Гуситские войны причины ход результаты последствия: причины, ход, результаты и последствия

Содержание

причины, ход, результаты и последствия

Гуситские войны были спровоцированы сторонниками Яна Гуса, которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев.

Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву.

Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии.

Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

(7 оценок, среднее: 4,29 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Загрузка…

их причины, ход и последствия

Причины гуситских войн. Зарождение гуситского движения.
  • Ход гуситских войн. Первый крестовый поход против гуситов.

  • Военная тактика гуситов

  • Раскол в стане гуситов: чашники и табориты

  • Последующие крестовые походы против гуситов

  • Разгром гуситов

  • Последствия и итоги гуситских войн

  • Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Чем питались гуситы в Богемии, видео
  • «Чехи могут быть побеждены только чехами». Сигизмунд І Люксембург, король Венгрии и Хорватии.

    В наше время чехи вряд ли ассоциируются с яростными воинами, даже во время подавления «Пражской весны» в 1968 году, при массовой интервенции Советского Союза чехи выбрали политику ненасилия, не оказав активного сопротивления советским захватчикам. Но совсем другими были их далекие предки гуситы, чья боевая слава навеки вписана в мировую историю. На протяжении 15 лет гуситы (состоящие преимущественно из крестьянского и городского ополчения) с блестящим успехом громили лучшие рыцарские армии Европы, отправленные на их усмирение. Они отразили пять (!) крестовых походов против себя, и только внутренние неурядицы среди гуситов положили конец гуситскому движению. О том какая была история гуситских войн, их причины, последствия и итоги, обо всем этом читайте далее.

    Причины гуситских войн. Зарождение гуситского движения.

    Само название «гуситы» происходит от имени выдающегося чешского проповедника и мыслителя Яна Гуса. Биография этого человека очень интересна. По сути, труды Яна Гуса стали предтечей Реформации, положившей конец гегемонии католической церкви в Западной Европе. Будучи настоятелем Вифлеемской часовни в старой части Праги, а также профессором знаменитого Пражского университета, Ян Гус сделал перевод Библии на чешский язык. Он же первым из священников стал читать проповеди на чешском языке (до этого они читались исключительно на латыни), а в самих проповедях затрагивал насущные проблемы обычных людей, своих современников. Не удивительно, что проповеди Яна Гуса имели огромный успех, а сам проповедник пользовался большим уважением и почетом в чешском обществе.

    Но что еще более примечательно, Ян Гус стал критиковать саму католическую церковь, которая к тому времени погрязла в коррупции и мздоимстве: церковные должности продавались и покупались, высшее духовенство: епископы и архиепископы купались в роскоши, а за любой, даже самый тяжелый грех можно было получить искупление, купив индульгенцию. Именно порочная практика торговли индульгенциями наиболее сильно критиковалась Яном Гусом.

    Разумеется, кипучая деятельность чешского проповедника не осталась незамеченной высшими иерархами католической церкви. И вот в 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц объявляет Яна Гуса еретиком (а это очень серьезное обвинение по меркам средневековья). Но Яна Гуса на первых порах поддерживает король Чехии Вацлав IV, но вот уже и сам папа грозится наложить на Гуса интердикт (отлучение от церкви), а с ним и на всю Прагу, поэтому проповедник вынужден бежать в Южную Чехию, где папские решения и так не в почете у местной шляхты.

    Точку между противостоянием Гуса и Католической церкви поставил собор в Констанце (1414 год), куда Гуса вызвали защитить свои взгляды. При этом Сигизмунд І Люксембург, король Венгрии и Хорватии, ставший к тому времени и германским королем гарантировал проповеднику безопасность и даже выдал специальную охранную грамоту. Но вскоре после прибытия на Константский собор Ян Гус был арестован по обвинению в ереси. Что же касается охранной грамоты, то король заявил, что она касалась только безопасного проезда Гуса.

    Его вероломный арест вызвал большое возмущение в чешском обществе, но еще большее возмущение, даже кипение и бурление вызвало то, что после полугода заточения, Ян Гус был осужден как еретик и приговорен к смертной казни посредством сожжения, которая и была приведена в исполнение 6 Июля 1415 года.

    Сожжение Яна Гуса.

    Сразу после этого в Праге состоялся многолюдный сейм, на котором был составлен протест против сожжения Гуса, подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии. В ответ на это Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших этот протест, а вдобавок осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иеронима Пражского. Это было последней каплей, после которой по всему королевству Богемия (как в средние века называли Чехию) начались массовые беспорядки. Возмущенные чехи стали нападать на католические монастыри, изгонять верных папе священников из церквей. А на горе Табор (по-чешски Фавор), в 100 километрах от Праги появился вооруженный лагерь сторонников Яна Гуса, впоследствии давший название самому радикальному крылу гуситов – табориты.

    Тем временем король Чехии Вацлав IV потребовал вернуть приходы изгнанным священникам, но как понимаете, его авторитет после сожжения Яна Гуса был ниже плинтуса (из-за того, что не смог его отстоять) и все это вылилось в массовое восстание уже в самой Праге. В ходе бунта слабовольный король умер от сердечного приступа, а бунтовщики захватили городскую ратушу и весь город. Вскоре восставшую Прагу поддержали Плезень, Табор и другие чешские города, вся Чехия была охвачена восстанием. Так начались гуситские войны.

    Если подвести итоги, то главной причиной начала гуситским войн был общий кризис католической церкви, всеобщее недовольство тогдашними церковными порядками привело к тому, что проповеди Яна Гуса получили огромный успех среди чехов. Католическая церковь же вместо того, чтобы попытаться решить свои внутренние проблемы, пошла по пути эскалации конфликта, казнив «неудобного» проповедника, говорившего о «неудобных вещах», что вызвало массовое возмущение чехов, считающих Яна Гуса своим национальным героем.

    Ход гуситских войн. Первый крестовый поход против гуситов.

    Для подавления восстания король Сигизмунд, ставший к тому времени императором организовал первый крестовый поход против гуситов, обвяленных опасными еретиками. Себя же Сигизмунд видел защитником католической веры. Для похода было собрано войско из отборных немецких и венгерских рыцарей, а также пехоты, куда вошло ополчение силезских городов и итальянские наемники. С южной стороны в Чехию должны были вторгнуться союзные войска австрийского герцога. Казалось, что дело гуситов обречено, но все обернулось иначе.

    Перейдя границу Богемии, войска Сигизмунда вскоре оказались под Прагой. На помощь осажденной столице из Табора вышла большая армия гуситов под предводительством талантливого военачальника Яна Жижки. Сигизмунд попытался атаковать подходящие силы гуситов еще на марше, но внезапно его рыцари потерпели сокрушительное поражение, гуситы отбили все их атаки, а помогла им в этом новая, инновационная для того времени военная тактика – вагенбург, укрепленный военный лагерь, а также первое в истории массовое применение огнестрельного оружия. Но о военной тактике гуситов мы напишем чуть позже.

    Пользуясь, тем, что большая часть гуситов покинула Табор, немецкие рыцари осадили эту главную гуситскую твердыню. Но отряд посланный Жижкой из Праги внезапно атаковал осаждающих с тыла. Гарнизон Табора, сделавший стремительную вылазку, довершил разгром рыцарей.

    Затем на Витковской горе под Прагой 14 июля 1420 года состоялось решающее сражение гуситов и крестоносцев. Войска Сигизмунда попытались овладеть горой занятой гуситами, но не смогли преодолеть укрепленный ров, вырытый на склоне горы, а гуситская контратака отбросила их к подножью горы. Разгром довершило пражское ополчение, ударившее во фланг крестоносному войску. Потерпев столь позорное поражение, Сигизмунд был вынужден снять осаду с Праги. Первый крестовый поход был полностью провален, Чехия осталась в руках гуситов.

    Военная тактика гуситов

    Военная тактика гуситов была не просто инновационной по меркам их времени, более того она совершила настоящий переворот в военном деле средневековья. Некоторые историки даже считают, что именно гуситские войны стали тем условным рубежом, разделившим средневековье и «новое время». А для современников тех событий, то что произошло в Чехии 1420-х годов было просто невероятным – армия, состоящая из городского и крестьянского ополчения наголову разбила профессиональных рыцарей.

    А самим рыцарям наверняка было очень и очень обидно, еще бы, когда ты, будучи рыцарем, всю жизнь совершенствовался в ратном деле, когда на тебе дорогущий доспех стоящий баснословное состояние, и тут тебя побеждает простолюдин, еще вчера пасший коров, или ремесленник, недавно мастерящий сапоги. Что же придумали такое гуситы, в чем секрет их феноменального военного успеха.

    Во-первых, они первыми стали массово употреблять огнестрельное оружие. Хотя на то время оно было еще очень не совершенным, тем не менее, прицельный и умелый выстрел из мушкета пробивал броню рыцаря насквозь, какой бы прочной она не была.

    Во-вторых, гуситы придумали вагенбург, ставший важной составной частью их побед. Вагенбург – это укрепленный лагерь, образованный из сцепленных друг с другом повозок. На этих же повозках гуситы перевозили легкую артиллерию, которую успешно применяли в боях.

    Вот так выглядел вагенбург гуситов.

    Или вот еще картинка, как видите это такой «средневековый бронепоезд», обладающий еще и к тому же отличной мобильностью, в случае чего повозки всегда можно было удобно переместить на другое место. За повозками укрывались стрелки с мушкетами и пушкари с пушками, обстреливающие вражеское войско еще на подходе. Для еще большего укрепления перед вагенбургом вырывался ров, а когда неприятельское войско подходило вплотную к нему, защитники вооружались древковым оружием: алебардами, пиками, которыми умело стаскивали рыцарей с коней. А уже оказавшись на земле, тяжеловооруженный рыцарь ставал легкой добычей.

    Как до этого воевали средневековые рыцари? Их тактика была проста и бесхитростна – атакой тяжелой конницы пробить строй неприятеля, окружить его и покрошить в капусту. В случае же с гуситским вагенбургом эта тактика обернулась полным провалом, первая же атака тяжелой рыцарской конницы на укрепленный гуситский лагерь обернулась тем, что это гуситы накрошили рыцарей в капусту. Даже в чистом поле, где рыцари чувствовали себя в своей стихии, и казалось ничто не может их остановить, даже там они ничего не могли поделать против хорошо укрепленного гуситского вагенбурга.

    Интересный факт: позднее гуситскую тактику вагенбургов успешно переняли наши украинские казаки, которые также образовывали мобильные укрепленные лагеря из своих повозок.

    И в-третьих, не последнюю роль сыграла хорошая организованность и слаженность гуситов, а также их командиров.

    Лидер гуситов Ян Жижка был действительно талантливым полководцем, к тому же он был слепым на один глаз, а вскоре и вовсе потерял зрения, но даже будучи полностью слепым, он продолжал умело руководить гуситским войском.

    Памятник Яну Жижке в Праге.

    В своем войске Ян Жижка ввел суровые порядки, пьянство, обжорство, азартные игры, сурово наказывались.

    Раскол в стане гуситов: чашники и табориты

    Вскоре в стане самих гуситов произошел раскол, само движение условно разделилось на умеренных гуситов, чашников, сторонников поиска компромисса с католиками и радикальных таборитов, не желавших идти ни на какие компромиссы.

    К умеренным гуситам примкнула многие чешские паны, а также городские бюргеры, в то время как крестьяне, жители сельской местности были сторонниками радикальных таборитов.

    Название радикальных таборитов происходит от гуситской крепости Табор, а вот чашники так названы от чаши. Почему чаши? Дело в том, что после Яна Гуса многие чешские священники стали причащать вином не только духовенство, но и мирян. Папа римский назвал этот обряд еретическим, и гуситы на знак протеста стали изображать чашу на своих боевых знаменах, отсюда и пошло название «чашники».

    Последующие крестовые походы против гуситов

    Воспользовавшись расколом среди гуситов, Сигизмунд организовал новый крестовый поход в 1421 году, уже второй. Но перед лицом общего врага умеренные и радикальные гуситы выступили общим фронтов. И вновь крестоносцы, ядро которых составляли немецкие и венгерские рыцари ушли из Чехии, несолоно хлебавши. Гуситы нанесли им ряд серьезных поражений.

    Интересно, что в одной из битв Ян Жижка совершил первый в истории полевой артиллерийский маневр. Ранее бомбарды и другие пушки поменьше стреляли исключительно со своих стационарных позиций. В краткие сроки гуситская артиллерия была погружена на возы, закреплена всем, что было в наличии, и приготовлена к боевому применению. Возы расцепили, переформировали, развернули к наступавшим немцам. Выйдя в зону уверенного поражения, возы дали залп из всех бортов, и врезались в самую гущу войска Сигизмунда, стреляя в ближайших крестоносцев сокрушительным огнём.

    Разбив вторгнувшихся крестоносцев, гуситы сами вторглись на территорию Венгрии, правда неудачно, и были вынуждены отступить обратно в Чехию.

    Неудачный поход в Венгрию обострил противостояние между умеренными и радикальными гуситами, и вскоре уже между ними состоялась первая битва, произошедшая у города Матешов. Битва эта закончилась сокрушительным поражением умеренных гуситов, благодаря внезапной контратаке таборитской конницы.

    Тем временем от чумы умер легендарный предводитель гуситов Ян Жижка, с его смертью сторонники Жижки стали называть себя «сиротками», вместо него радикальных гуситов возглавил бывший священник Прокоп Большой (или Прокоп Голый).

    С 1425 по 1431 год католические страны Западной Европы предприняли еще 3 крестовых похода против гуситов, но все они закончились не удачно. Гуситы не только успешно громили вторгающихся крестоносцев, представленных рыцарями из всех европейских стран за исключением Англии и Франции (английские и французские рыцари успешно громили друг друга в столетней войне, проходящей в том же временном промежутке, что и гуситские войны) но и, в свою очередь, вторгались в соседние Австрию и Германию, местами разоряя местные города.

    Интересные были отношения гуситов с соседями поляками. Те хотя и были «добрыми католиками» но на призывы папы пойти в крестовый поход против «неверных еретиков гуситов» в основном только лишь кивали головой. А некоторые поляки, (как впрочем, и литовцы) даже воевали на стороне гуситов, и сами гуситы также в свое время помогли полякам в их противостоянии с Тевтонским орденом.

    Разгром гуситов

    Нашу статью мы начали с фразы Сигизмунда, о том, что «чехов могут победить только чехи». В случае с гуситами именно так оно и было. Разгромить гуситов смогли только другие гуситы. Многие чехи устав от постоянных войн все больше симпатизировали умеренному крылу гуситского движения, считавшего, что нужно начать договариваться с католическими странами. Чашники, умеренные гуситы основали так званую панскую лигу, куда вошли все влиятельные дворяне Чехии, паны, как их называли. Также панскую лигу поддержали многие чешские города.

    И вот 30 мая 1434 года состоялась решающая битва при Липанах между войсками радикальных гуситов – таборитов и панской лигой, в которой уже радикальные гуситы потерпели сокрушительное поражение. Их бывшие соратники отлично знали гуситскую тактику, и для победы предприняли военную хитрость, ложным отступлением выманили большую часть таборитского войска из вагенбурга. Оказавшись вне своих укреплений, табориты стали легкой добычей для панской конницы, терпеливо поджидавшей в засаде.

    В 1436 году умеренные гуситы приняли условия католического короля Сигизмунда, а Чехия вновь вернулась в лоно католической церкви. Что же касается радикальных гуситов, они еще какое-то время продолжали оказывать сопротивление, которое со временем сошло на нет. Хотя и в наши дни в Чехии существует гуситская церковь, насчитывающая до 180 тис. прихожан.

    Последствия и итоги гуситских войн

    Говорят, идя на костер, Ян Гус воскликнул: «Я то гусь, но за мной придет лебедь». Эти слова оказались пророческими, так как через 100 лет лебедь действительно пришел. Звали его Мартин Лютер, с которого началась Реформация. Последствия реформации отдались еще более сокрушительными для Европы религиозными войнами между католиками и протестантами, по сравнению с которыми гуситские войны были легким дуновением ветерка. Тем не менее, именно деятельность Яна Гуса и последовавшие за ним гуситские войны были предтечей Реформации, обнажившей глубокий кризис католической церкви в позднее средневековье.

    Еще одним важным последствием гуситских войн стало изменение подхода к военному делу. Тяжеловооруженный бронированный рыцарь более не мог чувствовать себя в безопасности. Любой крестьянин, обучившийся за месяц мушкетной стрельбе, мог запросто сразить благородного рыцаря одним метким выстрелом. По сути именно гуситские войны стали закатом эпохи рыцарства, началом их конца, показав всю неэффективность старой рыцарской тактики, ненадежность их брони и доспехов. Гуситы показали миру, что благодаря слаженным действиям, умелым командам, обычное крестьянское ополчение может победить любое рыцарское войско.

    А после все большего вхождения в обиход огнестрельного оружия, которое вскоре начали активно использовать все европейские армии, стало понятно, что рыцарские доспехи вообще не нужны, ибо сколь прочными они не были, от пули рыцаря они не спасут. Средневековые рыцари со своими доспехами и мечами навсегда отошли в историю…

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Гуситское движение / Л. П. Лаптева // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 182. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
    • Дени Эрнест. Гус и гуситские войны / Пер. с франц. А. Б. Ванькова. — М.: Клио, 2016. — 424 с.: ил. — ISBN 978-5-906518-28-6.
    • Мацек Йосеф. Гуситское революционное движение / Пер. с чеш. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954. — 232 с.: ил.
    • Рубцов Б. Т. Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии). — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 324 с.

    Чем питались гуситы в Богемии, видео

    И в завершении интересное видео по теме нашей статьи.

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

    Исторический сайт Путешествия во времени


    Гуситские войны — Энциклопедия всемирной истории

    Гуситские войны (с 1419 по ок. 1434) представляли собой серию конфликтов в Богемии (современная Чешская Республика) между последователями реформатора Яна Гуса и лоялистами-католиками в конце Богемии. Реформация (ок. 1380–1436). Хотя католики победили, гуситы получили свободу вероисповедания, за которую они боролись.

    Войны были прямым ответом на казнь Яна Гуса (1369–1415 гг.) в 1415 г. и казни его друга и соратника Иеронима Пражского (1379 г.).-1416) год спустя после того, как они были осуждены католической церковью как еретики. Богемская Реформация, первая систематическая попытка католического духовенства исправить коррупцию и злоупотребления средневековой церкви, началась с ок.

    1380 г., но стал более радикальным после 1416 г., что привело к началу социальных волнений в 1419 г., когда гусит Ян Желивский (р. 1380-1422) возглавил процессию по городу, которая привела к Первой дефенестрации Праги 30 июля и смерти семь депутатов городского совета.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Гус и Иероним были возведены в мученики (позже в святые), и последователи Гуса были глубоко преданы его делу, но они не были единой коалицией. Единственным, что их объединяло, был их общий враг католической церкви и католические силы под предводительством короля Священной Римской империи Сигизмунда Венгерского (1368–1437 гг.), которому папа разрешил возглавить крестовый поход против богемской ереси. . Как только гуситский полководец Ян Жижка (ок. 1360–1424) победил Сигизмунда в сражении — как он делал каждый раз, когда они встречались в бою, — гуситские группировки обратятся друг против друга.

    Гуситские войны обычно упоминаются из-за тактики Жижки и раннего использования огнестрельного оружия в европейских военных конфликтах.

    Жижка, блестящий тактик, использовал огнестрельное оружие и повозки как в защите, так и в наступлении, постоянно удивляя своих противников маневренностью своих мобильных укреплений. Гуситские войны обычно упоминаются из-за тактики Жижки и раннего использования огнестрельного оружия в европейских военных конфликтах.

    Удалить рекламу

    Реклама
    YouTube Следите за нами на Youtube!

    Жижка умер от чумы в 1424 году и был заменен генералом Прокопом Смелым (также известным как Прокоп Великий, л. ок. 1380-1434), также эффективным военачальником. Однако он добился не большего успеха в объединении гуситов после сражений, чем Жижка, и в битве при Липанах в 1434 году умеренные гуситы встали на сторону католиков против более радикальной фракции. Умеренные (утракисты) и католики победили радикалов (таборитов), положив конец конфликту. После этого утраквистам была предоставлена ​​свобода вероисповедания на Базельском соборе в 1346 году, что положило конец как гуситским войнам, так и Богемской Реформации, хотя вопросы, касающиеся религии, впоследствии продолжали вызывать конфликты.

    Фон

    Хотя гуситские войны были вызваны казнью Гуса, Богемская Реформация шла уже несколько десятилетий, и призывы к реформе, а также антагонизм по отношению к Римско-католической церкви не были чем-то новым. Священники и богословы в Богемии выступали за реформу еще до 1380 года. Церковь разделилась на Римско-католическую церковь на Западе и Восточную православную церковь в 1054 году (Великий раскол), что для многих реформаторов вызвало серьезные проблемы в ее видении. и политики.

    Любите историю?

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

    Богемская церковь была основана миссионерами из Восточной православной церкви, но затем была оставлена ​​для развития римско-католической политикой. Следовательно, духовенство Богемии не спешило принимать и проводить в жизнь эту политику, поскольку изначально им было предоставлено право разработать свою собственную. Власть Римской церкви еще больше оспорилась в Богемии, когда она разделилась во время западного раскола (1378–1417), в котором было два, а затем три папы, каждый из которых утверждал, что является законным понтификом, и все требовали дани от народа. Ученый Фрэнсис Лутцов комментирует:

    Благодаря своему географическому положению Богемия долгое время меньше страдала от поборов римских понтификов, чем многие другие страны. Только когда в результате раскола соперничающие папы обнаружили, что число стран, из которых они могли получать средства, уменьшалось, притязания Рима на Богемию стали более настоятельными и более частыми. Недовольство, вызванное жадностью соперничающих понтификов, чьи ожесточенные споры не подняли западную церковь в уважении богемского народа, нашло центр в Пражском университете. (12)

    Ян Гус был назначен ректором Пражского университета в 1402 году, в том же году его друг Иероним Пражский познакомил его с работами английского реформатора Джона Уиклифа (1330-1384 гг.). Уиклиф осудил злоупотребления и небиблейскую политику церкви в Англии, в частности, назвав продажу индульгенций ничем иным, как алчностью, и поставив под сомнение авторитет папы, а также политику церкви в отношении владения землей среди других серьезных искажений учения Иисуса Христа.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Статуя Яна Гуса

     Матеуш Газда (CC BY-NC)

    Гус находился под сильным влиянием сочинений Уиклифа и начал проповедовать свои собственные идеи относительно реформы в двух воскресных проповедях в Вифлеемской часовне, которые были основаны на понимании того, что службы будут проводиться на чешском языке, а не на латыни. Следовательно, он мог напрямую говорить со своей паствой (которая не знала латыни, языка, используемого в католических службах), а его страсть и красноречие, а также распространение его идей через брошюры, напечатанные на дереве, распространяли пропаганду реформ. по всему региону.

    Он был вызван на Констанцский собор для объяснений в 1414 г. по приказу о безопасном проходе в 1414 г., но был предан, заключен в тюрьму и казнен в июле 1415 г. Иероним Пражский, защищавший Гуса, был сожжен на костре через год потом. Затем сторонники Гуса, известные как гуситы, начали открыто протестовать против политики церкви, что привело к началу гуситских войн.

    Первая Дефенестрация Праги

    Хотя гуситские проповедники немедленно осудили казни, как и предыдущие, первый открытый протест возглавил священник Ян Желивский, который организовал шествие по Праге в знак протеста против решения городского совета не освобождать гуситских заключенных. В какой-то момент из окон ратуши в протестующих забросали камнями, один из них попал в Желивского, который в ответ завел своих сторонников в здание и выбросил семерых членов городского совета из окна верхнего этажа на смерть — событие, известное как Первая дефенестрация Праги (как и другие). Ученый Брэд С. Грегори комментирует:

    Удалить рекламу

    Реклама

    30 июля 1419 г. радикальный проповедник Ян Зеливский возглавил демонстрацию, вылившуюся в дефенестрацию Праги и захват города гуситами. Неделей ранее он раскритиковал власти, ответственные за казнь мучеников: «Убийство по злому умыслу — это убийство», — сказал он. «Это то, что произошло в Констанце, поэтому каждый является убийцей, который согласился на смерть мастера Яна Гуса и Иеронима, а также на смерть мирян, обезглавленных в Старом городе Праги, и тех, кто был сожжен. » (69)

    Убийство членов городского совета потрясло власти и, согласно легенде, так расстроило короля Чехии Вацлава IV, что он умер от удара, узнав об этом. Его сводный брат, Сигизмунд Венгерский, обратился к папе за разрешением начать крестовый поход против еретиков Богемии, и начались гуситские войны. Гуситы были арестованы и сожжены на костре, а в 1422 году Желивский был схвачен, передан городскому совету Праги и казнен.

    Первый крестовый поход и холм Витков

    Вдова Венцеслава IV, София, была поклонницей Гуса, но теперь подготовила наемную армию и направила ее против гуситов в Праге, разрушив половину города. Сигизмунд получил разрешение на свой крестовый поход от папы Мартина V в марте 1420 года, и к нему присоединились несколько представителей немецкой знати, которые были так же заинтересованы в личной выгоде за счет грабежа, как и в возмещении грехов, которое церковь предлагала за участие. Крестоносцы поймали силы гуситов на открытой равнине, превосходя их численностью примерно от 2000 до 400 человек, но потерпели поражение из-за тактики Яна Жижки в битве при Судомерже (25 марта 1420 г. ). Это было первое использование Жижкой своей новаторской боевой повозки, а также один из самых известных примеров его гениальности в выборе оптимальной площадки для боя.

    «Свобода чаши» (утраквизм) была единственным пунктом, с которым согласились все гуситы, и чаша была изображена на их штандартах и ​​щитах.

    После этой победы гуситов крестовый поход продолжился. Сигизмунд и его армия осадили Прагу и предложили провести переговоры, прежде чем боевые действия продолжатся. Гуситы изложили свои требования в указе, известном как «Четыре статьи Праги», заявляя о праве свободно проповедовать слово Божие в том виде, в каком они его толковали, совершать таинство Евхаристии с мирянами, давать им и хлеб, и вино, запрещать духовенству владеющих крупными поместьями или занимающих должности светских властей, и наказывающих виновных в смертных грехах независимо от социального положения.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Вторая статья, касающаяся Евхаристии, была объединяющим фактором для гуситов, поскольку католическая церковь предписывала, чтобы мирянам давали хлеб только при причастии, а вино предназначалось только для священника. Это положение олицетворяло злоупотребление властью со стороны церкви для гуситов, которые видели в нем еще одну попытку отделить людей от общения с Богом, точно так же, как они считали служение мессы на латыни, латинскую Библию и латинские молитвы.

    Понятие «свобода чаши» было известно как утраквизм («под обоими видами»), относящийся к свободе людей получать при причащении и хлеб, и вино. Это был единственный пункт, с которым согласились все гуситы, и чаша красовалась на их штандартах и ​​щитах. Однако было много разных группировок гуситов, включая умеренных утраквистов и более радикальных таборитов, и все они по-разному интерпретировали учения Гуса.

    Сигизмунд Венгерский

    Богемский художник (общественное достояние)

    Сигизмунд отверг Пражские статьи на том основании, что они отрицали авторитет церкви, и продолжил осаду. Гуситский генерал Ян Жижка направил свои силы численностью менее 100 человек на близлежащий холм Витков, который господствовал над долиной внизу и мог удерживаться через старые укрепления, которые теперь были размещены и защищены. Армия Сигизмунда численностью более 10 000 человек атаковала позицию, но благодаря блестящему командованию Жижки была отброшена с большими потерями. Сигизмунд был вынужден отступить, и победа гуситов побудила больше мужчин и женщин встать на защиту земли.

    Фургонные форты и Второй крестовый поход

    Армия гуситов победила рыцарей в тяжелых доспехах, используя в основном сельскохозяйственные орудия, арбалеты и некоторое огнестрельное оружие. После Судомержа и холма Витков Жижка понял, что может использовать обычные сельскохозяйственные орудия и телеги своей крестьянской армии. Его солдаты уже знали, как обращаться с вилами, цепом или луком, а также как запрягать, нагружать и двигать повозку. Он изобрел то, что стало известно как Wageburg (фургон-форт), которые представляли собой усиленные фермерские фургоны для использования в бою. Это нововведение было предложено скорее по необходимости, чем по какой-либо другой причине, поскольку гуситские силы изначально были плохо оснащены и не имели ни военной подготовки, ни опыта.

    Каждый фургонный форт был укомплектован 20 солдатами, мужчинами и женщинами, разделенными на арбалетчиков, стрелков, копейщиков и тех, кто использовал цепы. Борта повозок, обращенные к врагу, были усилены деревом и металлом в качестве щита. Повозки стали мобильными крепостями, которые в бою строились каре с артиллерией, расположенной сзади и между каждым фортом. Артиллерия начинала обстрел, обычно нанося тяжелые потери, а когда вражеская кавалерия атаковала позицию, пистолеты и арбалеты уничтожали лошадей и копейщиков, а другие из фортов падали на спешенных рыцарей.

    Жижка использовал свои форты для повозок, чтобы добиться кульминации второго крестового похода Сигизмунда, битвы при Кутной Горе в декабре 1421 года. Жижка разместил повозки между войсками Сигизмунда и городом, но, поскольку Сигизмунд постоянно получал подкрепления, вскоре оказался в окружении. 21 декабря, вместо того, чтобы сдаться, Жижка организовал фургоны в колонну и повел их против армии Сигизмунда. Каждый фургон поддерживал непрерывный обстрел из огнестрельного оружия, арбалетов и ранней формы гаубицы, прорывая линии врага. Жижка увел свои передвижные крепости подальше от этого места, в то время как Сигизмунд разобрался со своими убитыми и ранеными и решил не преследовать.

    Жижка и Юнити

    Хотя Жижке удалось объединить разрозненных утраквистов, таборитов и других в битве, как только была достигнута победа, фракции напали друг на друга из-за доктринальных разногласий. Стремясь поддерживать порядок, Жижка отправил сообщение королю Польши Владиславу II, предлагая ему правление Богемии, но он отказался. Затем Жижка подошел к своему двоюродному брату Витаутасу, который согласился, но только в том случае, если гуситы сдадутся и признают власть церкви, что Жижка отказался сделать. Литовский князь Сигизмунд Корибут принял безоговорочно и был признан гуситами законным, но прежде чем он смог инициировать какой-либо прогресс, он был вынужден вернуться в Литву под давлением Сигизмунда Венгерского.

    Армия Яна Жижки

    Неизвестный художник (общественное достояние)

    Как только принц Сигизмунд Корибут ушел, утраквисты и табориты снова напали друг на друга. Жижка привела таборитов к победе над утраквистами в апреле 1423 года, что привело к временному перемирию, но это продлилось недолго, и их попытка вторгнуться в Моравию позже в том же году полностью провалилась из-за отсутствия единства. Жижка умер в октябре 1424 г. от чумы, так и не побежденный, и был заменен Прокопом Смелым, который вместе с Сигизмундом Корибутом продолжал гуситские победы до 1426 г.

    Битва при Липанах

    Папа призвал к третьему крестовому походу против гуситов, но ни одно из соседних королевств не было заинтересовано в том, чтобы что-то предпринять по этому поводу, хотя Прокоп Смелый инициировал политику Славных Поездок — набегов на королевства, поддержавшие более ранние крестовые походы — разграбление районов Венгрии, Мейсена, Саксонии и др. Опять же, как и при Жижке, гуситы хорошо сражались вместе как единая сила, когда столкнулись с общим врагом, но не смогли сохранить это единство после побед.

    Напряженность, наконец, привела к битве при Липанах 30 мая 1434 года, когда утраквисты объединились с силами лоялистов-католиков против таборитов. Таборитами командовали Прокоп Смелый и генерал Ян Чапек из Сани, возглавлявший кавалерию. Прокоп стратегически использовал форты с фургонами, но теперь он столкнулся с врагом, который ранее сражался под его началом и знал его тактику.

    Битва при Липанах

    Людек Марольд (CC BY-NC-SA)

    900:02 Первоначальный наступательный огонь Прокопа из фургонных фортов, казалось, заставил противоборствующую армию отступить, и он открыл форты, чтобы его солдаты могли преследовать их. Однако отступление было уловкой, и силы утраквитов повернулись и атаковали в то же время, когда их кавалерия, скрытая до этого момента, вышла на поле боя. Прокоп был убит в бою, а его войска перебиты. Позже выжившие были сожжены как еретики.

    Заключение

    Битва при Липанах фактически положила конец гуситским войнам, и два года спустя на Базельском соборе было достигнуто официальное мирное соглашение. Гуситская платформа в это время находилась под влиянием пацифистского священника, мыслителя и писателя Петра Хельчицкого (l. c. 139).от 0 до с. 1460 г.), который осудил насилие как антихристианское. Взгляды Хельчицкого сформировали центральное видение Единства Братьев, которые мирно выступали за дальнейшие реформы.

    После того, как между 1420 и 1436 годами были убиты миллионы людей, а земли разорены, Четыре пражские статьи были приняты в измененной форме католической церковью на Базельском соборе. Утраквистам была предоставлена ​​религиозная свобода, за которую они боролись, поскольку они считались «искупленными» за то, что бросили таборитов в Липанах.

    Несмотря на то, что у них будут дальнейшие разногласия с Церковью, утраквисты позже подражали церковной иерархии и даже искали ее одобрения для рукоположения духовенства. Со временем утраквисты стали религиозным авторитетом в Богемии и преследовали тех, кто с ними не соглашался, точно так же, как когда-то преследовала их Римско-католическая церковь.

    Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

    Что такое Гуситские войны (1419-1434)?

    Введение

    Гуситские войны, также называемые Богемскими войнами или Гуситской революцией, представляли собой серию войн между гуситами-христианами и объединенными христианско-католическими силами императора Священной Римской империи Сигизмунда, папства, европейских монархов, верных католикам. Церковь, а также различные гуситские группировки. После первоначальных столкновений утраквисты перешли на другую сторону в 1432 году, чтобы сражаться на стороне католиков и противостоять таборитам и другим ответвлениям гуситов. Эти войны продолжались с 1419 г.примерно до 1434 года.

    Беспорядки начались после того, как допротестантский христианский реформатор Ян Гус был казнен католической церковью в 1415 году за ересь. Поскольку король Богемии Вацлав IV планировал стать императором Священной Римской империи, он подавил религию гуситов, но она продолжала распространяться. Когда несколько лет спустя король Вацлав IV умер естественной смертью, напряженность, исходящая от гуситов, усилилась. Из Праги и других частей Богемии были вытеснены жившие там немцы-католики.

    Брат Венцеслава, Сигизмунд, унаследовавший трон, был возмущен распространением гуситизма. Он получил разрешение от папы начать крестовый поход против гуситов. Большое количество крестоносцев прибыло со всей Европы, чтобы сражаться. Прага была атакована, а затем оставлена. Однако впоследствии гуситы осадили гарнизон крестоносцев и вернули себе почти все ранее захваченные земли, что привело к полному провалу крестового похода.

    После того, как бразды правления армией были переданы йомену Яну Жижке, начались междоусобицы. Увидев, что гуситы ослаблены, немцы предприняли еще один крестовый поход. Они потерпели сокрушительное поражение от Жижки в битве при Дойчброде и снова были изгнаны. Папство предприняло попытку третьего крестового похода, но он также закончился полным провалом. Литовцы и поляки не желали нападать на чехов, в Германии были внутренние конфликты, и она не могла собрать достаточно сил для борьбы с гуситами, а король Дании покинул чешскую границу, чтобы вернуться на родину. В конце концов немцы были вынуждены искать мира.

    Боевые действия закончились после 1434 года, когда умеренная утраквистская фракция гуситов победила радикальную фракцию таборитов. Гуситы согласились подчиниться власти короля Богемии и Римско-католической церкви, и им было разрешено практиковать свой несколько вариантный обряд.

    Гуситская община включала в себя большую часть чешского населения Чешского королевства и сформировала крупную спонтанную военную силу. Они разгромили пять последовательных крестовых походов, провозглашенных против них папой (1420, 1421, 1422, 1427, 1431), и вмешались в войны соседних стран. Гуситские войны отличались широким использованием раннего ручного огнестрельного оружия, такого как ручные пушки.

    Предыстория

    Примерно с 1402 года священник и ученый Ян Гус осуждал то, что он считал коррупцией церкви и папства, и продвигал некоторые реформистские идеи английского теолога Джона Уиклифа. Его проповедь была широко услышана в Богемии и вызвала подавление со стороны церкви, объявившей многие идеи Уиклифа еретическими. В 1411 году, в ходе западного раскола, «антипапа» Иоанн XXIII провозгласил «крестовый поход» против короля Неаполя Владислава, защитника соперника папы Григория XII. Чтобы собрать на это деньги, он объявил индульгенции в Богемии. Гус резко осудил это и прямо процитировал против этого Уиклифа, спровоцировав дальнейшие жалобы на ересь, но получив большую поддержку в Богемии.

    В 1414 году Сигизмунд Венгерский созвал Констанцский собор, чтобы положить конец расколу и разрешить другие религиозные споры. Гус явился на собор под охранной грамотой Сигизмунда, но был заключен в тюрьму, предан суду и казнен 6 июля 1415 года. Констанцский собор 2 сентября 1415 г., самым решительным образом осудивший казнь Гуса. Это разозлило Сигизмунда, который был «королем римлян» (главой Священной Римской империи, хотя еще не императором) и братом короля Вацлава Богемского. Совет убедил его, что Гус был еретиком. Он отправил в Богемию письма с угрозами, в которых заявлял, что вскоре утопит всех уиклифов и гуситов, что сильно разозлило народ.

    Беспорядки вспыхнули в различных частях Богемии, и многие католические священники были изгнаны из своих приходов. Практически с самого начала гуситы разделились на две основные группы, хотя среди них возникло и множество второстепенных подразделений. Незадолго до своей смерти Гус принял доктрину утракизма, которую проповедовали во время его отсутствия его приверженцы в Праге: обязанность верующих причащаться обоими видами хлеба и вина (sub utraque specie). Это учение стало лозунгом умеренных гуситов, известных как утраквисты или калистины, от латинского calix (чаша), по-чешски kališníci (от kalich). Более крайние гуситы стали известны как табориты (таборите) в честь города Табор, который стал их центром; или Сироты ( sirotci ), имя, которое они приняли после смерти своего лидера и генерала Яна Жижки.

    Под влиянием Сигизмунда Венцеслав попытался остановить гуситское движение. Несколько гуситов во главе с Микулашем из Гуса, не родственником Яна Гуса, покинули Прагу. Они проводили собрания в разных частях Чехии, в частности, в Сезимово-Усти (не путать с Усти-над-Лабем), недалеко от того места, где вскоре после этого был основан город Табор. На этих собраниях они яростно обличали Сигизмунда, и народ повсюду готовился к войне.

    Несмотря на отъезд многих видных гуситов, беспорядки в Праге продолжались. 30 июля 1419 г.Гуситская процессия во главе со священником Яном Желивским напала на Новую ратушу в Праге и выбросила представителей короля, бургомистра и некоторых членов городского совета из окон на улицу (первая «Пражская дефенестрация»), где несколько человек погибли при падении. , после того, как камень якобы был брошен из ратуши и попал в Желивского. Было высказано предположение, что Венцеслав был настолько ошеломлен дефенестрацией, что стал причиной его смерти 16 августа 1419 г. (В качестве альтернативы возможно, что он только что умер естественной смертью).

    Начало боевых действий

    Смерть Венцеслава привела к новым волнениям в Праге и почти во всех частях Богемии. Многие католики, в основном немцы, в основном все еще верные Папе, были изгнаны из чешских городов. Вдова Венцеслава София Баварская, исполнявшая обязанности регента в Богемии, поспешно собрала отряд наемников и попыталась захватить Прагу, что привело к ожесточенным боям. После того, как значительная часть города была повреждена или разрушена, 13 ноября стороны объявили перемирие. Дворяне, сочувствовавшие делу гуситов, но поддерживающие регента, пообещали выступить в качестве посредников с Сигизмундом, а жители Праги согласились вернуть королевским войскам замок Вышеград, попавший в их руки. Жижка, который не одобрял этот компромисс, покинул Прагу и удалился в Пльзень. Не в силах удержаться там, он двинулся в южную Богемию. Он победил католиков в битве при Судомерже (25 марта 1420 г.), первом крупном сражении гуситских войн. После Судомержа он переехал в Усти, одно из первых мест встречи гуситов. Не считая свое положение достаточно прочным, он переселился в соседнее новое поселение гуситов, названное библейским именем Табор.

    Табор вскоре стал центром самых воинственных гуситов, которые отличались от утраквистов тем, что признавали только два таинства – Крещение и Причастие – и отвергали большую часть обрядов Римско-католической церкви. Церковная организация Табора носила несколько пуританский характер, а правительство устанавливалось на вполне демократической основе. Были избраны четыре народных начальника (hejtmané), одним из которых был Жижка, и была установлена ​​очень строгая военная дисциплина.

    Вагенбургская тактика

    В зависимости от местности гуситы готовили повозки к бою, формируя их квадратами или кругами. Телеги соединялись колесо к колесу цепями и ставились наискось, причем их углы были прикреплены друг к другу, чтобы в случае необходимости можно было быстро запрячь в них лошадей. Перед этой стеной телег лагерники вырыли ров. Экипаж каждой повозки состоял из 16-22 солдат: 4-8 арбалетчиков, 2 ручных пулеметчика, 6-8 солдат, вооруженных пиками или цепами (цеп был фирменным оружием гуситов), 2 щитоносца и 2 погонщика.

    Бой гуситов состоял из двух этапов, первый оборонительный, второй наступательная контратака. На первом этапе войска ставили обозы рядом с армией противника и артиллерийским огнем провоцировали противника на бой. Артиллерия обычно наносила тяжелые потери с близкого расстояния.

    Чтобы избежать новых потерь, вражеские рыцари наконец атаковали. Тогда пехота, спрятавшаяся за телегами, применила огнестрельное оружие и арбалеты, чтобы отразить атаку, ослабив врага. Стрелки целились сначала в лошадей, лишая кавалерию главного преимущества. Многие рыцари погибли, когда их лошади были застрелены, и они упали.

    Как только боевой дух противника упал, начался второй этап — наступательная контратака. Пехота и кавалерия вырвались из-за повозок и яростно ударили по противнику, в основном с флангов. Бой на флангах и обстрелы из телег противник не смог оказать большого сопротивления. Они были вынуждены отступить, оставив спешенных рыцарей в тяжелых доспехах, которые не смогли покинуть поле боя. Вражеские армии понесли тяжелые потери, и вскоре гуситы приобрели репутацию людей, не берущих пленных.

    Первый антигуситский крестовый поход

    После смерти своего бездетного брата Венцеслава Сигизмунд унаследовал притязания на чешскую корону, хотя это было тогда и оставалось намного позже, под вопросом, была ли Богемия наследственной или выборной монархией. , тем более что линия, по которой Сигизмунд претендовал на трон, признавала, что Королевство Богемия было выборной монархией, избираемой дворянами, и, таким образом, регент королевства ( Ченек Вартенбергский ) также прямо заявил, что Сигизмунд не был избран в качестве причины чтобы требование Сигизмунда не было принято. Твердому приверженцу Римской церкви, Сигизмунду помогал папа Мартин V, который 17 марта 1420 года издал буллу, провозгласившую крестовый поход «для уничтожения уиклифов, гуситов и всех других еретиков в Богемии». Сигизмунд и многие немецкие князья прибыли к Праге 30 июня во главе огромной армии крестоносцев со всех концов Европы, в основном состоящей из авантюристов, привлеченных надеждой на грабеж. Они немедленно начали осаду города, который, однако, вскоре пришлось оставить. Состоялись переговоры по урегулированию религиозных разногласий.

    Объединенные хуситы сформулировали свои требования в заявлении, известном как «Четыре статьи Праги». Этот документ, наиболее важный для гуситского периода, гласил в формулировке современного летописца Лаврентия Брезовского: чинно священниками Господними.

  • Таинство Пресвятой Евхаристии в двух видах, то есть в хлебе и вине, будет свободно преподаваться всем верным во Христе, которым не препятствует смертный грех, – по слову и расположению Спасителя Нашего.
  • Светская власть над богатствами и мирскими благами, которыми духовенство обладает вопреки заповеди Христовой, в ущерб своему служению и в ущерб светской власти, будет взята и изъята из него, а само духовенство приведено вернуться к евангельскому правилу и апостольской жизни, такой, какую вели Христос и его апостолы.
  • Все смертные грехи и, в частности, все общественные и другие беспорядки, противоречащие закону Божию, должны быть должным образом и благоразумно запрещены и уничтожены теми, чьими обязанностями они являются.
  • Эти статьи, содержащие суть гуситского учения, были отвергнуты королем Сигизмундом, главным образом, под влиянием папских легатов, считавших их наносящими ущерб авторитету папы. Поэтому боевые действия продолжались. Однако Сигизмунд потерпел поражение в битве на холме Витков в июле 1420 года.

    Хотя Сигизмунд отступил из Праги, его войска удерживали замки Вышеград и Градчаны. Жители Праги осадили Вышеград (см. Битва при Вышеграде), и к концу октября (1420 г.) гарнизон был на грани капитуляции из-за голода. Сигизмунд попытался освободить крепость, но 1 ноября у деревни Панкрац потерпел сокрушительное поражение от гуситов. Замки Вышеград и Градчаны теперь капитулировали, и вскоре после этого почти вся Богемия попала в руки гуситов.

    Второй антигуситский крестовый поход

    Внутренние проблемы помешали последователям Гуса в полной мере воспользоваться своей победой. В Праге демагог, священник Ян Желивский, на время получил почти неограниченную власть над низшими классами горожан; а в Таборе религиозное коммунистическое движение (так называемых адамитов) было жестко подавлено Жижкой. Вскоре после этого был предпринят новый крестовый поход против гуситов. Большая немецкая армия вошла в Чехию и в августе 1421 г. осадила город Жатец. После неудачной попытки штурма города крестоносцы несколько бесславно отступили, услышав о приближении гуситских войск. Сигизмунд прибыл в Чехию только в конце 1421 года. Он овладел городом Кутна-Гора, но потерпел сокрушительное поражение от Яна Жижки в битве при Дойчброде (Немецкий Брод) 6 января 1422 года.0003

    Гражданская война в Богемии

    Чехия какое-то время была свободна от иностранной интервенции, но снова вспыхнули внутренние разногласия, вызванные отчасти богословскими разногласиями, отчасти амбициями агитаторов. 9 марта 1422 года Ян Желивский был арестован пражским городским советом и обезглавлен. Неприятности были и в Таборе, где власти Жижки противостояла более радикальная партия.

    Участие Польши и Литвы

    Польша в разное время помогала гуситам. Из-за этого Ян Жижка организовал предложение короны Богемии королю Польши Владиславу II Ягелло, который под давлением своих советников отказался от нее. Затем корона была предложена двоюродному брату Владислава Витовту, великому князю литовскому. Витовт принял его с условием воссоединения гуситов с католической церковью. В 1422 году Жижка принял литовского князя Сигизмунда Корибута (племянника Владислава II) регентом Богемии при Витовте.

    Его авторитет был признан дворянами-утраквистами, горожанами Праги и более умеренными таборитами, но ему не удалось вернуть гуситов в церковь. Несколько раз он сражался как с таборитами, так и с оребитами, пытаясь заставить их воссоединиться. После того, как Владислав II и Витовт подписали Мельнский договор с Сигизмундом Венгерским в 1423 году, они отозвали Сигизмунда Корибута в Литву под давлением Сигизмунда Венгерского и папы.

    После его отъезда разразилась гражданская война, табориты с оружием в руках выступили против более умеренных утраквистов, которых в этот период летописцы также называют «прагерами», так как Прага была их главным оплотом. 27 апреля 1423 г., когда Жижка снова лидировала, табориты нанесли поражение армии утраквитов под командованием Ченека Вартенбергского в битве при Горжицах ; вскоре после этого в Конопольте было заключено перемирие.

    Третий антигуситский крестовый поход

    Папскому влиянию удалось спровоцировать новый крестовый поход против Богемии, но это закончилось полным провалом. Несмотря на усилия своих правителей, поляки и литовцы не желали нападать на родственных чехов; внутренние разногласия помешали немцам предпринять совместные действия против гуситов; и король Дании Эрик VII, высадившийся в Германии с большим войском, намереваясь принять участие в крестовом походе, вскоре вернулся в свою страну. Освободившись на время от внешней угрозы, гуситы вторглись в Моравию, где большая часть населения поддерживала их вероисповедание; но, снова парализованные раздорами, они вскоре вернулись в Богемию.

    Город Градец Кралове, находившийся под властью утракистов, принял доктрину Табора и призвал на помощь Жижку. После нескольких военных успехов, достигнутых Жижкой в ​​1423 году и в следующем году, 13 сентября 1424 года в Либень, деревне недалеко от Праги (ныне часть этого города), был заключен мирный договор между гуситскими группировками.

    Сигизмунд Корибут, вернувшийся в Богемию в 1424 г. с 1500 солдатами, помог заключить мир. После смерти Жижки в октябре 1424 года Прокоп Великий принял командование таборитами. Корибут, который бросил вызов Владиславу II и Витовту, также стал гуситским лидером.

    Четвертый крестовый поход против гуситов

    В 1426 году гуситы снова подверглись нападению иностранных врагов. В июне 1426 г. силы гуситов во главе с Прокопом и Сигизмундом Корибутом нанесли значительный разгром захватчикам в битве при Ауссиге.

    Несмотря на этот результат, смерть Яна Жижки заставила многих, в том числе папу Мартина V, поверить в то, что гуситы сильно ослабли. Мартин провозгласил еще один крестовый поход в 1427 году. Он назначил кардинала Генри Бофорта из Англии папским легатом Германии, Венгрии и Богемии, чтобы возглавить силы крестоносцев. Крестоносцы потерпели поражение в битве при Тахове.

    Гуситы несколько раз вторгались в некоторые части Германии, но они не пытались навсегда оккупировать какую-либо часть страны.

    Корибут был заключен в тюрьму в 1427 г. по подозрению в заговоре с целью сдачи войск гуситов Сигизмунду Венгерскому. Он был освобожден в 1428 году и участвовал во вторжении гуситов в Силезию.

    Через несколько лет Корибут вернулся в Польшу со своими людьми. Корибут и его поляки очень не хотели уезжать, но папа пригрозил объявить крестовый поход против Польши, если они этого не сделают.

    Славные прогулки (Chevauchée)

    Во время гуситских войн гуситы совершали набеги на многие приграничные страны. Гуситы называли их Spanilé jízdy («славные повозки»). Особенно под предводительством Прокопа Великого гуситы вторглись в Силезию, Саксонию, Венгрию, Лужицу и Мейсен. Эти набеги были совершены против стран, которые снабжали немцев людьми во время антигуситских крестовых походов, чтобы предотвратить дальнейшее участие. Однако набеги не возымели должного эффекта; эти страны продолжали поставлять солдат для крестовых походов против гуситов.

    Во время войны между Польшей и Тевтонским орденом некоторые отряды гуситов помогали полякам. В 1433 году гуситская армия численностью 7000 человек прошла через Ноймарк в Пруссию и захватила Диршау на реке Висла. В конце концов они достигли устья Вислы, где она впадает в Балтийское море недалеко от Данцига. Там они устроили великое празднование победы, чтобы показать, что ничто, кроме океана, не может остановить гуситов. Прусский историк Генрих фон Трейчке позже писал, что они «приветствовали море дикой чешской песней о божьих воинах и наполнили свои фляги рассолом в знак того, что Балтика снова повиновалась славянам».

    Мирные переговоры

    Почти непрерывная череда побед гуситов свела на нет все надежды подавить их силой оружия. Более того, подчеркнуто демократический характер гуситского движения побудил немецких князей, опасавшихся распространения подобных идей на их собственные страны, желать мира. Многие гуситы, особенно утраквистское духовенство, также выступали за мир. Переговоры с этой целью должны были состояться на Вселенском соборе в Базеле, который был созван на 3 марта 1431 г. Римский престол неохотно согласился на присутствие еретиков на этом соборе, но с негодованием отверг предложение гуситов, Восточная Православная Церковь и представители всех христианских вероисповеданий также должны присутствовать. Прежде чем окончательно дать свое согласие на мирные переговоры, Римская церковь решила сделать последнюю попытку подчинить гуситов; это привело к пятому крестовому походу против гуситов.

    Пятый антигуситский крестовый поход

    01 августа 1431 года большая армия крестоносцев под командованием Фридриха I, курфюрста Бранденбургского, в сопровождении папского легата кардинала Чезарини пересекла чешскую границу. 8 августа крестоносцы подошли к городу Домажлице и начали его осаду. 14 августа прибыла гуситская армия помощи, усиленная примерно 6000 польских гуситов под командованием Прокопа Великого, и она полностью разгромила крестоносцев в битве при Домажлицах. Согласно легенде, увидев гуситские знамена и услышав их боевой гимн «Ktož jsú boží bojovníci» («Вы воины Бога»), вторгшиеся папские войска немедленно обратились в бегство.

    Новые переговоры и поражение радикальных гуситов

    15 октября 1431 года Базельский собор официально пригласил гуситов принять участие в его обсуждениях. Последовали длительные переговоры, но 4 января 1433 года в Базель прибыло гуситское посольство во главе с Прокопом, в состав которого входили Иоанн Рокиканский, таборитский епископ Николай Пелгржимовский, «английский гусит» Питер Пейн и многие другие. но переговоры не были прерваны, и изменение политического положения Богемии в конце концов привело к урегулированию.

    В 1434 году снова разразилась война между утраквистами и таборитами. 30 мая 1434 года таборитская армия под предводительством Прокопа Великого и Прокопа Меньшего, которые оба пали в битве, потерпела полное поражение и почти уничтожена в битве при Липанах.

    Польское гуситское движение также подошло к концу. Польские королевские войска под командованием Владислава III Варненского нанесли поражение гуситам в битве при Гротниках в 1439 году, положив конец гуситским войнам.

    Мирное соглашение

    Таким образом, умеренная партия взяла верх и хотела найти компромисс между советом и гуситами. Он сформулировал свои требования в документе, который был принят Римской церковью в несколько измененном виде и известен как «компакты». Договоры, в основном основанные на пражских статьях, провозглашают, что:

    1. Святое Таинство должно быть дано бесплатно в обоих видах всем христианам в Богемии и Моравии, а также тем, кто в других местах придерживается веры этих двух стран.
    2. Все смертные грехи должны быть наказаны и искоренены теми, чья обязанность это сделать.
    3. Слово Божие должно свободно и правдиво проповедоваться священниками Господними и достойными диаконами.
    4. Священники во времена закона благодати не должны претендовать на владение мирским имуществом.

    5 июля 1436 г. договоры были официально приняты и подписаны в Йиглаве (Иглау) в Моравии королем Сигизмундом, гуситскими делегатами и представителями Римско-католической церкви. Последний, однако, отказался признать архиепископом Праги Иоанна Рокиканского, избранного на этот сан сословиями Богемии.

    Последствия и наследие

    Утраквистское вероучение, часто меняющееся в деталях, продолжало оставаться символом официальной церкви Богемии до тех пор, пока все некатолические религиозные службы не были запрещены вскоре после битвы на Белой Горе в 1620 году. Партия таборитов так и не оправился от поражения при Липанах, а после того, как город Табор был захвачен Георгием Подебрадским в 1452 году, здесь установилось утраквистское религиозное поклонение. Чешские братья (Unitas Fratrum), интеллектуальным основоположником которых был Петр Хельчицкий, но фактическими основателями которых были брат Григорий, племянник архиепископа Рокицана, и Михаил, викарий Жамберка, в определенной степени продолжили традиции таборитов, а в 15 и 16 вв. века включали в себя большинство сильнейших противников Рима в Богемии.

    Дж.А. Коменский (Коменский), член Братства, утверждал от имени членов своей церкви, что они являются подлинными наследниками доктрин Гуса. После начала немецкой Реформации многие утраквисты в значительной степени приняли доктрины Мартина Лютера и Жана Кальвина и в 1567 г. добились отмены Компактов, которые уже не казались достаточно далеко идущими. С конца 16 века наследники гуситской традиции в Богемии были включены в более общее название «протестанты», которое носили сторонники Реформации.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *