Перун зевса: Сравнить Зевса с Перуном — ответ на Uchi.ru

Молния Зевса | это… Что такое Молния Зевса?

Битва Зевса и Тифона. Вазопись, ок. 550 до н. э.

Гигантомахия (?), ок. 540—510 до н. э.

Зевс и Гера на троне, ок. 500 до н. э.

Конец VI в.

Молния Зевса, устар. Зевесов перун — главное оружие и основной атрибут верховного бога-громовержца древнегреческой мифологии.

Одно из прозваний Зевса — Кераунос («Громовой») — свидетельствует о его способности создавать молнии[1]. Керавноболия (греч. Κεραυνοβολία, от keraunos — «гром» и boleo — «кидать, метать») — громовой удар, сверкание молнии[2]. Картину «Керавноболия» написал Апеллес[3]. Другой эпитет Зевса — Катайбат (греч. Kataibates — «Тот, кто спускается») — означает гром, который древние греки представляли в виде каменного топора либо просто камня («гром-камень»)[4].

У римлян соответствующий греческому Зевсу бог-громовержец Юпитер имел прозвание «Фульгуратор» (лат. fulgurator — «мечущий молнии»).

Содержание

  • 1 Вид
  • 2 Изготовители
  • 3 Убитые перуном Зевса
  • 4 Значение
  • 5 Источники
  • 6 В современной культуре
  • 7 См. также
  • 8 Примечания

Вид

Материальное оружие, своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами[5]. Также изображалась как в виде пучка стрел либо одной волнообразно изогнутой стрелой (сравн. ваджра; зигзагообразный рунический знак)[2].

В геральдике, барочной живописи — она изображалась как пучок языков пламени или связка стрел, которые может держать в когтях орел.

Изготовители

  • Молнии Зевсу выковали циклопы, в благодарность за то, что он вывел их из Тартара, заодно со своими братьями Аидом и Посейдоном. Имена первых трех циклопов: Бронт — «гром», Стероп — «молния» и Арг — «перун». Зевс метал молнии в титанов (см. титаномахия).
  • Гефест — позже ковал их для отца
  • Конь Пегас был вознесен на Олимп и доставлял Зевсу молнии.

Убитые перуном Зевса

Были средь них киклопы за вечным сидящие делом:
Зевсу владыке ковали перун. Он, ярко сиявший,

Был почти завершен, одного лишь луча не хватало.
Вот его молотами железными быстро ковали.
(«Аргонавтика», пер. Н. А. Чистяковой)

Между тем ковачи, вознося над плечами с размаху
Молоты, мощно в расплавленный ком железа иль меди
В лад ударяли и ухали шумно сквозь сжатые зубы.
(Каллимах, пер. С. С. Аверинцева).

  • Тифон
  • Адимант
  • Сыновья Ликаона, его дворец разрушен.
  • Асклепий — сделан бессмертным
  • Иасион
  • Идас и труп Линкея
  • Капаней
  • Порфирион (гигант)
  • Салмоней
  • Тантал
  • Фаэтон — умер из-за того, что Зевс молнией разбил колесницу Гелиоса
  • Семела — умерла, опаленная огнем молний Зевса, когда он явился к ней во всем величии. Дворец её отца Кадма был разрушен молниями.
  • Анхис — в позднейшей версии не умер, а ослеп.

Значение

Три молнии Зевса-Юпитера символизировали случай, судьбу и предусмотрительность. В дальнейшем молния считалась символом наказания с небес, а также эроса, «огня страсти», в котором можно погибнуть[1].

Источники

  • Аполлоний Родосский I 725—728
  • Каллимах. Гимны III (Артемиде) 59-61

В современной культуре

  • «Похититель молний» и экранизация этой книги «Перси Джексон и похититель молний»

См. также

  • Список знаменитого и легендарного холодного оружия и доспехов
  • Эгида

Примечания

  1. 1 2 Молния // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
  2. 1 2 Керавноболия // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
  3. Plin. 35, 10, 36, 96.
  4. Зевс Геркей // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
  5. Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 634

Зевс-громовержец, он же Перун / Стиль жизни / Независимая газета

Греция, в которой все есть, оказалась местом открытий чудных. И первое из них – что и Акрополь, и Дельфы, и Микены, и Арголида реально существуют. Конечно, проходили в школе, конечно, видели на картинках и в музеях. Но в подсознании таилось недоверие – какие-то музейные экспонаты, макеты, какой-то из голливудского фильма, прости Господи, Александр Македонский с физиономией техасского ковбоя. Может, и было, да сплыло, а теперь все подделка и декорация.

Человек должен жить там, где ему лучше.
Фото Reuters

Но вот он, Акрополь, несомненный, стоит, как тысячелетия назад, и это вы, вы, житель Черемушек, услышавший впервые об Элладе на уроке истории в вологодской школе, действительно восходите к столь же несомненному Парфенону по великим ступеням.

И видите храм Афины и Посейдона, самый что ни на есть настоящий, и пять все тех же кариатид все так же поддерживают его крышу. А шестой нет. «Греки сбондили Елену по волнам», а англичане – кариатиду, и теперь она в Британском музее, как и половина вывезенных ими статуй Акрополя. Но там это именно что экспонаты, как раз и создающие впечатление, что все давно прошло, прошло. А здесь, под средиземноморским солнцем, которое обжигает так же, как тогда, они живут, и при некотором усилии фантазии можно представить себя не туристом в выгоревшей футболке, а эллином в хитоне и плаще, пришедшим к покровительнице мудрости. Можно также омыться в Дельфах из Кастальского ключа в надежде на обретение таланта, или силы, или еще чего-то ценного. Главное – не переборщить, вовремя остановиться. Удивительный экскурсовод Элпиадис, который любит повторять, что в Москве он был греком, а переехав в Афины, стал называться русским, и убеждающий, что нынешние греки – все-таки потомки древних, рассказал удивительную историю.
Группа наших соотечественников, объявивших себя неоязычниками и считающих, что Зевс-громовержец и компания – это те же Перун, Велес, Даждьбог и прочие, устроили в Дельфах моление обитателям Олимпа и омывались в Кастальском ключе несколько часов, так что пришлось удалять их с помощью полиции. Они произвели настоящий фурор среди разноязычной толпы туристов. Но это так, маргиналы.

А вторым открытием стали те, кто предпринял путешествие по греческой классике. Люди главным образом среднего возраста, некоторые совсем пожилые, семьи с детьми-подростками. Не какие-то рафинированные интеллигенты. И уж безусловно не богатенькие буратины. Сотрудники разных фирм, преподаватели, мелкие предприниматели из бывших инженеров. Далеко не все из Москвы. Многие из-за Урала. Выбрали такой маршрут не случайно, запаслись книгами по древнегреческой истории, что-то записывали.

Путешествие закончилось на полуострове Кассандра у Эгейского моря празднеством, называющимся «греческой ночью». Легендарная пророчица здесь ни при чем. Тем более она даже и не гречанка, а троянка. Полуостров назван не в ее честь, а по имени Кассандра, друга Александра Македонского, который, как случается с друзьями, после смерти Александра убил его жену и ребенка, чтобы не мешали, и стал преемником великого полководца. Подвигов его не повторил, но вот в имени полуострова увековечился. Главным и едва ли не единственным настоящим греком на этой «греческой ночи» был устроитель пира, носивший звучное имя Пантелис и облаченный в элегантный светлый костюм. Из бочонков наливали легкое вино, играла музыка, певица в пестрой юбке не выпускала из рук микрофон. Лихо пустились в пляс под звуки сиртаки те, кто только что спустился со ступенек автобуса и, казалось, мечтал добраться до постели. Забыли про свою солидность, годы, недомогания, утраченную стройность. Как будто разжалась какая-то внутренняя пружина. За сиртаки последовали «Там цыганка-молдаванка собирала виноград», другие советские шлягеры и, конечно, «Хава-нагила» и «Семь-сорок» (это неизбежно).

Особенно неутомим был здоровенный лысый дядя в паре с юной кореянкой, при ближайшем рассмотрении оказавшейся не такой уж юной. И стало ясно, как не хватает людям средних лет таких незамысловатых праздников на родине. У нас ведь кафе и рестораны – заповедник для молодежи. В Греции в тавернах сидят и стар и млад. А в Европе собираются в ресторанах, в залах отелей, на террасах курортов пожилые, иногда глубокие старики, танцуют танцы своей молодости. Кто видел – трогает до слез.

Подошел брататься местный журналист – выпускник журфака Ленинградского университета. И это положило начало третьему открытию: в Греции очень много выходцев из Советского Союза. Буквально в каждом отеле, каждом магазине, каждой таверне бывшие соотечественники. Охватывает отчетливое ощущение родственности. На четверть наш народ. Особенно много переселившихся с юга, из Грузии, из Краснодарского края, из Одессы. «По рыбам, по звездам проносит шаланду, три грека в Одессу везут контрабанду». Увы, уже ни рыб, ни звезд, ни шаланд, ни греков – уехали. Нельзя сказать, что испытывают ностальгию, но бывшим соотечественникам радуются, расспрашивают, как там, в оставленных краях, стремятся помочь. Говорят, когда в прошлом году в Греции внезапно выпал снег, выбежали на улицу. Соскучились.

Наверное, им хорошо на исторической родине. Человек должен жить там, где ему лучше. А все-таки жаль, что все мы так разбрелись по свету.

Перун | Encyclopedia.com

ПЕРУН был богом грома языческих славян. Плодотворец, очиститель и блюститель порядка, он был противником славянского «черного бога» (Чернобога, Велеса). Его действия воспринимались органами чувств: его видели в ударе молнии, его слышали в трескучем грохоте камней или громоподобном реве быка или козла, его ощущали в остром прикосновении лезвия топора.

Культ Перуна у балтийских славян засвидетельствован византийским историком Прокопием в шестом веке н.э. По-русски Первичная летопись , составленная около 1111 г., Перун упоминается по имени в договорах 945 и 971 гг. , а его имя стоит первым в списке богов, составленном Владимиром I в 980 г. Как лежащий, Перуну поклонялись в дубравах западные славян, и он так назван в Chronica Slavorum Гельмольда двенадцатого века. Саксон Грамматик упоминает о сыне Перуна, которого он называет Поренуцием, в своем Gesta Danorum начала тринадцатого века.

Корень пер-/перк -, что означает «ударять, раскалывать», является общим для индоевропейских языков. Близкие родственники славянского имени Perun являются литовскими Perkūnas , Prussian Perkonis , латвиан Pērkons , Old Iclandic Fjo̜r-Gynn и Greek Zeus keraunos (от A-a At Abaoo * и Грека . Нарицательные существительные, образованные от одного и того же индоевропейского корня: санскрит parjanyah («облако, гром»), хеттский peruna («вершина горы»), готский fairguni («дубовый лес»), кельтское hercynia (от silva «дубовый лес») и латинское quercus (от * perkus , «сосна» или, ранее, «дуб») — предполагают доисторические связи между индоевропейскими богами грома и облаками (то есть дождем), дубами, дубовыми лесами и горными вершинами. Почитание славянского * pergynja (рус. peregynia , польск. przeginia ), означающего «дубовый лес», засвидетельствовано русскими литературными источниками. Западнославянские и южнославянские личные имена и топонимы с корнем на — в основном связаны с «дубом», «дубовым лесом» и «холмом»: Perun gora (сербский), Perunowa gora (польский) и Porun , название холма в Истрии. . Слово «четверг» (день Тора) на полабском диалекте звучит как peründan , что буквально означает «молния».

В христианский период поклонение Перуну постепенно перешло к старому белобородому святому Илии (рус. Илья), который путешествовал по небу в огненной колеснице (как литовский бог-громовержец меднобородый Перкунас , до сих пор считается таковым). В народных поверьях оплодотворяющую, жизнетворческую и очистительную функции Перуна до сих пор выполняют его традиционные орудия: топор, бык, козел, голубь и кукушка. Жертвоприношение быка и общее пиршество в Ильин день, 20 июля, в честь Перуна или Ильи в последний раз зафиксированы на севере Руси в 19 в. 07, когда они были объединены с христианскими гимнами и благословениями. Мясо готовили исключительно мужчины, а затем относили в церковь и делили между жителями деревни (см. Otto Schrader, Die Indogermanen , 1907).

Даркевич В.П. «Топор как символ Перуна в древнерусском языке». Советская археология 4 (1961): 91–102.

Дуриданов И. «Урслав: Перун и невод Спурен в топонимии». Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae 12 (1966): 99–102.

Гимбутас, Мария. «Перкунас / Перун: Бог-громовержец балтов и славян». Журнал индоевропейских исследований 1 (1973): 466–478.

Иванов Ю. «Культ Перуна у южных славян». Известия 8, вып. 4 (1903): 140–174.

Рознецкий Стан. «Перун и Тор: Ein Beitrag zur Quellenkritik der russischen Mythologie». Архив славянской филологии (Берлин) 23 (1901): 462–520.

Новые источники

Йоффе, Марк и Джозеф Крафчик. Перун: Бог грома . New York, 2003.

Мария Гимбутас (1987)

Пересмотренная библиография

Перун (мифология) | Heroes Wiki

Перун, изображенный художником Душаном Марковичем

Перун — славянский бог неба, грома, освещения, бури, дождя, закона, войны, плодородия и дубов, который также служит главой бога пантеона.

Обзор

Перун был правителем живого мира (земли и небес), часто описывался как обитающий на вершине Мирового Древа, принимавший форму орла, и противостоящий богу Велесу, который был правителем Нави, славянского подземного мира который располагался у корней дерева. Его также часто описывают вооруженным топором или молотом и путешествовавшим по небу на колеснице, управляя грозами и молниями.

Он был сыном Сварога, бога огня и кузнечного дела, и Лады, богини плодородия и красоты, братом Дажьбога, бога солнца, и мужем Макоши, богини жизни, плодородия и влаги, и отец Ярило, бога растительности, плодородия и весны, и Мораны, богини холода, мороза, зимы и смерти.

Велес часто появлялся из преисподней, сеял хаос на Земле и пытался украсть у Перуна либо скот, либо детей, либо жену. Перун начинал преследовать Велеса и метал в него молнию, что приводило к тому, что бог подземного мира либо превращался в животных, либо прятался за деревьями и домами. В конце концов Перун либо убьет Велеса, либо загонит его обратно в подземный мир и наведет порядок в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *