Иван III — государь всея Руси (комплект из 3 книг) (Валерий Язвицкий)
2 520 ₽
2 004 ₽
+ до 378 баллов
Бонусная программа
Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.
Купить
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В наличии 5 шт
В наличии в 6 магазинах. Смотреть на карте
5
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Правители остаются в истории и народной памяти за разные заслуги и «заслуги». Кто-то знаменит своими военными победами, кто-то реформами, кто-то чудачествами, неуемной жадностью, легендарным чревоугодием, звериной жестокостью, любвеобилием или непроходимой глупостью.

Описание
Характеристики
Правители остаются в истории и народной памяти за разные заслуги и «заслуги». Кто-то знаменит своими военными победами, кто-то реформами, кто-то чудачествами, неуемной жадностью, легендарным чревоугодием, звериной жестокостью, любвеобилием или непроходимой глупостью. Масштабная эпопея В.И. Язвицкого «Иван III — государь всея Руси» вышла в свет в 1955 году. Художественное по форме произведение основано на глубоком изучении автором исторических источников, а потому является, пожалуй, лучшим из того, что написано о личности и времени правления Ивана III. Правда, надо сказать, что написано не так уж много. Романовы, стремясь укорениться в пантеоне древнейших западных династий, не поощряли прославления Рюриковичей, что Первый Великий конечно же сказывалось и в официальной историографии, и в художественной литературе. Поэтому, сколь ни удивительно, но первое крупное повествование об Иване III появилось только в советские годы, когда отечественная историческая школа освободилась от цензурных рамок Российской империи (попав сразу же в другие рамки).
Терра
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Иван III — государь всея Руси (комплект из 3 книг)» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
Валерий Язвицкий
«Иван III — государь всея Руси (комплект из 3 книг)» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Государь всея Руси Иван III
https://radiosputnik.ria.ru/20230122/1846525985.html
Государь всея Руси Иван III
Государь всея Руси Иван III — Радио Sputnik, 22.01.2023
Государь всея Руси Иван III
22 января 1440 года родился великий князь Московский Иван III Васильевич. Радио Sputnik, 22.01.2023
2023-01-22T00:55
2023-01-22T00:55
2023-01-22T00:56
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/16/1846525897_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_44d1fd01ba883abd85651d6b4944a521.jpg
Государь всея Руси Иван III
22 января 1440 года родился великий князь Московский Иван III Васильевич.
Он объединил вокруг Москвы значительную часть русских земель. Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Дмитров, Вятка, Пермь, Белозерск вошли в состав единого государства. Эти достижения были закреплены в Судебнике 1497 года. Кодекс законов стал ключевым этапом в процессе «собирания» русских земель и усиления централизации власти. Судебник окончательно оформил поместную систему, благодаря которой появился многочисленный класс служилого дворянства, ставшего основной опорой государства. Дворянин получал земельное поместье только на срок службы. И эта земля, в отличие от вотчины, оставалась государственной. Поместья станут дворянской собственностью только в правление Петра I. Тогда же будет узаконена и та крепостная зависимость крестьян, которая всем известна по произведениям классиков.
При Иване III была формально прекращена зависимость от Орды, хотя по факту это случилось раньше. Тогда же появился один из титулов русских государей – «самодержец». То есть «сам держит власть», ни от кого не зависит. Ивана III стали называть Государем всея Руси.
Он сделал двуглавого орла государственным символом России. При нем также начался достаточно регулярный обмен посольствами со странами Европы. В частности, итогом визита посольства боярина Семена Ивановича Толбузина к венецианскому дожу стало приглашение в Россию знаменитого архитектора Аристотеля Фьораванти, который возвел Успенский собор Московского Кремля.
audio/mpeg
Государь всея Руси Иван III
22 января 1440 года родился великий князь Московский Иван III Васильевич.
Он объединил вокруг Москвы значительную часть русских земель. Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Дмитров, Вятка, Пермь, Белозерск вошли в состав единого государства. Эти достижения были закреплены в Судебнике 1497 года. Кодекс законов стал ключевым этапом в процессе «собирания» русских земель и усиления централизации власти. Судебник окончательно оформил поместную систему, благодаря которой появился многочисленный класс служилого дворянства, ставшего основной опорой государства. Дворянин получал земельное поместье только на срок службы. И эта земля, в отличие от вотчины, оставалась государственной. Поместья станут дворянской собственностью только в правление Петра I. Тогда же будет узаконена и та крепостная зависимость крестьян, которая всем известна по произведениям классиков.
При Иване III была формально прекращена зависимость от Орды, хотя по факту это случилось раньше. Тогда же появился один из титулов русских государей – «самодержец». То есть «сам держит власть», ни от кого не зависит. Ивана III стали называть Государем всея Руси.
Он сделал двуглавого орла государственным символом России. При нем также начался достаточно регулярный обмен посольствами со странами Европы. В частности, итогом визита посольства боярина Семена Ивановича Толбузина к венецианскому дожу стало приглашение в Россию знаменитого архитектора Аристотеля Фьораванти, который возвел Успенский собор Московского Кремля.
audio/mpeg
22 января 1440 года родился великий князь Московский Иван III Васильевич.Он объединил вокруг Москвы значительную часть русских земель. Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Дмитров, Вятка, Пермь, Белозерск вошли в состав единого государства. Эти достижения были закреплены в Судебнике 1497 года. Кодекс законов стал ключевым этапом в процессе «собирания» русских земель и усиления централизации власти. Судебник окончательно оформил поместную систему, благодаря которой появился многочисленный класс служилого дворянства, ставшего основной опорой государства. Дворянин получал земельное поместье только на срок службы. И эта земля, в отличие от вотчины, оставалась государственной. Поместья станут дворянской собственностью только в правление Петра I. Тогда же будет узаконена и та крепостная зависимость крестьян, которая всем известна по произведениям классиков.При Иване III была формально прекращена зависимость от Орды, хотя по факту это случилось раньше. Тогда же появился один из титулов русских государей – «самодержец». То есть «сам держит власть», ни от кого не зависит. Ивана III стали называть Государем всея Руси.Он сделал двуглавого орла государственным символом России. При нем также начался достаточно регулярный обмен посольствами со странами Европы. В частности, итогом визита посольства боярина Семена Ивановича Толбузина к венецианскому дожу стало приглашение в Россию знаменитого архитектора Аристотеля Фьораванти, который возвел Успенский собор Московского Кремля. При Иване III началось интенсивное строительство в столице. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены ныне существующие кирпичные стены.
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/16/1846525897_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_425e1bb840ffa5aa7a9ac5111b6b47c7.jpg
1920
1920
true
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
22 января 1440 года родился великий князь Московский Иван III Васильевич.
Он объединил вокруг Москвы значительную часть русских земель. Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Дмитров, Вятка, Пермь, Белозерск вошли в состав единого государства. Эти достижения были закреплены в Судебнике 1497 года. Кодекс законов стал ключевым этапом в процессе «собирания» русских земель и усиления централизации власти. Судебник окончательно оформил поместную систему, благодаря которой появился многочисленный класс служилого дворянства, ставшего основной опорой государства. Дворянин получал земельное поместье только на срок службы. И эта земля, в отличие от вотчины, оставалась государственной. Поместья станут дворянской собственностью только в правление Петра I. Тогда же будет узаконена и та крепостная зависимость крестьян, которая всем известна по произведениям классиков.
При Иване III была формально прекращена зависимость от Орды, хотя по факту это случилось раньше. Тогда же появился один из титулов русских государей – «самодержец». То есть «сам держит власть», ни от кого не зависит. Ивана III стали называть Государем всея Руси.
Он сделал двуглавого орла государственным символом России. При нем также начался достаточно регулярный обмен посольствами со странами Европы. В частности, итогом визита посольства боярина Семена Ивановича Толбузина к венецианскому дожу стало приглашение в Россию знаменитого архитектора Аристотеля Фьораванти, который возвел Успенский собор Московского Кремля. При Иване III началось интенсивное строительство в столице. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены ныне существующие кирпичные стены. В этом строительстве, наряду с русскими зодчими, участвовали итальянцы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и другие.
Кстати, Ивана III величали, как впоследствии и его внука, Грозным. И это не личностная характеристика, а скорее своеобразный титул. Как писал Карамзин в своей «Истории», ему первому дали в России имя Грозного, но в похвальном смысле: грозного для врагов и строптивых ослушников.
Российско-украинский кризис может определить будущее суверенитета
Нынешний кризис на российско-украинской границе, помимо непосредственных последствий для европейской безопасности, подчеркивает непреходящую важность государственного суверенитета как определяющего принципа в мировой политике, несмотря на частые заявления о том, что глобализация сделала его устаревшим. Это также обнажает тенденцию правительств использовать, отвергать или перетолковывать этот основополагающий принцип в соответствии со своими ситуационными потребностями. На самом деле глобальная стабильность сейчас зависит от того, смогут ли Соединенные Штаты и Европейский союз подтвердить и защитить центральное место государственного суверенитета от попыток России его отвергнуть.
С одной стороны, ситуация на Украине, казалось бы, перевернула с ног на голову давнюю российскую и западную риторику о суверенитете. Россия, в прошлом самозваная поборница вестфальской нормы невмешательства в ООН, теперь имеет 100 000 солдат, готовых вторгнуться, захватить территорию и, возможно, подавить независимость своего соседа. Между тем, западные страны, которые после окончания холодной войны первыми ввели доктрины «условного» суверенитета, в соответствии с которыми поддержка государством терроризма, совершение массовых злодеяний или участие в других неправомерных действиях сводят на нет его авторитет, стали сторонниками жесткой линии суверенитета. , характеризуя действия России как угрозу мировому порядку и настаивая на абсолютном праве Украины самостоятельно определять свой геополитический расклад.
Подробнее:
Украина
Суверенитет
Россия
Дипломатия и международные институты
Международное право
Реальность, конечно, намного сложнее. Явная защита Кремлем государственного суверенитета в прошлом была сосредоточена на защите авторитарных режимов, в том числе и российского, от вмешательства Запада в усилия по продвижению прав человека, демократии и открытых обществ, а также от военного вмешательства. Например, Россия отклонила почти все усилия Совета Безопасности ООН по проверке режима Башара Асада в Сирии, который поддерживает Кремль.
Весь мир на этой неделе
Еженедельный дайджест последних новостей CFR о самых важных событиях недели в области внешней политики, включающий краткие сведения, мнения и разъяснения.

Просмотреть все бюллетени >
Здесь поучительно отношение России к киберпространству и управлению Интернетом. Москва настаивает на том, что Россия и единомышленники-головократы имеют абсолютную прерогативу управлять интернетом по своему усмотрению, отвергая попытки Запада создать международные стандарты управления интернетом, основанные на свободном потоке информации и идей. Но в то же время Кремль не испытывает никаких сомнений по поводу вмешательства в кибер-дело свободных наций, в том числе с помощью изощренных кампаний по дезинформации и вмешательства в выборы, как это было во время президентских выборов в США в 2016 и 2020 годах.
Россия также мало уважает территориальную целостность и политическую автономию государств в своем «ближнем зарубежье». После распада Советского Союза — события, которое президент России Владимир Путин назвал «величайшей геополитической катастрофой» двадцатого века, — Кремль упорно стремился расширить свой контроль над постсоветскими территориями из отколовшейся провинции Приднестровье в Молдове. в Казахстан. Наиболее яркими примерами являются вторжение России в Грузию в 2008 году и, что более важно, ее аннексия Крыма в 2014 году и вооружение сепаратистов в украинском Донбассе. Путин, похоже, полон решимости интегрировать Украину и Беларусь в исключительную сферу влияния, если не полностью включить их в состав России. Настойчивое требование Запада о том, что Украина должна сохранить суверенное право на вступление в НАТО, не говоря уже о Европейском союзе, является анафемой в этой повестке дня.
Может показаться, что ситуация на Украине перевернула с ног на голову давнюю российскую и западную риторику о суверенитете.
Путин обосновывает свою позицию, утверждая, что Украина не является реальной страной, что украинцы и русские — «один народ» и что, соответственно, настоящий суверенитет Украина может иметь только в составе самой России. Такое отношение проистекает из символической центральной роли Украины в русской национальной идентичности как места зарождения Киевской Руси, средневекового славянского государства, от которого сегодня ведут свое происхождение русские, белорусы и украинцы. По этому аргументу тот факт, что Крым, две трети населения которого составляют русские, был подарен Украине тогдашним советским лидером Никитой Хрущевым только в 1954 как «символ братских уз» между двумя народами лишь подкрепляет утверждения об искусственности Украины как национального образования.
Что касается Донбасса, Путин назвал этот регион Новороссия , или Новая Россия, термин, используемый Российской империей в 18 веке. Как услужливо объяснил госсекретарь США Энтони Блинкен во время выступления 20 января в Берлине, Путин «закладывает основу для вторжения, потому что не верит, что Украина является суверенным государством».
Подробнее:
Украина
Суверенитет
Россия
Дипломатия и международные институты
Международное право
Позиция Путина отвергает Будапештский меморандум, обязательство 1994 года, подписанное совместно Россией, Соединенными Штатами и Соединенным Королевством, в котором они согласились уважать независимость и суверенитет Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия. С тех пор, как Россия захватила Крым в 2014 году, Соединенные Штаты, Европейский союз и Великобритания настаивают на восстановлении территориальной целостности Украины, призывая Москву и Киев урегулировать конфликт на Донбассе путем переговоров с использованием Минских соглашений при посредничестве Франции. и Германия в качестве отправной точки.
Администрация Байдена и ее коллеги из Европейского Союза приложили усилия, чтобы выступить единым фронтом, несмотря на опасения европейцев, особенно в Германии, что это может поставить под угрозу многомиллиардный проект газопровода «Северный поток 2». На прошлой неделе НАТО перевела свои силы в режим готовности и поспешила отправить войска, авиацию и военно-морские силы на свой восточный фланг: в Эстонию, Литву, Латвию и Польшу. По словам Блинкена, администрация Байдена была недвусмысленна в своих беседах с Москвой: «Мы ясно заявляем, что есть основные принципы, которые мы обязуемся поддерживать и защищать, включая суверенитет и территориальную целостность Украины, а также право государств выбирать свою собственную меры безопасности и союзы».
И все же трансатлантическая солидарность осложняется историческим и недавним европейским опытом суверенитета — в данном случае не суверенитета других, а их собственного. С момента создания Европейского сообщества угля и стали в 1951 году страны континентальной Европы предприняли важные шаги для объединения национального суверенитета в общих интересах, в том числе в рамках наднациональных институтов Европейской комиссии в Брюсселе и Европейского парламента в Страсбурге.
Эти усилия были гораздо более впечатляющими в экономической и, в некоторой степени, во внешней политике, чем в сфере обороны. Результатом стал Европейский Союз, который является тяжеловесом в экономическом и дипломатическом отношении, но является легчайшим военным грузом, постыдно зависящим от военной мощи США и являющимся верховным главнокомандующим союзников США в НАТО. Среди лидеров ЕС президент Франции Эммануэль Макрон наиболее активно выступал за то, чтобы Европа развивала «стратегическую автономию» — способность действовать в одиночку, в том числе посредством крупных инвестиций в общую оборону. Но Европа остается гражданской державой, к его большому огорчению и радости Путина. Более того, наднациональные посягательства на национальный суверенитет вызвали политическую негативную реакцию в некоторых странах ЕС, в том числе, что наиболее очевидно, в Соединенном Королевстве, где оно послужило основным толчком для Brexit, шага, который, возможно, ослабил глобальные устремления обоих блоков и само Соединенное Королевство.
Наконец, есть Соединенные Штаты, которые все еще не оправились от дипломатических последствий администрации бывшего президента Дональда Трампа, когда иррациональные опасения по поводу утраты национального суверенитета — лучше всего иллюстрируется лозунгом «Америка прежде всего» — сотрясали внешнюю политику США и удивлял даже своих самых стойких союзников. С тех пор Байден подтвердил приверженность США НАТО, партнерству между США и ЕС и защите открытого, связанного правилами мира. Но продолжающееся влияние трампизма на Республиканскую партию дало политикам и общественности за границей основания сомневаться в авторитете страны и ее стойкости, особенно с учетом перспективы еще одного гипернационалистического поворота после президентских выборов 2024 года. Эти сомнения открывают дверь для потенциального слома решимости Запада, как раз в тот момент, когда он сталкивается с самым серьезным кризисом мирового порядка за последние десятилетия.
Архангельский собор: Кремль
Строительство Архангельского собора в 1505-1508 годах ознаменовало завершение работ по перестройке великокняжеской резиденции, задуманной и осуществленной при Иване III, великом князе и государе «всея Руси» (1462-1505). При его правлении было достигнуто объединение русских земель, избавившихся от монголо-татарского ига в 1480 г., что повысило международный авторитет быстро набиравшего силу Московского государства. Этот процесс отразился в развернувшихся в Кремле грандиозных стройках. В идеологической программе, лежавшей в основе застройки Московского Кремля, по замыслу их уполномоченного, примечательная часть отводилась Архангельскому собору, главному великокняжескому собору, который должен был стать усыпальницей московских князей и царей. К этому собору, по традиции посвященному архангелу Михаилу, покровителю великих князей в их ратных подвигах, приходили молиться перед походом в бой или отъездом в Орду, прося терпения и силы духа. Здесь принимали присягу их младшие братья, здесь шел царь во главе торжественной процессии после коронации.
Архангельский собор, построенный под руководством итальянского архитектора Алевизио Нови, стоит на открытой площадке у края Боровицкой горы и может считаться самым оригинальным из всех памятников, составляющих целостный ансамбль Соборной площади Кремля. Новый собор, построенный на месте небольшой белокаменной церкви, возведенной в 1333 году при Иване Калите (1325-1341), был не только выше и крупнее своего предшественника; он поражал современников своим необыкновенным сходством с итальянским палаццо.
Фасады Архангельского собора покрыты четко выраженным строгим ордерным декором: причудливо профилированный цоколь увенчан двумя рядами пилястр, увенчанных резной капителью коринфского ордера. Бутафорская аркада, верхняя часть из широких решетчатых панелей, украшает нижнюю часть стены. Строгие линии карнизов подчеркивают его горизонтальные участки. Полукруглые фронтоны закомара, некогда украшенные необычной для русского храма готикой, представляют собой круглые окна-медальоны в центральном закомаре западного фасада. Первоначальные двухцветные фасады, сочетающие краснокирпичные стены с белыми декоративными деталями, также подчеркивали ордерную архитектуру.
Характерный для итальянской архитектуры ордерный декор как бы «наложен» Алевизио-Нови на исконно русскую строительную схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническими пятью куполами и закомарной остроконечной крышей. В его внутренней структуре обнаруживается определенная связь с древнерусским зодчеством. Характерной чертой является разрезной интерьер, окруженный массивными колоннами почти квадратной формы, разделяющими здание на три нефа.
По русской традиции Але Визио устроил в западной части собора хорий-галерею для семьи великого князя во время службы. К основному зданию примыкала узкая четырехэтажная постройка. Своеобразный Хори на своем третьем этаже вдавался внутрь главного корпуса в виде большого двуарочного окна. Нововведением стала форма главного входа в собор, выполненная в виде перспективного портала, вложенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образовывала паперть. Белокаменные порталы, увенчанные резными акротериями, украшены характерными для итальянского Возрождения мелкоточеными стилизованными растительными узорами.
Со временем Архангельский собор претерпел ряд изменений, изменивших его первоначальный вид. Во второй половине XVI в. к его восточной стене были пристроены два придела: Покровский, позже переименованный в придел св. Уара, и придел Иоанна Предтечи. В свое время на северную, западную и южную стены собора была наложена открытая галерея, предназначенная для приема почетных гостей во время торжественных церемоний. В 18 в. галерея была снесена, а центральный купол утратил былую шлемовидную форму и приобрел форму «луковичного купола»; южный фасад был частично перекрыт белокаменными контрфорсами, закомарные фронтоны приобрели стрельчатые очертания и утратили декоративную завершенность. Очевидно, в это время своды и купола утратили свою первоначальную черно-красную глазурованную поверхность. В 19века к южной стене собора была пристроена двухэтажная палата для служителей церкви, перестроенная в 20 веке в одноэтажную.
Нынешние росписи внутри Архангельского собора выполнены в 1652-1666 годах при царе Алексии Михайловиче, по приказу которого было «покрыть храм Архангела Михаила заново настенными росписями, сняв все прежнее», так как росписи XVI века, выполненные в время царя Ивана IV начало сходить на нет к середине 17 века. Перед началом работы был составлен письменный учет всех первоначальных композиций и мест их расположения, что позволило сохранить основную идею и композиционную схему росписей XVI века.
Система их сидения и композиция этих росписей весьма необычны. Вместо традиционного изображения Христа Вседержителя на центральном куполе изображена композиция «Отечество», иллюстрирующая христианское учение о триединой природе Бога: «Итак, три свидетеля, Дух, вода и кровь. , и три суть одно» (1 Ин. 5,7). В огненно-красном круге Славы Отец в белых одеждах стоит на коленях в Сыне. Между ними парит белый голубь, обозначающий Святой Дух. Вера в Троицу занимает центральное место в православном символе, состоящем из двенадцати апостолов, являющемся кратким изложением основных доктрин христианской веры. На северной стене главного свода изображен первый Всеобщий собор Церкви, созванный в Никее в 325 году по инициативе Константина Великого. Собор установил Символ Веры и единства царской власти с христианством. Отныне забота об укреплении церкви и защите веры стала первоочередной задачей государства. «Отечество», повторяющееся в центральной части главного свода, открывает цикл композиций, посвященных Символу Веры. Сцены «Благовещение» и «Рождение Христа», изображенные на южной стене свода, интерпретируют третий элемент символа: «Он пришел с небес, чтобы спасти нас, воплотившись в человеке от Святого Духа и Девы Марии». Тема звучит могучим аккордом на западной стене собора, где собирается из соседних сводов.
Перед нашим взором предстает грандиозная панорама зарождающегося мира: от сотворения мира Богом до Судного дня, решающего конечные судьбы живых и мертвых.
На южной и северной стенах изображены композиции, посвященные подвигам архангела Михаила, первого поднявшегося на борьбу с сатаной. В цикле «Подвиги» много места отведено сюжетам на военную тематику. Это не случайно: идея росписей возникла во времена победоносных войн Ивана Грозного, где царь сравнивался с библейским Гедеоном, победившим неверных, и императором Константином, много сделавшим для признания христианства. вера. Третий этаж южной стены показывает победу израильтян под предводительством Гедеона над войсками Мадиам. Эта библейская сцена была связана с победами Ивана Грозного над Казанским и Астраханским ханствами, ибо на Руси татары считались потомками библейских мадийцев.
На северной стене изображено «Явление Звездного Креста императору Константину», предвещающее победу над Максенцием, последним императором, пытавшимся возродить былое величие языческого Рима. Эта победа императора Константина положила начало возникновению христианства как государственной религии. Божественная помощь в борьбе с нехристианами – основная идея композиций, где главным действующим лицом является Архангел Михаил, поборник христианской веры. Один удар его меча наполняет трепетом сердца врагов и вселяет уверенность в ряды христиан. Не кто иной, как Архангел Михаил, был послан к императору Константину, отдыхающему в его шатре, чтобы истолковать явление звездного креста, символа победы над язычниками.
Тема «нескупости» нашла отражение и в росписи собора. Его главные герои выступили против накопления богатства и земли совершенством. Пять композиций на втором этаже южной стены рассказывают о мальчике Василии, нашедшем золото. Мальчик сообщил о сокровище настоятелю монастыря и был послан вместе с несколькими монахами за сокровищем. Монахи присвоили золото и утопили мальчика. Вернувшись в монастырь, они сказали отцу, что Василий обманул их и убежал. Архангел Михаил спас мальчика из глубоких вод и перенес его в монастырь. Злодеяния монахов были разоблачены; они раскаялись и вернули золото. История появления отрока Василия в Княжеском монастыре на Афоне была известна на Руси уже в XV веке. В XVI веке митрополит Макарий включил его в состав «Великих Миней-Четий» — многоколоночного собрания житий святых. Появление этого сюжета на стенах Архангельского собора было, по-видимому, связано с критикой церковного землевладения, начатой в 1550 г. на «Стоглавом» церковном соборе с целью закрепления единогосударственной политики московского государя.
Единая государственность, благословленная церковью, союз государства и церкви — основная идея росписи в Великокняжеском соборе. Идея царской родословной окончательно оформилась лишь в середине XVI века и получила наиболее полное отражение в «Книге царской родословной», изображающей русскую историю как единую цепь святых московских государей и предков их, «богоизбранных». скипетристы», которые своими боевыми подвигами заслужили «Венок Славы» в борьбе с еретиками за «Чистоту веры». Идея прославления родословной великих князей и царей во всей своей живости и последовательности выражена в Архангельском соборе. На колоннах и вдоль первого яруса настенных росписей размещено более 60 условных портретов русских князей. Эта уникальная галерея открывается изображениями княгини Ольги, «предтечи русского богопочитания» (восточная грань северо-западного столба, второй этаж) и великого князя киевского Владимира Святославича, крестившего Русскую землю (западная грань северо-восточного столба, второй этаж). На смежных гранях того же столпа изображены сыновья Владимира – Борис и Глеб, погибшие в междоусобной брани за киевский престол и за мученическую кончину канонизированные. Первые русские святые Борис и Глеб почитались в Древней Руси как покровители русских воинов в защите родной земли от врагов.
Великое княжество Владимирское представлено прежде всего в образе Андрея Боголюбского (северная грань юго-восточного столба, первый этаж), грозного и влиятельного воеводы, первого князя, отвергнувшего киевский престол. Впервые главная роль среди всех русских княжеств досталась Владимиро-Суздальской земле. На северной грани юго-восточного столба (первый этаж) изображен великий князь Владимирский Александр Невский, доблестный военачальник, известный своей мудрой политикой. Его сын Даниил был родоначальником династии московских князей и «первым поднял авторитет московских князей, оставив долгую память о добром, справедливом, благоразумном правителе и возвысив Москву на место Владимир» (Н.М.Карамзин). Сын Даниила Иван Калита уже был великим князем московским. Архангельский собор является старинным захоронением московских правителей, отсюда и довольно полная генеалогия московских князей, представленная на росписях. На стенах собора над гробницами — «вероятные» портреты занесенных останков великих и придаточных князей. Среди них великие князья Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской, Иван III и Василий III, внесшие большой вклад в рост авторитета Москвы и создание единого Русского государства (первый этаж южной стены).
В росписи Архангельского собора принимали участие 92 живописца, отобранные известным иконописцем XVII века Симоном Ушаковым, среди них Стефан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Федор Зубов и Федор Козлов – живописцы из Оружейная палата Московского Кремля, Иосиф Владимиров из Ярослави, Гурий Никитин и Сила Савин из Костромы среди талантливых мастеров из других городов России. Росписи Архангельского собора монументальны и величественны, что свидетельствует о явном стремлении мастеров к простору и одновременно к простой и ясной композиции, не отягощенной сюжетными деталями. Изображенные события показаны в их постепенном развитии, движения персонажей сдержанны и внутренне приземлены. Вытянутые пропорции придают фигурам особую элегантность. Лики написаны твердой пластичной рукой, в технике мягкой живописи, характерной для иконописи XVII века. Богатые княжеские одежды украшены разнообразным орнаментом, напоминающим узоры богатых привозных тканей, популярных в Древней Руси. Цветовая гамма сохранена. С чистыми цветами: золотисто-желтым, зеленым, голубым, голубым, розовым и красным. Особая «безмятежность» цветовой гармонии, ее неотъемлемое единство со свежим мироощущением — отличительная черта собора.
Обычай использовать храм как усыпальницу перешел на Русь из Византии, где почитали тех, кто «и после смерти не умер»: царей, сановников и патриархов. Этот обычай породил династию страгглов. Родовые гробницы обычно посвящались архангелу Михаилу, который, согласно христианской мифологии, вел усопшего в царство мертвых. Семейным некрополем такого рода был Архангельский собор в Московском Кремле. Начиная с 14 века здесь хоронили представителей правящих династий Москвы: родов Рюриков и Романовых. Погребения князей-рюриковичей проходят вдоль стен собора в определенном порядке. Южная стена предназначалась для великих князей и близких родственников великих князей, северная — для попавших в опалу князей, приговоренных к смерти. Дополняют их захоронения князей Стравинских – Владимира Андреевича и его сына Василия, жертв опричнины Ивана Грозного.
Особое внимание Иван Грозный уделил строительству собственной усыпальницы в южной (дьяконской) части алтарного помещения. Необходимость в особом склепе была вызвана присвоенным ему титулом «царь», актом, прочно утвердившим самодержавие в России, развившееся к XVI веку в сильное единое государство. Рядом захоронения сыновей Ивана: Ивана Ивановича, павшего жертвой отцовского гнева, и Федора Ивановича, наследника своего отца. В усыпальнице Ивана Грозного сохранились частично росписи XVI века, обнаруженные при реставрационных работах 19 века.53-1956. Главной достопримечательностью является композиция «Прощание с семьей на смертном одре». На ней изображен умирающий герцог со старшим сыном, стоящим у изголовья кровати, плечи которого умирающий герцог обнимает правой рукой. У изножья кровати сидит герцогиня с младшим сыном на коленях. На заднем плане ангелы и сатана борются за душу умирающего. Сцена соответствует описанию последних мгновений жизни Василия III, отца Ивана Грозного, как описано в «Книге царского родословия».
В 1963 г. усыпальницы дьяконской ниши вскрыты для археологических исследований. Известный антрополог М.М. Герасимов по останкам, обнаруженным в саркофагах, восстановил внешний облик царей Ивана Грозного и Федора Ивановича.
Архангельский собор также является местом упокоения младшего сына Ивана, князя Дмитрия, умершего в 1591 году в Углише в возрасте восьми лет. В 1605 году он был канонизирован как невинно убитый младенец: по одной из версий, его убили люди Бориса Годунова. С 1606 г. рак с мощами князя Дмитрия стоит у юго-восточного столпа. В 1630-х годах над могилой установили резной белокаменный балдахин с ажурной литой бронзовой решеткой, идущей по нижней части: стилизованные лианы обвивают фигурки единорогов, символизирующих, согласно христианской мифологии, чистоту и невинность.
Усыпальницы династии Романовых расположены у основания столпов в центральной части собора. Это место упокоения основателей династии Романовых: царя Михаила Федоровича и царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Ивана Алексеевича – отца и сводных братьев Петра Великого. После основания Санкт-Петербурга как новой столицы Архангельской области собор в Москве утратил свое значение как усыпальница царских особ. В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга хоронили российских императоров, начиная с Петра Великого. С тех пор здесь был похоронен только император Петр II, внук Петра Великого, умерший в 1730 году: он умер в Москве от оспы. Всего в соборе 46 надгробий. Умерших хоронили в белокаменных саркофагах, которые закапывали под пол. В первой половине XVII в. над погребениями были установлены кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными мелкорезным растительным орнаментом и славянской письменностью. В начале 20 века надгробия заключали в медно-стеклянные сосуды.
Сохранившийся до наших дней иконостас Архангельского собора выполнен из четырех рядов: Пророческого, Деисусного, Церковно-Праздничного и Поместного. Над Пророческим хребтом находится Распятие с Богоматерью и Иоанном Богословом на переднем плане, вырезанное из дерева и расписанное художниками Федором Зубовым и Михаилом Милютиным. В ряду пророков изображены пророки Ветхого Завета, держащие в руках развернутые свитки с текстами их пророчеств о Воплощении – явлении на землю Иисуса Христа Спасителя. В центре гаммы БОГА Мать на престоле с младенцем Христом на коленях – образный рассказ пророчеств Исаии «Богородица во чреве приимет и родит сына, и назовут его Еммануил, что значит «Бог находится с нами». Предметом Деисусного чина является молитва Богу о человеческом подвиге Богородицы, подарившей труд Спасителя, и Иоанна Предтечи, последнего в роду христианских пророков, прямого предшественника Иисуса Христа-судьи, восседающего на престоле. в его славе. Этот главный образ объединяет все ряды иконостаса.
Диапазон церковных праздников изображает события из Нового Завета, которые торжественно отмечаются в церкви. Обычно праздничные иконы следуют ходу церковного года, дни которого посвящены христианским праздникам и святым. Однако иногда они следуют библейским событиям в хронологическом порядке. Последовательный порядок библейских событий соблюдается в левой части Ряда церковных праздников, изображающих Рождество Христово, День свечей, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие.
Нижний ярус иконостаса известен как Местный хребет. В его центре находятся Святые врата, символический вход в Царство Небесное, Рай. На северной и южной дверях, также ведущих к алтарю, находятся изображения ангелов и канонизированных диаконов, помогающих в таинствах. Вторая икона справа от Святых врат — церковный образ «Архангел Михаил и его Деяния», древнейший в иконостасе Архангельского собора. Художественные особенности изображения позволяют датировать икону 139 г.9, когда собор пользовался художественным даром греков-феспийцев, пришедших на Русь из Византии. В создании этого монументального образа пронизаны высокие гражданские идеалы: единство против врага и вера в окончательную победу, которые вдохновляли русский народ. Средневековая Русь верила в помощь своего небесного покровителя Архангела Михаила. На золотом фоне иконы выделяется величественная фигура Ангела в багряном плаще и блестящих доспехах с мечом в руке (рисунок меча почти исчез). «Твой образ огнен и прекрасен; благости», «чистое отражение божественного света» — такими словами воспевает его автор гимна, посвященного Архангелу Михаилу. Восемнадцать медальонов, окружающих центральную часть иконы, изображают Деяния Архангела Михаила, прославляя его как идеального воина, готового в любой момент бежать от всякого зла ради торжества добра. Древнерусский мастер создал эпический образ «совершенного полководца совершенного полка небесных сил», исполненного благородных чувств и непобедимой силы.
Весьма необычная композиция наблюдается во второй иконе слева от Царских врат, так называемой «Благовещение из Устюга». Своеобразие образа угадывается в воплощении принесенной Архангелом Гавриилом благой вести: на лоне Богородицы «как сквозь дымку» просматривается образ еще не родившегося младенца Христа. Икона написана во второй половине XVI века при Иване Грозном и является списком с одноименной Новгородской иконы XII века, привезенной в Москву после пожара 1547 года и сохранившейся в иконостасе. Благовещенского собора (ныне в Третьяковской галерее).
Все иконы во всех ярусах иконостаса, за исключением образа Церковного и «Благовещения из Устюга», написаны в 1679-1681 годах царскими иконописцами, возможно, работавшими под началом Федора Зубова, одного из лучших мастера Оружейной палаты и ближайший помощник известного живописца Симона Ушакова. Икона «Распятие» из праздничного чина — единственная, на которой стоит подпись художника «писано Михаилом Милютиным».
Все остальные иконы, следуя средневековой христианской традиции, остались неподписанными. Иконы XVII века выполнены в новой художественной манере с использованием правил линейной перспективы и активного светотеневого изображения фигур.
Долгое время считалось, что деревянная рама иконостаса конца XVII в. гладкая, а пышный декор его центральной части и местного хребта добавлены при реставрационных работах в интерьере собора после нашествия французы в 1812 г. Однако новейшие исследования дали достаточно доказательств того, что гладкие и резные формы возникли с самого начала, т. е. в конце 17 в. Безмятежный ритм гладких столбов в трех верхних ярусах сменяется в центральной части иконостаса натянутой игрой света и тени. Центральные колонны верхних ярусов и местного яруса покрыты богатой кружевной резьбой из виноградной лозы. Столбы увенчаны великолепными коринфскими капителями. Горельеф выполнен исключительно талантливыми мастерами XVII века в лучших традициях стиля «московского барокко», известного своей грандиозностью, сочностью и страстной приподнятостью. Первоначально резной декор иконостаса был золоченым и посеребренным с добавлением красной и синей краски. По-видимому, иконостас утратил свою полихромную окраску в 1853 г. после капитального ремонта рамы, после которого все резные элементы были вновь позолочены, а голубой фон заменен малиново-красным. В 1770-х годах Святые ворота с облупившейся краской были заменены новыми золочеными резными воротами, украшенными шестью овальными иконами, написанными на металле, с традиционным изображением Благовещения и четырех евангелистов в центре.
Архангельский собор – уникальный памятник культуры, вобравший в себя творческий дух итальянского зодчего и царских иконописцев. Росписи дают четкое изображение основных политических идей эпохи правления первого русского царя Ивана Грозного. Собор – неотъемлемая часть живой истории Кремля, Москвы и Российского государства.