Первым правителем руси принявшим христианство был а: Крещение Руси: от язычества к христианству

Крещение Руси: от язычества к христианству

Сегодня, 28 июля, отмечается 1029-летие крещения Руси и День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.   

Ряд историков и экспертов считают установленным тот факт, что князья Аскольд и Дир с боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием I в середине 860-х годов. По другим источникам – во времена Василия I (867 – 886 годы) и патриарха Игнатия (867—877 годы). Эти события иногда именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым, крещением Руси.

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство, стала княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Произошло это в 957 году. Называются и другие даты, но эта более аргументирована. Дело в том, что в 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи.

При крещении получила имя Елена. Есть мнение, что о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной. Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников и вовсе были убиты.

Археологии тоже подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам.

Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли посланцы от Римского папы. Они заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию». Однако Владимир отослал их обратно: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. Князь знал, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом. Он спросил посланцев, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами.

Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, немцев и греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Историки полагают, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Он открывал перспективы для дальнейшего военного и экономического роста.

Как бы там ни было, но согласно «Повести временных лет» в 6496 году от сотворения мира, то есть приблизительно в 988 году нашей эры, киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.

После крещения Владимир, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестоких междоусобицах, имевший 6 жён и около 800 наложниц, не чинивший доселе препятствий человеческим жертвоприношениям, преобразился. Он даже вознамерился было ввести неслыханное до сих пор в человеческой истории новшество – отменить смертную казнь для разбойников. Правление Владимира отмечено появлением на Руси благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен. Заботился о пропитании неимущих киевлян. Господдержку получило строительство и украшение храмов. Была открыта первая школа. Началась подготовка русского духовенства. 

Достоверно известно, что крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа, и было связано с очень заметным сопротивлением православной культуре.  Так, например, по Иоакимовской летописи Новгород оказал активное сопротивление введению христианства. Он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни, который приходился братом матери князя Владимира – Малуши и тысяцкого Путяты.

В Ростове и Муроме сопротивление христианству продолжалось до 12-го века. Несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Окончательно жители того же Ростова были крещены епископом Исаией, вошедшим на кафедру в 1078 году.

Исландские саги гласят, что Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Византийская православная культура быстро привилась на Руси. Этому способствовал тот факт, что к тому времени она была уже достаточно «ославянена». Дело в том, что центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Ничего удивительного в том, что самобытная русская письменная традиция быстро развивалась. При Ярославе Мудром (1019 – 1054 годы), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры.

 

Вместе с тем, принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, которые до того пользовались великокняжеским покровительством. Исследователи полагают, что восстание волхвов во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 и 1071 годах сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый жестоко расправился с волхвами исключительно с целью навести порядок в подвластных ему областях. А убийство волхва в Новгороде в 1070-х годах дружиной князя Глеба было совершено в ходе религиозного конфликта, который переплетался с борьбой против власти Киева.

Но даже в этой ситуации уже в Х – ХI веках, помимо Киева, первые епархии Русской Православной Церкви были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде, Юрьеве, Чернигове, Владимире-Волынском.

Споры о переходе Руси в христианскую веру не прекращаются до сих пор. Но никто не отрицает, что такой переход оказал на дальнейшее развитие государства благотворное влияние.

Новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные племена в единый народ. Жителей Руси перестали считать варварами и стали принимать на равных с другими европейскими государствами. Крещение Руси стало событием, которое предопределило развитие культуры всех восточнославянских народов. 

«Время, – отмечает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, – подтвердило правильность выбора. Отказ от язычества дал мощный импульс развитию Руси. Ценности Православия сплотили весь народ, всё государство.

Христианские традиции были основой уклада жизни Симбирской губернии, которую можно было назвать обителью сотен храмов и монастырей. В канун Первой мировой войны в нашей епархии насчитывалось 890 приходов.

Сегодня на симбирско-ульяновской земле мы снова видим подъём веры, возвращение к главным ценностям Православия. Ближайшие годы мы объявили в регионе Десятилетием доброты.

После почти века отступления от веры, в 1989 году, на всю Ульяновскую область действовало 9 приходов. Но спустя всего лишь одно десятилетие их было зарегистрировано уже 100. Сейчас в регионе насчитывается 237 храмов и часовен. Из них 191 действуют, 10 восстанавливаются, 36 строятся. В 2015 году открыт Спасо-Вознесенский собор, великое освящение которого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 2017 году Ульяновская область отмечает юбилейные даты: 465-летие со дня совершения первого богослужения на территории нашего региона с участием царя Ивана Грозного и 185-ю годовщину создания Симбирской епархии Русской Православной Церкви. Уверен, что они дадут новый виток духовному развитию нашего края».

Виктор Никитин  

День в истории. 28 июля — День крещения Руси

Крещение Руси – одно из значимых событий в истории страны. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба государства, если бы основной была выбрана другая религия.

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство по византийскому обряду, стала княгиня Ольга в 957 году. А отдельно взятые случаи крещения людей описываются задолго до того, как к власти пришёл Владимир. Так, первым массовым крещением историки считают «Фотиево крещение». Его провёл в 867 году патриарх Фотий. «Так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды». Среди славянских племён до последнего исповедовали языческую религию витячи.

Принятие новой веры стало серьёзным толчком к объединению русских земель. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». К Владимиру приходили миссионеры и рассказывали о сути других религий. Он выслушивал их и задавал вопросы, пытаясь решить, какую религию выбрать. В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на употребление вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

До крещения Владимира называли «великим распутником». Приняв религию, он стал гораздо сдержаннее и вступал в брак всего два раза. Упоминания о том, как князь каялся в грехах и преодолевал себя с помощью новой веры, есть у многих русских летописцев.

Официальная дата Крещения Руси – 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия. После – Норвегия, и позже всех – Швеция, которая самими восточными скандинавами ещё долго считалась языческой, почти варварской страной.

После Киева в христианскую веру стали обращаться и другие города: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров. Процесс крещения растянулся на несколько столетий. Регулярно подавлялись восстания волхвов. Таким образом, Ростов был крещён только в конце XI века, а в Муроме язычники держали сопротивление вплоть до XII века.

По мнению болгарского историка Николая Тодорова, Византия, побудив Русь принять христианство, приобщила её к средиземноморской цивилизации, которая известна как византийская. Именно она существовала в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке в виде синтеза античного и христианского наследий. Это позволило древнерусскому народу получить доступ к достижениям философии, социальных и естественных наук, на основе которых на Руси были созданы собственные общественные институты.

 

Все серии фильма «Крещение Руси» можно посмотреть, пройдя по ссылке

Материал подготовила на основе информации из открытых источников С. П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.

Президент России Путин выдает себя за защитника веры

В журнале путешествий Владимира Путина на протяжении многих лет выделяется одно место назначения, привлекающее любопытную долю внимания президента России.

Это крошечный полуостров, примерно в одну десятую размера Лонг-Айленда, который вдается из северной Греции в Эгейское море. Известная как Святая гора Афон, ею управляли православные монахи с тех пор, как Византийская империя впервые предоставила им суверенитет над этой косой земли в конце 9 в. век.

Сегодня он по-прежнему стоит как гигантский храм Девы Марии, и каждый год туда приезжают тысячи паломников. Но едва ли он заметен на политической карте мира. Женщинам вход воспрещен. Никаким банкам там не разрешено работать. Никакие автомобильные дороги не соединяют гору Афон с материковой Грецией, и единственный способ добраться туда — на лодке или вертолете. Однако за 16 лет пребывания у власти Путин предпринял в общей сложности четыре попытки добиться этого.

Его первые два путешествия провалились. В 2001 году, на втором году его президентства, штормовой ветер над Эгейским морем помешал взлететь его вертолету. Три года спустя он был вынужден вернуться из-за захвата заложников в школе в маленьком российском городе Беслане. Но когда он, наконец, добрался до Афона в 2005 году, Путин установил связь с монахами, которая изменила не только их общину, но и российскую элиту в Москве. Отчасти благодаря этим отношениям Кремль пришел к принятию православной веры и использованию ее как идеологии и источника влияния за рубежом. «Для нас Православие — это ось русского мира, который мы стремимся построить», — сказал мне Александр Дугин, один из любимых кремлевских идеологов, после того, как вместе с Путиным совершил еще одно паломничество на Святую гору в конце мая. «Если вы хотите понять православный мир таким, каким мы его видим, то начать следует с понимания Афона».

Это также ключ к пониманию путинизма. На Западе большинство попыток понять действия российского президента, такие как военное вторжение, которое он приказал вторгнуться в Украину в 2014 году, бомбардировки Сирии, которые он начал в прошлом году, и общее очернение Запада, которое пронизывает многие из его речей и политики – склонны искать ответы в наследии холодной войны. Но путинское стратегическое видение уходит корнями в еще более раннюю эпоху, когда цари и священники, а не коммунистические аппаратчики, определяли роль России в мире. Своими визитами на Афон Путин напомнил о той эпохе российской имперской власти, продемонстрировав, насколько она важна для наследия, которое он хочет создать.

В течение ограниченного времени TIME предоставляет всем читателям специальный доступ к историям только для подписчиков. Для полного доступа, мы рекомендуем вам стать подписчиком. Кликните сюда.

Немногие люди могут лучше объяснить это наследие, чем Дугин, ведущий теоретик российского империализма и авторитет коллективного сознания воинствующего крыла Кремля. Склонный одеваться во все черное, с бородой, свисающей до груди, и риторическим стилем предсказателя судьбы, Дугин может показаться фигурой, сошедшей со страниц «Преступления и наказания» или, если уж на то пошло, из монашеских келий Святой Горы Афон. . Но он очень человек от мира сего. Круглосуточная кабельная новостная сеть, которую он ведет из Москвы, Царьград, является лишь одним из средств, которые он использует для распространения своих идей о русском милитаризме. Используя мощную смесь теории заговора и пророчеств, он утверждал, что Россия должна сформировать новую евразийскую империю, основанную на «фундаментальном принципе общего врага» — под которым он подразумевает США и их европейских союзников — «и отказе допустить либеральные ценности, чтобы доминировать над нами».

Его работы часто предвещали следующее направление в российской политике. Например, в феврале Дугин поддержал кандидатуру Дональда Трампа, в то время как большинство наблюдателей в России все еще смеялись над потенциальным кандидатом от республиканцев. «Именно он вселяет в людей чувство свежести и надежды», — сказал тогда Дугин о Трампе, добавив, что кандидат стал «сенсацией», представляющей «настоящую Америку». Несколько месяцев спустя официальные лица США и эксперты по кибербезопасности обвинили Россию в попытке помочь Трампу путем взлома и утечки электронных писем его соперников в Демократической партии. Кремль отрицал свою причастность к этому взлому. Но Дугин был непреклонен в том, что любая помощь Трампу пойдет на пользу России, поскольку его президентство ознаменовало бы «конец эпохи американского империализма».

Примерно так же Дугин призывал к завоеванию Россией Украины почти за два десятилетия до фактического вторжения. Его пропаганда той войны и вербовка военизированных формирований для ведения боевых действий на востоке Украины привели к тому, что правительство США наложило запрет на поездки Дугина, а когда в мае он прибыл в Грецию в составе путинской свиты, полиция вытащила его из паспорта. очередь в аэропорту. «Некоторые европейские чиновники отметили меня как нежелательного», — позже объяснил Дугин. Но после того, как он провел ночь в заключении, власти разрешили ему поехать в отдаленное место на севере Греции, где начинается Святая гора Афон.

Добраться до этого места непросто. Хотя его территория входит в безвизовую зону Европы, горловину полуострова перекрывает каменная стена, увенчанная колючей проволокой. «Пересечение этой границы незаконно», — гласит табличка за стеной. «Нарушители будут привлечены к ответственности». Чтобы попасть на Афон, посетители должны получить специальную визу и приглашение от правящих монахов — привилегия, редко предоставляемая тем, кто находится за пределами того, что Дугин называет «православным миром». В этот мир войдут страны Восточной и Южной Европы, где господствует православие, а также небольшие общины православных верующих в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в других местах. Вместе их насчитывается около 260 миллионов человек по всему миру, хотя относительно немногие живут в Америке. Поэтому, когда сотрудник афонского паломнического бюро увидел мой американский паспорт, он передал документ своему начальнику. «Какая у тебя религия?» — спросил босс. Со стороны моей матери есть немного православной русской крови, которой, казалось, было достаточно, чтобы обеспечить мне диамонитирион, разрешение на посещение с изображением Девы Марии.

Из греческого порта Урануполис паром занимает около двух часов, чтобы добраться до порта Святой Горы, пришвартовываясь по пути к нескольким монастырям, расположенным вдоль берега. Двадцать из них усеивают этот полуостров — 17 из них греческие, один сербский, один болгарский и один русский, каждый из которых представляет одну из традиционных ветвей или патриархатов православной веры. Издалека монастыри выглядят средневековыми замками, голыми каменными крепостями, источающими ту же строгость, что и живущие внутри изможденные и бородатые монахи.

Единственным исключением является Свято-Пантелеймоновский монастырь, более известный как русский монастырь, который больше похож на недавно отреставрированный роскошный курорт. Выкрашенный в бирюзовый цвет, с позолоченными крестами, возвышающимися над луковичными куполами, собор Святого Пантелеимона был перестроен за последние 10 лет благодаря щедрому финансированию российских миллиардеров и Кремля. Сейчас он затмевает большинство греческих монастырей в этом районе, и Путин обратил внимание на его символику, когда прибыл на Афон 28 мая. здесь взращивались и рождались духовные традиции и общие ценности». Позже в своем выступлении он добавил: «Сегодня, восстанавливая ценности патриотизма, исторической памяти и традиционной культуры, мы стремимся к более прочным связям со Святой Горой Афон».

Во многом эти узы восходят к тому, каким был Афон на закате царской эпохи. В конце 19 века российский императорский двор купил землю на Афоне и вокруг него, чтобы подтвердить свои претензии на роль мирового хранителя православия. Он также отправил на Святую Гору столько русских монахов, что их число превзошло всех остальных почти в два раза. высоко ценятся среди паломников. Так что в некотором смысле, говорит он, падение царей в большевистской революции 1917 спасло эту часть Греции от превращения в де-факто русскую колонию. Коммунистов, проводивших в Советском Союзе политику атеизма, не интересовала религиозная дипломатия. Так русская поддержка Афона постепенно угасла, как и оставшиеся с царской эпохи русские монахи. Только в последнее десятилетие это покровительство вернулось с ревом. «Правда, Святая Гора теперь снова живет на русские деньги, — говорит отец Макарий.

Ценность этих инвестиций начинает приобретать смысл, когда вы смотрите на демографические данные по соседству с Россией. В тех частях Восточной Европы, которые Москва по-прежнему считает своей законной зоной влияния, включая Грузию, Белоруссию, Армению и Украину, а также бывшие югославские республики Сербию, Македонию и Черногорию, большинство населения составляют православные христиане. Отдавая дань уважения одному из самых святых мест в православном мире, Путин пытается изобразить из себя защитника веры — роль, восходящая к основной проблеме российской власти в постсоветскую эпоху. С падением коммунизма Москва вдруг обнаружила, что ей не хватает «национальной идеи» — идеологии, которая могла бы заменить дискредитировавшие себя лозунги Ленина и Маркса и, в идеале, увлечь восточноевропейские народы, которые Россия стремилась держать под своим крылом.

Ортодоксальное христианство прекрасно подходило под эти требования. Претендуя на единственную истинную веру и противодействуя посягательствам западного либерализма — особенно когда речь идет о правах геев и однополых браках — она предлагала международную базу поддержки среди консерваторов и идеологический фон для представления Путина о самом себе. как противовес декадентскому Западу. «Для нас Православие — необходимый и преобладающий элемент нашей национальной идеи, — сказал мне Дугин. «Это ядро».

Это также дает политические преимущества. Православие является преобладающей религией в ЕС. государства-члены Болгария, Румыния, Кипр и Греция, все из которых имеют право наложить вето на санкции, введенные ЕС. наложил на Россию за ее вторжение в Украину. Посетив Грецию, Путин сыграл на этих узах веры, чтобы завоевать союзников в Европе, в которых он сейчас нуждается больше, чем когда-либо. Из-за резкого падения цен на нефть российская экономика в прошлом году сократилась на 3,7% и может столкнуться с тотальным кризисом, если Запад не согласится снять санкции. Для этого по крайней мере один E.U. государству-члену придется наложить вето на них, когда они будут вынесены на голосование в январе, и Греция кажется самой надежной ставкой. Мало того, что его левое правительство обязалось противостоять изоляции России, его граждане также удивительно симпатизируют Кремлю. В недавнем опросе Gallup более трети греков (35%) выразили одобрение российским лидерам, больше, чем в любом другом ЕС. член.

Политика православия сослужила Путину хорошую службу и дома, особенно в плане дискредитации оппозиции. Вскоре после того, как в 2011 году он решил вернуться на третий президентский срок, против него вспыхнул бунт внутри российской элиты, чье более либеральное крыло хотело, чтобы Путин и его сторонники жесткой линии уступили Кремль западнику. По мере того как инакомыслие росло, а популярность Путина резко падала, он обратился за поддержкой к афонским монахам.

В ноябре того же года один из греческих старцев Святой Горы, отец Ефрем из Ватопедского монастыря, погрузил одну из ее святынь на чартерный самолет и вылетел на ней в Россию. У православных такой реликвией считается пояс, который Дева Мария сшила себе из верблюжьей шерсти. Он путешествовал по России 39дней, что позволило более 3 миллионам верующих преклониться перед ним и перекреститься. В числе первых был Путин, который отправился встречать отца Ефрема в аэропорт.

На государственном телевидении кадры произвели сильное впечатление, показав благочестивые миллионы людей, готовых сплотиться вокруг религиозной иконы и общей идентичности, которую Путин помог принести в Россию. Но это не подавило восстание против него. Позже той же зимой протестующие собрались по всей стране, призывая к его отставке, и Путин снова обратился за поддержкой к православной церкви.

Его шанс представился в виде коллектива перформанс-арта под названием Pussy Riot, участники которого ворвались в московский собор в феврале 2012 года и исполнили грубую песню, призывающую Деву Марию «прогнать Путина». Трое из них были арестованы и обвинены в хулиганстве, что привело к показательному судебному процессу, в котором протестное движение было представлено как посягательство на религиозные ценности России. «Это обеспечило режиму действительно удобную опору, чтобы вбить клин в оппозицию, а затем взять ее под контроль», — говорит Джеральдин Фэган, ученый, автор книги «Верить в Россию» о росте благочестия на руинах советского атеизма. «Учитывая символическое значение церкви, она позволяла государству изображать все, что выступает в пользу демократической подотчетности, как некое гнусное западное влияние».

Сработало. Протесты стихли, и Путин вскоре начал применять ту же религиозную риторику к своей внешней политике. После аннексии Крыма в 2014 году президент в своем обращении к нации заявил, что Россия вернула себе землю «священного значения». Он указал, что на Черноморском полуострове был крещен его тезка святой Владимир Великий, языческий правитель древней Руси, после обращения в православие в 10 веке. По его словам, православная вера всегда была жизненно важна для формирования русского государства из «разных племен и племенных союзов обширного восточнославянского мира».

Те же мысли снова всплыли прошлой осенью, когда Путин приказал ввести российские военные самолеты в Сирию, что он назвал попыткой защитить христианское меньшинство этой страны. Чтобы подкрепить эту версию, Путин даже отправил лидера Русской православной церкви патриарха Кирилла на встречу с Папой Франциском в феврале. Это была первая встреча православного патриарха и католического папы после разделения двух церквей в 1054 году, и это едва не вызвало мятеж среди сторонников жесткой линии среди православного духовенства.

Но политические дивиденды для Путина были огромны. В совместном заявлении лидеры двух крупнейших христианских церквей мира призвали международное сообщество остановить «массовый исход» христиан из Сирии и Ирака. «Политически это показало, что Россия вряд ли находится в изоляции», — говорит Сергей Чапнин, религиовед, который до конца прошлого года редактировал официальный журнал Русской православной церкви. «Это также продемонстрировало важность России для всего мира как защитницы христиан во всем мире».

После нескольких дней общения с монахами на Афоне мне стало ясно, насколько они стремятся принять такое видение роли России в мире. Некоторые из них задаются вопросом, может ли вера Путина быть искренней в глубине души. Его годы службы в советском КГБ, который проводил коммунистическую политику атеизма, отправляя тысячи священников в ГУЛАГ, не прощаются легкомысленно. «Нет такой вещи, как экс-КГБ», — ворчал один русский монах, отец Иоанникий, когда возил меня по извилистым дорогам Афона на своем стареньком пикапе. «Каждый человек должен ответить за свои грехи».

Но среди более высокопоставленного духовенства Путина часто считают подарком от Бога и потенциально святым в процессе становления. Со времен царей еще не было лидера такого мирового значения, обладающего ядерным оружием и постоянным членом Совета Безопасности ООН, который не проявлял такой ревностной преданности православной вере. Эффект был почти опьяняющим для многих последователей церкви, которые начали обременять Путина своими надеждами на эру православного возрождения.

«Он образец православного лидера», — говорит отец Нектарий, старец на Афоне из греческого монастыря Каракаллу. Он сказал мне, что судьба Путина во многом похожа на судьбу святого Константина Великого, первого римского императора, принявшего христианство в IV веке. «Путин тоже из языческого народа, преследовавшего христиан», — говорит отец Нектарий, имея в виду Советский Союз. «И своим входом в церковь он возвращает крест на его законное место».

Этот процесс кажется реабилитацией православным верующим далеко за пределами Афона. Среди членов путинского окружения всегда была небольшая, но влиятельная группа, проявлявшая приверженность православной вере. Некоторые из них, как Дугин, стали политическими теоретиками, лоббирующими принятие Россией своего имперского предназначения. Другие занимали высокие посты в армии или службах безопасности. Третьи были миллиардерами и промышленниками, и со временем они сформировали то, что Дугин называет «Афонским клубом», кремлевский клан, который сейчас доминирует в значительной части российской экономики и политической элиты.

Одним из примеров является Юрий Чайка, многолетний генеральный прокурор Путина, который сказал, что часто ездит на Афон, чтобы «подзарядить свои духовные батареи». Его сын, бизнесмен Артем Чайка, недавно купил огромный роскошный курорт в нескольких минутах езды от Афона. Другой миллиардер с политическими связями, Андрей Гурьев, оплатил восстановление нескольких мест паломничества на Святой Горе. «Здесь каждый получает то, что имеет, от русских, — сказал мне однажды отец Симеон, настоятель Хилургу, в только что отреставрированном дворе. «Все!»

При всей этой поддержке монахи были слишком рады отплатить тем же, когда к ним приехал Путин. Выйдя из своего черного внедорожника «Мерседес» на палящее солнце начала лета, Президента провели в Протатон, старейшую и святейшую церковь на Афоне. Возле алтаря один монах поклонился, чтобы поцеловать ему руку, а другой жестом пригласил его занять позолоченный прилавок, стоящий на постаменте с красной ковровой дорожкой.

Информационное агентство Дугина сообщило читателям в своем затаившем дыхание прямом эфире, посвященном этому событию, что Путин занял «трон, на котором в прошлом восседали только византийские императоры». На самом деле, этот позолоченный киоск, возможно, предназначался не только для глав империй; старшим епископам разрешалось занимать его в прошлом. Но это выглядело достаточно царственно, чтобы Путин помедлил, подходя к нему, как будто не был уверен, достоин ли он. Монахи заверили его, что это так. И, слушая их заискивающие речи под фресками православных святых, президент откинулся назад и расслабился. Казалось, он чувствовал себя как дома.

Это опубликовано в выпуске TIME от 12 сентября 2016 года.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Крым, символ российской идентичности, жизненно важный для путинского наследия

Эндрю Осборн паломничество по нескольким местам, связанным с бурной историей России.

Мужчина устанавливает российский флаг на здании местной администрации в Алупке, 12 марта 2014 года. REUTERS/David Mdzinarishvili

Одетый в мрачный темный костюм, он возложил венок к внушительному советскому мемориалу времен Второй мировой войны, посетил собор, считающийся колыбелью русского христианства, и проинспектировал Черноморский флот России, вспоминая его царскую и советскую славу.

Его маршрут, тщательно срежиссированный Кремлем, в какой-то степени объясняет, почему Путин, называющий себя отцом народного деятеля, наблюдающего за возрождением России как великой державы, хочет формального или неформального контроля над Крымом.

Для Путина и многих россиян Крым был небольшой частью России, имеющей большое историческое и символическое значение, застрявшей на чужбине после распада СССР в 1991 году, когда он стал частью независимой Украины.

С учетом того, что его третий президентский срок заканчивается в 2018 году, и существует вероятность того, что он останется у власти до 2024 года, то, как Путин будет обращаться с Крымом, сформирует его наследие.

Значение полуострова для Путина и России с исторической, военной и геополитической точек зрения, а также с точки зрения того, как россияне видят себя, трудно переоценить.

В Крыму, расположенном напротив Турции, базируется один из четырех российских военно-морских флотов, и он имеет решающее значение для планов Путина по проецированию российской мощи в Черном море, а оттуда в Средиземное море.

Но для бывшего советского офицера КГБ его значение гораздо глубже. Если Путин решит аннексировать Крым, его будут хвалить даже некоторые из его политических оппонентов.

«Если Путин вернет Крым России без кровопролития, он будет великой исторической личностью, и с этим ничего не поделаешь», — написала Ксения Собчак, видная оппозиционная активистка и телеведущая.

В преддверии референдума в воскресенье, когда этот украинский регион голосует, чтобы решить, переходить ли под власть Москвы, тысячи российских солдат в масках рассредоточились по полуострову. Украинские солдаты фактически являются заключенными на своих собственных базах, а российские националисты ведут яростную кампанию, чтобы склонить голосование в свою пользу.

Для националистов мечты о воссоздании Российской империи всегда включают Украину. Путин продвигает планы по объединению некоторых бывших советских республик по экономическим и политическим соображениям. Россия сформировала Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией, и Путин очень хотел, чтобы Украина присоединилась к нему.

Он также хотел включить Украину в проект под названием Евразийский союз. Эти планы теперь выглядят продырявленными. Поглощение Крыма, событие, которое, по мнению националистов, разожжет сепаратистские настроения на востоке и юге Украины, станет утешительным призом.

«ЗАЛИТЫЙ КРОВЬЮ»

История Крыма, похищенного Россией в конце восемнадцатого века одной из непрямых предшественниц Путина, императрицей Екатериной Великой, точно соответствует повествованию, которое он и его советники пытались создать. постсоветской России чувство собственного достоинства и новую национальную идентичность.

Это повествование, в котором смешаны избранные главы из истории царской и советской эпох, особое внимание уделяется военным победам и пропагандируется Русская Православная Церковь и ее консервативные ценности как источник национального морального руководства.

Пропитанная кровью роль Крыма в двух конфликтах — в Крымской войне и Второй мировой войне — когда он был символом героического, но в конечном итоге безуспешного сопротивления иностранным державам, придает ему важную роль в новом путинском нарративе.

«Каждый сантиметр Севастополя залит кровью», — сказал Рейтер 35-летний моряк торгового флота Николай, который заявил, что проголосует за присоединение Крыма к России. «Многие русские воины погибли за эту землю. Как Россия может позволить Украине ее разрушить?»

Если Путин, который еще не сказал, как он отреагирует на голосование «за» из Крыма, отвергнет предложение полуострова, Николай сказал, что это может нанести политический ущерб российскому лидеру.

«Посмотрите на его рейтинг сейчас. Это высоко. Но если он не поддержит присоединение Крыма к России, люди от него отвернутся».

Статус Крыма как места, где Владимир Великий, средневековый правитель Киевской Руси, предшественницы современной России, принял христианство, благодаря чему его народ стал христианами, придает ему еще большее значение.

Полуостров также долгое время был в центре исторической неприязни русских националистов, которые видят в Путине своего союзника.

Часть Российской империи, а затем Российская Советская Социалистическая Республика более 170 лет, советский лидер Никита Хрущев, этнический украинец, подарил Крым Украинской Советской Социалистической Республике в 1954, по явной прихоти.

Многие россияне видят в воскресном референдуме шанс исправить то, что они считают исторической несправедливостью.

«В ближайшие годы все будут благодарить Путина за то, что он сделал», — сказал севастопольский пенсионер Федор на пророссийском митинге на этой неделе, когда толпа позади него скандировала «Россия, Россия» и «Москва — наша столица». .

«Путин войдет в историю как лидер, воскресивший страну. Его будут помнить за то, что он поддерживал нас и объединял русский народ».

Многие россияне с теплотой вспоминают детские каникулы на песчаных пляжах Крыма, когда существовал Советский Союз, а полуостров оставался популярным местом отдыха россиян. Если бы он стал частью России, местные жители считают, что сюда потянулось бы гораздо больше отдыхающих из России.

Этнические русские уже составляют 58 процентов населения полуострова с населением около 2 миллионов человек, и они говорят, что им надоели годы того, что они считают украинским подавлением их культуры и языка.

Они приветствуют успехи Путина как освободителя.

«Путин — это не 100-долларовая купюра. Не всем он нравится. Но нам нравится Путин. Ну и что?», — сказала Юлия, 44-летняя этническая русская домохозяйка, помогавшая на этой неделе блокировать штаб украинского военно-морского флота.

«Если Бараку Обаме не нравится Путин, это его проблема», — сказала она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *