Сумароков александр биография: Сумароков биография кратко – творчество Александра Петровича, важные и интересные факты о баснописце

Сумароков Александр Петрович, подробная биография

(1717-1777) русский поэт и драматург

Сумароков Александр Петрович принадлежал к тому поколению писателей, которые начали обновление русской литературы, ориентируя ее на европейский опыт. Именно с его произведений начинается новая русская драматургия. Кроме того, Сумароков вошел в историю культуры как талантливый баснописец, а также один из первых критиков.

С самого рождения Сумароков Александр Петрович находился в гуще исторических событий своего времени. Он появился на свет в небольшом финском местечке Вильманстранд (современная Лаппенранта), где в это время стоял полк, которым командовал его отец во время Северной войны.

Поскольку семья постоянно переезжала на новые места службы отца, мальчика воспитывала мать, а также домашние учителя. Только в 1732 году отец определил Александра Петровича в петербургский сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это было привилегированное учебное заведение, куда принимали детей высшего дворянства.

Модель обучения в корпусе позже была заимствована при организации Царскосельского лицея, где, как известно, юноши получали самое широкое и всестороннее образование.

Александра Сумарокова, как и остальных воспитанников, готовили к государственной службе, поэтому он обучался гуманитарным дисциплинам, иностранным языкам, а также тонкостям светского этикета. Особенно поощрялись занятия литературой. В корпусе был даже создан собственный театр, причем занятые в нем воспитанники были обязаны посещать спектакли всех приезжавших в Петербург иностранных трупп. Не удивительно, что в такой обстановке Сумароков увлекся драматургией. Он считался первым учеником, и ему легко давалось сочинительство.

Первыми поэтическими опытами молодого литератора стали оды, посвященные императрице Анне Иоанновне. Однако Александр Сумароков вскоре понял, что они сильно уступают произведениям ведущих авторов того времени — Ломоносова и Тредиаковского. Поэтому оставил жанр оды и обратился к любовным песням. Они и принесли Сумарокову известность в придворных кругах.

После окончания корпуса он становится адъютантом вице-канцлера России графа М. Головкина. Талантливый и общительный юноша привлек к себе внимание всесильного фаворита императрицы графа А. Разумовского. Тот забрал Александра Петровича Сумарокова к себе в свиту и вскоре сделал его своим адъютантом.

По-видимому, Сумароков сумел расположить к себе Разумовского, поскольку менее чем через три года уже имел чин генерал-адъютанта. Отметим, что в это время ему еще не исполнилось двадцати лет.

Но открывавшаяся придворная карьера никогда не была целью жизни Сумарокова. Все свободное от службы время он посвящал литературе. Он посещает театральные спектакли, читает множество книг, в частности сочинения Расина и Корнеля, и даже подает императрице ученый трактат в стихах «Эпистола о стихотворстве». В нем автор говорит о необходимости создания русского литературного языка и о том, чем должны заниматься русские молодые люди, которые хотят посвятить себя словесности. Позднее трактат стал манифестом русского классицизма, на который позже опирались все писатели и поэты.

В том же, 1747 году Сумароков Александр Петрович сочиняет первое драматическое произведение — трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из русской истории. Ее представление состоялось на сцене любительского театра Шляхетного корпуса. Трагедия была восторженно принята зрителями, и слухи об этой постановке вскоре дошли до императрицы. По ее желанию Сумароков повторил постановку уже на сцене придворного театра в 1748 году на святки.

Ободренный успехом, драматург написал еще несколько трагедий на сюжеты из русской истории, а также переделку драмы У. Шекспира «Гамлет».

Поскольку в те годы одновременно с трагедией на сцене должна была идти развлекательная комедия, Сумарокову пришлось обратиться и к этому жанру. Он создает несколько развлекательных комедий в одном действии. Они так понравились императрице, что она назначила его директором придворного театра. По тем временем это была труднейшая должность, потому что директор должен был не только писать пьесы, но и руководить их постановками, а также подбирать актеров для сцены и обучать их.

Выделяемых из казны денег постоянно не хватало, и, чтобы продолжать работать, Александру Сумарокову приходилось жертвовать собственным жалованием. Тем не менее театр просуществовал целых пять лет. И только в 1761 году Сумароков перестал руководить им и ушел в журналистику.

Он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела». Это был первый в России чисто литературный журнал. Александр Петрович Сумароков также печатал переводы сочинений античных и современных европейских авторов — Горация, Лукиана, Вольтера, Свифта.

Постепенно вокруг него собралась группа литературно одаренных молодых людей. Они вели ожесточенную полемику о путях развития русской литературы с Ломоносовым, Тредиаковским, а также с М. Чулковым и Ф. Эминым. Сумароков считал, что нельзя насаждать в литературе культ древности, поскольку писатель обязан отзываться на все события современной ему действительности.

В середине шестидесятых годов он возвращается к драматургии и пишет цикл сатирических комедий под названиями «Опекун», «Лихоимец» и «Ядовитый». По-видимому, драматург хотел рассказать о тяжелых событиях собственной жизни. Как раз в это время внезапно умирает отец писателя, и Сумароков Александр Петрович оказывается вовлеченным в длительную тяжбу из-за раздела наследства. Только в 1769 году он получает свою часть и сразу же уходит в отставку.

Чтобы не отвлекаться в шумном и суетном Петербурге, Сумароков переезжает в Москву и целиком погружается в литературную работу. Несколько лет он прилежно работает с историческими источниками и пишет крупнейшее свое произведение — историческую трагедию «Димитрий Самозванец».

Сюжет пьесы был основан на подлинных событиях русской истории и звучал на редкость современно: совсем недавно в результате переворота к власти пришла Екатерина II. Вероятно, именно поэтому трагедия была почти сразу же поставлена на петербургской сцене и пользовалась большим успехом у публики.

Поскольку Александр Сумароков собрал большой исторический материал, он смог приступить к написанию собственно исторических сочинений. В них рассказывалось о восстании Степана Разина, стрелецких бунтах в Москве. В эти же годы Сумароков начинает новую страницу в своем творчестве — выпускает сборник басен. Они были написаны простым и даже грубоватым языком, но легко запоминались и поэтому стали образцом для многих авторов. Кстати, и И. Крылов обратился к басне только потому, что его вдохновил пример Сумарокова. Язвительное обличение всяческих пороков не нравилось московскому начальству. Известно, что в последние годы жизни писатель страдал от придирок московского градоначальника. Поэтому он так и не смог получить постоянной службы в Москве и жил в одиночестве и неизменной нужде. Но у него было много друзей и последователей, которые стали известными писателями, — Я. Княжнин, М. Херасков, В. Майков, А. Ржевский.

Когда Александр Петрович Сумароков умер, его скромно похоронили в Донском монастыре. Лишь через четыре года после его смерти, когда его друг Н. Новиков выпустил десятитомное собрание сочинений писателя, для всех стал очевиден тот вклад, который он внес в развитие русской культуры.

Сумароков Александр Петрович. Биография

Александр Петрович Сумароков, сын действительного тайного советника Петра Панкратьевича, родился 14 ноября 1717 года. Воспитывался он сначала дома, а с 1731 года — в сухопутном шляхетском кадетском корпусе, единственном в то время высшем учебном заведении в России, где вскоре своими способностями обратил на себя внимание начальства.

Одаренный умом, пылким воображением и нежным сердцем, он с детства посвятил себя науке и литературе. Еще будучи кадетом, он попробовал свои силы в сочинении трагедий, которые находили читателей и почитателей не только между товарищами, но и вне стен корпуса.

В 1740 году он был выпущен в офицеры и вскоре после того поступил адъютантом к графу А.Г.Румянцеву. Первая трагедия Сумарокова «Хорев» была напечатана в 1747 году и целых три года находила одних читателей и слушателей, а не зрителей. И только в 1749 году была сыграна кадетами сухопутного шляхетского корпуса, в присутствии самого Сумарокова.

Узнав о том от графа Разумовского, императрица Елизавета Петровна приказала кадетам повторить это представление во дворце. Спектакль удался как нельзя больше. Все присутствовавшие были в восторге. Императрица была растрогана до слез, позвала к себе в ложу Сумарокова, осыпала его похвалами и подарила ему драгоценный перстень со своей руки. Ободренный успехом, молодой драматург написал в скором времени еще две трагедии, «Синав и Трувор» и «Семиру», которые окончательно упрочили его славу в глазах современников.

В 1756 году вышел высочайший указ об учреждении придворного русского театра, причем Сумароков, имевший чин полковника, был назначен его директором. Первым делом нового директора было расширение репертуара новыми своими пьесами: трагедиями, операми и комедиями. Затем, желая поднять положение актеров в обществе, он попросил для них дворянское отличие — ношение шпаг. Но самым важным делом его директорства было открытие театра в Москве, для чего был командирован им туда известный актер Волков, ярославский антрепренер.

Император Петр III произвел Сумарокова в бригадиры, а Екатерина II — в действительные статские советники и пожаловала кавалером ордена Святой Анны первого класса. В 1761 году Сумароков оставил управление театром и жил с тех пор в то Петербурге, то в Москве.

Кроме названных выше трех трагедий, Сумароков написал следующие: «Гамлет», «Артистона», «Ярополк и Демиза» (1758),»Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав (1774). Но из них имели успех только «Гамлет» и «Дмитрий Самозванец».

Первый успех и название русского Расина, данное Сумарокову тотчас после представления «Хорева», внушили ему желание сочинить что-нибудь не расиновское, а еще небывалое на парижской сцене — и Сумароков, слегка ознакомившись с Шекспиром, решился по-своему воспользоваться его «Гамлетом». Но и тут наш драматург поступил по-своему добросовестно, то есть воспользовался всего одним сюжетом, да и то, перекроил его на свой лад. Например, он нашел неприличным выводить на сцену пришельцев из могилы и заменил явление тени отца Гамлета сном, привидевшемся герою трагедии. Самый конец трагедии он изменил совершенно: вместо кровавой развязки, которой Шекспир завершает свою трагедию, Сумароков оканчивает ее очень наивно: наказанием порока и торжеством добродетели, то есть — соединением двух пламенных сердец, Гамлета и Офелии, законным браком и словами Офелии, умывающей руки в смерти своего отца, Полония.

В «Дмитрие Самозванце» также заметно подражание Шекспиру: главное действующее лицо трагедии имеет сходство с Ричардом III, из одноименной драмы Шекспира. Кроме девяти трагедий, давших славу Сумарокову, он написал еще двенадцать комедий, три оперы и одну драму. Комедии Сумарокова иногда довольно забавно рисуют современное ему общество, где французское образование уже начало пускать свои корни, но еще далеко не укоренилось, не освоилось с жизнью.

Не только драматическая поэзия была призванием Сумарокова: чтобы сравниться с Вольтером, он писал во всех жанрах и потому не преуспел ни в одном из них, тем более, что он имел привычку сочинять торопливо, не заботясь об обработке написанного. Он писал оды, перелагал псалмы, сочинял послания, сатиры, басни, сказки, идиллии, песни, элегии, эклоги, стансы, сонеты, загадки, эпиграммы, эпитафии и мадригалы. Словом, писал все и обо всем. Страсть к героическим поэмам проявилась у него немного позже.

Более всего Сумарокову удавались басни. Многие из них читаются до сих пор с удовольствием. Недаром современники ставили Сумарокова выше Лафонтена! Вместе с тем, современники придавали уж слишком большое значение произведениям Сумарокова: они от души восхищались его трагедиями, которые считали равными произведениям Корнеля и Расина, смеялись до слез, любуясь его комедиями, не уступавшими, по их мнению, мольеровским, декламировали его притчи, которые ставили выше басен Лафонтена и сердились, читая его сатиры и эпиграммы. И мнение это разделяли лучшие люди того времени.

Отец русского театра, Сумароков, перенес в Россию современную ему французскую драму, сохранил без всякого изменения все правила, условия и форму парижского театра. В комедиях же, подражая Мольеру, показал образцы разговорной прозы, пытаясь, таким образом, создать комедию из русских нравов. Наконец, его сатиры, его простодушно-желчные выходки против крапивного семени, равно как и некоторые прозаические статьи, более или менее касавшиеся вопросов современной ему действительности — всё это указывает на какое-то стремление к сближению литературы с жизнью. И вместе с тем говорит, что сочинения Сумарокова, несмотря на свой устаревший язык и отсутствие художественности, заслуживают изучения, а имя его заслуживает уважения потомства.

Сумароков был до крайности самолюбив и вспыльчив, но, вместе с тем, добр и великодушен, любил правду и ненавидел зло и невежество.

Сумароков умер в Москве 1 октября 1777 года и похоронен в Донском монастыре. Сочинения Сумарокова были собраны после его смерти Новиковым и изданы им в 1781-1782 годах в десяти томах. Второе издание было напечатано тем же Новиковым в 1787 году.

биография «отца русского театра»

Александр Петрович Сумароков, биография которого неразрывно связана с развитием отечественной культуры XVIII века, по праву считается «отцом русского театра». Работал драматургом и либреттистом. Неоценим его вклад в русскую литературу, которая благодаря его поэтическим произведениям поднялась на новую для того времени высоту. Его имя навсегда вошло в историю России.

Юный наследник древнего дворянского рода

25 ноября 1717 года в Москве в семье прапорщика Петра Сумарокова родился сын, которого назвали Александром. Как и многие дети из старинных дворянских родов, а именно рода Сумароковых, первоначальное обучение и воспитание мальчик получил дома под руководством нанятых родителями учителей и воспитателей.

В те годы многие молодые дворяне отдавали предпочтение военной карьере. Александр Сумароков не стал исключением. Биография его самостоятельной жизни начинается, когда в возрасте пятнадцати лет он поступает в Сухопутный дворянский корпус, который был открыт в Петербурге по повелению императрицы Анны Иоанновны. В его стенах он проводит восемь лет и здесь впервые начинает заниматься литературой.

Кадетский корпус и предстоящая карьера

Во время учебы в Кадетском корпусе начинающий литератор пишет стихи и лирику, взяв за образец произведения французских авторов и своего соотечественника В. Тредиаковского. Первые его поэтические опыты — стихосложение псалмов. Кроме того, он выполняет заказы своих товарищей — пишет от их имени поздравительные оды правившей в те годы императрице Анне Иоанновне, что было в большой моде.

В 1740 году среди молодых офицеров-выпускников корпуса был Александр Сумароков. Биография говорит о том, что его жизнь в те годы складывалась как нельзя лучше. В свои двадцать три года он зачислен в канцелярию графа Миниха, вскоре становится личным секретарем сначала графа Головина, а затем всемогущего Алексея Разумовского. Но, несмотря на открывшуюся перед ним карьеру, он целиком посвятил себя литературе. Его кумир тех лет — Михаил Васильевич Ломоносов, знаменитая ода которого стала для Сумарокова образцом гармонии и проводником в поисках творческого пути.

Первая заслуженная слава

Однако ни один настоящий художник не может удовлетвориться только подражанием тому, что создано кем-то другим, он всегда ищет свой собственный стиль. Так и поступил Сумароков. Биография его творческой жизни по-настоящему начинается, когда в салонах образованной петербургской аристократии появляется множество списков его песен о любви. Этот жанр выбран автором не случайно. Именно он больше всего позволил раскрыть душевное состояние Александра — молодого блестящего офицера, полного присущих его возрасту романтических переживаний.

Но настоящую славу ему принесла постановка его стихотворной драмы «Хорев», состоявшаяся при дворе в 1747 году. Тогда она вышла из печати, став публичной, что сделало его имя всенародно известным. После этого также при дворе ставится несколько пьес, автором которых является Сумароков. Биография его творчества выходит с этого времени на новый уровень – он становится профессиональным писателем.

Насыщенная творческая жизнь Сумарокова

В 1752 году произошло знаменательное событие. Императрица Елизавета Петровна своим указом вызвала из Ф. Ярославля выдающегося театрального деятеля тех лет Ф. Г. Волкова и поручила ему организовать первый в России постоянный театр, директором которого был назначен Сумароков.

Краткая биография его лишь в общих чертах может дать представление о том неоценимом вкладе, который внес этот человек в становление русской сценической жизни, но в памяти будущих поколений он сохранился как «отец русского театра». , что, согласитесь, красноречивее любых слов.

Его творческое наследие необычайно обширно. Достаточно вспомнить восемь вышедших из-под его пера трагедий, двадцать комедий и три оперных либретто. Кроме того, Сумароков оставил значительный след и в других литературных направлениях. Его произведения печатаются на страницах академического журнала Monthly Writings, а в 1759 г.он начинает издавать свой собственный журнал «Трудолюбивая пчела». В последующие годы издаются многочисленные сборники его стихов и басен.

Конец жизни поэта и память о его потомках

Управление театром Сумароков осуществлял до 1761 года. После этого он еще некоторое время живет в столице, а затем в 1769 году переехал в Москву. Здесь у него возникает серьезный конфликт с главнокомандующим П. Салтыковым, сторону которого принимает императрица. Это наносит поэту душевную травму и влечет за собой серьезные материальные проблемы. Но, несмотря на невзгоды, в семидесятые годы он, по мнению исследователей, написал свои лучшие произведения, такие как «Дмитрий Самозванец», «Подлый» и многие другие. Умер 12 октября 1777 года и похоронен на Донском кладбище в Москве.

Потомки в полной мере оценили заслуги этого человека перед Отечеством. На знаменитом монументе «Тысячелетие России» в числе выдающихся исторических деятелей государства представлен и Александр Сумароков (фото этого объекта читатель может увидеть на странице). На его произведениях выросли поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные композиции стали учебником для будущих драматургов.

Литература: европейские языки | Редкие книги PY

£950

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич, Василий Кириллович ТРЕДЬЯКОВСКИЙ и Александр Петрович СУМАРОКОВ, Choix des meilleurs morceaux de la littérature russe, à dater de sa naissance jusqu’au règne Екатерины II 900 03

Привлекательный образец первой французской антологии русской литературы, с некоторыми из лучших авторов 18 века.

ПодробнееПодробнее

3750 фунтов стерлингов

МОНТЕСКЕ [МОНТЕСКЬЮ, Шарль-Луи де], Писма персидския [Персональные письма]

Редкое первое иллюстрированное издание «Lettres persanes» на русском языке, в современном переплете с красивыми русскими форзацами.

ПодробнееПодробнее

£1,450

[ДИКЕНС] — ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич, Жизнь Диккенса

Редкая первая значительная биография великого викторианского автора на русском языке, написанная активным (и политически ангажированным) литератором. Издание первой книги. Судя по всему, копий в Британии нет, только в NYPL и в Сиднее за пределами России.

ПодробнееПодробнее

Edition originale en version de luxe, aux planches en plusieurs etats

LOTI, Pierre

Pêcheur d’Islande

1250 фунтов стерлингов

90 002 LOTI, Pierre, Pêcheur d’Islande

Самый знаменитый роман Лоти: a прекрасный пример первого издания, здесь с рекордным количеством состояний пластин, переплетенных в полностью зеленый сафьян с сохранением оригинальной ярко-оранжевой издательской обертки.

ПодробнееПодробнее

С распиской Бозонне

БАЙРОН, Джордж Гордон Лорд

Произведения лорда Байрона, включая запрещенные стихи. Полное собрание в одном томе

875 фунтов стерлингов

БАЙРОН, Джордж Гордон Лорд, Произведения лорда Байрона, включая запрещенные стихи. Полное собрание в одном томе

Издание Byron Fine Didot в переплете Bauzonnet, ‘doublée’, с квитанцией о переплете.

ПодробнееПодробнее

Предсказание неудачи Наполеона

FAGNANI, Federigo

Lettere scritte di Pietroburgo correndo gli anni 1810 e 1811

£2500

FAGNANI, Federigo, Lettere scritte di Pietroburgo correndo gli anni 1810 e 1811

Санкт-Петербург до кампании Наполеона: превосходный образец в красном сафьяне, очень свежий и свободный от подтасовок, расширенного второго издания (опубликованного в год Ватерлоо), содержащего еще шестнадцать букв в дополнение к шести, опубликованным в первоначальном издании 1812 года.

Редкая итальянская книга на Россию.

ПодробнееПодробнее

Нет в наличии

ПРОДАНО

БЕРНЕТТ, Фрэнсис Ходжсон, Маленький лорд Фаунтлерой

Очень привлекательный пример первого издания этого знаменитого детского романа: в оригинальной ткани, очень яркий.

ПодробнееПодробнее

Нет в наличии

ПРОДАНА

18 в. бестселлер в царской библиотеке

ТОМПСОН, Джеймс

Les Saisons

THOMPSON, James, Les Saisons

Российская имперская копия очаровательных тарелок Эйзена для иллюстрации бестселлера 18 века.

ПодробнееПодробнее

Нет в наличии

ПРОДАНО

ХЕРВИ, Джеймс и Елизавета НИЛОВА (пер.), Надгробная размышления

Первое русское издание английского «кладбищного» литературного произведения: переводчицы, посвященное женщине, позже конфискованное Екатериной Великой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *