Норманистская, антинорманистская, умеренно-норманистская
теории о возникновении государства у восточных славян
Норманисты и
антинорманисты — представители двух дискутирующих между собой теорий происхождения
древнерусского государства.
В середине 9
века Приднепровье в хозяйственном, культурном и политическом отношении оставалось «тихой
заводью». А через 150 лет оно стало сердцевиной Киевской Руси, одного из наиболее процветающих
государств Европы. Что же сделало возможным эти изменения — внешние стимулы или события внутренней жизни ?
Вот что
говорится о происхождении Руси в «Повести временных лет» , древнейшей восточнославянской
летописи:
«В лето 6370 (862). Изъгнаша Варяги за море, и не даша
имъ дани , и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста родъ на родъ, и почаша воевати
сами на ся. И реша сами в себе: «поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву».
И
идоша за море к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии же
Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Русь и Чудь, и Словени, и Кривичи вси:
земля наша велика и
обильна, а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами». И изъбрашася 3 братья со роды
своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое, и срубиша городъ Ладогу, и седе в
Ладозе старей Рюрик , а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборьсте, Труворъ. И от техъ варягъ
прозвася Руская земля…»
Основываясь на этом сообщении, ряд немецких ученых, в частности Г. Байер, Г.
Миллер и А. Шлецер, служившие в 18 веке в
России, развили так называемую норманскую теорию. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варяги,
скандинавы, известные в Европе как викинги. Немецкое происхождение основателей теории и подчеркивание
ими важности германо-скандинавских влияний на славян создали впечатление их уверенности в том,
что славяне были не способны создать государство самостоятельно.
Это возмутило
выдающегося русского ученого 18 века М.В. Ломоносова, который написал гневный ответ немцам,
доказывая первоочередную роль славян в создании Древнерусского государства. Утверждения
Ломоносова получили название антинорманскойконцепции и положили начало спорам, которые идут и сегодня. В
конце 19 — начале 20 вв. норманскую теорию поддерживали большинство ученых, в том числе русских.
Практически безоговорочно принимали ее Н.М.
Карамзин, С.М.Соловьев. Впрочем, тогда же у этой теории было достаточно и противников (напр. Иловайский Д.И.)..
Своеобразен подход В.О.
Ключевского к
«норманскому» вопросу. В 1876 г. он писал: «
Я, собственно, равнодушен к обеим
теориям, и норманской и славянской, и это равнодушие выходит из научного интереса. В тумане ранних
известий о наших предках я вижу несколько основных фактов, составляющих начало нашей истории,
и больше их ничего не вижу. Эти факты, которые приводят меня к колыбели нашего народа, остаются те
же, с тем же значением и цветом, признаю ли я теорию норманистов или роксоланистов. Поэтому, когда
норманист или роксоланист начнут уверять, что только та или другая теория освещает верным светом
начало русской национальности, я перестаю понимать того и другого, то-есть становлюсь совершенно
равнодушен к обоим«.
Ученик В.О. Ключевского С.Ф.
Платонов оценивает летописный рассказ о призвании как
«красивый туман народного сказания» и довольно ординарный факт в европейской средневековой
истории : «эпический характер этого рассказа ясен из сравнения с другими подобными: известно
сказание английского летописца Видукинда Корвейского (Саксонская хроника 967 г.) о таком же точно
призвании англосаксов, причем и свою землю бритты хвалили теми же словами,что и новгородцы свою:
«terram latam et spatiosam et omnium rerum copia refertam» Из этих высказываний двух
крупнейших и наиболее близких к нам по времени историков дооктябрьского периода видно, что
проблема в начале 20 века стала утрачивать свою актуальность.
Но в 30-е годы уже советские ученые
открыли новое наступление на норманскую теорию, объявив ее политически вредной. Делалось это с
подачи властей. Разрабатывается «марксистская концепция» возникновения классового общества
и государства в восточнославянских землях. «…Государство никоим образом не представляет из себя
силы, извне навязанной обществу, а является только продуктом длительного внутреннего процесса
развития общества» — это высказывание Ф. Энгельса совершенно точно отражает точку зрения
марксистского учения. Классики марксизма утверждали, что государство — «…это машина для
поддержания господства одного класса над другим», создается лишь тогда, когда внутри данной
страны в результате разложения первобытнообщинного строя происходит распад общества на
классы и формируется экономически сильный класс, стремящийся к подчинения основной массы
населения, к установлению своего классового господства. Поэтому речь могла идти лишь о какой-то
степени участия норманнов в грандиозных сдвигах, происходивших на Руси в IX — X вв.
Положения классиков
марксизма явились необходимой основой для разработки советской концепции происхождения
Древнерусского государства.
Было установлено, что возникновение Древнерусского государства явилось результатом многовекового
процесса социально-экономического развития восточного славянства и следствием глубоких внутренних
изменений, происшедших в восточнославянском обществе в IX-X вв. В рамках этой концепции не
находилось место для варягов-создателей русской государственности. Как указывал
Б.Д. Греков, на современном уровне науки нельзя уже говорить старыми наивными взглядами о том,
что государство могут создать отдельные люди в какой-то определенный год (Греков Б.Д. О роли
варягов в истории Руси. // Новое время, 1947, #30, с.12).
При этом отмечалась тенденциозность Нестора — летописца, указывалось на противоречивость его сведений,
широко привлекались археологические материалы, подтверждающие решающую роль славян в создании государства на
Руси. В частности А.В. Арциховский еще в начале 30-х гг. подверг критике утверждение норманистов о
существовании норманнских колоний в Суздальской и Смоленской землях, показав, что и здесь большинство
скандинавских вещей найдено в погребальных памятниках, в которых захоронение произведено не по скандинавскому, а по местному обычаю.
Уже к сороковым годам позиции русских ученых по норманскому вопросу сформулировал М.И. Артамонов: варяги
рано проникли на Русь, но они стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и
восточные славяне, и поэтому не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни
государственности; они лишь влились в местный процесс образования государства. Да, марксистския наука
признает, что в IX-X вв., как об этом свидетельствуют достоверные источники, в русских землях
неоднократно появлялись наемные отряды норманнских воинов, служившие русским князьям, а также
норманские купцы, ездившие с торговыми целями по водным путям Восточной Европы. Однако,
основываясь на всей совокупности письменных, археологических и фольклорных и некоторых других
источников, марксистская наука утверждает, что формирование классового общества, образование
древнерусского государства, начало развития феодальных отношений, формирование русской народности и
ее материальной и духовной культуры — результат глубоких и длительных процессов внутреннего
развития восточнославянского общества, без значительного воздействия норманнов.
Процесс возникновения государственности на Руси был также исследован в сороковых годах В.В. Мавродиным, в
частности был рассмотрен вопрос об участии норманнов в формировании государства на Руси. Хотя автор
признавал зафиксированное многими источниками участие норманнов в этом процессе, но в то же время
показал достаточно ограниченный характер этого участия. В книге признавалось норманнское
происхождение княжеской династии, но вместе с тем указывалось, что династия «потому удержалась на
Руси… быстро слилась с русской, славянской правящей верхушкой» и стала бороться за ее
интересы (Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. Л.,1945).В
то же время следует отметить, что в тексте монографии имелось несколько формулировок, которые
преувеличивали роль норманов в процессе образования Древнерусского государства (Там
же:с.245,386,388).
В послевоенные годы антинорманистское течение получило свое развитие. Прежде всего это статьи Б.Д. Грекова с
критикой норманистских работ Т. Арне и финского филолога В. Кипарского :»О роли варягов в
истории Руси» и «Антинаучные измышления финского «профессора», последняя из
которых вышла в 1950 году.
Еще более детальная критика норманской теории содержалась в работах С.В. Юшкова (Юшков
С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.,1949).
Общее изложение норманской проблемы с позиций российской исторической науки советского периода было дано
в книге В.В. Мавродина. Автор заново подверг критическому анализу аргументацию норманистов, отметил
все основные сведения источников, свидетельствующих о различных формах участия норманнов в
формировании государства на Руси, но в то же время показал ограниченный характер этого
участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе, явившимся
результатом многовекового общественного развития восточных славян.
Тем не менее, и на сегодняшний день вопрос о
происхождении русского государства так и не прояснен до конца. Время от времени полемика
норманистов и антинорманистов возобновляется, но она все больше и больше напоминает спор тупо- и
остроконечников. Из-за нехватки данных многие современные исследователи стали склоняться к
компромиссному варианту, возникла умеренно
— норманистскаятеория: варяги оказали серьезное
влияние на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян. Варяги
стали катализатором политического развития славян благодаря тому, что или покорили их, организовав из
разрозненных племен единые общности, или создали для славян угрозу, заставлялвшую их лучше
организовываться самим.
Использованы материалы:Князев
Е.А. Краткий толковый исторический
словарь по россиеведению.М., 1995
Проблемы норманизма в отечественной научной и учебной литературе
Вопрос возникновения и развития государственности на Руси актуален во все времена. Именно на эту тему написано и опубликовано огромное количество научных работ. Хотя остается еще много вопросов, на которые нужно ответить, например, невозможно определить точную дату возникновения государственности на территории России. Мнения ученых здесь разделились, но большинство считают, что объединение произошло в IX веке , но на тему того, как это произошло, до сих пор ведутся активные споры.
Основными факторами, способствующими этому процессу, являются: — более совершенное развитие ремесла, формирование торговых отношений; — укрепление внутренних отношений в обществе; — свертывание внешнеторговых отношений;
Признаками образования государственности были: — разрушение родовой общности и переход либо в соседние, либо в территориальные; — появление правящих и подчиненных лиц, формирование властного аппарата; — появление четкой налоговой системы.
Теории происхождения Древнерусского государства. На данный момент большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство возникло благодаря длительному внутреннему развитию. Но есть ряд неточностей, которые пока не могут быть выяснены, например, кто сыграл большую роль в объединении, какую роль сыграли норманны, что означает название — Русь, первая правящая династия Рюриковичей, откуда это откуда? В большей степени на эти вопросы нет однозначного ответа, а все потому, что письменных источников об этом времени практически нет. Но в целом можно выделить ряд теорий, которые в настоящее время считаются наиболее популярными:
1) Нормандская (или варяжская) теория. Стал популярным в России примерно в возрасте 30 -40 лет XVIII веков, благодаря таким известным личностям, как Иоганн Байер, Герард Миллер и другим. Основная идея этой теории состоит в том, что государственность на Руси возникла только благодаря варягам, а именно призванию Рюрика. По мнению преемников, славяне в силу своей сильной отсталости не могли сами создать государственность, за них это сделали варяги. Кстати, варяги — это те же норманны, земля у них та же — Скандинавия. Предводителем варягов был Рюрик, которого считают основателем первой правящей династии. Общий вывод этой теории состоит в том, что именно инородцы не только создали государственность славян, но и оказали существенное влияние на их культурные ценности.
Основные аргументы: — рассказы из главного источника этой эпохи – Повести временных лет, Нестор Летописец. Конкретно предание о призвании жителей Новгорода Рюриком в 862 году; г. — первые русские князья были названы на скандинавский лад-Ольга, Игорь; — по-фински название Швеция очень похоже на «Русь»;
2) Антинормальная (или автохтонная) теория. Основоположником этой теории считается М. Ломоносов. Преемники — Н. Костомаров, М. Грушевский. Михаил Ломоносов долго изучал нормандскую теорию и пришел к выводу, что да, факт призвания варягов отрицать невозможно, но самих варягов он рассматривал по-другому. Он относил их к племенам балтийских славян, из которых получается, что новгородцы обращались за помощью к своим. Приверженцы этой теории предполагали, что норманны (истинные скандинавы) в этот период сами переживали не лучшие времена, уровень их развития был недостаточен для создания государство. на своих территориях, а тем более на чужих. Обнаружилось, что процесс образования Древнерусского государства неумолимо связан с резким экономическим и социальным подъемом века. Основные аргументы: — Термин «Русь» связан с украинской территорией, а название, скорее всего, произошло от протекающих там рек — Русь, Рось. — Скандинавские земли не были заселены племенами «русов», о них нет ни одного упоминания в сохранившихся письменных источниках. — Имена в скандинавском стиле не говорят о том, что русы были в родстве со шведами, нормандские дипломаты скорее всего были лишь какими-то временными представителями русских князей. — Известный исламский писатель, работавший в это время, в одном из своих произведений точно упомянул, что славяне — это русы. — Археологические раскопки не подтверждают присутствие варягов.
3) Ирано-славянская теория . Эта теория предполагает существование двух типов русов – ободритов (прибалтийских племен) и причерноморских народов. Так ильменские племена в один момент пригласили русских-ободритов, произошло их слияние, и в результате возникло государственное объединение, получившее название Русь, что в переводе сближение русских. Эту гипотезу внимательно изучали А. Рогов и Б. Флория.
4) Кельтско-славянская теория. В этой версии вмешательство норманнов полностью не отрицается, хотя факт признания варягов подвергается лжи. Историки, придерживающиеся этой теории, предполагают, что жители Новгорода в какой-то момент обратились за поддержкой к варягам, но к варягам славянского происхождения. Само название Русь, по их мнению, имеет кельтские корни.
5) Теория компромиссов. Есть еще одна теория, пытавшаяся связать два противоположных взгляда норманистов и антинорманистов, она называлась компромиссной. Его основателем был Ключевский, он доказал, что варяги и славяне играли большую роль, но он же предположил, что на территории Руси в девятом веке существовали так называемые «городские области», то есть некие торговые места, которые контролировались по укрепленному городу. Варяжские княжества ученый считал нормандскими образованиями. В известном процессе уезды и княжества слились в единое целое, и отсюда вышла третья сила — Великое объединенное княжество.
6) Хазарская теория . Сторонники этой версии полностью опровергают как объединение славян, так и интервенцию варягов. Автор этой гипотезы — иностранец, профессор престижного Гарвардского университета — Прицак. По его мнению, государственность образовалась в результате развития торговых отношений, благодаря этому факту в короткий срок образовался торговый совет, в который вошли племена разноязычных народов, а позднее из него возникло государственное объединение — Русь. . Таким образом, ученый доказывает в своих трудах, что сам термин «Русь» — это не этническое объединение, а некая мобильная социальная группа.
7) Индоиранская теория. Эта теория предполагает, что этноним «рос» появился гораздо раньше, чем по официальным версиям. Эта теория была опубликована благодаря разработкам М. Ломоносова, преемники считают, что народ «рос» впервые появился в начале VI г. Итак, получается, что «рос» имеет ираноязычные (сарматские) корни. Эти выводы отчетливо прослеживаются в работах О. Трубачева. Немного нелояльную, эту версию предложил Вернадский, который изначально располагал русов на Кубани, он предположил, что название они получили из-за своих связей с роксоланами, входившими в этот период в состав антов.
Результат. Несмотря на современные технологии и разработки, мы можем прийти к общему знаменателю в вопросе о том, как формировалось Древнерусское государство. современные ученые, историки, профессора не преуспевают, каждая теория имеет место быть.
Индекс | Исторический роман в Европе девятнадцатого века: репрезентации реальности в истории и художественной литературе
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИсторический роман в Европе девятнадцатого века: представления реальности в истории и художественной литературеЛитературные исследования (19век)Литературные исследования (европейские)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИсторический роман в Европе девятнадцатого века: представления реальности в истории и художественной литературеЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
Делиться
Твиттер
Подробнее
CITE
‘INDEX’
,
Исторический роман в Европе девятнадцатого века: представления реальности в истории и художественной литературе
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИсторический роман в Европе девятнадцатого века: представления реальности в истории и художественной литературеЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИсторический роман в Европе девятнадцатого века: представления реальности в истории и художественной литературеЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
Нажмите Войти через свое учреждение.
Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
Щелкните Войти через сайт сообщества.
При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.