Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонттова – описание для сочинения по теме
Печорин – неоднозначная личность
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.
У нас появилась новая характеристика Печорина.
Качества Печорина
Знание людей
Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.
Умение анализировать
Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.
Независимость от мнения окружающих
Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.
Храбрость
Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).
«…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».Самолюбие
Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.
Эгоизм
В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона».
Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Григорий Печорин | описание героя
жизнь в достатке нет детей никогда не был женат/замужем
Печорин. Актер И. Петренко. Сериал “Печорин. Герой нашего времени”. 2006
Григорий Печорин – центральный персонаж романа «Герой нашего времени», авторство которого принадлежит М.Ю. Лермонтову. Печорин – тип лишнего человека, его предшественником можно назвать пушкинского Евгения Онегина. Большинство критиков считает образ Печорина одним из интереснейших в русской литературе. Герой не является чистым носителем сплошь отрицательных или положительных черт, его можно отнести к классу нейтральных персонажей.
Тем не менее, он вызывает к себе любые чувства, кроме равнодушия и является центральным образом, вокруг которого раскручивается сюжет всего произведения. У Печорина существуют литературный и реальный прототипы, о которых будет рассказано в соответствующем разделе.Описание героя
Внешность Печорина
Печорин – необыкновенно привлекательный молодой человек в возрасте приблизительно двадцати трех лет. Обращает на себя внимание стройность его фигуры, подтянутость и ухоженность. Особенность его внешности – темно-карие глаза и черные брови и усы при белокуром цвете волос. Это придает ему особенный шарм и неповторимость, а также указывает на «признак породы в человеке». Известно, что такой типаж пользуется необычайной популярностью у светских дам. Походка его несколько ленива и чуть небрежна. Двигается молодой человек изящно и грациозно, не размахивая руками – «верный признак некоторой скрытности характера», оставляя после себя шлейф дорогого парфюма.
В целом герой производит положительное впечатление, но его образ не будет полным, если не привести слова Максима Максимыча и рассказчика, которому довелось самому познакомиться с Печориным. По словам Максима Максимыча, Печорин был «такой тоненький, беленький, на нем мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». Рассказчик же более подробно описывает героя: «мужчина среднего роста, крепкого телосложения с тонким станом при широких плечах. Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами. Кожа была по-женски нежная. Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и живописно обрисовывали бледный, благородный лоб. Нос был немного вздернут, зубы были ослепительно белые. Глаза его не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти, его взгляд был непродолжительный, но проницательный и тяжелый». Одевался Печорин дорого, несмотря на то, что сюртук его был покрыт пылью, под ним присутствовало «ослепительно чистое белье».
Характер и образ жизни героя
Григорий Печорин. Актер В. Ивашов. Х/ф “Герой нашего времени. Бэла”. 1965
Образ жизни Печорина как нельзя лучше характеризует его как лишнего человека, не нашедшего своего места и предназначения в этом мире. Само общество, в котором он вращается, не предполагает ни теплых отношений, ни любви, ни бескорыстной дружбы. Несмотря на положение и богатство, на успех у женщин, жизнь не приносит ему удовольствия. Если и существует внутри него какая-то нерастраченная энергия, он не знает, где ее применить, но понимает, что это, скорее всего, никому не нужно. В первую очередь, это не нужно ему самому. Вечная спутница Печорина – неизбывная, непроходящая скука. Избавление от нее он находит в своеобразном развлечении – жонглировании судьбами людей. Печорина можно назвать духовным инвалидом, олицетворяющим собой не самую лучшую часть молодого поколения дворян.
По отношению к окружающим людям Печорин ведет себя жестоко и эгоистично. Ему неведомы сострадание и сочувствие, в его характере на первое место выходят властность и самовлюбленность. Ему доставляет удовольствие унижать других, издеваться над их слабостями и неспособностью противостоять его бесцеремонности. Устав от назойливого женского внимания, он решает, во что бы то ни стало добиться любви восточной красавицы, девушки-горянки. Но через некоторое время охладевает и к ней, что во многом становится причиной ее гибели.
Ведомый той же скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге убивает его на дуэли. От скуки он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее любовью, оставляет ее в полном разочаровании. Если говорить о глубоком чувстве, то единственная женщина, к которой он испытывает его – это Вера. Эта связь длится неопределенно долго, и то, скорее потому, что Вера, в отличие от других женщин, никак не претендует на роль его жены. Но даже она страдает в отношениях с Печориным, ее так же не обходит стороной участь тех, кому довелось оказаться в плену его внешнего обаяния.
С дружбой у Печорина также не складывается. Друзей, как таковых, у него нет, не считая приятелей – Вернера и Грушницкого. У героя есть своя философия, согласно которой, он считает дружбу чем-то вроде рабства, где один всегда находится в подчинении другого. По отношению к обществу у него проявляется завышенное самомнение – окружающих он считает гораздо ниже и глупее себя. Единственным человеком, с кем он позволяет вести себя на равных – это доктор Вернер.
Печорин и Максим Максимыч
Максим Максимыч нес службу на Кавказе в должности штабс-капитана и в скором времени собирался выйти в отставку. В это время он и познакомился с прибывшим в эти места Григорием Александровичем Печориным. Симпатия Максима Максимыча к Печорину была больше похожа на отцовское чувство. У него сразу возникло желание оберегать и опекать этого молодого офицера, оказавшегося вдали от родных мест. Максим Максимыч, как старший по возрасту предложил Печорину отбросить формальности и называть друг друга по имени, но его новый знакомый продолжал подчеркнуто вежливо и официально обращаться к штабс-капитану. Такое уважительное отношение взамен дружеского он сохранил до конца своей службы с Максимом Максимычем. Это еще раз подчеркивает закрытость Григория и нежелание пускать кого-либо в свой внутренний мир.
Григорий Печорин. Актер И. Петренко. Х/ф “Герой нашего времени”. 2006
Постепенно Максим Максимыч понял, что Григорий совсем не похож на обычных людей. Его неординарность проявлялась в поступках, не поддающихся логике и, тем не менее, старый офицер находил им оправдание, объясняя это молодостью и легкомыслием. За время, проведенное вместе, Максим Максимыч искренне полюбил Григория. Не изменила отношения к нему даже смерть Бэлы – жертвы минутной прихоти Печорина. Привязанность пожилого капитана к Григорию носила односторонний характер и воспринималась Печориным как должное.
Но по прошествии нескольких лет именно Максиму Максимычу исповедуется Печорин, рассказывая о том, почему он стал таким, каков есть. Всю вину он возлагает на светское общество, под влиянием которого раскрылись самые ужасные черты его характера. Но Максим Максимыч уже и сам видит, что ошибался относительно Печорина. Подтверждением этому служит холодность Григория во время их встречи, и эта холодность оставляет горький осадок в душе Максима Максимыча. Старый штабс-капитан – единственный из всех героев романа, который проявляет к Печорину самые теплые, дружеские чувства и заботу. Возможно, сам Печорин также понимает это, и если бы он смог изменить свой характер, то между двумя героями была бы возможна крепкая, настоящая дружба.
Любовь в жизни героя
Печорин никогда не считал любовь важной частью своей жизни. Он легко сходился с женщинами и так же легко расставался с ними. Причиной расставания была все та же скука, которую он начинал испытывать через некоторое время отношений. На примере трех любовных историй, описанных в романе, автор показывает эту сторону жизни героя и его взаимоотношения с женщинами.
Первой девушкой была черкешенка Бэла – дочь князя, красавица, которую Печорин увидел на свадьбе ее старшей сестры. Но о Бэле давно мечтал разбойник Казбич, а Азамат, брат девушки, в свою очередь, мечтал о коне Казбича – гордом и выносливом красавце-жеребце Карагёзе. Печорин, с первого взгляда влюбившийся в Бэлу, пообещал Азамату добыть коня взамен на то, что Азамат украдет Бэлу из отцовского дома и привезет в крепость к Печорину.
Печорин и Бэла. Актер В. Ивашов. Х/ф “Герой нашего времени. Бэла”. 1965
Вначале Печорин не мог налюбоваться на Бэлу, говорил ей нежные слова, признавался в любви, осыпал подарками. В итоге девушка, поначалу дичившаяся Григория, открылась ему и всем сердцем полюбила молодого красивого офицера. Она была счастлива и думала, что так будет всегда. Но Печорину, постоянно стремившемуся к острым ощущениям, вскоре наскучила любовь и преданность Бэлы. Он стал часто оставлять ее одну, проводя целые дни на охоте. Она чувствовала его охлаждение и безмерно страдала.
Бэла погибла от руки Казбича, который украл ее из крепости, чтобы отомстить Печорину за коня. Когда он увидел, что Печорин, бросившийся в погоню, уже приближается и вот-вот нагонит его, он ударил девушку кинжалом. Прожив еще два дня, Бэла умерла. Печорин по-своему любил черноглазую красавицу-дикарку. Пока Бэла не принадлежала ему, она оставалась ему интересна, но когда жизнь вошла в обыденное русло, он начал изнывать от тоски, восполняя отсутствие страсти и азарта охотой. Бэла, молодая и наивная девушка, не смогла рассмотреть непостоянную натуру возлюбленного. Ее любовь к Печорину до конца ее недолгой жизни оставалась чистой и искренней.
В истории с княжной Мери Печорин действовал из спортивного интереса. Ради развлечения он решил покорить сердце юной, надменной красавицы княжны. Ему была невыносима сама мысль о том, что на него кто-то может смотреть свысока, даже если этот «кто-то» – молодая прелестная девушка. Другой причиной была злость на Грушницкого, который считал княжну своей возлюбленной, хотя с ее стороны не было для этого никаких поводов. Третьей причиной стала встреча Печорина в Пятигорске с его давней привязанностью Верой. Женщина попросила его стать вхожим в дом Лиговских, чтобы там они могли чаще встречаться. Это стало еще одним поводом влюбить в себя молодую княжну.
Нужно отдать должное Печорину, что он предупреждал Грушницкого не сближаться с Мери во избежание неприятных последствий. Но Грушницкий, будучи уверенным в собственной неотразимости, пропустил просьбу Печорина мимо ушей. Будучи искусным манипулятором, Печорин изображал по отношению к Мери полнейшее равнодушие. Он знал, что красавица, привыкшая к всеобщему обожанию, не сможет устоять и начнет предпринимать любые попытки, чтобы очаровать его. Так и случилось: Мери попала в сети, расставленные Печориным, что закончилось для нее невероятными страданиями. Грушницкий пал на дуэли от руки все того же Печорина. Спокойная, размеренная жизнь Веры также оказалась на грани разрушения.
Связь Печорина с Верой длилась долгие годы, но она была замужем и всегда оставалась для Григория недоступной. Несмотря на это, она всячески препятствовала сближению Печорина с другими женщинами, безумно ревновала его к Мери, умоляя его не делать предложение юной княжне. Вместе с тем, Вера никогда не предъявляла к Печорину требований жениться на ней. Возможно, эта недоступность и разжигала в Печорине ту страсть, которая не давала погаснуть пламени этих длительных отношений.
Во всех трех историях Печорин предстает как истинный манипулятор женскими судьбами. Все его действия и поступки обусловлены исключительно тщеславием и самолюбием и приносят только страдания. Его сердце закрыто для настоящего, благородного, всепоглощающего чувства любви.
Роль героя в произведении
В произведениях русских писателей можно встретить немало образов, подобных Печорину. Все эти герои схожи двойственностью своих характеров, в которых соседствуют врожденные и приобретенные черты. Вероятно, это и старался показать М.Ю. Лермонтов, описывая Печорина. Героя можно рассматривать с разных позиций. Кому-то он неприятен, а есть и те, кто восхищается Печориным. Это во многом происходит из-за того, что автор, описывая этот образ, большое внимание уделял его внутренним противоречиям. Если бы Печорин смог направить свою энергию в правильное русло, он мог бы остаться в истории, как вершитель множества добрых дел.
В тридцатых годах девятнадцатого столетия, во времена разгула николаевской тирании молодежь не могла сполна использовать свой потенциал и найти место в этом мире. Целое поколение образованных молодых людей того времени было разочаровано жизнью, не видело впереди никаких целей, не знало, к чему приложить свои силы и таланты.
В этом смысле очень показательны слова самого Лермонтова, своеобразное обращение к читателям, написанное в предисловии к роману: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении романа личность Печорина не претерпевает каких-либо существенных изменений. От главы к главе читатель видит все того же эгоистичного и самовлюбленного, холодного молодого человека, лишь изредка позволяющего себе проявление человеческих эмоций. В повести «Бэла» автор показывает Печорина как пылкого и страстного влюбленного, идущего на риск с одной целью – завладеть покорившей его девушкой. Сначала герой и сам верит в то, что, наконец, нашел утешение в любви, которая навсегда избавит его от беспросветной скуки. Но после того как он достигает своей цели, ему снова становится нестерпимо скучно. Несмотря на то, что Бэла становится ему неинтересна, он из сострадания продолжает притворяться влюбленным. Однако девушка все понимает и осознает, что уже нелюбима. После ее смерти Печорин некоторое время искренне страдает, но затем снова становится самим собой.
В главе «Тамань» Печорин предстает в образе мечтателя, которого влечет все новое и неизведанное. На этой волне происходит его знакомство с очаровательной Ундиной – девушкой-контрабандисткой. Необычная красавица влечет к себе Печорина, она кажется ему пришелицей из другого мира, желанной и недосягаемой. Но жестокая реальность, когда он чуть не лишается жизни, возвращает его в обычное состояние скуки и разочарования.
В «Княжне Мери» Печорин предстает перед читателем в двух ипостасях. С одной стороны – это разумный человек, осознающий все последствия, которые может принести его поведение. С другой – олицетворение зла в облике человека, которым управляет вселившийся демон. Его нечестная игра по отношению к юной девушке становится для него еще одним приключением, а близкая цель еще больше раззадоривает его. Когда он добивается того, что Мери уже не мыслит без него своей жизни – он тихо удаляется со сцены.
В главе «Фаталист» раскрывается еще одна черта характера Печорина: отсутствие значимости и ценности собственной жизни. Возможная смерть принимается им, в первую очередь, за игру, за развлечение, способное развеять его неизменную скуку. Тот риск, с которым он бросается на вооруженного убийцу Вулича, говорит об отваге и храбрости Печорина. Таким разным и, в то же время, одинаковым предстает герой на протяжении всего повествования, вызывая у читателей неоднозначные чувства от восхищения до полного неприятия.
Отношение автора к герою
В ходе повествования отношение автора к герою никак не озвучивается. По-видимому, Лермонтов делает это намеренно, предоставляя читателю самому выбрать позицию по отношению к Печорину и оставляя за собой право быть сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его следующее высказывание: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю…»
Из текста произведения становится понятно, что рассказчик встречается с Печориным только один раз, а дневники героя попадают к нему в руки через Максима Максимыча. Публикует он их уже после смерти Печорина. Делает он это не для того, чтобы вызвать осуждение читателей, а с целью раскрыть душу героя, показать противоречия его внутреннего мира, вскрыть причины, которые сделали его таким. «Одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно», – признается Михаил Юрьевич Лермонтов.
Прототипы
По свидетельству современников, Лермонтов служил в Нижегородском полку со своим родственником по линии матери – Алексеем Аркадьевичем Столыпиным. Некоторые исследователи творчества поэта сходятся во мнении, что именно черты этого человека нашли свое отражение в образе Печорина. Как основание этих предположений приводится некоторое сходство между Столыпиным и героем романа М.Ю. Лермонтова: «Алексей Аркадьевич принадлежал к высшему петербургскому обществу, был совершеннейшим красавцем-мужчиной. Он был одинаково хорош и в лихом ментике, и под барашковым кивером нижегородского драгуна, и в одеянии современного льва, каким был вполне, в самом лучшем значении этого слова».
Еще одним реальным прототипом мог стать Владимир Сергеевич Печерин – философ и поэт, последователь теории утопического социализма. Этот человек не нашел для себя места в русском обществе и в 1836 году был вынужден эмигрировать за границу.
Из литературных персонажей, ставших прообразом Печорина, первенство принадлежит Евгению Онегину. Сходство уже прослеживается, начиная с фамилий героев, которые даны им по названиям северных рек Онеги и Печоры. Они оба, хотя и по разным причинам, разочарованы в обществе с его вышесветскими нравами, и в жизни в целом. Оба покидают столицу: один из них едет в деревню, другой – на Кавказ. Кроме этого, их также сближает отношение к женщинам и любви, где они в итоге оказываются несостоятельными неудачниками.
Экранизации героя
В 1927 году на экраны вышел фильм-трилогия режиссера Владимира Барского «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Роль Печорина досталась очень популярному в 20-30-е годы актеру Николаю Прозоровскому. В 1955 году режиссер Исидор Анненский представил на суд зрителей свое киновоплощение произведения М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери». На роль Печорина был приглашен очень красивый советский актер Анатолий Вербицкий. Созданный им образ до сих пор считается хрестоматийным.
Григорий Печорин. Актер А. Вербицкий. Х/ф “Княжна Мери”. 1955
В 1967 году была закончена работа над третьей экранизацией знаменитого романа. Она стала очередным успехом известного режиссера Станислава Ростоцкого. Фильм носил одноименное название с романом и состоял из двух частей. На главную роль Ростоцкий пригласил молодого талантливого актера Владимира Ивашова, которого зрители уже знали и успели полюбить за роль Алеши в фильме «Баллада о солдате».
Очередная экранизация под названием «Страницы журнала Печорина» появилась в 1975 году. Этот фильм рассказывает об истории отношений Печорина и княжны Мери. Режиссер Анатолий Эфрос при выборе актера на главную роль отдал предпочтение популярному актеру Олегу Далю, который довольно неплохо справился с ролью, представив Печорина в виде некоего «монстрика». Хотя портретно актер совершенно не был похож на своего героя, этот образ ему вполне удался, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы.
Наконец, в 2006 году состоялась премьера сериала «Печорин. Герой нашего времени», восьмисерийной работы режиссера Александра Котта. Роль Григория Александровича Печорина досталась известному актеру Игорю Петренко. По отношению к этой версии Печорина до сих пор ведутся неумолкающие споры и зрителей, и кинокритиков. И те, и другие разделились на два лагеря. Сторонники актера считают созданный им образ лучшим за всю историю экранизаций романа. Противники придерживаются ровно противоположного мнения. Так или иначе, каждый остается при своем, ведь в спорах, вопреки цитате, не всегда рождается истина.
Литература
- Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
- Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976.
- Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964.
- Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973.
- Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 7.3k | Оценить:
Обзор «Герой нашего времени» — культура крупным планом
Перейти к содержимому
Ищи:
искусство
автор J²
Адаптация ОЛИВЕРА Беннета и Владимира Щербаня Герой нашего времени — смелая и освежающая.
Этот спектакль, который идет до середины декабря в театре Аркола, основан на отрывке из одноименного романа Михаила Лермонтова 1840 года и содержит достаточно сырой энергии, чтобы освещать деревню в течение месяца. Большая часть его электричества исходит от изображения Беннетом Печорина, в центре внимания пьесы. Он вечный двигатель. Просто наблюдая за его выступлением, вы покрываетесь потом.
Печорин — скучающий и несколько неприятный русский офицер — озорной и ненадежный, особенно с женщинами. Без битвы, которая могла бы занять его, он потерял цель в жизни.
Его соратник и младший по оружию, Грушницкий (Джеймс Марлоу), менее разбирается в женских обычаях и легко влюбляется — ему не помогает боевая травма, из-за которой он вынужден пользоваться костылем.
В их жизни появляется принцесса Мария (Скарлетт Сондерс), в которую Грушницкий влюбляется почти мгновенно. Один взгляд на нее в наушниках, и у него подгибаются колени.
Хотя у Печорина есть свои дела — замужняя Вера, которую также играет Сондерс, — это не мешает ему причинять вред, возмутительно флиртуя с княжной Марией. Он успешно вбивает клин между парой, к большому неудовольствию Грушницкого. В конечном итоге это приводит к дуэли на рассвете, когда вынимаются пистолеты и теряется молодая жизнь. Все благородно, но ужасно бесполезно и расточительно.
В спектакле режиссера Щербаня много новаторских компонентов. Импровизация — это постоянная работа с микрофоном и диваном Chesterfield, используемым с большим эффектом.
На разных этапах они используются, чтобы изобразить звук скачущих лошадей или Печорина, яростно скачущего от одного кризиса к другому. Диван также является краем скалы и упавшей лошадью. Видео используется, чтобы показать, как принцесса Мэри синхронизирует губы с песней Уитни Хьюстон «Я всегда буду любить тебя », а на одном из этапов Печорин курит.
Все это довольно безумно, местами немного безумно и ужасно женоненавистнически, но, как ни странно, довольно приятно. Нашумевший Беннет — сердцебиение пьесы, как рассказчик, так и ее главный герой. Но Марлоу и Сондерс не остаются в тени. Грушницкий у Марло — сплошь ноги и социальная неуклюжесть, хотя он становится мужественным, когда начинает мешать Печорин.
Принцесса Мэри и Вера Сондерса нуждаются в помощи. Принцесса несколько уязвима. Вера, опасная и редко увиденная без очков и с сигаретой, тлеющей в руке, как ручная граната.
Русские танцы – Грушницкий и Печорин участвуют в энергичной мазурке – и балы-маскарады. Также много криков (между двумя мужчинами), сравнений длины погон (мальчики будут мальчиками), откусывания горьких лимонов и выплевывания содержимого в большое зеркало, которое возвышается над сценой.
Доктор, доверенное лицо Печорина, изображен Беннетом, держащим у лица экземпляр романа Лермонтова. Скорее умный.
Шведский стол из удовольствий, которые вместе превращают 80-минутное веселье в театр. Дрожащий? Да. Но , герой нашего времени, , в высшей степени смотрибельно.
Для получения дополнительной информации
Теги: герой нашего времени театр арколы Избранное Лондон театр оливера беннета театральное обозрение владимир щербань
[Пример эссе], 1348 слов GradesFixer
Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.
Роман Герой нашего времени — русский роман о жизни солдата Печорина, служившего на Кавказе, написанный Михаилом Лермонтовым и переведенный в одной из самых известных версий Владимиром и Дмитрием Набоковыми. На протяжении всего романа различные точки зрения Лермонтова, нехронологическое течение глав и исключение деталей доказывают, что видимость может скрыть истинную природу человека. несколько рассказчиков Лермонтова; безымянный путешественник, Максим Максимыч и, наконец, сам Печорин представляют Печорина по-разному, поэтому неясно, представляет ли кто-либо из них истинную природу Печорина. Лермонтовский порядок глав в романе, а не хронологически точный порядок рассказов, раскрывает характер Печорина в разные периоды его жизни, делая неоднозначными причины его изменений в характере. Наконец, лермонтовское исключение деталей в ключевых частях романа невольно затемняет истинную природу Печорина.
Множественные рассказчики Лермонтова на протяжении всего романа постоянно дистанцируются от Печорина, и поэтому их описания Печорина маскируют его истинную природу. Максимыч описывает Печорина безымянному путешественнику как «…немножко странный… должно быть, тоже был богатый малый…» (Лермонтов 23). Максимыч, персонаж, который кажется близким другом Печорина, характеризуется Лермонтовым как не замечающий многих странных характеристик и происхождения Печорина, несмотря на частые и продолжительные взаимодействия Максимыча с Печориным на Кавказе, что видно по кажущемуся богатству Печорина, что Лермонтов изображает Максима совершенно не замечающим, прежде чем рассказывать о своих событиях с Печориным. Поэтому Лермонтов использует это ограниченное понимание, чтобы подчеркнуть тот факт, что Максим недостаточно хорошо знал Печорина из их частых взаимодействий, тем самым давая неверное представление о характере Печорина. К тому же, когда Печорин начал холодно относиться к Бэле, Максим просто подумал: «…без сомнения, они, должно быть, поссорились…», несмотря на значительные проблемы, которые были у Печорина в то время (Лермонтов 44). Лермонтов изображает Максима настолько невежественным в отношении Печорина, что, когда Печорин начал претерпевать серьезные изменения в своем отношении к тем, кого он прежде любил, например к Бэле, Максим воспринял это как простую «размолвку», которая обычно означает довольно мелкий вопрос или проблему. Однако Лермонтов скорее показывает проблему Печорина с Бэлой гораздо глубже, чем она казалась, поскольку Печорин считает его «…причиной несчастья для других…» и что «[у него] ненасытное сердце» (Лермонтов 47). Лермонтов действительно доказывает, что проблема Печорина была не из простых, а Максим воспринял ее как проблему из-за своих ограниченных знаний и взглядов на Печорина. Таким образом, словесный выбор Лермонтова и неверная точка зрения Максима помогают показать невежество других персонажей в оценке истинной натуры Печорина, скрывая тем самым его истинную природу. Наконец, в главе «Максим Максимыч», когда Максим грустит по поводу холодного обращения с ним Печорина, рассказчик подумал: «…только потому, что Печорин… протянул руку, а Максим Максимыч хотел броситься Печорину на шею» (Лермонтов 66). . Таким образом, Лермонтов изображает безымянного путешественника совершенно незнакомым с истинными проблемами Печорина, несмотря на рассказы Максима о Печорине. Лермонтов использует это невежество рассказчиков для того, чтобы показать, что истинная природа Печорина была неизвестна героям печоринских явлений.
Лермонтов также использовал нехронологический порядок глав в книге, чтобы подчеркнуть мысль о том, что видимость затемняет истинную природу человека. В рассказе «Бэла», когда Максимыч стал видеть, как Печорин отдалялся от Бэлы, Максимыч почувствовал, что это оттого, что они «… должно быть, поссорились» (Лермонтов 44). Лермонтов ставит историю «Бэлы» на первое место, хотя хронологически она предпоследняя, просто для того, чтобы создать неопределенность того, что хронологически произошло с Печориным до событий «Бэлы». Сделав это переключение в хронологическом порядке событий, он показывает, что неточные представления Максима о характере Печорина происходят просто из-за отсутствия контекста, который впоследствии достигается такими событиями, как любовные отношения Печорина с княжной Марьей и Верой в истории «Принцесса Мария». Эти события, раскрытые позже в романе Лермонтова, хронологически происходившие до этой главы, помогли бы объяснить истинную природу Печорина, но вне этого контекста появление одного лишь Печорина только отвлекает от истинной природы Печорина. Таким образом, Лермонтов использует нехронологический порядок рассказов в романе, чтобы показать, что видимость может скрывать истинную природу Печорина. Другим примером нехронологической структуры романа, затемняющей истинную природу Печорина, является рассказ «Максим Максимыч», когда Печорин стал холодно относиться к Максиму Максимычу, говоря ему, что он «…надо проститься… [он] в спеши…» (Лермонтов 63). Хотя характеристика Печорина, данная Лермонтовым, может быть интерпретирована как результат взаимодействия Печорина с Бэлой в предыдущем рассказе, эти реакции Печорина в основном явились результатом его взаимодействия с княжной Марьей и Верой в рассказе «Княжна Марья», которые хронологически перед рассказом «Максим Максимыч». Это отсутствие контекста создает впечатление, что истинная природа Печорина раскрывается Лермонтовым, но, будучи раскрытой ему, Лермонтов только доказывает, что появления Печорина прежде приводили лишь к неверному истолкованию его истинной природы. Таким образом, Лермонтов использует нехронологический порядок рассказов, чтобы доказать, что видимость обманчива и не может быть использована для точного определения истинной природы человека.
Наконец, Лермонтов использует исключение деталей рассказчиком, чтобы показать, что видимость может затемнить истинную природу человека. Когда Максим и Печорин были у Бэлы, когда она медленно умирала, Максим не «… ни одной слезинки не заметил на ресницах [Печорина]: то ли он в самом деле не мог плакать, то ли сдерживал себя, не знаю» (Лермонтов 52). Лермонтов использует ограниченный взгляд рассказчика, чтобы сделать некоторые детали неизвестными, например, невежество Максима в отношении Печорина. Это невнимание к деталям и невежество в целом просто свидетельствует о том, что взгляд Максима на характер Печорина неверен. Таким образом, отсутствие у Лермонтова подробностей во внешности Печорина затемняет истинную природу Печорина. Кроме того, позднее, когда Бэла был близок к смерти, Максимыч «…закрыл [свои] глаза [своими] руками и стал молиться» (Лермонтов 53). Лермонтов показывает через эти моменты временного неведения, что рассказчик Максимыч иногда находится в неведении того, что происходит вокруг него, как в этот момент, когда он закрыл на некоторое время глаза. Кроме того, когда Казбич навещает Максима и Белу в их доме, Максим просил Белу «взглянуть… [у нее] молодые глаза» (Лермонтов 46). Лермонтов иногда изображает Максима не обращающим внимания на детали, например, на это его плохое видение, которое могло привести к несовершенству внешности. Лермонтов использует это тонкое незнание деталей, чтобы доказать, что сами по себе явления не могут точно передать истинную природу человека. Таким образом, Лермонтову удается через роман доказать, что видимость может скрывать истинную природу человека, увиденную через множественность точек зрения, нехронологическую структуру глав романа и исключение деталей в ключевых событиях. Что, однако, на самом деле доказывает, так это то, что ни один характер никогда полностью не известен и не раскрывается, даже к концу романа, и что некоторые характеристики просто никогда не раскрываются.
В случае с Герой нашего времени характер Печорина к концу романа до конца не понятен никому, даже читателю, просто потому, что все его образы, нарисованные Лермонтовым, могут отвлекать от его истинной натуры.