Периодизация истории Древнего Египта
В III веке до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке историческую книгу, уникальную «Историю Египта». В этой книге мы находим периодизацию истории Древнего Египта, в которой основными периодами являются периоды Древнего, Среднего и Нового царств, и два промежуточных периода: Раннее и Позднее царства.
Вот периодизация Манефона:
— Раннее царство – 3100 – 2800
— Древнее царство – 2800 – 2160
— Среднее царство – 2134 – 1786
— Новое царство – 1575 – 1087
— Позднее царство – XI – V вв.
В сокращенном и упрощенном виде периодизацию Древнего Египта представляют так:
Древнее царство: XXVIII – XXIII вв. до н.э.
Среднее царство: XXII – XVIII вв. до н.э.
Новое царство: XVII – XI вв.
Кроме того, Манефон перечислил 31 династию фараонов. Легендарный царь Менес основал I династию фараонов Древнего Египта. Созданный в XV – XIV в. «Абидосский царский список» дает перечень всех фараонов Древнего Египта.
Новая периодизация истории культуры Древнего Египта с т. з. современных исследователей: три царства (Древнее, Среднее и Новое), кроме того есть два междуцарствия (переходных периода), потом идет Поздняя эпоха (714 -332 до н.э.), потом – эпоха завоеваний Александра Македонского
Древнее царство — 2850 – 2040 гг до н.э
Первое междуцарствие (переходный период) — (7 – 10-е династии)
Среднее царство — 2040 – 1570 гг до н.э.
Второе междуцарствие (переходный период) – (13 – 14-е династии )
Новое царство — 1570 – 715 гг до н. э.
Поздний период – 715 – 332 гг до н.э.
Александрийский (эллинский) период – 332 – 30 гг до н.э (день смерти Клеопатры – последней царицы Древнего Египта – это был и день смерти Древнеегипетской цивилизации и культуры)
Космология Древнего Египта
Она была основана на древнеегипетской мифологии, религии и заупокойном культе, а также на культе жизнедающей реки Нил.
В системе мироздания древних Египтян был сплошной Нил: на земле, на небе и под землей – везде протекал бесконечный Нил.
На земле – это была реальная река Нил, на небе – это был небосвод, небесный Нил, под землей – протекал подземный Нил царства мертвых.
Обожествлялась природа Нила и солнца. Нил олицетворял собой бог Хапи. Вселенная включала в себя Нил небесный, где плывет на своей золотой лодочке бог солнца Ра. Но каждый вечер он заплывает за горизонт, день заканчивается, и Ра пересекает линию горизонта и дальше плывет по подземному Нилу, где сражается с чудовищем, духом зла и тьмы образе змея Апопа. Это извечная борьба добра – света, солнца, дня со злом – тьмой, ночью, страхом, и эта борьба всегда заканчивается победой Ра. Иначе бы наутро солнце – а именно бог солнца Ра не выплыл бы на своей лодочке из подземного Нила в Нил небесный – на небосклон, где солнце неизменно появляется на рассвете каждое утро, и наступает новый день. Если бы хоть раз Ра не победил бы Апопа – день бы не наступил, началась бы сплошная ночь…
И еще одно важнейшее божество было в религиозно-мифологическом сознании древних египтян – это Осирис. С ним связана основополагающая легенда о происхождении Египта и его египетского пантеона.
Осирис – бог плодородия, бог умирающей и воскресающей природы, царь Египта. Осирис олицетворяет Нил после воскрешения, после разлива и обеспечения тем самым жизни людей. Его сестра и супруга Исида – богиня плодородия, воды и ветра. Бог Осирис, подобно древнегреческому Прометею, научил людей возделывать землю, разводить сады, строить города, печь хлеб. Гор – его сын, позже Осирис передал богу Гору царский престол на земле, а сам удалился в царство мертвых, став владыкой и судьей в загробном мире.
Миф о рождении Осириса был одновременно мифом о происхождении страны Древнего Египта. Нут и Геб (божества неба и земли) родили Осириса, он получил египетский престол, стал древнеегипетским Прометеем. Его убил Сет, брат Осириса и Исиды, но Исида – жена и сестра Осириса его похоронила, потом от уже умершего мужа родила сына Гора, он вырос и воскресил отца, отомстил и победил Сета. Но связь с царством мертвых осталась у Осириса навсегда, так как он там побывал и вернулся. С IV династии (то есть еще в начале периода Древнего царства) Гора считают сыном богам солнца Ра, так как уже в Среднем царстве главным становится бог солнца – Амон, позднее он называется Ра.
Осирис в период Древнего царства – это покровитель богатых и бедных, вершитель судеб человеческих в загробном мире. Было множество его различных изображений:
мумия, сквозь которую прорастают злаки
восседающий на троне владыка
на его голове – корона фараона, его ноги – спеленаты (≈мумия), в его руках – жезл и плеть — символы власти
корона из стеблей папируса, сидит среди деревьев и виноградной лозы
тело и лицо Осириса окрашены в зеленый цвет, как у растений
Среди множества богов главная роль отводилась солнечным божествам. В Новом царстве Ра сливается с богом-творцом Амоном, и получается новое имя бога — Амон-Ра. Фараон носил титул «сын Ра», а позже каждый фараон считал себя Осирисом.
Господство Мифа строилось на синкретичности древнего религиозно-мифологического сознания, которое было объединением религиозных, этических, эстетичных, юридических, политических представлений. Первобытный синкретизм соединял в себе реальное, воображаемое и фантастическое.
Заупокойный культ как протест против смерти
Важнейшее место в религии Древнего Египта занимает заупокойный культ, а вместе с ним – миф о загробном справедливом «Суде Осириса». (Он очень напоминает Божий суд в христианстве, так точно описанный в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»: «Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата,
Есть грозный судия, он ждет,
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед»).
Согласно заупокойному культу, в религиозно-мифологическом сознании древних египтян жизнь продолжается, если тело нетленно.
Следовательно, тело надо сохранить, и поэтому развивается искусство мумификации. Кроме мумии, в гробницу усопшего клали его статую, так как одна из душ умершего сохраняется именно в статуе умершего, поэтому её обязательно помещали в гробницу. Кроме того – его портреты изображались на стенах погребения в окружении всех благ жизни.Религия древних египтян основана на вере в бессмертие души. Таких душ у человека было две – две духовные субстанции, две невидимые внутренние силы. «Ка» — это первая душа, это бессмертие, жизненная сила, невидимый двойник, духовная сила, гений-хранитель. «Ба» — это вторая душа, духовная душа, душа птицы с головой умершего, это все его добродетели и грехи.
Смерть человека разрушает единство тела и души, поэтому для вечной жизни в потустороннем мире необходимо это органическое единство восстановить. Для этого нужно сохранить тело в мумии и создать статую. Жилища для «ка» — это гробницы. Гробница неприкосновенна, иначе наступает проклятие богов, вещи в гробнице – это все самое необходимое для человека, пища и питье для умершего — это текст заупокойной формулы (тексты пирамид).
Бальзамирование тела значило сохранение жизненной силы души — «ка», а духовная душа («ба») добродетельного человека после смерти соединялась с Осирисом и продолжала жить в лице и теле Осириса вечно.
Суть культуры Древнего Египта – протест против конечности земной жизни, против быстротечности времени, смерти. Смерть – это «ненормальность», считали древние египтяне. Именно страстное желание бессмертия, а не любовь к смерти, у египтян породило «заупокойный культ». Смерть – хотели они верить – не конец, а возможное воскрешение. Поэтому в одном теле живет несколько бессмертных душ, им необходимо вновь после смерти тела соединится с телом, отсюда появилось бальзамирование, мумии, усыпальницы, пирамиды.
Египетское искусство обращено к царству мёртвых, а не к миру живых, оно создавалось не для осмотра живыми людьми, а пряталось от мира, оно обладало магической силой для помощи усопшему перейти в мир вечности, и остаться жить вечно.
Характер древнеегипетского искусства:
таинственность, сокровенность
оно обращено не к живым, а к царству мертвых
слово «художник» у египтян означало «творящий жизнь»
все виды искусств в Древнем Египте достигли своих вершин и гармонического единства, при главенствующей роли архитектуры
Повышенное внимание к жизни после смерти привело к заупокойному культу и к интересу загробного суда над душой умершего. В «Книге мертвых» подробно описан и нарисован суд над душою усопшего.
Религиозный текст «Книги мертвых» (XVI – XI вв. до н.э.) – это сборник текстов, молитв, заклинаний, магических формул, гимнов. «Книга мертвых» – это помощь умершему на пути к райским полям вечного блаженства Иару. Книгу клали с мумией в саркофаг.
Что такое Иару? Аналог христианского Рая…
Справка: Иару, Иалу — в египетской мифологии загробный мир, где пребывают умершие, поля рая. Согласно «Текстам пирамид» (именно эти тексты, написанные в Древнем и Среднем царствах, легли в основу «Книги мертвых», созданной в Новом царстве). Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце-бог Ра. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке «перевозчик Иару». Таким образом, поля Иару сначала воспринимались египтянами как место, где вкушали блаженство Ра и фараон. Подобно тому, как умершего фараона отождествляли с Осирисом, ожившим после
смерти, с Осирисом с конца 3-го тыс. до н. э. стали отождествлять каждого покойника (в заупокойных текстах обычной становится формула «Осирис имя рек»). Соответственно и поля Иару считаются местом пребывания не только царя и Ра, но вообще всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса; эти поля находятся под землёй, считаются плодороднейшими, на них нет ничего нечистого, много еды и напитков.
Виньетка 110-й главы «Книги мёртвых» изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами. По представлениям египтян, умершие выполняют в Иару все сельскохозяйственные работы. Поля Иару — поля рая, идеал народа-земледельца.
После смерти человек идет на суд Осириса в Великий Чертог Двух Истин: он совершает «Исповедь отрицания» и ритуал психостасии.
Суд над душой усопшего вершит Осирис. Анубис осершает ритуал психостасии, то есть взвешивает сердце (разум) на весах истины, где оно не должно перевесить страусовое перо на другой чаше весов, если иначе – значит, сердце отягощено грехами и злом. Тот записывает результат проверки сердца. Усопший исповедуется – произносит «Исповедь отрицания», где он должен перечислить все неправильные поступки, которых он не делал в жизни.
Духовная душа («ба») добродетельного и пережившего суд человека после смерти навеки соединяется с Осирисом и живет как Осирис. Человек, чье сердце оказалось тяжелым и перевесило страусовое перо, не попадает в ад, он просто исчезал навеки и переставал существовать – его съедал Ампт, злое чудовище. Вот только тут, после суда Осириса, происходила настоящая смерть как исчезновение.
Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:
Умершего сопровождает Анубис — бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)
Усопший произносит «Исповедь отрицания» («не убивал» и т.п.)
Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)
Если равновесие нарушено — значит, сердце отягощено грехами
Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота
Тот записывает результат.
Религия Древнего Египта включала в себя множество богов.
Религиозный пантеон Древнего Египта
Ра – бог Солнца, владыка мира (Бог Сарапис становится главным после 332 года, после завоевания Египта Александром Македонским, при котором древний Египет продолжал самобытно развиваться, обогатив свой стиль элементами эллинского искусства) объединивший в себе египетские и греческие черты)
Амон – бог Творец
Анубис – бог мертвых
Пта (Птах) – бог художников и ремесел;
Сохмет ( в ее образе — голова львицы ) – богиня медицины, супруга Птаха
Осирис – бог плодородия и потустороннего мира
Исида – сестра и супруга Осириса, богиня воды и ветра
Маат – богиня истины, космического миропорядка, дочь Птаха, символ космической нравственности, позже — истина, искреннее самопознание.
Хатхор (Хатор) – богиня любви и радости
Тот – бог мудрости и Луны ( в образе павиана)
Хапи – бог Нила
Сиа – бог познания
Гор (сокол ) – сын Осириса, позже – царь на земле
Нут – богиня неба (звезды – ее дети)
Геб – бог земли (Осирис – сын Нут и Геба )
Сарапис (бог после 332 года )
Почти все древнеегипетские боги – зооантропоморфные, то есть являющиеся и животными, и людьми одновременно. Например, супруга Птаха – Сохмет имела голову львицы, Тот – это павиан. Боги имели свое священное животное, у Гора это был сокол. Масса священных животных в Древнем Египте. Считали, что фараона мать рожала от бога Ра.
Кроме того, в разных городах Древнего Египта усиливался культ местных богов, вместе с ростом городов они становились обще египетскими:
Ра – г. Гелиополь
Птах – г. Мелидонс
Тот – г. Гермопоть
Амон – г. Фивы
Единственный раз за всю историю Древнего Египта (примерно в 1360 г. до н.э., в период Нового царства) фараон – еретик, революционер, реформатор по имени Эхнатон ввел на два десятка лет монотеизм. Это был культ только одного бога – бога солнца в образе самого солнца, солнечного диска, и он дал ему имя Атон. Это была первая в истории человечества попытка монотеизма, она была жестоко уничтожена после смерти реформатора его врагами – жрецами. Остался «Гимн солнца» Эхнатона — мы бы могли назвать его молитвой, это гимн очень напоминает христианское единобожие: «Сколь же многочисленны твои дела, сокрытые от очей людских, ты, единственный бог, кроме которого нет никакого другого… Ты ставишь каждого на место его, печешься о его нуждах, и у каждого есть его еда, и дни жизни его сочтены тобою»
Основные города-поселения ( с юга на север, вдоль Нила ):
Египет.
Периодизация. Кратко. — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусствеПросмотры: 14 519
Скачать как PDF
История Древнего Египта- Додинастический период
00 · 0
Персоны: не было
Объекты: Роспись гробницы вождя в Иераконполе, Расписная керамика додинастического периода (периоды Нагада I и II), Нож из Джебель-эль-Арака, Палетки с рельефным декором (Палетка быков, Палетка львов, Палетка шакалов и т. п.), Палетка Нармера.
Термины: Ном, Палетка,Кирпич-сырец
Посмотреть:
- Династический период
- Раннее царство
I ·династия — Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер Хор Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис («Белые стены» или «Хет-ка-Птах» — «Храм ка Птаха») на границе Верхнего и Нижнего Египта. Для правителей строятся мастабы (глинобитные гробницы) около города Тине. После смерти Менеса правят ещё 7 или 8 царей I династии — «Последователи Хора (бога-сокола). Уаджи (Джет).
- Раннее царство
- II династия — там их что-то много было.
Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в архитектуре и искусстве.
Фараоны (1 династия): Нармер, Джет; 2 — Хасехем(уи)
Объекты: Некрополи в Саккаре и Абидосе, гробница царицы Хер-Нейт, стела Джета, статуя фараона Хасехема, костяная статуэтка царя 1 династии,
Термины к теме: Мастаба, Серех, Кирпич-сырец, Хеб-сед
Посмотреть:
- Древнее царство (28-23 вв. до н.э.)- правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
- III ·династия — Джосер и его пирамида
- IV ·династия — Снофру, Хеопс (Хуфу), Хефрен, Микерин и их пирамиды. Фараону Снофру приписывается сразу пять пирамид: пирамида Хуни, построенная для предыдущего фараона, Ломаная пирамида, Розовая пирамида, Мейдумская пирамида, Пирамида в Сейле. Последний фараон четвёртой династии, Шепсескаф (2511—2506 гг. до н.э), в отличие от всех остальных правителей династии возвёл не пирамиду, а громадную мастабу в Саккаре.
- V · было много, ничем не отличились
- VI — то же самое, тоска
Персоны: Джосер, Снофру, Хеопс, Хефрен, Микерин, Шепсескаф, Имхотеп, Хемиун
Термины: мастаба, Урей, Некрополь, Электр
Объекты: план мастабы, комплекс Джосера (3 династия), ломаная пирамида Снофру (4 династия) в Дашуре и Медуме, комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе (4 династия). Схема мастабы, Солнечный храм Ниуссера, Карта Северного Египта – уметь показать Мемфис, Саккару, План некрополя в Гизе – уметь показать комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина и объяснить из чего они состоят. Триада Микерина – скульптура фараона Микерина с Хатор и богиней-персонификацией 7-го нома. Писец Каи, вельможа Капер,
Посмотреть:
- Первый переходный период
VII · - VIII ·
- IX ·
- X ·
- XI
- Среднее царство
XI · - XII
- Второй переходный период
XIII · - XIV ·
- XV ·
- XVI ·
- A ·
- XVII
- Новое царство
XVIII · - XIX ·
- XX
- Третий переходный период
XXI · - XXII ·
- XXIII ·
- XXIV ·
- XXV
- Поздний период
XXVI · - XXVII ·
- XXVIII
XXIX · - XXX ·
- XXXI
- Эллинистический период
- Аргеады · Птолемеи
Периодизация предыстории на территории Египта
Поиск
Дата:
Наконечник стрелы периода неолита, найденный в Египте
Полмиллиона лет назад Нил был намного шире. Межледниковый период в Европе соответствует периоду дождей в Северной Африке, благодаря чему уровень Нила здесь был намного выше, чем сейчас. Так русло Нила, уменьшая водные массы, приобрело ступенчатую форму, и так образовались три террасы, позволившие людям работать на земле и селиться. Самыми старыми находками человеческой деятельности были каменные топоры, возраст которых оценивается примерно в 700 000 лет назад, и они происходят из Абу-Симбела на юге Египта, когда Нил был на 100 метров выше, чем сегодня. 12 000 лет назад люди занимались земледелием, а 10 500 лет назад вернулись к охоте и рыболовству. Изменения климата, произошедшие 5500 лет назад, сориентировали людей на земледелие, что позволило цивилизации развиваться.
Нижний палеолит: 250.000 – 90.000
Средний палеолит: 90.000 – 30.000
Верхний палеолит: 30.000 – 10.000
В конце периода палеолита , культура Себил впервые появилась (15. 000-10.000) к северу от Ком-Омбо . Самый старый слой культуры показывает использование твердых и трудно обрабатываемых диоритов и кварца. Жители средней фазы использовали кремень, и были обнаружены остатки их землянки и кости.
Капсиенская культура появилась во многих местах Северной Африки, а после этого она появилась в Египте после 9.000. ДО Н.Э.
Нижний (Северный) Египет | |
Культура Меримде бени Саламе (5.000 – 6.000) |
|
Фаюмская культура (около 5. 700 г. до н.э.) | 900 41|
Культура Эль-Омари (около 5700 г. до н.э.) |
|
Культура маади (4.000. – 3.000.н.э.) |
|
Верхний (Южный) Египет | |
Культура Эль Бадари (5. 500 – 3.800 до н.э.) |
|
Культура Тасса (5.500 – 3.800) | характеризуется чашами длинной формы, которые сделаны в форме тюльпана, а в могилах были найдены вотивные керамические фигурки |
Культура Накада или Эль-Гарзе (4. 000 – 3.300) |
|
Сохранить
Веб-сайт SH использует файлы cookie для улучшения взаимодействия с пользователем. Продолжая использовать портал, вы соглашаетесь на получение файлов cookie.OkПолитика конфиденциальности
3.1: Прелюдия к Египту — Гуманитарные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 21893
Как отмечалось в предыдущей главе, жители Месопотамии считали богов жестокими и деспотичными и считали человеческое существование не очень приятным занятием. Это отношение было сформировано не только всеми вещами, которые древние люди не понимали, такими как болезни, погода и сама смерть, но и тем простым фактом, что часто было трудно жить рядом с реками Тигр и Евфрат, которые непредсказуемо разливались. и требовал постоянной работы, чтобы быть полезным для орошения. Точно так же угроза вторжения как со стороны соперничающих городов, так и со стороны иностранцев (как «варваров», так и более организованных групп) угрожала подорвать любую существовавшую стабильность. Жизнь большинства жителей Месопотамии, особенно подавляющего большинства простых земледельцев, была нелегкой.
Несколько иначе обстояло дело в другой великой древней цивилизации восточного Средиземноморья: в Египте, чья цивилизация развивалась на берегах реки Нил. Нил — самая длинная река в мире, простирающаяся более чем на 4000 миль от устья в Средиземном море до своего истока в озере Виктория в Центральной Африке. Из-за постоянных погодных условий Нил разливается каждый год примерно в одно и то же время (в конце лета), откладывая на своих берегах огромное количество грязи и ила и делая его одним из самых плодородных регионов в мире. Таким образом, основным источником энергии для египтян было то, что можно было предсказать и спланировать, что было невозможно в Месопотамии. Существует прямая связь между этой предсказуемостью и невероятной стабильностью египетской цивилизации, которая (несмотря на появление новых царей и новых династий и время от времени иноземное вторжение) оставалась удивительно стабильной и последовательной на протяжении тысячелетий.
Сами египтяне называли долину Нила «Кемет», Черная земля, из-за ежегодно обновляющегося чернозема, прибывавшего с потопом. По большей части этот был древним Египтом: участок земли шириной от 10 до 20 миль (а в некоторых местах всего 1 или 2 мили), состоящий из невероятно плодородной почвы, которая зависела от разливов Нила. Эта земля была настолько продуктивной для сельского хозяйства, что египетские крестьяне могли собирать урожай в три раза больше, чем в других регионах, таких как Месопотамия. В свою очередь, это создало огромный избыток богатства для королевского правительства, которое имело право облагать его налогами и перераспределять его (как это делали месопотамские государства на востоке). За этой полосой земли были пустыни, населенные людьми, которых египтяне просто называли «бандитами» — имея в виду кочевников и племенные группы, а не только грабителей.
Старое царство Древнего Египта возникло с объединением Нижнего Египта, где Нил впадает в Средиземное море, и Верхнего Египта, где Нил впадает в Нубию (современный Судан).В древнеегипетской истории было три основных периода, в течение которых Египет не был подчинен иностранным державам и в течение которого он развивал свою самобытную культуру и строил впечатляющие образцы монументальной архитектуры: Древнее царство (2680–2200 гг. до н. э.), Среднее царство (2040-1720 гг. до н.э.) и Новое царство (1550-1150 гг. до н.э.). Также было два «промежуточных периода» между Старым и Средним царствами (Первый промежуточный период, 2200–2040 гг. до н. э.) и Средним и Новым царствами (Второй промежуточный период, 1720–1550 гг. до н. э.). Это были периоды, когда политический контроль правящей династии рушился, и соперничающие группы боролись за контроль. Очень большая всеобъемлющая история древнеегипетской истории состоит в том, что каждое из различных крупных царств было довольно стабильным и относительно мирным, в то время как промежуточные периоды были беспокойными, жестокими и хаотическими. Замечательным в истории в целом является простой факт ее долговечности; даже по сравнению с другими древними культурами (например, Месопотамией) египетская политика была невероятно последовательной.
Концепция этих разных периодов была создана Манефоном, египетским жрецом, который примерно в 300 г. до н. э. записал «окончательную» историю древних царей и создал само понятие старого, среднего и нового царств. Хотя эта периодизация упускает из виду некоторые особенности египетской истории, она по-прежнему является предпочтительным методом датирования древнего Египта до наших дней из-за его простоты и ясности.
Кроме того, примечание к номенклатуре: термин «фараон» означает «большой дом», термин, используемый для королевского дворца и его огромной вспомогательной бюрократии. Оно стало использоваться для обозначения самого короля, начиная с периода Нового царства; это было бы так, как если бы американского президента называли «Белым домом» на повседневном языке. В этой главе термин «царь» будет использоваться для царей Египта, ведущих к Новому Царству, а затем «фараон» для правителей Нового Царства, чтобы отразить правильное использование этого термина.
3.