Первый русский царь из рода романовых: 407 лет назад на престол взошел первый царь из династии Романовых

У ИСТОКОВ ЦАРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ

С началом царского дома Романовых связано одно интересное предание, теперь уже забытое. Это — удивительная и поучительная история, любопытная сама по себе, но описанные в ней события сегодня, четыре столетия спустя, вдруг высвечиваются какими-то новыми, порою почти мистическими гранями.

Ипатьевский монастырь в Костроме, где скрывался в смутное время будущий основатель династии Романовых Михаил (рисунок XVII века).

Царь Михаил Федорович, правивший страной с 1613 по 1645 год.

Царица Евдокия Лукьяновна, супруга первого русского царя из рода Романовых.

Схема ансамбля зданий Кремля (конец XVII века).

Портреты царя Алексея Михайловича и сына его, малолетнего царя Петра Алексеевича.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

Хорошо известно, что трудное для Руси Смутное время закончилось наконец избранием в 1613 году нового царя.

Им стал 17-летний Михаил Федорович Романов. Обычно считается, что выбор остановился именно на нем, поскольку Романовы состояли в дальнем родстве с прервавшейся династией Рюриковичей. Но это не так. На самом деле многие русские фамилии в той или иной степени были связаны родственными узами с Рюриковичами, и знатнейшие из них стремились занять освободившийся трон. Однако России в то время нужна была кандидатура, способная усмирить честолюбивый пыл соперничавших кланов. На эту роль, как никто другой, подошел юный Михаил Романов.

Этот мальчик-юноша оказался в стороне от больших дворцовых интриг. Отца его, Федора Никитича, еще во времена царствования Бориса Годунова обвинили в заговоре против царя, разлучили с женой, Ксенией Ивановной, и насильственно супругов постригли, а имущество конфисковали. После этих страшных для семьи событий мальчик некоторое время жил у тетки в Москве, а затем с матерью, инокиней Марфой, — в Ипатьевском монастыре под Костромой.

«Ипатьево» стало знаковым словом в судьбе царского дома Романовых. С ним связана его первая страница, с ним же — «ипатьевским» домом в Екатеринбурге — закрылась последняя.

В то время как Михаила Романова избирали на русский трон, отец его находился в польском плену и возвратился в Москву, когда Михаил Федорович уже три года царствовал. Почти сразу Федор Никитич был избран патриархом под именем Филарета. Оглядываясь на события тех лет, понимаешь, что только такой шаг — объединение усилий царя-сына и патриарха-отца — позволил России относительно быстро и спокойно залечить раны Смутного времени, наладить нормальную жизнь. А уже при следующем Романове, «тишайшем» Алексее Михайловиче, когда последствия страшнейшей драмы несколько забудутся, между царем и патриархом возникнут несогласия в вопросе о первенстве власти: светской или церковной. Точку в этом вопросе поставит только Петр Алексеевич, Петр I, внук Михаила Романова, упразднив сам институт патриаршества в России и заменив его, в рамках своих масштабных реформ, Синодом Русской православной церкви.

Но вернемся к первому Романову. Пришло время молодому царю жениться. Женитьба царя находилась в прямом соответствии с продолжением законной династии, а значит, была залогом мира и порядка в стране. Царскую невесту выбирали из знатнейших русских фамилий. Породниться с царем (а это — почет, чины, влияние на дела государственные ) было тайной и заветной мечтой многих. Михаил Федорович избрал себе невесту из знатного рода — Марию Хлопову. Но вскоре, к несчастью, невеста захворала. Ввиду болезни Собор чинов духовных и светских снял с нее «сан царевны». А между тем Мария Хлопова выздоровела, однако брак этот так и не состоялся. Его не благословила мать царя, быть может, понимая, что вряд ли болезнь царской невесты оказалась случайностью: слишком завидную для кого-то роль стали бы играть Хлоповы при царе. Опасно было еще раз испытывать судьбу царской династии.

Спустя время законной супругой русского царя стала княжна Мария Владимировна, дочь князя Владимира Cтепановича Долгорукова. Но через пять месяцев после свадьбы молодая царица неожиданно тяжело занемогла и вскоре скончалась. Мало кто сомневался, что эта таинственная болезнь и смерть в царском дворце не обошлись без содействия недоброжелателей.

Время шло, ничто более не менялось во дворце. И это волновало. В памяти еще свежи были жесточайшие испытания царского безвременья. Нельзя допустить повторения пережитого, а потому на Руси необходим законный наследник царствующего государя. Женитьбу царя рассматривали не как человеческую прихоть, а как дело государственное, обязанность избранного народом на русский трон.

Наконец царь принял решение о новом браке. Согласно обычаю (отнюдь не сказочному), по всей Руси разлетелись гонцы сзывать на смотрины невест, достойных царя. В назначенный срок 60 знатнейших девиц в окружении родителей и родичей — знатных бояр и дворян — собрались во дворце. Нужно ли говорить, что каждая втайне мечтала стать русской царицей? Легко представить, какие надежды на возможное родство с царским домом лелеяли родители и родня девушек! Все с трепетом и нетерпением ожидали царского решения. Но… ничего не произошло. Ни одна из 60-ти претенденток не остановила на себе внимание государя.

Выход из возникшего затруднения, как гласит предание, предложила мать царя — инокиня Марфа. Смотрины надо повторить, но, прежде всего, в отсутствие родственников и, во-вторых, смотреть надо на спящих девушек, когда лики их не смущены и не затуманены волнением и ожиданием, то есть ночью. На том и порешили. Во дворце были оставлены только претендентки на звание царицы и с ними по одной прислужнице, чтобы, как обычно, те могли помочь молодым госпожам при укладывании в постель и быть рядом, если что-нибудь понадобится ночью.

Дворец затих и погрузился в ночной сон, двери тихо отворились, и царь в сопровождении матери начал свой судьбоносный обход. Они медленно следовали мимо спящих, а скорее притворявшихся спящими, девушек: можно ли было заснуть в такую ночь! Мать время от времени вопросительно взглядывала на сына, но царь безмолвно и бесстрастно шел вперед, и невозможно было понять ни мыслей его, ни чувств.

Обход закончился. Затянувшееся молчание прервала инокиня, приступив к сыну с расспросами: на кого же пал выбор царя? Но тот не отвечал. И вновь мать взывала к сыну-царю, повторяя все важнейшие доводы о важности выбора: что Михаил Федорович обязан поддержать законный порядок, что он в ответе за спокойствие страны и за ее судьбу, что назвать будущую царицу — это его долг перед народом. Неужели ни одна из самых лучших, самых достойных невест Руси не понравилась сыну?

И наконец Михаил Федорович заговорил. Да, сердце указало ему одну из девушек. Отчаявшаяся было мать благодарно вздохнула, быть может, подобие улыбки на мгновение озарило ее строгий и скорбный лик. Кто же она? И услышала ответ: «Она — прислужница». Тут инокиня запротестовала, взывая к здравому смыслу. Сколько лучших русских семей привезли во дворец прекрасных девиц, а царь выберет прислужницу?! Это ведь обидит, оскорбит знатные фамилии!

Но царь не внял доводам матери, он оставался тверд и неумолим. Это его окончательное решение. И если не она, так никакая другая. «Да кто же она?» — отчаялась мать. «Прислужница Стрешневой», — был ответ.

Кинулись выяснять: что да как? И скоро уже сообщили царю и его матери, что живет у Стрешневых молодая бедная дворянка, дальняя их родственница и однофамилица. Трудно бывает ей в неродном доме, где порою круто обходится с ней богатая ее родственница, прибывшая на смотрины. Но молодая девушка кротко и безропотно переносит все жизненные тяготы.

Теперь царь еще более укрепился в решении связать свою судьбу с этой девушкой. Только ее желал бы назвать своей законной супругой. Уговоры матери были сломлены его последним доводом: мы сами столько страдали, неужели можно отвергнуть избранницу сердца только из-за ее бедности и несчастий?

Строгая инокиня сдалась, отступила. Подумала, видимо: это Божий промысел. Да и вряд ли она ошибалась. Не исключено, что выбор любой родовитой особы мог привести к очередной смерти в царском доме: соперничавшим кланам нелегко было уступить выигравшим счастливцам, им проще было смириться с невестой «со стороны».

Утром решение царя было торжественно объявлено во дворце и народу. Знатные барышни, еще накануне лелеявшие надежду стать царицей, чередой подходили поцеловать ручку счастливой избранницы — Евдокии Лукьяновны Стрешневой. А российская «Золушка» никак не могла поверить в произошедшее с нею чудо. Каждую она обнимала и целовала. Вчерашняя госпожа царской невесты с рыданиями бросилась в ноги, умоляя о прощении. Кроткая и жалостливая Евдокия Лукьяновна — так гласит предание, — не держа зла, подняла ее и призывала разделить с ней ее нечаянную радость.

А тем временем послы царя скакали уже к отцу молодой невесты в Можайский уезд, где находилось нехитрое владение бедного дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева: небольшое поле да простая изба. Помогал Лукьяну Степановичу по хозяйству всего один работник. Послы застали хозяина в поле за работой и тут же сообщили о случившихся во дворце событиях. Никак не мог поверить Стрешнев, что послы не перепутали дом, что не по адресу привезли свои известия. Однако Лукьяну Степановичу была вручена грамота царя, а за ней — дары и царские одежды. Должен был отец будущей царицы срочно ехать в Москву, в царский дворец.

Прервав свои труды в поле, пригласил Стрешнев послов в дом, чем мог, угостил, оставил ночевать. А наутро, переодевшись в привезенное от царя платье, свои рабочие одежды уложил в дорожный сундук. Взял с собой и орудия, с какими работал в поле. Торжественный поезд полетел в Москву.

Когда подъехали ко дворцу, увидел Лукьян Степанович на царском крыльце рядом с царем и его строгой матерью свою юную дочь. Дрогнуло его сердце, никаких сомнений уже больше не оставалось. Царь Михаил Федорович и его матушка торжественно и почтительно приветствова ли отца невесты. Сама же она была чрезмерно счастлива приезду отца, но на людях не посмела выразить своей радости.

Царскую свадьбу современники помнили долго. На память потомкам остался свадебный альбом. Михаил Федорович и Евдокия Лукьяновна жили счастливо, в мире и согласии. Со временем у них родились три мальчика и семь девочек.

Та странная ночь, когда взгляд царя остановился на скромной бедной девушке-прислужнице, стала важнейшей в русской истории: более чем на 300 лет определилась судьба царского дома Романовых. Но выбор царем «Золушки» — только один, хотя и наиболее очевидный, из эпизодов «чудесного» упорядочения жизни на Руси. До него был выбор самого царя, было объединение царской и патриаршей власти. Как будто само Провидение распростерло над истерзанной тогда Русью свою спасительную длань.

Что же касается прародителя царского дома Лукьяна Степановича Стрешнева, то после того, как дочь его стала русской царицей, он с семьей перебрался жить в Москву. Его десятилетний сын Семен был определен на службу к царице-сестре в чине стольника.

Сначала Лукьян Степанович поселился в царском дворце. Здесь у него были прекрасные хоромы, он был окружен богатством, роскошью и почестями, достойными отца русской царицы. Назидательная легенда рассказывает, что в одной из комнат у него была особая занавеска. Каждый день, когда он оставался наедине сам с собой, он отдергивал ее: за занавеской были развешаны его прежняя одежда и орудия, с которыми он работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди: «Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие суета и что Бог одним словом может тебя обратить в ничто». Так гласит предание.

К этому можно кое-что добавить. Со временем Лукьян Степанович обзавелся собственным двором в Москве. Следовали ему и чины. В 1630 году он был произведен в окольничие, а 1 марта 1634 года — в день рождения царицы-дочери — получил высший российский сан боярина.

Любопытно, что с именем Лукьяна Степановича Стрешнева связано основание знаменитой усадьбы Царицыно под Москвой, в которой по заказу императрицы Екатерины II создавал свои архитектурные шедевры В. И. Баженов, а затем строил М. Ф. Казаков. А было это так.

В 1628 году царь и патриарх издали указ, согласно которому «велено [было]… пустые села и пустоши продавать охочим людям со всеми угоди с лесы и с полями…». Приобретенные в вотчину земли можно было отдавать в приданое за дочерьми, но запрещалось передавать в монастырь. Если же после смерти владельца не оставалось жены или детей, вотчина поступала «на государя в дворцовые села». Деньги за нее из государевой казны отдавались в монастырь на помин души умершего владельца. По этому указу многие дворяне выкупали земли в вотчину.

Ближайший родственник царя, Лукьян Степанович Стрешнев приобрел в собственность часть земель царского села Коломенское, о чем сохранилась архивная запись: «Во 141 [то есть в 1633] году января в 26 день по государеву. .. именному приказу продано [в] вотчину околничему Лукьяну Степановичу Стрешневу в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынино да пустошь Черногряская [Черная Грязь] да пустошь Арехово* да пустошь Каржавино а Казариново тож». Заплатил за все Стрешнев, включая пошлину, 73 рубля.

Превратившись в вотчинника, Лукьян Степанович начал свои владения расширять. Ему перешли земли соседа Ивана Киселева, заложившего их Стрешневу и просрочившего выплату. У другого соседа — боярина князя Алексея Юрьевича Сицкого он купил несколько пустошей. Эти собранные тестем царя земли стали основой возникшей здесь новой усадьбы.

Место для вотчинного двора было определено на пустоши Черная Грязь, расположенной на высоком берегу у слияния рек Городенки и Язвенки. Чуть ниже по течению по этому же правому берегу в Городенку упирался глубокий овраг. С высокого мыса между рекой и оврагом далеко просматривались обширные земли новой усадьбы. По выбранному для вотчинного двора месту усадьба стала зваться «Черная Грязь». (См. журнал «Наука и жизнь» № 4, 1992 г.)

Это название просуществовало почти полтора столетия. В 1775 году усадьбу приобрела императрица Екатерина II и переименовала ее в «село Царицыно» (по аналогии с «Царским селом» под Петербургом). Тогда она решила создать здесь свою новую резиденцию.

Давно нет Лукьяна Степановича Стрешнева — родоначальника по дочери царской династии Романовых. Но память о нем сохраняется в многочисленных потомках этого царского дома, разлетевшихся по всему миру. И еще живет о нем память в царицынской усадьбе: он ее основал, он выбрал место, на котором ставили свои дворы все последующие владельцы, здесь же поднялся архитектурный ансамбль, благодаря которому подмосковное Царицыно стало знаменито.

Комментарии к статье

* Здесь ранее уже была и потом вновь возникнет деревня Орехово — по ней, в частности, назван современный район Москвы: Орехово-Борисово.

Михаил Федорович, первый царь из рода Романовых: nlr_spb — LiveJournal

?

Открыта на пользу общую (nlr_spb) wrote,

Category:
  • История
  • Cancel

Продолжаем пополнение вашей копилки книжных редкостей в связи с памятными датами русской истории. 11 (21) июля 1613 года состоялось венчание на царство Михаила Федоровича Романова.
В связи с этой датой — несколько ну просто очень красивых изданий из нашей электронной библиотеки.

Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Федоровича до имп. Александра III. — Санкт-Петербург : Гоппе, 1883. — 283 с. : ил.
В этом издании приведено гравированное изображение самого события:

Немного о том, откуда есть пошли на Руси Романовы:

Васенко П. Г. Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича. — Санкт-Петербург : Ком. для устройства празднования трехсотлетия царствования дома Романовых, 1913. — 224, XII, [1] с., [23] л. цв. ил., портр. : ил., табл.


К трехсотлетию царствования Дома Романовых : Альбом портр. и снимков с ист. картин, находящихся в Зим. и Царскосел. дворцах, в Музее имп. Александра III, Оружейн. палате, Третьяк. галерее и пр / Объясн. текст к карт. и крат. очерк истории России с 1613 г. сост. д-ром рус. истории Н.Д. Чечулиным при участии проф. С.Ф. Платонова. — Париж ; Санкт-Петербург : И.С. Лапин, 1913. — [4], 32 с., [73] л., 79 л. ил., портр., в общей обл.-папке
В этом издании — наше традиционно любимое — родители героя:


Летописный и лицевой изборник дома Романовых : Юбил. изд. в ознаменование 300-летия царствования 1613-1913 гг / [Лит.-ист. отд. под ред. кн. М.С. Путятина; худож. — под ред. С.И. Вашкова]. Вып. 1. — Москва : Ермолаев, 1913.
Первый выпуск посвящен мужчинам.


Летописный и лицевой изборник дома Романовых : Юбил. изд. в ознаменование 300-летия царствования 1613-1913 гг / [Лит.-ист. отд. под ред. кн. М.С. Путятина; худож. — под ред. С.И. Вашкова]. Вып. 2. — Москва : Ермолаев, 1913.
Выпуск второй посвящен дамам. И здесь мы встречаем жену героя:

История превращения «сенной девушки» в царицу показывает, насколько неправа популярная песня. На самом деле царь может жениться по любви, но для этого нужно мужество и упорство, которое и проявил в этом случае царь Михаил Федорович.
Эти, и еще множество книг, панегирических и полемических, вы можете найти в нашей коллекции «Российский императорский дом».

Tags: Михаил Федорович Романов, РНБ, история, электронная библиотека

Subscribe

  • Как пройти в библиотеку?

    Российская национальная библиотека — явление в мировой культуре. Жизни не хватит, чтобы рассказать о всех ее сокровищах и о тех возможностях,…

  • Весенние заботы

    Наконец пришла настоящая весна, а с ней вплотную подступили садоводческие хлопоты. Любители выращивать все, что растет, готовы ринуться в бой за…

  • Пес Барбос и его сытый кросс

    Сегодняшняя книга на выходные — о том, что голодное брюхо к искусству глухо. Гражданин Барбос, голодный, как истинная собака, пришел в цирк. И…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Romanov Dynasty — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 33 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

Императорский гараж — Царь и его автомобили

Вверху: Императорская семья перед Императорским гаражом в Ливадии в день «Праздника белых цветов» 19 г. 13. Слева — ранний Delaunay-Belleville 1910 года выпуска, справа — Rolls Royce Silver Ghost, один из двух Rolls, которыми владел царь в Ливадии.

По словам генерал-лейтенанта А.А. Мосолова, управляющего Канцелярией Императорского двора с 1900 по 1917 год, именно князь Владимир Орлов впервые подъехал к Александровскому дворцу на «очень шикарной машине» в 1903 году. Царь был заинтригован и пожелал прокатиться в «этой керосиновой штуке». После первого обхода территории Николай пригласил императрицу присоединиться к ним. После этого царь катался с Орловым почти каждый день. Опасаясь за жизнь царя, Орлов настаивал на том, чтобы водить машину сам, никогда не доверяя своих имперских пассажиров простому шоферу. Принц сам служил ежедневным «шофером». В конце концов, министр Николая граф Фредерикс спросил царя, не хочет ли он приобрести новый улучшенный автомобиль. Царь быстро ответил: «Да, конечно! Мы злоупотребляем любезностью Орлова, и это становится невежливо. Попросите Орлова выбрать для нас автомобиль, он сделает это лучше любого профессионала». Итак, спустя более чем два года Орлов выбрал французскую 19-ю.06 Делоне-Бельвиль. Так началась имперская любовь к автомобилям.

Вверху: Mercedes 45HP 1906 года, все еще в гараже в 1910 году, с самим князем Орловым за рулем Николая и Александры на полковом параде в Петергофе в сентябре 1906 года полка во время Первой мировой войны. За ним — лимузин «Мерседес» из Императорского гаража.

В то время как французский Delaunay-Belleville был выбором царя для коротких поездок и использования в городе, для дальних поездок он предпочел чистую скорость автомобилей Mercedes, построенных в Германии. В период до 1914, репутация Mercedes получила мировое признание за невероятную мощность и скорость их автомобилей. 90-сильный туристический автомобиль был способен развивать скорость до 85 миль в час уже в 1904 году.

Daimler Moteren Gesellschaft, конечно, еще не объединилась с Benz, чтобы сформировать компанию, которую мы знаем сегодня. Это слияние произошло только в июне 1926 года.

Орлов, однако, настоял на том, чтобы возить самого царя, несмотря на открытие имперской школы шоферов, до тех пор, пока в Царское Село не будет доставлен французский шофер с самыми безупречными рекомендациями. Тем не менее, Орлов настаивал на том, чтобы сидеть рядом с имперским водителем, когда тот возил царя на осмотры.

Слева: на этой фотографии 1912 года, сделанной в Музее Александра III в Санкт-Петербурге, изображены Николай II и несколько великих княжон на заднем сиденье одного из автомобилей Делоне-Бельвилля «S.I.M.» 1909 года. длинная колесная база Touring Cars.

Императорские личные гаражи основаны в 1905 году в Царском Селе и Петергофе. К концу 1906 года в Гараже находилось 6 автомобилей, хранившихся по цене 100 000 рублей, что эквивалентно 1 000 000 долларов в 2000 году. В 1905 году Императорский двор потратил 18 400 рублей на покупку своих первых новых автомобилей, или 184 000 долларов в пересчете на 2000 год. Ясно, что Николаю II нравились его новые автомобили, о чем свидетельствуют суммы, которые он потратил только на их приобретение в течение следующих нескольких лет. В 1906 года царь потратил 77 277 рублей или 727 000 долларов. Он потратил 69 700 рублей в 1908 году (697 000 долларов), 65 000 рублей (650 000 долларов) в 1909 году, всего 33 000 рублей (330 000 долларов) в 1910 году, рекордные 96 681 рубль (966 810 долларов) в 1911 году и 58 600 рублей (586 000 долларов) в 19100 году!

Гаражи были устроены также в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге и в Ливадийском дворце в Крыму.

Вверху: Царевич Алексей Николаевич, 1909 год, за рулем французского туристического автомобиля Делоне-Бельвиль. Делоне-Бельвиль был любимым автомобилем царя.

 

The List of Automobiles in His Majesty’s Personal Garage in 1910.

Automobiles Belonging to the Emperor:
1. 1906 Delaunay-Belleville — triple-phaeton
2. 1908 Delaunay-Belleville Landau
3. 1909 Делоне-Бельвиль Лимузин
4. Делоне-Бельвиль Ландау 1910 года выпуска
5. Мерседес Ландау 1910 года выпуска

Для обслуживания Императорского люкса:
6. Мерседес 1906 года — синий лимузин
7. Мерседес 1906 года красный лимузин
9. 1906 Mercedes тёмно-синий полуоткрытая модель
10. 1907 Lessner тёмно-зелёный Limousine
11. 1908 Panhard & Levassor — Landau
12. 1910 Serex Landau
13. 1910 Delaunay-Belleville — Landau
14. 3 1910 Baltic-Landau 15. 1909 г. Балтик Автобус с прицепом-платформой
16. 1910 г. Английский Даймлер

Грузовые автомобили:
17. 1908 г. Грузовой автомобиль Renault с 2 прицепами-кроватями, 1 фургоном и пассажирским
вагоном 1908 г.
18. 1908 г. Даймлер-прицеп-кровать
19. 1908 Дитрих-прицеп-кровать — 18 л.с.
20. 1909 г. Дитрих-прицеп-кровать 20 л. бюджет 126 000 рублей (1 260 000 долларов сегодня) на содержание гаража в течение года.

К 1912 году царь добавил в Императорский гараж:

1 1911 Mercedes 4 цил. 70 л.с. «Ландау»
2 1911 Мерседес 4 цил. 70 л.с. «Фаэтоны»
2 1911 Делоне-Бельвиль 6 цил. 45 л.с. «Ландаус»
2 1912 Делоне-Бельвиль 6-цил. 45 л.с. «Фаэтоны»
1 1911 г. Балтика 12 л.с. Ландау
2 1911 г.в. автобусы Мерседес
1 1910 г.в. 4-х цилиндровый 40 л.с. Мерседес 1911 года, 4 цил. 70 л.с. Ландау.

 

Справа: Эта фотография была сделана на фронте во время Первой мировой войны. Николай только что вышел из другого самолета Delaunay-Belleville «S.I.M.» открыть Touring Cars. Обратите внимание на котельную форму моторного отсека, отчетливо напоминающую о 19как производитель котлов и локомотивов.

(Просто для современной точки зрения: автомобиль Mercedes 70 HP 1911 года стоил около 100 000 долларов в долларах 2000 года. Delaunay-Bellevilles был бы еще дороже, в диапазоне 150 000–175 000 долларов. Хотя это явно много денег, если учесть, что сегодня новый лимузин Mercedes-Benz S-класса будет стоить более 125 000 долларов, а новый Rolls-Royce или Bentley 2001 года — более 250 000 долларов, и что даже новый Mercedes-Benz S-класса Седан класса, BMW 7-й серии или базовый лимузин Cadillac стоят более 85 000 долларов, имперские расходы на автомобили на самом деле не кажутся такими возмутительными. )

Конечно, когда царь выезжал на прогулку, за ним всегда должна была следовать другая машина, на случай, если царская машина сломается.

Справа: на этом изображении Николас собирается сесть в один из вагонов Delaunay-Bellville Town Cars из Императорского гаража, сразу за Великими княгинями. Лимузин Town Car отличается фиксированным разделителем сразу за водителем, в отличие от полностью открытого Touring Car. Интересно отметить, что обе версии Imperial имеют опускающуюся брезентовую крышу, чтобы пассажиры могли наслаждаться хорошей погодой.

Любимым автомобилем Николая II был Delaunay-Belleville. Делоне-Бельвиль был крупным французским производителем котлов и локомотивов в 19 веке. В 1904 году они выпустили свой первый автомобиль. К 1907 году качество, мощность и надежность их лимузинов ручной сборки привлекли внимание царя, который был впечатлен их мощностью и тишиной. В 1909 году они выпустили специальную версию для царя, которую назвали «SIM». для «Sa Imperiale Majeste» (Его Императорское Величество). «С.И.М.» версия представляла собой модель с более длинной колесной базой, оснащенную более мощным 6-цилиндровым двигателем, чей огромный рабочий объем 11,5 литров производил впечатляющие по тем временам 70 лошадиных сил. Любопытно, однако, что он оставался цепным в то время, когда большинство других европейских автопроизводителей уже переняли более «современную» карданную передачу.

Имперское покровительство было очень престижным для Delaunay-Bellville, который в результате считался лучшим производителем роскошных автомобилей в Европе до начала Первой мировой войны. Эта репутация пережила войну, и они продолжали производить роскошные автомобили ручной сборки в течение 1920-х годов. Однако депрессия и Вторая мировая война забрали свой инструмент, и последний Delaunay-Belleville был выпущен в 1948 году. Однако наследие компании заключается в том, что ее настоящий «золотой век» пришелся на период 1907-14, когда они были любимцами царя.

Весьма интересно отметить, что министры, распоряжавшиеся имперским бюджетом, написали Николаю 13 августа 1910 г. записку о «Расширении Личного Его Величества Гаража» , которая заканчивалась жалобами следующим образом:

>«В силу В связи с тем, что число автомобилей растет, Личный Его Величества Гараж ходатайствует о строительстве второго каменного корпуса для гаража в Царском Селе, нового корпуса в Петергофе и строительства гаражного корпуса в Петербурге.

Только новое здание в Царском Селе рассчитано на 30 легковых автомобилей, 2 грузовых автомобиля и 3 автомобиля для персонала…

Занимает значительную часть бюджета Министерства Суда и продолжает увеличиваться своих расходов, этот бизнес по управлению автомобилями еще не имеет определенного положения, и требования, которым он должен отвечать, еще не ясны.

В то время как Личный Гараж Его Величества предназначен исключительно для обслуживания нужд Их Величеств и их Имперских детей, роль и значение гаража могут быть определены только инструкциями Их Величеств.

Учитывая обстоятельства, было бы разумно прекратить необоснованное приобретение новых автомобилей в больших количествах. 30 автомобилей — это слишком много, если учесть, что только раз в году (помимо обслуживания Императора и его свиты) Гараж использует все свои автомобили — и то только во время маневров в Красном Селе, которые длятся 5-6 лет. дней. В текущем году гараж имел нужное количество автомобилей, а арендовал только 4, и то только потому, что столько же собственных машин было отправлено за границу.

В заключение отметим, что обслуживание Их Величеств и их Императорских детей, а также их свиты в течение всего года является новой статьей расходов в бюджете, так как она уже зафиксирована и в настоящее время превышает свой баланс.

Увеличение количества автомобилей до предполагаемых 30 и строительство новых гаражных зданий с необходимым новым персоналом превратит нынешний государев гараж в крупное предприятие, которое ляжет тяжелым бременем на бюджет министерства».0003

Слева: На этом снимке видно, что даже цесаревич Алексей Николаевич разделял страсть отца к автомобилям. Здесь Алексей едет за отцом в полностью исправном детском бензиновом автомобиле Peugot BeBe, спроектированном Этторе Бугатти для Peugot и подаренном цесаревичу его родителями в 1913 году. Этот автомобиль останется в Александровском дворце после Революции и можно увидеть на фотографиях Горного зала, рядом с «Горкой»

Николай любил свои автомобили, но, поскольку они быстро стали неотъемлемой частью придворной жизни, расходы были одобрены.

Проблемы Николая с Гаражом не ограничивались жалобами Министерства на оплату покупки новых автомобилей. Кадровое обеспечение и техническое обслуживание представляли свои проблемы.

Дилерских сервисных центров и автомастерских в России до Первой мировой войны, конечно же, не было. Водители должны были ремонтировать и обслуживать свои автомобили, а также управлять ими. Поскольку автомобили в России были в новинку, Императорская школа шоферов должна была обучать мужчин ремонтировать и обслуживать свои автомобили, а также водить их, поскольку практически никто в России в 1905 может сделать и то, и другое!. Вождение членов императорской семьи и двора также потребует большего, чем простое вождение. Как видно на фотографиях, многие автомобили императорской семьи были полностью открыты, что могло представлять опасность для царя или членов его семьи. Водитель, естественно, должен был бы высматривать и избегать любых потенциальных угроз для своих пассажиров, а также должен был бы иметь возможность ускользнуть от потенциального убийцы. Урок был усвоен однажды, когда профессор Жильяр и цесаревич застряли в ранней пробке на улицах Санкт-Петербурга в открытой машине. Когда люди на улице увидели Наследника Престола в машине, его окружили сразу сотни людей. Конечно, в то время в Европе было очень мало обученных шоферов, а в России их, конечно, не было, поэтому их тоже нужно было обучать этим навыкам. Конечно, мужчины были хорошо вознаграждены за свои должности, зарабатывая в два раза больше, чем средний рабочий в те дни, в дополнение к бесплатным комнатам и обедам во дворце. Их ценность для Суда можно увидеть в следующем отрывке.

Князь Орлов писал Государю 15 мая 1914 г.:

 

«Зарплата рабочих гаража теперь такова: шоферы имперских автомобилей получают 90-100 рублей (900-1000 долларов), другие рабочие 50 -80 ($500-800 в 2000 г. ) рублей в месяц.Но Вашему Высочеству следует знать, что даже в частных домах содержание шоферов обходится гораздо дороже, не говоря уже о прибыли, которую хозяева получают от разного рода вещи, которыми их снабжают, обычно малопригодные для рабочих гаража, которые там живут.Работу в гараже нельзя назвать легкой — она ​​не прекращается даже в праздничные дни и им часто приходится работать допоздна по ночам и даже по ночам успеть закончить текущий ремонт, чтобы снабдить Их Величества и их свиту автомобилями.0003

… Заработная плата шоферов, рабочих и мойщиков (последние получают 25 рублей в месяц) совсем не высока и не побуждает их ценить свой труд, как нам бы этого хотелось. К сожалению, многие из них уволились, что плохо говорит о бизнесе в целом. Я полагаю, что для успешного ведения предприятия необходимо установить хорошие отношения между высшими и низшими классами рабочих. [Здесь следует отметить, что эта заработная плата выплачивалась помимо бесплатного проживания и питания этих сотрудников]

В настоящее время, в связи с постоянными придирками Ревизионной комиссии, начальника механического отдела гаража, Кегресс и его помощник вынуждены выслушивать многочисленные выговоры и претензии, что, безусловно, значительно снижает труд сотрудников. эффективный. В связи с этим Кегресс в последнее время несколько раз просил у меня разрешения уйти в отставку.

… Я считаю Кегресса незаменимым работником и боюсь, что его уход будет большой потерей для гаража. Ваше Высочество, конечно, знает, как Его Величество ценит Кегресса».0003

(Далее в своем письме Князь просит Министра приказать Контрольной Комиссии не вмешиваться в вопросы, касающиеся оплаты труда рабочих, и оставить их в ведении ответственного лица).

Судя по всему, даже форма шоферов была источником проблем для царя. В 1907 г. изданы:

Доклад Временно исполняющего обязанности Управляющего Министерства Суда об утверждении фасона мундира для служащих Личного Его Величества Гаража» от 20 октября 1907.

Руководители Механического и Хозяйственного отделов Личного Гаража Вашего Величества, а также низший персонал: шоферы (6 чел.), механики (7 чел.), мойщики (9 чел.) пока не имеют утвержденной форменной одежды.

Прошлой осенью флигель-адъютант князь Орлов подарил Ее Величеству Александре Федоровне некоторые выкройки мундиров для шоферов, и Ее Величество выразила пожелание, чтобы мундиры были достаточно скромными, чтобы не привлекать особого внимания.

Затем на средства Кабинета Вашего Величества изготовили обмундирование водителей, которое оказалось не очень практичным в эксплуатации (цвет галуна, фасон воротника и т.д.).

Исходя из всего вышеизложенного и необходимости наличия форменной одежды у всего вышеперечисленного персонала гаража, руководство гаража разработало собственный образец форменной одежды по указанию Адъютанта Князь Орлов».

Все сводилось к тому, что императрица Александра хотела, чтобы мужчины носили придворные ливрейные мундиры, с высокими воротниками, причудливыми шляпами и цветными галунами, которые возницы ненавидели. как дворцовые слуги, положение, которое в то время вообще презиралось.Они очень гордились своей работой, как высококвалифицированные и обученные люди с немалой ответственностью.В результате водители хотели форму военного образца, которую они чувствовали больше подходил для своего положения.

Вверху: Императорская семья прибывает в «Народный дом» по случаю празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году на паре автомобилей Delaunay-Bellville из Императорского гаража. Слева — закрытый Town Car, справа — открытый Touring Car, «управляемый» четырьмя годами ранее цесаревичем Алексеем

Дело, по-видимому, было решено, однако, через два года способным генерал-министром бароном Фредериксом, который определил форма водителя в этой памятке:

«Униформа Работников Личного Его Величества Гаража (1910 г.). золотой галун вокруг воротника с гербом и байковой подкладкой

  • Шаровары из той же ткани

  • Фуражка из той же ткани с тульей

  • Два рабочих мундира и фуражка из синяя шведская молескин.

  • Высокие сапоги из лакированной кожи; черные товарные (?) сапоги.

  • Перчатки Юфть; рукавицы на юфтевом меху.

  • Зимнее осеннее пальто по диагонали цвета хаки с золотыми тиснеными петлями на бобровом воротнике.

  • Непромокаемый летний плащ цвета хаки.

  • Кашемировый жакет цвета хаки с золотой тесьмой, украшенной гербом и красным бантом.

  • Кашемировые широкие брюки цвета хаки.

  • Фуражка из кашемира цвета хаки с тульей.

  • Зимнее пальто-диагональ цвета хаки на подкладке из овечьего меха, воротник из серого овечьего меха с тисненой тесьмой на манжетах.

Водители грузовиков:

    >
  • Серая униформа из винкорда (разновидность ткани); синие шведские молескиновые широкие брюки и фуражка; костюм из такой же молескин.

  • Товар высокие сапоги черные; юфтовые перчатки; рукавицы на юфтевом меху.

  • Шуба из винкорда серого цвета на меху бобра.

  • Летняя куртка из серой ткани с красной тесьмой.

  • Широкие брюки из серой ткани; фуражка из аналогичного сукна.

  • Серое зимнее пальто из английского винкорда с воротником из черного каракуля.

  • Серые широкие брюки английского винкорда на меху с кантом.

  • Черная папаха из овчины.

 

Вся униформа была сшита у Лидваля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *