Радзиховский: Пьеса Шекспира «Гамлет» — величайшая в истории мировой литературы
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
13.07.2022 02:12
Поделиться
Леонид Радзиховский
Лев Толстой был ревнив. Софью Андреевну ревновал к композитору Танееву, Литературу — к Вильяму Шекспиру.
Спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли стал визитной карточкой Театра на Таганке и культовым событием 1970-х. / РИА Новости
Особенно досталось от Толстого «Гамлету». Слабая пьеса без сюжета. Шекспир просто свалил в кучу свои, казавшиеся ему интересными мысли, и не заботясь о правдоподобии, формально связал их тонкой, на каждом шагу рвущейся ниткой. Но так как это априори «Гений Шекспир», то сотни литературоведов, делая вид, что не видят, что принц — голый, пытаются в этой куче найти жемчужные зерна.
Что ж, чем грубее и проще критика, тем в некоторых случаях ценнее.
Вспомним фабулу. Гамлет встречается с Призраком умершего отца, который рассказывает, что его убил брат, Клавдий, дядя Гамлета, который женился на матери-вдове (а до того был ее любовником) и стал королем. Как это возможно в обход законного наследника Гамлета? Пьеса молчит, никто не спрашивает! Так или иначе, Отец завещает ему месть, но Гамлет сомневается — а не соврал ли Призрак, не было ли это, скажем, его галлюцинацией. Для проверки он устраивает сцену «Мышеловка», где актеры разыгрывают убийство Гамлета-старшего и Клавдий бежит с представления. После этого уверовав, что Призрак не соврал, Гамлет: а) пропускает случай убить Клавдия («Он молится. Какой удобный миг! / Удар мечом — и он взовьется к небу, / И вот возмездье. Так ли? Разберем».). Оказывается, это был бы подарок Клавдию — убить в момент молитвы! Нет, надо дождаться, «когда он будет в гневе или пьян… Руби его, чтоб он свалился в ад» б) после ряда приключений (Клавдий отправляет его в Англию, он едет, затем возвращается и т.д.) Гамлет… будто забывает обо всей этой истории! Он больше не нападает на Короля, не строит планов — ни убийства, ни восстания (хотя куда менее популярный в народе Лаэрт как раз бунт против Клавдия легко поднимает!), занят какими-то дурацкими играми — спортивным фехтованием на рапирах с Лаэртом и только уже раненый, в безнадежном положении, убивает Клавдия — «ступай отравленная сталь по назначенью !».
Простите, но если прочесть саму по себе эту story, всякий скажет — ну и галиматья!
Кстати, «мышеловка» выглядит сверхглупо: ну да, услышав более чем прозрачные обвинения в убийстве брата, Клавдий, как и любой бы на его месте, психанул — и что? Единственный эпизод «признания обвиняемого» — та самая «молитва Клавдия» (которую едва ли СЛЫШИТ Гамлет!). Если убирать этот монолог Клавдия — а ведь и не такие купюры делали режиссеры — вообще неизвестно, убит Гамлет-старший или это глюки Гамлета-младшего, впавшего в паранойю (или шизофрению). Ну а действия Клавдия по организации убийства Гамлета — всего лишь самооборона от этого опасного сумасшедшего («Пока он жив, нет жизни для меня»).
Однако я и правда считаю эту пьесу величайшей в истории мировой литературы.
Из всех пьес Шекспира «Гамлет» — особая. Не «приключения тела», а «приключения духа», где внешние события — или просто дань почтеннейшей публике (вот вам реки крови и горы трупов, над чем сам Гамлет издевается в сцене с актерами — «рвать страсть в куски и клочья к восторгу стоячих мест»). Или это лишь поводы, «идеальные эксперименты», которые разыгрывает (над собой и другими) Гамлет, чтобы «мысль разрешить».
Действия Гамлета — условны, но сам этот циник-идеалист-невротик — абсолютно живой, и пожалуй, самый глубокий, харизматично-притягательный герой мировой литературы.
Студент Эпохи Возрождения бьется о главные, вечные вопросы. С него-то эти «гамлетовские вопросы» и начались, отравили и зажгли европейское сознание. Зачем я живу? В чем смысл, «надо ли» жить? Через 400 лет донеслось русское эхо — «тварь я дрожащая или право имею»? «Русские мальчики» Достоевского без конца спрашивали себя : «Есть ли Бог?» Британский интеллектуал прямо это не обсуждает — даже встретившись с пришедшим с Того Света отцом, он не только не пытается расспросить его «что ТАМ?», но и сам с собой на эти темы не говорит. Однако он (как и Иван Карамазов) — «мира божьего не принимает». «Дания — тюрьма», «весь мир — тюрьма», и как же (зачем?) гнить в тюрьме — «когда так просто сводит все концы удар кинжала!»?
Говоря о «тюрьме», Гамлет повторяет знаменитый Сонет 66: «Тоска смотреть, как мается бедняк и как шутя живется богачу». Шекспир не просто раз и навсегда перечислил там ВСЕ социальные проблемы, о которых говорят философы и революционеры последние 2000 лет, но и выделил ГЛАВНОЕ — «насмешки недостойных над достойным». Звучит вроде наивно, но поскреби любые социальные беды и язвы, и вылезет — чувство гнева и унижения перед издевательски-злорадным торжеством «недостойных над достойным». ОБИДА ЖЖЕТ, потому что у человека есть гордость, инстинкт справедливости. И всякий это прекрасно ощущает.
В Сонете 66 Шекспир отвечает: «Все мерзостно, что вижу я вокруг…/ Но как тебя покинуть, милый друг?» Любовь, только любовь держит человека в этом мире. Ответ эгоцентрика и эгоиста Гамлета куда безнадежней: нет, держит только СТРАХ. «Боязнь страны, откуда ни один/ Не возвращался, не склоняла воли/ Мириться лучше со знакомым злом,/ Чем бегством к незнакомому стремиться».
Но не человеческая гордость, не социальная несправедливость и уж тем более не драка за пост Короля-Тюремщика — главное для Гамлета. Иван Карамазов отвергает социальный мир (тот же Сонет 66 + особо выделенные страдания детей), но на этом его Бунт кончается: Бога «принимаю просто и ясно».
Гамлет же роет куда глубже: не только отношения людей в обществе ужасны. Нет! Он не понимает, «отторгает», можно сказать, ФИЗИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ Мира! Он ошеломлен картиной: Время течет, Дней Связующая Нить скользит сквозь пальцы. Иногда нить рвется. И соединить потом — нельзя.
Главное в «Гамлете» сказано в самом начале. «Королева. Так создан мир: что живо, то умрет/ И вслед за жизнью в вечность отойдет. / Гамлет. Так создан мир./ Королева. Что ж кажется тогда/ Столь редкостной тебе твоя беда? / Гамлет. Не кажется сударыня, а есть».
Вот завязка неразвязываемой драмы.
Смерть Гамлета-старшего — что для всех НЕИЗБЕЖНО, такова Жизнь — то для Гамлета — Катастрофа. Он ХОЧЕТ, чтоб отца убили — виновата чья-то злая воля, и можно пусть не «исправить», но хотя бы отомстить! А если убило просто Время, его неслышное и необратимое Течение за годы конечной человеческой жизни? НОРМАЛЬНО, НЕИЗБЕЖНО = необъяснимо и неисправимо.
У Гамлета нет обычного для всех «механизма привыкания», «задубения Жизнью». Его сознание — на краю, его Флейта в общий оркестр не встраивается.
Об этом — и встреча с черепом Йорика, покруче, чем с Призраком! Его-то уж точно никто не убивал, ну и что? Такой конец ничем не лучше, чем у Гамлета-старшего…
Если дней связующая нить все равно будет разорвана, то ЗАЧЕМ она? Нестерпимо не только СОДЕРЖАНИЕ Мира, но и априорные формы его существования, само Время.
Мы — люди обычные, не гамлеты, мы — из породы гертруд. Но когда сталкиваемся с «Гамлетом», острее ощущаем движение Старого Крота под нашей землей.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №150(8798)
Поделиться
ЛитератураКолонка Леонида Радзиховского
В Профиль | Гамлет
Гамлет
По английски — Hamlet. Главный герой самой популярной трагедии У. Шекспира «Трагическая история о Гамлете, принце датском» (ок. 1600–1601 гг.), наследник датского престола, который в стремлении отомстить за смерть отца обнаруживает бездны проблем, мучительных для человеческого сознания.
Внешность
О внешности Гамлета ничего не сказано, кроме того, что он… полноват. В театре 19 века Гамлета играли обычно одетым в черный бархат, белокурым романтическим и весьма элегантным героем: неслучайно эту роль иногда исполняли знаменитые актрисы (например, С. Сиддонс, С. Бернар). 20 век во внешность экранного и театрального героя добавил больше суровости и интеллектуализма. Гамлет-воин, Гамлет-мыслитель, Гамлет-бунтарь — таков этот образ сегодня.
Характер
Гамлет — носитель высочайших достоинств ренессансного человека. Об этом говорит Офелия, горюя, что он сошел с ума: «О, что за гордый ум сражён! Вельможи, / Бойца, учёного — взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных — пал, пал до конца!» Главный упрек критиков Гамлету: почему он медлит с делом мщения? Зачем так нерешителен? Да и сам он подстегивает себя упреками в медлительности. Между тем для нее у принца есть несколько причин. Во-первых, Гамлет не сразу до конца доверяет словам призрака — нужно выяснить, реально ли Клавдий убийца. Во-вторых, убить Клавдия нужно еще исхитриться: он король, почти все время окруженный приближенными, — и, например, нельзя убить его во время покаянной молитвы, потому что тогда его душа отправится в рай, в то время, как для умершего внезапно, без покаяния, отца Гамлета райские врата закрыты навек. В-третьих, Гамлет не просто должен лишить Клавдия жизни, но и перед всеми изобличить его злодеяние. В-четвертых, потеряв отца и узнав о предательстве близких (дяди и матери), принц не просто переживает душевную муку, но и смотрит на всю земную жизнь… несколько со стороны, глазами отошедшего в мир иной призрака. В самом деле, а что изменит его месть в этом мире, — в мире, где правит убийца Клавдий, где счастлива в его объятьях добрая королева Гертруда, где процветают ласковые пройдохи вроде Полония, Розенкранца и Гильденстерна, где чистая Офелия безропотно становится орудием интриги двух проходимцев? Вот принц прогуливается в одиночестве по галерее и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть — таков вопрос.
..» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти — / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам», — вот что смущает волю Гамлета. Этот особый, философский посыл автор еще ярче подчеркнул параллельной историей мщенья Лаэрта, который утратил отца и сестру, — и все по вине Гамлета, но обуреваем не мыслями о сути и тайне жизни, а только слепой жаждой мщения.История создания
Считается, что У. Шекспир использовал для своей трагедии тексты датского хрониста Саксона Грамматика (13 в.), а также некоторых саг, в которых рассказана история принца, прикинувшегося сумасшедшим и отомстившего своему дяде — убийце отца. Действие у Саксона Грамматика отнесено ко времени правления легендарного датского короля Хрёрика Метателя Колец (7 в. н. э.), которого хронист совместил с жившим значительно позже Рёриком Ютландским (9 в.
н. э.). Следы седой древности сюжета мы находим и в трагедии Шекспира: король Дании Клавдий посылает своего наследника Гамлета взимать дань с Англии. Такой эпизод мог относиться только ко времени экспансии викингов в Европу (9–11 вв.). Но, конечно, не менее существенным источником стала пьеса Т. Кида «Испанская трагедия» (1582–1592 гг.). Вообще, сюжет о Гамлете был очень популярен тогда: в мятежную эпоху позднего Возрождения в моду вошли истории мщения, реванша. Пьеса написана в традиционной для Шекспира манере, где соседствуют стихотворные и прозаические фрагменты. Современный канонический текст составлен на основе прижизненных изданий. Таким образом, мы имеем наиболее полный вариант текста — в театре времен Шекспира, вполне возможно, в ходу была и сокращенная версия пьесы.Сюжет
Истолкования, влияние на культуру
Современники и ближайшие потомки воспринимали эту трагедию как остросюжетную мелодраму. Известно, что «Гамлета» разыгрывали матросы на паруснике, который «завяз» посреди океана в долгий штиль. Самой интеллектуальной пьесой мирового репертуара сделал «Гамлета» лишь романтический 19 век. Герой романтического века часто примеряет на себя плащ Гамлета — в России «гамлетовали» так называемые лишние люди. В контексте нашей культуры значимы статьи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», В. Г. Белинского «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», И. А. Гончарова «Опять Гамлет на русской сцене», Л. С. Выготского «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира», П. А. Флоренского «Гамлет», И. Ф. Анненского «Проблема Гамлета». Наиболее значимы переводы на русский язык М. Л. Лозинского (1933 г.), Б. Л. Пастернака (1941 г.
В музыке особенно заметны: опера А. Тома «Гамлет» (1868 г.), П. И. Чайковский — увертюра-фантазия «Гамлет» (1888 г.), музыка к фильму «Гамлет» Д. Д. Шостаковича (1963–1964 гг.).
Ключевые цитаты
«Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!»
«Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».
«Александр (Македонский. — В. Б.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»
Описание персонажей Гамлета| Зона обучения Шекспиру
Главное меню сайта
- Зона обучения Шекспиру Главная
- Как вам это нравится
- Гамлет
- Генрих V
- Юлий Цезарь
- Король Лир
- Макбет
- Мера за меру
- Венецианский купец
- Сон в летнюю ночь
- Много шума из ничего
- Отелло
- Ромео и Джульетта
- Укрощение строптивой
- Буря
- Двенадцатая ночь
- Ваш отзыв
- Главная страница образования
- Что происходит в РСК
Гамлет
Гамлет — сын Гертруды и Старого Гамлета. Его отец только что умер, и его дядя стал королем.
Офелия
Офелия — дочь Полония и сестра Лаэрта. Она была в отношениях с Гамлетом.
Клавдий
Клавдий — недавно коронованный король Дании и муж Гертруды. Он дядя Гамлета.
Гертруда
Гертруда — мать и королева Гамлета. Она вышла замуж за Клавдия вскоре после смерти мужа.
Старый Гамлет
Старый Гамлет — предыдущий король Дании и отец Гамлета. Он недавно умер, но во время спектакля посещает Гамлета призраком.
Полоний
Полоний — советник новых короля и королевы. Он отец Офелии и Лаэрта.
Лаэрт
Лаэрт — единственный сын Полония и брат Офелии. Он уезжает из Дании, чтобы учиться в Париже.
Горацио
Горацио — старый и надежный друг Гамлета. Они познакомились будучи студентами в Виттенберге.
Розенкранц и Гильденстерн
Розенкранц и Гильденстерн — друзья детства Гамлета. Клавдий нанимает их для слежки за Гамлетом.
Фортинбрас
Фортинбрас — принц Норвегии. Он хочет отомстить за смерть своего отца, вторгшись в Данию.
Анализ Клавдия, дяди Гамлета
Знакомство с Клавдием вГамлет Как и все второстепенные персонажи в Гамлет , Клавдий не раскрыт в полной мере. Его основная роль в пьесе — вызвать замешательство и гнев Гамлета, а также его последующий поиск истины и смысла жизни. Но Клавдий не статичный персонаж. Хотя его качества не так тщательно изучены, как у Гамлета, Шекспир создает цельного человека из вероломного, узурпирующего короля Дании.Когда мы впервые видим Клавдия, он поражает нас умным и способным правителем. Он произносит речь, чтобы его двор и страна гордились, говоря о смерти своего брата и потенциальном конфликте с Норвегией. Клавдий знает, что смена правительства может спровоцировать гражданские беспорядки, и он боится возможной незаконной лояльности и восстания. Его речь сопоставляет потерю людей с новым началом, которое они получат под его опекой, и он использует смерть отца Гамлета, чтобы создать чувство национальной солидарности, «все королевство / Чтобы сжаться в одном челе горя» (1.2. 3-4). Клавдий взял на себя роль главного скорбящего, и люди могут объединиться ради коллективного страдания. Теперь он может сосредоточиться на своих королевских обязанностях и предпринимает немедленные и решительные действия, отправив Корнелиуса и Вольтиманда умилостивить норвежского короля. Он также умело справляется с просьбой Лаэрта уехать во Францию. «В общем, появляется король, который хорошо подходит для своей должности … на сцене постоянно появляется человек, совершенно не похожий на описания, и это, в свою очередь, придает словам Гамлета их реальную ценность». (Локсе, Невероятная удача , 79). Но Клавдий наедине совсем другой человек. Призрак называет его «этим кровосмесительным, прелюбодейным зверем» (1. 5.42), и вскоре мы понимаем, что его преступление — это то, что «гнило в Датском королевстве». Король совершил братоубийство и цареубийство и усыпил королеву «колдовством своего ума» (I.v.47). Клавдий олицетворяет худшее в человеческой природе — похоть, жадность, коррупцию и излишества. Клавдий и его коррумпированный двор наслаждаются плотскими удовольствиями: Король проснется сегодня ночью и встанет, 90 130 Держит wassail, и чванливые барабаны весны;Однако Клавдий не тотальный социопат, лишенный моментов вины и сожаления. Его дела иногда тяготят его сердце: (в сторону) О, это правда!Он пытается просить у Бога прощения в трогательном монологе, но понимает, что все еще пожинает плоды своих преступлений и не может от них отказаться: Моя вина прошла. Но какая форма молитвыКлавдий также может быть чувствительным и нежным. Он искренне сожалеет о смерти Полония и искренне любит Гертруду. Он должен убить Гамлета, но отказывается сделать это собственноручно ради Гертруды. Он также искренне любит Офелию и относится к ней с той добротой, которую она должна получать от своей большой любви Гамлета. Но даже те, о ком заботится Клавдий, не могут превзойти его амбиции и желания. Он будет использовать скорбящего Лаэрта для любых необходимых целей, и он отказывает Розенкранцу и Гильденстерну в знании содержания письма в Англию — знании, которое спасло бы их жизни или, по крайней мере, заставило бы их действовать с осторожностью. И Клавдий не мешает Гертруде выпить яд из кубка во время дуэли между Гамлетом и Лаэртом, потому что это вовлечет его в сюжет. Понятно, что мы намерены видеть Клавдия кровожадным злодеем, но многогранным злодеем: человеком, который не может удержаться от потворства своим человеческим желаниям. Он не монстр; он морально слаб, довольствуется тем, что променяет свою человечность и саму душу на несколько ценных вещей. Как замечает великий критик Харли Грэнвилл-Баркер: «У Клавдия есть задатки центральной фигуры трагедии». (Granville-Barker, Prefaces to Shakespeare , 269) Как цитировать эту статью:Каталожные номера Гранвиль-Баркер, Генри. Предисловия к Шекспиру . Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1970. . Лоске, Олаф. Невероятная удача . Осло: Издательство Университета Осло, 1960. . ______________ Дополнительные ресурсы Повседневная жизнь в шекспировском Лондоне Игры в шекспировской Англии [A-L] Королева Елизавета: покровительница Шекспира Бен Джонсон и закат драмы Алхимия и астрология во времена Шекспира |
Еще для изученияГамлет : Полная пьеса с пояснениями 0002 Гамлет : Проблемная игра и трагедия местиЦель Убийство Гонзаго Анализ персонажей романа «Гамлет» Отношения Гамлета с призраком Экзаменационные вопросы по филологическому экзамену «Гамлет» Разбор монолога: О и это тоже… (1.2) Похороны Офелии и христианские ритуалы Тайная беседа: встреча Клавдия и Лаэрта Молчание Гамлета 90 130 Оправдание бездействия : Задержка Гамлета |