Пьеса гроза 2 действие 2 явление: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

сравнительная характеристика героинь драмы «Гроза»


Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — выдающееся произведение писателя, в котором показан протест против засилья самодурства и ханжества, царивших в купеческой среде в середине 19 века. На этот протест решаются главная героиня пьесы Катерина и сестра её мужа Варвара. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары поможет лучше понять особенности их образов и причину их неприятия устоев и правил «тёмного царства».

Содержание

Происхождение, детство, юность

Обе героини, Катерина и Варвара, — купеческие дочери. Воспитание получили в доме своих родителей. Катерина, вспоминая свою жизнь в родительском доме, говорит Варваре: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7).

Не знала она печали в родной семье, всего у неё было довольно, мать в дочери души не чаяла, наряжала, как куклу. К работе Катерину не принуждали, и она делала, что хотела: разводила в доме цветы, гуляла по саду, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы странниц, ходила в церковь.

Варвара росла в доме своей матери в похожей обстановке: и сад у Кабанихи есть, и странниц всегда привечает набожная Марфа Игнатьевна. К дочери Кабанова относилась хорошо, отпускала её со двора погулять, ласково приговаривая: «Гуляй, пока твоя пора не придёт. Ещё насидишься!» (действие 2, явление 9).

Отношение к порядкам в доме Кабанихи


Варвара, выслушав рассказ Катерины о детстве в родном доме, с удивлением заметила: «Да ведь и у нас то же самое». Но Катерина говорит: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Она чувствует, что набожность Кабанихи неискренняя, ведь та нищим помогает, а на всех в доме постоянно ворчит. Атмосфера в доме Кабанихи тяжела для вольнолюбивой, искренней Катерины. Властная свекровь хочет, чтобы сноха была покорна по отношению к ней, а мужа своего боялась.

«Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел…» — говорит Катерина (действие 2, явление 10). В доме Кабанихи, в котором постоянно останавливаются странницы, всё время слышно ворчание хозяйки: она учит своих детей и сноху уму-разуму, учит соблюдать старые семейные традиции и домостроевский уклад.

Не по нраву порядки в доме матери и Варваре. Но эта непокорная, своевольная девушка нашла выход — стала лгать матери, чтобы та не надоедала своим ворчанием. Лжёт не только Варвара. Она увидела, что всё в их доме держится на обмане, и приспособилась к этому. «А по-моему — делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — говорит Варвара Катерине.

Любовь

Раньше в патриархальных семьях девушек замуж выдавали не по любви, а по сговору. Многие люди так и жили, без любви к мужу или жене, зная только любовь к своим родителям и детям. А Катерина захотела романтической любви и полюбила Бориса, так непохожего на окружающих и обхождением, и одеждой, и манерой поведения. Она полюбила его, ни разу не поговорив с ним, не узнав, что это за человек, поэтому и не поняла, что он ничем не лучше её мужа Тихона и отличается от него только тем, что образованный.

Сначала Катерина противится своему влечению к Борису, но потом бросается в любовь к нему, как в омут. Борьба в этой молодой женщине между чувством долга супружеской верности и страсти к Борису и является предметом драмы «Гроза».

У Варвары есть любимый парень — конторщик купца Дикого Ваня Кудряш. Ей по нраву его весёлый нрав, смелость, бесшабашность. И Варвара, и Кудряш — жизнерадостные, неунывающие молодые люди, они осознают свои права на счастье.

Отношение героинь друг к другу


Катерина относится к сестре мужа хорошо, доверчиво рассказывает ей о своём детстве, раскрывает свою душу и даже признаётся, что полюбила другого человека.

Варвара защищает Катерину от упрёков мужа, заявившего жене: «…всегда мне за тебя достаётся от маменьки!» (действие 1, явление 6). Узнав, что Катерина мучается, считая за грех свою любовь к Борису, Варвара жалеет её и говорит, что, когда Тихон уедет, тогда можно встречаться с Борисом. Катерина в страхе отказывается от этого, на что Варвара говорит: «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» (действие 1, явление 7).

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё», — сочувствует Варвара Катерине (действие 2, явление 2).

Отношение к Кабанихе и Тихону

Свободолюбивой и жизнелюбивой Варваре не по нраву постоянное ворчание матери, хотя Кабаниха к ней меньше придирается, чем к сыну и снохе. Брата девушка не уважает за рабский характер, она говорит Катерине, что его не за что любить.

«А ещё говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя» — заявляет сестра брату, услышав, как он упрекает Катерину, что из-за неё мать его «поедом ест, проходу не даёт» (действие 1, явление 6).

Катерина говорит Кабанихе, стараясь её задобрить: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Но всё же, вероятно, это не так: уж очень сурова Кабаниха, не то что любящая родная мать.

Катерине жалко робкого, приниженного властной матерью, Тихона. Чувствуя, что без мужа с ней может случиться беда, она просит его взять её с собой в поездку и слышит в ответ: «…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!»

«Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» — сокрушается Катерина (действие 2, явление 4). Она долго старалась уверить себя, что любит Тихона, но слова и поведение мужа не внушали ей даже уважение к нему.

Черты характера и поступки, в которых они проявляются


Характеры Катерины и Варвары абсолютно разные. Автор подчёркивает это, дав им значимые имена: Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Варвара — «дикарка», «иноземка» («иноземность» Варвары в том, что она ведёт себя, как язычница, а не как христианка).

У Катерины чувствительная, мечтательная натура. Мечтает она о романтичной любви, признаётся Варваре, что хотела бы кататься «на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей» с любимым человеком. Она говорит Варваре, что предчувствует свою скорую смерть.

Катерина набожна, религиозна, но это не остановило её совершить грех прелюбодеяния. Это свидетельствует не о силе её характера, как считают некоторые, а о слабости. У неё не хватило силы воли противиться своему влечению к Борису.

Катерина боязлива, боится пророчества полусумасшедшей барыни, боится грозы, так как ей страшно явиться перед богом, не раскаявшись в своих помыслах лукавых.

У Катерины горячий нрав, который её и погубил. Она говорит Варваре, что, если уже не сможет терпеть жизнь в доме Кабанихи, то ничто её не удержит: «…не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь» (действие 2, явление 2).

Боязнь перед Божьим судом за грех стала причиной прилюдного раскаяния Катерины в неверности мужу. Далее у неё не хватило христианского терпения выносить упрёки свекрови за свой грех, и она бросилась в Волгу. Всё это свидетельствует, скорее всего, не о силе, а о слабости характера Катерины, не нашедшей в себе силы пострадать здесь, в этом мире, за свой грех.

Сходство характеров Катерины и Варвары состоит в свободолюбии этих героинь. Но, в отличие от Катерины, Варвара практична, расчётлива, реально смотрит на жизнь, наблюдательна и находчива, хитра.

Она скрытна, научилась обманывать, знает, как обойти запреты своей суровой матери.

Жалея свою сноху за то, что она мучается, полюбив Бориса, Варвара взялась помочь им встретиться. Она попросила у матери позволения спать в саду вместе с Катериной, своровала у матери ключ от садовой калитки, заменив его другим, и помогла Катерине встретиться с Борисом у этой калитки. Но характер Варвары неоднозначен. Возможно, в этом случае, она действовала эгоистически, ведь это ей нужен ключ от калитки, чтобы по ночам встречаться с Кудряшом, а спать в саду ей одной, без Катерины, мать бы не разрешила.

Практичная девушка всё предусмотрела: направляясь гулять, оставила в саду прислугу Глашу, чтобы она подала сигнал, если Кабаниха направится ночью в сад. Но Варвара не могла предположить, что Катерина признается свекрови и мужу в измене. Кабаниха, узнав, что и Варвара ходила ночью на свидание,

«стала её тиранить и на замок запирать» (действие 5, явление 1).Смелая и свободолюбивая девушка не стала терпеть такого угнетения со стороны матери и убежала из дому с Кудряшом.

Протест героинь против «тёмного царства»

Безотрадна жизнь Катерины в доме Кабанихи. В монологе молодая женщина сокрушается: «…горька неволя, ох как горька! <…> Живу, молюсь, просвету себе не вижу!» (действие 2, явление 9).

Тяжело Катерине жить под властью деспотичной ханжи Кабанихи, а когда полюбила Бориса, стало ещё тяжелее. Старалась она делать всё, чтобы не нарушить мира в семье, старалась найти любовь и понимание у мужа, а когда не нашла, не пощадила себя и мужа, и безрассудно вступила в связь с Борисом, надеясь найти в его сердце родственный отзыв.

После возвращения мужа Катерина со всей ясностью осознала свой грех супружеской неверности, казнила себя и, под влиянием страха перед грозой (в её понимании, карой небесной), прилюдно призналась в своей неверности. Неволя в доме Кабанихи стала для Катерины ещё тяжелее, и она предпочла утопиться, чем мучиться упрёками свекрови. Примечательно, что Катерина поступила вопреки своим словам: «Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься» (действие 3, сцена 2, явление 3). Не смогла она вытерпеть «людского суда», не захотела быть жертвой властной свекрови, не захотела страдать и бросилась в Волгу.

Варвара, исповедующая полную внутреннюю свободу («делай, что хочешь»), тоже выразила свой протест против устоев «тёмного царства», требующих, чтобы было «шито да крыто». Совершив побег с Кудряшом, она уже будет жить так, как ей хочется, а не так, как требует ханжа Кабаниха.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (таблица)

Общее между героинями

Купеческие дочери; воспитывались в доме родителей; необразованны; у них нет занятий, которые бы увлекли их; тяготится жизнью в доме Кабанихи; свободолюбивы.

Различие между героинями

Параметры сравненияКатеринаВарвара
Отношение к порядкам в доме КабанихиСтарается приноровиться к требованиям свекрови, но признаётся, что из-за неё и дом ей опостылел.Порядки в доме ей не по нраву, понимает, что всё здесь держится на обмане и приноравливается к этому: делает, что хочет, лишь бы было «шито да крыто».
ЛюбовьВыйдя замуж не по любви, со временем ощутила тягу к романтическим отношениям, влюбилась в бесхарактерного Бориса и изменила с ним мужу.Любит весёлого, дерзкого Кудряша. Чтобы встречаться с ним по ночам, своровала у матери ключ от садовой калитки.
Отношение друг к другуОтносится к Варваре с доверчивостью, раскрывает ей свою душу.Сочувствует Катерине, которой достаются упрёки не только от свекрови, но и от мужа. Душу свою перед Катериной не раскрывает.
Отношение к КабанихеСтарается относиться к ней хорошо, но понимает, что свекровь её «сокрушила» своими придирками. Недовольна постоянным ворчанием матери.
Отношение к ТихонуЖалеет мужа, которого Кабаниха ни во что не ставит и унижает.Не уважает за слабоволие, рабское подчинение своевольной матери.
ХарактерКатерина мечтательна, чувствительна, простодушна, правдива, набожна, безвольна, боязлива, но с горячим нравом.Приземлённая натура, расчётливая, практичная. Варвара наблюдательна, хитра, находчива, скрытна, смела, умеет обманывать.
Протест против «тёмного царства»Не найдя постоянной любви со стороны мужа, устав от упрёков свекрови, Катерина ради любви к Борису не побоялась греха (но впоследствии она раскаялась). Не в состоянии выносить упрёков и тяжёлую атмосферу в доме, покончила жизнь самоубийством.Придерживалась до поры до времени негласного закона «тёмного царства» — «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (действие 2, явление 2).
Но когда мать стала её тиранить, убежала с Кудряшом. Сейчас ей не надо будет заботиться о том, чтобы было «шито да крыто», и она будет жить так, как хочет.

Вывод


В драме А. Н. Островского «Гроза», по словам Н. А. Добролюбова, есть «что-то освежающее и ободряющее», обнаруживающее «шаткость и близкий конец самодурства».

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары показывает причину различия протеста этих свободолюбивых героинь против гнёта «тёмного царства», и каждый сам может определить, какой из этих протестов более решителен.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Сравнительная характеристика Тихона и Бориса из драмы «Гроза»


Действия драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» разворачиваются в купеческой среде города Калинова, где процветает самодурство и дикие нравы.

В числе жертв этого тёмного царства, испытывающих каждодневное унижение — Тихон и Борис, муж и любовник Катерины Кабановой. Эти герои не являются антиподами, они, скорее, двойники, так как во многом похожи. Сравнительная характеристика Бориса и Тихона поможет ответить на вопрос, достойны ли они были любви Катерины.

Содержание

Происхождение, социальное положение

Тихон Иванович Кабанов и Борис Григорьевич Дикой — молодые люди, происхождение у них купеческое. Интересно, что фамилия Бориса в пьесе не упоминается, так как она совершенно не сочетается с его характером. Тихон — купец, но он не ведёт самостоятельно торговлю, поскольку всё состояние принадлежит его матери, богатой купчихе Марфе Игнатьевне Кабановой. Торговые дела Тихон ведёт, слушаясь указаний матери.

Борис приехал из Москвы к своему дяде (брату его отца), богатому купцу Савёлу Прокофьевичу Дикому, в надежде на то, что он, когда Борис и его сестра достигнут совершеннолетия, выделит им часть бабушкиного наследства. Борис живёт в доме дяди и выполняет различные его поручения.

Сходство и различие в характере

Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» отметил, что Борис и Тихон — очень похожие персонажи драмы «Гроза», только Борис отличается от Тихона тем, что он более «образованный». Действительно, у них много общих черт характера.

Обоим героям присущи слабохарактерность, безволие. И тот, и другой подчиняются своим своевольным, суровым, богатым родственникам: Тихон — матери, Борис — дяде. Оба они жалеют себя, жалуются на свою судьбу, на то, что приходится им безропотно выслушивать вечное ворчание Кабанихи и брань Дикого.

Можно сказать, что они добры. Тихон по-доброму относится к своей жене Катерине, сочувствует ей, когда на неё ворчит Кабаниха, но не смеет за неё заступиться. Всё же он больше жалеет себя и даже укоряет Катерину, будто за неё ему всегда «достаётся от маменьки». Сестра Тихона Варвара укоряет его: «Мать на неё нападает, и ты тоже. А ещё говоришь, что любишь жену» (действие 1, явление 6).

Борис жалеет свою сестру. Он признаётся Кулигину, что уехал бы от дяди, да жалко сестру — ведь она тогда точно не получит часть бабушкиного наследства. Своеобразно жалеет Борис Катерину: после прощания с ней, уезжая в Сибирь, куда его посылает дядя, он восклицает: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» (действие 5, явление 3).

Кроме общих с Борисом черт характера у Тихона есть ещё два качества. Он отличается от Бориса тем, что склонен к разгулу, и своим простодушием. Чтобы хоть на время забыть о постылой зависимости от матери, он любит выпить, а во время поездки в Москву по делам вообще пустился в загул. Катерине, которую Кабаниха постоянно укоряет, он простодушно советует не обращать внимания на её укоры, вместо того, чтобы твёрдо и решительно объявить матери, что он сам будет разбираться в своих отношениях с женой.

Роль Тихона и Бориса в судьбе Катерины

Катерину рано отдали замуж, она не успела ещё полюбить Тихона, а уже стала его женой. Но раньше купцы женитьбу своих детей устраивали, не учитывая, любят ли они друг друга. Попав в семью властной Кабанихи и видя, как она унижает своего сына, Катерина жалела Тихона. Она стала тосковать о романтической любви и влюбилась в Бориса. Борясь с этой влюблённостью, Катерина старается полюбить мужа, уговаривает его не ездить в Москву или поехать вместе с ней. Но Тихон не понимает этих её порывов, даже не хочет задуматься над ними, так как ждёт не дождётся, когда сбросит на время поездки постоянную опеку матери. «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет… так до жены ли мне?» — говорит он и не понимает, что этими словами отвращает от себя жену и невольно подталкивает к измене. «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» — сокрушается она (действие 2, явление 4).

Борис, как и Тихон, не хочет вникать в переживания Катерины. Он не думает о том, как она будет жить с сознанием, что совершила грех прелюбодеяния, и легкомысленно и эгоистично говорит ей: «…благо нам теперь-то хорошо!» (действие 3, сцена 2, явление 3).

Таким образом, ни муж, ни Борис не понимали нравственных мучений Катерины, не любили её по-настоящему и были невольными виновниками её гибели.

Отношение Катерины к Тихону и Борису


Катерина относится к мужу с жалостью, видя презрительное отношение к нему Кабанихи. Но она не любит этого слабохарактерного мужчину, во всём зависимого от своевольной матери.

У Катерины была потребность любить и быть любимой, не нашедшая отклика в душе мужа. Свою любовь она направила на Бориса, приятного, скромного молодого человека, не похожего на окружающих ни в одежде, ни в разговоре.

Когда их связь раскрылась, Катерина беспокоилась о Борисе, боялась, что он на неё сердится и проклинает — ведь ему приходится сейчас, по воле Дикого, ехать в Сибирь на три года служить у другого купца.

Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (таблица)

Сравнительные параметрыТихонБорис
ПроисхождениеРодился в богатой купеческой семье.Отец — из купеческого сословия, мать — из «благородных».
Социальное положениеКупец, но самостоятельно дела не ведёт, так как состояние принадлежит матери, богатой купчихе.Служит своему богатому дяде, купцу Дикому.
Характеристика речиРечь простая, в разговоре иногда употребляет просторечные слова и выражения.Говорит грамотно, так как довольно образован, просторечные выражения не использует.
ПоступкиЧасто выпивает с купцом Диким, во время поездки в Москву загулял. Узнав после возвращения об измене Катерины, простил жену, но, по указанию матери, немного побил. После гибели Катерины решился крикнуть матери: «Вы её погубили!»Борис, узнав, что Катерина его любит, а Тихон уехал в Москву на две недели, стал каждую ночь встречаться с ней. После того, как их любовная связь стала всем известна, Дикой отправляет племянника на три года к знакомому купцу в Сибирь. Борис беспрекословно покоряется его распоряжению, а Катерине в просьбе взять её с собой отказывает.
Общие черты характераБезволие, слабость характера, покорность, склонность жалеть себя и жаловаться на судьбу. Жалеют они не только себя, но и Катерину.
Отношение к КатеринеК жене относится хорошо, но не чувствует, что она тоскует о романтической любви. После измены видит раскаяние жены и её нравственные мучения и испытывает к ней жалость.Влюбился в молодую замужнюю женщину, был очень рад, когда на свидании узнал, что она его любит. Не понимал нравственных мучений Катерины и её боязни возмездия за грех прелюбодеяния.

Вывод


Герои драмы А. Н. Островского «Гроза» Борис и Тихон мало чем отличаются друг от друга. Они похожи своим безволием, слабостью духа, боязливостью. Оба боятся проявлений самоотверженной искренности Катерины. Борис и Тихон не достойны её любви, так как в них нет таких черт характера, которые присущи настоящим мужчинам: ответственности и самостоятельности.

Сравнительная характеристика Тихона и Бориса может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Юлий Цезарь Акт I, сцена III Сводка и анализ

Краткое изложение: Акт I, сцена III

Каска и Цицерон встречаются на римской улице. Каска говорит, что хотя он и видел много ужасных вещей в мире природы, ничто не сравнится с ужасом этой ночной погоды. Он задается вопросом, есть ли раздор на небесах или боги настолько разгневаны человечеством, что намереваются его уничтожить. Каска рассказывает, что он видел человека с горящими руками, но его плоть не горела. Он описывает встречу со львом возле Капитолия: как ни странно, лев проигнорировал его и пошел дальше. Многие другие видели горящих людей, гуляющих по улицам, а сову, ночную птицу, видели днем ​​сидящей на рыночной площади. Когда одновременно происходит так много аномальных событий, заявляет Каска, никто не может поверить, что это естественные явления. Каска настаивает на том, что они предвещают впереди опасность. Цицерон отвечает, что люди будут интерпретировать вещи по своему усмотрению: «В самом деле, это странное время; / Но люди могут истолковывать вещи по своему образцу, / Очищать от цели самих вещей» (I.iii.33–35). Цицерон спрашивает, приедет ли Цезарь завтра в Капитолий; Каска отвечает, что да. Цицерон уходит, предупреждая, что оставаться снаружи неподходящая атмосфера.

Входит Кассий. Он бродил по улицам, не укрываясь от грома и молнии. Каска спрашивает Кассия, почему он подвергает себя такой опасности. Кассий отвечает, что доволен — он считает, что боги используют эти знаки, чтобы предупредить римлян о «чудовищном государстве», имея в виду одновременно ненормальное положение дел и жестокое правительство (I.iii.71). Кассий сравнивает ночь с самим Цезарем, который «подобно этой ужасной ночи… гремит, освещает, открывает могилы и ревет, как лев в Капитолии» (I.iii.72–74). Он также называет Цезаря «потрясающе выросшим / И страшным, как эти странные извержения» (I. iii.76–77).

Каска сообщает Кассиусу, что сенаторы планируют сделать Цезаря королем в Сенате на следующий день. Кассий вытаскивает свой кинжал и клянется богам, что если они смогут сделать такого слабого человека, как Цезарь, таким могущественным, то они смогут дать Кассию возможность победить тирана. Он заявляет, что Рим должен быть просто мусором или мусором, если он так легко предается огню Цезаря. Каска присоединяется к Кассиусу в его осуждении Цезаря, и Кассий показывает, что он уже убедил ряд влиятельных римлян поддержать движение сопротивления.

Входит заговорщик по имени Цинна. Теперь Кассий раскрывает свой последний план в своем заговоре по созданию оппозиции Цезарю: обращение Брута. Кассий дает Цинне письма, которые он подделал, чтобы положить в кресло Брута в сенате, а другие, чтобы бросить Брута через окно и поместить на статую Брута. Кассий утверждает, что Брут уже прошел три четверти пути к восстанию против Цезаря; он надеется, что письма помогут ему пройти остаток пути. Каска комментирует, что участие благородного Брута в их заговоре придаст достоинства их замыслам, ибо «он восседает высоко во всех сердцах людей, / И то, что в нас может показаться оскорблением, / Его лицо, подобное богатейшей алхимии, / Превратится в добродетель. и к достоинству» (I.iii.157–60).

Прочитать перевод акта I, сцены 3

Анализ

Эта сцена демонстрирует неспособность персонажей правильно интерпретировать знаки, с которыми они сталкиваются. Ночь полна предзнаменований, но никто не истолковывает их точно. Кассий утверждает, что они означают опасность, которую принесет государству возможная коронация Цезаря, тогда как на самом деле они предупреждают о гибели, которой грозит сам Кассий. Тем временем Кассий замышляет привлечь Брута на свою сторону, вводя его в заблуждение письмами; он знает, что Брут примет написанное за чистую монету, никогда не подвергая сомнению подлинность писем.

Подробнее о предзнаменованиях и предзнаменованиях как мотиве.

Сопоставление серьезного предостережения Цицерона не ходить в тревожную погоду этой ночи с самодовольным настроением Кассия при встрече с Каской (он называет ночь «очень приятной. .. для честных людей» [I.iii.43]) согласуется Кассий со злом, которое предвещают предзнаменования. Кроме того, эта связь предполагает своего рода жалкое заблуждение — художественный прием, с помощью которого неодушевленное существо принимает на себя человеческие эмоции и реакции (Шекспир особенно любил использовать жалкое заблуждение с природой в моменты потрясений, как в Макбет, , когда ночь становится все более жуткой, пока Макбет не замечает, что «природа кажется мертвой» прямо перед тем, как он идет убивать короля Дункана [II.i.50]). В Юлий Цезарь, ужасающая атмосфера сверхъестественных явлений отражает ужасающий план Кассия убить Цезаря.

Узнайте больше о неправильных толкованиях и неверных толкованиях в качестве темы.

Далее, Кассий не только свободно ходит в атмосфере ужаса, но и наслаждается им: «И когда поперечная голубая молния как бы разверзлась / Грудь неба, я представился / Даже в прицеле и самом блеске ее» (I.iii.50–52). Он намекает, что «чудовищное состояние», о котором предупреждают небеса, относится к Цезарю и его самонадеянным амбициям, однако сам он стал чем-то вроде монстра — одержимым свержением Цезаря, нагло не боящимся смертоносных молний и высокомерным из-за этого бесстрашия ( I. iii.71). Как отмечает Каска, «мужчины должны бояться и трепетать» перед такими дурными предзнаменованиями; Кассий, кажется, потерял свою человечность и стал зверем (I.iii.54).

Узнайте больше о ненависти Кассия к Цезарю.

Различные предзнаменования и предзнаменования в Юлий Цезарь также вызывают вопросы о силе судьбы против свободы воли. Функция и значение предзнаменований в целом загадочны и кажутся противоречивыми: как объявления события или грядущих событий, предзнаменования, кажется, доказывают существование некоего всеобъемлющего плана на будущее, предопределенной судьбы, контролируемой богами. С другой стороны, поскольку предупреждений о надвигающихся событиях, предзнаменования предполагают, что люди могут изменить эту судьбу, если заранее получат правильную информацию.

Узнайте больше о судьбе против свободы воли в качестве темы.

Эль-Ниньо | Национальное географическое общество

Эль-Ниньо — это климатическая картина, описывающая необычное нагревание поверхностных вод в восточной тропической части Тихого океана. Эль-Ниньо — это «теплая фаза» более крупного явления, называемого Эль-Ниньо-Южное колебание (ЭНЮК). Ла-Нинья, «прохладная фаза» ЭНЮК, представляет собой закономерность, описывающую необычное охлаждение поверхностных вод региона. Эль-Ниньо и Ла-Нинья считаются океанской частью ЭНЮК, а Южное колебание — его атмосферными изменениями.

Эль-Ниньо влияет на температуру океана, скорость и силу океанских течений, состояние прибрежного рыболовства и местную погоду от Австралии до Южной Америки и за ее пределами. События Эль-Ниньо происходят нерегулярно с интервалом от двух до семи лет. Однако Эль-Ниньо не является регулярным циклом или предсказуем в том смысле, в каком предсказуемы океанские приливы.

Эль-Ниньо был распознан рыбаками у побережья Перу как появление необычно теплой воды. У нас нет реальных сведений о том, как коренные перуанцы называли это явление, но испанские иммигранты называли его Эль-Ниньо, что на испанском означает «маленький мальчик». С заглавной буквы Эль-Ниньо означает Младенца Христа и использовалось, потому что это явление часто приходило на Рождество. Вскоре Эль-Ниньо стали описывать нерегулярные и интенсивные изменения климата, а не просто потепление прибрежных поверхностных вод.

Руководствуясь работой сэра Гилберта Уокера в 1930-х годах, климатологи определили, что Эль-Ниньо происходит одновременно с Южным колебанием. Южное колебание – это изменение атмосферного давления над тропической частью Тихого океана. Когда прибрежные воды становятся теплее в восточной тропической части Тихого океана (Эль-Ниньо), атмосферное давление над океаном снижается. Климатологи определяют эти взаимосвязанные явления как Эль-Ниньо-Южное колебание (ЭНЮК). Сегодня большинство ученых используют термины «Эль-Ниньо» и «ЭНЮК» как синонимы.

Ученые используют океанический индекс Нино (ONI) для измерения отклонений от нормальной температуры поверхности моря. О явлениях Эль-Ниньо свидетельствует повышение температуры поверхности моря более чем на 0,9° по Фаренгейту в течение как минимум пяти последовательных трехмесячных сезонов. Интенсивность явлений Эль-Ниньо варьируется от слабого повышения температуры (около 4–5 ° F) с умеренным локальным воздействием на погоду и климат до очень сильного повышения (14–18 ° F), связанного с глобальными климатическими изменениями.

Апвеллинг

Чтобы понять развитие Эль-Ниньо, важно знать условия, не связанные с Эль-Ниньо, в Тихом океане. Обычно сильные пассаты дуют на запад через тропическую часть Тихого океана, регион Тихого океана, расположенный между Тропиком Рака и Тропиком Козерога. Эти ветры толкают теплые поверхностные воды в западную часть Тихого океана, где они граничат с Азией и Австралией.

Из-за теплых пассатов поверхность моря обычно примерно на 0,5 метра (1,5 фута) выше и на 7,2° C (45° F) теплее в Индонезии, чем в Эквадоре. Движение более теплых вод на запад заставляет более холодные воды подниматься к поверхности на побережьях Эквадора, Перу и Чили. Этот процесс известен как апвеллинг.

Апвеллинг поднимает холодную, богатую питательными веществами воду в эвфотическую зону, верхний слой океана. Питательные вещества в холодной воде включают нитраты и фосфаты. Крошечные организмы, называемые фитопланктоном, используют их для фотосинтеза — процесса, который создает химическую энергию из солнечного света. Другие организмы, такие как моллюски, едят планктон, в то время как хищники, такие как рыба или морские млекопитающие, охотятся на моллюсков.

Апвеллинг обеспечивает пищей широкий спектр морских обитателей, включая большинство крупных рыбных промыслов. Рыболовство — одна из основных отраслей промышленности Перу, Эквадора и Чили. Некоторые из промыслов включают анчоусы, сардины, скумбрию, креветки, тунца и хека.

Процесс апвеллинга также влияет на глобальный климат. Теплая температура океана в западной части Тихого океана способствует увеличению количества осадков вокруг островов Индонезии и Новой Гвинеи. Воздух под влиянием прохладной восточной части Тихого океана вдоль побережья Южной Америки остается относительно сухим.

События Эль-Ниньо

События Эль-Ниньо определяются их широкомасштабными телесвязями. Телекоммуникации — это крупномасштабные, долговременные климатические аномалии или закономерности, которые связаны друг с другом и могут повлиять на большую часть земного шара.

Во время явления Эль-Ниньо западные пассаты вдоль экватора ослабевают. Эти изменения атмосферного давления и скорости ветра заставляют теплые поверхностные воды двигаться на восток вдоль экватора, от западной части Тихого океана к побережью северной части Южной Америки.

Эти теплые поверхностные воды углубляют термоклин, уровень глубины океана, который отделяет теплые поверхностные воды от более холодных нижележащих. Во время явления Эль-Ниньо термоклин может опускаться на 152 метра (500 футов).

Этот толстый слой теплой воды не позволяет происходить нормальному апвеллингу. Без подъема холодной воды, богатой питательными веществами, эвфотическая зона восточной части Тихого океана больше не может поддерживать свою обычно продуктивную прибрежную экосистему. Популяции рыб погибают или мигрируют. Эль-Ниньо оказывает разрушительное воздействие на экономику Эквадора и Перу.

Эль-Ниньо также вызывает широкомасштабные и иногда серьезные изменения климата. Конвекция над более теплыми поверхностными водами приводит к увеличению количества осадков. Количество осадков резко увеличивается в Эквадоре и на севере Перу, что способствует затоплению и эрозии прибрежных районов. Дожди и наводнения могут разрушить дома, школы, больницы и предприятия. Они также ограничивают транспортировку и уничтожают посевы.

Поскольку Эль-Ниньо приносит дожди в Южную Америку, оно приносит засухи в Индонезию и Австралию. Эти засухи угрожают водоснабжению региона, поскольку водохранилища пересыхают, а реки несут меньше воды. Сельское хозяйство, зависящее от воды для орошения, находится под угрозой.

Более сильные явления Эль-Ниньо также нарушают глобальную атмосферную циркуляцию. Глобальная атмосферная циркуляция — это крупномасштабное движение воздуха, помогающее распределять тепловую энергию (тепло) по поверхности Земли. Движение на восток океанических и атмосферных источников тепла вызывает необычно суровую зимнюю погоду в более высоких широтах Северной и Южной Америки. В северных регионах США, таких как Калифорния и Вашингтон, зимы могут быть более продолжительными и холодными из-за Эль-Ниньо.

События Эль-Ниньо 1982-83 и 1997-98 годов были самыми интенсивными в 20-м веке. Во время события 1982–1983 годов температура поверхности моря в восточной части тропической части Тихого океана была на 7,8–12,8 °C (9–18 °F) выше нормы. Это сильное повышение температуры вызвало серьезные климатические изменения: Австралия испытала суровые условия засухи; тайфуны произошли на Таити; а в центральной части Чили выпало рекордное количество осадков и наводнений. Западное побережье Северной Америки было необычно штормовым в течение зимнего сезона, и уловы рыбы резко сократились от Чили до американского штата Аляска.

Явление Эль-Ниньо 1997–1998 годов было первым явлением Эль-Ниньо, которое от начала до конца подвергалось научному мониторингу. Событие 1997-98 годов вызвало засуху в Индонезии, Малайзии и на Филиппинах. В Перу прошли очень сильные дожди и сильные наводнения. В Соединенных Штатах количество зимних осадков обрушилось на Калифорнию, а на Среднем Западе наблюдались рекордно высокие температуры в период, известный как «год без зимы».

Связанное с Эль-Ниньо нарушение глобальной атмосферной циркуляции распространяется за пределы стран Тихоокеанского региона. Сильные явления Эль-Ниньо способствуют ослаблению муссонов в Индии и Юго-Восточной Азии. ЭНСО даже способствовал увеличению количества осадков в сезон дождей в странах Африки к югу от Сахары.

Болезни процветают в сообществах, опустошенных стихийными бедствиями, такими как наводнение или засуха. Наводнения, связанные с Эль-Ниньо, связаны с ростом заболеваемости холерой, лихорадкой денге и малярией в некоторых частях мира, а засуха может привести к лесным пожарам, вызывающим респираторные заболевания.

«Ароматы» Эль-Ниньо

Вариации Эль-Ниньо называются «ароматами». Например, переходный период явления Эль-Ниньо называется «Транс-Ниньо». События Транс-Ниньо происходят в начале и в конце явления Эль-Ниньо. События Trans Nino часто включают повышенную активность торнадо на Среднем Западе Америки.

Еще один «аромат» Эль-Ниньо — Эль-Ниньо Модоки, или Модоки-Ниньо. Модоки — это японское слово, означающее «похожий, но другой». Модоки-Ниньо, также называемый Центрально-Тихоокеанским Ниньо, характеризуется изменениями температуры поверхности моря в центральной, а не восточной части Тихого океана. Некоторые события Модоки-Ниньо отличаются от традиционных явлений Эль-Ниньо, например, усиление ураганной активности в Атлантике и Мексиканском заливе. Многие метеорологи критически относятся к Модоки-Ниньо, призывая к созданию дополнительных климатических моделей для изучения предполагаемого явления.

Мониторинг Эль-Ниньо 

Ученые, правительства и неправительственные организации (НПО) собирают данные об Эль-Ниньо, используя ряд технологий. Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA), например, управляет сетью научных буев. Эти буи измеряют температуру океана и воздуха, течения, ветер и влажность. Буи расположены примерно в 70 местах в южной части Тихого океана, от Галапагосских островов до Австралии.

Эти буи ежедневно передают данные исследователям и синоптикам по всему миру. Используя данные с буев, а также визуальные изображения, которые они получают со спутниковых изображений, ученые могут более точно предсказывать Эль-Ниньо и визуализировать его развитие и воздействие по всему миру.

Краткий факт

Удобрения

Эль-Ниньо опустошает рыболовство в западной части Южной Америки, а также промышленность по производству удобрений. Промышленность удобрений в Южной Америке развивается за счет помета морских птиц, популяция которых сокращается во время явлений Эль-Ниньо из-за сокращения их источника пищи (рыбы).

Быстрый факт

Олимпийское Эль-Ниньо 

Эль-Ниньо помешало Зимним Олимпийским играм 2010 года в Ванкувере, Британская Колумбия, Канада. Погодные условия принесли не по сезону теплую погоду в обычно холодный прибрежный город.

Краткий факт

В кольцах
Ученые могут обнаружить явление Эль-Ниньо и его влияние на климат с помощью различных технических и естественных наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *