Молния Зевса | это… Что такое Молния Зевса?
Битва Зевса и Тифона. Вазопись, ок. 550 до н. э.
Гигантомахия (?), ок. 540—510 до н. э.
Зевс и Гера на троне, ок. 500 до н. э.
Конец VI в.
Молния Зевса, устар. Зевесов перун — главное оружие и основной атрибут верховного бога-громовержца древнегреческой мифологии.
Одно из прозваний Зевса — Кераунос («Громовой») — свидетельствует о его способности создавать молнии[1]. Керавноболия (греч. Κεραυνοβολία, от keraunos — «гром» и boleo — «кидать, метать») — громовой удар, сверкание молнии[2]. Картину «Керавноболия» написал Апеллес[3]. Другой эпитет Зевса — Катайбат (греч. Kataibates — «Тот, кто спускается») — означает гром, который древние греки представляли в виде каменного топора либо просто камня («гром-камень»)[4].
Содержание
|
Вид
Материальное оружие, своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами[5]. Также изображалась как в виде пучка стрел либо одной волнообразно изогнутой стрелой (сравн. ваджра; зигзагообразный рунический знак)[2].
В геральдике, барочной живописи — она изображалась как пучок языков пламени или связка стрел, которые может держать в когтях орел.
Изготовители
- Молнии Зевсу выковали циклопы, в благодарность за то, что он вывел их из Тартара, заодно со своими братьями Аидом и Посейдоном. Имена первых трех циклопов: Бронт — «гром», Стероп — «молния» и Арг — «перун».
Зевс метал молнии в титанов (см. титаномахия).
- Гефест — позже ковал их для отца
- Конь Пегас был вознесен на Олимп и доставлял Зевсу молнии.
Убитые перуном Зевса
Были средь них киклопы за вечным сидящие делом:
Зевсу владыке ковали перун. Он, ярко сиявший,
Вот его молотами железными быстро ковали.
(«Аргонавтика», пер. Н. А. Чистяковой)
Между тем ковачи, вознося над плечами с размаху
Молоты, мощно в расплавленный ком железа иль меди
В лад ударяли и ухали шумно сквозь сжатые зубы.
(Каллимах, пер. С. С. Аверинцева).
- Тифон
- Адимант
- Сыновья Ликаона, его дворец разрушен.
- Асклепий — сделан бессмертным
- Иасион
- Идас и труп Линкея
- Капаней
- Порфирион (гигант)
- Салмоней
- Тантал
- Фаэтон — умер из-за того, что Зевс молнией разбил колесницу Гелиоса
- Семела — умерла, опаленная огнем молний Зевса, когда он явился к ней во всем величии.
Дворец её отца Кадма был разрушен молниями.
- Анхис — в позднейшей версии не умер, а ослеп.
Значение
Три молнии Зевса-Юпитера символизировали случай, судьбу и предусмотрительность. В дальнейшем молния считалась символом наказания с небес, а также эроса, «огня страсти», в котором можно погибнуть[1].
Источники
- Аполлоний Родосский I 725—728
- Каллимах. Гимны III (Артемиде) 59-61
В современной культуре
- «Похититель молний» и экранизация этой книги «Перси Джексон и похититель молний»
См. также
- Список знаменитого и легендарного холодного оружия и доспехов
- Эгида
Примечания
- ↑ 1 2 Молния // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
- ↑ 1 2 Керавноболия // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
- ↑ Plin.
35, 10, 36, 96.
- ↑ Зевс Геркей // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
- ↑ Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 634
Зевс-громовержец, он же Перун / Стиль жизни / Независимая газета
Греция, в которой все есть, оказалась местом открытий чудных. И первое из них – что и Акрополь, и Дельфы, и Микены, и Арголида реально существуют. Конечно, проходили в школе, конечно, видели на картинках и в музеях. Но в подсознании таилось недоверие – какие-то музейные экспонаты, макеты, какой-то из голливудского фильма, прости Господи, Александр Македонский с физиономией техасского ковбоя. Может, и было, да сплыло, а теперь все подделка и декорация.
Человек должен жить там, где ему лучше.
Фото Reuters
Но вот он, Акрополь, несомненный, стоит, как тысячелетия назад, и это вы, вы, житель Черемушек, услышавший впервые об Элладе на уроке истории в вологодской школе, действительно восходите к столь же несомненному Парфенону по великим ступеням.

А вторым открытием стали те, кто предпринял путешествие по греческой классике. Люди главным образом среднего возраста, некоторые совсем пожилые, семьи с детьми-подростками. Не какие-то рафинированные интеллигенты. И уж безусловно не богатенькие буратины. Сотрудники разных фирм, преподаватели, мелкие предприниматели из бывших инженеров. Далеко не все из Москвы. Многие из-за Урала. Выбрали такой маршрут не случайно, запаслись книгами по древнегреческой истории, что-то записывали.
Путешествие закончилось на полуострове Кассандра у Эгейского моря празднеством, называющимся «греческой ночью». Легендарная пророчица здесь ни при чем. Тем более она даже и не гречанка, а троянка. Полуостров назван не в ее честь, а по имени Кассандра, друга Александра Македонского, который, как случается с друзьями, после смерти Александра убил его жену и ребенка, чтобы не мешали, и стал преемником великого полководца. Подвигов его не повторил, но вот в имени полуострова увековечился. Главным и едва ли не единственным настоящим греком на этой «греческой ночи» был устроитель пира, носивший звучное имя Пантелис и облаченный в элегантный светлый костюм. Из бочонков наливали легкое вино, играла музыка, певица в пестрой юбке не выпускала из рук микрофон. Лихо пустились в пляс под звуки сиртаки те, кто только что спустился со ступенек автобуса и, казалось, мечтал добраться до постели. Забыли про свою солидность, годы, недомогания, утраченную стройность. Как будто разжалась какая-то внутренняя пружина. За сиртаки последовали «Там цыганка-молдаванка собирала виноград», другие советские шлягеры и, конечно, «Хава-нагила» и «Семь-сорок» (это неизбежно).

Наверное, им хорошо на исторической родине. Человек должен жить там, где ему лучше. А все-таки жаль, что все мы так разбрелись по свету.
Перун | Encyclopedia.com
ПЕРУН был богом грома языческих славян. Плодотворец, очиститель и блюститель порядка, он был противником славянского «черного бога» (Чернобога, Велеса). Его действия воспринимались органами чувств: его видели в ударе молнии, его слышали в трескучем грохоте камней или громоподобном реве быка или козла, его ощущали в остром прикосновении лезвия топора.
Культ Перуна у балтийских славян засвидетельствован византийским историком Прокопием в шестом веке н.э. По-русски Первичная летопись , составленная около 1111 г., Перун упоминается по имени в договорах 945 и 971 гг. , а его имя стоит первым в списке богов, составленном Владимиром I в 980 г. Как лежащий, Перуну поклонялись в дубравах западные славян, и он так назван в Chronica Slavorum Гельмольда двенадцатого века. Саксон Грамматик упоминает о сыне Перуна, которого он называет Поренуцием, в своем Gesta Danorum начала тринадцатого века.
Корень пер-/перк -, что означает «ударять, раскалывать», является общим для индоевропейских языков. Близкие родственники славянского имени Perun являются литовскими Perkūnas , Prussian Perkonis , латвиан Pērkons , Old Iclandic Fjo̜r-Gynn и Greek Zeus keraunos (от A-a At Abaoo * и Грека . Нарицательные существительные, образованные от одного и того же индоевропейского корня: санскрит parjanyah («облако, гром»), хеттский peruna («вершина горы»), готский fairguni («дубовый лес»), кельтское hercynia (от silva «дубовый лес») и латинское quercus (от * perkus , «сосна» или, ранее, «дуб») — предполагают доисторические связи между индоевропейскими богами грома и облаками (то есть дождем), дубами, дубовыми лесами и горными вершинами. Почитание славянского * pergynja (рус. peregynia , польск. przeginia ), означающего «дубовый лес», засвидетельствовано русскими литературными источниками. Западнославянские и южнославянские личные имена и топонимы с корнем на — в основном связаны с «дубом», «дубовым лесом» и «холмом»: Perun gora (сербский), Perunowa gora (польский) и Porun , название холма в Истрии. . Слово «четверг» (день Тора) на полабском диалекте звучит как peründan , что буквально означает «молния».
В христианский период поклонение Перуну постепенно перешло к старому белобородому святому Илии (рус. Илья), который путешествовал по небу в огненной колеснице (как литовский бог-громовержец меднобородый Перкунас , до сих пор считается таковым). В народных поверьях оплодотворяющую, жизнетворческую и очистительную функции Перуна до сих пор выполняют его традиционные орудия: топор, бык, козел, голубь и кукушка. Жертвоприношение быка и общее пиршество в Ильин день, 20 июля, в честь Перуна или Ильи в последний раз зафиксированы на севере Руси в 19 в. 07, когда они были объединены с христианскими гимнами и благословениями. Мясо готовили исключительно мужчины, а затем относили в церковь и делили между жителями деревни (см. Otto Schrader, Die Indogermanen , 1907).
Даркевич В.П. «Топор как символ Перуна в древнерусском языке». Советская археология 4 (1961): 91–102.
Дуриданов И. «Урслав: Перун и невод Спурен в топонимии». Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae 12 (1966): 99–102.
Гимбутас, Мария. «Перкунас / Перун: Бог-громовержец балтов и славян». Журнал индоевропейских исследований 1 (1973): 466–478.
Иванов Ю. «Культ Перуна у южных славян». Известия 8, вып. 4 (1903): 140–174.
Рознецкий Стан. «Перун и Тор: Ein Beitrag zur Quellenkritik der russischen Mythologie». Архив славянской филологии (Берлин) 23 (1901): 462–520.
Новые источники
Йоффе, Марк и Джозеф Крафчик. Перун: Бог грома . New York, 2003.
Мария Гимбутас (1987)
Пересмотренная библиография
Перун (мифология) | Heroes Wiki
Перун, изображенный художником Душаном Марковичем
Перун — славянский бог неба, грома, освещения, бури, дождя, закона, войны, плодородия и дубов, который также служит главой бога пантеона.
Обзор
Перун был правителем живого мира (земли и небес), часто описывался как обитающий на вершине Мирового Древа, принимавший форму орла, и противостоящий богу Велесу, который был правителем Нави, славянского подземного мира который располагался у корней дерева. Его также часто описывают вооруженным топором или молотом и путешествовавшим по небу на колеснице, управляя грозами и молниями.
Он был сыном Сварога, бога огня и кузнечного дела, и Лады, богини плодородия и красоты, братом Дажьбога, бога солнца, и мужем Макоши, богини жизни, плодородия и влаги, и отец Ярило, бога растительности, плодородия и весны, и Мораны, богини холода, мороза, зимы и смерти.
Велес часто появлялся из преисподней, сеял хаос на Земле и пытался украсть у Перуна либо скот, либо детей, либо жену. Перун начинал преследовать Велеса и метал в него молнию, что приводило к тому, что бог подземного мира либо превращался в животных, либо прятался за деревьями и домами. В конце концов Перун либо убьет Велеса, либо загонит его обратно в подземный мир и наведет порядок в мире.