Церковный раскол 17 века и его последствия кратко: Церковный раскол: причины и последствия

Тема 8. Церковный раскол 17 века

План:

Введение

  1. Причины и сущность Раскола

  2. Реформы Никона и старообрядчество

  3. Последствия и значение церковного раскола

Заключение

Список литературы

Введение

История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России — Смутное время — естественно также не могло не сказаться и на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви.

Хорошо известно, что раскол русской церкви в середине XVII в., разделивший великорусское население на две антагонистические группы, старообрядцев и новообрядцев, — может быть, одно из самых трагических событий в русской истории, и, несомненно, самое трагическое событие в истории русской церкви — был вызван не собственно догматическими, но семиотическими и филологическими разногласиями.

Можно сказать, что в основе раскола лежит культурный конфликт, но необходимо при этом оговориться, что культурные — в частности, семиотические и филологические — разногласия воспринимались, в сущности, как разногласия богословские. 

Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии традиционно придается большое значение.

В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Поэтому обращение к таким периодам как период церковного раскола представляется особенно важным и актуальным.

  1. Причины и сущность Раскола

В середине XVII века начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской.

Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти»’. Инициативу в отказ от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей.

Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов. Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола. Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа.

В 1653-1656 гг., во время царствования Алексея Михайловича и патриаршества Никона, была проведена церковная реформа, направленная на унифицирование религиозных обрядов, исправление книг по греческим образцам. Ставились также задачи централизации церковного управления, увеличения сбора налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской в связи с воссоединением Левобережной Украины (и Киевом) с Россией в 1654 г.

До этого воссоединения украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольскому греческому патриарху, уже прошла аналогичную реформу. Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Церковная реформа по сути дела, имела весьма ограниченный характер. Однако эти незначительные перемены произвели потрясение в общественном сознании, были крайне враждебно восприняты значительной частью крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и среднего духовенства, а также некоторыми аристократами.

Все эти события и стали причинами церковного раскола. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев, которые первоначально называли себя старолюбцами; сторонники реформы называли их раскольниками. Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а раскольниками. Встретив сопротивление, правительство приступило к репрессиям против «старолюбцев».

Священный собор 1666-1667 гг., одобрив результаты церковной реформы, сместил Никона с поста патриарха, а раскольников предал проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. В 1674 г. старообрядцы приняли решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин. Раскол не преодолен и по сей день. Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.  На первый взгляд может показаться, что причины раскола лежат только в основе никоновской реформы, однако это не так. Так, только выйдя из смутного времени, перед началом истории раскола Россия всё ещё переживала бунтарские настроения, что и явилось одной из причин раскола.

Были и другие повлекшие протесты причины церковного раскола Никона: Римская Империя перестала быть единой, и сложившаяся политическая ситуация также повлияла на возникновение православного раскола в будущем.  У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы: 1. Причины церковного раскола возникли, в частности, из-за запрета старообрядческих книг и введения новых. Так, в последних вместо слова «Исус» начали писать «Иисус». Конечно, эти нововведения не стали главным подспорьем для возникновения церковного раскола Никона, однако вкупе с другими факторами стали провокаторами церковного раскола 17 века.   2. Причиной раскола явилась и замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные.  3. У истории раскола было и другое подспорье: так, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении. Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола. Таким образом, предпосылкой к возникновению церковного раскола Никона была не только реформа, но и волнения, и политическая ситуация.
История раскола имела серьёзные последствия для людей.

его социально-политическая сущность и последствия.

В 1652 г. патриарх Никон начал реформу обрядов церкви, приводя их в соответствие с греческими канонами. Сторонники старых обрядов (раскольники, или старообрядцы, виднейший из них — протопоп Аввакум) не признали реформу, уходили от репрессий в дальние районы. Борьба против преобразований Никона приобретала местами социальную окраску. В 1668 г. началось восстание в Соловецком монастыре, не принявшем порядки Никона. При поддержке местных жителей повстанцы держались до 1676 г. Сам Никон, ставивший себя выше царя, поссорился с ним и в 1658 г. покинул Москву, а в 1666 г. Церковный собор лишил его сана патриарха.

Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.

Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия», состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву («Третий Рим») центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу. Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с «ревнителями древнего благочестия» выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Содержание церковной реформы Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа — «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

В XVII веке Россия завязала весьма тесные торговые и дипломатические отношения со странами Западной Европы, стала перенимать европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это перенимание не затрагивало основ русской культуры; Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западно-европейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины XV века происходил интенсивный культурный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами.

У восточных и южных славян существовали единая письменность, единый церковно-славянский литературный язык, которым, кстати, пользовались также молдаване и валахи. Западно-европейское влияние проникало на Русь через своеобразный «фильтр» византийской культуры. В середине XV века в результате османской агрессии Византия пала и южные славяне потеряли государственную независимость. Условия культурного обмена России с внешним миром существенно изменились, теперь этот обмен шел через Литву и Польшу.Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении XVII века — все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Романова не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта. При этом русская духовная культура оберегалась от западно-христианских влияний. Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев.
Поиск политических и экономических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, в дипломатии, в строительстве первых мануфактур.В XVII веке положение Московской Руси было во многих отношениях лучше, чем европейских государств. XVII век для Европы — это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 18 миллионов до 4 миллионов).Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Это были купцы, предприниматели, наемные солдаты и офицеры, которым московское правительство платило хорошие деньги. Часть эмигрантов не хотела рвать с прежними привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала «уголком Западной Европы в самом сердце Московии». Многие иноземные новинки — театральные представления, балы, наряды, кулинарные блюда — вызывали интерес у русской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения — Нарышкин, Артамон Матвеев — становились сторонниками распространения европейских обычаев, устраивали свои дома на «заморский манер», носили западное платье, брили бороды и т. п. При этом Нарышкин, Матвеев, так же как видные деятели 80-х годов XVII века Василий Голицын, Головин, были людьми патриотически настроенными. Им было чуждо слепое поклонение всему западному, присущее таким ярым западникам, как князь Хворостинин, который говорил, что «в Москве народ глуп». Такие государственные деятели, как начальник Посольского приказа Афанасий Ордин-Нащокин и ближайший советник царя Алексей Ртищев, полагали, что на западный манер надо было переделывать многое, но далеко не все. Ордин-Нащокин говорил: «Доброму не стыдно навыкать со стороны у чужих… Иноземное платье… не по нас, а наше не по них». О необходимости соблюдения меры в перенимании европейских порядков писал и живший в России хорват Крижанич.

Что такое Великий раскол 1054 года?

Говоря о расколах и разделениях в церковной истории, вы действительно должны указать, какие именно. Была протестантская Реформация в 16 веке, папский раскол в 14 веке и раскол между Востоком и Западом в 11 веке, также известный как Великий раскол 1054 года. Раскол 1054 года был поистине великим, потому что он разделил христианское церковь, которая в то время простиралась от верхних уголков Ирландии до Египта. Некогда единая церковь была разделена на:

  • Восточная православная церковь Византийской империи на востоке и
  • Римско-католическая церковь Священной Римской империи на западе.

Великий раскол 1054 года был единичным событием во времени, но он также назревал давно, обнаружив годы напряженности между христианами на западе и христианами на востоке. Вера в Господа Иисуса Христа должна была глубоко объединить верующих любой нации, народа или языка (Откровение 7:9-10). Так как же церковь Иисуса могла разорвать узы, как это произошло во время Великого раскола 1054 года?

Сегодня, почти 1000 лет спустя, у историков достаточно задним числом, чтобы оглянуться назад и заметить некоторые из ранних сигналов и долговременных последствий того, что произошло, не запутавшись, находясь прямо посреди такой бури с сильным скрытым эмоциональным течением. Что произошло до 1054 года, и чему может научиться церковь, чтобы избежать еще одного подобного раскола?

Что такое Великий раскол 1054 года?

К 330 году Римская империя уже разделилась на две части: Византийскую империю и Западную Римскую империю. На западе в основном говорили на латыни, а на востоке — на греческом. Но церковь по-прежнему была по большей части единой. То, что начиналось как географические, политические и языковые различия между восточной и западной церковью, на протяжении многих лет также включало богословские и эсхатологические различия, кульминацией которых стало то, что каждая сторона называла других еретиками, которым нельзя было доверять или терпеть.

В 1054 году Лев IX, епископ Рима на западе, отлучил от церкви Михаила Керулария, епископа Константинополя на востоке. Взамен Михаил Керуларий также издал отлучение. Великий раскол 1054 года стал результатом борьбы за власть между этими епископами и различий в том, как они побуждали христиан исповедовать церковь и смотреть на Бога. После того, как они разорвали связи, церковь стала Восточной православной церковью и Римско-католической церковью.

Выяснение причин и результатов Великого раскола 1054 года похоже на попытку разобраться в сегодняшней церковной борьбе. Вам придется вернуться на десятилетия назад для контекста и иметь под рукой крупицу соли, исследуя различные точки зрения на то, что и почему произошло.

Три причины Великого раскола 1054 года

1. Борьба за власть между епископами.

Римская империя была огромной. На пике своего развития в начале второго века он занимал площадь более 5 миллионов квадратных миль. Чтобы разжечь ваше воображение, все Соединенные Штаты составляют 3,8 миллиона квадратных миль. Императоры в Риме изо всех сил пытались сохранить власть над такой большой территорией, поэтому в 330 году император Константин разделил империю на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, или Византийскую империю. Он также сделал Константинополь новой столицей.

После вторжения варварских племен с запада и падения Рима в 395 г. епископ Рима пользовался все большей властью. Но с 537 по 752 год епископы, даже епископ Рима, не были официальными без одобрения византийского императора. Это ограничение власти было снято в 8 веке, когда Византийская империя начала бороться сама с собой, особенно когда новая религия, ислам, распространилась в этом районе. В то время Западная Римская империя снова набирала силу. Епископ Рима короновал Карла Великого как нового императора. С тех пор епископ Рима дал окончательную печать одобрения римским императорам, а не наоборот.

Епископ Рима неуклонно набирал силу и стремился распространить ее на четырех других главных епископов Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. К тому времени, когда Лев IX был епископом Рима, Михаил Керуларий, епископ Константинополя, сопротивлялся досягаемости Льва. В Византийской империи восточная церковь имела более локализованную структуру власти, опираясь на священника конгрегации и местного епископа. Церковная власть и власть в Западной Римской империи была более централизованной, опираясь на епископа Рима.

Помимо силовых структур, в настоящих церквях западный способ ведения церкви отличался от восточного способа ведения церкви.

2. Разногласия и разобщенность в церкви.

География и культура : Когда церковь утратила политическое единство после того, как император Константин в 330 году разделил империю на Западную и Восточную Римскую империю, и Рим пал перед варварскими племенами, западной церкви пришлось обратиться к епископу Рима за стабильностью. и безопасность. Христиане на западе и востоке тогда были политически разделены, у них были разные лидеры и языки. На востоке говорили по-гречески, а на западе — по-латыни. Все меньше и меньше людей говорили и на латыни, и на греческом, поэтому они не разговаривали друг с другом и не учились друг у друга.

Богословие и эсхатология : Вопрос почитания икон долгое время был больной темой в церкви. Лидеры Востока прошли через несколько периодов запрета икон и замены их крестами, а затем снова разрешили их в церквях. На западе церковь всегда была за них.

Восточная и западная церкви различались по нескольким другим пунктам в том, как они практиковали церковь и относились к Богу.

  • На востоке священники могли жениться, но на западе священники должны были соблюдать безбрачие.
  • Хлеб для причастия на востоке должен быть только заквашенным с добавлением дрожжей. На западе же священники могли причащаться опресноками.
  • Прихожане на востоке иногда макали свой заквашенный хлеб в вино для причастия, чего никогда не делали прихожане на западе.

Этих практических различий было достаточно, чтобы вызвать скепсис у обеих групп. Но переломным моментом для церкви на востоке стало то, что епископ Рима отредактировал Никейский символ веры без сотрудничества с восточными епископами. Неуважение к другим епископам было не единственной проблемой. Правка, внесенная епископом Львом IX, указывала на существенное богословское различие.

  • Никейский символ веры до: «Верую в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего».
  • После редакции Льва (как и сегодня): «Верую в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца и Сына ».

Восточные епископы видели в этом умаление Бога Отца, от которого, по их словам, произошли Бог Сын и Бог Дух Святой. Принимая во внимание, что епископ Рима отредактировал заявление о вере, сказав, что Дух исходит как от Отца, так и от Сына. Эти различия в том, как две группы смотрели на Бога и практиковали церковь, привели к глубокому разобщению.

3. Юрисдикция епископов.

На фоне этих различий епископ Лев IX и епископ Михаил Керуларий следили за своими территориями, особенно в середине своих карт, где церковные обычаи и идеи, скорее всего, смешивались.

Восточным церквям в Италии, говорящим на греческом языке, было приказано вести дела по западному, латинскому пути. А некоторые церкви в Константинополе предпочли церковную практику по западному пути, чего не одобрял епископ Константинопольский Михаил Керуларий. Этим церквям было приказано адаптироваться или закрыться. Епископ Лев IX направил письма в их защиту. Епископ Михаил Керуларий отправил письма в ответ Льву, который затем отправил делегацию людей с другим письмом, которое было проигнорировано восточным епископом, когда он обиделся, увидев, что письмо было открыто и распространено.

Напряжение росло взад и вперед. Затем, наконец, делегация епископа Рима ворвалась на богослужение в храм Святой Софии в Константинополе и положила свое последнее письмо на алтарь. Это письмо отлучило от церкви епископа Михаила Керулария. Он ответил своим указом об отлучении от церкви.

Четыре результата Великого раскола 1054 года

1. Разорванная церковь.

После того, как лидеры церкви на западе и востоке отлучили друг друга от церкви в 1054 году, они разделились на две отдельные церкви: Римско-католическую церковь и Восточную православную церковь. На крики о воссоединении никто не отвечал до 19 лет.62 во время Второго Ватиканского Собора, когда Папа, также известный как епископ Рима, признал таинства Восточной Православной Церкви. А затем в 1965 году Папа Павел VI и Константинопольский Патриарх отменили отлучение после 911 лет разорванных отношений.

2. Уполномоченное папство.

Епископ Рима уже обладал властью на западе, но после Великого раскола 1054 года он был единственным законным епископом в глазах западных христиан. Папа постоянно рос во власти до следующего раскола в 14 веке — западного раскола, также известного как папский раскол. Восточные епископы в Константинополе, Антиохии и Александрии боролись с богословскими спорами и подъемом ислама, что ослабило их власть

3. Ослабленная Византийская империя.

Великий раскол 1054 года был драматичным и последовательным, но большая часть столкновений велась между высшим начальством — епископами и их делегациями. В тот день, когда церковь раскололась в 1054 году, многие обычные христиане могли этого не заметить. Это может быть похоже на то, как если бы церковные лидеры в наши дни столкнулись с непримиримым теологическим разногласием на съезде или конференции. Борьба будет значительной, но может пройти некоторое время, прежде чем она просочится в жизни большинства прихожан.

Однако существовало достаточно различий и точек разъединения, чтобы две стороны могли видеть друг друга как «других». Западные христиане, возможно, подняли свой нос на тех странных христиан на востоке, которые окунают свой хлеб для причастия и имеют священников, которые женаты. У восточных христиан могла быть своя критика.

Но в 1204 году «другой» стал «врагом». Во время четвертого крестового похода воины-христиане с запада направлялись, чтобы отвоевать Иерусалим у мусульман. По пути они жестоко захватили Константинополь из-под власти православных христиан. Согласно Британнике, «тысячи православных христиан были убиты, церкви и иконы осквернены, между Востоком и Западом возникла вечная вражда». Конечно, новость об этом нападении распространилась быстрее и ударила сильнее, чем новость об отлучении епископа.

После этого опустошения Византийская империя отвоевала Константинополь в 1261 году, но они уже не были так сильны, как когда-то. Менее чем через 200 лет (1451 г.) Константинополь попал под власть мусульман через Османскую империю. Христианская церковь когда-то процветала в Турции, стране, где находился Константинополь. Апостол Павел был оттуда. Церковь Эфеса, среди других церквей, упомянутых в Библии, была там. Но сейчас осталось около 171 000 христиан, и их свет верно горит в тени ислама.

4. Уменьшенный свидетель мира.  

Иногда церковные расколы случаются из-за разногласий, имеющих решающее значение для Евангелия. Как и в случае с Реформацией, когда протестантская церковь возникла в результате отделения от Римско-католической церкви, было хорошо, что Мартин Лютер противостоял коррумпированным церковным лидерам, чтобы они столкнулись с их неправильными, вредными доктринами, такими как продажа ваучеров богатым, которые тщетно пытались расплачиваться за свои грехи. Но когда христиане спорят о том, макать или не макать хлеб причастия, полезно помнить, что единство в разнообразии всегда было Божьим сердцем для Своего народа. На протяжении всего Слова Божьего он подчеркивает важность единства.

  • «Как хорошо и приятно, когда народ Божий живет вместе в единстве!» (Псалом 133:1 NIV)
  • «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга». (Иоанна 13:35 CSB)
  • «Я молюсь, чтобы все они были едино, как Ты и Я одно — как Ты во мне, Отец, и Я в тебе. И да будут они в нас, чтобы мир поверил, что ты послал меня». (Иоанна 17:21 NLT)

Единство церкви, сосредоточенное на Иисусе Христе и усиленное Святым Духом, так важно для Бога, потому что это мощное свидетельство потерянного мира. Он показывает миру, насколько истинен, могущественен и прекрасен Бог — иначе как группа людей из всех наций, племен и языков могла бы объединиться для чего-либо?

Несмотря на то, что до и после Великого раскола 1054 года среди Божьего народа существовали разногласия, будущее Божьей церкви так же определено, как и Его Слово. Когда Господь вернется, чтобы привести Свою невесту домой, Откровение 7:9-10 обещает, что «великое множество людей из всех племен, колен, народов и языков» будут поклоняться Ему вместе.

Такое единство осуществится на небесах, но оно также возможно и прямо сейчас, потому что «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет мужчины и женщины, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Галатам 3:28 ЕСВ). Как и все кажущиеся невыполнимыми указания Иисуса о святой жизни, это возможно не силой христиан, а Божьей благодатью. «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». (2 Коринфянам 12:9).

Фото: ©Getty Images

Эмили Холл редактирует, чтобы зарабатывать на жизнь, и пишет, чтобы получать от этого удовольствие. Она пишет новый ежемесячный информационный бюллетень Hindsight History, в котором рассказывается о создании ее предстоящего романа, историко-биографического художественного романа о Лотти Мун, баптистской миссионерке в Китае. Подпишитесь на Историю ретроспективы здесь. Когда она не печатает, ей нравится совершать длительные прогулки со своим ребенком, а затем вознаграждать себя хорошим шариком теста для печенья!

Западный раскол | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Объяснить события, которые привели к западному расколу, а также его окончательное разрешение

Ключевые моменты

  • С 1309 по 1377 год резиденция папства находилась в Авиньоне, Франция, а не в Риме.
  • 90 005 Григорий XI вернулся в Рим в 1377 году, тем самым положив конец Авиньонскому папству, после чего римляне устроили беспорядки, чтобы добиться избрания римлянина папой.
  • Урбан VI, урожденный Бартоломео Приньяно, архиепископ Бари, избран в 1378 г.
  • В качестве папы Урбан VI оказался подозрительным, реформистским и склонным к резким вспышкам гнева, и поэтому многие кардиналы, избравшие его, вскоре пожалели о своем решении и переехали в Ананьи, где в сентябре они избрали Роберта Женевского в качестве конкурирующего папы. 20 того же года.
  • Вторые выборы вызвали смятение в церкви, которое быстро переросло из церковной проблемы в дипломатический кризис, разделивший Европу.
  • Конфликт был окончательно разрешен собором, созванным третьим пизанским папой, Иоанном XXIII, в 1414 г., в результате которого некоторые претенденты на папский престол были отлучены от церкви.

Термины

Авиньонское папство

Период с 1309 по 1377 год, в течение которого семь последовательных пап проживали в Авиньоне, Франция, а не в Риме.

Антипапа

Человек, который, в отличие от того, кого обычно считают законно избранным папой, делает широко признанные конкурирующие претензии на то, чтобы быть папой.

Западный раскол, или Папский раскол, был расколом внутри Римско-католической церкви, который длился с 1378 по 1417 год. В это время три человека одновременно объявили себя истинным папой. Движимый политическими, а не теологическими разногласиями, раскол был прекращен Констанцским собором (1414–1418). Какое-то время эти соперничающие претензии на папский престол наносили ущерб репутации офиса.

Раскол в Западной Римской церкви произошел в результате возвращения папства в Рим при Григории XI 17 января 1377 года, что положило конец Авиньонскому папству, заработавшему репутацию коррумпированного, отдалившего большую часть западного христианского мира. Эта репутация может быть связана с восприятием преобладающего французского влияния и усилиями папской курии по расширению своих полномочий покровительства и увеличению своих доходов.

После смерти папы Григория XI в 1378 году римляне устроили беспорядки, чтобы обеспечить избрание римлянина папой. 8 апреля 1378 года кардиналы избрали неаполитанца, когда не представилось ни одного жизнеспособного кандидата от римлян. Урбан VI, урожденный Бартоломео Приньяно, был избран архиепископом Бари. Урбан был уважаемым администратором в папской канцелярии в Авиньоне, но как папа оказался подозрительным, реформистским и склонным к вспышкам гнева. Многие кардиналы, избравшие его, вскоре пожалели о своем решении; большинство переехало из Рима в Ананьи, где, хотя Урбан все еще правил, они избрали Роберта Женевского в качестве конкурирующего папы 20 сентября 1378 года. Роберт взял имя Климент VII и восстановил папский двор в Авиньоне. Эти вторые выборы повергли церковь в смятение. Антипапы — соперничающие претенденты на папство — были и раньше, но большинство из них были назначены различными соперничающими группировками; в данном случае одна группа церковных лидеров создала и папу, и антипапу.

Конфликт быстро перерос из церковной проблемы в дипломатический кризис, разделивший Европу. Светские лидеры должны были выбрать, какого претендента они признают. Франция, Арагон, Кастилия и Леон, Кипр, Бургундия, Савойя, Неаполь, Шотландия и восстание Оуайна Глиндура в Уэльсе признали авиньонского претендента. Дания, Англия, Фландрия, Священная Римская империя, Венгрия, Ирландия, Норвегия, Португалия, Польша, Швеция, Венецианская республика и другие города-государства северной Италии признали римского претендента. На Пиренейском полуострове были Фердинандские войны и кризис 1383–1385 годов в Португалии, во время которых династические противники поддерживали конкурирующих претендентов на папскую должность.

Поддерживаемый таким национальным и фракционным соперничеством в католическом христианстве, раскол продолжился после смерти обоих первоначальных претендентов; Бонифаций IX, коронованный в Риме в 1389 году, и Бенедикт XIII, правивший в Авиньоне с 1394 года, поддерживали свои соперничающие дворы. Когда Бонифаций умер в 1404 году, восемь кардиналов римского конклава предложили воздержаться от избрания нового папы, если Бенедикт уйдет в отставку, но когда его легаты отказались от его имени, римская партия приступила к избранию Иннокентия VII. В напряженной партийности, характерной для средневековья, раскол породил фанатичную ненависть между фракциями.

Были предприняты попытки положить конец расколу силой или дипломатией. Французская корона даже пыталась заставить Бенедикта XIII, которого она номинально поддерживала, уйти в отставку. Ни одно из этих средств не помогло. Предложение о созыве церковного собора для разрешения раскола было впервые сделано в 1378 году, но изначально не было принято, потому что канонический закон требовал, чтобы папа созвал собор. В конце концов богословы, такие как Пьер д’Айи и Жан Жерсон, а также канонические юристы, такие как Франческо Забарелла, приняли аргументы, согласно которым справедливость позволяет Церкви действовать для собственного благополучия вопреки букве закона.

В конце концов кардиналы обеих фракций достигли соглашения о том, что Бенедикт и Папа Григорий XII встретятся в Савоне. Они передумали в последний момент, и обе коллегии кардиналов отказались от своих пап. Церковный собор был проведен в Пизе в 1409 году под эгидой кардиналов, чтобы попытаться разрешить спор. На пятнадцатой сессии 5 июня 1409 года Пизанский собор низложил двух понтификов как раскольников, еретиков, лжесвидетелей и скандалистов. Но затем это усугубило проблему, избрав другого действующего президента, Александра V. Он правил недолго с 26 июня 1409 г., вплоть до своей смерти в 1410 году, когда ему наследовал Иоанн XXIII, завоевавший некоторую, но не всеобщую поддержку.

Наконец, пизанский папа Иоанн XXIII в 1414 году созвал собор в Констанце для решения этого вопроса. Это было одобрено Григорием XII, преемником Иннокентия VII в Риме, что обеспечило легитимность любых выборов. Совет по совету богослова Жана Жерсона добился отставки Иоанна XXIII и Григория XII в 1415 году, отлучив от церкви претендента, отказавшегося уйти в отставку, Бенедикта XIII.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *