Общерусский Судебник 1497 г. История России от древнейших времен до начала XX века
Общерусский Судебник 1497 г. История России от древнейших времен до начала XX векаВикиЧтение
История России от древнейших времен до начала XX века
Фроянов Игорь Яковлевич
Содержание
Общерусский Судебник 1497 г
Судебный кодекс Ивана III является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие правовые нормы и вместе с тем отразившим новое в общественной жизни Руси XIV–XV вв.
Основной вопрос Судебника — организация судебно-административной системы как в центре, так и на местах. Вводились три типа суда: суд великого князя, суд наместников и волостной. Судопроизводство, вместе с тем, предусматривало в ряде случаев, участие «добрых христиан»: представителей крестьян и горожан. Проводится также последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.
Другой сферой приложения Судебника 1497 г. была сфера социальных отношений: поземельная собственность и зависимое население. В нем впервые в русском законодательстве упоминается о такой форме крупного землевладения, как поместное которое вместе с черными землями ставится в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами. Так, иск о вотчинной земле можно было предъявлять до трех лет, иск о государственной (помещичьей и черной) — в течение шести. Допускался земельный иск и черных крестьян к помещику, что зафиксировало охрану черных земель от захвата частными землевладельцами.
Статья 57 «О христианском отказе» вводила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. Срок этот — за неделю до и после Юрьева дня 26 ноября — был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину «пожилое» — плату эа пользование крестьянским двором.
Распространенное в исторической литературе мнение, что введение Юрьева дня являлось «важным шагом на пути крестьянского закрепощения», неверно. Речь шла о закреплении в общегосударственном масштабе давно существовавших традиций взаимоотношения крестьян и землевладельцев. Основная масса русского крестьянства, таким образом, имела и право и возможность перемены владельца. Социально-экономические и социально-политические отношения были еще далеки от жесткого крепостничества.Ряд статей Судебника посящаются институту холопства, в частности, речь идет об ограничении источников пополнения холопов. Однако до изживания рабских отношений было еще далеко.
Судебник 1550 г
Судебник 1550 г В строгом соответствии с заявлением царя на Земском соборе от 27 февраля 1549 г., провозгласившим, что отныне он сам будет главным «судьей и защитником» своих подданных, уже 28 февраля вышел его указ о новых формах суда, резко ограничивших влияние старой
2.
Региональные грамоты и судебник2. Региональные грамоты и судебник Распространение великокняжеской политической власти на прежде независимые великорусские государства являлось лишь первым шагом на пути приведения государственного управления и органов администрации к единообразию. Оно установило
1497
1497 Foedera; E. 403.
§ 1. СУДЕБНИК 1497 г. И УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1. СУДЕБНИК 1497 г. И УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С XI по XV в. социальная структура русских земель регулировалась нормами, зафиксированными в «Русской правде», и само обилие ее списков (более сотни) говорит о признании этих норм в разных землях.
Общерусский судебник
Общерусский судебник Ликвидация основных удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением политических, правовых и идеологических основ единого Русского государства. Выработка общерусского законодательного кодекса — Судебника 1497 г. и
13. СУДЕБНИК 1497 г.
13. СУДЕБНИК 1497 г. Судебник Ивана III (1497) был принят для укрепления централизованной системы управления и представлял собой сборник законов Русского государства. Он отражал интересы феодалов-землевладельцев, поэтому в нем были регламентированы правила перехода крестьян
38. Арабский судебник
87. СУДЕБНИК ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА III (1497 Г.)
87. СУДЕБНИК ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА III (1497 Г. ) Судебник 1497 г., в отличие от второго Судебника 1550 г., называется первым или великокняжеским. В подлиннике Судебник Ивана III разделен киноварными (красными) заголовками на 36 статей, но для учебных целей принято деление Судебника на
Судебник Ивана Васильевича III 1497 года
Судебник Ивана Васильевича III 1497 года Печатается перевод на современный русский язык по изданию: Судебники XV–XVI веков. М, 1952. В сентябре 1497 года Великий князь всей Руси Иван Васильевич со своими детьми и с боярами установил, как судить боярам и окольничим.1. Суд
8. «Арабский судебник» Коран и хадисы
8. «Арабский судебник» Коран и хадисы В 13-й суре Корана (аят 37) Аллах говорит о Коране: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Действительно, в сурах 2, 4 и 5 (это более 500 аятов, примерно десятая часть Корана) собраны предписания по религиозным, гражданским и
1497
1497 Анкета № 277 / 98 // Личн. архив автора.
Занятие № 3 Судебник Ивана III
Занятие № 3 Судебник Ивана III ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Изучив текст судебника, составьте социальную иерархию Русского государства XV в.2. Каково было положение церкви в Русском государстве (ст. 54).3. Перечислите основные должности, связанные с судопроизводством в Русском
Судебник 1497 г. и чин поставления на великое княжество 1498 г.: идея власти государя[682]
Судебник 1497 г. и чин поставления на великое княжество 1498 г.: идея власти государя[682] Конец XV в. стал одной из самых ярких страниц в политической жизни Русского государства. После «стояния на Угре», завершившего освобождение от ига, происходит и окончательное
ПАДЕНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА. «СУДЕБНИК» 1497 г.
ПАДЕНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА. «СУДЕБНИК» 1497 г. 1. — Падение татаро-монгольского ига. 2а. — Источники и история Судебника 1497 года. 2б. — Возникновение дворянства и закрепощение крестьян. 2в. — Судебный процесс по Судебнику 1497 г. Сегодня мы будем говорить о стоянии на
10.Первый общерусский судебник 1497 года. Общая характеристика. Реформы Ивана Грозного. Завершение политической централизации страны
Первый общерусский судебник 1497 года. Общая характеристика.
Судебник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.
Источники Судебника
1)РП 2)ПСГ 3)Уставн. грамоты 4)Судные грамоты 5)Суд-ые реш-я по отдель-м вопросам.
Содержание Судебника распадается на четыре части:
1)Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).
2)Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).
3)Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66)
4)Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68)
Судебный процесс по Судебнику 1497 года
Процессуальных норм в Судебнике было большинство. Процесс в целом носил состязательный характер. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.
Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно отсутств. прав у обвиняемого и возможн. состязания с обвинит-ем.
Процесс включал в себя три стадии:
1)Установление сторон (истца и ответчика).2)Судоговорение.
3)Вынесение судебного решения и выдача «правой грамоты» с записью решения.
Предусматривалось письменное ведение протокола.
Реформы Ивана Грозного
1549 — созыв Земского собора. Создание единой системы государственного управления — приказов, во главе которых стояли приказные судьи — бояре и дьяки. Полномочия приказов были четко разграничены.
1550 — принятие нового «Судебника», устанавливающего размеры судебных пошлин, вводящего контроль за деятельностью судебных властей.
1551 — об инициативе царя созван церковный собор для улучшения церковного порядка и благочиния. Царь представил собору список недостатков и непорядков в церковной жизни, изложив его в ста главах, поэтому он вошел в историю как «Стоглав». На церковном соборе принят единый общерусский пантеон святых. Церковные земли передавались под контроль царя, был введен церковный суд
1555 — реформа местного самоуправления. Прежде в уезд на небольшой срок назначался наместник, обычно из числа родовитых бояр. Население платило в его пользу налоги и пошлины, а он правил суд. Теоретически наместник должен был заботиться об исполнении различных государственных задач, например, о состоянии крепостей, дорог и о выплате жалованья служилым людям. На практике чаше всего «кормленщик» клал деньги себе в карман. Подати поступали прямо в казну.
1566 — принято новое «Уложение о службе», определявшее порядок военной службы дворян. Служить можно было с 15 лет, служба передавалась по наследству. «Уложение» определяло размер предоставляемых за нее поместий и количество ратников, которых должны были приводить с собой помещики. Появилось на Руси и регулярное стрелецкое войско общей численностью 12 тыс. человек.
Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации
В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года
С середины XVI в. до конца XVII в. политическим строем России являлась сословно-представительная монархия. . Сословно-представительная монархия утверждалась после преодоления феодальной раздробленности, создания централизованного государства и формирования общегосударственных сословий. Отличительной чертой такой формы правления являлось наличие центральных и местных представительных учреждений.
. Как правило, в деятельности представительных учреждений принимали участие привилегированные сословия: дворянство, духовенство, городская верхушка, в редких случаях зажиточное крестьянство и никогда не звучал голос феодально-зависимого населения. Как правило, сословно-представительные учреждения имели совещательный характер. В их функции входило рассмотрение важнейших государственных вопросов, одобрение законов, утверждение налогов. В России, сословно-представительная монархия стала переходным этапом к абсолютистской форме правления. До этого верховная власть осуществляла правление совместно с феодальными сословиями.
Имя | Страна | Судить | Президент | Заместитель президента |
---|---|---|---|---|
Франция | 2005- | 2015-2018 гг. | ||
Нигерия | 1991-1994 гг. | |||
Италия | 1979-1995 гг. | |||
Венесуэла | 1991-1995 гг. | |||
Иордания | 2000-2011 гг. | 2006-2009 гг. | ||
Панама | 1959-1964 гг. | 1961-1964 гг. | ||
Чили | 1946-1955 гг. | |||
Ливан | 1965-1976 гг. | 1970-1976 гг. | ||
Уругвай | 1952-1961 гг. | |||
Бразилия | 1946-1951 | |||
Египет | 1946-1965 гг. | 1955-1958 гг. | ||
Франция | 1946-1964 гг. | 1949-1952 гг. | 1946-1949 гг. | |
Соединенные Штаты Америки | 1979-1980 гг. | |||
Алжир | 1982-2001 гг. | 1994-1997 гг. | ||
Филиппины | 1967-1976 гг. | |||
Марокко | 2006- | |||
Индия | 2012- | |||
Соединенные Штаты Америки | 2000-2010 гг. | |||
Перу | 1961-1970 гг. | 1967-1970 гг. | ||
Бразилия | 2009-2022 гг. | |||
Бразилия | 1951-1955 | |||
Испания | 1970-1979 гг. | |||
Австралия | 2021- | |||
Австралия | 2015-2021 | |||
Мексика | 1955-1964 гг. | |||
Соединенные Штаты Америки | 1970-1979 гг. | |||
СССР | 1970-1985 гг. | |||
Соединенные Штаты Америки | 2010- | 2021- | ||
Египет | 1979-1981 гг. | |||
Сирия | 1981-1985 гг. | |||
Египет | 2001-2006 гг. | |||
Нигерия | 1976-1991 гг. | 1982-1985 гг. | 1979-1982 гг. | |
Норвегия | 1985-1994 гг. | |||
Мексика | 1946-1952 гг. | |||
Италия | 1995-1997 гг. | |||
Соединенное Королевство | 1960-1973 гг. | |||
Федеральная Республика Германии | 1994-2003 гг. | |||
Сенегал | 1964-1982 гг. | |||
Италия | 2012-2021 гг. | |||
Российская Федерация | 2015- | 2021- | ||
СССР | 1952-1953 гг. | |||
Соединенное Королевство | 2009-2018 гг. | |||
Франция | 1964-1984 гг. | |||
Эль Сальвадор | 1946-1958 гг. | 1946-1949 гг. | 1949-1955 гг. | |
Франция | 1987-2005 гг. | 2000-2003 гг. | ||
Соединенные Штаты Америки | 1946-1919 гг.61 | 1955-1958 гг. | ||
Венгрия | 1993-2003 гг. | |||
Соединенное Королевство | 1995-2009 гг. | 2006-2009 гг. | ||
Бенин | 1970-1979 гг. | |||
Япония | 2018- | |||
Соединенное Королевство | 1982-1995 гг. | 1991-1994 гг. | ||
Соединенные Штаты Америки | 1961-1970 гг. | |||
Уругвай | 1970-1979 гг. | 1976-1979 гг. | ||
Китай | 1994-2010 гг. | 2003-2006 гг. | 2000-2003 гг. | |
Новая Зеландия | 2006-2015 гг. | |||
Норвегия | 1946-1961 гг. | 1958-1961 гг. | ||
СССР | 1953-1961 | |||
Нидерланды | 1997-2006 гг. | |||
СССР | 1961-1970 гг. | 1967-1970 гг. | ||
Сьерра-Леоне | 1994-2012 гг. | |||
СССР | 1946-1952 гг. | |||
Польша | 1967-1993 гг. | 1973-1976 гг. | ||
Франция | 1982-1987 гг. | 1985-1987 гг. | ||
Соединенное Королевство | 1955-1960 гг. | |||
Сенегал | 1982-1991 гг. | 1987-1991 | ||
Соединенное Королевство | 1946-1955 гг. | 1952-1955 гг. | ||
Китай | 1946-1956 гг. | |||
Италия | 1961-1970 гг. | |||
Аргентина | 1955-1964 гг. | |||
Федеральная Республика Германии | 1976-1985 гг. | |||
Мексика | 1964-1973 гг. | |||
Китай | 1985-1994 гг. | |||
Германия | 2021- | |||
Япония | 1976-2003 гг. | 1991-1994 гг. | ||
Нигерия | 1967-1976 гг. | |||
Япония | 2003-2018 гг. | 2009-2012 гг. | ||
Венесуэла | 1996-2009 гг. | |||
Индия | 1989-1991 гг. | |||
Швеция | 1967-1976 гг. | |||
Мадагаскар | 1991-2009 гг. | 2003-2006 гг. | ||
Индия | 1952-1953 гг. | |||
Канада | 1946-1958 гг. | |||
Бразилия | 1997-2006 гг. | |||
Ямайка | 2015- | |||
Аргентина | 1973-1991 гг. | 1988-1991 гг. | ||
Ливан | 2018- | |||
Соединенные Штаты Америки | 1981-2000 гг. | 1997-2000 гг. | 1994-1997 гг. | |
Уганда | 2012- | |||
Мексика | 2006-2015 гг. | 2012-2015 гг. | ||
Бразилия | 1979-1988 гг. | 1982-1985 гг. | ||
Гайана | 1988-1997 гг. | |||
Федеральная Республика Германии | 2003-2012 гг. | |||
Индия | 1973-1988 гг. | 1985-1988 гг. | 1976-1979 гг. | |
Российская Федерация | 2006-2015 гг. | |||
Австралия | 1958-1967 гг. | 1964-1967 гг. | ||
Греция | 1958-1967 гг. | |||
Япония | 1961-1970 гг. | |||
Российская Федерация | 1985-1995 гг. | |||
Сирия | 1976-1980 гг. | |||
Словакия | 2003- | 2012-2015 гг. | 2009-2012 гг. | |
Российская Федерация | 1995-2006 гг. | |||
Бельгия | 1946-1952 гг. | |||
Соединенное Королевство | 1973-1981 гг. | 1979-1981 гг. | ||
Шри-Ланка | 1991-2000 гг. | 1997-2000 гг. | ||
Китай | 1957-1967 гг. | 1964-1967 гг. | ||
Польша | 1946-1967 гг. | 1961-1964 гг. | ||
Китай | 2010- | 2018-2021 | ||
Сомали | 2009- | 2018-2021 | 2015-2018 гг. | |
Пакистан | 1954-1961 годы; 1964-1973 гг. | 1970-1973 гг. | 1958-1961 гг. | |
Югославия | 1946-1958 гг. |
Всероссийский съезд судей • Президент России
Съезд проходит в Москве 17–19 декабря 2012 г., в нем принимают участие более 700 делегатов, в том числе представители Верховных судов РФ, федеральных судов общей юрисдикции, арбитража и военные суды, и мировые судьи.
* * *
Выступление на Всероссийском съезде судей
Президент России Владимир Путин: Добрый день, друзья, коллеги! и гости Всероссийского съезда судей.
Съезд судей, безусловно, является важным событием в общественной жизни нашей страны. Здесь разрабатываются предложения по совершенствованию работы судов, но Конгресс также является площадкой для обсуждения вопросов эффективной защиты прав, свобод, достоинства и собственности миллионов наших сограждан.
Есть много нерешенных вопросов, и вас часто за это критикуют, иногда справедливо, иногда чрезмерно. Всегда есть проблемы, особенно в такой сложной работе, как ваша. Однако мы должны признать те позитивные изменения, которые произошли в российской судебной системе за последние годы.
Качество судопроизводства растет вместе с доверием людей к системе правосудия и судебной власти. Об этом свидетельствует и рост числа дел, потому что, простите меня за выражение, когда люди не доверяют судам, они обращаются к разного рода крышу. Как только растет доверие к судам, растет и количество дел. Мы еще вернемся к этому вопросу. Считаю доверие к судебной власти первостепенным для страны, для всего российского общества.
Мы практически завершили судебную реформу, сочетающую в себе исторический опыт России и лучшие мировые практики.
Помнится, на прошлом съезде вы говорили, что самые болезненные проблемы — это непрозрачность работы судов, длительность судебных разбирательств и затягивание исполнения судебных решений. Естественно, все это снижало эффективность системы правосудия. За последние четыре года ситуация значительно улучшилась. Федеральный закон 9Принята статья № № 2226 «О компенсации за нарушение права на судебное разбирательство в разумный срок или права на приведение в исполнение судебного решения в разумный срок». В результате значительно улучшилось исполнительное производство, а также общее качество работы судов. Самое главное, укреплены гарантии судебной защиты прав человека.
Вы также подняли вопрос о введении бесплатной юридической помощи для уязвимых социальных групп. Соответствующий закон уже вступил в силу. Кроме того, мы приняли эффективные меры по предотвращению коррупции в судебной системе и совершенствованию механизмов Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Важным новшеством является введение полномасштабного апелляционного пересмотра судебных решений. Уверен, вы помните, сколько аргументов и дебатов вызвал этот вопрос. Но наша судебная система быстро освоила порядок пересмотра решений по гражданским делам. Я не сомневаюсь, что апелляционная комиссия по уголовным делам будет работать так же, как и с 1 января 2013 года. Вот почему важно предотвращать судебные ошибки, бороться с коррупцией и высокомерием. Непрофессионализм, предвзятость и нарушение этических норм не только дискредитируют отдельных судей, но и подрывают доверие общества ко всей судебной системе.
Время показало, что введение апелляции было абсолютно необходимой мерой, которая послужила усилению защиты прав наших граждан. Считаю важным, что институт создавался при конструктивном сотрудничестве судебной власти, всей государственной системы, экспертов, общественности и наших европейских партнеров.
Это тот случай, когда опыт других стран помог нам выстроить более эффективную систему, сформировать действенный инструмент исправления судебных ошибок, предотвратить принятие несправедливых законов, установить новые рамки судопроизводства.
Важнейшим достижением нашей судебной системы является повышение ее открытости. Закон о доступе к информации о деятельности судов гарантирует, что лица и организации могут получить практически всю информацию о судах.
Кстати, ни одна судебная система в мире не может похвастаться такой открытостью. Нам не нужно далеко ходить, чтобы найти примеры. В некоторых странах ЕС даже нет веб-сайтов, посвященных этой цели. В некоторых странах на одном веб-сайте размещаются только те судебные решения, которые имеют особое общественное значение, и все.
Прошу продолжать активно работать со СМИ. Крайне важно, чтобы мы создали компетентное и беспристрастное сообщество судебных журналистов. Кстати, мы можем многое почерпнуть из опыта прошлых лет и прошлых столетий. Например, в 19 веке одним из результатов судебной реформы, осуществленной в рамках великих преобразований, стало появление очень сильного и влиятельного корпуса судебных докладчиков.
Еще несколько вопросов и задач, о которых хотелось бы упомянуть.
Первоочередной задачей является завершение принятия административного судопроизводства, принятие в кратчайшие сроки соответствующего кодекса законов и создание судебных органов, которые будут разрешать споры между физическими лицами и государственными органами или органами местного самоуправления.
Мы все понимаем значение и философию административного судопроизводства. Первоначально он был ориентирован на защиту граждан. В частности, бремя доказывания здесь лежит на государственном органе, а не на физическом лице.
Далее. Я знаю, что чрезмерная нагрузка остается серьезной проблемой для судей. Мы искали решение много лет. Мы приняли необходимые инструменты для досудебного и внесудебного разрешения споров. Но внедряются они слабо и, прямо скажем, неохотно, а ваша нагрузка продолжает расти. Мы должны вместе подумать, что можно сделать, чтобы уменьшить нагрузку на суды, и я уверен, что Конгресс сформулирует свои предложения на этот счет. Неправильно, чтобы у судей была такая огромная нагрузка. Это способствует более низкому качеству судебных решений. Что еще можно было ожидать, когда за горой дел не видно судьи, когда судья постоянно работает в напряжении. Конечно, это увеличивает вероятность судебной ошибки и нарушения гражданских прав.
Еще одним важным вопросом является Кодекс судейской этики, в котором должны подробно излагаться стандарты поведения судей и предлагаться различные ответы для различных ситуаций, в том числе при наличии конфликта интересов. Принятие Кодекса стоит на повестке дня Конгресса. Я вижу положительный признак того, что сами судьи работали над этим проектом вместе с гражданским обществом и стремились определить более строгие этические и профессиональные правила.
Теперь несколько слов об оплате труда судей, которая, безусловно, должна отражать их благородную миссию и огромную ответственность. Цивилизованное правовое государство не должно скупиться на судебную систему, в том числе и на зарплату. В целом уровень оплаты труда в целом по стране достаточно высокий, особенно если сравнивать с тем, что мы делаем, скажем, в сфере обороны. Это вполне сопоставимо.
Ваш профессиональный и моральный долг — быть объективным и беспристрастным, досконально знать законодательство и правоприменительную практику, за сухими правовыми нормами всегда стоит реальный человек.
В ближайшие дни Совет Федерации рассмотрит и, надеюсь, примет закон, устанавливающий новую систему оплаты труда с 1 января 2013 года. Этот законопроект также подробно обсуждался с судейским сообществом и руководством Верховных судов. . Вознаграждение будет зависеть от профессионального уровня судей, условий работы, нагрузки и ученых степеней.
Количество квалификационных классов судей увеличится с шести до десяти. Это сделает платежную систему более гибкой, дифференцированной и справедливой. Это побудит высококвалифицированных юристов стать судьями и укрепит независимость судебных органов. Самое главное, и я указал на это законодателям, эти новые решения не приведут ни к ущемлению чьих-либо прав, ни к снижению нынешних судейских окладов. Мы увидим улучшения по всем направлениям, и никто не должен быть в невыгодном положении.
В заключение я хочу подчеркнуть, что судебная система является решающим институтом, от которого зависят миллионы жизней. Вот почему важно предотвращать судебные ошибки, бороться с коррупцией и высокомерием. Непрофессионализм, предвзятость и нарушение этических норм — это не просто личные неудачи, дискредитирующие отдельных судей: они подрывают доверие общества ко всей судебной системе, правительству и государству.
Коллеги,
Все мы знаем, какое постоянное давление вы испытываете в своей профессиональной жизни, атмосфера конфликтов, проблем, а порой и трагедий и горя.