О чем рассказывают летописи? — Детская энциклопедия Потому.ру
Летописями называются памятники исторического содержания, в которых рассказывается о важнейших событиях истории государства.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то»… и сообщений о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: «В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже» (ничего не было»).
На первый взгляд кажется, что летописи так и велись — год за годом летописец добавлял все новые и новые записи, из которых постепенно составлялся объемистый том. Но это совсем не так.
Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всем, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания. Важные события нередко описывались в специальных повестях. В составе летописей до нас дошли многие литературные произведения — например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Начиная новую летопись, летописец очень бережно относился к тому, что было сделано его предшественниками. Когда удавалось дополнить и уточнить описания событий прошлых лет, они добавлялись к уже имевшимся под соответствующим годом записям. Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом летописец не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам.
Так постепенно составлялись обширные летописные своды. Не случайно один из их современников написал: «Если хочешь все узнать — прочти старый ростовский летописец».
Летописи писали в монастырях или при княжеских дворах. Каждый князь стремился к тому, чтобы при нем велась летопись, в которой отражались его деяния. В зависимости от богатства заказчика и возможностей летописцев рукописи украшались рисунками — миниатюрами. Так, текст «Радзивилловской летописи» сопровождается 617 миниатюрами.
Летописи были важнейшими документами своего времени. На них ссылались при составлении договоров и ведении дипломатических переговоров. Например, отправляясь в Орду, русские князья обязательно брали с собой летописи и, опираясь на них, обосновывали свои требования, решали спорные вопросы.
Начало летописания на Руси относится к 1060-1070 гг., когда монах Киево-Печерского монастыря Никон начал вести «Начальный свод» — древнейшую из сохранившихся летописей.
Наиболее яркой и красочной по изложению событий была написанная в XII веке Киевская летопись. В ней содержалось последовательное изложение событий с 1118 до 1200 гг. К ней была приложена другая древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», автором которой был летописец Нестор.
С начала XII в. летописание распространилось практически по всей Руси. Даже во времена татарского нашествия летописание продолжалось, то затухая, то вскоре вновь возникая в другом месте. Наибольшая его активность связана с концом XIV в., когда закончилось татаро-монгольское иго.
Одним из главных центров летописания была Москва. С 1568 по 1576 гг. в Москве создается «Лицевой летописный свод» — грандиозная летопись в 10 больших томах, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. С началом XVII в. летописание постепенно прекращается. На смену ему приходит хранение документов.
Но в отдаленных от центра районах — например, в Сибири — ведение летописных записей еще продолжалось. Правда, к концу XVII века летописание прекратилось и там.
Развиваясь в течение семи веков, древнерусские летописи смогли запечатлеть в своих «сводах» бесценные сведения о далеком прошлом.
«О чем рассказывают летописи». Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. Окружающий мир.
4-й классЦели: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; дать представление о понятиях “грамота”, “летопись”, “очевидец”; расширить знания об истории создания летописей и творчестве летописцев; содействовать развитию умений использовать научные методы познания; воспитывать духовно-нравственную культуру, патриотические чувства.
Оборудование: выставка книг, компьютер, мультимедиа, доклады.
Ход урока
1. Начальный этап
<Слайд № 1>, Приложение 1, Приложение 2
1. Организационный момент
Учитель: Сегодняшний урок хочу начать со слов древнерусского летописца: “Велика ведь бывает польза от учения книжного!” Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможно привить без знания истории создания родной письменности, истории языка и истории книги на родном языке
<Cлайд № 2 высказывание>
2. Введение в тему урока
– Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот отросток, из которого выросло раскидистое и могучее “древо государства Российского”?
<Cлайд № 3 гипотеза>
– Это по истине вопрос из вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки. Сегодня на уроке мы постараемся в ней разобраться. С этой целью ребятами были проведены следующие исследования:
1. Узнать из словаря значения слов: летопись, очевидец, грамота, летописец
2. Собрать информацию, когда появились первые летописи, берестяные грамоты
3. Выяснить, кто был их автором
<Cлайд № 4 ход исследования>
Для того чтобы ответить на этот ряд вопросов учащиеся нашего класса работали над следующими темами: “Летопись. О чем рассказывают летописи”, “Литературные памятники Древней Руси”, “Новгородские берестяные грамоты”.
2. Формирование новых знаний
1. Объяснение учителем
В 1380 году князь Дмитрий Иванович разбил на Дону
полчища хана Мамая, за что был прозван Донским.
Откуда мы это узнали?
Итак, предоставляем слово нашим историкам.
2. Сообщение учащихся “историков”
<Cлайд № 5 летопись>
Из летописей – исторических произведений, в которых повествование велось по годам. О чём только не прочитаешь на страницах летописей – о правлении князей, о битвах и походах, строительстве церквей, необыкновенных и ужасных явлениях природы, страшных эпидемиях.
Впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях почти тысячу лет назад, в одиннадцатом веке. Летописцы старались разузнать и о событиях, которые произошли задолго до начала летописания: собирали народные легенды, расспрашивали стариков, искали древние документы. И всё это отражалось в летописях.
<Cлайд № 6 название летописей>
Сохранились до наших дней: “Житие Бориса и Глеба”, и других святых, “Поучение Владимира Мономаха”, “Русская правда”, “Повесть об убиении Андрея Боголюбского”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря”.
Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце пятнадцатого века, ведение летописей стало государственным делом.
Летопись – явление чисто русское, уникальное для мировой культуры, это запись о событиях по годам.
Славянское слово “лето” соответствует нашему “год”. Писали их люди, которые назывались летописцами. Из года в год в монастырях и при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве и в отдельном княжестве.
Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они погибли в огне пожаров, при вражеских набегах и междоусобицах. Известно, что в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша на Москву, в город свезли из окрестных селений и монастырей многие тысячи книг – столько, что кремлевские церкви оказались забитыми ими под самые своды. Все они сгорели при пожаре.
Сохранились новгородские летописи 12-13 веков. Из них учёные узнали о жизни богатого, шумного города, о пожарах, наводнениях и других событиях.
<Cлайд № 7 вывод>
- Составляя свой свод, каждый летописец заботился, чтобы получить в свои руки труды предшественников, договоры, послания и т. д. и т.п. Собрав весь материал, летописец его объединял.
- Особую ценность придаёт личный опыт её создателей, непосредственные наблюдения, политические злободневности – этим ценна русская летопись.
- Летопись – плод коллективного труда, уникальный памятник Древне Руси.
3. Работа с учебником
<Cлайд № 8 вопрос>
Как вы думаете, что такое литературные
памятники?
Прочитайте текст учебника на с.63, ответьте на
вопросы.
А сейчас предоставляем слово нашим литераторам
4. Сообщения учащихся “литераторов”
Самым известным русским летописцем был Нестор. Главный труд Нестора – “Повесть временных лет” (“Повесть о прошедших временах”).
<Cлайд № 9 о чём повествует>
Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает её с историей славян и соседних народов. Начинается она с трёх вопросов: “Откуда есть и пошла Русская земля? Кто в Киеве начал первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?”
<Cлайд №10 триада>
В этой триаде – глубинный смысл. Первый вопрос понятен – он основной. “Русская земля” – это территория, и народ, и конечно государство.
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси.
<Cлайд № 11 вывод>
Именно “Повесть временных лет” остается главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства.
В начале XII в. (видимо, около 1117 г.) киевский князь Владимир Мономах пишет “Поучение”, обращенное к сыновьям, но одновременно и к тем русским князьям, которые пожелали бы прислушаться к его советам. “Поучение” удивительно и тем, что Мономах обнаруживает в нем не только государственный кругозор и богатый жизненный опыт, но также высокую литературную образованность и безусловный писательский талант. И “Поучение”, и сохранившееся письмо Мономаха к Олегу Святославичу не только литературные памятники, но и важные памятники общественной мысли: один из наиболее авторитетных киевских князей пытается убедить современников в пагубности феодальных раздоров — ослабленная усобицами Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.
В XI — начале XII в. создаются первые русские жития: два жития Бориса и Глеба, “Житие Феодосия Печерского”, “Житие Антония Печерского” (до нового времени не сохранившееся). Их написание было не только литературным фактом, но и важным звеном в идеологической политике Русского государства. В это время русские князья настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих, русских святых, что существенно повысило бы авторитет русской церкви. Создание жития являлось непременным условием канонизации святого.
Мы рассмотрим здесь одно из житий Бориса и Глеба — “Чтение о житии и о погублении” Бориса и Глеба и “Житие Феодосия Печерского”.
В них рассказывается, что киевский князь Владимир, собравшийся выступить в поход против напавших на Русь печенегов, разболелся. Он посылает во главе своей дружины своего сына Бориса. В отсутствие Бориса старый князь умирает. Летописец приводит традиционную некрологическую похвалу умершему князю и затем переходит к повествованию о судьбе его сыновей (в Лаврентьевской летописи оно выделено особым заголовком: “О убьеньи Борисове”).
“Слово о полку Игореве” — самое значительное произведение литературы Киевской Руси. И в то же время это памятник исключительно сложной судьбы. Единственный дошедший до нового времени список “Слови” погиб в 1812 г., и это обстоятельство привело к тому, что не раз возникали сомнения в древности “Слова” или даже утверждения, что этот памятник всего лишь гениальная имитация под старину, произведение XVIII в., автором которого является или еще не открытый нами гений, или, напротив, известное лицо, например Иоиль Быковский, архимандрит Спасо-Ярославского монастыря.
“Слово о полку Игореве” посвящено историческому событию — походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 г. События этого похода подробно изложены в южнорусской летописи (вошедшей в состав Ипатьевской летописи, старший список которой датируется первой четвертью XV в.) и значительно короче (к тому же с рядом фактических неточностей) в летописях Владимиро-Суздальской Руси, отраженных в Лаврентьевской, Радзивиловской и других летописях.
Для нас древние летописи чрезвычайно важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия, всегда будут драгоценными сокровищами истории.
Физкультминутка
<Cлайд № 12>
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба на месте с подниманием рук)
Руки в стороны мы разведём
И покажем, как плывём.
(Имитация плавательных движений)
Лодка по морю плывёт,
Покажи, кто как гребёт.
Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Всё должны успеть мы в срок.
4. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником
Как вы думаете, как называются записи одного и
того же года?
Для чего нужна красная строка?
Прочитайте текст о находке в Ипатьевскома
монастыре на с.61-62 учебника в рубрике “Этот
удивительный мир…”.
2. Беседа по вопросам
<Cлайд № 13>
Как выглядела книга?
Почему учёные установили, что её писали
несколько человек?
Для чего делались ярко-красные заглавные буквы?
3. Словарная работа
Начало повествования летописец открывал большой замысловатой разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах Красная буква (а слово красный раньше означало “красивый”) и дала жизнь выражению писать с красной строки.
Как называются записи одного года?
Чем они отделялись?
Почему “Повесть временных лет” называют
литературным памятником?
4. Дифференцированная работа
Карточка 1
Дайте определение понятиям: летописец, летопись, красная строка, очевидец.Карточка 2
Напишите ответы на следующие вопросы:
- Как звали первого русского летописца?
- К какому веку относятся самые первые летописи?
- Как называлась летопись, в которой описывается происхождения и история Русской земли?
5. Слово учителя
Говоря о литературных памятниках Древней Руси, нельзя не упомянуть о берестяных грамотах. Самое загадочное явление русской истории. Они открывают почти безграничные возможности познания прошлого в тех отделах исторической науки, где поиски новых видов источников признавались безнадёжными. Поэтому предоставляем слово нашим археологам.
6. Сообщение “археологов”
<Cлайды № 14–20>
Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года на археологических раскопках в квартале на Дмитровской улице. В средние века эта улица называлась Холопьей.
Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила.
Берестяные грамоты очень разнообразны по содержанию. Ведь они писались людьми разных социальных уровней и занятий, разных наклонностей, охваченных разными заботами и разным настроением. Порой рукой писавшего водил гнев, порой – страх. Береста сохраняет всё – от первых робких шагов в овладении грамотой до духовного завещания и извещения о смерти.
Очень малочисленны грамоты, связанные с дальней торговлей Новгорода и купечеством, как особым сословием.
Главная тема, которой посвящено подавляющее большинство берестяных текстов XII века, – это деньги.
Много еще хотелось бы рассказать о новгородских грамотах.
Каждая грамота по-своему интересна. Сколько еще грамот будет найдено? О каких неизвестных страницах прошлого расскажут они нам.
7. Работа с учебником
Закончить рассказ о находках берестяных грамот
лучше всего текстом из учебника на с.65
Прочитайте рубрику “Выскажи своё
предположение” на с.61 учебника.
Итог урока
<Cлайд № 22>
Из каких источников мы узнаём о далёкой
минувшей истории страны, в которой мы живём?
Почему нам нравиться читать исторические книги,
смотреть кинофильмы на исторические сюжеты?
Для чего человеку понадобилось обучаться
грамоте?
Можете ли вы представить современную жизнь без
образования, воспитания и культурных ценностей?
6.
Домашнее задание
Выполни задание 10-11 на с.8, напиши письмо другу и расскажи о своей жизни в современной России.
Рефлексия
<Cлайд № 23>
Закончите одну из фраз: “Сегодня я узнал,
что…”
“Сегодня я понял, что…”
Какую историю ты хочешь рассказать? | Взгляды на историю
Перспективы ежедневно
Обучение повествовательному повествованию с помощью подкастинга
Хейли Р. Боуман | 8 июля 2021 г.
Примечание редактора: это первая статья в колонке, состоящей из двух частей. Вторая колонка доступна здесь.
Это было 13 страниц рукописи, красиво — иногда досадно — составленных, со странным синтаксисом и длинными предложениями с фонетической орфографией. Эта рукопись, озаглавленная «В которой я объявляю, что случилось с душой королевы Изабеллы де Бурбон», вырвала меня из тумана транскрипции. Сидя в холодном и тихом читальном зале Эскориала, монастыря-дворца, построенного испанским королем Филиппом II в 16 веке, я начал читать захватывающий отчет. Я не был уверен, как именно она впишется в мой диссертационный проект, но я сразу понял, что в этой рукописи рассказывается замечательная история.
Рассказав в подкасте историю испанской аббатисы Сор Марии де Хесус, Хейли Р. Боуман узнала, как включить повествование в свою диссертацию. Hayley R. Bowman
В этом документе рассказывается о чудесном видении Чистилища, которое пережила францисканская настоятельница по имени Сор Мария де Хесус. В деревне Агреда на северо-западе Испании монахиня увидела пол под своей трещиной и частью, открывая подземную пропасть, наполненную страдающими душами и лижущим пламя Чистилища. Душа Изабель де Бурбон, королевы Испании monarquía , появился, чтобы поговорить с Сор Марией. Этот яркий рассказ находится в центре моего эпизода Reverb Effect , подкаста факультета истории Мичиганского университета.
Когда меня выбрали в качестве продюсера и ведущего нового сезона для Эффект реверберации, я испытал смесь эмоций. С одной стороны, я был в восторге. Миссия подкаста — исследовать, «как прошлое отражается в настоящем» для широкой аудитории, отражает глубокую приверженность публичному участию и повествовательному повествованию, которое лежит в основе того, что я считаю нашим долгом как историков: учить и критически взаимодействовать с другими. С другой стороны, я чувствовал неуверенность. Концерт требовал, чтобы я не только наблюдал за сезоном эпизодов моих коллег, но и писал и продюсировал свои 9 эпизодов.0009 собственный эпизод , вытекающий из моей диссертации. Закралось сомнение: как я мог сделать испанскую монахиню 1630-х годов актуальной для слушателя подкаста сегодня? Кого это волнует?
Тем не менее, я быстро понял, что так чувствовал почти каждый историк, который работал со мной над эпизодом. Я задавал неправильные вопросы. Правильный вопрос, мой рефрен каждому продюсеру эпизода, пока мы работаем над сценариями, оказался таким: какую историю вы хотите рассказать?
Как только мое мышление изменилось с «кого это волнует?» на «что за история?» эпизод — и его повествовательные возможности — начали разворачиваться. Вместо того, чтобы оказывать давление на мои исследования до быть актуальным и кажутся интересными, Я сосредоточился на любопытстве и на том, что в первую очередь привлекло меня к этому проекту. Как я могу объяснить свои выводы и предположения другу, члену семьи, студенту бакалавриата или даже на первом свидании? Ответ: Я рассказывал историю о том, как женщины в другое время понимали мир и загробную жизнь, и как они делились и развивали эти знания.
Как я мог сделать испанскую монахиню 1630-х годов актуальной для слушателя подкаста сегодня? Кого это волнует?
Актуально и интересно. И история, которую стоит рассказать.
Трудная задача представить широкой публике историю рукописных страниц Сор Марии не отступила полностью. Составление убедительного повествования из более крупного исследовательского проекта сопряжено с рядом проблем, в том числе с поиском баланса между историческим контекстом и увлекательным повествовательным содержанием, рассмотрением того, как создать знакомые точки соприкосновения для аудитории, не являющейся экспертом, и определение части проекта, которая является оптимальной для цель.
Сначала я обратился к выявлению элементов повествования в существующем проекте прямо у меня под носом. Увлекательные истории имеют повествовательную арку, такую как идентифицируемое начало, середина и конец; управляемый «состав персонажей» или исторических действующих лиц; и своего рода «якорь», центральный обрамляющий элемент истории.
Возможно, проще всего начать с «якоря», поскольку по определению он удерживает и соединяет эти другие элементы. В сторителлинге «якорем» может быть человек, место, тема или идея. Эффективные нарративы привязаны к своим якорям, подкрепленные доказательствами и примерами, связанными с этой центральной точкой. Привлеченный чудесным видением Изабель де Бурбон Сор Марией, я привязался к месту-идее: католическому христианскому чистилищу. Чистилище принесло повествовательный потенциал, привлекательность для аудитории, и взаимодействие Сор Марии с ним казалось подходящим размером для эпизода подкаста. Сосредоточение внимания на Сор Марии, чудесных видениях в целом или на одном из произведений монахини целиком не раскрыло бы ту историю, которую я хотел рассказать. Чистилище кричало.
Эффективные нарративы привязаны к своим якорям, подкрепленные доказательствами и примерами, связанными с этой центральной точкой.
Таким образом, проблемы повествовательной дуги и состава исторических действующих лиц стали более решаемыми. Связывая каждую часть моей разворачивающейся истории с Чистилищем, я избегал включения постороннего исторического контекста, отталкивающего или подавляющего незнакомую аудиторию, и создавая гораздо больше, чем то, что эффективно разыгралось бы в 30-минутном эпизоде.
Поиск якоря был только первой частью процесса. Я по-прежнему сталкивался с проблемой осмысленного изложения своей истории. Это потребовало некоторого творческого осмысления возможностей и ограничений устной повествовательной среды. Поскольку в подкасте аудитория должна слушать, установка сцены с помощью слуховых сигналов и представление исходных данных таким образом, чтобы слушатели могли быстро их понять, становится критически важным. Я начал с реконструкции, воплотив в жизнь видение Сор Марии и разговор с душой Изабель де Бурбон с помощью актеров озвучивания и звуковых эффектов. Рукопись Сор Марии превратилась в разговор, так же как слова из ее пера превратились в диалог, интонацию, звук. Прошлое стало немедленным, осязаемым и могущественным, и мой эпизод был в пути.
Повествовательное размышление о моей диссертации привело к большему, чем выпуск подкаста. Это изменило мое отношение к проекту в целом. Осознание того, как я хочу рассказывать исторические истории, сформировало мой писательский процесс, создав динамическую интеграцию исходных материалов и окружающего контекста, которые поддерживают и соединяют повествовательные дуги, а не исключительно методологические или хронологические. Я более осторожно отношусь к историям, найденным в архивах, различая и уважая их уникальную способность продвигать дугу вперед и вовлекать аудиторию. И когда я чувствую, что застрял, когда уверенность ускользает от меня, я возвращаюсь к жизненно важному вопросу: какую историю я хочу рассказать?
Хейли Р. Боуман — кандидат исторических наук в Мичиганском университете. Ее диссертация исследует испанский мир раннего Нового времени глазами Сор Марии де Хесус де Агреда. В 2020–2021 годах Хейли вела подкаст своего отдела Reverb Effect. Она пишет в Твиттере @hayleyrbowman.
Теги: Перспективы ежедневно Перспективы Летние колонки Исследовать Цифровая история Европа
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License. Атрибуция должна содержать имя автора, название статьи, Взгляды на историю , дату публикации и ссылку на эту страницу. Эта лицензия распространяется только на статью, а не на текст или изображения, используемые здесь с разрешения.
Американская историческая ассоциация приветствует комментарии в области обсуждения ниже, в сообществах AHA и в письмах редактору. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой комментариев и писем перед отправкой.
Перед отправкой ознакомьтесь с нашей политикой в отношении комментариев и писем.
Сопутствующее содержимое
- Эффект реверберации
Даниэла Шейнин | 5 ноября 2020 г.
- История загрузки: подкастинг прошлого
Сэди Берген | 29 февраля 2016 г.
- Уроки истории в кино
Натали Бартон | 30 июня 2021 г.
Правильное изложение истории
Первым шагом в ликвидации народа является стирание его памяти. Уничтожить его книги, его культуру, его историю. Затем попросите кого-нибудь написать новые книги, создать новую культуру, изобрести новую историю. Вскоре нация начнет забывать, что она есть и чем она была.
— Милан Кундера, Книга смеха и забвения
Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее: кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое.
— Джордж Оруэлл, 1984
Имеет ли значение история?
Казалось бы, да. Просто подумайте. . .
Незабываемым было сияющее мальчишеское лицо миниатюрного начальника НКВД Николая Ежова. Сфотографированные стоя у канала имени Москвы и рядом со своим учителем Иосифом Сталиным, нельзя было сказать, что они жили в самые мрачные дни Великой чистки в Советском Союзе. Фотография, на которую возложены аресты, заключение и убийство сотен тысяч подозревающих (или ничего не подозревающих) российских граждан, олицетворяет доверие Сталина к Ежову. «Конечно, — почти можно прочитать в дерзкой ухмылке Ежова, — я более чем в безопасности». Вскоре после этого Ежов будет арестован и расстрелян по приказу Сталина. Официальная картина была бы классно «подправлена», чтобы полностью стереть не только близость Ежова к Сталину, но и существование Ежова. Ежов навсегда останется известен как «Исчезающий комиссар».
В произведении Джорджа Оруэлла « 1984 » Уинстон Смит служил Министерству правды, «перерабатывая» старые новости, чтобы они соответствовали новым реалиям. Неудобные факты или неловкие ситуации, которые могут подорвать доверие людей к непоколебимому авторитету Большого Брата, можно было бы должным образом отретушировать и переиздать, и читатели ничего бы не узнали. В конце концов, все свидетельства оригинальной статьи будут сброшены в испепеляющую «дыру памяти».
10 мая 19 г.33 мая раскаленные добела огни в Германии осветили самую черную ночь. Студенты университетов из десятков немецких студенческих городков сожгли тысячи книг по лихорадочному наущению министра народного просвещения и пропаганды Германии Йозефа Геббельса. Вечные книги по истории и философии, литературе и культуре были поглощены пламенем ярости. Многие вспомнили пророческие слова немецкого еврейского поэта Генриха Гейне, сказанные более века назад: «Это была только прелюдия; там, где сжигают книги, в конечном итоге сжигают и людей».
В своей работе Об идеальном ораторе , Марк Туллий Цицерон настаивал: «Не знать того, что произошло до твоего рождения, значит всегда оставаться ребенком. Ибо чего стоит человеческая жизнь, если она не вплетена в жизнь наших предков историческими записями?» Президент Гарри Трумэн, в основном самоучка и ненасытный студент-историк, признавал, что «единственное новое в мире — это история, которую вы не знаете». А неугомонный Уинстон Черчилль ехидно уверял: «История будет ко мне благосклонна, ибо я намерен ее написать».
Имеет ли значение история?
Да. И именно поэтому правильное изложение истории имеет значение.
История важна, потому что она рассказывает историю человечества. Католическая писательница Фланнери О’Коннор объяснила: «История — это способ сказать что-то, что нельзя сказать иначе. . . . Вы рассказываете историю, потому что заявление было бы неадекватным». История повествует о каждом мужчине и женщине в их славе и сломленности как о «плохом игроке, который расхаживает и беспокоится на сцене, а затем его больше не слышно». Это дает нам живой контекст, в котором мы можем стать свидетелями раскрытия нашей теологии, философии и смысла жизни во плоти и крови. История советует нам причину и следствие, успех и неудачу, вдохновение и предостережение. Как однажды заметил Джордж Сантаяна, «прогресс не только не состоит в изменении, но и зависит от сохранения. . . . Те, кто не может вспомнить прошлое, обречены на его повторение». И если не больше, история — это восхитительная пряжа — волнующая поездка через человеческий опыт, затронутый волнующим, если не сводящим с ума, человеческим состоянием.
Беда в том, что современный (или, скорее, постмодернистский) мир делает жалкую работу по рассказыванию истории и, таким образом, подрывает историю, какой мы ее знаем. Постмодернизм, отстаиваемый философами Жаком Деррида и Майклом Фуко, лишил историю не только чувства истины, но и признания реальности. В смутном, головокружительном тумане «деконструкции», «фиктивных» натур и гнусных «властных структур» нам велено подвергать сомнению все до абсурда и навсегда считать великие фигуры темными, злобными существами, тонущими в собственной неисправимости. Этот неумолимый скептицизм, смешанный с изрядной дозой тщеславия, компрометирует истину не меньше, чем льстивые агиографии. Замечание мадам де Севинье о том, что «ни один человек не является героем по отношению к своему камердинеру», доведено до крайности, когда историк или биограф (как заметила бы Вирджиния Вульф) «перестал быть летописцем; он стал художником».
Естественным следствием радикального скептицизма исторических деятелей и самовозвеличивания историка является отмена культуры. Если каждый известный факт подвергается сомнению, каждое деяние считается темным, а историк считает себя верховным арбитром этих соображений, то не должно быть терпимости к защите истории исторической личности, не говоря уже о ее рассказе. Как современные историки решают эту проблему? Есть две основные стратегии. Во-первых, уничтожьте историческую фигуру, сделав чрезмерный акцент на историях о ее или ее сломленности. Высмеивайте искупительные ценности и проветривайте грязное белье. Немецкий историк Джеффри Элтон не терпел этой «патографии», которая так же искажает перспективу, как и агиография. Принимая во внимание необходимость того, чтобы историки обладали фундаментальной честностью в своей работе, он сказал:0003
Когда я встречаю историка, который не может думать, что были великие люди, причем великие люди в политике, я чувствую себя в присутствии плохого историка; и бывают времена, когда я склонен судить всех историков по их мнению об Уинстоне Черчилле — могут ли они видеть, что, независимо от того, насколько лучше становятся известны подробности, часто вредные, о человеке и карьере, он все равно остается, попросту говоря, Великий человек.
Во-вторых, если современный историк не может запятнать тему к своему удовлетворению, их последнее прибежище — убить историю — просто изменить тему и лишить ее дневного света. Пусть фигура поглотится стирающим туманом неописуемой истории. Если позаимствовать злобную проницательность Иосифа Сталина: «Смерть решает все проблемы. Нет человека, нет проблемы».
Покойный Чарльз Хилл, опытный дипломат и профессор Йельского университета «Большая стратегия», предупреждал, что в то время как историки становятся изгоями, студенты остаются совершенно необразованными: «Мы изменили наше образование за последние тридцать или сорок лет, так что студентов действительно не учат история — их не учат тому, что досталось нам ее е. История уступила место обучению «вопросам», а «вопросы» — это нечто абстрактное. Они просто там. Их почему-то всего появляется . Это основная причина, по которой мы имеем такое кажущееся забвение или невежество в отношении того, как нужно управлять миром, чтобы все остальное работало хорошо. Если мы этого не знаем, то все развалится».
В серии «Возвращение в Брайдсхед», Эвелин Во высмеивает (но с суровой скрытой серьезностью) Хупера, нелюбопытного получеловека без воображения, служащего под военным командованием Чарльза Райдера.
Хупер не был романтиком. В детстве он не ездил верхом на лошади Руперта и не сидел у костров на стороне Ксанфа; в том возрасте, когда мои глаза были сухими ко всему, кроме поэзии — той стоической краснокожей интермедии, которую наши школы вводят между быстро текущими слезами ребенка и мужчины, — Хупер часто плакал, но никогда из-за речи Генри на соборе Святого Криспина. День, ни эпитафии в Фермопилах. В истории, которой его учили, почти не было сражений, зато было множество подробностей о гуманном законодательстве и недавних промышленных изменениях. Галлиполи, Балаклава, Квебек, Лепанто, Бэннокберн, Ронсевалес и Марафон — все это, а также битва на Западе, где пал Артур, и сотни таких имен, чьи звуки труб, даже сейчас, в моем тяжелом и беззаконном состоянии, непреодолимо звали меня. за прошедшие годы со всей ясностью и силой детства, напрасно звучало для Хупера. Он редко жаловался.
История, сделанная правильно, соответствует тому, что Тацит описывает как свою высшую функцию: «Не допускать, чтобы ни одно достойное деяние не осталось незамеченным, и внушать осуждение потомству как ужас для злых слов и дел».