Откуда родом был колумб: Христофор Колумб биография кратко – главные открытия по географии и интересные факты для детей (5 класс)

Читать онлайн «Христофор Колумб. Его жизнь и путешествия», Яков Васильевич Абрамов – Литрес

Биографический очерк Я. В. Абрамова

С портретом Колумба, гравированным в Лейпциге Геданом


Происхождение Колумба. – Его детство. – Учение. – Работа в мастерской отца. – Генуя и ее морское значение в средние века. – Поступление во флот. – Борьба с турками. – Мечта об освобождении Гроба Господня. – Мысль об открытии стран, посещенных Марко Поло.

Христофор Колумб принадлежит к числу тех великих людей, о детстве, юности и даже значительной части позднейшей жизни которых сохранились лишь самые ничтожные, отрывочные сведения. Лишь с того момента, когда Колумб уже более чем в зрелом возрасте явился в Испанию с проектом путешествия через океан для открытия богатых стран, которые он считал восточною окраиною Азии, летописи тщательно отмечали каждое происшествие его жизни, часто с прикрасами, создаваемыми пылкой фантазией летописцев. Что же касается жизни этого великого человека до появления в Испании, то она до сих пор остается и, вероятно, навсегда останется в значительной мере покрытой мраком неизвестности. Несмотря на все старания исследователей и биографов, из жизни великого путешественника до его пятидесятилетнего возраста удалось восстановить только немногие факты, далеко не дающие возможности составить ясное понятие о том, каким путем он пришел к гениальной мысли о возможности добраться до стран

Востока, отправившись в путь на запад, и только знакомство с общим состоянием тогдашней прогрессирующей мысли несколько выясняет эту великую тайну.

Колумб по происхождению был итальянцем, родом из Генуи. Он родился в 1435 году. Его отец, Доминик Колумб, был ремесленником: он имел небольшую мастерскую, в которой с несколькими рабочими чесал шерсть и ткал сукно. Ремесло это давало семье Колумба полное обеспечение в средствах к жизни, и Доминик Колумб считался зажиточным человеком. Кроме отца и матери, к которым Колумб относился до конца их дней с глубокой любовью и сыновним уважением, семья его состояла из четырех братьев и одной сестры.

Христофор Колумб был старшим из братьев. Один его брат умер в детстве, сестра была замужем за неизвестным торговцем. Двое остальных братьев, с которыми Христофора Колумба связывала самая тесная дружба, принимали близкое участие как в его славе, так и в его несчастиях. Их звали Варфоломей и Яков.

Как жилось Христофору Колумбу до десятилетнего возраста – неизвестно. Десяти лет отец послал его учиться в Павию. Учение Колумба продолжалось недолго, так как четырнадцати лет мы встречаем его уже служащим на корабле, а в промежутке между школой и морем он провел еще некоторое время в мастерской отца, принимая участие в производившихся там работах. Уже отсюда видно, что образование, полученное Колумбом в школе, не было обширным. И действительно, чтение, письмо, начала арифметики, обрывки латыни да несколько исторических и географических сведений, совершенно ничтожных, – вот все, что дала школа Колумбу. И если впоследствии, в зрелом возрасте, Колумб поражал людей, с которыми он приходил в соприкосновение, своими обширными и разносторонними познаниями, то этим он всецело обязан самообразованию.

Жизнь, полная приключений, бросавшая его из одного пункта Средиземного моря в другой и сталкивавшая с самыми разнообразными людьми, была особенно благоприятна для обогащения познаниями такого человека, как Колумб, обладавшего широкой любознательностью и острым, аналитическим умом.

Четырнадцати лет, как мы сказали, Колумб стал моряком. Ранее отец хотел, чтобы он унаследовал его ремесло, и пытался обучить Христофора этому делу. Но скоро обнаружилось, что Колумб – моряк по призванию. В этом не было ничего удивительного, так как в то время почти все генуэзцы были моряками по призванию.

Как известно, в средние века города Верхней Италии, благодаря развитию в них торговли и промышленности, составляли наиболее богатую часть Европы. Богатство давало им средства быть независимыми от представителей тогдашнего феодального строя, и каждый из городов Верхней Италии являлся самостоятельной республикой. Между этими городами особенно могущественными являлись Венеция и Генуя, которые захватили в свои руки всю торговлю Европы с богатым Востоком – торговлю, являвшуюся тогда важнейшим видом международных сношений. В интересах этой торговли, а затем и из политических видов, венецианцы и генуэзцы захватили в Средиземном море, в особенности в восточной половине его и его разветвлениях, множество островов и приморских пунктов. Достаточно упомянуть, что генуэзцы владели в самом центре Византийской империи, Константинополе, колонией Галатой. Генуэзцы проникли и в Черное море, где важнейшей их колонией была Каффа в Крыму. Ряд генуэзских факторий тянулся по восточному берегу Черного моря и шел далее через кавказский перешеек к Каспийскому морю, а торговые сношения генуэзцев проникали далеко в глубь Азии – до пределов Татарии и Китая. Для этой обширной торговли необходим был огромный торговый флот, а для защиты последнего и факторий, разбросанных на огромном пространстве, – военный флот. Таким образом, генуэзцы почти поголовно были моряками-купцами или воинами, или чаще тем и другим вместе. Обширная торговля обогащала Геную, а богатство давало ей возможность увеличивать свой флот, расширять военные предприятия и делать новые приобретения в разных пунктах Средиземного моря.

К тому времени, когда Колумб вступил в генуэзский флот, величие Генуи, как и вообще городов Верхней Италии, начало падать. С одной стороны, среднеевропейские государства начали подчинять себе области Италии, воюя за господство в ее пределах и разоряя ее. С другой стороны, испанцы, португальцы и затем голландцы, прокладывая новые пути для мировой торговли, становились могущественными соперниками генуэзцев в этой области. Однако наиболее ощутимыми были удары, которые наносили венецианцам и генуэзцам турки – новый фактор в истории тогдашней Европы. К середине XV столетия турки владели уже почти всем малоазиатским побережьем Средиземного моря и значительной частью Балканского полуострова, а вскоре после этого захватили и Константинополь. Турки уничтожали торговлю венецианцев и генуэзцев и захватывали их владения по островам и берегам Средиземного моря. В то же время турецкие пираты опустошали берега Южной Европы, захватывали по всему Средиземному морю корабли христиан и, наконец, завладели севером Африки (Триполи, Тунисом и Алжиром), который и превратили в ряд разбойничьих государств, откуда постоянно выходили целые флоты морских разбойников.

Таким образом, в то время, когда Колумб вступил в генуэзский флот, его родной город должен был вести беспрерывные войны, – частью против европейских государей, пытавшихся покорить разные итальянские области, но главным образом – против турок. К сожалению, об этом довольно продолжительном периоде жизни Колумба, в течение которого он был на службе в генуэзском флоте, сохранилось слишком мало сведений. Известно только, что еще ребенком Колумб получил рану, нанесенную мечом, в сражении с турецкими пиратами в Левантийских водах. Рана эта была очень серьезной и, открывшись впоследствии, чуть не послужила причиною смерти Колумба во время его последнего путешествия в Новый Свет.

В генуэзском флоте были два родственника Колумба, занимавшие видное положение и прославившиеся своей борьбой с турецкими пиратами. Старший из них приходился ему двоюродным дедом, а младший двоюродным дядей; первый известен в истории под именем Коломбо-архипирата, а второго называли Коломбо-младшим.

В 1459 году, когда Христофору Колумбу было 24 года, Коломбо-архипират был приглашен командовать провансальской эскадрой, которую посылал к Неаполю против испанцев Рене Лотарингский. Последний все это время предъявлял свои притязания на Неаполь, который должен был достаться ему в силу наследственных прав. Такие же притязания предъявлял и король арагонский Альфонс V. В борьбе этих претендентов принимали участие все итальянские государства и города, стоя за ту или другую сторону. Коломбо-архипират, отправляясь командовать провансальской эскадрой, взял с собой и своего двоюродного внука, Христофора Колумба, бывшего уже офицером и получившего при этом командование на одном из кораблей. Христофору Колумбу было поручено овладеть неаполитанским кораблем, который, спасаясь от провансальской эскадры, направился к Тунису. Неаполитанский корабль был несравненно сильнее того, которым командовал Колумб. Экипаж последнего, считая чистым безумием нападать на неаполитанский корабль при таком неравенстве сил, отказался повиноваться своему командиру и потребовал возвращения в Марсель. Колумб для виду уступил, но в то же время тайно направил ход корабля к Тунису, догнал неаполитанское судно и взял его.

Таким образом, Колумб уже в это время обнаруживал находчивость и неустрашимость, с таким блеском проявившиеся во время его первого путешествия в Новый Свет.

После рассказанного эпизода Колумб поступил под команду своего двоюродного дяди, Коломбо-младшего. Последний, командуя несколькими генуэзскими эскадрами, в течение многих лет наполнял славой своих подвигов против турок восточную половину Средиземного моря, и в особенности архипелаг. Христофор Колумб принимал участие в этих подвигах, но никаких подробностей о нем за это время не сохранилось.

Таковы те ничтожные сведения, которые мы имеем относительно внешних событий первого периода жизни Колумба, до 33-летнего возраста, когда судьба забросила его в Португалию. Зато остались сведения относительно того внутреннего состояния Колумба, которое привело его к открытию Нового Света. Как мы уже говорили, в это время вся Южная Европа жестоко страдала от турок, и, в особенности, от турецких пиратов. Последние, неожиданно появляясь в различных пунктах Средиземного моря, жгли города и села, грабили все, что могли ограбить, часть населения беспощадно убивали, а другую уводили в рабство. И это происходило ежегодно в тысячах мест. В то же время турецкие войска, производившие «правильные» завоевания в Юго-Восточной Европе, позволяли себе страшные жестокости, истребляя христианское население сотнями тысяч. Вся Европа, в особенности Южная, была охвачена пламенной ненавистью к туркам, вскоре принявшей религиозный характер. Бороться против турок считалось делом чести, угодным Богу. Поднялось возбуждение, подобное тому, которое ранее вызвало ряд крестовых походов для завоевания Гроба Господня. Теперь также поднималось несколько крестовых походов, хотя и более слабых, на помощь тем христианским государствам, которым приходилось выносить важнейший натиск турок, Византийской империи, Сербии и Венгрии. Достаточно сказать, что при падении Константинополя среди его защитников оказались представители почти всех европейских народностей. Здесь были и семьсот соотечественников Колумба, генуэзцев, предводитель которых играл при этом такую выдающуюся роль, что Константинополь тотчас же пал, как только вождь генуэзцев был смертельно ранен.

 

Это движение, направленное против турок, захватило и Колумба, и, может быть, его больше, чем кого-либо другого из его современников. Мысль об изгнании турок из стран, лежащих по берегам Средиземного моря, и в особенности об освобождении от турецкого владычества священных для христиан по историческим воспоминаниям местностей Палестины, сделалась мечтою всей жизни Колумба. Он, однако, видел, как далека эта мечта от действительности. Он видел, что на всех пунктах борьбы турки остаются победителями христиан, и слишком хорошо понимал причины этого явления. Такими причинами являлись разрозненность христиан и их своекорыстие. В то самое время, когда во всем христианском мире шла проповедь крестового похода против турок, французский король не стыдился вступать в формальный союз с турецким султаном и пользоваться услугами тех самых страшных турецких пиратов, которые наводили ужас своими жестокостями на все христианские государства Средиземного моря. Венецианцы и генуэзцы, находившиеся почти постоянно в борьбе с турками, за деньги оказывали им самые гибельные для христиан услуги, – например, перевозили на своих флотах турецкие войска из Малой Азии на Балканский полуостров. Соперничество отдельных христианских государей и правительств позволяло туркам одолевать одно христианское государство за другим и расширять свои владения. Колумб видел, что возбужденная масса давала обширный материал для создания могущественной силы, которую можно было противопоставить туркам, но понимал также, что в этом деле нечего рассчитывать на тогдашние христианские правительства. И тогда у него явилась смелая мысль создать самому эту силу, с помощью которой можно было бы отнять у турок Гроб Господень.

Три загадки Христофора Колумба

Об этом путешественнике и первооткрывателе знает каждый — и при этом, если углубиться в его биографию, оказывается, что о нем не известно почти ничего. Мы не знаем, где он родился и из какой семьи происходил, не знаем, как прошло его детство, не знаем даже, чем он занимался в течение довольно длительных периодов жизни и по каким причинам отправился в свое самое известное путешествие. Да что там, ведь даже о том, где он похоронен, нет точных сведений! Строго говоря, достоверно нам известно об этой личности только его имя — Христофор Колумб.

Правда, существует множество разных предположений о том, что же это был за человек и какой была его жизнь до того, как он совершил свое открытие. Некоторые из них кажутся маловероятными и притянутыми за уши, некоторые выглядят вполне реалистично, однако ни одно из них не имеет четких доказательств, так что каждый историк обычно отстаивает тот вариант, который больше всего по душе лично ему.

Тем же, кто только начинает интересоваться жизнью Колумба и историей открытия Америки, остается то же самое: изучить имеющиеся версии событий и выбрать те, которые покажутся им наиболее правдоподобными.

Официальная биография Христофора Колумба, изложенная в учебниках и энциклопедиях, не содержит никаких странностей и «белых пятен», однако изложенные в ней факты выглядят как минимум спорными, если как следует покопаться в письмах, дневниках и различных документах, имеющих какое-либо отношение к этому человеку. Нелогичности начинаются с самого рождения будущего первооткрывателя: местом его появления на свет считается город Генуя, который в XV веке был самостоятельным государством под названием Генуэзская республика и который теперь находится в Италии. Годом рождения Колумба значится 1451-й, а число и месяц неизвестны. Также принято считать, что он был из семьи торговцев и что его отца звали Доминико Коломбо, а мать — Сузанной Фонтанаросса. Отец Христофора, по мнению большинства историков, стал брать его с собой в другие страны, куда он плавал на кораблях торговать, с десяти лет, так что будущий первооткрыватель Америки с детства привык к морским путешествиям и полюбил их.

В пользу официальной версии говорит то, что Колумб сам называл себя генуэзцем и иногда даже подписывался так. В Средние века это было довольно распространенным явлением: путешественники и просто люди, перебравшиеся жить в другой город или страну, нередко добавляли к своему имени название города, в котором они родились, и это прозвище было для них чем-то вроде второго имени.

Однако официальные сведения не объясняют некоторых точно известных фактов из жизни Христофора Колумба. В частности, если он был итальянцем, то несколько странно выглядит то, что почти все его письма, сохранившиеся до наших дней, написаны на испанском языке, а его подпись вообще не похожа ни на итальянское, ни на испанское, ни на любое другое написание его имени. Также странно, что, судя по письмам и свидетельствам общавшихся с ним людей, Колумб, скорее всего, был очень хорошо образованным человеком — есть даже версия, что он закончил университет в итальянском городе Павия. Но в те времена у сына простого торговца, причем не очень богатого, вряд ли была возможность получить университетское образование, не говоря уже о том, что отец вряд ли отпустил бы учиться своего помощника в торговле. Можно было бы предположить, что любознательный и интересующийся окружающим миром молодой Христофор мог учиться самостоятельно или познакомиться с каким-нибудь образованным человеком, который согласился бы обучать его разным наукам «по дружбе», но и здесь встает вопрос: откуда сын торговца, помогающий отцу в его деле и проводящий долгие месяцы в плавании к месту продажи товара, нашел бы на это достаточно времени? Все это наводит на мысль о том, что официальные данные о происхождении и начале жизни Колумба с большой долей вероятности могут быть ошибочными. Не исключено, что на самом деле он был из дворянской семьи и поэтому имел возможность учиться в университете.

По этой причине много историков придерживаются версии о том, что Колумб происходил из семьи аристократов, а не торговцев. Главным подтверждением этой гипотезы является «Жизнь адмирала Христофора Колумба, написанная его сыном Фердинандом», появившаяся на свет уже после смерти великого путешественника. В ней Фердинанд Колумб, внебрачный сын первооткрывателя, пишет, что его отец происходил из графской семьи Коламбо, известной в то время в Генуе, которая вела свое начало от прославленного римского генерала Колониуса. Такая версия объясняет, каким образом Колумб получил хорошее образование, однако ставит перед историками новый вопрос: каким образом молодой аристократ мог с детства путешествовать на кораблях? Некоторые историки полагают, что на самом деле Христофор Колумб называл себя родственником графа Коламбо, не имея на то никаких оснований, чтобы больше расположить к себе сильных мира сего, у которых он пытался получить средства для экспедиции в Индию. Возможно, его сыновья, включая и Фердинанда, искренне верили в свое высокородное происхождение, а может быть, отец и рассказал им правду, но сын-биограф решил, что обман будет выглядеть более привлекательным, и не стал разоблачать Христофора.

Существует несколько свидетельств современников Колумба о том, что он был родом не из самой Генуи, а из маленькой деревни Нерви рядом с этим городом. Испанский историк Педро Сьеса де Леон, живший в середине XVI века, назвал родиной Колумба город Савону, порт, расположенный в той же области, что и Генуя, но несколько севернее, а его современник Гонсало Арготе де Молина (тоже из Испании) был уверен, что Христофор происходит из города Олбиссола Марина, еще более северного, чем Савона.

Другие же города, в которых предположительно родился первооткрыватель Америки, расположены гораздо дальше от Генуи. В начале ХХ века перуанский исследователь Луис Ульоа заявил, что Христофор Колумб был родом из Каталонии, области, которая сейчас является частью Испании, а во времена Колумба входила в состав Королевства Арагон. Ульоа основывал свою теорию на анализе писем Колумба, их стиля и языковых особенностей, разных выражений, а также его почерка — все это, как оказалось, имело много сходства с письмами и почерком его современников-каталонцев. С этим историком согласились еще несколько специалистов, проверивших его выводы. Но при этом они разошлись во мнениях о том, кем Колумб был по национальности: есть версии, что он был испанцем, португальцем и французом.

На роль родины Колумба претендует и город Санлури на острове Сардиния: так считает современная исследовательница его жизни испанский историк Мариса Асуара. По ее мнению, родителями Христофора были Сальваторе Сиена-и-Алэгон и Изабелла Алэгон-и-Арбореи, дворяне, состоявшие в родстве с Папой Римским Пием II. Между этим городом и Генуэзской республикой были налажены хорошие связи — одно время в Санлури даже действовали генуэзские законы, — и позже семья Колумба переехала в Геную. Кроме того, Мариса Асуара называет годом рождения Христофора 1436-й. Эта версия объясняет и его высокую образованность, и то, почему он иногда называл себя генуэзцем, и раннее, если верить официальной информации, начало его морских путешествий: все-таки плавание на кораблях было в XV веке слишком опасным делом, чтобы брать с собой десятилетнего ребенка.

В середине ХХ века появилась теория о греческом происхождении Колумба. Автором ее был американский ученый по фамилии Кэнутас, который предположил, что Колумб был византийским дворянином, греком по национальности, высланным из Константинополя за какие-то провинности и сначала поселившимся во Франции, а потом перебравшимся в Италию. Что же касается информации о том, что Колумб был сыном торговца, то, по мнению Кэнутаса, он придумал себе такую «скромную» биографию, так как опасался, что его могут узнать бывшие соотечественники.

Еще дальше зашел в своих исследованиях норвежский историк Тор Борч Сэйннс, связавший Христофора Колумба с дворянским семейством Бонд, проживавшим в Норвегии, но в XV веке по каким-то причинам впавшим в немилость короля и сбежавшим в Италию. Герб этого семейства и герб Колумба, который он выбрал себе после того, как стал губернатором открытых им земель, действительно имеют заметное сходство, однако других доказательств того, что первооткрыватель был родом из Норвегии, не нашлось.

Наконец, существует еще одна довольно популярная среди историков теория — о том, что Христофор Колумб происходил из еврейской семьи и изначально исповедовал иудаизм, а затем перешел в христианство. На это также может указывать его образованность, а точнее, хорошее знание Библии, причем только Ветхого Завета. В письмах Колумба встречается немало библейских выражений и отсылок к ней, но для человека того времени это весьма странно, так как ни простые люди, ни даже дворяне тогда не читали Библию, а знакомились с ее содержанием во время церковных служб — изучать ее самостоятельно было даже запрещено, так как неподготовленный человек вполне мог неправильно понять священную книгу. В то же время в иудейских семьях изучение первых пяти книг Библии было обязанностью всех мужчин и мальчиков, и в этом случае Христофор вполне мог бы, уже став взрослым, машинально употреблять хорошо знакомые с детства выражения.

Кроме перечисленных версий, существуют еще две: по одной Колумб родился в Польше, а по другой — на острове Корсика. Но сколько-нибудь убедительных доказательств эти предположения не имеют.

Где бы ни родился Христофор Колумб, на одном месте ему не сиделось. О том, что он много путешествовал, известно достоверно, но где именно ему приходилось бывать до экспедиции в «Индию», точных сведений нет. С уверенностью можно утверждать немногое: во-первых, что после 1477 года он побывал в Англии, а во-вторых, что в 1481 году принял участие в экспедиции в Западную Африку, в Гвинею, руководителем которой был португальский путешественник Диогу де Азамбужа. Также известно, что это были далеко не единственные его путешествия, но где еще удалось побывать Колумбу до открытия Америки, можно только догадываться. В одном из его писем упоминается пережитое им в молодости кораблекрушение, но где это произошло и каким образом ему удалось спастись, опять же никто не знает.

Зато есть сведения о том, что примерно в эти годы Христофор впервые заговорил о возможном плавании в Индию вокруг земного шара. Он обратился с таким проектом к правительству Генуи и самым богатым купцам этого города и предложил им финансировать эту экспедицию. Однако энтузиазма его замысел ни у кого не вызвал. План попасть в Индию, отправившись на запад и обогнув всю Землю, с одной стороны, выглядел в то время заманчивым — это была бы прекрасная альтернатива морскому пути в Индию вокруг Африки, по которому туда плавали европейские моряки и который был очень длительным, трудным и опасным. Но с другой стороны, этот путь был уже известен, и путешественники были готовы к его сложностям, а вариант, который предлагал Христофор, мог таить в себе новые, неведомые опасности. В результате никто из генуэзской элиты не решился рисковать деньгами, Колумбу отказали, после чего он продолжил попытки получить финансирование своего замысла, обращаясь к правителям разных европейских стран и поначалу тоже получая отказы.

Этот период его жизни известен историкам хорошо, но остается неясным главное: почему Колумб вообще захотел найти новый путь в Индию, как возникла у него столь неожиданная и смелая идея? По официальной версии, на эту мысль его натолкнул астроном и математик из Флоренции Паоло Тосканелли, написавший ему о том, что плавание вокруг земного шара заняло бы меньше времени, чем путешествие вдоль всего африканского континента. Этот ученый действительно был знаком с Христофором и переписывался с ним, но если письмо с таким советом и существовало, оно не сохранилось. И хотя предположение о том, что подобное письмо все-таки было, на первый взгляд кажется вполне логичным, поведение Колумба во время его попыток получить финансирование во многом опровергает его.

Дело в том, что после того, как королева Изабелла Кастильская заинтересовалась предложением Христофора и согласилась обсудить с ним это дело более подробно, мореплаватель неожиданно выставил ей довольно странные условия. Он не только попросил у нее денег для организации экспедиции, но и заявил, что желает получить право стать губернатором найденных им земель. Если принять официальную версию, что Колумб собирался плыть в Индию, то возникает вопрос: где он собирался стать губернатором, какими землями хотел править? В Индии и граничащем с ней Китае были свои правители, об этом в Европе было хорошо известно, и никаких свободных территорий, жители которых могли бы позволить европейцу захватить власть, там не было. Создается впечатление, что путешественник знал или как минимум догадывался, что ему может встретиться какая-то совсем другая земля, заселенная дикими народами, не имеющими своего государства… И некоторые его последующие действия это только подтверждают.

Правда, сначала Христофора постигла очередная неудача в самом главном деле его жизни: Изабелла посчитала его требования излишне завышенными и отказала ему в финансировании. Официально причиной отказа было то, что Кастилия, как и несколько других стран Европы, в эти годы участвовала в войне с Гранадским эмиратом и стране нужны были деньги на ведение военных действий. Однако в ответе Изабеллы явно имелся намек на то, что Колумбу стоит немного поумерить свои аппетиты и не требовать слишком многого.

Путешественник этот намек понял, и когда после окончания войны, в 1492 году, снова обратился к кастильской королеве со своим предложением, оно выглядело несколько более скромным. Изабелла наконец дала свое согласие, и Христофор начал подготовку к плаванию. И тут можно заметить новые странности: запасаясь разными необходимыми в долгом путешествии вещами, Колумб, кроме всего прочего, погрузил на свои корабли множество маленьких зеркал и колокольчиков, дешевых, но ярких и блестящих украшений. Членам своей команды он говорил, что эти предметы могут пригодиться им для торговли с жителями тех земель, куда они приплывут. Но кого он собирался удивить колокольчиками и зеркальцами в Индии или Китае? Там все это было хорошо известно, никто не стал бы выменивать дорогие вещи на мелочи — это выглядит просто абсурдно.

Однако эти же действия Колумба выглядят логично, если допустить, что ему было что-то известно о землях, лежащих между Европой и Индией, что он откуда-то знал об их существовании и о том, какие люди в них обитают. Коренным жителям американских материков зеркала и колокольчики казались очень дорогими, поскольку они никогда не видели ничего подобного. И эти вещицы действительно пригодились Христофор и его спутникам.

Но откуда европеец XV века мог знать что-либо о континентах, которые позже назовут Северной и Южной Америкой? В этом заключается вторая загадка, связанная с жизнью Христофора Колумба. Каким-то образом ему, скорее всего, все-таки удалось где-то раздобыть сведения о большой земле, расположенной к западу от Европы.

Эта мысль кажется фантастической, однако теоретически у него действительно была такая возможность. Дело в том, что кое-где в Европе были люди, которые могли знать об Америке и, возможно, даже бывали там. Правда, жили они за много веков до Колумба — в раннем Средневековье. Речь идет о викингах, которые были превосходными мореплавателями и которые почти наверняка сумели доплыть до будущей Северной Америки и даже поселиться там. Сейчас большинство историков сходятся на том, что они действительно были там, хотя точное время, когда это произошло, установить трудно: одни считают, что это было в V веке нашей эры, другие — что позже. Доказательством этого служат найденные на побережье континента древние могилы, в которых были похоронены люди со светлыми волосами — у индейцев таких волос быть не может, — а также легенды о «белых людях из-за океана» и «белом боге из-за океана», которые существовали в то время, когда в Америку приплыл Колумб, и появились, по всей видимости, намного раньше. Благодаря этим легендам индейцы встретили Колумба и его спутников как богов, почтительно и без малейшей враждебности, и с ними быстро удалось найти общий язык. А в основе их, судя по всему, лежали встречи предков этих индейцев с викингами, которых они тоже приняли за богов и с которыми, скорее всего, у них наладились хорошие отношения.

Так что в первые века нашей эры в Скандинавии было известно о материке, населенном индейцами. Но принято считать, что потом эта информация забылась и затерялась, к XV веку, когда жил Колумб, уже не осталось людей, которые могли бы знать об этом даже в виде легенд. Тем не менее, если допустить, что где-то в скандинавских странах или в Ирландии все же сохранились какие-то предания о путешествиях викингов к индейцам и что их мог каким-то образом узнать Христофор Колумб, это допущение объяснит все странности его поведения при подготовке экспедиции.

Можно предположить, что Колумб побывал в Скандинавии или Ирландии после своего плавания в Англию либо это было какое-то его отдельное путешествие, совершенное им в молодом возрасте. Оба варианта вполне возможны. Но мог ли он во время такого плавания встретиться с кем-то, кто знал о путешествиях викингов? У этой версии нет даже косвенных доказательств, однако она не противоречит никаким точно известным историкам фактам — а значит, имеет право на существование.

Если принять эту гипотезу, то получится, что Колумб узнал о большой земле на западе, населенной дикими племенами, и захотел побывать там, а если получится, то и завоевать ее. Но если бы он обратился к сильным мира сего с предложением выделить деньги на путешествие к никому не известной и, по мнению всех европейцев, не существующей земле, его не стали бы и слушать. Поэтому ему и пришлось уговаривать правителей и купцов раскошелиться, обещая им легкий путь в хорошо известную Индию. Это было большой авантюрой — но она удалась великому мореплавателю. Однако рассказать об этом он не мог никому — если бы королева Изабелла узнала, что он ее обманул, ему бы тоже не поздоровилось. Поэтому Христофор всю жизнь продолжал делать вид, что открыл Индию, оставив, таким образом, после себя одну из самых любопытных загадок.

Третья же загадка Колумба возникла перед учеными уже после его смерти. Мы не знаем, где этот человек родился, но также не знаем, где находится его могила. Знаменитый путешественник умер в 1506 году и завещал похоронить себя на открытой им земле, примерно там, где сейчас находится Доминиканская Республика. Однако умер он в Кастилии и похоронили его изначально в Испании — в Севилье. В 1540 году по приказу императора Карла V, правившего тогда многими европейскими землями, включая и Испанию, и решившего все же выполнить последнюю волю первооткрывателя, прах Колумба перевезли на остров Эспаньола, который сейчас называется Гаити. В конце XVIII века часть этого острова перешла от Испании к Франции, и испанцы забрали останки Колумба на остров Куба. Там они оставались до 1898 года, когда Кубу захватили США, и изгнанные оттуда испанцы забрали прах Христофора и перенесли его сначала обратно в Доминикану, а потом — в Севилью. Но вскоре после этого в главном соборе города Санто-Доминго — столицы Доминиканы — был найден маленький ящик с костями, надпись на которой свидетельствовала, что именно это останки Христофора Колумба, которые специально похоронили там тайком, чтобы никто не забрал его прах в другое место. Эти кости покоятся в соборе и сейчас, и какая из могил Колумба подлинная, неизвестно.

В 2003 году останки из собора исследовали генетики. Они попытались воссоздать облик человека, которому принадлежали эти кости, и оказалось, что это был невысокий мужчина хрупкого сложения, хотя Колумб, по описаниям современников, был достаточно высоким и широкоплечим. Кроме того, этот мужчина, по мнению ученых, скончался, когда ему было около 45 лет, а Христофор прожил как минимум 55 лет, а возможно, и больше. Тем не менее многие историки придерживаются той версии, что подлинные останки Колумба все-таки находились в том сундучке. А некоторые считают, что обе могилы первооткрывателя не настоящие, так как его прах вообще был утерян во время множества переездов.

И как и в случае с двумя первыми загадками Христофора Колумба, третья тоже, скорее всего, никогда не будет разгадана…


Откуда взялся Христофор Колумб?

Подвиги Христофора Колумба известны во всем мире. Из поколения в поколение мнемоника «в 1492 году Колумб плыл по синему океану» эхом разносилась по англо-американским классам, помогая школьникам запоминать его открытие Америки.

В настоящее время принято считать, что Колумб на самом деле не открывал Америку и даже не был первым европейцем, ступившим на континент, эта награда досталась скандинавскому исследователю XI века Лейф Эриксон . Но если попытка установить природу достижений Колумба кажется трудной задачей, то попытка выяснить, откуда он родом, почти невозможна.

Академический статус-кво гласит, что семья Колумба происходила из Генуи в Лигурии, прибрежного региона северной Италии , простирающегося от Пьемонта на севере до Тосканы на юге. Христофор Колумб (или Христофор Колумб , как его имя было на латыни) родился около 1451 года в семье торговца шерстью, 9 лет.0005 Доменико Колумб и богатый землевладелец Сюзанна Фонтанаросса . Молодой Колумб работал на торговом судне и много путешествовал до 1470 года, когда французские каперы потопили его корабль у берегов Португалии. Оказавшись на берегах Португалии, он изучил инструменты своего ремесла в Лиссабоне, изучая математику, навигацию, картографию и астрономию. В 1492 году его видение совершить путешествие на запад нашло свою аудиторию, испанских монархов Фердинанда и Изабеллу. А в остальном, как говорится, уже история.

Генуя (современная Генуя) считается родиной Христофора Колумба. Эрин Деринг, Unsplash

Масштабы экспедиций Колумба в Америку в 1492, 1493, 1498 и 1502 годах означали, что еще до того, как его тело остыло, когда оно лежало в испанском городе Вальядолид в 1506 году, на него начали претендовать разные страны. как свои. Италия, Испания и Португалия сделали самые убедительные доводы. Но с тех пор Франция, Польша, Греция, Норвегия и даже Шотландия также выдвинули себя в качестве страны происхождения Христофора Колумба. И чтобы сделать ситуацию более интересной, в последние годы дебаты возобновились с применением новых научных и академических подходов к существующим доказательствам.

Начнем с предположения, что Колумб был Дженовезе, что, если это правда, делает его вторым по известности лигурийским экспортным товаром после песто.

Есть веские доказательства, подтверждающие это. Во-первых, есть аргумент ex Silenceo. При испанском дворе в 1501 году генуэзский посол Никола Одерико произнес речь, восхваляющую замечательное открытие Колумба. В какой-то момент он назвал Колумба «нашим согражданином», и, насколько нам известно, никто ему не возражал. Кроме того, двое венецианских дипломатов, присутствовавших при дворе, в более поздних записях называли Колумба «генуэзцем». Поскольку в то время Венеция не была другом Генуи, трудно представить, зачем они это сделали, если бы это было не так.

Мы также знаем от сына Колумба, Фердинанда Колумба , в биографии его отца , что он был Дженовезе. Но даже на этой ранней стадии точное происхождение Колумба было явно окутано большой неопределенностью; Фердинанд называет шесть потенциальных генуэзских городов: Нерви, Коголето, Больяско, Генуя, Савона и Пьяченца. И затем, среди всех других фрагментов свидетельств, подтверждающих теорию, у нас якобы есть документ о первородстве, написанный самим Колумбом, в котором он прямо указывает свое генуэзское происхождение:

Siendo yo nacido en Genova… de ella sali y en ella naci…

Видя, что я родился в Генуе – я родом оттуда и родился там…

Проблема в том, что многие историки сомневаются в подлинности документа, полагая, что это апокриф. Такие историки утверждают, что ни на одном из 536 с лишним страниц переписки Колумба нет веских доказательств того, что он родом из Генуи. Но независимо от того, правы они в этом или нет, с документами Колумба есть еще одна более насущная проблема: язык, на котором они написаны. Колумб никогда не писал на своем родном итальянском, а точнее лигурийском диалекте. Он писал либо на испанском (кастильском), либо на латыни. И это проблематично; особенно когда он пишет своим якобы братьям из Дженовезе, вы ожидаете, что он будет использовать свой родной лигурийский язык. Так откуда же взялся Христофор Колумб, если не Генуя?

Был ли Христофор Колумб каталонцем?

Теория, которая приобрела популярность в последние годы, указывает на происхождение Колумба в одном из каталонских регионов Испании. Эта теория уходит своими корнями в лингвистику и существует с начала 20 900 49 900 50 века. И в настоящее время руководит этим Эстель Иризарри , профессор лингвистики Джорджтаунского университета. Ее анализ языка и грамматики Колумба привел ее к выводу, что Колумб был из Арагонского королевства и что его родным языком был каталанский. Возможно, он писал на кастильском, утверждает Ирисарри, но его грамматические ошибки и использование синтаксиса позволяют предположить, что это был не его первый язык и что он все время переводил с каталанского.

Ирисарри не просто верит, что Колумб был каталонцем. Она также утверждает, что, вопреки общепринятому мнению о Колумбе как о набожном католике, он был иберийским евреем и изо всех сил старался скрыть свою личность от неистовствующей испанской инквизиции. В качестве доказательства она приводит несколько случаев в письмах Колумба, в которых он отклоняется от испанского, чтобы писать на иврите, а также его упоминание о еврейском Высоком празднике, сделанное во время первого путешествия. Другие пошли еще дальше, пытаясь установить еврейское происхождение Колумба, и при этом несколько неубедительно проецировали сионистские элементы на свою характеристику Колумба.

Саймон Вейзенталь , например, предположил, что стремление Христофора Колумба плыть на запад в Индию было вызвано не столько географическим любопытством, сколько желанием найти новую родину для своих собратьев-евреев. В доказательство этого Вейзенталь приводит пару отрывков из Книги Исаии: «Поистине, острова будут ждать меня, и прежде всего корабли Фарсисские, чтобы привести сыновей твоих издалека» и «Ибо вот, Я творю новые небеса и новая земля», прежде чем предварительно предположить, что Колумб в конечном итоге поверил, что исполнил это пророчество.

Христофор Колумб был поляком?

Еще одна привлекательная, хотя и крайне неправдоподобная теория состоит в том, что Христофор Колумб был польским королем: продукт бурного романа между изгнанным польским королем Владиславом III и португальской дворянкой. По словам португальского академика Мануэля Розы, Владислав на самом деле не был убит и обезглавлен османскими войсками в битве при Варне в 1444 году, а выжил и бежал на португальский остров Мадейра. Там он взял на себя личность Энрике Алемао (можно предположить, что его португальский был достаточно убедителен для этого) и встретил португальскую дворянку Филипу Мониш Перестрело.

Аргумент Розы был плохо воспринят академическим сообществом, и, несмотря на его заявления о том, что дальнейшее тестирование ДНК может подтвердить его теорию, стоимость проведения таких тестов означает, что это маловероятно. Кроме того, уже были проведены ДНК-тесты: в 2006 году начался проект, в ходе которого были взяты образцы возможных потомков Колумба по всей Европе и сопоставлены с ДНК из его предполагаемой могилы в Севилье. В Каталонии брали мазки со щек мужчин с фамилией Колом; в Италии они были взяты у тех, кто носил фамилию Коломбо, а в Португалии мазки были взяты у потомков свергнутой королевской семьи герцога Браганса и графа Рибейра-Гранди: все в попытке найти эту вечно намекающую совпадающую Y-хромосому. Результаты, к сожалению, оказались неоднозначными.

Тем не менее, Португалия остается привлекательной теорией, но только не с изгнанным польским королем в роли отца Колумба. Более реалистичная теория состоит в том, что Колумб родился на Кубе, в Португалии, в семье португальской знати. Нареченный Сальвадором Фернандесом Зарко, ему дали псевдоним Христофор Колумб (что означает носитель Христа и Святого Духа) и отправили в Испанию в качестве шпиона, чтобы отвлечь испанцев от прибыльных торговых путей между Африкой и Индией. Есть некоторые доказательства, подтверждающие эту теорию. Одна часть — это письмо, в котором Колумб называет Португалию своей «родиной»; другой — судебный документ, в котором он упоминается как португалец. Но пока не возникнет что-то более существенное, это, скорее всего, останется просто теорией.

Так откуда взялся Христофор Колумб?

То, что существовал генуэзский Христофор Колумб (или, скорее, Христофор Колумб), почти не подлежит сомнению из-за массы архивных записей того времени. Однако тот ли это человек, который «открыл» Америку, — совсем другой вопрос. Правда, их многое связывает. Но в то же время трудно примирить генуэзское происхождение Колумба с его каталонской библиотекой, его кастильским языком, его аристократичной португальской женой и огромным количеством иврита, приправленным его сохранившимися сочинениями.

Не вызывает сомнений то, что споры будут продолжаться до тех пор, пока человек, открывший Америку европейцам и тем самым существенно сформировавший сегодняшний мир, сохраняет культурную ценность. Конечно, стоимость Колумба, как и всех товаров, подвержена колебаниям. Его связи с геноцидом и началом трансатлантической работорговли поставили рядом с его именем черную метку, которая вряд ли исчезнет в ближайшем будущем. Но страны будут продолжать требовать его. И пока ДНК не даст новых результатов или не появятся новые доказательства, мы должны довольствоваться одним из наиболее двусмысленных ответов Колумба, когда его спрашивают о его происхождении:

« Vine de nada » — Я появился из ничего.

Почему Колумб отплыл? | Христианская история

Яркое полуденное солнце палило на каменные стены церкви Святого Георгия в Палосе, Испания. Внутри, в прохладной тишине, стоял на коленях Кристобаль Колон, капитан-генерал трех небольших кораблей, стоящих на якоре в бухте внизу города. Вместе с Колумбом, произносившим исповедь и слушавшим мессу, присутствовало около девяноста лоцманов, моряков и официальных лиц, назначенных короной. Позже в тот же день они отправятся к своим кораблям, Колон займет его место на 9-й0009 Santa María , медленный, но прочный флагман, не длиннее пяти каноэ.

На следующее утро, в пятницу, 3 августа 1492 года, на рассвете Санта-Мария и сопутствующие ему каравеллы поймали отлив и поплыли к заливу. Их паруса начали надуваться, и смело засветились кресты, нарисованные на них. Их миссия — безумная идея их капитана-иностранца — заключалась в том, чтобы плыть на запад, подальше от всех видимых ориентиров. Они оставят позади Испанию и Португалию, «конец света», и направятся прямо в Mare Oceanum , Океан-Море.

В этом Океане Тьмы, как опасались некоторые, вода кипела, и морские чудовища поглощали матросов, столь глупых, что плыли туда. Дальше — если они доживут до него — лежал легендарный остров Чипангу. Там, в стране Великого хана, дома были покрыты золотом, улицы вымощены мрамором. И это был лишь один из 7448 островов, которые, по словам Марко Поло, находились в Китайском море. Но даже если они доберутся до Индии, как им вернуться обратно, ведь все течения и ветры, казалось, шли в одну сторону?

Зачем отправляться в рискованное путешествие?

Командир Кристофоро Коломбо (так его звали в его родном городе Генуя, Италия) был выше большинства мужчин; такой высокий, что он даже не мог стоять в своей кабине на Santa María . В молодости у него были «очень рыжие» волосы, но когда ему исполнилось 40 лет, они преждевременно поседели. На его лице был большой нос и веснушки.

Колумб, как мы знаем его имя сегодня, был опытным мореплавателем. Он плыл по Средиземному морю и побывал в некоторых частях Африки, в Ирландии и, возможно, даже в Исландии. Позже он хвастался: «Я побывал во всех местах, по которым до сих пор не ходили». Он знал Атлантику так же хорошо или даже лучше, чем кто-либо, и, вероятно, знал больше о том, как читать течения, ветер и поверхность моря, чем современные моряки. «Он [наш Господь] в изобилии одарил меня морскими искусствами», — сказал Колумб.

В течение почти семи лет «социально амбициозный, социально неуклюжий» итальянец стал неотъемлемой частью испанского двора, непрестанно лоббируя свою безумную «предприимчивость в Индии». Королевская комиссия в 1490 году постановила, «что претензии и обещания капитана Колона напрасны и заслуживают отказа… Западное море бесконечно и несудоходно. Антиподы непригодны для жизни, а его идеи неосуществимы». Тем не менее Колумб продолжал настаивать, доказывая, как он сказал: «Если капля воды падает достаточно часто, то капля воды может проделать дыру в камне».

Почему? Зачем кому-то упрямо тратить годы на получение финансирования для подвига, бросающего вызов смерти?

Ответ из учебника, вводящий в заблуждение

Ответ из учебника, который мог бы повторить любой школьник, состоит в том, что Колумб хотел найти торговый путь на Восток. Писатель Роберт Хьюз выразил расхожее мнение: «Где-то между 1478 и 1484 годами в его уме сформировался полный план самовозвеличивания и открытий. Он завоюет славу, богатство и дворянский титул, открыв торговый путь к неиспользованным богатствам Востока. Никакая награда не может быть слишком велика для человека, который это сделал».

Это правда, но неполная настолько, что это вводит в заблуждение. По крайней мере позже, Колумб увидел свое путешествие в гораздо более широком свете: «Кто может сомневаться, что этот огонь был не только моим, но и Святым Духом, Который ободрял меня сиянием чудесного озарения из Своих Священных Писаний… побуждая меня идти вперед. ?»

Колумб чувствовал, что Всемогущий Бог непосредственно руководил его путешествием: «Ощутимой рукой Господь открыл мой разум тому факту, что это возможно… и Он открыл мою волю для желания осуществить этот замысел… Господь пожелал, чтобы в этом деле путешествия в Индию произошло нечто чудесное».

Возможно, мы многого не знаем о самом известном моряке в истории. Мы точно не знаем, как выглядел Колумб. Мы не знаем точной конструкции трех его кораблей. И что самое странное, мы не знаем — и, вероятно, никогда не узнаем — место, где он сошёл на берег.

Но мы точно знаем, что Колумб плыл отчасти для выполнения религиозного задания. Путешествия Колумба были насыщенными религиозными миссиями. Он видел в них исполнение божественного плана на свою жизнь и на приближающийся конец света. Как он выразился в 1500 году: «Бог сделал меня посланником нового неба и новой земли, о которых Он говорил в Апокалипсисе св. Иоанна [Отк. 21:1] после того, как он сказал об этом устами Исайи; и он показал мне место, где его найти.

Святой Кристофер?

Колумб был внешне и на словах «исключительно благочестивым человеком», как пишет историк Дельно К. Уэст. «В его дневниках и письмах мы находим его постоянно в молитве, призывая имена Христа, Марии и святых и торжественно вознося хвалу Богу».

Для испанских членов экипажа было характерно ежедневно читать «Отче наш» и другие молитвы. Люди Колумба тоже. Но Колумб вышел далеко за рамки обычной практики.

Его сын Фердинанд писал: «Он был настолько строг в вопросах религии, что за пост и чтение молитв его можно было принять за члена религиозного ордена». Он хорошо знал свою Библию Вульгату и, вероятно, брал ее (или сборник Священных Писаний) в свои путешествия. Всякий раз, когда он сталкивался со штормом, водяным смерчем (вихрем морской воды, похожим на торнадо) или мятежными членами экипажа, он давал клятвы Богу. «Религия всегда была его первым прибежищем в невзгодах», — пишет исследователь Колумба Фелипе Фернандес-Арместо.

Основным источником информации о Колумбе является его современник епископ Бартоломе де Лас Касас. Лас Касас бесстрашно критиковал многих соотечественников-испанцев, но мало что делал, кроме как хвалил моряка: «Он был спокоен и серьезен, дружелюбен к незнакомцам, мягок и добр к своей семье… со словами: «Во имя Святой Троицы я сделаю то или позабочусь о том»… Он постился самым соблюдающим образом во все постные дни церкви; он часто участвовал в исповеди и причастии; он молился во все ежедневные канонические часы, как и священники и монахи; … Он чрезвычайно ревновал о чести и славе Божией; с глубоким томлением он жаждал евангелизации этих народов и повсеместного укоренения и процветания веры людей в Иисуса Христа».

Средневековый «евангелист»

Неопровержимые доказательства привели Делно К. Уэста к выводу, что Колумба «лучше всего рассматривать как «евангелического» христианина — не в современном смысле слова «евангельский», а в смысле католика». традиция и церковь того времени».

Евангелист? В 1501 году Колумб писал: «Я всего лишь самый недостойный грешник, но с тех пор, как я взывал к Господу о благодати и милости, они полностью покрыли меня. Я нашел самое восхитительное утешение в том, что сделал целью своей жизни наслаждаться его чудесным присутствием». Он постоянно общался с настроенными на реформы францисканцами и провел около пяти месяцев в монастыре Санта-Мария-де-ла-Рабида с белыми стенами. Возможно, он был членом Третьего ордена францисканцев (для мирян). По крайней мере однажды он появился на публике в францисканском облачении и с характерным орденским шнурком.

Но он и его вера были полностью средневековыми. Он умер более чем за десять лет до того, как Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов , протестуя против злоупотребления индульгенциями. Фактически, авансы на индульгенции помогли оплатить путешествие Колумба. Он читал Вульгату, Библию и отцов церкви, но, что характерно для его эпохи, смешивал астрологию, географию и пророчества со своим богословием. Колумб и его вера отражали, по выражению Александра фон Гумбольдта, «все возвышенное и причудливое, что произвело Средние века».

Но только за последние 40 лет — и особенно за последние 10 — ученые исследовали религиозные мотивы Колумба. Только в прошлом году его самое важное религиозное сочинение — Libro de las profecías или Книга пророчеств — было переведено на английский язык.

Глубокая христианская вера Колумба до сих пор вызывает академическое недоумение. Некоторые ученые связывают его повторяющиеся встречи с небесным голосом с психической нестабильностью, болезнью или стрессом. Другие жалуются, что биографы Колумба описали его как более религиозного, чем он был на самом деле. Некоторые возражают, что Колумб был жадным и одержимо честолюбивым, поэтому он не мог быть по-настоящему религиозным, как будто конкурирующие качества не могут существовать в одном человеке.

Но зачем объяснять его сильную религиозную преданность, когда она была очевидна для тех, кто его знал, и сохранялась на протяжении всех его писаний?

В заключение биограф, лауреат Пулитцеровской премии Сэмюэл Элиот Морисон, заключает: «Не может быть никаких сомнений в том, что вера Колумба была подлинной и искренней, и что его частое общение с невидимыми силами было жизненно важным элементом его достижений».

Добраться до земли — но где?

Колумбу нужен этот жизненно важный элемент. Путешествие сразу же обернулось бедствиями: сломанный руль, протечки были настолько сильными, что их требовался немедленный ремонт, и угрожал захват португальцами. Через неделю после того, как они потеряли из виду Канарские острова, пилоты, к своему ужасу, обнаружили, что компасы больше не работают должным образом. (Они менялись на полный градус в разное время дня из-за вращения Полярной звезды, которая, по мнению пилотов, была зафиксирована на своем месте.)

23 сентября корабль попал в штиль, из-за чего моряки стали жаловаться, что они никогда не смогут вернуться в Испанию. Но позже море поднялось без помощи ветра. Это «удивило их», и Колумб сравнил это с чудесами, сопровождавшими Моисея.

Проведя месяц, не видя земли, мужчины заныли от бесконечного путешествия. Но 11 октября судовой журнал записал, что они начали видеть признаки берега: морских птиц, кусочки зеленых растений, стопки, которые выглядели вырубленными, небольшую дощечку. В 10 часов вечера Колумб увидел вдалеке слабый, мерцающий свет, похожий на свечу. Мало кто воспринял это как знак земли, но когда команда собралась петь Salve Regina («Здравствуй, королева»), Колумб приказал своим людям внимательно следить. Он даст первому, кто увидит землю, шелковую куртку и 10 000 мараведи.

Затем Pinta («Раскрашенный»), самый быстрый из трех кораблей, уплыл вперед. Примерно в 2 часа ночи матрос крикнул: «Тьерра!» — земля.

При дневном свете европейцы с широко раскрытыми глазами видели людей, «таких нагих, какими родила их мать», и множество прудов, фруктов и зеленых деревьев. Колумб и его капитаны сошли на берег на вооруженной лодке и развернули королевское знамя и два флага. Каждая из них была белого цвета с центральным ярко-зеленым крестом, по бокам которого располагалась зеленая цифра 9.0009 F и Y для «Фердинанд» и «Изабелла». Колумб заявил, что эти явно обитаемые земли теперь принадлежат католическим государям.

Но что это была за земля? Где он был? Военно-морские силы назвали остров Guanahaní . Колумб назвал его Сан-Сальвадор , «Святой Спаситель». Вероятно, он полагал, что находится, по словам одного писателя, у «ворот в королевство Великого Хана».

Колумб досадно просчитался — на тысячи миль. Историк Джеффри Бертон Рассел объясняет: «За шесть этапов расчетов Колумб подстроил цифры так, чтобы они подходили ему, и уменьшил ширину Океана-Море до 60 градусов, что составляет менее трети современной цифры в 200 градусов для расстояния между Канарскими островами и Острова и Япония… Провидение или дурацкая удача поместили Америку посреди моря, чтобы спасти его».

Колумб сказал, что это Провиденс. Как он писал Фердинанду и Изабелле в конце своей жизни: «Я провел шесть лет здесь, при вашем королевском дворе, споря по этому делу с таким количеством людей, обладающих большим авторитетом, сведущих во всех искусствах. И в конце концов пришли к выводу, что все это было напрасно, и потеряли интерес. Несмотря на это, впоследствии сбылось, как предсказывал Иисус Христос, Спаситель наш, и как возвещал прежде устами Своих святых пророков… Я уже сказал, что разум, математика и карты мира не годились для меня в исполнении предприятия Индии. То, что сказал Исаия, полностью исполнилось».

Вот он, стоящий на далеких островах Индии. Поэтому он называл таиноязычные народы аравакских племен «индейцами». Название, хотя и совершенно неправильное, прижилось.

Добрые христиане, добрые рабы

Вскоре собралось много туземцев. У них были жесткие черные волосы — «почти как конский хвост» — с «красивыми телами и хорошими лицами», окрашенными черной, красной или белой краской. «Я понял, что это были люди, которых лучше освободить [от заблуждений] и обратить в нашу Святую Веру любовью, чем силой», — заключил Колумб.

«Некоторым из них я подарил красные шапочки и стеклянные бусы, которые они надевали себе на грудь, и много других мелких вещей, от которых они получили такое удовольствие и стали такими нашими друзьями, что это было чудом». Вскоре туземцы привезли «попугаев и хлопчатобумажные нити в клубках, дротики и многое другое», которые они обменяли на «маленькие стеклянные бусы и колокольчики».

«Они должны быть хорошими и умными слугами, — писал Колумб, — ибо я вижу, что они очень быстро говорят все, что им говорят; и я думаю, что они очень легко станут христианами, ибо мне казалось, что у них нет религии. Господу нашему угодно, ко времени моего отъезда я заберу отсюда шестерых к вашим высочествам, чтобы они научились говорить».

Другими словами, из них получились бы хорошие христиане и хорошие рабы. Крест и меч сошлись. Современная концепция отделения церкви от государства никогда не приходила Колумбу в голову. Его государи были христианскими князьями; расширить границы своего народа означало расширить христианство; завоевывать и порабощать новые земли означало распространять Евангелие. Даже когда Колумб насильно покорил Эспаньолу в 1495 году, он верил, что исполняет божественное предназначение для себя, Арагона и Кастилии, а также для святой церкви.

«Христоносец»

Действительно, он видел себя на евангельской миссии. В прологе к своему отчету о первом путешествии Колумб писал королю Фердинанду и королеве Изабелле: «Я дал [доклад] вашим высочествам о землях Индии и о принце, которого зовут Великим Ханом… как много раз он и его предшественники отправляли в Рим просить людей, сведущих в нашей Святой Вере, чтобы они могли научить его в ней… и таким образом многие народы были потеряны, впадая в идолопоклонство и принимая ложные и вредные религии; и Ваши Высочества, как католики-христиане и князья, любящие и пропагандирующие Святую Христианскую Веру… подумали о том, чтобы послать меня, Кристобаля Колона… посмотреть, как может быть осуществлено их обращение в нашу Святую Веру».

Колумб был авангардом мощной евангелизационной кампании. Он откроет Евангелию новые миры и невидимые народы. В некотором смысле он был бы подобен легендарному великану Христофору, который на своей спине перенес Христа через широкую реку. Он также, Христофор , «Христоносец», понесет Христа через широкое Море-Океан к народам, которые никогда не слышали христианской вести.

В своей более поздней Книге пророчеств он цитировал различные места Писания, подтверждающие эту миссию:

• Иоанна 10:16 «И есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех Мне надлежит привести, и они услышат голос Мой; и будет одно стадо и один пастырь».

• И особенно Исайя 60:9: «Ибо острова ждут Меня и корабли морские в начале, чтобы Я привел сыновей твоих издалека, и серебро их и золото их с ними, во имя Господь Бог твой». В представлении Колумба острова ждали его; он приведет их сыновей к Господу (и не случайно, их серебро и золото).

Лас Касас согласился с тем, что «Колумб показал путь к открытию огромных территорий» и многие народы «теперь готовы и подготовлены к познанию своего Творца и веры». В знак этой работы на каждом исследованном им острове Колумб воздвигал большой деревянный крест.

Голос во время шторма

После десяти недель исследования побережья Кубы и Эспаньолы, непрерывно обменивая безделушки на золото, Колумб и его люди столкнулись с проблемой. В предрассветные часы рождественского утра моряк решил немного поспать и оставил румпель в руках мальчика. Санта-Мария сел на мель.

Но то, что большинство сочло бы бедствием, Колумб этого не сделал: «Это было великое благословение и явный замысел Бога», что его корабль сел на мель, чтобы он оставил некоторых из своих людей. Да, корабль потерпел крушение и не подлежал ремонту, но теперь у него было много древесины для постройки необходимого форта. Он оставил небольшой гарнизон мужчин с инструкциями: хорошо обращаться с туземцами и не «обижать» женщин; искать золото; искать место для постоянного поселения.

В январе Niña и Pinta отправились домой. 12 февраля корабли попали в страшный шторм. Волны разбивались о корабли, паруса пришлось спустить, и вскоре их понесло ветром, пока они не потерялись. «Я знал, что моя жизнь была в распоряжении Того, Кто сотворил меня, — писал Колумб, — и я так часто был близок к смерти… На этот раз невыносимо болезненной была мысль о том, что после того, как нашему Господу было угодно воспламенил меня верой и доверием к этому предприятию и увенчал его победой… Его божественное величество должно теперь решить поставить все под угрозу моей смертью… Я пытался утешить себя мыслью, что наш Господь не допустит такого предприятия. остаются незавершенными, что было так важно для возвышения Его Церкви».

Буря бушевала. 14 февраля Колумб собрал свою команду на качающейся палубе, чтобы помолиться и дать обеты. Они положили нут в шапку и заставили матросов потянуть, чтобы увидеть, кто из них сорвет нут с надрезом на нем. Этот моряк отправится в святое паломничество к святилищу Девы Марии, если благополучно приземлится. Колумб нарисовал боб с крестиком.

Судя по всему, в тот пугающий день Колумб тоже услышал небесный голос. В юности он чувствовал, что Бог обещал ему, что его имя будет провозглашено по всему миру. А в возрасте 25 лет он пережил кораблекрушение и проплыл шесть миль — знак, как он сказал своему сыну Фердинанду, что у Бога есть план для него. Но это было другое.

Хотя слова записаны лишь косвенно, Бог говорил с Колумбом и заверил его, что Бог доставит его в безопасное место. Бог дал ему великую милость, позволив ему совершить этот великий подвиг. Бог позволит ему завершить то, что он начал.

На следующий день люди Колумба заметили остров на Азорских островах; менее чем через три недели они триумфально высадились на Пиренейском полуострове.

«Приобщение к небесным радостям»

Когда Колумб поставил на якорь Нинья в Палосе, через семь месяцев после его отъезда, магазины закрылись, а церковные колокола зазвенели. Колумб переслал письмо Фердинанду и Изабелле: «Наш Искупитель дал этот триумф… ибо весь этот христианский мир должен испытывать радость, устраивать великие торжества и воздавать торжественную благодарность Святой Троице… за великое возвышение, которое он получит в спасении». стольких народов к нашей святой вере и, во-вторых, к материальным благам, которые принесут освежение и прибыль».

Колумб был встречен при дворе Барселоны как «дон Кристобаль Колон, наш адмирал океанского моря, вице-король и губернатор островов, открытых в Индии».

Согласно Лас Касасу, «Король и Королева выслушали [сообщение Колумба] с глубоким вниманием и, воздев руки в молитве, опустились на колени в глубокой благодарности Богу. Певцы королевской капеллы пели «Te Deum laudamus»… и действительно это казалось моментом приобщения ко всем небесным радостям».

Испания стала, по словам одного историка, «величайшей империей со времен античности». В «год чудес», по словам историка Кэрри Уиллса, произошли три глубоких изменения:0003

1. Фердинанд и Изабелла, только что объединившие свои королевства, нанесли сокрушительное поражение маврам, положив конец исламскому присутствию в Европе.

2. Католические правители изгнали всех евреев и конфисковали их имущество. Колумб фактически использовал порт Палос, потому что более крупный Кадис был наводнен тысячами бегущих еврейских беженцев.

3. Был избран испанский папа.

А теперь это — новые ворота в Индию. Возникла новая страна, воинственно объединенная вокруг христианства, которая будет господствовать над миром сто лет.

Крестовый поход последнего времени

Для Колумба все это было верным признаком конца света.

В течение многих лет циркулировало пророчество о том, что «реставратор Дома горы Сион придет из Испании». В течение сотен лет святые места Иерусалима находились в плену у неверных мусульман. Но, согласно древнему пророчеству, этот день скоро закончится. И Колумб верил, что он будет частью того, чтобы это произошло.

Следуя учению святого Августина, Колумб знал, что вся история делится на семь эпох, а он находился в шестой, предпоследней. Кроме того, Августин сказал, что конец света наступит через 7000 лет после его сотворения. До этого оставалось всего 155 лет, а должно было произойти многое: все народы мира обратятся в христианство, Святая земля будет спасена от неверных, придет антихрист.

Колумб думал, что Фердинанд и Изабелла были избранными Богом инструментами для возвращения Иерусалима и установления христианского контроля над Святым городом. Это не было какой-то второстепенной мыслью Колумба; это была главная страсть. Как писала ученый Полин Моффит Уоттс: «Это была конечная цель Колумба, цель всех его путешествий и открытий — освобождение Святой Земли».

Не то чтобы он лично возглавил армию. Нет, он поможет оплатить дорогостоящий крестовый поход. В «Книге секретов крестоносцев », написанной в начале четырнадцатого века, говорится, что для организации крестового похода потребуется 210 000 золотых флоринов. Если бы Колумб смог найти достаточно золота в Индии, особенно если бы он смог найти затерянные рудники Соломона, которые, как известно, находились на Востоке, он мог бы заплатить за крестовый поход на Святую Землю.

Когда Колумб оставил своих людей на Эспаньоле в начале января, он сказал им, что надеется «на Бога, что по возвращении… он найдет бочонок золота, который те, кто остался, приобрели путем обмена; и что они нашли бы золотой рудник и пряности, и те вещи в таком количестве, что государи в течение трех лет предпримут и приготовятся покорить Гроб Господень».

Колумб жаждал золота; он был одержим этим. Когда он искренне говорит: «Наш Господь по Своей благости ведет меня, чтобы я мог найти это золото», мы съеживаемся. Но писатели, обвиняющие Колумба в чистой жадности, упускают часть сути дела. Колумб хотел золота не только для себя, но и по гораздо более важной причине: чтобы заплатить за мечту средневекового христианина, вернуть Святую землю. «Основная мотивация его поисков золота была духовной, — утверждает Делно С. Уэст.

Как только Колумб вернулся в Испанию, он сказал Фердинанду и Изабелле, что предоставит им 50 000 солдат и 4 000 лошадей для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. «Вам обеспечена верная победа в предприятии Иерусалима, — писал им позже Колумб, — если у вас есть вера».

Но, к большому разочарованию Колумба, долгожданный крестовый поход по возвращению Священного города так и не был предпринят. Хотя Фердинанд и Изабелла нанесли военные удары по удерживаемой мусульманами Северной Африке, они так и не организовали великий крестовый поход.

Высший час его жизни

Колумб был в звездном часе своей жизни. В оставшиеся 14 лет трудности только усилили бы качества его жизни:

•Его страсть к путешествиям. Он предпринял еще три путешествия через Атлантику, каждое из которых длилось несколько лет и было наполнено ужасными штормами, восстаниями экипажей, болезнями (в какой-то момент его глаза кровоточили) и встречами с коренными американцами.

• Его страсть к евангелизации. В мае 1493 года он попросил Фердинанда и Изабеллу отложить 1 процент всего золота, вывезенного с островов, на оплату строительства церквей и отправки монахов. Они поручили ему «всеми путями и средствами склонить народы означенных островов и материка к нашей святой католической вере» и отправили во второе его плавание 13 церковнослужителей. В своем завещании Колумб поручил своему сыну Диего поддержать из своего доверия четырех профессоров теологии, чтобы они жили на Эспаньоле и обращали индейцев.

• Его негибкость. До своей смерти он продолжал утверждать (вопреки другим доказательствам), что высадился в Азии. Будучи колониальным губернатором, он управлял фермерами и поселенцами такой тяжелой рукой, что они восставали. Колумб был арестован и отправлен обратно в Испанию в цепях.

•Его стремление к титулам и деньгам. Колумб стал абсолютно богатым, «миллионером по любым меркам». Но он заключил такую ​​жесткую сделку с короной — наследственные титулы и «десятую часть всего» золота, которое он нашел, — что монархам постоянно приходилось ограничивать его власть и богатство. Колумб провел свои последние годы в судебных баталиях и опасался, что его поместье будет уничтожено.

• Его встречи с голосом Бога. У Колумба было еще как минимум два, оба в темное время суток.

В 1499 году он сказал: «Когда все оставили меня, на меня напали индейцы и нечестивые христиане, испанские поселенцы, восставшие против его неумелого управления]. Я оказался в таком перевале, что в попытке спастись от смерти вышел в море на маленькой каравелле. Тогда Господь пришел на помощь, сказав: «Маловерный, не бойся, Я с тобой». И он рассеял моих врагов и указал мне путь к исполнению моих обещаний. Несчастный я грешник, если доверился суете мира сего!»

Через четыре года снова в Америке он оказался один. Его изъеденный червями корабль не мог выйти в открытое море из-за маловодья. Местный индейский касик [правитель] поклялся расправиться с испанцами. Некоторые из людей Колумба были убиты. В лихорадке и глубоком отчаянии он писал: «Я влез на снасти на высоту вороньего гнезда… Все еще стоная, я потерял сознание. Я услышал голос с благочестивым акцентом, говорящий: «О глупый человек, медлительный в служении своему Богу, Богу всего сущего! Что еще он сделал для Моисея или своего слуги Давида? С самого твоего рождения он всегда проявлял к тебе особую заботу». Голос продолжался долго и закончился словами: «Не бойся, но мужайся. Все ваши невзгоды высечены мраморными буквами, и за всеми ними стоит цель».

• Его вера в свою роль в пророчестве последнего времени. В конце жизни, с помощью друга, монаха, Колумб собрал отрывки из Библии и средневековых авторов. Незавершенная работа под названием Книга пророчеств использует Священное Писание, чтобы показать, что Бог предназначил его путешествия для открытий и что Бог будет совершать дальнейшие чудеса для церкви. Некоторые критиковали Колумба за «провиденциальные и мессианские иллюзии, которые овладели им позже в жизни» и обвиняли его в мании величия.

Колумб часто был эгоцентричным и, по сегодняшним меркам, распущенным в своей герменевтике. Но он был не первым и не последним христианином, прочитавшим свою личную судьбу в стихе Писания. Ученый Кей Бригам пишет, что он был «человеком, обладавшим обширными знаниями о Божьем плане для мира, раскрытом в Священном Писании, и об особой роли, которую ему предстояло сыграть в исполнении божественных замыслов».

Так почему Колумб отплыл? Конечно, он плыл, чтобы «стать великим лордом», как ворчали члены его команды. Но он плыл гораздо больше. Как писал Сэмюэл Элиот Морисон: «Убежденность в том, что Бог предназначил ему быть орудием распространения веры, была гораздо сильнее, чем желание снискать славу, богатство и мирские почести, к которым он был далеко не безразличен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *