр I и его эпоха в истории Карелии” и другие издания.

В ходе реализации проекта планируется защита кандидатских диссертаций М. И. Петровой по истории Северного Приладожья и А. Н. Старицына по истории старообрядчества на Русском Севере.

Итогом проекта станет коллективная монография «Петр I и его эпоха в исторической памяти народов Карелии» и издание сборника статей и материалов по итогам конференции 2022 года.

Таким образом, проект «Петр I и его эпоха в исторической памяти народов Карелии» является комплексным междисциплинарным исследованием, реализация которого позволит на основе современных научных представлений показать как происходило формирование и развитие представлений о Петре I и его эпохе в исторической памяти народов Карелии.

«Петр Великий. Эпоха реформ»

Деревянко А.В., учитель истории и обществознания

 

Урок истории в 10 классе

 

Тема урока: «Петр Великий. Эпоха реформ»

 

Цель урока: создать объективную картину эпохи Петра Великого.

 

Задачи урока:

 1. Образовательные:

·                     акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в той эпохе;

·                     подвести учащихся к выводу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и росту международного статуса России.

2. Развивающие:

·                     организовать сравнительный анализ исторических источников,

·                     развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы; умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.

3. Воспитательные:

·                     развивать интерес к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;

·                     показывая  жизнь русского народа, воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру; заинтересовать в дальнейшем углубленном изучении материала.

 

Оборудование: учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина; индивидуальные карточки; репродукции картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», скульптурного портрета Петра I М. Фальконе «Медный всадник»; выставка книг; выставка макетов кораблей.

 

Предварительная подготовка: используя дополнительные источники, учащиеся находят информацию о Петре I и систематизируют ее по ранее предложенному плану.

 

Ход урока

I. Организационный момент.  Класс делится на группы по предложенным направлениям:

Группа 1 — работа с историческими источниками

Группа 2 — работа с иллюстративным материалом

Группа 3 — работа с картой

Группа 4 — работа с понятиями

II. Сообщение целей, задач, плана урока.

Тема урока: «Пётр Великий. Эпоха реформ».

Мы должны не только повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Подготовительная беседа.

— На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы. В чём его проявление?

Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?

2. Создание проблемного задания.

Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Эпиграфами к уроку станут слова Петра I:

«По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра  и слова из статьи одного из ведущих историков

Людмилы Быченковой: «Кто гений, — тот и злодей».

IV. Основная часть урока

План (в результате  работы групп учащиеся дополняют и корректируют высказывания друг друга):

1. Личность Петра I.

2. Реформы преобразователя.

3. Роль Петра I и его реформ.

Заполнение учащимися опорной таблицы на протяжении всего урока по группам.

(предполагаются разные подходы к характеристике эпохи Петра)

1. Личность Петра I

 Группа 1 (работа с  документами по характеристике личности) и группа 3 (работа с презентацией и иллюстративным материалом)

А) Выступления учащихся:

1. Детство. Отрочество Петра.

2. Отношение с окружающими.

3. Взаимоотношения с сыном Алексеем.

4Тяготы и лишения народа этого периода.

Б) Работа по выставке книг, репродукциям о Петре Великом на основе презентации.

Насколько интересна эта личность, которая не оставляет равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники, скульпторы, поэты и историки посвятили не один труд Петру I

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни».

Во многих городах России есть скверы с памятниками Петру I (показ слайдов). Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера

Мориса Фальконе. «Медный всадник»

Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как, в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья.

«Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету«.

Действительно, личность Петра I неординарная, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим.

А величие его проявилось в его реформах.

2. Реформы преобразователя

Группа 1 (работа с документами по мероприятиям) и  группа 3 (работа с картой)

  А) Причины преобразовательных реформ;

— Какие первостепенные задачи стал решать Петр I в начале правления?

Б) Военная реформа:

Работа группы 2 с документами

— Каковы военные нововведения   Петра I?

— В чем суть военных реформ? На каких принципах основывалась регулярная армия?

Приведение цитат из дополнительного источника.

«Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век». «Военная служба в то время была пожизненной, и добровольцев было слишком мало. Поэтому наборы превращались в добровольно жестокую экзекуцию. Рекрутов заковывали в кандалы и помещали в тюрьмы, т к. они сбегали».

— Какое значение имело создание регулярной армии и флота для России?

Работа по карте (группа 3)

Как изменилась территория страны и как это сказалось на геополитическом положении России?

В) Экономические реформы

группа 3 (работа с картой) и группа 4 (работа с понятиями)

-В чем особенность экономической реформы Петра I?

— Какие меры принимает Петр I для развития промышленности, торговли?

— Какие изменения произошли в сельском хозяйстве?

Группа 3 определяет на карте промышленные районы, новые торговые центры и приводит доказательства.

 — Каким образом феодальной России за короткий промежуток времени удалось стать на рельсы развития капиталистического государства? (выяснение особенностей модернизации в России)

Группа 4 (работа с понятиями).

— Определите и назовите понятия рожденные эпохой Петра, в чем смысл этих нововведений, какое отношением это имело к модернизации России?

   Вывод по экономической реформе  делает группа 1 на основе изученных документов

Таким образом, экономические реформы Петра I с одной стороны показали быстрый рост промышленности, развитие торговли; с другой — ухудшение положения населения, ужесточению закрепощения крестьян.

— Что это: неразумность в политике или вынужденные меры?

Г) Государственные реформы.

1. Причины модернизации органов государственного управления.

Работа группы 3 со схемой государственного устройства России в начале XVIII в. Схема предварительно была составлена учащимися

— Как проходило реформирование органов власти?

— Какой принцип построения был заложен в основе реформ?

— Что вы можете сказать о таком сословном документе, как «Табель о рангах». Ведь он шел вразрез с принципом государства? Какие личности рождала эпоха?

Д) «Культурная революция».

Работа групп1 (документы) и группы 2 (иллюстративный материал)

Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в первую очередь это понимал Петр I.

— Почему реформы, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют «культурной революцией»? 

— Приведите примеры, цитаты о культурной жизни страны.

 

 3.  Роль ПетраI и его реформ.

Представители от групп высказываюся в рамках «круглого стола». Мнения не обязательно должны совпадать.

— Почему Петра называют Великим?

— Какой ценой были проведены преобразования в России?

 — Справедливо ли мнение, что Петр Великий  своими  реформами исказил исторический путь России?

IV. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся.

2. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

3. Домашнее задание: повторение темы, подготовка к тесту.

 

Литература для предварительной подготовки:

1.                  А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997

2.                  Российского-флота начало. Книга дилогия. Литфонд Россия.- 1996

3.                  A.О. Амелькин. Всемирная история в лицах Воронеж.- 1997

4.                  B.И. Панова. История Воронежского края. Воронеж.- 1997

5.                  C.Ш. Казиёв. История России (в таблицах) М.,- 1997

6.                  Воронеж. Центр духовного возрождения. Чернозем. — 1999

7.                  B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991

8.                  А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.,- 1999

9.                  C.М. Соловьёв. Чтение и рассказы по истории России. М. 1989

10.              Л. Быченкова. Статья «Развод  по — петровски». Журнал «Крестьянка».-1998

11.              Карамзин. История Государства Российского


Трагедия российских реформ

Рыночный большевизм против демократии

Четверг, 1 февраля 2001 г. / Автор: Питер Реддауэй; Дмитрий Глинский

Тип публикации: Книга

Поделиться

Распечатать страницу

В замечательной книге Трагедия российских реформ: рыночный большевизм против демократии,

Американский политолог Питер Реддауэй и российский ученый Дмитрий Глинский привлекают внимание введением социально-политического лексикона для прояснения нового периода [в России]. Из политического и гражданского национального государства западного образца сегодняшнее российское государство стало чем-то, чего мы раньше не видели: «исключительной корпоративной единицей, собственностью государственного аппарата, конкурирующей с аналогичными, но гораздо более слабыми образованиями в попытке монополизировать рынок принуждения и защиты.
-Chicago Tribune

Трагедия реформ в России представляет собой смелый и оригинальный анализ распада Советского Союза и рождения Российского государства. Авторы утверждают, что ключом к пониманию этих событий являются рецепты западных «транзитологов», Международного валютного фонда и сторонников экономической «шоковой терапии». Эти рецепты позволили номенклатуре и финансовым «олигархам» завладеть промышленными и природными ресурсами России и сильно влиять на политическую судьбу страны. В этой долгожданной размашистой интерпретации авторы умело помещают современный российский опыт в контекст истории, политической теории и места России в международной системе.

Об авторах

 

Питер Реддауэй — профессор политологии и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона. В 1993-94 годах был отличником института.
 

Дмитрий Глинский (Васильев) , научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений в Москве, ранее был активным участником российского демократического движения.

 

Связанные публикации

Соединенные Штаты и их союзники ищут способы обеспечения прочного мира в Европе, который положит конец жестокому нападению России на Украину и укрепит глобальный запрет на такие захватнические войны. Трагично, но реально, но России, как и большинству исторических имперских держав, нужно будет потерпеть военное поражение, прежде чем она откажется от войны как средства доминирования над своими соседями. Любой мир, заключенный до такого поражения, просто позволит России восстановить свои силы и возобновить наступление. Тем не менее, даже несмотря на то, что Запад должен полностью поддерживать оборону Украины, например танки, которые широко обсуждались в этом месяце, он должен поощрять переговоры для достижения конкретных целей.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

На фоне военных действий на Украине российское присутствие в Сирии постепенно сокращается, вызывая серию региональных сдвигов из Турции, Ирана и Израиля, которые могут иметь серьезные последствия для интересов национальной безопасности США, говорит Мона Якубян из USIP: «Их слишком много актеры, для этого нужно простое математическое уравнение».

Тип: Подкаст

Как будет развиваться война в Украине в 2023 году и сможет ли она открыть путь к миру? Аналитические сценарии войны полны неизвестных. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что украинские солдаты и гражданские лица будут продолжать бороться с нападением России всеми доступными средствами — или вообще без них. Построение устойчивого, а не иллюзорного пути к миру должно учитывать решимость украинцев. И прокладывать такой путь будет полезно, если учесть, что немедленный вариант установления мира находится в руках Владимира Путина, который в любой день может положить конец этой войне, выведя свои войска.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

Когда президент Украины Владимир Зеленский обратился к Конгрессу с просьбой о дополнительной помощи, он «утверждал, что Украина защищает Европу и Соединенные Штаты», — говорит посол USIP Уильям Тейлор. А с учетом того, что украинцы настроены более чем когда-либо, такая помощь может помочь Украине одержать победу над Россией.

Тип: Подкаст

Просмотреть все публикации

Современная российская идентичность через историю: Петр Великий и война с Наполеоном

Никита Таранко Акоста

Насколько реформы Петра Великого превратили Россию в страну, подходящую для ее нового европейского статуса?

В статье анализируются как положительные, так и отрицательные последствия многочисленных реформ Петра Великого. Сделан вывод о том, что, несмотря на некоторые негативные результаты, петровское видение и его активное осуществление для страны позволили тогдашней России значительно обрести свое новое региональное европейское значение. Радикальная программа первого русского царя, принесенная в его страну, продолжает вызывать горячие споры о формировании нынешней идентичности России как уникальной страны, выходящей за пределы Европы и Азии. Заключительные замечания этого эссе вызовут дискуссию о современной российской идентичности и последующее обсуждение исторической интерпретации достижений и неудач Петра Великого, что было особенно актуально, поскольку Санкт-Петербург праздновал свое трехсотлетие всего десять лет назад, в мае 2003 года.

Нет необходимости сомневаться в новизне реформ, инициированных петровским царствованием, так как этот период, возможно, известен своими новаторскими радикальными преобразованиями, несмотря на его амбивалентность. Безусловно, стремление Петра к переустройству России сформировалось в ранние годы его жизни, где уже присутствовала иностранная опора. «От юности ходил чисто выбритый и в западной одежде (…) и ел мясо в постные дни, вопреки православному обычаю 1 » [ЦИТАТА Geo97 \п « стр. 76 » \l 3082 ]. Петр Великий принес в Россию множество прогрессивных идей и систем, охватывающих области военной (особенно военно-морской), государственной, экономической и образовательной.

Начнем с того, что страсть Петра к укреплению военной мощи России, в частности морской, восходит к его раннему вдохновению, Великому путешествию в 1677 году. Говорят, что даже главной целью этого путешествия было обучение новейшим методам кораблестроение и набор военно-морских и военных специалистов. [ЦИТАТА Lio83 \l 1042]. По возвращении молодой правитель предпринял несколько жизненно важных шагов для развития военной мощи страны, в частности, путем создания регулярных постоянных полков вместо прежних полуфеодальных и введения в армии системы заслуг [ЦИТАТА Тол15]. p «слайд 8» \l 2057 ]. Великая Северная война, длившаяся более двенадцати лет, не только вознаградила империю в плане территориальной экспансии за счет поглощения стран Балтии и получения стратегического выхода к морю, но и дала петровской России новое важное дипломатическое положение в северо-западной европейской сфере.

Во-вторых, в государственном отношении Петр пытался заменить вотчинную систему правления бюрократической, учредив сенат из девяти человек и продвигая систему передовых дворян, основанную на личных заслугах [ЦИТАЦИЯ Geo97 \p « стр. 82-84 »\л 3082]. Что касается экономических аспектов, то Петр смог расширить торговлю шелком и мехом с Китаем и сосредоточил усилия государства на развитии некоторых отраслей, таких как горнодобывающая и текстильная, для удовлетворения крупных военных нужд страны. Несмотря на то, что они были успешными для неотложных нужд и первоначальных потребностей, эти корректировки оказались довольно неэффективными в долгосрочной перспективе из-за отсутствия транспортных систем, протекционистской тарифной политики, высоких налогов на крестьянство и зависимости от крепостного права как основного рабочего класса. [CITATION Rob76. \p «стр. 154-158» \l 3082 ]

Между прочим, для поддержания прежних реформ требовались культурные преобразования; поэтому была проведена реформа образования. Когда Петр взошел на престол, в стране была только одна школа — Московская академия. Поэтому, поскольку Петр сильно сосредоточился на обеспечении нужд армии и флота, он счел необходимым основать в двух столицах ряд школ для будущих офицеров. Более того, он основал Академию наук, в которой, по мнению многих, действительно дебютировала перманентная русская интеллектуальная культура. 2 Император даже принуждал дворян-землевладельцев к повышению образованности и компетентности, заставляя их проходить обучение какой-либо отрасли практических знаний либо за границей, либо в неких «математических» школах, учреждённых Его Величеством в новой столице [ЦИТАТА Lio83 \ р « с. 115 » \l 1042 ].

Тем не менее, критики Петра указывают на высокую цену, которую понесли его подданные, явные жертвы его радикальной политики. Начнем с того, что для поддержки военных действий — в размере 2,3 миллиона рублей в 1701 году, 3,2 миллиона в 1710 году и более 4 миллионов в 1724 году — Петр заставил своих подчиненных, особенно крестьян, заплатить высокую цену. Говорят, что около 80% доходов государства шли на нужды этого периода тотальной войны [ЦИТАТА Lio83 \p « p. 108; 113 » \l 2057]. На крестьян и горожан облагалась дань за данью, обычно в пропорции один человек на двадцать дворов. Государственные крестьяне, монастырские слуги и иждивенцы также находились в условиях, очень напоминающих крепостные, и многие из них были вынуждены работать на новых рудниках, фабриках и металлургических заводах. Строительство Санкт-Петербурга на болотистой местности было «не Третьим Римом, а Новым Амстердамом», потребовавшим жизней тысяч чернорабочих, в то время как рытье каналов и рекрутская повинность требовали других — необходимая жертва для реализации окончательного рая, как говорил Петр. часто описывал свой город [CITATION Geo97 \п « стр. 86 » \l 3082 ]. Повторяющееся жесткое сочетание поборов, принудительного труда и репрессивного налогообложения спровоцировало несколько внутренних восстаний. В стихотворении «Медный всадник» Александр Пушкин изображает « страшное время, мы еще свежо храним в памяти нарисованной » которую автор пытается « познакомить мною, со всей историей: Горестным рекордом будет ». [ЦИТАТА Pus33\l 1042] . Поэт олицетворяет некоего Евгения, пережившего потоп —7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге, — что лишает его любви и делает сумасшедшим, который позже противостоит статуе Петра Великого, превратившегося в самого живого императора.

«Теперь он (Евгений) как будто видел грозного Императора, тихо, мигом пылающим гневом, лицом своим к Евгению обращаясь!.. Всю ночь сумасшедший бежит; где бы он ни бродил по своей воле, на своем пути с тяжелым топотом все еще скачет медный всадник». (Пушкин 1833)

Хотя только сам Пушкин мог знать об истинных намерениях стихотворения, его изображение опыта Евгения в Санкт-Петербурге и встречи с первым русским императором вполне могло говорить о запутанных отношениях и любви-ненависти простых русских подданных с по отношению к их внушительному царю.

Совсем недавно празднование в мае 2003 года трехсотлетия Санкт-Петербурга — материального напоминания о первом российском императоре — дало России еще одну возможность пересмотреть коллективную память и понимание Петра Великого и его достижений. Как и самого императора, Санкт-Петербург как имперскую столицу понимается сложно — то как глубоко чужой и нерусский, то как в высшей степени представляющий всю Россию как таковую: космополитический, поликонфессиональный и многоконфессиональный. -этнический[CITATION Joe03 \l 1042 ]. По мнению сторонников нарратива «окна в Европу», Санкт-Петербург очень похож на своего основателя тем, что является «единственным европейским городом» в полуазиатской стране. Прекрасный северный город изображается как город, на который возложена цивилизаторская миссия, европеизация России, превращение ее в «нормальную» страну, т.е. лишив его уникальности путем реформы[CITATION Vol95 \п « стр. 10 » \l 1042 ]. В сегодняшней России Санкт-Петербург пытается принять несколько идентичностей, будучи одновременно русским, балтийским, европейским и глобальным, и прочно заякоренным как в России, так и в Большой Европе [CITATION Joe03 \p « p. 393 » \l 1042 ] , еще раз напоминая о своей миссии, восходящей к основанию города Петром Великим и напоминающей о его исследовательском и прогрессивном духе.

Что касается как благоприятных, так и мрачных последствий реформ Петра Великого в военной, государственной, экономической и образовательной сферах, то считаю разумным полагать, что довольно жестокие усилия первого российского императора по модернизации и усилению страны значительно укрепили позиции России в мире . Несмотря на тяготы, выпавшие на долю его подданных и вызывавшие напряженность в большинстве сословий, если бы не настойчивый напор и страсть Петра к созданию современной России путем значительных в свое время реформ, страна, возможно, не смогла бы развиться в важным глобальным игроком в дипломатической и экономической сфере, как и сегодня.

В целом «нынешние поколения» любого временного периода склонны рассматривать аспекты истории, которые сослужили им хорошую службу сегодня, как позитивные и довольно легко упускают из виду последствия этих событий для их предков того времени и наоборот. Возможно, именно поэтому большинство россиян сегодня считают Петра Великого героем нации. В то же время только те, кто живет сегодня, могут интерпретировать историю, и поэтому этот «исторический уклон» неизбежно будет продолжать влиять на то, как мы понимаем историю. Лучшее решение, скорее, состоит в том, чтобы позволить людям узнать всю картину в целом и позволить людям самим судить о том, как определенное событие или историческая фигура сформировали их текущую повседневную реальность.

Аути Роберт и Оболенский Дмитрий. 1976. «Императорская Россия: от Петра I до Николая I». В Companion to Russian Studies. 1: Введение в историю России , 121-195. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Хоскинг, Джеффри. 1997. «Секулярное государство Петра Великого. » В Россия: Народ и Империя 1552-1917 , Джеффри Хоскинг, 75-95. Лондон: Издательство HarperCollins.

Йоэнниеми, Пертти и Морозов, Вячеслав. 2003. «Политика памяти: 300-летие Санкт-Петербурга. » Журнал балтийских исследований (Routledge) 34 (4): 375-398.

Лайонел, Кочан; Ричард, Авраам. 1962. «Экспансия и бюрократия: эпоха Петра Великого. » In Создание современной России , Кочан Лайонел и Авраам Ричард, 105-125. Лондон: Джонатан Кейп.

Пушкин Александр. 1833. «Медный всадник ».

Тольц Вера. 2015. «Петр Великий и модернизация России. » Презентация. Манчестер, 27 от октября 2015 г.

Волков Соломан. 1995. «Санкт-Петербург: история культуры. » Нью-Йорк: Свободная пресса.

1 Такое отношение подверглось резкой критике со стороны Православной церкви. Особенно неистовствовали старообрядцы, которые, по иронии судьбы, не получили ничего, кроме новых гонений, с грядущим просвещенным светским царствованием Петра. [ЦИТАТА Rob76 \p « стр. 179 » \l 3082 ]

2 Он издал тридцать указов, посвященных просвещению, упростил старую кириллицу, способствовал переводу иностранных произведений и открыл первый публичный русский театр.

Наполеоновская война

Тема этого эссе , насколько глубоко Наполеоновская война изменила отношение россиян к своей стране . Период, охватываемый очерком, начинается с начала XIX века до 1812 года, когда Российская империя подверглась нашествию Великой Армии . Это приведет к эпической Бородинской битве к сентябрю того же года, когда обе империи столкнутся. Война представляла собой не только военный конфликт, но и личное соперничество между Александром I и Наполеоном Бонапартом (как врагами, так и общими поклонниками) — двумя главными фигурами того времени. Пункты, подлежащие анализу, включают усиление национальной идентичности в результате нашествия 1812 года, а также растущую зависимость России от европейских культур, построение коллективной идентичности посредством мифов, настойчиво продвигаемых литературой, и роль Православной церкви. Моя общая цель, однако, состоит в том, чтобы проиллюстрировать, что Отечественная война носит свое имя по той причине, что впервые русский народ объединился, чтобы сражаться как единый народ против агрессора.

Согласно книге Р. Ф. Кристиана «Война и мир Толстого: исследование » , написание этого романа было связано с патриотическим духом, охватившим русскую литературу 1860-х годов. В это время шла острая интеллектуальная полемика между славянофилами и западниками [ЦИТАТА Cla68 \p « pp. IX-X » \l 3082 ]. Толстой разделяет большинство принципов первого, а именно акцент на моральном и религиозном чувстве, а не на требованиях разума. В поддержку своего повествования Толстой с поразительной ловкостью ухитряется изменять некоторые исторические факты. Как писал Джон Вэллиант в Тигр [ЦИТАТА Vai10 \p « стр. 30 » \l 2057 ] , «проверка фактов и документирование источников осуществляется в России гораздо менее строго, чем во многих западных странах». Во втором эпилоге к книге «Война и мир » Толстой объясняет, что традиционная история основана на делах и идеях отдельных личностей, направленных на достижение коллективной цели, будь то свобода, равенство или величие империи. «Современная история дала нам либо героев, наделенных необыкновенными, сверхчеловеческими способностями, либо просто людей разного толка, от монархов до журналистов, ведущих за собой массы». [ЦИТАТА Tol01 \p « стр. 929 » \l 2057 ] Итак, вместо той традиционной теории центр тяжести смещается от героев и разума к обывателям и вере: «Успех никогда не зависит и никогда не будет зависеть ни от положения, ни от снаряжения, ни даже от численности, и меньше всего на позиции. – А на что тогда? — О чувстве, которое есть во мне и в нем [он указал на Тимохина] и в каждом солдате» — Князь Андрей в «Войне и мире» [ЦИТАТА Тол01 \p « стр. 612 » \l 3082 ]. Короче говоря, Бородино символизировало моральную победу, которая помогла сформировать национальную идентичность, основополагающий миф, на основе которого возникло новое видение России.

Достоевский привержен тому же стремлению, построенному на унаследованной христианской вере и искупительной духовности, «игнорируя официальные структуры империи и концентрируясь на православии и крестьянстве как на источниках спасения» [ЦИТАТА Hos97 \p « p. 307 » \l 2057 ]. Гоголь взялся за ту же задачу, а именно в «Мертвых душах ». Литература для Достоевского — квинтэссенция духа нации. Русская душа есть двоякая сила, общеевропейская и вселенская, стремящаяся и залечить раны европейских конфликтов, и утвердить братство людей, заключающее народы и личности во всеобщее блаженство.

Чтобы построить гражданскую нацию, Россия сделала ставку на европеизированную культуру: балы, вечера, Академия наук, театр, опера и пресса, и это лишь некоторые из них; «культурное строительство российского гражданства имело в значительной степени иностранную основу. Иными словами, гражданство в русской письменной республике предполагало космополитическое воспитание». основные европейские культуры. Романы, поэзия и пьесы были одним из способов достучаться до простых людей, укрепляя связи друг с другом, создавая чувство общности, выходящее за рамки сиюминутных интересов социальных классов. Белинский найден в 9 пушкинских0005 Евгений Онегин идеальное воплощение популярной культуры и эстетических достижений. По его словам, национальная сущность проникает глубоко в произведения такого масштаба, способствуя построению коллективной идентичности в большей степени, чем государство или церковь [ЦИТАТА Hos97 \p « стр. 292-294 » \л 3082].

Но эти нравственные основы не могут быть правильно поняты без той важной роли, которую играет Православная Церковь. Целая нация бросила вызов французским захватчикам под единым знаменем религиозной веры, которое развевали дворяне, духовенство и крестьяне. Это уступило место чувству национального единства перед лицом врага. Именно эта вера содержала ингредиенты «чуда, тайны и авторитета», как Братья Карамазовы Великий Инквизитор поместил [CITATION Dos80 \p « стр. 281 » \l 2057 ]. Спустя столетие радикальная интеллигенция в России будет проповедовать иное послание, а может быть, и подобное, но в новых мантиях холодного рационализма и революционного социализма. В конце концов, всегда необходим нарратив, фиксирующий коллективное воображаемое, чтобы собрать людей для достижения общей цели, будь то победа над французами или немцами, установление царского или коммунистического режима. Неважно, осуществима утопия, объединяющая вокруг себя людей, или это фантазия, она просто должна работать как социальный клей. «Лицо истины ужасно», — писал испанский философ Мигель де Унамуно. «Народу нужны мифы и иллюзии; им нужно лгать. Истина страшна, невыносима, смертельна» [ЦИТАТА Uto \p « p. 50 » \l 2057 ]

Президент России недавно сказал в речи, посвященной памяти жертв войны 1812 года: «Вообще, единство — единство нашего народа — и есть суть патриотизма»[ ЦИТАТА Put12 \l 3082 ]. Действительно, наполеоновская война оказалась известной как «Первая Отечественная война» («Великая Отечественная война» — это Вторая мировая война). Эта фраза была придумана через пару десятков лет после событий и закрепилась в народном и официальном языках. Бородинское сражение привело к огромным потерям с обеих сторон, особенно в России. Французы были хозяевами поля, но в конце концов их победа была пирровой победой, триумфом, обернувшимся после завоевания Москвы, почти пустой и пылающей, когда они ее штурмовали. Только бесплодный и заброшенный город был у их ног после политики выжженной земли его уже бежавших жителей. Grande Armée без припасов и зимних запасов в конце концов был вынужден отступить. Кроме того, этот отход был почти мирным отступлением: он был отмечен морозом, голодом, тифом и случайными набегами русских войск и казаков [ЦИТАТА Коц62 \p «стр. 151-152» \l 2057 ]. В конечном итоге французская армия была разгромлена в Смоленске, а запуганные выжившие в беспорядке разбежались. 1 Так что поражению суждено было с самого начала превратиться в победу, ибо нравственное возмущение, горячий идеализм, недюжинное мужество, сплоченность народного сопротивления были ключевыми факторами в наращивании национального подъема , позже украшенный в стиле ренессанс. Эта несколько вымышленная коллективная гордость, чувство единства и общей цели сохраняется и по сей день.

Национальный обычай заучивания стихов, посещения концертов и т.п. является очень эффективным способом привить коллективное мышление, которое разделяется и нравится большинству. Стихи, подобные « Бородино » Лермонтова, знают наизусть по всей России и даже в странах постсоветского пространства. Мы уже упоминали «Войну » и «Мир », эпический шедевр, всеобъемлющий и вечный, который так много способствовал вычерчиванию и характеристике самой сущности русской духовной природы. Другой хороший пример — «1812» Чайковского 9.0005 Overture Знакомая веха классической музыки. Кстати, впервые она прозвучала в Храме Христа Спасителя, построенном в память о защите Россией Родины, и дирижировал произведением бессмертный композитор.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на отсталость относительно либеральных реформ и последующее недовольство высших слоев российского общества таким положением 2 из-за наполеоновского нашествия, русский героизм и решимость защитить свою Родину были замечательны и доказаны побеждать не только в битвах, но и в возвышении национального самосознания. Сегодня именно благодаря всем этим ранее упомянутым работам, изученным и передаваемым из поколения в поколение, наследие, которое сеет семена выносливости, стойкости, силы духа, самоуважения, чести и достоинства, столь необходимых для того, чтобы страна стала сплоченный, с верными и преданными гражданами — завещан, и это нужно сохранить.

Кларидж, Генри. 1869. «Введение. » In Война и мир , Лев Толстой, IX-X.

Достоевский Федор. 1880. Братья Карамазобы. Worldsworth CLassics, 2007.

Хеллер, Мишель и Некрич, Александр. 1986. Утопия у власти; История СССР с 1917 года по настоящее время. Хатчинсон.

1997. «  »Литература как созидатель нации». » В Россия: Народ и Империя 1552-1917 , Джеффри Хоскинг, стр. 287-290 и 292-294; стр. 286-311. Лондон: ХарперКоллинз.

Кочан, Лайонел и Авраам, Ричард. 1962. Создание современной России. Лондон: Джонатан Кейп.

Авторы энциклопедии New World. 2008. Александр I России, Энциклопедия Нового Света. 29 августа. По состоянию на 21 ноября 2015 г. http://www.newworldencyclopedia.org/p/index.php?title=Alexander_I_of_Russia&oldid=794221.

Путин Владимир. 2012 г. Выступление на церемонии вручения удостоверения о присвоении звания «Город воинской славы» г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *