Пещера платона кратко: Миф о пещере Платона. Скрытый и общий смысл

особенности, анализ и содержание :: SYL.ru

Миф о пещере Платона — это знаменитая аллегория, которую древнегреческий философ использовал в своем знаменитом труде «Государство». Таким образом, он стремился пояснить свое учение об идеях. Этот миф в философии считается одним из ключевых понятий платонизма, а также в целом объективного идеализма. Миф изложен в формате диалога, который другой древнегреческий философ Сократ ведет с братом Платона Главконом.

Суть платонизма

Сутью и ключом к пониманию платонизма многие называют миф о пещере Платона. Согласно учению древнегреческого философа, пещера является символом чувственного мира, в котором обитают все люди, живущие на Земле.

Все эти люди, словно узники в настоящей пещере, считают, что познают истинную реальность. Такое обманчивое ощущение у них создается благодаря органам чувств. Но на самом деле такая жизнь — сплошная иллюзия.

О том, что творится в настоящем мире, они могут судить лишь по ускользающим теням, которые время от времени они видят на стенах пещеры. В отличие от большинства людей философ имеет возможность получить более полное представление о мире идей. Так как он регулярно ставит вопросы и находит на них ответы. Но у него есть одна проблема. Он не может это сделать достоянием всего общества. Дело в том, что толпа, в широком смысле этого понятия, не в состоянии оторваться от иллюзорности повседневного восприятия действительности.

Древнегреческий философ Платон

Автор мифа о пещере Платон был учеником Сократа и наставником Аристотеля. Он жил в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Он был первым, чьи философские труды дожили до наших дней в полном объеме, а не в виде обрывочных отрывков.

Он появился на свет в богатой и знатной семье. Его первым наставником стал последователь Гераклита Кратил. Судьбоносным для Платона стало знакомство с Сократом примерно в 408 году до нашей эры, последователем которого он и решил стать.

Примечательно, что главный учитель в жизни остается неизменным персонажем практически всех произведений Платона, написанных в формате диалога. После смерти учителя Платон уехал в Мегару (в настоящее время это городок, расположенный неподалеку от Афин). Затем путешествует по свету и только в 387 г. до н. э. снова возвращается в Афины.

Там он основывает собственную школу, которую называет академией. По рассказам его современников, он умер в день своего рождения.

Платон знаменит не только написанием трактата об идеальном государстве, но и выдвижением аргументов в пользу бессмертия души.

По мнению философа, одним из доказательств этого служит цикличность, тот факт, что противоположности предполагают наличие друг друга. Как пример, Платон говорил о том, что большее возможно только при наличии меньшего, проводя аналогию, он утверждал, что, таким образом, смерть подразумевает существование бессмертия в этом мире.

После смерти, по его представлениям, происходит перевоплощение душ, которые, в конечном счете, остаются в нетленном состоянии. Еще один аргумент в пользу существования бессмертия был основан на разнородности самих понятий — душа и тело.

Также Платон сформулировал политико-правовое учение и собственную диалектику, его этические взгляды на окружающую действительность подробно изложены в трактате «Политик».

Трактат «Государство»

Миф о пещере Платона входит в его трактат «Государство». Он написан в формате диалога философа, посвященного тому, как должно выглядеть идеальное государство. По мнению философа, оно должно выражать идеи справедливости.

Платон считал, что в любом государстве должно в обязательном порядке присутствовать разделение труда. Нужны воины, строители, ремесленники, земледельцы.

Платон сравнивал сословия, которые должны присутствовать в государстве, с тремя частями, которые, по его мнению, есть в человеческой душе. Это разум, страсть и вожделенная часть. Так и в идеальном государстве философ видел высшее сословие, которое заботится о правильном образе жизни всех граждан, сословие стражей, которое обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность, и сословие прочих граждан, которые должны снабжать всем необходимым.

Платоновский миф о пещере — одна из частей этого произведения.

Краткое содержание мифа

Миф приводится в седьмой главе «Государства». С подробного описания места действия начинает Платон. Миф о пещере, краткое содержание которого приведено в этой статье, начинается в неком подземном жилище. Оно сильно напоминает пещеру. Люди в нем томятся в оковах, которые не позволяют им повернуться к свету и даже посмотреть по сторонам. Они могут смотреть исключительно на то, что находится непосредственно перед ними.

Рядом с ними стена, пишет Платон в «Государстве». Миф о пещере повествует о других людях, находящихся по другую сторону этой стены. Они свободны и несут различные вещи — предметы роскоши и обихода и даже статуи. Люди, которые находятся в пещере в заточении, самих предметов не видят, а наблюдают только за их тенями. Внимательно рассматривают, дают им названия, но их настоящая суть от них ускользает и остается недоступной.

Кульминация мифа

К своей кульминации миф о пещере, краткое содержание которого приведено в этой статье, подходит неторопливо и плавно. Платон ведет неспешный диалог с Главконом и размышляет, каким образом поведет себя узник, если его вдруг освободят.

Собеседник автора убежден, что для человека это было бы нестерпимо больно, без привычки с этим не справиться.

Оба собеседника убеждены, что с высокой долей вероятности освободившийся узник в состоянии понять и принять саму сущность вещей и реальных предметов, отбросив в сторону их ошибочное восприятие. Но что случится, если узнику снова придется вернуться назад?

Возвращение в пещеру

Платон и его собеседник Главкон продолжают развивать миф о пещере. Смысл его, по их мнению, заключается в том, что сотоварищи не примут этого узника, который, скорее всего, раскроет им глаза на истинную сущность вещей.

Они его наверняка высмеют и объявят безумцем, чем признают его правоту. И так будет происходить до тех пор, пока его глаза снова не привыкнут к мраку, а тени не вернутся на место реальных очертаний предметов.

Главное — все его соратники будут убеждены в том, что его временное освобождение принесло ему только психическое нездоровье и проблемы, поэтому не будут стремиться идти по его стопам.

Суть мифа

Какой же смысл вкладывал в это произведение Платон? Миф о пещере, анализ которого можно найти в этой статье, заключается в том, что осознание истинной сущности вещей не дается просто так. Оно требует немалых усилий и упорства, которые под силу только философам. Поэтому только они могут эффективно управлять идеальным государством. В этом смысл его высказывания.

Платон видел идеальное государство аристократическим. Философы, которые должны им править, занимают этот пост в 35 лет и руководят на протяжении 15 лет.

В платоновском государстве установлен настоящий коммунизм, о строительстве которого так мечтали в Советском Союзе. Все имущество общее, отсутствует понятие частной собственности. Труд распределяется строго по сословиям. Нет даже института брака. Все женщины и дети считаются общими, их воспитывает государство.

При этом древнегреческий философ в своих трудах рьяно критикует демократию, описывая сатирический образ человека, приверженного этой стратегии. Образ собственного идеального государства Платон ставит в противоречие с четырьмя другими политическими устройствами, которые, по его мнению, не выдерживают никакой критики. Это тирания, олигархия, демократия и тимократия (у власти находятся высшие военные чины).

Миф о пещере в художественной литературе

Миф о пещере стал весьма популярным сюжетом для многих произведений мировой литературы. Например, лауреат Нобелевской премии, португалец Жозе Сарамаго положил миф в основу своего романа «Пещера».

Испанец Хосе Карлос Сомоса развивает эту теорию в интеллектуально-философском детективе «Афинские убийства».

Идея Платона встречается и у фантаста Дениса Гербера. Например, в рассказе «Нам всем здесь не место».

Платон “Миф о пещере». Конспект

Платон “Миф о пещере»

Конспект

 

Люди как в пещере, на ногах и шее оковы; видят только то, что перед глазами; обращены спиной к свету. Люди видят тени предметов, а не сами предметы.

 

В том, что познаваемо, идея блага, но она с трудом различима; она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет, а в области умопостигаемого она — владычица; и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.

 

Те, кто видел свет, не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь.

 

 

[Созерцание божественных вещей (справедливости самой по себе) и вещей человеческих]

 

Душе трудно, когда она переходит из мрака на свет и из света во мрак. Чтобы обучиться, надо отвратиться душой от всего становящегося, и увидеть благо.

 

 

[Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов)]

 

Способность понимания всегда есть в человека, но ее надо верно направиться – бывают дурные люди, но умные.

 

 

[Роль этого искусства в управлении государством]

 

Для управления государством не годятся и непросвещенные люди, и те, кто всю жизнь занимается самоусовершенствованием; у первых нет цели; а вторые полагают, что уже при жизни переселились на Острова блаженных.

 

Лучше управляют государством те, кто меньше стремится к власти. Должен править тот, кто богат не золотом, а добродетельной и разумной жизнью. Нельзя к власти допускать и бедных, желающих урвать кусок.

 

Но где найти таких людей?

 

 

[Разделы наук, направленных на познание чистого бытия]

1. Счет и число — один из разделов познания чистого бытия.

 

[Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия]

Ощущения часто обманчивы. Тогда душа начинает размышлять и рассуждать. К размышлению побуждает то, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью. К размышлению побуждает и созерцание тождественного, когда одно и то же видится и как единое, и как бесконечное множество.

 

Арифметика и счет ведут к истинному знанию. Воину они необходимы для войскового строя, а философу — для постижения сущности.

 

Но искусством счета надо заниматься ради познания, а не по-торгашески ради купли-продажи. Это искусство влечет душу ввысь.

 

Люди с природными способностями к счету восприимчивы практически ко всем наукам; а кто этим искусством занимается, тот становится более восприимчив к наукам.

 

2. Геометрия. Она влечет душу к истине и воздействует на философскую мысль.

 

3. Астрономия

Небесные узоры — пособие для изучения подлинного бытия.

 

4. Музыка

Нужно искать числа в воспринимаемых на слух созвучиях, как пифагорейцы. 

 

 

5. Диалектический метод

Нужно рассуждать, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляясь к сущности предмета, пока не постигнешь сущности блага. Так можно оказаться на самой вершине умопостигаемого.

 

Изучение указанных  наук ведет душу ввысь, к созерцанию самого совершенного в существующем. Но эти науки даны лишь в помощь диалектическому методу в деле освобождения души.

 

 

[Разделы диалектического метода — познание, рассуждение, вера, уподобление]

 

Первый раздел — познание, второй — рассуждение, третий — вера, четвертый — уподобление. Оба последних, вместе взятые, составляют мнение, оба первых — мышление. Мнение относится к становлению, мышление — к сущности.

 

[Определение диалектики]

Диалектика подобна карнизу, венчающему все знания, и она вершина всех знаний.

 

 

[Еще об отборе правителей и их воспитании]

 

У правителей должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Души робеют перед науками гораздо больше, чем перед гимнастическими упражнениями: эта трудность касается души, она — ее особенность, которую душа не разделяет с телом.

 

Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого. Никому не хочется переносить телесные тягости, а также много учиться и упражняться.

 

 

[Возрастная градация воспитания]

Ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно наставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедренное в душу знание непрочно. Поэтому учить детей наукам надо играючи, наблюдая за их природными склонностями.

 

Их можно брать на войну, укреплять их тело телесными упражнениями. Далее двадцатилетним юношам надо сделать общий обзор наук. Кто будет способен все обозреть, тот — диалектик, кому же это не под силу, тот — нет. Из тридцатилетний надо сделать еще один отбор.

 

 

[Справедливость воспитывается в человеке с детства]

Надо посмотреть, устоят ли они перед разнообразными влияниями. Если устоят, тогда, когда им будет уже 50 лет, и допускать к власти. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности — не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства. Они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных.

 

Истинные правители будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут считать справедливость; служа ей и умножая ее, устроят они свое государство.

 

Всех, кому больше десяти лет, они отошлют в деревню, а остальных детей, оградив от воздействия современных нравов, воспитают на свой лад, в справедливых законах.

 

Правителями могут быть и женщины, если у них обнаружатся соответствующие способности.

 

 

Вывод:

Люди живут в пещере, наблюдая лишь тени. Только избранным доступно знание – Благо. К истине можно прийти только через размышления, ощущения обманчивы. Развивают способность размышлять арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, причем последняя – главная.

 

Настоящий политик — не тот, кто любит власть, но кто занят лишь воплощением Блага. Главное для правителя ценить справедливость. Идея самопожертнования – тот, кто видел свет, может спуститься во тьму и взять на себя бремя правления, чтобы вывести из тьмы других.

 

Символический смысл «Мифа о пещере»

Для Платона пещера — чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Платон демонстрирует, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

 

 

 

Сомнительно.

 

 

 

Цель любой деятельности должна составлять благо.

 

 

 

 

А кто его видел?

 

 

 

 

 

 

Не ясно.

 

 

 

 

 

 

 

Верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень правильно.

 

 

 

 

Причины размышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика развивает мозг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика — даже в основе музыки.

 

 

 

Интересная мысль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересная метафора.

 

 

 

 

 

Смотря какие гимнастические упражнения.

 

 

 

 

Верно.

 

 

 

 

 

 

Правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитывать лучше на своем примере.

 

 

 

 

 

 

 

Главное для правителя – ценить справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

Это вряд ли.

 

Аллегория пещеры Краткое содержание: Что имел в виду Платон?

В этом кратком изложении «Аллегория пещеры» вы узнаете, что означает и представляет это популярное произведение западной литературы.

Одна из самых популярных аллегорий всех времен, «Аллегория пещеры» Платона, исследует, как чувства связаны с получением знаний. Эта аллегория, часто изучаемая и не до конца понятая, может многое рассказать о людях и о том, как они воспринимают истину.

Это также один из нескольких замечательных аллегорических примеров из литературы.

Эта конкретная история, как и многие рассказы греческого философа, оформлена как диалог, на этот раз между учителем Платона Сократом и его братом Главконом. Это из Книги VII Платоновской Республики.

Чтобы понять Аллегорию Платона о пещере, вы должны сначала понять, что такое аллегория. Согласно Merriam-Webster, аллегория — это выражение правды или обобщений о человеческом существовании через символические вымышленные фигуры и их действия. Другими словами, аллегория показывает идеи реального мира с вымышленными персонажами.

Содержание

  • Алгория Кратков пещеры: Основная идея
  • . Установка
  • Восприятие
  • Игра
  • Escape
  • . in Pop Culture
  • Заключительное слово об аллегории пещеры. Резюме
  • Ресурсы
  • Часто задаваемые вопросы об аллегории пещеры. Краткое содержание
  • Автор

Аллегория пещеры.

0041

Основная идея этой аллегории заключается в различии между людьми, которые просто переживают свои чувственные переживания и называют это знанием, и теми, кто понимает настоящее знание , видя истину. Аллегория на самом деле копается в какой-то глубокой философии, что неудивительно, поскольку она исходит от Платона. Его основная идея — обсуждение того, как люди воспринимают реальность и есть ли у человеческого существования высшая истина. Он исследует тему веры и знания.

Окружение

Позади заключенных огонь отбрасывает свет и тень на стену

Действие этой аллегории происходит в пещере, где нет света, кроме огня. В пещере ряд заключенных прикован лицом к стене. Стена — единственное, что они могут видеть. Позади заключенных огонь отбрасывает свет и тень на стену. Люди идут по приподнятому мостику между заключенными и марионетками-огненосцами. Марионетки создают тени на стене пещеры.

Восприятие

Платон предполагает, что группа людей, связанных в пещере, предположила бы, что тени, которые они видят на стене, являются реальностью. Теория Платона далее утверждает, что отдающиеся эхом звуки, которые слышат заключенные, воспринимаются как реальность.

Эта ложная реальность – все, что знают люди в пещере. У них нет истинного знания о реальном мире. Однако они полностью верят, что то, что видят на стене пещеры, — реальность, и даже пытаются назвать проходящие мимо тени.

Игра

Платон дополняет аллегорию, заявляя, что заключенные будут играть в игру. Игра угадывает, какая тень появится следующей. Когда один заключенный угадывает правильно, он получает похвалу от других, которые называют его «хозяином».

Платон использует игру, чтобы продемонстрировать, что мастера могут хвалить другие за тот же уровень знаний, что и он, но на самом деле он не знает истины. Таким образом, заключенные смешны, когда предпочитают восхищаться им.

Побег

Пещерная аллегория Платона далее предполагает, что один из заключенных сбегает или выходит из пещеры на свободу. Освобожденный заключенный движется к огню, который временно ослепляет его. По мере того, как он обретает зрение и перемещается в реальный мир, он обретает большее чувство реальности.

Поняв большую реальность, заключенный возвращается в пещеру, чтобы попытаться заставить других заключенных испытать этот новый мир, но когда он возвращается в пещеру, его глаза больше не видят в темноте.

Теперь заключенные издеваются над освобожденным узником, потому что он не может видеть тени предметов на стене перед собой. Платон предполагает, что они могут даже стать жестокими по отношению к другому заключенному, поскольку он продолжает описывать внешний мир, и спуск обратно в пещеру становится опасным.

Смысл

Так в чем смысл этой аллегории? Многие философы считают, что это взгляд на влияние образования на людей и человеческую душу. Когда освобожденный узник, который представляет собой философа, ищущего знания, наконец-то может увидеть реальный мир и узнать о нем, он может правильно думать о реальных вещах.

Когда он сможет смотреть на солнце и понять, что оно приносит жизнь всему миру, он, наконец, сможет достичь стадии понимания.

Цель образования, таким образом, состоит в том, чтобы вытащить людей из «пещеры» и просветить их в реальном мире с реальными объектами. Возвращение в пещеру, чтобы помочь другим заключенным, важно, но не может быть постоянным, если у ученика есть опыт в реальном мире. Как только человек обретает знание, возврат к полному невежеству уже невозможен.

Дальнейшее разрушение аллегории

Аллегория Платона о пещере также показывает четыре стадии жизни. Первая стадия, стадия заключенных в пещере, — это воображение. На этом этапе человеческие существа только воображают, на что похожа реальность, точно так же, как заключенные рассматривают тени на стене.

Вторая стадия — стадия мысли. Эта стадия наступает, когда человек осознает, что существуют реальные вещи, то, что Платон называет Формами, которые существуют вне мира теней.

Когда его глаза привыкают, он может воспринимать настоящее солнце и его свет, и это стадия понимания. В конце концов, он достигает полного просветления, которое Платон назвал Формой Добра.

Аллегория пещеры в поп-культуре

Идея о том, что мы можем не знать, что такое истинная реальность, становится основным смыслом этой аллегории, и эта тема довольно часто всплывает в поп-культуре. Многие книги и фильмы затрагивают эту тему, давая читателю или зрителю возможность подвергнуть сомнению собственное восприятие. Вот несколько примеров:

  • Шоу Трумэна В этом популярном фильме главный герой, Труман Бербанк, обнаруживает, что живет в тщательно созданном реалити-шоу, и это открытие потрясает его понимание мира.
  • Фильм «Лего» Хотя фильм «Лего» предназначен для детей, он исследует те же идеи, что и Аллегория пещеры , поскольку Эммет обнаруживает, что он просто игрушка для мальчика и его отца.
  • 451 градус по Фаренгейту  – В этой книге Рэя Брэдбери общество становится фальшивой реальностью, и главный герой должен вознестись к настоящей реальности, удаляясь от общества и его правил.

Заключительное слово об Аллегории Пещеры Резюме

Аллегория Пещеры предлагает один из главных вопросов жизни: что такое реальность? Согласно аллегории, реальность определяется нашим восприятием ее, и по мере того, как мы получаем знания посредством образования, восприятие меняется.

Поскольку «Аллегория пещеры» отвечает на один из самых основных человеческих вопросов, ее основные темы легли в основу многих книг и фильмов в современной культуре. Если присмотреться, то можно увидеть идею реальности и восприятия, вплетенную во многие увлекательные истории.

Ресурсы

Аллегория против притчи

Аллегория против метафоры

Часто задаваемые вопросы об аллегории пещеры Резюме

Что представляет собой пещера в аллегории пещеры?

Пещера Платона представляет собой поверхностную физическую реальность, в которую верят люди, находящиеся в неведении. Это показывает, как глупо принимать то, что видишь за чистую монету, не стремясь к дополнительному образованию и просвещению.

Когда была написана Аллегория пещеры ?

Аллегория пещеры возникла около 380 г. до н. э., когда Платон опубликовал «Государство». Сегодня это считается основной частью изучения западной литературы.

Присоединяйтесь к более чем 15 000 писателей сегодня

Получите БЕСПЛАТНУЮ книгу с подсказками по письму и узнайте, как заработать больше денег на своем писательстве.

Работает на ConvertKit

Автор

Платон, «Аллегория пещеры»

Сын из богатой и знатной семьи, Платон (427–347 до н. э.) готовился к политической карьере, когда Суд над Сократом и его казнь (399 г. до н. э.) изменили ход его жизни. Он отказался от политической карьеры и обратился к философии, открыв школу на окраине Афин, посвященный сократовским поискам мудрости. Платоновская школа, известная в то время как Академия была первым университетом в западной истории и действовала с 387 г. до н.э. до нашей эры 529, когда он был закрыт Юстинианом.

В отличие от своего наставника Сократа, Платон был и писателем, и учителем. Его сочинения представлены в форме диалогов с Сократом в качестве основного оратора. В аллегории Пещеры Платон символически описал затруднительное положение, в котором находится человечество. сама и предлагает путь спасения. Аллегория представляет в краткой форме: большинство основных философских предположений Платона: его вера в то, что мир, открываемый нашим чувств не является реальным миром, а лишь его плохой копией, и что реальный мир может только восприниматься интеллектуально; его идея о том, что знания не могут быть переданы от учителя ученику, а скорее в том, что образование состоит в том, чтобы направлять умы ученика на то, что реальным и важным и позволяющим им понять это для себя; его вера в то, что вселенная в конечном счете хороша; его убежденность в том, что просвещенные люди обладают обязанность перед остальным обществом, и что хорошее общество должно быть таким, в котором по-настоящему мудрые (Царь-Философ) — правители.

Аллегорию пещеры можно найти в Книге VII Платона. самая известная работа, Республика , длинный диалог о природе справедливости. Часто рассматривается как утопический план, Республика посвящена обсуждению образование, необходимое для короля-философа.

Следующий отрывок взят из перевода Бенджамина Джоветта. (Винтаж, 1991), стр. 253-261. Когда вы читаете Аллегорию , постарайтесь мысленно изображение пещеры, которое описывает Платон. А еще лучше, почему бы не нарисовать его и сослаться на это, как вы читаете выбор. Во многом понимание Платона Аллегория пещеры сделает ваш набег в мир философской мысли гораздо менее обременительным.

*          * * * * *

[ Сократ ] А теперь, сказал я, позвольте мне показать на рисунке, как далеко наша природа просветлен или непросветлен: — Вот! люди, живущие в подземной пещере, у которого рот открыт к свету и простирается по всей пещере; здесь у них есть были с детства, и их ноги и шеи скованы цепями, так что они не могут двигаться, и может видеть только перед собой, так как цепи мешают ему вращаться вокруг их головы. Над ними и позади них вдалеке полыхает огонь, а между огнем и заключенные есть приподнятый путь; и вы увидите, если вы посмотрите, низкую стену, построенную вдоль как экран, который держат перед собой игроки-марионетки, поверх которого они показывают куклы.
[ Главкон ] Понятно.
[ Сократ ] И видите, я сказал, люди проходят вдоль стены, неся всевозможные сосуды, а также статуи и фигурки животных из дерева и камня и различные материалы, которые появляются над стеной? Одни из них разговаривают, другие молчат.
[ Glaucon ] Вы показали мне странные образы, и они странные заключенные.
[ Сократ ] Как и мы, ответил я; и видят только свои тени или тени друг друга, которые огонь отбрасывает на противоположную стену пещера?
[ Главкон ] Верно, сказал он; как они могли видеть что-либо, кроме теней, если им никогда не разрешали двигать головой?
[ Сократ ] И предметы, которые несут подобным образом, они будут видеть только тени?
[ Главкон ] Да, сказал он.
[ Сократ ] И если бы они могли разговаривать друг с другом, разве они не предполагали ли они, что они называли то, что было на самом деле перед ними?
[ Главкон ] Совершенно верно.
[ Сократ ] И предположим далее, что в тюрьме было эхо, которое пришло с другой стороны, неужели им не понравится, когда кто-нибудь из прохожих скажет, что голос, который они слышали, исходил от проходящей тени?
[ Главкон ] Нет вопросов, ответил он.
[ Сократ ] Я сказал им, что истина будет буквально ничем иным, как тени изображений.
[ Главкон ] Это несомненно.
[ Сократ ] А теперь взгляните еще раз и посмотрите, что естественным образом последует, если заключенные освобождаются и разочаровываются в своей ошибке. Сначала, когда любой из них освободился и был вынужден внезапно встать, повернуть шею и пойти и посмотреть к свету он будет страдать от резких болей; яркий свет будет беспокоить его, и он будет неспособный видеть реальности, тени которых в своем прежнем состоянии он видел; а потом представить себе, что кто-нибудь говорит ему, что то, что он видел прежде, было иллюзией, но что теперь, когда он приближается ближе к бытию и его взор обращен к более реальному существованию, у него более ясное видение, — каков будет его ответ? И вы можете далее представить, что его инструктор указывает на предметы, когда они проходят, и требует, чтобы он назвал их, — будет он не растерялся? Не воображает ли он, что тени, которые он прежде видел, более правдивы? чем объекты, которые ему сейчас показывают?
[ Главкон ] Гораздо вернее.
[ Сократ ] И если он вынужден смотреть прямо на свет, будет ли он не иметь боли в глазах, которая заставит его отворачиваться, чтобы брать и брать предметы видения, которое он может видеть и которое, по его мнению, в действительности будет яснее, чем вещи, которые сейчас ему показывают?
[ Главкон ] Верно, он сейчас.
[ Сократ ] И предположим еще раз, что его неохотно вытаскивают наверх крутой и бурный подъем, и крепко держался, пока его не заставили оказаться в присутствии солнца сам, не будет ли он, вероятно, огорчен и раздражен? Когда он приближается к свету, его ослепнут глаза, и он не сможет увидеть вообще ничего из того, что сейчас называемые реалиями.
[ Главкон ] Не все сразу, сказал он.
[ Сократ ] Ему потребуется привыкнуть к виду верхнего мир. И сначала лучше всего он увидит тени, затем отражения людей и других предметы в воде, а затем и сами предметы; тогда он увидит свет луна и звезды и усыпанное блестками небо; и он увидит небо и звезды мимо ночь лучше солнца или свет солнца днем?
[ Главкон ] Конечно.
[ Сократ ] Последний из он сможет увидеть солнце, а не просто отражения его в воде, но он увидит его на своем месте, а не на другой; и он будет созерцать его таким, какой он есть.
[ Главкон ] Конечно.
[ Сократ ] Затем он продолжит утверждать, что это он дает сезона и года, и является хранителем всего, что есть в видимом мире, и в определенным образом причина всех вещей, к которым он и его товарищи привыкли вот?
[ Главкон ] Ясно, сказал он, сначала он увидит солнце, а потом рассуждает о нем.
[ Сократ ] И когда он вспомнил свое старое жилище и мудрость пещере и его сокамерникам, неужели вы не думаете, что он поздравит себя с перемены и жалеть их?
[ Главкон ] Конечно, будет.
[ Сократ ] И если они имели обыкновение воздавать почести среди себя на тех, кто быстрее всех заметил проплывающие тени и заметил, какие из них шли раньше, и которые следовали за, и которые были вместе; и кто были поэтому лучше всего может сделать выводы относительно будущего, вы думаете, что он будет заботиться за такие почести и славу или завидуете их обладателям? Не сказал бы он с Гомером,

Лучше быть бедным слугой бедного хозяина,

и терпеть что угодно, вместо того чтобы думать, как они, и жить по-ихнему?
[ Glaucon ] Да, сказал он, я думаю, что он скорее будет терпеть что угодно, чем придерживайтесь этих ложных представлений и живите таким жалким образом.
[ Сократ ] Представь себе еще раз, сказал я, что такой вдруг выходит из солнце должно быть заменено в его старом положении; разве он не был бы уверен, что его глаза полны тьмы?
[ Главкон ] Конечно, сказал он.
[ Сократ ] И если бы было соревнование, и ему пришлось бы соревноваться в измеряя тени с заключенными, которые так и не вышли из пещеры, в то время как его зрение было еще слабым, и прежде чем его глаза стали устойчивыми (и время, которое должно было необходимо для приобретения этой новой привычки зрения, может быть очень значительным) не был бы он нелепый? Люди сказали бы о нем, что он шел вверх и спускался без глаз; и что лучше даже не думать о восхождении; и если бы кто-нибудь пытался потерять другого и поведут его на свет, пусть только поймают обидчика, и посадят на смерть.
[ Главкон ] Без вопросов, сказал он.
[ Сократ ] Всю эту аллегорию, я сказал, теперь ты можешь добавить, дорогой Главкон к предыдущему аргументу; тюрьма — это мир зрения, свет огонь — это солнце, и вы не поймете меня превратно, если будете истолковывать путешествие вверх быть восхождением души в интеллектуальный мир, по моему скудному убеждению, что, по вашему желанию, я выразил, правильно или неправильно Бог знает. Но, будь то правда это или ложь, мое мнение таково, что в мире знания идея добра появляется последней всех и видно только с усилием; и, когда его видят, также предполагается, что это универсальный автор всего прекрасного и правильного, родитель света и владыка свет в этом видимом мире и непосредственный источник разума и истины в интеллектуальный; и что это сила, на которую опирается тот, кто будет действовать рационально либо в общественная или личная жизнь должна иметь фиксированный глаз.
[ Главкон ] Я согласен, сказал он, насколько я могу вас понять.
[ Сократ ] Кроме того, я сказал, вы не должны удивляться тому, что те, кто достигает это блаженное видение не желает опускаться до человеческих дел; ибо их души всегда спешат в горний мир, где желают обитать; какое их желание очень естественно, если верить нашей аллегории.
[ Главкон ] Да, очень естественно.
[ Сократ ] И есть ли что-нибудь удивительное в том, кто переходит от божественного созерцания дурного состояния человека, дурно себя ведущего; если, пока его глаза моргают и прежде чем он привыкнет к окружающему темноты, он вынужден драться в судах или в других местах по поводу изображений или тени образов справедливости, и старается соответствовать представлениям тех, кто еще не видел абсолютной справедливости?
[ Главкон ] Ничего удивительного, ответил он.
[ Сократ ] Любой здравомыслящий человек помнит, что смущение глаз бывает двух видов и возникает от двух причин: либо от прихода из света или из выхода на свет, что верно для мысленного взора, совершенно так же, как почти как телесный глаз; и тот, кто помнит об этом, когда видит того, чье видение растерянный и слабый, не будет слишком готов смеяться; он сначала спросит, не та ли душа человек вышел из более яркого света и не может видеть, потому что не привык к темный, или обратившийся от тьмы к дню, ослеплен избытком света. И он будет сочтите одного счастливым в своем состоянии и состоянии бытия, и он пожалеет другого; или, если он захочет посмеяться над душой, идущей снизу к свету, В этом больше разума, чем в смехе, который встречает того, кто возвращается сверху из свет в пещеру.
[ Glaucon ] Это, по его словам, очень справедливое отличие.
[ Сократ ] Но тогда, если я прав, некоторые профессора образования должны ошибаются, когда говорят, что могут вложить в душу знание, которого там не было прежде, как зрение в слепые глаза.
[ Главкон ] Они несомненно так говорят, ответил он.
[ Сократ ] Принимая во внимание, что наш аргумент показывает, что сила и способность обучение уже существует в душе; и что так же, как глаз не мог отвернуться от тьму к свету без всего тела, так и орудие познания может только движение всей души обратится из мира становления в мир бытия, и постепенно научитесь выносить вид бытия, и самого яркого и лучшего бытия, или, другими словами, добра.
[ Главкон ] Совершенно верно.
[ Сократ ] И не должно ли быть какого-нибудь искусства, которое совершит преобразование в самый простой и быстрый способ; не прививая способности зрения, ибо она существует уже, но повернулся не в ту сторону и отворачивается от истины?
[ Главкон ] Да, сказал он, такое искусство можно предположить.
[ Сократ ] И тогда как другие так называемые добродетели души кажутся сродни телесным качествам, ибо даже если они изначально не врожденны, они могут быть привитая позже привычкой и упражнением, мудрость более чем что-либо другое содержит в себе божественный элемент, который всегда остается и благодаря этому обращению становится полезным и прибыльный; или, с другой стороны, вредно и бесполезно. Разве вы никогда не наблюдали узких разум, мелькнувший в остром глазу ловкого мошенника, — как он жаден, как ясно его ничтожная душа видит путь к своему концу; он обратная сторона слепого, но его острое зрение вынужден служить злу, и он озорной в соответствии со своим умом.
[ Главкон ] Совершенно верно, сказал он.
[ Сократ ] Но что, если бы в дни их юности; и они были отделены от тех чувственных удовольствий, таких как есть и пить, которые, как свинцовые гири, были прикреплены к ним при их рождении, и которые тянут их вниз и обращают взоры их душ на то, что ниже — если бы, говорю я, они были освобождены от этих препятствий и обратились в противоположную направлении, та же самая способность в них видела бы истину так же остро, как они видят на что сейчас обращены их взоры.
[ Главкон ] Весьма вероятно.
[ Сократ ] Да, я сказал; и есть еще одна вещь, которая вероятна. или скорее необходимый вывод из того, что предшествовало, что ни необразованные и несведущие в истине, и тем не менее те, кто никогда не заканчивает свое образование, не будут способные государственные министры; не первое, потому что у них нет единственной цели долга, которая правило всех их действий, как частных, так и публичных; ни вторые, потому что они вообще не будут действовать, кроме как по принуждению, воображая, что они уже живут врозь на островах блаженных.
[ Главкон ] Совершенно верно, ответил он.
[ Сократ ] Тогда, сказал я, дело нас, основателей Государство будет заключаться в том, чтобы заставить лучшие умы обрести то знание, которым мы уже обладаем. показаны величайшими из всех, они должны продолжать восхождение, пока не достигнут хороший; но когда они поднялись и увидели достаточно, мы не должны позволять им делать то, что они делают. сейчас.
[ Главкон ] Что ты имеешь в виду?
[ Сократ ] Я имею в виду, что они остаются в верхнем мире: но это не должно допустимо; их нужно заставить снова спуститься к пленникам в пещеру, и участвовать в их трудах и почестях, независимо от того, стоят они того или нет.
[ Главкон ] Но разве это не несправедливо? он сказал; мы должны дать им хуже жизнь, когда они могли бы иметь лучше?
[ Сократ ] Вы опять забыли, мой друг, я сказал, намерение законодатель, который не стремился сделать какой-либо класс в государстве счастливым выше остальных; счастье должно было быть во всем государстве, и он сплачивал граждан, убеждение и необходимость, делающие их благодетелями государства, а потому и благодетелями друг друга; с этой целью он создал их, не для того, чтобы угодить им самим, но чтобы они были его инструменты связывания государства.
[ Главкон ] Правда, сказал он, я забыл.
[ Сократ ] Заметь, Главкон, что не будет несправедливости в принуждение наших философов к заботе и провидению других; мы объясним им, что в других штатах люди их класса не обязаны участвовать в тяжелом труде политике: и это разумно, ибо они растут по своей воле, а правительство предпочло бы, чтобы их не было. Поскольку они самоучки, от них нельзя ожидать, что они покажут любую благодарность за культуру, которую они никогда не получали. Но мы привели вас в мир, чтобы быть правителями улья, королями себя и других граждан, и воспитали вас гораздо лучше и совершеннее, чем они были образованы, и вы лучше совмещать двойную работу. Поэтому каждый из вас, когда придет его черед, должен спуститесь в общую подземную обитель и приучите себя видеть в темноте. Когда вы приобрели привычку, вы будете видеть в десять тысяч раз лучше, чем жители пещеры, и вы узнаете, что представляют собой несколько изображений и что они представляют, потому что ты видел прекрасное, справедливое и доброе в их истине. И таким образом наше государство который тоже твой будет реальностью, а не только сном, и будет осуществляться в дух, отличный от духа других государств, в которых люди сражаются друг с другом только из-за теней. и отвлекаются на борьбу за власть, что в их глазах является большим благом. Тогда как правда в том, что Государство, в котором правители наиболее неохотно управляют, всегда лучше и спокойнее всего управляется, а государство, к которому они больше всего стремятся, самое худшее.
[ Главкон ] Совершенно верно, ответил он.
[ Сократ ] И неужели наши ученики, услышав это, откажутся брать заниматься делами государства, когда им позволено проводить большую часть своего времени друг с другом в небесном свете?
[ Главкон ] Невозможно, ответил он; потому что они всего лишь мужчины, и заповеди, которые мы им навязываем, справедливы; можно не сомневаться, что каждый из них вступит в должность по суровой необходимости, а не по образцу наших нынешних правителей Состояние.
[ Сократ ] Да, мой друг, я сказал; и в этом суть. Вы должны изобрести для будущих правителей иную и лучшую жизнь, чем жизнь правителя, и тогда у вас может быть хорошо организованное государство; ибо только в государстве, которое предлагает это, они будут править которые поистине богаты не серебром и золотом, а добродетелью и мудростью, которые суть истинные благословения жизни. В то время как если они идут в управление государственными делами, бедные и жаждущие собственной личной выгоды, думая, что таким образом они должны урвать главное благо, порядка там никогда не может быть; ибо они будут драться из-за должности, и гражданские и домашние беспорядки, возникающие таким образом, будут губительны для самих правителей и всего Государства.
[ Главкон] Совершенно верно, ответил он.
[ Сократ ] И единственная жизнь, которая смотрит свысока на жизнь политического честолюбие — это честолюбие истинной философии. Знаете ли вы какие-либо другие?
[ Главкон ] Действительно, нет, сказал он.
[ Сократ ] И те, кто управляет, не должны быть любителями дела? Для, если они есть, то будут соперничающие любовники, и они будут драться.
[ Главкон ] Без вопросов.
[ Сократ . Кто же тогда те, кого мы заставим быть опекунами? Несомненно, они будут людьми, которые мудрее всего в государственных делах и с помощью которых государство лучше всего управляется, и которые в то же время имеют другие почести и другие и лучшие жизнь, чем политика?
[ Главкон ] Это люди, и я выберу их, ответил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *