Картины тициана фото: 11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни

11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина для публики открывается выставка работ одного из главных художников эпохи Возрождения — Тициана. Основой экспозиции стал большой проект, завершивший свою работу в начале июня в Риме. В Москву же привезут всего одиннадцать работ живописца. Тем интереснее возможность не спеша насладиться произведениями, ради которых в другое время придется исколесить половину Италии.

 

«Мадонна с младенцем» (1507 год)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан «Мадонна с младенцем», 1507

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде «Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих» писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).

«Мадонна с младенцем» также имеет второе название – «Мадонна Лохиса» — по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.  Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

 

«Крещение Христа» (1512 год)

© public domain

Тициан. Крещение Христа. 1512 год.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого «мистического брака между Богом и человеком» была общим местом в теологии времен Возрождения.

Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев.

До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

 

«Флора» (1515 год)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан «Флора», 1515 год.

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является  квинтэссенцией того, что принято называть «тициановской красотой», чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине – загадка. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – «Женщина перед зеркалом» (Лувр) и «Саломея» (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

 

«Портрет Томмазо или Винченцо Мости» (1520-1526 годы)

© public domain

Тициан. Портрет Томаззо или Винченцо Мосит. 1520-1526 годы

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине — согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости. Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д’Эсте. Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

 

La Bella/»Красавица» (1536 год)

© public domain

Тициан. Красавица (La Bella). 1536 год

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы.  Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством  супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди  как «Дама в синем». Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

 

«Портрет Джулио Романо» (1536 год)

© public domain

Тициан. Портрет Джулио Романо. 1536 год.

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви.
После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – «Форнарина» или «Дама за туалетом» как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).

 

«Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Портрет графа Антонио Порциа, 1535 — 1537 годы.

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина — типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, «воздуха» картине добавляет пейзаж за окном.

Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею — Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

 

«Даная» (1544-46 годы)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Даная. 1544 — 1545 годы.

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в «Илиаде». Тициан также изображает «кульминационный момент» истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.

Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее. Более всего похожи между собой «Данаи» из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.

В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

 

«Распятие» (1558 год)

© public domain

Тициан. Распятие. 1558 год.

«Распятие» было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону. 

Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.

На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль «позднего Тициана», как «сделанный из пятен» краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

 

«Благовещение» (1564 год)

© public domain

Тициан. Благовещение. 1564 год.

Это часть алтарного образа (Тициан кроме «Благовещения» работал также над еще одним образом в этой же церкви — «Преображением Господним»), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.  Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту «Благовещение» за «грязные цвета», сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

 

«Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год)

© public domain

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. 1565 год.

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки  «Россия-Европа-Россия». С  «Флорой» «Венеру» разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов,  похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.

Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

12 известных портретов Тициана | Интернет-галерея «Print4you»

Вечеллио Тициан — один из самых значимых художников мира, творивший в эпоху Возрождения. Бесчисленные портреты Тициана принесли ему славу и богатство. Мы расскажем о самых известных картинах мастера, которые прекрасно смотрятся в интерьере. 

1. Портрет Карла V

В отличие от многих непризнанных художников, великому Тициану очень повезло: его труд был высоко оценен при жизни. Живописец принадлежал к богатому роду, что уже открывало перед ним много возможностей. С годами он прославился как гениальный портретист. Мастер создавал портреты королей, пап, дожей, кардиналов и прочих знатных людей. У него заказывали картины самые богатые и влиятельные особы. Не удивительно, что художник получил прозвище “Король живописцев и живописец королей”.

Именно кисти Тициана принадлежат знаменитые портреты Карла V. Картина, где он изображен верхом на коне, является одним из трех уцелевших изображений римского императора. Художник познакомился с ним в Парме, и их отношения с первого раза явно не задались. За первую работу Карл V предложил Тициану всего один дукат (видимо, картина не очень понравилась). Но уже следующая встреча принесла более позитивные результаты.

На картине император восседает в доспехах на коне. На фоне мы видим лес и удивительной красоты закат. Каждая деталь, цветовое решение и сама фигура императора указывают на могущество и величественность. Именно после этой работы стали популярны портреты на коне.

2. Женщина перед зеркалом

Сегодня эта великолепная картина находится Лувре, а ее репродукции украшают многие дома. Полотно выполнено в светлых красках, наполнено спокойствием и внутренней просветленностью. Здесь мы видим, как прекрасная девушка расчесывает волосы у зеркала, которое для нее держит мужчина. В другом зеркале отражается ее спина. Такие сюжеты характерны для раннего творчества Тициана. В молодости он писал много женских портретов и довел собственный стиль до совершенства.

3. Флора

На картине изображена красивая женщина, созданная по образу модели “Лауры” художника Джорджоне. Но, в отличие от Лауры, героиня Тициана менее символическая. Флора — земная, пышущая здоровьем красотка. Ее левая рука поддерживает бледно-розовую мантию, а правая держит весенние цветы. Именно из-за букета картина и стала ассоциироваться с Флорой — богиней природы. Такая картина станет главным украшением, настоящей жемчужиной любого дома.

Натурщица хорошо известна — это Виоланта, которая позировала Тициану для многих его работ в ранний период творчества. Символизм Флоры очень спорный: кто-то называет ее куртизанкой, другие — воплощением любви и чистоты.

Возможно, героиня представляет собой гармонию непорочности и чувственности. На это указывает интересный момент: одна грудь девушки почти обнажена, а вторая целомудренно закрыта. 

4. Виоланта

И снова мы видим Виоланту, многократно позировавшую итальянскому художнику. Картина пользовалась огромной популярностью и в свое время часто копировалась. Кто-то приписывает Тициану и Виоланте любовную связь, но достоверных фактов на этот счет нет. Сегодня портрет девушки висит в Вене, в музее истории искусств.


5. Тщеславие

Это глубокий и очень символичный портрет. Работы Тициана в большинстве своем  посвящены знатным особам, сокровищ у которых при жизни было не отнимать. Не удивительно, что через полотно художник пытался донести свое ироничное и философское отношение к богатству.

На картине изображена молодая женщина, которая держит перед собой овальное зеркало в оправе. В зеркале мы видим отражение драгоценностей: монет и дорогих украшений.

Если всмотреться в черноту, можно заметить еще одну фигуру. Старая женщина в отражении рассматривает себя в зеркало. Чем больше рассматриваешь это произведение, тем больше понимаешь, что вся суть скрыта именно в этом сюжете. Тициан как бы намекает нам: “Все мы смертны. Перед лицом старости и тлена никакие богатства все равны, ничто не купит вечную жизнь”. Это проникновенная и изящная картина сегодня известна на весь мир.

6. Изабелла Португальская

Известно, что со временем Карл V проникся симпатией к творчеству Тициана и стал с удовольствием заказывать у него портреты. Когда жена императора умерла, все ее прижизненные портреты показались горюющему вдовцу недостаточно красивыми. Он обратился к Тициану, чтобы тот написал идеальный образ супруги. 

Художник никогда не видел Изабеллу Португальскую, поэтому писать ее внешность пришлось почти вслепую, основываясь на увиденных неудачных портретах. Император давал указания мастеру, чтобы довести образ возлюбленной до совершенства.

Вместе они создали удивительную работу, детализированную и прекрасную в каждой мелочи. Женщина на портрете элегантна и красива, ее платье роскошно, а за окном виднеется светлый и приятный пейзаж.

7. Венера перед зеркалом

Полуобнаженная Венера однозначно стала символом красоты и женственности. Картина была создана в 1550-х годах, когда мастеру было больше 60 лет. Тициан очень любил это произведение и не хотел никому его продавать. Полотно с изображением прекрасной Венеры находилось в его доме до конца жизни. После смерти мастера в 1576 году портрет перешел по наследству к его сыну.

На картине мы видим полуобнаженную Венеру, прикрывающую грудь левой рукой. Девушка смотрится в зеркало, которое держит для нее маленький амур. Пышный румянец на щеках традиционно подчеркивает молодость и здоровье героини. Лицо девушки обращено к зрителю почти в профиль, а отражение в зеркале можно считать целой “картиной в картине”. Искусствоведы утверждают, что руки Венеры и их положение на теле соответствуют скульптуре Праксителя “Афродита Книдская”.

8. Портрет Клариссы Строцци

Героиня картины — малышка Кларисса из богатого и знаменитого рода Строцци, дочь Роберто Строцци и Маддалены деи Медичи. На полотне девочка кормит свою собаку, отведя взгляд в сторону. Во взгляде и позе чувствуется движение и детская непосредственность.

Произведение уникально по той причине, что Тициан изобразил ребенка в естественном виде. Венецианские художники изображали детей, как взрослых в миниатюре. Позы были неестественными, подчеркивающими их социальный статус и общественную значимость. Но Кларисса выполнена в совсем новой для того времени манере. Не говоря уже о том, что отдельно ребенка никто не изображал (только с родителем).

9. Венера Урбино

Картина заказана знатным герцогом. До сих пор точно неизвестно, кто послужил прототипом для этой интерпретации Венеры. Есть несколько версий: невеста герцога, его мать, куртизанка или любовница Тициана. В любом случае, слуге герцога было велено отправиться к Тициану и забрать у него два портрета: самого хозяина и “обнаженной женщины”.

На полотне мы видим прекрасную красавицу. Ее рука прикрывает лоно, образующее центр композиции. Она держит цветы, а у ног девушки отдыхает маленькая собачка. На заднем плане две служанки перебирают ее наряды из сундука. Символику картины интерпретируют по-разному. Большинство сходится во мнении, что композиция олицетворяет гармонию эротики и сексуальности с верностью и благородством брака. Эротику подчеркивает нагая натура и прямой взгляд девушки, дерзко направленный на зрителя. Верность подчеркнута той самой собачкой, мирно спящей у ног своей госпожи.

10. Портрет Якопо Страды

Портрет Якопо Страды — один из двух шедевров, написанных Тицианом на закате жизни. Вторым является его автопортрет, о котором мы расскажем ниже. Якопо Страда — знаменитый антиквар и друг Тициана. Он был очень разносторонним человеком: живописцем, филологом, коллекционером, ученым, советником по искусству.

Картина считается апогеем поздней живописи Тициана. В произведении отражается сформировавшийся стиль художника. В отличие от ранних работ, мастер стал использовать драматические мазки, растворяющие изображение в особой атмосфере. 

Художнику удалось передать движение и живой взгляд Страды. Обстановка его кабинета привлекает каждой деталью. В руках антиквара мы видим статуэтку (копию знаменитой Венеры Милосской без рук), хорошо рассматриваются большие драпировки одежды, а книги сверху указывает на разносторонность взглядов и широкий круг его интересов. Художник точно передал характер и саму сущность человека, выполнив работу в уникальной, свойственной только ему манере. 

11. Ранний автопортрет

Увы, в наши дни сохранилось только два автопортрета мастера. Первый даже не совсем закончен: некоторые участки одежды и рук плохо прорисованы, скорее всего, это лишь наброски. Искусствоведы предполагают, что этот портрет — только этюд для другой, ныне утраченной работы.

На полотне мы видим Тициана в возрасте около 60 лет. Он носит золотую цепь Ордена, подаренную Карлом V — это подчеркивает его статус и значимость. Как и на большинстве своих портретов, герой полотна смотрит в сторону, избегая зрителя.

12. Последний автопортрет

Всего два автопортрета Тициана сохранились до наших дней. Последний был создан в последние годы жизни мастера, когда ему было больше 70 лет. В отличие от первого портрета, эта картина не льстит художнику. Автор изобразил все элементы старости без фальши и прикрытия, что говорит о его абсолютной уверенности в себе. Тициан стар, но сохранил достоинство и авторитет мастера-живописца. 

Тициан высоко ценил то, как к нему относятся другие. Он стремился контролировать свою репутацию, поэтому сводил к минимуму публичные сведения о личной жизни. Под конец жизни мастер был настолько богат и знаменит, что мог не зависеть от заказов и не искать себе покровителя. Гордый автопортрет был создан для того, чтобы укрепить этот авторитет и значимость.

Статус художника подчеркивает его поза: в профиль изображались только самые знатные особы.

Богатая, хоть и скромная одежда, подчеркивает его достоинство и отсутствие тщеславия. Кисть в руке — это “вишенка на торте”. Тициан полностью ассоциирует себя с профессией художника, чего мы не можем заметить на первом автопортрете. 

Картины Тициана в интерьере

Когда встает вопрос выбора картины для дома, в первую очередь, пересматривают популярные пейзажи или абстракции. Так поступает большинство, но настоящие эстеты  понимают ценность портретов. Многие шедевры итальянского мастера прекрасно смотрятся в интерьере, они наполняют помещение душой и смыслом. Просмотрите все портреты Тициана — это десятки удивительных картин, которыми можно любоваться часами. Среди его работ точно найдется та, что тронет ваше сердце.

Тициан (работал около 1506 г., умер в 1576 г.)

активно около 1506; умер 1576

Изображение: Фрагмент Тициана, Автопортрет, 1566 год. Мадрид, Прадо © Museo Nacional del Prado, Madrid

Тициан был величайшим художником Венеции 16-го века и первым художником, имевшим в основном международную клиентуру. За свою долгую карьеру он экспериментировал со многими различными стилями живописи, отражающими развитие искусства его эпохи.

Юность и дебют

Тициан (Тициано Вечеллио) родился в Пьеве-ди-Кадоре, маленьком городке у подножия Доломитовых Альп на венецианской стороне Альп. Вечеллиос жили в Кадоре с 14 века. Отец Тициана, Грегорио, был военным. Его старший брат Франческо тоже был художником. До сих пор нет документальных свидетельств точной даты рождения Тициана, но современные источники и его раннее стилистическое развитие позволяют предположить, что он родился около 1490 года9.0003

Когда ему было около 10 лет, Тициан прибыл в Венецию, тогда один из самых богатых и космополитичных городов мира.

Тициан начал свое художественное обучение в мастерской мозаичиста Себастьяно Зуккато. Позже он ненадолго присоединился к мастерской Джентиле Беллини. После смерти Джентиле в 1507 году Тициан присоединился к мастерской брата Джентиле, Джованни Беллини, которая в то время была самой важной в Венеции.

Однако именно благодаря контакту с Джорджоне, который также ранее обучался в мастерской Джованни Беллини, он в основном развил свой ранний стиль. Джорджионский облик раннего творчества Тициана, которому свойственна пасторальная направленность, является доказательством их близости. В 1508-1509 гг.они вместе работали над украшением внешних стен Фондако деи Тедески в Венеции. Роли, исполненные Тицианом, получили высокую оценку современников, к большому неудовольствию Джорджоне.

После смерти Джорджоне в 1510 году и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим в 1511 году Тициан начал свою самостоятельную карьеру в Венеции. Теперь он остался без соперников среди своего поколения, которые могли бы конкурировать на его уровне.

Ранний местный успех

В 1511 году Тициан написал свои знаменитые фрески в «Скуола дель Санто» в Падуе. Его стиль теперь достиг зрелости, отмеченной полнотой форм, композиционной уверенностью и хроматическим балансом. Эти особенности сделали его работы основополагающими для развития венецианской, а также европейской живописи.

Прославился как портретист (примеры в Национальной галерее — Ла Скьявона и Портрет Джероламо (?) Барбариго). Он также был известен как художник различных мирских предметов. Эти навыки привлекли внимание интеллектуально амбициозных итальянских герцогов и аристократов.

Тициану также было поручено написать престижные религиозные картины. Его венецианский успех был закреплен выполнением алтаря для главного алтаря важной францисканской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции. Так называемая «Ассунта» (Успение Девы Марии), высотой почти семь метров, была выставлена ​​в 1518 году, создав революционный водораздел в дизайне венецианского алтаря.

Между 1519 и 1526 годами он написал знаменитый «Пала Пезаро» для той же церкви. Эта асимметричная композиция сильно повлияла на венецианскую запрестольную живопись вплоть до 18 века.

Дворы Северной Италии

В начале 1516 года Тициан начал свои профессиональные отношения с Альфонсо I д’Эсте, герцогом Феррары, и проводил время в замке Альфонсо. Герцог хотел создать личный кабинет, который будет известен как «camerino d’alabastro» (алебастровый кабинет), с мифологическими сценами, заимствованными из классической поэзии.

Герцог нанял художников, которых считал лучшими в то время. Помимо Тициана, другими художниками были Рафаэль, Фра Бартоломео и Доссо Досси. После смерти Рафаэля и фра Бартоломео участие Тициана в проекте возросло. Затем он выполнил две свои знаменитые вакханалии для Альфонсо I, сегодня в Прадо, Мадрид, вместе с Вакхом и Ариадной, которые сейчас находятся в Национальной галерее.

Тициан также работал при дворе Мантуи. В 1523 году он начал рисовать для будущего герцога Мантуи Федерико II Гонзага, сына Изабеллы д’Эсте (сестры более раннего покровителя Тициана Альфонсо I). Тициан в основном писал портреты для мантуанского двора.

В 1532 году Тициан начал работать на герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Он также будет работать на своего преемника Гвидобальдо II. В 1530-х годах он также был в контакте со двором папы Паоло III Фарнезе.

Мировой успех, семья и друзья

1520-е годы были чрезвычайно значимыми для личной жизни Тициана. В 1525 году он женился на Цецилии (трагически погибшей в 1530 году). У Тициана и Сесилии было трое детей, которым дали имена известных деятелей Древнего Рима: Помпео, Орацио и Лавиния.

Встреча Тициана с императором Священной Римской империи Карлом V в Болонье в 1530 году стала определяющим событием в его жизни. По этому случаю Тициан выполнил (теперь утерянный) портрет императора в полный рост в натуральную величину — ранний пример того, что в то время все еще было чрезвычайно новаторским жанром.

Он быстро стал главным художником императорского двора, что дало ему огромные привилегии, почести и даже титулы. С этого момента он стал самым востребованным художником при дворах по всей Европе. Тициан также стал официальным художником сына Карла V, Филиппа II Испанского. Начиная примерно с 1551 года, он написал знаменитую мифологическую серию картин для Филиппа, которую назвал «поэзией».

«Поэзия» включала «Диану и Актеона» и «Диану и Каллисто», которые сейчас являются частью коллекции Национальной галереи, а также «Смерть Актеона», которая изначально задумывалась как часть серии, но на самом деле осталась незавершенной в творчестве художника. студии после его смерти.

В 1527 году в Венецию прибыли флорентийский скульптор и архитектор Якопо Сансовино и тосканский литератор Пьетро Аретино. Они стали неразлучными друзьями с Тицианом, стимулируя его интерес к маньеризму, стилю, впервые увиденному в его картинах того периода. Аспекты маньеризма в его искусстве усилились после его единственной поездки в Рим в 1545-1546 годах, где он, наконец, получил возможность встретиться с Микеланджело.

Поздние годы

Последний этап жизни Тициана совпал с радикальным пересмотром его собственного стиля и живописной техники. Начиная с конца 1550-х годов, Тициан стал более свободно использовать кисть и менее описательно изображать реальность.

В конце 1560-х и начале 1570-х годов, когда Тициан был уже очень стар, он довел свое искусство до грани абстракции. Этот более поздний стиль был определен как «магический импрессионизм». Все это хорошо представлено двумя его последними работами: «Смерть Актеона» в Национальной галерее и «Пьета», которая сейчас находится в Галерее Академии в Венеции.

Первоначально «Пьета» предназначалась для его собственной гробницы в церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, где Тициан был похоронен после смерти от чумы 27 августа 1576 года. Тициан родился Тициано Вечелли или Вечеллио в Кадоре, в Венецианской республике, где-то между 1488 и 1490 годами. Его точная дата рождения неизвестна, и считается, что он дезинформировал людей о своем возраст при жизни. Он был одним из самых разносторонних и искусных художников итальянского Возрождения, особенно восхищался своим мастерством в работе с цветом и тонкой кистью. Он нарисовал широкий спектр сюжеты, от пейзажей до портретов, духовных или мифологических сцен, и его стиль, хотя и резко менявшийся на протяжении всей его жизни, продолжал демонстрировать его совершенное понимание цвета и тона. При жизни он уступал только Микеланджело по славе и успеху и был первым художником, который писал преимущественно для заокеанского художника. клиентура. Он получил заказы от членов королевской семьи и важных людей по всей Европе, которые признали величие его талантов.

В возрасте десяти или двенадцати лет Тициан прибыл в Венецию, чтобы начать свое обучение. Он учился у Джентиле, а затем у Джованни Беллини, ведущих художников города. Кажется, он показал большой талант, даже в его юный возраст. Некоторые ранние работы включают фреску Геркулеса, расположенную во дворце Морозини, Цыганскую Мадонну и «Посещение Марии и Елизаветы». Говорят, что «Человек со стеганым рукавом» — еще одна работа того периода, которая особенно хорошо выполнена, особенно текстура рукава. Композицию позже подражал Рембрандт в своих автопортретах.

После этого раннего обучения Тициан присоединился к одному из своих современников, Джорджо да Кастельфранко, известному как Джорджоне, в качестве помощника. Сегодня по-прежнему существует много споров по поводу отнесения произведений к тем или иным этих двух искусных художников, так как их стиль очень похож. Однако в то время критики отмечали, что Тициан, ассистент, произвел более впечатляющую работу. Тем не менее, оба были и хвалят как Лидеры движения Arte Moderne. Этот новый стиль живописи характеризовался новой свободой стиля и композиции, отказом от формальной симметрии и иерархической репрезентации. можно найти, например, в работах их старого наставника Джованни Беллини. Похоже, что между этими двумя мужчинами существовало определенное соперничество, хотя сходство между ранним стилем Тициана и стилем Джорджоне очевидно. доказательство их близости.

Когда Джорджоне трагически погиб молодым, в 1510 году, а другой успешный современник Тициана, Себастьяно дель Пьомбо, переехал в Рим, Тициан остался непревзойденным в Венеции. При жизни было сказано Тициана, что он был солнцем среди малых звезд. Именно в это время Тициан действительно пришел в себя. Его стиль все еще находился под сильным влиянием Джорджоне, но он начал больше экспериментировать с свой собственный стиль, развивая смелое, уверенное чутье кистью. На протяжении более шестидесяти лет Тициан считался искусным художником, которому не было равных в Венеции.

В 1516 году Тициан создал свой шедевр «Успение Богородицы» для базилики Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Это все еще там сегодня. Это было первая из серии алтарей в рамах, кульминацией которой стала прекрасно задуманная «Мадонна Пезаро», в которой была достигнута классическая формула. Эта формула была тщательно изучена и использована более поздние художники. Тициан был на вершине своего мастерства и прославился не только своими религиозными работами, но и портретами, например, «Скьявоной» и многими портретами Пьетро Аретино, откровенный мыслитель, отстаивавший творчество Тициана; мифологические сцены, такие как Вакх и Ариадна, а также его поясные или бюсты женщин, примеры которых включают Флора и Женщина с зеркалом. В этот период он привлек большое внимание герцогов северных итальянских дворов.

В 1420-х годах у Тициана было четверо детей от любовницы, а затем жены Сесилии. Тициан жил счастливо с Сесилией и имел двоих внебрачных детей. Они поженились, когда она была тяжело больна. К счастью, она выздоровела. У них было еще двое детей, но, к сожалению, она умерла при родах всего через несколько лет после их свадьбы.

Репутация Тициана росла и распространялась в течение следующих десятилетий. Его понимание цвета оставалось непревзойденным, что особенно заметно в таких произведениях, как «Даная», и лежащие Венеры, в том числе Венера Урбино, некоторые из телесных обнаженных тел, благодаря которым Тициан стал широко известен. Его универсальность тоже впечатляла, так как он продолжал производить огромное разнообразие различных видов живописи, от религиозной до светской. Он мог рисовать королевских особ, художников или зверей с таким же вниманием к деталям и красивой плавностью. кистью и с таким же апломбом взялся за Мадонн и непритязательных проституток.

Со временем Тициан приобрел еще большее влияние, выполняя работы для Папы, Павла III и Карла V. Он получил титул графа Палатина и стал рыцарем Золотой шпоры. Его дети также были облагорожены, и ему была дарована свобода города Рима во время визита в 1546 году, когда он также, наконец, получил возможность встретиться с Микеланджело. Аспекты маньеризма в творчестве Тициана усилились. после этой встречи.

Большую часть оставшейся жизни Тициан работал на сына Карла V, Филиппа II Испанского, а его более поздние работы характеризуются свободным и уверенным стилем, который заставил одного из его учеников сказать, что он работал больше пальцами, чем кистью. Он прожил долгую жизнь, но умер от чумы в 1576 году и был похоронен в базилике Фрари.

Тициана как портретиста часто сравнивают с Рембрандтом и Диего Веласкесом. Говорят, что его портреты предвосхитил внутреннюю жизнь и глубину первого и ясность и уверенность второго. Тициан знал краски как никто другой, не зарисовывая, а работая, и перерабатывая, краску прямо на холсте, с непревзойденной точностью смешивания цветов и кистью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *