Партия русских конституционных демократов: КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ • Большая российская энциклопедия

Кадеты — программа партии — 1905 г.

   Либерально-буржуазная партия конституционных демократов (кадетов) оформилась в октябре 1905 г. С января 1906 г. имела второе название — партия народной свободы. Лидеры: П. Н. Милюков, В. Д. Набоков, А. И. Шикгарев, П. Д. Долгоруков, М. М. Винавер, В. И. Вернадский, Ф. Ф’. Кокошкин, Н. Н. Львов, В. А. Маклаков и др. В ходе гражданской войны •большая часть руководителей кадетов оказалась за границей.

Программа конституционно — демократической партии  

I. Основные права граждан

1. Все российские граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются.

Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т. п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускаются только в случаях, установленных законом, и не иначе как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть освобождено или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных -им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона— судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов без различия вероисповедания, национальности и пола.
Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собой.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включай полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия и осуществления законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.


25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены, в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в Царстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинства.

IV. Суд

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие Империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Великого Княжества.

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; б) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают; в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; г) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в закон безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется.

Компетенции выборного мирного суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; д) восстанавливается принцип единства кассационного суда; е) адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.

28. Независимо от этого в осуществлении наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется безусловно и навсегда; б) вводится условное осуждение; в) устанавливается защита на предварительном следствии; г) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.

31. Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения за счет косвенного; общее понижение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положение отдельных производств, понижение таможенных пошлин в видах удешевления предметов народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-землевладельцев, государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение иди пользование, личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация  государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта, крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но неиспользованные к сроку затраты, на улучшение и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой области и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзор инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщины и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочими и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний с отнесением издержек за счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения
Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этнм осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии ,. и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах, увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной работы высшей школы для широких кругов населения. Свободная организация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно быть увеличено соответственно общественной потребности; плата в них должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования в заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрnofollow>, сыну Софьи Палеолог, он отдал две трети всего государства и всю полноту власти. Василий III (1505 — 1533) был менее энергичным правителем и не таким талантливым политиком, как его отец, но и при нем границы государства продолжали расширяться — были окончательно присоединены Псков, Рязанская и Смоленская земли.

  Российское государство формировалось как многонациональное, но включение в его состав других народов было, как правило, мирным, нередко добровольным и имело для них прогрессивное значение. Внутри страны прекратились разорительные феодальные усобицы. Исчезли пограничные рубежи между отдельными землями. На территории всего государства стали вводиться единая денежная система, единые меры веса, длины. Все это способствовало подъему экономики.

   Образование Российского централизованного государства стало фактом большого международного значения. Россия заняла видное место среди европейских государств. Возрос авторитет России среди западных и южных славян. В Москве находили убежище многие южнославянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические связи со многими странами Европы и Азии.

* В 1453 году под ударами турок пал Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование. 

 сс. 103 — 107

Следующий  раздел  лекции Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России

Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

© Заметки на полях. УМК. 1999 — 2008

П.И.Новгородцев о правах человека, нравственности и идеалах партии народной свободы

Библиографическое описание:

Анашкина, С. В. П.И.Новгородцев о правах человека, нравственности и идеалах партии народной свободы / С. В. Анашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/7/486/ (дата обращения: 10.11.2022).

В современном российском обществе на фоне постоянных дискуссий о дальнейших путях развития страны всё чаще возникает понимание того, насколько важно сегодня изучение отечественного идейного наследия. Особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле, а также философского учения о демократии сыграл видный философ, ученый и педагог рубежа XIX-XX вв. – Павел Иванович Новгородцев. Свою политическую и общественную деятельность, он успешно сочетал с научной работой. До сих пор его труды, касающиеся государства, прав человека и демократии изучаются не только отечественными, но и зарубежными учеными.

Большую часть жизни Павел Иванович посвятил парламентской работе. Будучи активным членом кадетской партии (Народной свободы), он был избран в 1906 г. в состав I Государственной думы от Екатеринославской губернии и активно работал в конституционно-демократической фракции. Новгородцев много занимался обоснованием её политической и юридической программ. Так ученый получил уникальную возможность применения своих философских идей о правах человека и демократии на практике. Общеизвестно, что на фракцию конституционных демократов приходилось большинство членов в  первых двух созывах российского парламента начала XX века,  кадеты всегда имели решающее влияние на выработку позиции I и II государственных дум по вопросам развития страны. Идеалы, которые разрабатывал профессор Новгородцев вместе со своими сторонниками, были  демократическими не только на бумаге, но и в партийной работе. Множество его философских идей, так или иначе, были положены в основу программы партии народной свободы, влияли на её тактику в Государственной думе, помогли кадетам в выработке более четкой линии своей парламентской деятельности и стать подлинно либеральной партией. Безусловно, важным звеном политической доктрины кадетов была идея государственности и прав человека. Отсюда и вытекает значимость обращения к трудам одного из идеологов партии – П.И.Новгородцева.

Обеспечение демократических свобод личности для кадетов являлось первостепенной задачей, стоящей перед государственной властью. «Основные права граждан» – первая глава программы партии – яркое тому подтверждение. Данный раздел включает в себя не только те права, которыми граждане обладают в силу наличия у них политико-правовой связи с конкретным государством и определяемые как политические права, но и личные права, которыми каждый индивид обладает вне зависимости от своего гражданства. Весьма значимым представляется то обстоятельство, что в программе конституционно-демократической партии не только декларировались права человека, но и указывались условия их реализации, а также правовые и законодательные гарантии прежде всего в форме судебной защиты со стороны независимой судебной власти, а также предоставления пострадавшему от незаконных действий государственной власти права на возмещение убытков. Впоследствии этот момент войдет в качестве структурообразующего элемента в целый ряд либеральных законопроектов.

Будучи главой московской школы философии права, П.И.Новгородцев явился одним из идейных вдохновителей и разработчиков данной правовой доктрины кадетов. В своих размышлениях ученый явился последователем виднейшего философа предшествующего столетия – Вл.С.Соловьева. Интересно, что Новгородцев причислял его к наиболее видным защитникам правовой идеи среди философов XIX века. [1, c.3] «Эта идея (идея права) была для него одной из самых важных и дорогих»[2, c.3], — утверждал Новгородцев в своей речи, произнесенной на торжественном заседании Психологического общества 2 февраля 1901 г.

В обществе начала XX века всё чаще юристы, принадлежавшие к реалистическому течению, старались очернить высокий нравственный характер самой идеи права, затемнить её, раскритиковать. Сам П.И.Новгородцев утверждал, что «в такое смутное для юридической науки время следует в особенности ценить всякую попытку, направленную к тому, чтобы отстоять идеальную сущность права»[3, c. 4-5]. Говоря о вкладе Вл.Соловьева в современную философию права, он часто указывал на его критику «славянофильской иллюзии» и учения Л.Н.Толстого, который, как известно, указывал на вред и безнравственность права. Сам П.И.Новгородцев разделял это мнение Соловьева и полностью поддерживал его позицию. Взяв за основу высокие гражданственные идеи Вл.Соловьева, он развил и углубил их, выдвинул на новый уровень важную для российского общества проблему – притеснение философско-юридического понятия и значения права, положив тем самым в основу идеалов партии Народной свободы, а также в Программу партии достигнутые результаты.

П.И.Новгородцев, противопоставлял неопределенной мечте славянофилов положительный идеал правового государства, выработанный жизнью Западной Европы. [4, c.11] Здесь необходимо заметить, что правовое государство не было для мыслителя последним выражением нравственной солидарности, а только необходимой ступенью к высшей форме теократического общения. [5, c.11] Таким образом, мы видим, что никакая идеализация понятия «права» для Новгородцева была не свойственна. Ученый стремился дать объективную оценку этому понятию, заслуженную характеристику, указывая на ценность, важность, историзм и глубину данного явления. Это вылилось в разработку законопроекта партии кадетов о правах человека.   Законодательная комиссия, разработавшая во время  I Думы законопроекты о свободах, о гражданском равноправии, о неприкосновенности личности, в междумский период разделилась на два отдела: Московский и Петербургский. В первый из них и вошел П.И. Новгородцев.

Ещё на этапе разработки законопроекта о правах человека, Новгородцев настаивал (соглашаясь с Соловьевым), что настоящая нравственная свобода, а также нравственно развитое общество без должных гарантий со стороны права и государства остается пустой фикцией. [6, c.10] Государство имеет своей целью «охранять принудительное равновесие частных своекорыстных сил  и полагать пределы всяким  эгоистическим захватам» [7, c.10] — подкреплял он свою мысль. Обеспечение демократических свобод, защита личности, её социальных и политических прав и интересов – вот истинная цель каждого государства. Роль права в человеческой жизни должна, прежде всего, представать «в свете его высшего идеального предназначения служить целям нравственного прогресса, помогать нравственному началу распространяться среди людей». [8, c.4-5]  Получается, что именно с таким сухим и сугубо юридическим понятием как «право» Новгородцев связывал свои идеи, касающиеся путей достижения нравственности общества, а следовательно и его демократического строя. Мыслитель отрицает возможность существования нравственно развитого, стремящегося к «идеальному» состоянию, государства без политико-правовой составляющей. Невозможно освободиться от гнета, как морального, так и физического, в обществе, которое самостоятельно стремится к освобождению от всяких политических прав.

Другим подтверждением идей Новгородцева-Соловьева служат размышления обоих о безопасности общества. Для развития человеческой свободы и нравственности, для удовлетворения политических и личных прав каждого безусловно необходимо благоустроенное общество. «Без существования общества, — рассуждал Соловьев, — нравственность есть только отвлеченное понятие». [9, c.17] Новгородцев углублял эту мысль, доказывая, что существование общества зависит не от совершенства некоторых, а от безопасности всех. Эта безопасность не может охраняться одним нравственным законом, который остается недействительным для людей с преобладающими противообщественными инстинктами. По отношению к этим последним необходим принудительный юридический закон; необходима общественная организация, стесняющая зверские инстинкты людей и устраняющая возможность их беспрепятственного проявления. [10, c.17]

Утверждение так называемых прав «первого поколения», включающих преимущественно личные и политические права и свободы, закрепляло представления, характерные для классического либерализма; права «второго поколения», основанные на идее права на достойное существование, оказались признаны в определенной степени под влиянием социалистических концепций. Значительный вклад в разработку представлений о праве на достойное существование и внес П. И. Новгородцев. У ученого имеется ряд статей, касающихся данной проблемы. [11]  Как уже упоминалось выше, признание прав «второго поколения» происходило на фоне острой теоретической и политической борьбы, имевшей не только социальное, но и правовое содержание. Фактически речь шла о радикальном изменении самой концепции права. В центре этой борьбы оказался комплекс прав, получивший название права на труд и неразрывно связанные с ним иные социальные права. Это обозначало перенос функций государства, существовавших до этого только в сфере публичного права, в сферу права частного, известного применительно к данной сфере в Европе, как «свобода контракта».

Сторонники данного подхода основывались на необходимости «позитивного» понимания свободы. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, — писал П.И. Новгородцев, — но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком». [12] Защитники «права на достойное существование» не видели ничего чрезвычайного в предлагаемом либеральной доктриной изменении функций государства. Например, русский философ и юрист С.И. Гессен подчеркивал, что свойственное классическому либерализму отрицательное представление о задачах государства никогда не соответствовало действительности: осуществление личной свободы невозможно без правовой помощи государства. А другой член конституционно-демократической партии П.Б.Струве писал: «Наша партия либеральная: она отстаивает свободу личности. И в то же время она отстаивает начало свободы личности для всякой личности и поэтому она демократична». [13, c.12] Неудивительно, что либеральные теоретики говорили о том, что «однажды созданное, право личности на государственную поддержку продолжало с течением времени углубляться и расширяться, наполняться все большим содержанием». Их общий вывод состоял в том, что для современного им общества настала пора сделать следующий шаг, признав право каждого не только на свободу и собственность, но и на труд и образование.

Признание права на труд влекло за собой существенное ограничение упомянутой выше свободы контракта, бывшего одним из базовых для классического европейского либерализма. Из всех прав «второго поколения» право на труд имело наиболее серьезные основания претендовать на статус естественного права, непосредственно вытекающего из права на жизнь. Сторонники правового регулирования трудовых отношений не без оснований подчеркивали, что договор о найме — это не просто сделка о купле-продаже: услуги не могут быть отделены от личности работника, которая сама по себе обладает безусловной ценностью. Соответственно общество вправе возложить на нанимателя обязанность заботиться о том, чтобы отношения найма не наносили вред жизни и здоровью работника. Неудивительно, что именно эти права мы встречаем в комплексе либеральных законопроектов, хотя и разработанных с разной степенью полноты.

Еще одним направлением в законодательном закреплении прав человека, которому было уделено значительное внимание в программе либерального законотворчества, благодаря профессору П.И.Новгородцеву, были социальные права, или так называемые права второго поколения, связанные с реализацией позитивных прав, например таких, как право на социальные, экономические и культурные права (помимо затронутого выше права на труд): право на свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на образование и др. , для реализации которых необходимо вмешательство государства, проявляющееся в их нормативном определении, создании социальных программ и государственных гарантий.

Здесь необходимо добавить следующее. Обращаясь к тексту самого законопроекта, следует отметить, что в его основу положена идея «восстановления общего и единого для всех суда и права». Уже в этой исходной посылке мы видим насколько взаимосвязанной была вся система законодательной работы кадетской партии, основанной на базовых либеральных программных установках. Именно в существовании функционирования судебной власти не зависимой от исполнительной кадеты видели главные гарантии независимости личности. В своем докладе в Думе П.И. Новгородцев прямо заявлял: «Сколь бы ни были совершенны постановления, предназначенные к охранению личности от произвольного лишения свободы, но если остается в силе правило, по которому административная власть может, если найдет это нужным, изъять то или другое дело из-под ведения общего суда, свобода граждан не может считаться обеспеченною». [14, c.38] Данное положение признавалось кадетами недопустимым не только ввиду того, что оно нарушает права личности, но и потому, что «вместе с тем колеблется сама идея права и расшатываются устои общественного правосознания». [15, c.38]

Итак, научные труды П.И.Новгородцева внесли заметный вклад в обоснование русского социального либерализма и получили широкий общественно-политический резонанс. Ученый явился достойным продолжателем философско-правовых идей Вл.С.Соловьева. П.И.Новгородцев не только раскрыл для нас многие его взгляды на древнейшие греческие понятия, но также дополнил и углубил их. Он нарушил прежнюю простоту их определений. Благодаря развитию этих идей нам раскрывается нравственная задача права – смирять злые наклонности, обуздывать упорный эгоизм лиц, бороться с несправедливостью и произволом сильных, обеспечивать общее равенство и свободу. Открыв Программу конституционно-демократической партии, мы встретим в ней с первых же строк именно эти постулаты. Своеобразным рефреном всей законотворческой деятельности российских либералов в Думе звучат слова П. И. Новгородцева, сказанные им после закрытия I Думы и отражавшие всю сложность сложившейся ситуации. «Никогда народная свобода не будет упрочена в России без осуществления тех законодательных предложений, которые были начертаны I Государственной думой и внесены в нее партией народной свободы» [16, c.24], — говорил видный отечественный юрист, отвечая на критику справа. Но необходимость реформирования именно правовой системы страны, которую сознавала либеральная часть общества, наталкивалась на императивное самоограничение допустимых в политике средств и методов общественных преобразований. «Государственная дума, — подчеркивал Новгородцев, — должна держаться строго конституционных рамок и что существующие Основные законы, хотя и несовершенны и подлежат изменению, должны быть соблюдаемы». [17, c.24]

Библиография:

1.      Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С.Соловьева. М., 1901.

2.      Там же.

3.      Там же.

4.      Там же.

5.      Там же.

6.      Там же.

7.      Там же.

8.      Там же.

9.      Там же.

10.  Там же.

11.  Новгородцев П.И. Два этюда // Полярная звезда. СПб., 1905. № 3.

12.  Цит. по: Малинова О.Ю. Развитие концепции прав человека и правовое регулирование трудовых отношений [Электронный ресурс] // http://www.strategy-spb.ru/Koi-8/Proekt/humanrights/Tezis/tez_7.html

13.  Струве П.Б. Идеи и политика в современной России. М., 1906.

14.  Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы. 1905-1907 гг. СПб., 1907.

15.  Там же.

16.  Новгородцев П. Профессор В.И. Герье о первой Государственной думе // Русская мысль. 1907. № 1.

17.  Там же.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Новгородец, народная свобода, Государственная дума, Идея, достойное существование, конституционно-демократическая партия, труд, государственная власть, кадетская партия, личная свобода.

Кадеты и октябристы

Плакат кадетов, призывающий россиян голосовать за «народную свободу»

Революция 1905 года, обещание Государственной думы и ослабление цензуры — все это способствовало созданию политических партий. К концу 1905 года в России появилось несколько новых партий, стремившихся к политическим или конституционным реформам. Две из этих новообразованных партий, кадеты и октябристы, сыграли важную роль в формировании постцарской России.

Фон

В феврале 1905 года, после «Кровавого воскресенья», царь Николай II приказал ослабить ограничения на политическую цензуру, публикации и собрания.

Эти новые свободы породили цунами политической пропаганды, публикаций и документов, а также организации политических митингов. Группы, которые когда-то были вынуждены собираться нелегально, теперь могли собираться открыто, формализовать свою ассоциацию, составлять партийные манифесты и производить пропаганду для общественного потребления.

Не все из этих молодых российских политических партий были марксистскими или социалистическими. Некоторые хотели, чтобы Россия стала либеральной демократией, основанной на конституции. Они хотели правления учредительным собранием и защиты индивидуальных прав и свобод.

Другие были более консервативны. Они хотели, чтобы царизм адаптировался и модернизировался, но тем не менее продолжался. Они верили, что обещания царя в Октябрьском манифесте зашли достаточно далеко.

Кадеты

Некоторые русские мыслители хотели политической реформы в либерально-демократическом, а не в социалистическом ключе. Самой крупной и успешной из этих либеральных партий были Конституционные демократы (также сокращенно «кадеты»).

Как и многие другие русские партии, кадеты были официально образованы во время брожения 1905 года, хотя их происхождение было гораздо глубже. Их членами и сторонниками были в основном прогрессивные представители среднего и высшего классов. Среди них были либерально настроенные дворяне, землевладельцы, ученые, владельцы бизнеса и белые воротнички, такие как врачи, юристы и владельцы магазинов.

Основателем, подставным лицом и лидером кадетов был Павел Милюков, академик и историк, активно участвовавший в русских реформистских группах с 1870-х годов. Многие члены и кандидаты кадетов также имели опыт работы в земстве , местных советах, действовавших в последние десятилетия царизма, или с ними.

Конституционалистская партия

Большинство кадетов выступало за развитие политической системы британского типа, с царем в качестве главы государства, но его политическая власть ограничивалась конституцией и выборным учредительным собранием.

Кадеты также настаивали на введении гражданских прав и свобод западного образца: равенство перед законом, всеобщее избирательное право мужчин и женщин, отмена наследственных дворянских титулов, бесплатное и всеобщее государственное образование, официальное признание профсоюзов и законодательства защита права на забастовку. Они также возражали против государственной цензуры печати.

Либеральная политика сделала кадетов популярными в городах и крупных поселках. На выборах в первую Думу в марте-апреле 1906, они набрали 37 процентов голосов городских жителей и в итоге получили около одной трети мест.

Взгляд историка:
«Суть послания кадетов [на выборах 1905 года] заключалась в том, что они заслужили поддержку народа, потому что они одни защищали истинные интересы страны. Их призывы содержали заманчивые обещания и мрачные предсказания о судьбе страны в случае победы консерваторов. «От результатов этих выборов зависит будущее России. Если они создадут конституционное и демократическое большинство, Россия вступит на путь мирной культурной, политической и общественной жизни. Если они произведут большинство не за решительные реформы, то гражданская война, расстрелы и кровь захлестнут Россию, будут расти и распространяться, производя анархию в хозяйственной жизни страны» 9.0036 Авраам Ашер, историк

Октябристы

Фотография делегатов-октябристов в III Думу, 1907 г.

Другой значительной партией, возникшей в 1905 г., были октябристы. Как и кадеты, они были правильно оформленной политической партией, представленной в Думе.

Более либеральные, чем бескомпромиссные цари, но более консервативные, чем кадеты, октябристы получили свое название от Октябрьского манифеста, документа, который они с энтузиазмом поддержали как решение проблем России.

Октябристы выступали за ограниченную конституционную монархию, при которой царь сохранял за собой право назначать министров и принимать законы. Они признавали необходимость реформы, но считали, что она должна решаться и управляться царским правительством.

Простолыпинская партия

Экономически октябристы поддерживали частное хозяйство, политику премьер-министра Петра Столыпина и сохранение Российской империи.

После того, как Столыпин сфальсифицировал законы о голосовании в 1907 октябристы стали крупнейшей фракцией в III Думе (1907-1912). Как и кадеты, октябристы поддерживали военные действия России во время Первой мировой войны, и эта политика стоила им некоторой поддержки.

Несколько октябристов занимали некоторые ключевые государственные посты во время войны и двоевластия 1917 года. Самым известным политиком-октябристом был Михаил Родзянко, который был председателем Думы и сыграл важную роль в убеждении Николая II отречься от престола в марте 1917 года.

Взгляд историка:
«Октябристы всегда освещали темную сторону деятельности правительства. Но они никогда не позволяли критике вырождаться в политическую карьеру на оппозиционных установках… Еще одной чертой, отделявшей октябристов от оппозиционных партий, был национальный вопрос: октябристы считали, что в Российской империи интересы русской национальности должны почетное место, как естественные объединители государства, хотя и не за счет порабощения других национальностей».
Джеффри А. Хоскинг

1. В течение и после 1905 г. возникло несколько российских политических партий, вдохновленных революционными событиями того года и ослаблением царем политической цензуры.

2. Не все эти партии хотели свержения царизма. Некоторые надеялись, что царизм адаптируется или увидит, что власть царя будет ограничена конституцией и избранным законодательным органом.

3. Официально сформированная в 1905 г. партия кадетов, или сокращенно кадетов, возглавлялась Павлом Милюковым и поддерживалась в основном российскими профессионалами и средним классом.

4. Кадеты были либералами-демократами, выступавшими за принятие британской или американской системы с конституцией и гарантиями индивидуальных и гражданских прав.

5. Октябристы были партией умеренных и консерваторов. Они были верны царизму, но поддерживали изменения, намеченные в Октябрьском манифесте, от которого они и получили свое название.

Информация для цитирования
Название: «Кадеты и октябристы»
Авторов: Дженнифер Ллевеллин, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History
URL: https://alphahistory.com/russianrevolution/kadets-octobrists/
Дата публикации: 8 июля 2019 г. 10 Дата обращения 30 5
9:0944 , 2022
Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего явного разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

 

либералов в русской революции

Либералы в русской революции

Уильям Г. Розенберг

Твердый переплет ISBN: 9780691656779 240,00 долларов США / 185,00 фунтов стерлингов Мягкая обложка ISBN: 9780691655352 $95,00/£74,00 электронная книга ISBN: 9780691198460 Доступно как PDF 95 долларов США/74 фунта стерлингов

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Добавить в корзину Добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Соединенное Королевство
  • Европа

Литература

  • Уильям Дж. Розенберг
    Коллекции:
  • Библиотека наследия Принстона

      Мягкая обложка

      Купить это
      • Скачать обложку

      Хотя многие русские думали, что кадеты, или кадеты, станут той партией, которая приведет их через русскую революцию в ряды западноевропейских демократий, кадеты были легко сокрушены большевиками в борьбе за власть. Как кадеты отреагировали на события революции и потерпели неудачу во время величайшего кризиса партии, является предметом исследования Уильяма Дж. Розенберга.
      В качестве политической истории книга исследует ценности, программы, организацию и тактику самой видной либеральной партии России с 1917 по 1921 год. В качестве исследования русской революции и Гражданской войны в ней исследуются сильные и слабые стороны одной политической группы. чья политика больше повлияла на исход событий, чем любая другая политическая организация, кроме большевиков.
      Основанная в основном на материалах партийных журналов и эмигрантских архивов, книга посвящена не только роли кадетов в революции, но и более широкому вопросу об отношении российской либеральной политики к революционным общественным силам.
      Уильям Дж. Розенберг — адъюнкт-профессор истории Мичиганского университета.

      Первоначально опубликовано в 1974 году.

      Библиотека Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по запросу, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press. Эти издания сохраняют оригинальные тексты этих важных книг, представляя их в прочной мягкой и твердой обложке. Цель библиотеки Princeton Legacy — значительно расширить доступ к богатому научному наследию, содержащемуся в тысячах книг, опубликованных издательством Princeton University Press с момента его основания в 19 году.05.

      • Цитируемый Дарвин
        Под редакцией Джанет Браун
      • Цитируемый Фейнман
        Ричард П. Фейнман
      • Принстонский спутник атлантической истории
        Под редакцией Джозефа С. Миллера
      • Цитируемый Торо
        Под редакцией Джеффри С Крамера
      • Принстонский словарь Древнего Египта
        Ян Шоу и Пол Николсон

      Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *