Доклад ленин: Краткая биография Ленина Владимира Ильича, личная жизнь и родители Ленина(Ульянова)

Речь на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 г.

Сталин И.В. О Ленине: Речь на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 г.

 

Предыдущая
публикация
Алфавитный указатель
сочинений И.В. Сталина

 

Содержание тома 6
сочинений И.В. Сталина
Следующая
публикация


 

Источник:

Сталин И.В. Cочинения. – Т. 6. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 52–64.

 

Примечания 11–13: Там же. С. 404–405.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания


 

Товарищи! Мне сказали, что у вас тут устроен вечер воспоминаний о Ленине, а я приглашен на вечер в качестве одного из докладчиков. Я полагаю, что нет необходимости представить связный доклад о деятельности Ленина. Я думаю, что было бы лучше ограничиться сообщением ряда фактов, отмечающих некоторые особенности Ленина, как человека и как деятеля. Между этими фактами, может быть, и не будет внутренней связи, но это не может иметь решающего значения для того, чтобы получить общее представление о Ленине. Во всяком случае, я не имею возможности в данном случае дать вам больше того, что обещал выше.

 

Горный орел

 

Впервые я познакомился с Лениным в 1903 году. Правда, это знакомство было не личное, а заочное, в порядке переписки.

Но оно оставило во мне неизгладимое впечатление, которое не покидало меня за все время моей работы в партии. Я находился тогда в Сибири в ссылке. Знакомство с революционной [c.52] деятельностью Ленина с конца 90-х годов и особенно после 1901 года, после издания “Искры”11, привело меня к убеждению, что мы имеем в лице Ленина человека необыкновенного. Он не был тогда в моих глазах простым руководителем партии, он был ее фактическим создателем, ибо он один понимал внутреннюю сущность и неотложные нужды нашей партии. Когда я сравнивал его с остальными руководителями нашей партии, мне все время казалось, что соратники Ленина – Плеханов, Мартов, Аксельрод и другие – стоят ниже Ленина целой головой, что Ленин в сравнении с ними не просто один из руководителей, а руководитель высшего типа, горный орел, не знающий страха в борьбе и смело ведущий вперед партию по неизведанным путям русского революционного движения. Это впечатление так глубоко запало мне в душу, что я почувствовал необходимость написать о нем одному своему близкому другу, находившемуся тогда в эмиграции, требуя от него отзыва.
Через несколько времени, будучи уже в ссылке в Сибири, – это было в конце 1903 года, – я получил восторженный ответ от моего друга и простое, но глубоко содержательное письмо Ленина, которого, как оказалось, познакомил мой друг с моим письмом. Письмецо Ленина было сравнительно небольшое, но оно давало смелую, бесстрашную критику практики нашей партии и замечательно ясное и сжатое изложение всего плана работы партии на ближайший период. Только Ленин умел писать о самых запутанных вещах так просто и ясно, сжато и смело, – когда каждая фраза не говорит, а стреляет. Это простое и смелое письмецо еще больше укрепило меня в том, что мы имеем в лице Ленина горного орла нашей партии. Не могу себе
[c.53]
простить, что это письмо Ленина, как и многие другие письма, по привычке старого подпольщика, я предал сожжению.

С этого времени началось мое знакомство с Лениным.

 

Скромность

 

Впервые я встретился с Лениным в декабре 1905 года на конференции большевиков в Таммерфорсе (в Финляндии). Я надеялся увидеть горного орла нашей партии, великого человека, великого не только политически, но, если угодно, и физически, ибо Ленин рисовался в моем воображении в виде великана, статного и представительного. Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем, буквально ничем не отличающегося от обыкновенных смертных…

Принято, что “великий человек” обычно должен запаздывать на собрания, с тем, чтобы члены собрания с замиранием сердца ждали его появления, причем перед появлением “великого человека” члены собрания предупреждают: “тсс… тише… он идет”. Эта обрядность казалась мне не лишней, ибо она импонирует, внушает уважение. Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что Ленин явился на собрание раньше делегатов и, забившись где-то в углу, по-простецки ведет беседу, самую обыкновенную беседу с самыми обыкновенными делегатами конференции. Не скрою, что это показалось мне тогда некоторым нарушением некоторых необходимых правил.

Только впоследствии я понял, что эта простота и скромность Ленина, это стремление остаться незаметным [c.54] или, во всяком случае, не бросаться в глаза и не подчеркивать свое высокое положение, – эта черта представляет одну из самых сильных сторон Ленина, как нового вождя новых масс, простых и обыкновенных масс глубочайших “низов” человечества.

 

Сила логики

 

Замечательны были две речи Ленина, произнесенные на этой конференции: о текущем моменте и об аграрном вопросе. Они, к сожалению, не сохранились. Это были вдохновенные речи, приведшие в бурный восторг всю конференцию. Необычайная сила убеждения, простота и ясность аргументации, короткие и всем понятные фразы, отсутствие рисовки, отсутствие головокружительных жестов и эффектных фраз, бьющих на впечатление, – все это выгодно отличало речи Ленина от речей обычных “парламентских” ораторов.

Но меня пленила тогда не эта сторона речей Ленина. Меня пленила та непреодолимая сила логики в речах Ленина, которая несколько сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, постепенно электризует ее и потом берет ее в плен, как говорят, без остатка. Я помню, как говорили тогда многие из делегатов: “Логика в речах Ленина – это какие-то всесильные щупальцы, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сдавайся, либо решайся на полный провал”.

Я думаю, что эта особенность в речах Ленина является самой сильной стороной его ораторского искусства. [c.55]

 

Без хныкания

 

Второй раз встретил я Ленина в 1906 году на Стокгольмском съезде12 нашей партии. Известно, что на этом съезде большевики остались в меньшинстве, потерпели поражение. Я впервые видел тогда Ленина в роли побежденного. Он ни на йоту не походил на тех вождей, которые хныкают и унывают после поражения. Наоборот, поражение превратило Ленина в сгусток энергии, вдохновляющий своих сторонников к новым боям, к будущей победе. Я говорю о поражении Ленина. Но какое это было поражение? Надо было поглядеть на противников Ленина, победителей на Стокгольмском съезде – Плеханова, Аксельрода, Мартова и других: они очень мало походили на действительных победителей, ибо Ленин в своей беспощадной критике меньшевизма не оставил на них, как говорится, живого места. Я помню, как мы, делегаты-большевики, сбившись в кучу, глядели на Ленина, спрашивая у него совета. В речах некоторых делегатов сквозили усталость, уныние. Помнится, как Ленин в ответ на такие речи едко процедил сквозь зубы: “Не хныкайте, товарищи, мы наверняка победим, ибо мы правы”. Ненависть к хныкающим интеллигентам, вера в свои силы, вера в победу – вот о чем говорил тогда с нами Ленин. Чувствовалось, что поражение большевиков является временным, что большевики должны победить в ближайшем будущем.

“Не хныкать по случаю поражениям – это та самая особенность в деятельности Ленина, которая помогала ему сплачивать вокруг себя преданную до конца и верящую в свои силы армию.

[c.56]

 

Без кичливости

 

На следующем съезде в 1907 году в Лондоне13 большевики оказались победителями. Я впервые видел тогда Ленина в роли победителя. Обычно победа кружит голову иным вождям, делает их заносчивыми и кичливыми. Чаще всего в таких случаях начинают торжествовать победу, почивать на лаврах. Но Ленин ни на йоту не походил на таких вождей. Наоборот, именно после победы становился он особенно бдительным и настороженным. Помнится, как Ленин настойчиво внушал тогда делегатам: “Первое дело – не увлекаться победой и не кичиться; второе дело -закрепить за собой победу; третье – добить противника, ибо он только побит, но далеко еще не добит”. Он едко высмеивал тех делегатов, которые легкомысленно уверяли, что “отныне с меньшевиками покончено”. Ему нетрудно было доказать, что меньшевики все еще имеют корни в рабочем движении, что с ними надо бороться умеючи, всячески избегая переоценки своих сил и, особенно, недооценки сил противника.

“Не кичиться победой” – это та самая особенность в характере Ленина, которая помогала ему трезво взвешивать силы противника и страховать партию от возможных неожиданностей.

 

Принципиальность

 

Вожди партии не могут не дорожить мнением большинства своей партии. Большинство – это сила, с которой не может не считаться вождь. Ленин это понимал не хуже, чем всякий другой руководитель партии. [c.57]

Но Ленин никогда не становился пленником большинства, особенно, когда это большинство не имело под собой принципиальной основы. Бывали моменты в истории нашей партии, когда мнение большинства или минутные интересы партии приходили в конфликт с коренными интересами пролетариата. В таких случаях Ленин, не задумываясь, решительно становился на сторону принципиальности против большинства партии. Более того, – он не боялся выступать в таких случаях буквально один против всех, рассчитывая на то, – как он часто говорил об этом, – что: “принципиальная политика есть единственно правильная политика”.

Особенно характерны в этом отношении два следующих факта.

Первый факт. Период 1909–1911 годов, когда партия, разбитая контрреволюцией, переживала полное разложение. Это был период безверия в партию, период повального бегства ив партии не только интеллигентов, но отчасти и рабочих, период отрицания подполья, период ликвидаторства и развала. Не только меньшевики, но и большевики представляли тогда целый ряд фракций и течений, большей частью оторванных от рабочего движения. Известно, что в этот именно период возникла идея полной ликвидации подполья и организации рабочих в легальную, либеральную столыпинскую партию. Ленин был тогда единственным, который не поддался общему поветрию и высоко держал знамя партийности, собирая разрозненные и разбитые силы партии с удивительным терпением и с небывалым упорством, воюя против всех и всяких антипартийных течений внутри рабочего движения, отстаивая [c.58] партийность с небывалым мужеством и с невиданной настойчивостью.

Известно, что в этом споре за партийность Ленин оказался потом победителем.

Второй факт. Период 1914–1917 годов, период разгара империалистической войны, когда все, или почти все, социал-демократические и социалистические партии, поддавшись общему патриотическому угару, отдали себя на услужение отечественному империализму. Это был период, когда II Интернационал склонил свои знамена перед капиталом, когда перед шовинистической волной не устояли даже такие люди, как Плеханов, Каутский, Гед и другие. Ленин был тогда единственным, или почти единственным, который поднял решительную борьбу против социал-шовинизма и социал-пацифизма, разоблачал измену Гедов и Каутских и клеймил половинчатость межеумочных “революционеров”. Ленин понимал, что он имеет за собой незначительное меньшинство, но это не имело для него решающего значения, ибо он знал, что единственно верной политикой, имеющей за собой будущность, является политика последовательного интернационализма, ибо он знал, что принципиальная политика есть единственно правильная политика.

Известно, что и в этом споре за новый Интернационал Ленин оказался победителем.

“Принципиальная политика есть единственно правильная политика” – это та самая формула, при помощи которой Ленин брал приступом новые “неприступные” позиции, завоевывая на сторону революционного марксизма лучшие элементы пролетариата. [c.59]

 

Вера в массы

 

Теоретики и вожди партий, знающие историю пародов, проштудировавшие историю революций от начала до конца, бывают иногда одержимы одной неприличной болезнью. Болезнь эта называется боязнью масс, неверием в творческие способности масс. На этой почве возникает иногда некий аристократизм вождей в отношении к массам, не искушенным в истории революций, но призванным ломать старое и строить новое. Боязнь, что стихия может разбушеваться, что массы могут “поломать много лишнего”, желание разыграть роль мамки, старающейся учить массы по книжкам, но не желающей учиться у масс, – такова основа этого рода аристократизма.

Ленин представлял полную противоположность таким вождям. Я не знаю другого революционера, который так глубоко верил бы в творческие силы пролетариата и в революционную целесообразность его классового инстинкта, как Ленин. Я не знаю другого революционера, который умел бы так беспощадно бичевать самодовольных критиков “хаоса революции” и “вакханалии самочинных действий масс”, как Ленин. Помнится, как во время одной беседы, в ответ на замечание одного из товарищей, что “после революции должен установиться нормальный порядок”, Ленин саркастически заметил: “Беда, если люди, желающие быть революционерами, забывают, что наиболее нормальным порядком в истории является порядок революции”.

Отсюда пренебрежительное отношение Ленина ко всем тем, которые старались свысока смотреть на массы и учить их по книжкам. Отсюда неустанная проповедь [c.60] Ленина: учиться у масс, осмыслить их действия, тщательно изучать практический опыт борьбы масс.

Вера в творческие силы масс – это та самая особенность в деятельности Ленина, которая давала ему возможность осмыслить стихию и направлять ее движение в русло пролетарской революции.

 

Гений революции

 

Ленин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так свободно и радостно, как в эпоху революционных потрясений. Этим я вовсе не хочу сказать, что Ленин одинаково одобрял всякое революционное потрясение или что он всегда и при всяких условиях стоял за революционные взрывы. Нисколько. Этим я хочу лишь сказать, что никогда гениальная прозорливость Ленина не проявлялась так полно и отчетливо, как во время революционных взрывов. В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясновидцем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони. Недаром говорится в наших партийных кругах, что “Ильич умеет плавать в волнах революции, как рыба в воде”.

Отсюда “поразительная” ясность тактических лозунгов и “головокружительная” смелость революционных замыслов Ленина.

Вспоминаются два особенно характерных факта, отмечающих эту особенность Ленина.

Первый факт. Период перед Октябрьским переворотом, когда, миллионы рабочих, крестьян и солдат, [c.61] подгоняемые кризисом в тылу и на фронте, требовали мира и свободы; когда генералитет и буржуазия подготовляли военную диктатуру в интересах “войны до конца”; когда все так называемое “общественное мнение”, все так называемые “социалистические партии” стояли против большевиков, третируя их “немецкими шпионами”; когда Керенский пытался загнать в подполье – и отчасти уже успел загнать – партию большевиков; когда все еще могучие и дисциплинированные армии австро-германской коалиции стояли против наших усталых и разлагавшихся армий, а западноевропейские “социалисты” благополучно пребывали в блоке со своими правительствами в интересах “войны до полной победы”…

Что значило поднять восстание в такой момент? Поднять восстание в такой обстановке – это значило поставить все на карту. Но Ленин не боялся рискнуть, ибо он знал, видел своим ясновидящим взором, что восстание неизбежно, что восстание победит, что восстание в России подготовит конец империалистической войны, что восстание в России всколыхнет измученные массы Запада, что восстание в России превратит войну империалистическую в войну гражданскую, что восстание даст Республику Советов, что Республика Советов послужит оплотом революционного движения во всем мире.

Известно, что это революционное предвидение Ленина сбылось впоследствии с невиданной точностью.

Второй факт. Первые дни после Октябрьской революции, когда Совет Народных Комиссаров пытался заставить мятежного генерала, главнокомандующего Духонина, прекратить военные действия и открыть [c.62] переговоры с немцами о перемирии. Помнится, как Ленин, Крыленко (будущий главнокомандующий) и я отправились в Главный штаб в Питере к проводу для переговоров с Духониным. Минута была жуткая. Духонин и Ставка категорически отказались выполнить приказ Совнаркома. Командный состав армии находился целиком в руках Ставки. Что касается солдат, то неизвестно было, что скажет 14-миллионная армия, подчиненная так называемым армейским организациям, настроенным против Советской власти. В самом Питере, как известно, назревало тогда восстание юнкеров. Кроме того, Керенский шел на Питер войной. Помнится, как после некоторой паузы у провода лицо Ленина озарилось каким-то необычайным светом. Видно было, что он уже принял решение. “Пойдем на радиостанцию, – сказал Ленин, – она нам сослужит пользу: мы сместим в специальном приказе генерала Духонина, назначим на его место главнокомандующим тов. Крыленко и обратимся к солдатам через голову командного состава с призывом – окружить генералов, прекратить военные действия, связаться с австро-германскими солдатами и взять дело мира в свои собственные руки”.

Это был “скачок в неизвестность”. Но Ленин не боялся этого “скачка”, наоборот, он шел ему навстречу, ибо он знал, что армия хочет мира и она завоюет мир, сметая по пути к миру все и всякие препятствия, ибо он знал, что такой способ утверждения мира не пройдет даром для австро-германских солдат, что он развяжет тягу к миру на всех без исключения фронтах.

Известно, что это революционное предвидение Ленина также сбылось впоследствии со всей точностью. [c.63]

Гениальная прозорливость, способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий – это то самое свойство Ленина, которое помогало ему намечать правильную стратегию и ясную линию поведения на поворотах революционного движения.

 

“Правда” № 34,

12 февраля 1924 г.

[c.64]

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

11“Искра” – первая общерусская нелегальная марксистская газета; основана В.И. Лениным в декабре 1900 года за границей, откуда тайно пересылалась в Россию (о значении и роли “Искры” см.: История ВКП(б). Краткий курс. С. 30–38). – 53. [c.404]

Вернуться к тексту

12 Стокгольмский съезд партии – IV (“Объединительный”) съезд РСДРП, состоялся 10–25 апреля (23 апреля – 8 мая) 1906 года (о Стокгольмском съезде см. : История ВКП(б). Краткий курс. С. 81–83). – 56. [c.404]

Вернуться к тексту

13 V (Лондонский) съезд РСДРП состоялся 30 апреля – 19 мая (13 мая – 1 июня) 1907 года (о V съезде РСДРП см. Сталин И.В. Сочинения. Т. 2. С. 46–77 и История ВКП(б). Краткий курс. С. 85–87). – 57. [c.405]

Вернуться к тексту

 


Предыдущая
публикация
Алфавитный указатель
сочинений И.В. Сталина

 

Содержание тома 6
сочинений И.В. Сталина
Следующая
публикация

This Stalin archive has been reproduced from Библиотека Михаила Грачева (Mikhail Grachev Library) at http://grachev62. narod.ru/stalin/ However, we cannot advise connecting to the original location as it currently generates virus warnings.

Every effort has been made to ascertain and obtain copyright pertaining to this material, where relevant. If a reader knows of any further copyright issues, please contact Roland Boer.

Доклад Владимир Ильич Ленин 4 класс

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Владимир Ильич Ленин

Все мы прекрасно знаем Владимира Ильича Ленина (Ульянова) – вождя трудящихся, великого политика, но вот кем он был, как простой дворянин стал столь известным?

Родился он в 1870 году в Симбирске, в семье инспектора народных училищ и школьной преподавательницы. Он был третьим из пяти детей в семье, которых любовно воспитывала мать, отказавшаяся ради них от работы. В Симбирской гимназии Володя был прилежным, авторитетным, талантливым учеником, и, в дальнейшем окончив ее с золотой медалью, поступил в Казанский университет. В этот же год в семье Ульяновых случилось горе – старший сын Александр был казнен за участие в покушении на императора. Это событие очень сильно повлияло на политические взгляды Владимира Ильича и настроило его против царского строя. На первом же курсе университета он создает студенческое революционное движение, за что и был отправлен в ссылку.

По прибытию из ссылки, Ленин сдает экзамены в Императорском Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете, после чего работает адвокатом, но не забывает о своих идеях. После поездки заграницу и знакомства с Плехановым и с другими лидерами рабочего движения объединяет все марксисткие общества, в результате чего вновь попадает под стражу.

По окончанию временного заключения, он начинает создавать издавать газету «Искра», где впервые и подписывается своим ныне известным псевдонимом «Ленин». В этом же году Ульянов возглавляет партию «большевиков» и встречает первую русскую революцию в Швейцарии, за подготовкой вооруженного восстания. Ленин подчёркивает: «Главная задача происходящей революции — покончить с самодержавием и остатками крепостничества в России». Нелегально возвращается в Санкт-Петербург, где активно начинает принуждать крестьян к восстанию. Осознав все ошибки первой революции, он начал действовать: было арестовано правительство, а столица была перенесена в Москву, верховным органом власти становится Съезд Советских рабочих, крестьян и солдат. Российская Империя исчезла, а на ее место пришла РСФСР, править которой стали коммунисты во главе с Владимиром Ильичом Лениным.

Вот так ничем не примечательный потомственный дворянин стал правителем такой огромной, могучей и сильной державы!

Владимир Ильич Ленин доклад

Вчитываясь в страницы истории, встречаешь моменты, связанные с Октябрьской революцией 19 17 года и ее вождем, Владимиром Ильичем Лениным. Этот человек коренным образом изменил ход исторического развития нашей страны. Ознакомившись с его жизнью, можно узнать очень интересные факты.

Известный партийный деятель родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирске, именуемый в настоящее время Ульяновском в семье Ульяновых. Позже во время своей подпольной деятельности он взял себе псевдоним Ленин. Его отец посвятил свою жизнь педагогической работе, а мать занималась воспитанием детей. Доброжелательная обстановка в семье и замечательное отношение матери и отца к детям помогли в развитии ума. Володя был старательным учеником, и по окончании гимназии получил золотую медаль. Дальше он пошел получать юридическое образование в Казанском университете. Учеба ему давалась легко, и поэтому он все экзамены сдал экстерном, но уже в Петербурге. Здесь же Ульянов становится членом одного из марксистских кружков. В 1905 году будущий вождь организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и дает начало для появления новой партии в России. Взяв за основу теорию марксизма, он считал, что именно рабочий класс сыграет основную роль в построении коммунизма, он пытался внедрить ее в своей стране.

За такую агитационную работу Владимира Ильича посадили в тюрьму, однако и оттуда он вел руководство «Союзом борьбы…». В 1897 году его сослали в Сибирь, где проводя свои длительные дни, в Шушенском, создал несколько трудов о новой партии-РСДРП. Вернувшись из изгнания, Ульянов отбывает в Швейцарию. Там он принимает участие в создание газеты «Искра», в которой появляются его статьи под псевдонимом Ленин. Под воздействием этого печатного издания, распространявшегося среди рабочих, послужило к созданию РСДРП (б). Вскоре произошел переворот, где царь добровольно отказался от трона, после чего, впоследствии, власть перешла п к Временному правительства. Начали организовывать Советы рабочих и солдатских депутатов. Узнав о Февральской революции, будучи за границей, вождь тотчас же вернулся 3 апреля 1917 года в Петербург, где незамедлительно начал активную борьбу. Ленина можно было услышать на митингах с выступлениями, его речи печатались в средствах массовой информации для большевиков, где он призывал, чтобы власть к Советам перешла без кровопролития. Во время неудачной попытки захвата власти большевиками летом 1917 года, партийным работникам, в том числе и Ленину, пришлось некоторое время скрываться. Он даже проживал на берегу озера Разлив. Вскоре он перебрался в Финляндию, где начал подготовку к великой революции. Так как руководить всеми действиями приходилось тяжело, то поэтому Владимиру Ильичу пришлось вернуться в Петроград.

После его возвращения события стали разворачиваться с новой силой. После свержения Временного правительства стало взятие Зимнего дворца. В итоге вся власть перешла большевикам. Страной стал руководить Совнарком, руководителем которого был Ленин. Вождь пролетариата строил в своих планах государство нового типа, где все принадлежало рабочему классу и крестьянству. И неизвестно, как бы это все произошло, но таким перспективам развития не суждено было сбыться. После неудачного на него покушения в 1918 году он долго болел и скончался в 1924 году.

4 класс кратко

Владимир Ильич Ленин

Популярные темы сообщений

  • Город Орск

    Город Орск был построен как крепость для защиты земель казахов, присоединившихся к Российской империи, боясь набегов на них кочевников. Со временем город становился всё более популярным,

  • Город Благовещенск

    Город Благовещенск является единственным городом областного значения находящимся на границе России. Город расположился на реке Амур, по левой стороне. От Благовещенска до Москвы 7985 километров.

  • Организация Объединённых Наций

    Страны-участницы антигитлеровской коалиции в 1944-1945 годах начали решать вопрос о послевоенном устройстве мира. Результатом переговоров стало решение о создании новой международной организации.

  • Коза

    Коза – верный и очень смышлёный друг человека, они узнают своих хозяев и всегда ластятся к ним. Это животное человек одомашнил около 10 тысяч лет назад, то есть ещё раньше, чем наших любимых кошек и собак.

  • Язык — орган вкуса

    Язык представляет собой орган, который находится в ротовой полости и состоит из мышц. Мышцы в свою очередь соединяются с основанием нижней челюсти и выполняют огромное количество движений. Он может складываться, вращаться и т. д.

Отчет об Объединительном съезде РСДРП.

Ленин: Отчет об Объединительном съезде РСДРП.

Отчет об Объединительном съезде РСДРП.

Письмо петербургским рабочим
[1]

Написано: Написано в начале мая 1906 г.
Опубликовано: Издано в виде брошюры в июне 1906 г. издательством «Вперед », Москва. Публикуется по тексту брошюры.
Источник: Ленин Собрание сочинений , Издательство «Прогресс», 1965 г., Москва, Том 10, страницы 317–382.
В переводе:
Транскрипция\Разметка: Р. Симбала
Общественное достояние: Интернет-архив Ленина (2004). Вы можете свободно копировать, распространять, отображать и выполнять эту работу; а также делать производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет Архив» в качестве источника. • ПРОЧТИ МЕНЯ


Содержание

I. Состав Конгресса  322
II. Выборы Президиума. Повестка дня Конгресса  326
III. Аграрный вопрос  328
IV. Оценка революционного положения и классовых задач пролетариата  348
В. Отношение к Государственной Думе 355
VI. Вооруженное восстание  364
VII. Конец Конгресса  370
VIII. VIII. Подведены итоги съезда  376
Приложение. Материал для оценки работы Объединительного съезда РСДРП.  382

 


Примечания

[1] Брошюра Отчет об Объединительном съезде РСДРП («Письмо петербургским рабочим» № ) стала предметом преследование. Полиция провела обыск в типографии «Дело » в г. Санкт-Петербург, где устанавливалась брошюра, и доставил ее в Комитет печати Санкт-Петербурга. Комитет запретил брошюру. Но Партии удалось отправить текст в Москву, где его печатание было завершено.

В выпуске «Вперёд » брошюра имела Приложение, включавшее проекты резолюций, внесенные на съезд большевиками и Меньшевики, резолюции, принятые съездом, и прочее. Ленин ссылается к ним не раз в своей брошюре. В конце брошюры есть краткое предисловие к Приложению (см. стр. 382 этого тома).


< назад   вперед >
Работает Индекс   | Том 10 | Собрание сочинений | Л.И.А. Индекс

 

Доклад о субботниках доставлен на Московскую городскую конференцию РКП. (Б.) 20 декабря 1919 г.

Доклад о субботниках, доставленный на Московскую городскую конференцию РКП. (Б.) 20 декабря 1919 г.

доставлен на конференцию города Москвы РКП (Б.)

[1]
20 декабря 1919 г.

Доставлено: 20 декабря 1919 г.
Впервые опубликовано: Краткий отчет опубликован в Известиях № 287; 21 декабря 1919 г.; Впервые опубликовано полностью в 1927 г .; Опубликовано по стенографическому отчету
Источник: Собрание сочинений Ленина , 4-е английское издание, Изд-во Прогресс, Москва, 1965, том 30, стр. 283-288
Перевод: Джордж Ханна0010 Копилефт: Интернет-архив В. И. Ленина (www.marx.org) 2002. Разрешается копировать и/или распространять этот документ в соответствии с условиями лицензии GNU Free Documentation License.


Товарищи, организаторы конференции сообщают, что вы организовали доклад по субботникам и разделили его на две части, чтобы можно было подробно обсудить главное в этой области; во-первых, организация субботников в Москве и достигнутые результаты, во-вторых, практические выводы для их дальнейшей организации. Я хотел бы ограничиться общими положениями, идеями, рожденными организацией субботники как новое явление в нашем партийном и государственном строительстве. Поэтому я лишь кратко остановлюсь на практической стороне.

Когда только были организованы первые коммунистические субботники , трудно было судить, насколько такое явление заслуживает внимания и выйдет ли из него что-нибудь крупное. Я помню, что, когда в партийной печати стали появляться первые известия о них, оценки товарищей, близких к профсоюзным организационным делам и Наркомтруду, были сначала крайне сдержанными, если не пессимистическими. Они не считали, что есть основания считать их важными. С тех пор субботники получили настолько широкое распространение, что их важность для нашего развития никем не оспаривается.

Мы действительно употребляли прилагательное «коммунист» очень часто, так часто, что даже включили его в название нашей партии. Но когда вдумаешься в это дело, приходишь к мысли, что вместе с тем благом, которое из этого вытекало, могла быть создана и известная опасность для нас. Главной причиной, по которой мы изменили название партии, было желание провести четкую границу между нами и господствующим социализмом Второго Интернационала. После того как подавляющее большинство официальных социалистических партий через своих лидеров перешло на сторону буржуазии своих стран или своих правительств во время империалистской войны, стал очевиден чудовищный кризис, крах старого социализма. нам. А для того, чтобы как можно резче подчеркнуть, что мы не можем считать социалистами тех, кто встал на сторону своих правительств во время империалистской войны, чтобы показать, что старый социализм прогнил, умер, — главным образом поэтому идея изменения было выдвинуто название партии. Тем более, что название «социал-демократия» с теоретической точки зрения давно перестало быть правильным. Еще в 40-х годах, когда оно впервые получило широкое политическое применение во Франции, оно относилось к партии, исповедующей мелкобуржуазный социалистический реформизм, а не к партии революционного пролетариата. Главной причиной, мотивом изменения названия нашей партии, давшей новое имя новому Интернационалу, было желание решительно отрезать себя от старого социализма.

Если бы мы спросили себя, чем коммунизм отличается от социализма, то мы должны были бы сказать, что социализм есть то общество, которое непосредственно вырастает из капитализма, это первая форма нового общества. Коммунизм есть высшая форма общества и может развиваться лишь тогда, когда социализм утвердится, социализм предполагает работу без помощи капиталистов, обобществленный труд со строгим учетом, контролем и надзором со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся. ; мера труда и вознаграждение за него должны быть фиксированными. Исправлять их необходимо потому, что капиталистическое общество оставило такие пережитки и такие привычки, как раздробленность труда, недоверие к общественному хозяйству, старые привычки мелкого хозяйчика, господствующие во всех крестьянских странах. Все это противоречит реальной коммунистической экономике. Мы называем коммунизмом тот строй, при котором у людей формируется привычка выполнять свои общественные обязанности без какого-либо специального аппарата принуждения, когда неоплачиваемый труд на общее благо становится всеобщим явлением. Понятно, что понятие «коммунизм» слишком далеко для тех, кто делает первые шаги к полной победе над капитализмом. Как бы правильно ни было изменить название партии, как бы велика ни была польза, которую принесла нам эта перемена, как бы ни были велики свершения нашего дела и в каком размахе оно развернулось, — коммунистические партии теперь существуют. во всем мире, и хотя со дня основания Коммунистического Интернационала прошло меньше года, с точки зрения рабочего движения он несравненно сильнее старого, умирающего Второго Интернационала, — если толковать название «Коммунистическая партия» означать, что немедленно вводится коммунистический строй, это было бы большим извращением и нанесло бы практический вред, так как было бы не чем иным, как пустым хвастовством.

Вот почему к слову «коммунист» нужно относиться с большой осторожностью, и именно поэтому коммунистические субботники , начавшие входить в нашу жизнь, имеют особую ценность, ибо только в этом крайне маленьком явлении есть что-то коммунистическое. начал проявляться. Экспроприация помещиков и капиталистов позволила нам организовать только самые примитивные формы социализма, и в нем нет еще ничего коммунистического. Если мы возьмем наше современное хозяйство, то увидим, что ростки социализма в нем еще очень слабы и преобладают в подавляющем большинстве старые формы хозяйства; они выражаются либо в господстве мелкой собственности, либо в дикой, бесконтрольной спекуляции. Когда наши противники, мелкобуржуазные демократы, меньшевики и эсеры, утверждают в своих возражениях против нас, что мы разбили крупный капитализм, а на его месте остался худший вид спекуляции, ростовщический капитализм, мы говорим им, что если они воображают, что мы можем перейти прямо от крупного капитализма к коммунизму, то они не революционеры, а реформисты и утописты.

Крупный капитализм серьезно подорван везде, даже в тех странах, где еще не сделано шагов к социализму. С этой точки зрения ни одна из критических замечаний или возражений, выдвигаемых против нас нашими оппонентами, не является серьезной. Очевидно, что зачатки нового, мелкого, спекулятивного капитализма стали намечаться после того, как был разгромлен крупный капитализм. Мы переживаем дикую борьбу с пережитками крупного капитализма, который цепляется за всякую мелкую спекуляцию там, где ей трудно противодействовать и где она принимает наихудшую и самую неорганизованную форму торговли.

Борьба в условиях войны стала гораздо более ожесточенной и привела к самым зверским формам спекуляции, особенно там, где капитализм был организован в более широком масштабе, и было бы совершенно неправильно воображать, что революционный переход мог бы иметь какую-либо иную форму. . Так обстоит дело с нашим нынешним хозяйством. Если бы мы спросили себя, каков нынешний хозяйственный строй Советской России, то мы должны были бы сказать, что он состоит в закладке основ социализма в крупной промышленности, в перестройке старого капиталистического хозяйства при упорном сопротивлении капиталистов. миллионами и миллионами разных способов. Страны Западной Европы, вышедшие из войны в столь же бедственном положении, как и мы, — Австрия, например, — отличаются от нас только тем, что разложение капитализма и спекуляция выражены там сильнее, чем у нас, и что нет никаких зародышей социалистическая организация, чтобы оказать сопротивление капитализму. Однако в нашем хозяйственном строе нет еще ничего коммунистического. «Коммунист» начинается, когда 9появляются субботники 0011 (т. е. неоплачиваемый труд без квот, установленных какой-либо властью или государством); они представляют собой широкомасштабный труд отдельных лиц на общественное благо. Это не помощь ближнему, как это всегда было принято в деревне; это работа, выполняемая для удовлетворения потребностей страны в целом, она организована в широком масштабе и не оплачивается. Поэтому было бы правильнее, если бы слово «коммунист» относилось не только к названию партии, но и к тем экономическим проявлениям в нашей действительности, которые носят действительно коммунистический характер. Если и есть что-то коммунистическое в господствующей в России системе, так это только субботников , а все остальное есть не что иное, как борьба с капитализмом за упрочение социализма из которого после полной победы социализма должен вырасти тот коммунизм который мы видим на субботниках , не с помощью книги , а в живой реальности.

Таково теоретическое значение субботников ; они показывают, что здесь начинает вырисовываться что-то совсем новое в виде широко организованного бесплатного труда для нужд всего государства, что-то, что противоречит всем старым капиталистическим правилам, что-то гораздо более высокое, чем социалистическое общество. это победа над капитализмом. Когда рабочие Московско-Казанской железной дороги, люди, жившие в условиях жесточайшего голода и величайшей нужды, впервые откликнулись на призыв ЦК партии прийти на помощь стране, [2] и когда появились признаки того, что коммунистические субботники были уже не единичными случаями, а распространялись и встречали сочувствие масс, мы могли сказать, что они были явлением громадного теоретического значения и что мы действительно должны оказать им всемерную поддержку, если хотим быть коммунистами не только в теории, но и в большей, чем борьба с капитализмом. С точки зрения практического строительства социалистического общества этого недостаточно. Надо сказать, что движение действительно можно развернуть в массовом масштабе. Не берусь сказать, доказали ли мы это, так как нет общих сводок о размахе движения, которое мы называем коммунистическим.Подготовлено 0011 субботников . Имею только отрывочные сведения и читал в партийной печати, что эти субботников все шире развиваются в ряде городов. Петроградские товарищи говорят, что субботники распространены в их городе гораздо шире, чем в Москве. Что же касается провинции, то многие товарищи, имеющие практическое представление об этом движении, говорили мне, что они собирают громадный материал об этой новой форме общественного труда. Однако сводные данные мы сможем получить только после многократного обсуждения вопроса в печати и на партийных конференциях в разных городах; на основании этих данных мы сможем сказать, действительно ли субботники действительно стали массовым явлением, и действительно ли мы добились важных успехов в этой сфере. Как бы то ни было, получим ли мы вскоре такие полные и проверенные данные, мы не должны сомневаться, что с теоретической точки зрения субботников являются единственным проявлением, которое мы должны показать, что мы не только называем сами коммунисты, что мы не только хотим быть коммунистами, но действительно делаем что-то коммунистическое, а не только социалистическое. Поэтому каждый коммунист, каждый, кто хочет быть верным принципам коммунизма, должен все свое внимание и все свои усилия уделить объяснению этого явления и его практическому осуществлению. В этом теоретическое значение субботников . Поэтому на каждой партийной конференции мы должны настойчиво ставить этот вопрос и обсуждать как его теоретическую, так и практическую сторону. Мы не должны ограничивать это явление его теоретическим значением. Коммунистические субботники имеют для нас огромное значение не только потому, что они являются практическим осуществлением коммунизма. Кроме того, субботников имеют двоякое значение — с точки зрения государства они являются чисто практической помощью государству, а с точки зрения партии — и для нас, членов партии, это не должно оставаться в тень — они имеют значение очищения партии от нежелательных элементов и имеют значение в борьбе против влияний, испытываемых партией в эпоху загнивания капитализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *