Отражение троянской войны в литературе и искусстве: Троянская война в литературе Средних веков

Сюжеты и образы троянской мифологии в изобразительном искусстве Нового времени

[53]

Античная мифология служила и служит благодатным источником художественных образов для искусства прошлого и современного. Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления занимают значительное место в фольклорной традиции, мифологические мотивы, сюжеты и образы используются и интерпретируются почти на всем протяжении истории мировой литературы. Через эпические сказания и литературные произведения миф становится основой для живописных и скульптурных творений.

«Никто не знал, откуда мифы явились, но не сомневались, что они истинны. Искусство не открывало мифов, оно было формой явления их» [54] (М.В. Алпатов). Первоначально мифическое существо изображалось необычным, фантастичным, сказочным получеловеком — полузверем. Но уже во времена Гомера «центральное содержание мифа было антропоморфическим», отсюда — «многие образы античного искусства никак не указывают на то, что мы имеем дело с мифологическими персонажами.

Это становится очевидно только в результате знакомства с соответствующими текстами» (В.Б. Мириманов).

Сюжеты и образы Троянской мифологии — традиционный материал для греческой вазовой живописи. Относительно редко эти сюжеты встречаются в изобразительном искусстве Возрождения, но в искусстве Барокко и Классицизма, вновь становятся популярными. Эстетика барокко, построенная на сложной коллизии идеальных и чувственных начал, актуализировала античные сюжеты, сочетающие гедонизм с героикой, культ движения и человеческого тела. Античные сюжеты в изобразительном искусстве классицизма были призваны олицетворять значимость героических действий; античный герой воспринимался как образец этического поведения. Предпочтение отдавалось сюжетам, в которых главенствовал культ морального закона, приоритет общественного перед личным, культ человеческого тела. Реалистическое изобразительное искусство исключало мифологические сюжеты из сферы своего внимания. Эстетика символизма обращалась к античной мифологии, интерпретируя их в условном пространстве-времени, воплощая собой вечные темы бытия — любовь, смерть, одиночество, надежда, тайна и т.

д.

Троянская война — одно из центральных событий греческой мифологии. Мир троянских образов — Ахилла, Елены, Париса, Гектора — живет в современной культуре во многом благодаря «Илиаде» — «библии греческого народа» (А. Боннар). В изобразительном искусстве Нового времени наиболее популярным становится образ Елены как воплощение красоты, соблазнившей весь героический мир, готовый ради нее сражаться и умирать. «Небо наградило ее красотой, ставшей проклятием в той же мере, как и даром. В этой красоте ее рок» (А. Боннар). Свою Елену с классическим профилем, идеально-правильными пропорциями, но холодноватую и отвлеченную создал «последний итальянский художник общеевропейского значения» (Дж.К. Арган) скульптор Антонио Канова (1811). Елена с картины Гюстава Моро «Елена у стен Трои» (1870-е), напротив, воплощает идеал роковой женщины. Среди самых часто изображаемых сюжетов — похищение Елены. Скульптурная группа «Похищение Елены» Ф. Бертрана (к. XVII в.) решена в барочных традициях, отличаясь динамичным движением и эффектной зрелищностью.

На блюде с изображением сцены «Похищения Елены» работы итальянца Николо да Урбино (1519, майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури) запечатлен кульминационный момент сюжета: Парис силой увлекает в лодку сопротивляющуюся Елену, а его спутники отражают атаку спартанцев. Полотно на этот же сюжет английского художника Г. Гамильтона (1770-е) представляет собой [55] весьма условную повествовательную композицию, сочетающую в себе элементы барочного и классицистического стилей.

«Суд Париса» — самый популярный сюжет Троянского цикла искусстве Нового времени, нашедший отражение в творчестве: Н. Мануэля, Л. Кранаха Старшего, Ф. Флориса, Х. ван Балена, А. Ватто, И. Эйтевала, Клода Лоррена, П.П. Рубенса и др. Так, на картине Рубенса из Прадо (1638-1639) перед Парисом, сидящим под деревом, три богини в окружении лукавых проказников-амуров; рядом — Гермес, держащий на вытянутой руке яблоко. Богини далеки от античных канонов красоты, являя собой художественное воплощение рубенсовских современниц.

Сцена встречи Париса с Еленой («Илиады», 3, 428-442) после его позорного ухода с помощью Афродиты с поля боя послужил основой для картины Ж.Л. Давида «Елена и Парис после битвы с Менелаем» (1788). Этот же сюжет в оригинальной интерпретации художницы Ангелики Кауфман как сентиментально-чувственной сцены отражен в ее картине «Венера уговаривает Елену любить Париса» (1790). К образу Париса как олицетворение классической красоты обращался и классицист А. Канова (1801-1802). Его Парис, облокотившийся на дерево, заставляет любоваться зрителя своим великолепно сложенным телом.

Ахилл — величайший греческий герой и один из самых ярких образов в истории мировой литературы. Живописные и скульптурные интерпретации этого образа значительно проигрывают в сопоставлении с его литературным прототипом. Античные скульпторы Ахилла не изображали вовсе, зато в вазовой живописи сохранилось около четырехсот его изображений. Среди произведений Нового времени — мраморный рельефе «Ахилл и Брисеида» («Илиада» 1, 318-346) работы Б.  Торвальдсена (1803), выполненный в академических традициях; строгих по композиции и лаконичных по содержанию. Другой мраморный рельеф Б. Торвальдсена (1815) практически дословно иллюстрирует сюжет о выкупе стариком Приамом тела своего сына Гектора («Илиада», 24, 477-479), где Ахилл обнаруживает «глубокую человечность своего характера» (А. Боннар). Картина итальянского художника Помпео Батони «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (1745) демонстрирует безразличие ее автора к историческому содержанию сюжета, руководствуясь в своем творчестве идеалом прекрасной живописи. Изображая многофигурную композицию на фоне условного античного интерьера, Батони увлекается скорее внешними живописными эффектами, нежели драматургией сюжета. В целом, картина Батони является переходной от позднебарочного к классицистическому стилю в живописи. На этот же сюжет, но за столетие до Батони создает свою живописную версию фламандский художник Эразмус II Квеллин. Художник Ж.Д.О. Энгр в полном соответствие со своим эстетическим кредо создает классицистическую композицию «Посланцы Агамемнона у шатра Ахилла» (1801).

Производя впечатление анатомических штудий, картина отличается надуманностью, холодностью, малой живописностью, преобладанием внешних форм над смыслом сюжета, приоритетом линии рисунка над цветом.
[56]

Одна из вершин мировой поэзии — сюжет прощания Гектора с Андромахой перед поединком с Аяксом («Илиада», 6, 390-496). Однако, живописные и пластические образы далеки по своей выразительности от изложения этой сцены в поэме Гомера. Например, мраморный рельеф Б. Торвальдсена «Прощание Гектора с Андромахой» (1837). Сцене оплакивания Гектора Андромахой («Илиада», 24, 723-729) посвящена одноименная картина французского живописца Ж.Л. Давида «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783). На картине всего три фигуры — лежащий на смертном одре Гектор, увенчанный лавровым венком, скорбящая Андромаха и маленький сын Гектора Астианапс. Композиция картины, уподобленная мемориальному рельефу, лаконично и сдержано передает драматизм ситуации в полном соответствие (если использовать слова самого Давида) с «суровым вкусом народа у которого начинала развиваться жажда энергичных действий».

Трагическое падение Трои отражена в картине голландского художника Г. де Лересса «Разрушение Трои» (1-ая пол. 1660-х), написанной в стилистике «барочного реализма», где условность и надуманность сочетается с оригинальными живописными решениями, акцентирующих внимание зрителя на смысловой контекст события. В целом, полотно отражает представления художников XVII столетия о гибели не только героев Трои, но и всего героического века.

Таким образом, каждая художественно-историческая эпоха сообразно своим духовным идеалам, символам и ценностям интерпретировала троянские мифы по-своему, удаляясь зачастую от исходных мифологических смыслов, которые оказались наиболее адекватно выражены в искусстве самой Древней Греции и, прежде всего, в вазописи. Тем не менее, антропоцентрическая сущность античной мифологии придает ее сюжетам и образам статус «бессмертных» в художественном сознании различных эпох.

Представления народов Северо-востока Азии об окружающем пространстве и их отражение в изобразительном искусстве

Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве

Понятие «живописное» и «животворное» в эстетике Вл. Соловьева и А.Белого

«Любовь — привратница бессмертия» (Об одном христианском рельефе с языческим сюжетом)

Западноевропейская культура XVII в. и начало Нового времени

Был ли древний грек художником или Жизнь мифа в античности

Волос в кругу сирен

Сарматизм в польском изобразительном искусстве эпохи Просвещения

Постмодернистская философия искусства: истоки и современность

Заметки о категориях «прекрасного» и «безобразного» в художественной практике Украины

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве. Часть 9: ПАДЕНИЕ ТРОИ; СУДЬБА ГЕРОЕВ.

    Троянцы решили, что греки отплыли восвояси и, разобрав часть своих стен, втащили деревянного коня в самый центр своего города. Затем они предались пиршеству, празднуя победу.
    Когда город глубоко заснул, греческий лазутчик Синон вскарабкался на одну из башен Трои и подал сигнал греческим кораблям, стоявшим у острова Тенедос. Затем он вернулся к деревянному коню и выпустил наружу притаившихся воинов во главе с Одиссеем, которые тут же бросились на городские улицы, неся смерть и разрушение.

Иоганн Георг Траутман
«Падение Трои»

  Троянцы, отяжелевшие от обильных возлияний, тем не менее, мужественно встретили нападение врага, используя все предметы, попадавшиеся под руку, даже стропила собственных домов, но оказались бессильными перед лицом жестокого и коварного врага, десять лет ждавшего этой минуты.

Джорджио Гизи
«Штурм Трои»

  НЕОПТОЛЕМ, сын Ахилла, мстя за отца, зарубил престарелого царя Трои ПРИАМА, пытавшегося укрыться у алтаря Зевса.

Пьетро Бенвенути
«Смерть Приама»

Жюль-Жозеф Лефевр
«Смерть Приама»

«Неоптолем, убивающий Приама»
(чернофигурное изображение на античной вазе)


    Подростка АСТИАНАКТА, сына Гектора, греческие воины вырвали из объятий его матери АНДРОМАХИ и сбросили с городских стен.

«Убтйство Астианакта»
(краснофигурная керамика)

    Сын локридского царя Оилея «МАЛЫЙ АЯКС» (так его звали для отличия от Великого Аякса, о самоубийстве которого речь шла в предыдущих частях) глумливо изгнал КАССАНДРУ из храма Афины, где укрывалась прорицательница, и, сорвав с нее одежды, выставил на посмешище.

Фреска в Помпеях

Соломон Джозеф Соломон
«Аякс и Кассандра»

  Судьба Трои была решена.

    Когда всем стало ясно, что Трою уже не спасти, отважный ЭНЕЙ взвалил своего дряхлого отца Анхиса на плечи, уведя жену Креусу и сына Аскания из обреченного города. В бегстве ему покровительствовала его мать Афродита. С собой Энею удалось унести Пенат, богов-хранителей города.

Батони Помпео
«Бегство из Трои»

Федерико Бароцци
«Бегство Энея из Трои»

Рафаэль Санти
«Пожар в Борго»

  По некоторым мифам, Афродита указала Энею, что его предназначение состоит в основании великого города на западе ойкумены. И действительно, древние римляне полагали, что истоки их города восходили именно к троянцу Энею.

  События, последовавшие за взятием и разрушением Трои не менее интересны, чем Троянская война, и также являлись источником вдохновения для многих художников.

  Судьба победителей сложилась по-разному.

    Относительно спокойным оказалось возвращение на родину МЕНЕЛАЯ, который, несмотря ни на что, не разлюбил свою законную супругу ЕЛЕНУ ПРЕКРАСНУЮ, и после восьми лет путешествия вернулся вместе с ней домой, в Спарту.

Ян Стыка
«Менелай и Елена Прекрасная»

Жан-Жак Лагрин
«Телемах в гостях у Мененая и Елены»

    Более трагична судьба АГАМЕМНОНА и его семейства, которые подверглись гневу богов за бесчеловечную расправу греков, предводителем которых он являлся, над троянцами.

    Жена Агамемнона КЛИТЕМНЕСТРА оставалась ему верной до тех пор, пока не узнала о связи своего супруга с пленницей ХРИСЕИДОЙ. В то время за Клитемнестрой ухаживал молодой и настойчивый ЭГИСТ. Царица противостояла его чарам до тех пор, пока Эгисту не удалось удалить верного слугу Агамемнона Демодока от царского двора. Тогда она придалась страстной любви с соблазнителем, ставшим фактическим правителем Аргоса.

Страстная любовь античных времен
по версии Эдуарда Анри Авриля:

  Эгист расставил часовых на берегу, чтобы заранее узнать о возвращении законного царя. Для него был приготовлено пышное застолье, во время которого Эгист и двадцать его сообщников, выскочив из засады, убили Агамемнона на глазах его жены. По другим мифам, сама Клитемнестра заколола своего супруга, когда тот после бани попросил ее помочь одеться. Неверная жена дала ему тунику без отверстий для рук, и Агамемнон не смог оказать сопротивления напавшим врагам.

Пьер Нарсис Герен
«Клитемнества колеблется перед убийством спящего Агамемнона»

Джон Кольер
«Клитемнестра после убийства»

  И несчастная КАССАНДРА встретила свой конец от рук Клитемнестры. После падения Трои прорицательница стала трофеем Агамемнона и была, в глазах царицы, вне зависимости от того, произошло это по ее воле или нет, любовницей ее супруга.

«Клитемнестра убивает Кассандру»
(Рисунок на античной вазе)

  Кровавая история семьи Агамемнона, начавшаяся с жертвоприношения Ифигении, закончилась лишь когда ОРЕСТ, сын Агамемнона и Клитемнестры вернулся спустя десятилетия домой и казнил свою преступную мать и ее любовника Эгиста.

«Орест убивает Эгиста»
(краснофигурная античная ваза)

«Орест, убивающий Эгиста, оборачивается на убегающую Клитемнестру»
(античный рисунок на краснофигурной вазе)

  Что же касается хитроумного царя Итаки ОДИССЕЯ, то его возвращение домой наполнено такими приключениями, что заслуживает отдельного цикла рассказов, иллюстрированных произведениями изобразительного искусства.

    Такой цикл — в моих ближайших планах.

    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.

Троянская война в древнем искусстве

Резюме темы: Троянская война в древнем искусстве

Tabula Iliaca Capitolina , Римское произведение искусства Rome1st век AD; Эта табличка датируется периодом Августа, около 15 г. до н.э. произведения искусства, запечатленные во многих средствах массовой информации, будь то встроенные в его монументальные скульптуры, самые ранние отмеченные на фронтонах или метопах храма Артемиды на Корфу, (Вайнке) настенная живопись или мозаика, бесчисленные росписи на вазах как в черном, так и в красном цвете. техника или римские кодексы. Эта тема была интригующей. Она пленяла не только греков, но и этрусков и римлян.

Каждое художественное начинание возрождало древнюю традицию, восходящую к индоевропейцам. Это также означает их собственный автономный акт как связь их настоящего времени с прошлым. Эти художественные усилия были, по сути, воссозданием длительного художественного ритуала, который связывал их с предшественниками, подтверждая их веру в глубокую правду их мифов и историй. Древний художник также привнес в свои работы свои взгляды на любовь и поэзию

Основные тексты, передающие эту захватывающую тему, были найдены в «Илиаде» Гомера и его «Одиссее», а также в «Энеиде» Вергилия и меньших поэмах Эпического цикла, из которых у нас есть только фрагментарные части. В этом заключается источник больших разногласий среди ученых относительно того, что вдохновляло этих художников. Вдохновлены ли произведения великих эпических поэтов многочисленными произведениями искусства? Каждый художник всех времен, от древности до современности, сопоставлял свои собственные идеологии и религиозные убеждения, заложенные в их соответствующих работах, создавая множество инноваций. (Ловенстам 1)

Из всех конкретных сцен и героев Троянской войны самой любимой была тема фактического разграбления Трои и смерти царя Приама. От самой ранней известной монументальной скульптуры, увековечивающей смерть Приама на фронтоне и метопе, храма Артемиды на Корфу, до бесчисленных художественных средств, изображающих разрушение Трои с выдающимися изображениями изнасилования Кассандры, смерти Приама. и его внук, сын Гектора, Астианакс, именно эта часть Троянской войны и соответствующие ей произведения искусства были наиболее популярны, вплоть до римских кодексов. Эта часть этой знаменитой истории войны, не вошедшая в «Илиаду» Гомера, и «Илиада» не рассказана в одной из меньших поэм, «Илиуперсис», буквально «разграбление Илиона». Эта часть была любима древними. Как я подробно расскажу в следующих аннотациях и рефератах, этот предмет можно найти в многочисленных красных и черных фигурных вазах, настенной росписи в домах римской элиты, мозаиках, скульптурах, а также в самих зданиях и храмах. По словам Винке , они «снабжают нас множеством легендарных мотивов и вариаций, которых мы не можем найти в литературе, и являются верным отражением текучести греческой мифологии, лишенной канона и догматизма, находившейся в постоянном движении: ( Weincke 281) Эта увлекательная тема продержалась более полутора веков в греческом искусстве.

(Примечание: раздел Интернет-ресурсов содержит множество художественных иллюстраций со всех видов медиа.)

Процитировано:

Ловенстам, Стивен. Увековеченная изображениями Традиция о Троянской войне в греческом и этрусском искусстве . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2008. Печать.

Винке, Мэтью I. «Эпическая тема в греческом искусстве». Американский журнал археологии. 58.4 (1954): 285-306. Распечатать.

 

                           АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ССЫЛКИ:

ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Apollodorus. Библиотека. Перевод сэра Джеймса Джорджа Фрейзера. Тома 121 и 122 классической библиотеки Леба. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1921. http://www.theoi.com/Text/Apollodorus1.html

Это онлайн-источник одного из стихотворений Эпического цикла, но он содержит только сохранившиеся фрагменты. Помимо «Илиады» и «Одиссеи», в этих поэмах рассказывается о разных историях Троянской войны, к которым Гомер не обращался. Это стихотворение Илиу Персис, «Разграбление Трои», из которого сохранились только десять строк, начинается с дара греком троянцам деревянного коня, подробно описывает разрушение Трои, смерть Приама, Кассандры, Астианакса и завершается с человеческим жертвоприношением Поликсены, дочери Приама, у могилы Ахилла. Это стихотворение было самой популярной темой для художников всех средств массовой информации. Авторство приписывается Арктикусу Милетскому.

Гомер, Илиада . Индианаполис/Кембридж: Hackett Publishing Company, Inc., 1997. Печать.

В «Илиаде» Гомер описывает только пятьдесят восемь дней из десяти военных осад греков против троянцев, тщательно выбирая для повествования сцены, отличные от тех, которые изображены в поэмах «Эпического цикла». Его тема — последствия и цена войны для тех, кто остался позади. Точно так же, в соответствии с трагедией, она заканчивается похоронами Гектора. Эта книга является источником богатого художественного вдохновения для греков, и здесь можно найти некоторые из самых популярных сцен Троянской войны. (например: бесчисленные изображения Суда Париса)

Гомер, Одиссея . Индианаполис/Кембридж: Hackett Publishing Company, Inc., 2000.

Одиссея рассказывает о жизни после войны для тех, кто выживает, пытаясь вернуться домой и возобновить довоенную жизнь. Это рассказ об Одиссее, хитроумном и искусном рассказчике, который манипулирует правдой с помощью своей паутины искаженных сказок. Благодаря им мы получаем больше подробностей о Троянской войне, опущенных в «Илиаде». Это также история о возвращении домой, после десяти лет, полных препятствий, он возвращается к своей любимой жене Пенелопе и сыну Телемаху, которые вместе избавляют свой дом от потенциальных женихов, которые давно просрочили свой прием. Он несет счастливый конец восстановления семьи и справедливости. Многие из наиболее популярных художественных изображений, таких как Одиссей и ослепление Полифема, происходят из этой книги.

 

Вергилий, Энеида . Нью-Йорк: Random House, Inc., 1981, 1982, 1983.

Это история о выживших троянцах, а именно Энее, его отце и сыне, которые сбежали из Трои и отправились на предназначенный богами путь, чтобы основать Рим и его прославленное наследие. Они сбегают из Трои и отправляются искать новую родину, Италию. Это было написано Вергилием по приказу Августа в Золотой век Римской империи, чтобы установить благоприятное основание Римской империи.

Уэст, Мартин Л. Фрагмент греческого эпоса . Лондон, Англия; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. Печать. (Илиуперсис) http://www.theoi.com/Text/Apollodorus1.html

КНИГИ:

Юнкер, Клаус. Интерпретация образов греческих мифов . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2012. Печать

С гомеровской эпохи до поздней античности культуры Древней Греции и Рима были пропитаны греческим мифическим образом. Их искусство изобиловало героями и богами, будь то изображения статуй, роспись ваз, храмовые украшения, сосуды для питья, настенные росписи или напольные мозаики. В этой книге Клаус Юнкер, профессор классической археологии Майнцского университета, создает средства, с помощью которых мы можем понять эти изобразительные образы мифов. Было бы чрезвычайно полезно студентам и аспирантам, изучающим классическую мифологию и античное искусство. Он включает в себя хорошо выполненные тематические исследования Ахиллеса и Патрокла в Троянской войне, а также множество других художественных сцен Троянской войны в различных средствах массовой информации.

Карпентер, Т. Х. Искусство и мифы в Древней Греции . Лондон: Thames & Hudson Ltd. Лондон, 1991. Печать.

Отличный художественный ресурс для новичков, так как это вводный текст по художественной оценке мифов древности. По сути, он проведет вас через то, как подходить к искусству, связанному с мифом. Целая глава посвящена Троянской войне и охватывает всю гамму войны. Он изобилует художественными изображениями, будь то вазописные или настенные росписи, а также римские фрески, напольные мозаики и настенные росписи, предмет, поглощавший их коллекционеров, особенно «Одиссею». Он включает в себя изображения из эпических циклов поэм. : и дает подробные пояснения. Это кажется чрезвычайно полезным для начинающих художников и для тех, кто хочет установить фундаментальные знания мифического искусства для многих культур.

Вудфорд, Сьюзан. Образы мифов классической древности . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета, 2003. Печать.

Профессор Сьюзан Вудфорд из Лондонского университета предлагает хорошо иллюстрированное и проиндексированное подробное руководство, полезное для расшифровки мифического искусства, представленного в огромном количестве художественных средств. Она включила множество тем Троянской войны из Epic Cycles и Гомера. Этот текст будет служить постоянным справочником по основам понимания мифа: формулам и мотивам, а также творениям композиции, с помощью которых эти мифы могут быть адаптированы и перенесены в другие контексты. Эта книга была очень полезна для расшифровки произведений, на которых нет надписей, особенно полезна для начинающих художников, но в равной степени полезна для студентов бакалавриата, изучающих этот предмет, и для тех, кто хочет установить фундаментальные знания о мифическом искусстве для многих культур. Он охватывает «Илиаду», «Одиссею», «Энеиду», а также те фрагментарные части «Эпического цикла».

 

                                          АННОТИРОВАННЫЕ СТАТЬИ:

Булас, Казимеж. «Новые иллюстрации к Илиаде». Американский журнал археологии . 54.2 (1950): 112-118. Распечатать.

Благодаря любезности Метрополитен-музея автор смог опубликовать эту статью на новой троянской табличке, которая была ему неизвестна, когда он писал свою книгу на эту тему, Les illustrations Ancients de l’Iliade. (Львов, 1929 г.) Эта статья включает изображение (стр. XVIII) фрагмента известной группы троянских табличек, представляющих эпизоды троянского цикла. Они также содержат пояснительные надписи на греческом языке, которые предположительно использовались для обучения. Его центральной темой является разграбление Трои, а над реальными сценами изображены настоящие эпизоды из отдельных книг «Илиады». Эти сцены точно соответствуют тем же сценам в Tabula Capitalina. В статью включены также иллюстрации с мозаик Чеккано, фрагменты краснофигурных ваз работы художника Пелея. Эта статья превосходна и предназначена для тех, кто владеет греческим языком, так как в ней много ссылок и нумерации на греческом языке. Это будет отличным справочником для аспирантов.

 

Винке, Мэтью I. «Эпическая тема в греческом искусстве». Американский журнал археологии. 58.4 (1954): 285-306. Распечатать.

Эта длинная и очень подробная статья представляет собой тщательное исследование наиболее популярных эпических тем из эпизодов меньших поэм Эпического цикла и эпизодов из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, найденных им в его исследовании вазовой росписи шестого века. Тем не менее, он посвятил раздел, изобилующий превосходными изображениями, самым ранним образцам скульптуры, датируемым между 600 г. до н.э. и 580 г. до н.э., фронтон и метопа храма Артемиды на Корфу. Он предполагает, что темы из Илиуперсиса, разграбления Трои и смерти Праима представляют собой давнюю историю в искусстве, которая была утеряна в литературе до «Энеиды» Вергилия. Он предполагает, что древнее искусство было не просто иллюстрацией литературной композиции, но должно рассматриваться как связь между графическим искусством и литературой, которую следует рассматривать как современников. Этот ресурс будет полезен тем, кто стремится сузить широкое поле искусства, изображающее Троянскую войну, до обсуждения разрушения Трои и царя Приама. Его работа лучше всего подходит для серьезного студента-искусствоведа и/или для исследования в аспирантуре.

Сьюзан, Вудфорд и Лоудон Марго. «Две троянские темы: иконография Аякса, несущего тело Ахилла, и Энея, несущего Анхиса, в росписи вазы с черными фигурами». Американский журнал археологии . 84.1 (1980): 25-40. Распечатать.

В этой статье, написанной в соавторстве, исследуются две темы Троянской войны: иконография чернофигурных ваз с изображением Аякса, несущего мертвое тело Ахиллеса, и Энея, несущего своего отца Анхиса. Он исследует общие и контрастные черты обоих. Эта статья хорошо проиллюстрирована и проиндексирована, и ей легко следовать, независимо от ваших прежних знаний, благодаря многочисленным пояснительным примечаниям. В этой статье обе эти темы оцениваются по отдельности, а затем обсуждается, как каждая из этих тем взаимодействовала друг с другом настолько, что иногда их ошибочно принимали друг за друга. Авторы предоставили значительное количество керамических ваз, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, но что особенно примечательно, так это их публикация ранее не публиковавшейся амфоры на шее в Сан-Симеоне, где обе изображены на одном и том же предмете искусства, по одному с каждой стороны. Это превосходный, хорошо сформулированный, задокументированный и пронумерованный документ, который мог бы стать жизненно важным инструментом для дальнейшего исследования искусства Троянской войны, но особенно ориентирован на период времени, который казался наиболее популярным, — гибель Трои и Приама.

INTERNET RESOURCES: http://www.google.com/search?q=images+of+trojan+war&hl=en&rlz=1T4TSNP_enUS468US468&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=dw6fT7DqFYLE2wXs_cDhDg&ved=0CC0QsAQ&biw=1366&bih=563

Этот сайт с изображениями Google содержит огромное количество художественных произведений из разных техник, от картин, скульптур, настенных росписей и напольных мозаик и т. д., но они не проиндексированы в соответствии с фактическим периодом времени, представляющим Цикл Троянской войны. Однако после того, как они выбраны, они дают четко идентифицированную ссылку на их первоначального автора, источник и нынешнее местонахождение. (например, музей). Этот сайт лучше всего использовать в качестве справочного инструмента, если вы задумали произведение искусства.

http://www.temple.edu/classics/troyimages/index.html

Этот сайт создан отделом римской и греческой классики Университета Темпл, но фактически является коллективным ресурсом/ссылкой на внешние источники, такие как Perseus. Это хорошо организованный и тщательный репортаж о Троянской войне. Он индексирует каждый раздел войны, до и после войны, а также возвращение Одиссея домой. Он предоставляет адекватный выбор произведений искусства для каждого раздела. После выбора художника для каждого из них указывается дата, период времени в рамках цикла Троянской войны, его нынешнее местонахождение и т. д.

http://www.philipresheph.com/demodokos/catalog.htm

Красиво оформленный указатель, выполненный художниками и выбранными художественными средствами, например, пронумерованный раздел ваз с черными фигурами с указанием предмета. которые изображали сцены Троянской войны. Рядом с художником находится изображение, после выбора художника указывается время создания и настоящее местонахождение. Этот сайт охватывает художников всех исторических периодов, от геометрической до современной эпохи, что свидетельствует о неизменном интересе к этому конкретному предмету на протяжении всей истории. Троянская война интриговала поколение за поколением.

Тезисы статей:

 

Винке, Мэтью И. «Эпическая тема в греческом искусстве». Американский журнал археологии. 58.4 (1954): 285-306. Распечатать.

Эта длинная и очень подробная статья представляет собой тщательное исследование наиболее популярных эпических тем из эпизодов меньших поэм Эпического цикла и эпизодов из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, найденных им в его исследовании вазовой росписи шестого века. Тем не менее, он посвятил раздел, изобилующий превосходными изображениями, самым ранним образцам скульптуры, датируемым между 600 г. до н.э. и 580 г. до н.э., фронтон и метопа храма Артемиды на Корфу. Он предполагает, что темы из Илиуперсиса, разграбления Трои и смерти Приама представляют собой давнюю историю в искусстве, которая была утеряна в литературе до «Энеиды» Вергилия. Он предполагает, что древнее искусство было не просто иллюстрацией литературной композиции, но должно рассматриваться как связь между графическим искусством и литературой, которую следует рассматривать как современников. Этот ресурс будет полезен тем, кто стремится сузить широкое поле искусства, изображающее Троянскую войну, до обсуждения разрушения Трои и царя Приама. Его работа лучше всего подходит для серьезного студента-искусствоведа и/или для исследования в аспирантуре.

Сьюзан, Вудфорд и Лоудон Марго. «Две троянские темы: иконография Аякса, несущего тело Ахилла, и Энея, несущего Анхиса, в росписи вазы с черными фигурами». Американский журнал археологии. 84.1 (1980): 25-40. Распечатать.

В центре внимания этой статьи — иконография двух сюжетов Троянской войны: Аякса, несущего мертвое тело Ахилла, и Энея, несущего своего отца Анхиса. Обе эти темы были фаворитами с 6 века до н.э. Черная фигура вазописцев. Оба они нашли свой путь к амфоре на шее в Сан-Симеоне. Авторы разделили эту тему на три раздела: темы рассматриваются отдельно; во-вторых, они обсуждают, как они переплетаются; наконец, они делают некоторые выводы о том, как это повлияло на вазописцев. В это хорошо задокументированное и тщательное исследование этого предмета включены подробные указатели в самой статье, за которыми следует обширное подробное приложение со всей соответствующей информацией. Это была превосходная работа, легко читаемая, хорошо построенная аргументация. Это был бы отличный ресурс для студентов и особенно для аспирантов, которые могли бы оценить уникальные нюансы композиции вазы

                                     ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ :

Я выбрал эту тему экспериментально. Очень мало зная об искусстве и не обладая инструментами для наилучшей его расшифровки и понимания его тонких нюансов, а также новичок в эпосах, которые мы читаем в этом семестре,  я решил посмотреть, что можно найти о Троянской войне через средством древнего искусства. Я одновременно прохожу курс греческого искусства верхнего уровня, который охватывает от древнего до современного, и был абсолютно заинтригован всем, что можно было сказать и воплотить в жизнь с помощью кисти на статическом носителе. Мне пришлось на собственном опыте испытать то, что кажется весьма спорным вопросом относительно источника древнего искусства. Кто кого вдохновил? Художники просто изображали то, о чем писали эпические поэты, или наоборот, или это была комбинация того и другого, или они были современниками, каждый из которых находился под влиянием творчества других? В этом курсе мы погрузились в слова, в то время как в моем другом курсе; Я собирал уникальную точку зрения, отражение давней традиции устной передачи магии мифа.

Таким образом, мое исследование основано на изучении соотношения того, что изображает искусство, и литературного мира. В этом я обнаружил, что книги были для меня гораздо более полезными, поскольку они были более объяснительными и поучительными, их было легче определить уровень сложности и необходимость предварительных знаний по предмету. С книгами было проще определить, что именно и как будет обсуждаться. Это была самая приятная и продуктивная часть этой задачи, многие книги, которые я нашел удобными для новичков и в то же время полезными для исследователей всех уровней. Я нашел бесчисленное количество книг на эту тему, и они были увлекательными, подробными и изобиловали изображениями для всех различных рассказов о Троянской войне, будь то изображения из поэм эпического цикла, таких как Киприя или Илиу Персис, для всех уровней исследователей. , я нашел их наиболее поучительными и поучительными, поскольку они научили меня подходить к изучению этих мифов, особенно тех, которые не содержат надписей.

Учебные статьи были не такими. Мне было труднее всего найти статьи, которые на самом деле сужали бы конкретный период времени или конкретную тему в рассказах об искусстве Троянской войны в древнем мире. Если я находил хорошую статью, краткую и прямо подходящую для моей цели, то обычно это был обзор книги или текста, который я, возможно, уже выбрал. Базы данных, казалось, собирали слишком широкое поле, несмотря на мои бесчисленные попытки сузить его. Я пробовал со многих сторон и под разными названиями тем, но все же столкнулся с большими трудностями. Некоторые из лучших статей, которые, кажется, идеально подходят для моей темы, например, статья Б. А. Спарка о Троянский конь, ( JSTOR) , на который я рассчитывал, как и на несколько других, когда я пришел в библиотеку, чтобы скопировать, там была плата   Я просмотрел множество статей об искусстве Троянской войны, но обнаружил, что это более узкий по объему и, кроме того, очень подробный и наиболее подходящий для тех, кто занимается исследованиями в аспирантуре или для определенного периода времени или темы в рамках темы Троянской войны.

В результате меня потянуло сузить мою слишком широкую тему до разграбления Трои и смерти царя Приама, темы, которая лучше всего описана в литературном мире через Илиуперсиса, одного из утраченных эпических поэм. Стихи, посвященные этому конкретному периоду времени. Оглядываясь назад, если бы я сделал это снова, я бы ограничил свои исследования этим тематическим периодом, поскольку я, как и древние, находил произведения искусства этого временного отрезка Троянской войны особенно увлекательными. Картины и иллюстрации, которые я нашел в статьях, изобиловали большим выбором произведений искусства во всех формах, будь то настенная мозаика, фронтон или метопа храма Артемиды. Ясно, что эти эпизоды интриговали как древних, так и меня.

Я — живое свидетельство силы как слов этих великих эпосов, так и обильных художественных изображений столь интригующей темы, как Троянская война, с ее глубоким посланием о цене войны и ее бурных последствиях на протяжении всей истории. .  В одном семестре моя любовь к предмету, который никогда меня совершенно не интересовал, увлекла меня, а временами довела до слез через слова и искусство гомеровских эпосов. Я сожалею о недостатке знаний в этих областях, а также о своей технологической неспособности получить доступ к бесчисленным доступным онлайн-ресурсам, чтобы лучше представить то, что способно тронуть человеческую душу даже сейчас, тысячи лет спустя. И все же я нахожу наиболее показательным тот факт, что этот курс и моя короткая беседа с Гомером в этом семестре, поскольку я не только новичок в этих эпосах, но и практически лишен инструментов, необходимых для полной оценки плодовитого искусства долгоживущей устной традиции через Греческие барды и обширное литературное и графическое искусство о Троянской войне значительно изменили мой взгляд на то, чего мне когда-то не хватало. Я понятия не имел, какие возможности лежат между этими страницами.

ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТА :

Iliupersis :  Apollodorus. Библиотека. Перевод сэра Джеймса Джорджа Фрейзера. Тома 121 и 122 классической библиотеки Леба. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. , 1921. http://www.theoi.com/Text/Apollodorus1.html

Гомер – Одиссея: http://www.online-literature.com/homer/odyssey/

Илиада: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3atext%3a1999.02.0054

Например:

Нравится погрузка …

ILIAD и что он может сказать нам о войне | Книги

T Илиада — первая великая книга и первая великая книга о страданиях и потерях на войне. Мы любим рассказывать истории о войне. Тони Блэр сплел свои собственные вчерашние показания в ходе расследования по делу Чилкота: последняя, ​​непоэтическая попытка придать смысл столкновению сил между Востоком и Западом. Он мог бы отметить, что «вращение» восходит к

Илиада : писатель первого века Дион Златоуст утверждал, что Гомер по своим собственным причинам скрыл правду о Троянской войне — на самом деле греки проиграли. «Люди учатся с трудом… но слишком легко их обманывают», — писал он.

Почему первая книга о войне? Возможно, потому, что война неразрывно связана со стремлением человечества рассказывать истории. Цивилизация — со своими поселениями, границами, иерархиями — порождает как конфликты, так и повествования. В «Илиада» , у двух персонажей есть склонность к повествованию, и что-то приближающееся к синоптическому взгляду на окружающие их сцены. Ахиллес поет истории о подвигах героев в битвах, а Елена вышивает сцены сражений на искусной ткани.

Многие желающие разобраться в войнах своего времени нашли Илиаду . Александр Македонский, возможно, самый блестящий и успешный солдат в истории, спал рядом с копией, снабженной комментариями его наставника Аристотеля. «Он считал его совершенным портативным сокровищем всех воинских доблестей и знаний», — говорится в биографии Плутарха. Эссе Симоны Вейль, « L’Iliade ou le poème de la force », опубликованной в 1940 году, утверждает, что «истинный герой, истинный субъект в центре The Iliad есть сила», которую она определяет как «тот X, который обращает любого, кто подчиняется ему в вещь». рассказывает глубокую человеческую историю — «Страдания и утраты оголили Гектора», — ее эссе « «Илиада » начинается.

Мы все еще обращаемся к «Илиаде » среди наших собственных войн: недавний роман австралийского писателя Дэвида Малуфа « Выкуп » (Чатто и Виндус) рассказывает о встрече Приама и Ахиллеса в «Илиада» – последняя книга  – новое исследование поэмы Кэролайн Александер « Война, убившая Ахиллеса » (Фабер), рассматривает ее как размышление о катастрофических последствиях конфликта. трудно не насторожиться, читая ее, о разрушениях, вызванных конфликтами в Афганистане и Ираке.

Нынешние студенты Вест-Пойнта, элитной военной академии США, где можно получить специальность «террористов», изучают «Илиаду » как часть литературного курса. В своей книге 2007 года « Солдатское сердце » Элизабет Самет, профессор литературы в институте, вспоминает визит покойного поэта-переводчика Роберта Фэглеса, который продекламировал на греческом языке первые строки эпоса. 1000 плебеев в его аудитории должны теперь занимать командные должности в Ираке и Афганистане. Военный язык конфликтов даже несет в себе отдаленные отголоски Гомера: операция «Ахиллес» была наступательной операцией НАТО в 2007 году, направленной на освобождение провинции Гильменд от талибов.

Троянская война — более или менее мифическое событие — представляла собой 10-летнюю осаду города Трои коалицией греков с целью вернуть Елену ее спартанскому мужу Менелаю. В «Илиаде » не указаны ни известные причины конфликта (похищение Елены троянским царевичем Парисом), ни его впечатляющий кровавый конец (уловка греков с деревянным конем и жестокое разграбление города). Вместо этого предметом поэмы является menis , ярость, а именно гнев лучшего воина греков Ахилла.

Этот гнев вызван ошибочным решением его главнокомандующего Агамемнона захватить Брисеиду, пленницу Ахилла, в качестве компенсации за его собственную часть живой добычи, Хрисеиду, которую он был вынужден вернуть ее троянскому отцу. Ахилл, оскорбленный своей гордостью и честью, отказывается от сражения и уговаривает свою мать, богиню Фетиду, попросить Зевса переломить ход войны против греков, зная, что они понесут ужасающие потери. Он упорно сопротивляется всем призывам вернуться в бой, но в конце концов соглашается отправить в бой своего любимого товарища Патрокла.

Когда Патрокла убивает лучший воин троянцев Гектор, Ахиллес впадает в бешенство удвоенной, перенаправленной ярости. Он присоединяется к битве и начинает долгую и безжалостную резню. Наконец, он убивает Гектора в единоборстве и привязывает труп к своей колеснице, триумфально волоча его по стенам города. (В 2004 году тела американских подрядчиков были прикреплены к кузовам автомобилей и проволочены по улицам Фаллуджи.) В конце поэмы хилый и пожилой отец Гектора, Приам, входит в лагерь греков и уговаривает Ахиллеса восстановить ему тело своего сына.

Не все солдаты поняли суть. Т. Е. Лоуренс достаточно уважал Гомера, чтобы переводить его (весьма неудовлетворительно), но с презрением относился к познаниям поэта в военном деле. Он думал, что Гомер, должно быть, был «очень книжным» и «домашним человеком». В своей книге Самет записывает, как один из ее учеников заявил, что «Александр был дураком, если носил с собой это стихотворение». Он не нашел ничего для подражания ни в Агамемноне, ни в Ахиллесе, пока не прочитал 11 книгу поэмы, когда он «достал» ее. Это раздел, известный как 9 Агамемнона.0011 aristeia — день его славы на поле боя. Возможно, студенту понравилась сцена, в которой командир вооружается для боя, около 30 строк подробно описанной военной техники вплоть до копий с бронзовыми наконечниками, которые сверкают в ярком солнечном свете: любовно вызванные игрушки для мальчиков. А может быть, в конце концов, именно рассказ о жестокой военной доблести Агамемнона поразил его, когда полководец лишил жизни каждого молодого троянца, с которым сталкивался, глух к их мольбам о пощаде:

«И сбросил Писандра с колесницы на землю

и вонзил копье ему в грудь – человек рухнул на спину, когда

Гипполох отскочил, но убил его на земле,

отрубив ему руки мечом, отрубив ему голову

, и отправил его кататься по бойне, как бревно».

(Здесь, как и везде, перевод Fagles для Penguin Classics).0011 «Илиада » может заставить некоторых современных читателей усомниться в ценности поэмы или, по крайней мере, оценить большое расстояние между нами и обществом, из которого она возникла. Гомер не был миротворцем. «Гомера и Толстого объединяет мужественная любовь к войне и мужественный ужас перед ней», — писал Беспалов в «О Илиаде ». Бесполезно искать у Гомера осуждения войны: «Люди ведут войну, терпят ее, проклинают ее, даже восхваляют ее в песнях и стихах, но судить о ней не более, чем о судьбе. »

Но легко понять, почему Лоуренс изо всех сил пытался восхититься описаниями битв в «Илиаде» . Хотя в них никогда не бывает недостатка в драматизме, они часто неправдоподобны даже для обычного человека, не в последнюю очередь из-за того, как солдаты умирают — невероятно чисто и мгновенно. Редки случаи, когда за бойцами ухаживают первые в литературе полевые хирурги, Махаон и Подалирий, или в одном случае сам Патрокл, который обращается медиком, чтобы помочь своему товарищу Эврипилу. Агония предсмертной агонии, крики боли солдат, слишком раненых, чтобы двигаться, отсутствуют в поэме. Сравните этот рассказ Джона Чарльза Остина с книгой Джона Кэри «9».0011 Книга репортажей Фабера , описывающая эвакуацию британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в июне 1940 года: «Ужасное зловоние крови и изуродованной плоти пропитало это место… Мы повернулись лицом к морю, ускорив шаг. поскорее пройти через полосу этих тошнотворных миазмов. «Вода… Вода…» — застонал голос из-под земли прямо перед нами. Это был раненый пехотинец. Он был ранен так сильно, что для него не было никакой надежды».

Герои «Илиады » также не страдают от долгосрочных последствий травм — факт, который не может быть объяснен несоответствием между древней и современной медицинской практикой. У Одиссея, как известно, есть шрам в Одиссея — это средство, с помощью которого его няня детства, Эвриклея, видит сквозь его маскировку, купая его по возвращении на Итаку, — но он получил его во время охоты на кабана.

И все же В «Илиаде » еще много говорится о войне, даже в том виде, в каком она ведется сегодня. Он говорит нам, что война одновременно приносит славу своим молодым бойцам и разрушает их жизни. Он рассказывает нам о постконфликтных разрушениях и хаосе; о войне как великом переворачивателе судьбы. Он рассказывает нам о вековых дилеммах бойцов, вынужденных служить под началом некомпетентного начальства. Он рассказывает нам о войне как о попытке защитить и сохранить заветный образ жизни. Это также говорит нам о глубокой пропасти между гражданским существованием и жизнью на передовой; о зверствах и повальной бойне; о своеобразной беспощадности войны к женщинам и детям; о дружбе и симпатиях на фронтах. Он рассказывает нам о любви между солдатами, которые сражаются вместе. Больше всего она рассказывает нам о страшных потерях войны: о солдате, потерявшем своего ближайшего товарища, об отце, потерявшем сына.

В центре самых насущных замечаний поэмы о природе войны находится ее герой Ахиллес, крайний персонаж во всех смыслах – «Илиада» самый кровожадный воин, самый быстрый на гнев, но временами самый нежный . Он окрашен сверхъестественным: его мать — богиня; его доспехи выкованы богом Гефестом; даже его упряжка состоит из бессмертных лошадей, дара Зевса. Он смотрит на войну с расширенной точки зрения; как отмечает Александр, он ясно видит полную бессмысленность конфликта. Во время своего гнева на Агамемнона в первой книге Ахиллес говорит:

Троянцы никогда не причиняли мне никакого вреда, ни в малейшей степени,

они никогда не крали мой скот или моих лошадей, никогда

во Фтии, где плодородная почва порождает сильных мужчин

они поливали мои посевы. Как они могли?

Посмотрите на бесконечные мили, разделяющие нас. . .

тенистые горные хребты, моря, которые бушуют и гремят.

Нет, ты, колоссальный, бессовестный — мы все за тобой шли,

чтобы тебе угодить, чтобы бороться за тебя, чтобы завоевать твою честь

вернулся от троянцев.

«Эта война глупа и бессмысленна. Это не наша страна, и это не наша борьба», — типичный взгляд, сделанный фотографом и кинорежиссером Guardian Шоном Смитом, когда он находился среди американских войск в Ираке.

T Одиссея — это поэма, полная завихрений и поворотов, как и разум ее коварного героя Одиссея. Он содержит воспоминания, встроенные повествования, экзотические места, сказочных персонажей и хронологию — иногда растянутую, иногда сжатую — охватывающую десятилетие. «Илиада» , напротив, представляет собой линейный рассказ, ограниченный по географии и временным рамкам: мы по-разному помещены в лагерь греков, на равнину за пределами Трои, в сам город и в дом богов на горе Олимп. Его персонажи почти все солдаты и боги, с небольшими ролями для женщин, детей и других мирных жителей. Он охватывает около 40 дней 10-го года войны.

Одна из его самых захватывающих характеристик, однако, то, как он бросает нас вперед и назад, намекая как на потерянный, мирный мир «назад домой», так и на ужасы грядущего постконфликтного мира. Это качество во многом придает поэме пафос и постоянное чувство утраты. Возьмите его регулярно используемые эпитеты: эти знакомые фразы («винно-темное» море, «розовоперстая» заря) часто рассматривались как просто более или менее бессмысленные метрические строительные блоки, которые помогли бы барду импровизировать стихотворные строки. на копыте. Иногда, однако, кажется, что они тщательно подобраны. Последняя строка былины: «И так похоронили Гектора, сокрушителя коней». Этот эпитет «сокрушитель лошадей» применялся к герою десятки раз, но не перестает меня останавливать. Ломать лошадей — тонкое искусство, занятие мирного времени (даже если этих лошадей готовят к будущей войне). Ничего из этого для Гектора сейчас. Между этой строкой и отчетом, вновь опубликованным в сборнике Кэри, есть любопытный резонанс молодого батрака, сражавшегося на другом берегу Дарданелл, в Галлиполи, в 1915. Парнишка дежурит в окопах. «Я хорошо знал следующего часового. Я помню, как он в Саффолке пел своим лошадям, когда пахал. Теперь он упал с громким криком и удивленным видом — мертвый».

Утраченное мирное время, однако, чаще всего вызывается в воображении через образы поэта, в которых нам часто предлагается представить акт великого насилия с помощью сравнений, взятых из пастырского мира, далекого от полей сражений под Троей. В 11-й книге греческий воин Аякс медленно выходит из рукопашного боя:

Как упрямый осел, некоторые мальчишки водят по дороге. . .

палка за палкой, они сломали ему спину

но сейчас он слишком силен для них, он бродит по полю

чтобы опустошить посевы. Они продолжают бить его по ребрам,

ломать палки – их борьба детская игра

, пока одним последним толчком они не прогоняют его

, но не раньше, чем он насытится кормом.

В книге 13 стрела отскакивает от щита Менелая, как нут от лопаты; в следующей книге есть валун, брошенный Аяксом, который заставляет Гектора «крутиться, как волчок». Такие скромные, почти юмористические образы имеют кумулятивный эффект, создавая слегка набросанное видение параллельного мира, которое сидит на задворках нашего сознания, когда мы воспринимаем действие битвы за Трою на «переднем плане». Иногда такие изображения содержат свою собственную жестокость, размытую в сценах, которые они помогают нам вызывать в воображении. В 12-й книге говорится, что армии сражаются, как фермеры, гребущие над спорным пограничным камнем — война по малому.

Тем временем именно троянцы являются наиболее очевидным фокусом хрупкости гражданской жизни и ужасов, ожидающих стариков, женщин и молодёжь города. Одна из особенностей стихотворения заключается в том, что оно придает равное достоинство обеим сторонам в войне: троянцы не превращаются в «чудиков» или «гуков». В шестой книге есть знаменитая трогательная сцена, в которой Гектор, возвращаясь в город после битвы, встречает свою жену Андромаху и сына Астианакса. Это отрывок нежности и разрывающей печали, поскольку мы являемся свидетелями любви героя к своей жене, а ее к нему; и сладкая хрупкость их ребенка. Именно этот пассаж помогает Самету найти в Гекторе образ «гражданина-солдата», воина, борющегося за спасение своего дома и своих ценностей — изящная американизация.

Андромаха обращается к мужу с призывом использовать оборонительную тактику, чтобы перестать вести своих людей с фронта. Она уже стала жертвой войны: ее отец и семеро братьев были убиты в предыдущем конфликте самим Ахиллесом; ее мать тоже мертва. «Ты, Гектор, ты теперь мой отец, моя благородная мать, / тоже брат, и ты мой муж, молодой, теплый и сильный! / Пожалей меня, пожалуйста», — умоляет она. Гектор с сожалением отказывается: честь диктует, что он должен вести своих людей на поле боя, хотя он почти не сомневается в грядущем поражении. По его словам, его преследует не столько боль умирающих родителей, братьев.

«Это ничто, ничто, кроме твоей агонии

когда какой-то наглый аргивец уносит тебя в слезах.

вырвав твой день света и свободы!

Тогда ты должен жить далеко в земле Аргоса. работая на ткацком станке, на побегушках у чужой женщины,

за водой в каком-то источнике, Мессейде или Гиперии,

сопротивляясь на всем пути…»

Ребенок Астьянакс отшатывается при виде устрашающего шлема своего отца с перьями. Гектор поднимает его, и Андромаха улыбается сквозь слезы. Он молится, чтобы мальчик однажды стал принцем троянцев, их лучшим бойцом, даже лучше, чем его отец, «радость для сердца его матери».

В древности те, кто сталкивался с этой поэмой, вероятно, были знакомы с двумя другими эпосами, ныне утерянными, которые касались более поздних частей истории Троянской войны (они известны как Маленькая Илиада и Разграбление Трои ) . «Одиссея » заполняет некоторые пробелы, не в последнюю очередь это история о деревянной лошади. Позже появляются афинские трагедии пятого века, в которых развиваются истории, начатые в 9001 году. «Илиада» : «» Эсхила «Агамемнон» и пьесы Еврипида 9.0011 Гекуба и Троянские женщины , в которых рассказывается о пагубных последствиях войны для ее жертв женского пола — ее «сопутствующего ущерба».

Из таких текстов мы знаем, насколько прав и насколько не прав Гектор. Мы знаем, что Андромаху, да, утащат в рабство. Но мы также знаем, что его надежды на сына пусты; даже имя младенца — злая шутка (Астьянакс означает «господин города»). Греки-победители сбросят младенца с валов Трои — сцена, которая появляется в Троянские женщины .

Возможно, именно в отношениях между бойцами современные солдаты чаще всего видят отражение собственных эмоций. В своей книге « Ахиллес во Вьетнаме: боевая травма и разрушение характера » американский психиатр Джонатан Шей находит параллели между патологиями ветеранов Вьетнама, которых он лечил, и гомеровским Ахиллесом. Он утверждает, что Ахиллес страдает от того, что мы сейчас назвали бы боевой травмой, смерть Патрокла заставила его характер фатально распутаться. В частности, Шей сравнивает товарищество и страстную преданность американских солдат во Вьетнаме с дружбой между Ахиллесом и Патроклом, которые вместе выросли, сражались бок о бок и чьи отношения стали предметом самых нежных сочинений Гомера. В книге 16 — незадолго до того, как он соглашается позволить Патроклу вступить в бой — Ахиллес находит его плачущим:

«Почему в слезах, Патрокл?

Как девочка, младенец бежит за матерью,

умоляет, чтобы ее взяли на руки, и она дергает себя за юбки,

сдерживая ее, когда она пытается поторопиться — все слезы

ластится к ней, пока она не берет ее на руки…

Вот как ты выглядишь, Патрокл, живые слезы льешь…

Такая яростная нежность звучит эхом в разговоре сегодняшних британских военнослужащих, сражающихся в Ираке и Афганистане. Бывший военный репортер Guardian Одри Гиллан в 2003 году была прикомандирована к Домашней кавалерии в Ираке. Сначала полк не хотел принимать журналистку, но позже водитель бронетранспортера, который стал ее домом, сказал ей: «Не волнуйся, я никогда, никогда не покину тебя. Я подниму тебя и понесу, если Я должен.»

В 2008 году Гиллан разговаривал с солдатами Королевского полка принцессы Уэльской, которые четыре года назад участвовали в особо жестокой перестрелке в Басре. Младший капрал Мартин Хилл вспоминал конец своего товарища-солдата: «Он был мертв. Вы могли видеть, как его кожа меняет цвет, а глаза расширились. Тогда мы испытали все возможные эмоции. Парни кричали и плакали». Это долгий путь от спины шомпола и жестких верхних губ.

Когда Антилох приносит Ахиллесу известие о смерти Патрокла в книге 18,

«Черная туча печали накрыла Ахиллеса

Обеими руками царапая землю копотью и нечистотами,

он вылил ее себе на голову, испачкал свое красивое лицо

и черный пепел осел на его свежую чистую войну- рубаха,

Одолев всю мощь свою, распластавшись в пыли,

Ахиллес лежал, упав. ..

рвал себе волосы, осквернял их своими руками…»

Шэй записывает, как один из его пациентов вспоминает свою собственную ярость: «Я действительно любил, черт возьми, убивать, не мог насытиться. После каждого убитого я чувствовал себя лучше. Избавился от боли [ sic ]. Каждый раз, когда ты терял друга, казалось, что часть тебя ушла. Пусть один из них возместит то, что они сделали со мной. Я стал очень жестким, холодным, беспощадным. Я потерял всякую милость».

Ахиллес тоже становится твердым, холодным, беспощадным. Даже по меркам «Илиада» его кровавый веселье гротескно. Он не может ни спать, ни есть; он думает только об убийстве: «то, что я действительно жаждет бойни, крови и задыхающихся стонов людей». Он утоляет свою жажду крови, низвергая людей, наполняя воды Скамандра настолько полными тел и запекшейся крови, что само речное божество поднимается из глубин в гневе. «постоянно красный весь день», если позаимствовать памятное название одного из поэтических переосмыслений Кристофера Лога Илиада .

Ахиллес захватывает 12 троянских мужчин, которых он принесет в жертву на костре Патрокла – опять же, даже по меркам «Илиады» ужасающий поступок; сегодня мы бы назвали это военным преступлением. В книге 21 он сбивает троянского принца Ликаона. — Ты уже однажды пленил меня, — говорит Ликаон, — но потом, милостивый, пощадил меня. Сделайте то же самое сейчас. Ахиллес отвечает:

«Ну же, друг, ты тоже должен умереть. Зачем так стонать об этом?

Даже Патрокл умер, гораздо, намного лучше тебя.

И посмотрите, вы видите, какой я красивый и сильный?

Сын великого человека, мать, подарившая мне жизнь

бессмертная богиня. Но и меня, скажу я вам, ждут

смерть и могучая сила судьбы.

Наступит рассвет, или закат, или полдень

когда человек отнимет и мою жизнь в бою –

метнув копье возможно

или выбив смертоносную стрелу из своего лука.»

После потери Патрокл, вся жизнь — Ликаонова, его собственная — для Ахиллеса совершенно бессмысленна, мы все умрем, мы (или, по крайней мере, вы) можете умереть сейчас. 0005

И все же это заблуждение: жизнь имеет смысл в Илиаде , смысл, связанный как с клеосом воина , славой, которую он достигает на поле боя, так и, как это ни парадоксально, с волей героя вперед устремиться к смерти. Как же нам тогда читать поэму среди ужасов и противоречий наших собственных войн, конфликтов, уничтоживших бесчисленное множество Андромах и Астианаксов? Какой бы мрачной ни была «Илиада », ее божественные персонажи делают ее еще более мрачной. Боги поэмы, которые призывают бойцов и вмешиваются, чтобы помочь своим избранным героям, надуманные и легкомысленные по сравнению со своими смертными аналогами, источник беспокойства легкого облегчения, а не глубины. Борьба не на жизнь, а на смерть человеческих персонажей кажется более весомой и мучительной, если противопоставить ее бессмысленному существованию богов. Это суровый мир: война ни за что, уж точно не за какое-то высшее благо, а просто часть слепых действий необъяснимой судьбы, перед которой должен склониться даже Зевс, царь богов. Когда воины умирают, нет ангелов, чтобы воспеть их на покой, только перспектива ужасного, призрачного отсутствия смысла.

Когда душа Гектора покидает его умирающее тело, она делает это, «оплакивая свою судьбу / оставляя далеко позади свою мужественность / свою молодую и гибкую силу». «Илиада» — это кавалькада потерь, бесконечный парад мужчин, призванных ненадолго к жизни только для того, чтобы быть обреченными на смерть — например, молодой Горгитион в восьмой книге, предмет одного из самых пронзительных сравнений поэта:

«Как мак садовый, краснеет

цветет, изгибается,

опускает головку набок,

отягощенный

полными семенами и внезапной весной

ливень,

так что голова Горгитиона безвольно упала на

одно плечо,

отягощенный его шлемом.»

Читателям после Первой мировой войны , трудно не добавить еще один слой к этим строкам — Фландрия покрывает ковер из кроваво-красных маков

В конце поэмы идет сцена между Приамом и Ахиллесом, когда хилый, скорбящий отец находит это в себе целовать те «ужасные, человекоубийственные руки, / Которые убили многих сыновей Приама в бою», когда Ахиллес видит отражение в лице Приама подобие своего любимого отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *