сравнительная характеристика героев комедии «Горе от ума»
Главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова — Чацкий и Фамусов — являются людьми с совершенно различными взглядами на жизнь. Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, представитель «века нынешнего», то есть представитель прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества. Ему противостоит его антипод — Павел Афанасьевич Фамусов, московский «туз», крупный начальник, управляющий в казённом доме. Это идейный противник Чацкого, главный идеолог «века минувшего».
Содержание
Взгляды Чацкого и Фамусова на жизньПо всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.
Отношение к службе, чинам, богатствуДля Фамусова служба — это лишь источник благосостояния и почёта, поэтому и среди его подчинённых «…служащие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие 2, явление 5).
Со служебными делами Фамусов разбирается очень просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4). Для ведения дел и пришлось ему взять на службу бедного, незнатного дворянина из провинции: «Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой» (действие 1, явление 4). Фамусов хочет получать большие деньги и чины только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь только того, «чтоб множество не накоплялось их».
Чацкий же стремится к службе «делу, а не лицам». Он серьёзно готовился к деятельности. Многие действующие лица комедии говорят о его высоком уме. «Он малый с головой, //И славно пишет, переводит», — отзывается о нём Фамусов. Чацкий учился, читал, принимался за труд, общался с министрами, затем с ними разорвал отношения из-за того, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий хочет служить Родине, а не добиваться высоких чинов, прислуживаясь начальству. Он считает, что служить нужно для пользы Отечеству, а не для обретения богатства для себя.
Для Фамусова же служба — это, в первую очередь, источник личных выгод, обретения богатства. «Чины людьми даются», поэтому Фамусов и служит не делу, а этим влиятельным людям.
Отношение к любви, браку, счастьюФамусов убеждён, что жениться и выходить замуж следует по расчёту, как, например, почтенный камергер Кузьма Петрович, который «богат, и на богатой был женат». Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (действие 1, явление 4). Он хотел бы зятя «с звёздами да с чинами», с богатым именьем. Фамусов одобрительно относится к тому, что в Москве «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5). К семейным ценностям любовь он не относит, для него счастье состоит в обладании богатством.
Для Чацкого любовь выше денег, он критически относится к браку по расчёту, счастье для него — во взаимной любви.
Чацкий считает необходимым развивать в стране просвещение для того, чтобы умные, образованные люди приносили пользу Отечеству.
Фамусов понимает, что развитого человека невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, что он свободен в своём выборе. Поэтому, по мнению этого влиятельного чиновника, просвещение — основа всех новых, опасных веяний. «Ученье — вот чума», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Он даже предлагает для пресечения этого «зла» сжечь все книги.
Отношение к подражанию иностранцам
Хорошее образование Фамусова пугает, он готов даже мириться с тем, что дворянских детей обучают не слишком образованные иностранцы. Хоть Фамусов и не доволен, что дочь увлекается французскими романами, но он сам нанял для неё воспитания француженку мадам Розье. Фамусов сетует, что дворяне нанимают иностранцев для обучения своих детей, но сам делал так же, потому что боялся осуждения светского общества.
У Чацкого отношение к моде на всё иностранное не такое двойственное, как у Фамусова. Он решительно осуждает преклонение перед всем иностранным, царящее в русском обществе. Его возмущает раболепие перед иностранцами и презрение к своей национальной культуре.
Отношение к народу, крепостному правуЧацкий желает, чтобы дворяне воскресли «от чужевластья мод», чтобы народ хотя бы по языку их не принимал за немцев. Он сожалеет, что народ принимает дворян за чужих, что разрознен с ними. Чацкий называет русский народ умным, бодрым (то есть жизнедеятельным) и понимает, какая пропасть разделяет даже лучших из дворян и народ.
В монологе Чацкого «А судьи кто?» виден протест против угнетения народа, против крепостничества, унижавшего национальное достоинство России.
Хотя у Чацкого есть 3 или 4 сотни крепостных (об их количестве спорили Фамусов и Хлёстова), но он не относится к ним, как та же старуха Хлёстова, для которой крепостная «арапка-девка» — не лучше собачки. Чацкий негодует на неких знатных бар, один из которых выменял своих верных слуг на борзых собак, а другой отнял от родителей детей для крепостного театра и затем распродал их поодиночке.
Фамусов не одобряет такие речи Чацкого и опасается: «Уж втянет он меня в беду» (действие 2, явление 5). Для этого важного чиновника крепостное право не подлежит критике, ведь оно — основа материального благополучия дворян.
Понимание слова «ум»
Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ.
Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем. Под занавес Фамусов говорит: «Ну что? не видишь, что он с ума сошёл?» (действие 4, явление 15).
В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил, что «Чацкий начинает новые век — и в этом всё его значение и весь ум».
Идеалы Чацкого и ФамусоваЧацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).
Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.
Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.
Взгляды на жизнь | Чацкий | Фамусов |
Отношение к службе, чинам, богатству | Считает, что служить нужно «делу, а не лицам».![]() | Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов. |
Отношение к любви, браку, счастью | Любовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах. | Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине. |
Отношение к образованию, просвещению | Просвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу. | Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка. |
Отношение к подражанию иностранцам | Критикует раболепное подражание иностранцам. | Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье. |
Отношение к народу, крепостному праву | Считает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным.![]() | Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия. |
Отношение к смыслу слова «ум» | По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек. | Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться. |
Идеалы | Свободная, гордая, независимая личность. | Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом. |
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» впервые в русской литературе показан в образе Чацкого «новый человек», поднимающий бунт против реакционного общества, главным представителем которого в комедии является Фамусов. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», — написал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Заслуга Грибоедова состоит в том, что он показал человека нового склада ума и души, отрицающего приспособленчество и паразитизм, царившие в реакционном русском обществе в начале 19 века.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
А.С. Грибоедов написал бессмертное произведение «Горе от ума», которым напророчил модель поведения общества после военного периода. В это время произошло деление людей на две группы и у каждой были свои взгляды на дальнейшую жизнь.
Автор комедии выразил это противостояние в двух образах. В произведении есть герой Чацкий и его антипод Фамусов. Грибоедов резюмируя «Горе от ума» говорил, что в ней есть двадцать пять не сильно умных людей и один адекватно оценивающий ситуацию и себя в ней.
Читая комедию можно понять, что Чацкий и Фамусов правы, но каждый по своему. Эти герои наделены живым и поворотливым умом. У них только разное поведение и подача своей правды обществу.
Не смотря на то, что время движется вперед, Фамусов надолго застрял в прошлом. Он приемлет консерватизм. Все новое и необычное Фамусов старается отвергать и воспринимает «в штыки». Он не желает менять свой привычный мир и соответствовать современным веяниям.
Чацкий же наоборот смотрит в бедующее и стремится за ним успеть. Он готов к новым открытиям. В отношениях он обращает внимание на человеческие качества, а не на оболочку. Деньги и положение в обществе, для него не играют ни какой роли.
Фамусов и Чацкий имеют дворянские корни. Фамусов относится к образованию скептически, у него нет желания самосовершенствоваться. Чацкий имеет огромное стремление к познанию нового. Он хочет быть просвещенным и грамотным человеком. Фамусову не нравится то, что Чацкий хочет сломать привычный устой жизни.
Между персонажами часто возникают споры. Один из них был основан на том, что Чацкий высказал мнение по поводу службы. Он считал, что настоящий дворянин должен быть предан делу, а не стремится к лицемерию и обману. Фамусову не понравилось это высказывание. На этой почве у них разгорелся конфликт.
Фамусов придерживался своих взглядов по поводу семейных отношений. Он считал, что для заключения брака любовь не имеет значения. Женихов своей дочери он оценивал только по материальным критериям.
Чацкий был противоположного мнения. Он считал, что только на искренних чувствах можно построить счастливую и настоящую семью. К деньгам он относится без фанатизма и ставит их на второй план в отношениях.
Герои абсолютно противоположные друг другу. Чацкий современный человек. Он имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. Из-за этого мужчина не понравился Фамусову. Не смотря на то, что Чацкого выставили сумасшедшим, он все равно остался героем в глазах у читателя.
Другие сочинения: ← Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовМильон терзаний Чацкого →
ГДЗ, литература, 9 класс. Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах
Грибоедов, Горе от ума. Таблица с цитатами Чатского и Фамусова
Вопросы | Чатский | Фамусов и его окружение |
Отношение к народу и крепостному праву | «…чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев»«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | «И будь не я, коптел бы ты в Твери» (Фамусов) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (Лиза) «От суки я взяла с собой арапку-девку да собачку» (старуха Хлестова) |
Отношение к идеалам | «В науки вперить ум, алчущий познанья» «Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов» | «Не надо много образца, когда в глазах пример отца.![]() |
Отношение к просвещению | «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдётся… пожар!»«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле… нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к службе | «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»»Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа» | «Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом: Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине.![]() |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незваных, особенно для иностранных.» |
Отношение к богатствам и чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»»Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Там впору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет» | «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад» (Фамусов) «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» (Скалозуб) |
Отношение к любви, браку, семейному счастью | «…Лицо святейшей богомолки! .![]() | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»»Кто беден, тот тебе не пара» |
Понимание слова «ум» | «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют, и вот общественное мненье» | «Ах, злые языки страшнее пистолета» (Молчалин) «человек он светский, отъявленный мошенник, плут» (Платон Михайлыч) «Учёностью меня не обморочишь… Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам, он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит» (Скалозуб) . |
А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии «Горе от ума», оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел «великосветское общество» того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель «века минувшего», недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье».Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку. Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: Чтоб наших дочерей учить всему — И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам! И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-«забрать все книги бы, да сжечь». Представители «фамусовщины» думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. «Мне только бы досталось в генералы»,-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек.Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был уважаемым человеком, «пред всеми знал почет». Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».
Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-«Английского клуба почтенный член до гроба»-говорит, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных». Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К «кандидату в женихи» предъявляются определенные материальные требования: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых,- Тот и жених. Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:»кто беден, тот тебе не пара».А вот полковник Скалозуб-«и золотой мешок, и метит в генералы». Чины, мундиры, деньги — это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов. Главный представитель «века нынешнего»-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек.
Чацкий совершенно по-другому относится «к звездам и чинам».Он потому и ушел со службы, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».Он ненавидит карьеризм и подхалимство: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!… Но между тем кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком… Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление «набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле»: Теперь, пускай из нас один, Из молодых людей найдется-враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает «Нестора недодяев знатных», который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде: Воскреснем ли когда от чужевластья мод, Чтоб умный добрый наш народ Хотя по языку нас за немцев.
Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он «проиграл битву, но выиграл войну».Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:»Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы».Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.
Похожие материалы:
- «Безумный по всему…» (Образ Чацкого) — .
- «Горе от ума»-первая русская реалистическая комедия — .
- «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».) — .
- «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — .
- «Горе от ума» — «жемчужина» русской драматургии — .
Казенный человек
Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.
Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.
Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно отметить, что этот герой является ярким представителем консерваторов, которые придерживаются философских учений своих предков. Он называет их «отцами», в свою очередь, это люди, занимающие высокие государственные посты и являющиеся богатыми помещиками. Они всегда выступают за сохранение самодержавия и крепостного права. Их никогда не интересовали вопросы просвещения и свободы. Образ Фамусова — это собирательный образ, который представляет собой то правящее сословие, которое имеет власть над другими.
Отношение к крепостному праву Фамусова
Фамусов — русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».
Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.
Цитаты Фамусова из «Горе от ума»
Павел Афанасьевич Фамусов является одним из самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Павел Афанасьевич Фамусов — дворянин, мужчина в возрасте. Несмотря на свой возраст и седину, Фамусов еще вполне свеж и бодр. В этом разделе собраны лучшие цитаты Фамусова из «Горе от ума».
Что говорит! И говорит, как пишет!
Тогда не то, что ныне.
Кто беден, тот тебе не пара.
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.
Подписано, так с плеч долой.
Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.
Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
Хоть душу отпусти на покаянье!
Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.
Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто
В жены их готовим скоморохам.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой.
Не весел я!.. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!
Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Бывают странны сны, а наяву страннее.
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Комедия «Горе от ума» — вершина драматургии 19 века. В ней Грибоедов показал социальный конфликт консервативного и прогрессивного дворянства. К консервативным взглядам принадлежит фамусовское общество, а сторонником прогрессивных взглядов является Чацкий.
Сходство в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу заключается в том, что они оба относятся к нему с презрением, но выражают это по-разному. Чацкий делает это открыто, высказывая каждому то, что он думает о нём и его образе жизни, используя едкие реплики и сарказм. Он спорит с Фамусовым, критикуя услужливый способ продвижения по карьерной лестнице: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молодой человек осуждает замужнюю жизнь Платона Михайловича, ругается с старухой Хлёстовой, укоряет Молчалина, тем самым выражая презрение к взглядам дворянства «века минувшего».
Софья также не разделяет взглядов дворян «минувшего века». Девушка получила хорошее образование, она умна и часто проводит время за чтением книг. Именно поэтому она не желает выходить замуж за Скалозуба, ведь он «очень глуп». Софья влюблена в Молчалина и хочет выйти за него замуж, несмотря на то, что он не богат и не имеет знатного рода. В фамусовском обществе такое недопустимо. Но девушку не волнует общественное мнение: «Что мне молва? Кто хочет, так и
Два героя произведения
Автор акцентирует внимание читателя на том, что среди всех персонажей лишь один здраво смотрит на мир. Остальных же он относит к глупцам. При анализе участников бала видно, что именно Чацкий и Фамусов выступают в роли главных героев.
Грибоедов полностью на стороне первого. Хотя нельзя сказать, что его оппонент не имеет интеллекта. У обоих представителей разных эпох своя правда, и они достойно отстаивают свою позицию и принципы. Их взгляды на жизнь различаются, но это не делает кого-то из них хуже другого. Оба заслуживают внимания и интереса.
Идеалы Фамусова
У Фамусова ум дворянина, его взгляды и идеалы консервативные, направлены на защиту собственного комфорта и положения в обществе. Новые веяния эпохи не просто чужды герою, они угрожают существованию помещиков. Главные ценности этого человека:
- личный комфорт;
- традиции и жизненный опыт;
- служба;
- достаток и положение в обществе.
Ценности Чацкого
Ум Чацкого достаточно гибок, чувствуется готовность действовать, строить новый мир, он инициатор, свободный от прежних ценностей. Его идеалы построены на чести и достоинстве, а главное — это личные качества, а не деньги или положение. Еще он ценит:
- живые чувства и любовь;
- личные качества;
- образование;
- свободомыслие.
Вот почему взгляды персонажей не совпадают по всем вопросам, касающимся дворянства, а каждое слово молодого героя способно обеспокоить и взволновать консерваторов. Если для Чацкого важно просветление, доступное образование и развитие человечества, то Фамусову подобные перемены грозят потерей комфорта.
Ведь если народ станет образованным, то прежние уклады уже просто не смогут существовать. А элита не в состоянии будет устраивать пиры и приемы. И этот спор между поколениями заставляет дворян относиться к герою с опаской и ужасом.
Вариант 2
Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий. Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву.
Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.
Произведение Грибоедова является очень успешным, оно разлетелось на множество цитат. «Горе от ума» на сегодня является одной из самых цитируемых комедий. Множество высказываний из нее превратились в устоявшиеся выражения, кои являются неотъемлемой частью речи в современности. Немаловажно сказать, что сперва произведение Грибоедова запрещалось цензурой, ибо в нём содержалась критика по отношению к крепостному праву.
Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.
Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.
Все речи, которые характеризуют отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое — ненавистное, обличающее возмущение, второе — эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.
51 Положительное отношение к успеху цитаты известных людей.
Отношение – это характер и поведение человека.
Позитивное отношение ведет к позитивному мышлению, позитивное мышление ведет к позитивному действию, позитивное действие ведет к позитивному результату, а успех — это не что иное, как позитивный результат наших усилий и действий.
Сегодня мы собрали список «Цитат о позитивном настрое» для вашего вдохновения. Это стоит прочитать и поделиться.
Цитаты и высказывания об Отношении
Цитата 1: Для успеха отношение так же важно, как и способности.Цитата 2: Люди могут слышать ваши слова, но они чувствуют ваше отношение.
Цитата 3: Прекрасное отношение становится прекрасным днем, который становится прекрасным месяцем, который становится прекрасным годом, который становится прекрасной жизнью

Цитата 4: Все птицы находят укрытие во время дождя. Но Орел избегает дождя, летая над облаками. Проблемы распространены, но Отношение имеет значение.
Цитата 5: Выбор позитивного настроя и благодарного отношения определит, как вы собираетесь прожить свою жизнь
Цитата 6: Позитивный настрой действительно может воплотить мечты в жизнь.
Цитата 7: Проблема не проблема. Проблема в вашем отношении к проблеме.
Цитата 8: Над позитивным настроем может работать каждый, и каждый может научиться его применять.
Цитата 9: Думаете ли вы, что можете, или думаете, что не можете — вы правы.
Цитата 10: У вас всегда есть выбор, даже если это всего лишь выбор вашего отношения.
Цитата 12: Самая важная вещь, которую вы когда-либо наденете, — это ваше отношение.
Цитата 13 : Если вам что-то не нравится, измените это; если вы не можете изменить его; измените свое отношение к этому..
Цитата 14: Отношение важнее фактов.
Цитата 15 : Центром управления вашей жизни является ваше отношение..
Цитата 16: Позитивное отношение может не решить всех ваших проблем, но оно будет раздражать достаточно людей, чтобы оно стоило затраченных усилий.
Цитата 17: Две вещи определяют вас. Ваше терпение, когда у вас ничего нет, и ваше отношение, когда у вас есть все.
Цитата 18: Единственная разница между хорошим и плохим днем — это ваше отношение.
Цитата 19: Если вы называете что-то плохим, вы делаете мало, если вы называете что-то хорошим, вы делаете много. Это Отношение.
Цитата 20: Самое значительное изменение в жизни человека — это изменение отношения. Правильное отношение приводит к правильным правильным действиям.
Цитата 21: Развивайте «отношение благодарности». Скажите спасибо всем, с кем вы познакомились, за все, что они для вас делают.

Цитата 22: Вы не всегда можете изменить свою ситуацию, но вы всегда можете изменить свое отношение.
Цитата 23 : Вы дирижер своего собственного отношения! Никто другой не может составить ваши мысли за вас.
Цитата 24: Если вы не можете изменить свою судьбу, измените свое отношение.
Цитата 25: Счастье не зависит ни от каких внешних условий, оно управляется нашим умственным отношением.
Цитата 26 : Единственный недостаток в жизни — плохое отношение.

Цитата 28: Вы можете сделать все, вы можете попытаться предотвратить плохие вещи, но в конце концов что-то произойдет. Так что лучшая профилактика — это позитивный настрой.
Цитата 29: Величайшим открытием всех времен является то, что человек может изменить свое будущее, просто изменив свое отношение.
Цитата 30: Вам нужно отношение servive. Ты не просто служишь себе. Вы помогаете другим расти, и вы растете вместе с ними.
Цитата 31: Практически нет ничего невозможного в этом мире, если вы просто сосредоточитесь на этом и сохраните позитивный настрой.
Цитата 32: Если вам что-то не нравится, измените это. Если вы не можете изменить это, измените свое отношение.

Цитата 33: Займите позицию студента, никогда не будьте слишком большими, чтобы задавать вопросы, никогда не знайте слишком много, чтобы узнать что-то новое.
Цитата 34: Характер — это результат двух вещей: психологического настроя и того, как мы проводим время.
Цитата 35: Большое усилие естественным образом проистекает из большого отношения.
Цитата 36: Наше отношение к жизни определяет отношение жизни к нам.
Цитата 37: Отношение очень важно. Потому что ваше поведение излучает то, что вы чувствуете.
Цитата 38: Идеальное отношение — быть физически свободным и умственно напряженным.

Цитата 39 : Наше отношение в начале трудной задачи больше, чем что-либо другое, повлияет на ее успешный исход.
Цитата 40: Орлы бывают всех форм и размеров, но вы узнаете их главным образом по положению.
Цитата 41: Отношение определяет высоту жизни.
Цитата 42: Мое отношение таково: если вы подтолкнете меня к чему-то, что вы считаете слабостью, то я превращу эту воспринимаемую слабость в силу.
Цитата 43: Наше отношение к другим определяет их отношение к нам.
Цитата 44: Слабость отношения становится слабостью характера.
Цитата 45: Ваше отношение, а не способности будут определять вашу высоту.
Цитата 46: Правильное отношение может превратить негативный стресс в позитивный.
Цитата 47: отношение — это маленькая вещь, которая имеет большое значение.
Цитата 48: Ничто не может помешать человеку с правильным психологическим настроем достичь своей цели; ничто на земле не может помочь человеку с неправильным умственным настроем.
Цитата 49: Совершенство — это не умение, это отношение.
Цитата 50: Преимущество победителя не в одаренном рождении, высоком IQ или таланте. Преимущество победителя заключается в отношении, а не в способностях. Отношение – критерий успеха..
Цитата 51: Ваша жизнь определяется не столько тем, что жизнь приносит вам, сколько отношением, которое вы привносите в жизнь; не столько тем, что с вами происходит, сколько тем, как ваш ум смотрит на происходящее.
Если вам нравятся наши усилия по распространению позитива вокруг нас, поделитесь этими ободряющими цитатами, ежедневными мотивационными цитатами, вдохновляющими высказываниями со своими друзьями и семьей.
В стремлении к славе
Мы не всегда чувствуем себя комфортно, признаваясь в этом нашим друзьям; это неловко. Но втайне идея быть знаменитым очень привлекательна.
Слава очень привлекательна, потому что она, кажется, предлагает очень значительные преимущества. Фантазии таковы: когда вы знамениты, куда бы вы ни пошли, ваша репутация будет опережать вас. Люди будут думать о вас хорошо, потому что ваши достоинства были заранее убедительно объяснены. Вы получите теплые улыбки от восхищенных незнакомцев. Вам не нужно каждый раз кропотливо составлять собственный кейс. Когда вы знамениты, вы будете в безопасности от отказа. Вам не придется завоевывать расположение каждого нового человека. Слава будет означать, что другие люди будут польщены и восхищены, даже если вы лишь немного интересуетесь ими. Они будут поражены, увидев вас во плоти. Они попросят сфотографироваться с вами. Иногда они нервно смеются от волнения. Кроме того, никто не сможет позволить себе расстроить вас. Когда вас что-то не устраивает, это становится большой проблемой для других. Если вы скажете, что ваш гостиничный номер в плохом состоянии, администрация запаникует. Ваши жалобы будут восприняты очень серьезно. Ваше счастье станет центром всех усилий. Вы создадите или разрушите репутацию других людей. Ты будешь боссом.
Стремление к славе коренится в опыте пренебрежения, в травмах. Никто не хотел бы быть знаменитым, если бы где-то в прошлом не чувствовал себя крайне незначительным. Мы чувствуем потребность во внимании с восхищением, когда мы были болезненно подвержены прежним лишениям. Возможно, на родителей было трудно произвести впечатление. Они никогда особо ничего не замечали, они были так заняты другими вещами, сосредотачиваясь на других известных людях, не имея возможности испытывать или выражать добрые чувства или просто слишком много работали. Не было сказок на ночь и школьных оценок не было предметом похвалы и восхищения. Вот почему человек мечтает, что однажды мир обратит на него внимание. Когда мы знамениты, наши родители тоже должны будут нами восхищаться (что позволяет понять один из главных признаков хорошего воспитания: ваш ребенок не хочет быть знаменитым).
Но даже если бы наши родители были добры и полны похвалы, проблема все равно могла бы быть. Может быть, именно тряска и равнодушие внешнего мира (начиная со школьного двора) были невыносимы после всех первых лет лести дома. Можно было выйти из семейного тепла и смертельно обидеться на то, что незнакомцы оказались не такими добрыми и понимающими, как можно было ожидать. Сокрушительное переживание унижения могло быть даже компенсационным: официант грубо отпустил мать; один отец неуклюже стоит в одиночестве.
© Getty Общим для всех мечтаний о славе является то, что известность незнакомцам становится решением проблемы. Он представляет собой ответ на глубокую потребность в том, чтобы другие люди ценили его и относились к нему достойно.
И все же слава не может сделать то, что от нее требуется. У него есть преимущества, которые очевидны. Но это также вводит новый набор очень серьезных недостатков, которые современный мир отказывается рассматривать как структурные, а не случайные. Каждый новый известный человек, который распадается, публично ломается или теряет рассудок, судится изолированно, а не интерпретируется как жертва неизбежного паттерна патологии славы.
Кто-то хочет прославиться из-за стремления к доброте. Но мир, как правило, не очень долго добр к знаменитостям. Причина проста: успех любого человека влечет за собой унижение для многих других. Знаменитость немногих людей всегда будет болезненно контрастировать с безвестностью большинства. Известность расстраивает людей. Какое-то время обиду можно держать под контролем, но она никогда не спит долго. Когда мы представляем себе славу, мы забываем, что она неразрывно связана с тем, чтобы быть слишком заметной в глазах некоторых, с тем, чтобы чрезмерно их беспокоить, с тем, чтобы их воспринимали как правдоподобную причину их унижения: символ того, как мир обращался с ними несправедливо. .
Очень скоро мир начнет рыться в мусорных мешках знаменитостей, будет негативно отзываться об их внешности, обливать их неудачами, осуждать их отношения, высмеивать их новые фильмы.
Слава делает людей более, а не менее уязвимыми, потому что делает их открытыми для неограниченного осуждения. Всех ранит жестокая оценка их характера или заслуг. Но у знаменитостей есть еще одна проблема. Оценки будут поступать от легионов людей, которые никогда бы не осмелились сказать себе в лицо то, что они теперь могут выразить, находясь в безопасности редакции газеты или экрана. Мы знаем из своей жизни, что неприятное замечание может обрабатываться день или два.
Социальные сети не помогли. Стать знаменитым стало намного проще, чем раньше. И поэтому по необходимости гораздо легче быть ненавидимым. Незначительная знаменитость теперь может регулярно сталкиваться со всем сарказмом, который ранее был уделен только голливудским звездам.
Психологически знаменитости, конечно же, самые последние люди на земле, способные справиться с тем, через что они проходят. Ведь они прославились только потому, что были ранены, потому что у них была тонкая кожа; потому что они были в некотором отношении немного больны. И теперь слава далеко не компенсирует им их болезнь, а усугубляет ее в геометрической прогрессии. Незнакомцы подробно озвучат свое отрицательное мнение, не имея возможности или просто не желая представить себе, что известные люди истекают кровью гораздо быстрее, чем кто-либо другой. Они могут даже думать, что знаменитости их не слушают (хотя никто не стал бы знаменитым, если бы не страдал от принуждения слушать слишком много).
Каждый худший страх по поводу самого себя (что ты глуп, уродлив, недостоин существования) будет ежедневно активно подтверждаться посторонними людьми. Вы обнаружите, что люди, которых вы никогда не встречали и к которым относились бы только с благожелательностью, активно ненавидят вас. Вы узнаете, что отвращение к своей личности — в некоторых кругах — является знаком чести. Иногда атаки будут ужасно проницательными. В других случаях они не будут иметь смысла для тех, кто действительно их знает. Но критика тем не менее останется в сознании людей – и ни адвокат, ни судебный процесс, ни фокусник никогда не смогут их стереть.
Излишне говорить, что обиженная знаменитость не заслуживает сочувствия. Сама концепция обиженной знаменитости — это шутка, трогательная для обычного человека не меньше, чем печаль тирана.
Подводя итог: известность на самом деле просто означает, что вас часто замечают, а не то, что вас понимают, ценят или любят.
На индивидуальном уровне единственная зрелая стратегия — отказаться от славы. Цель, стоявшая за стремлением к славе, остается важной. Человек все еще хочет, чтобы его ценили и понимали. Но мудрый человек признает, что знаменитость на самом деле не дает таких вещей. Признательность и понимание доступны только через людей, которых вы знаете и о которых заботитесь, а не через группы из тысячи или миллиона незнакомцев. К дружбе нет короткого пути — именно этого, по сути, ищет известный человек.
Для тех, кто уже известен, единственный способ оставаться в здравом уме — перестать слушать, что говорит весь мир. Это относится как к хорошим вещам, так и к плохим. Лучше всего не знать. Мудрый человек знает, что его продукция требует внимания. Но они проводят четкое различие между чисто практическими потребностями маркетинга и адвокации и сокровенным желанием нравиться людям, которых они не знают, и относиться к ним справедливо и доброжелательно.
На коллективном, политическом уровне мы должны обратить большое внимание на то, что сегодня так много людей (особенно молодых) хотят быть известными и даже видят в известности необходимое условие успешной жизни. Вместо того, чтобы отвергать это желание, мы должны уловить лежащий в его основе тревожный смысл: они хотят быть знаменитыми, потому что их не уважают, потому что граждане забыли, как оказывать друг другу ту степень вежливости, признательности и порядочности, которой все жаждут и заслуживают. Стремление к славе — признак того, что обычная жизнь перестала быть достаточно хорошей.