Открытия ломоносова в риторике: «Риторика» Ломоносова М. В. Вклад Ломоносова в русский язык

Содержание

«Риторика» Ломоносова М. В. Вклад Ломоносова в русский язык

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье. Еще в юности он освоил основы грамоты, а в 20 лет отправился в Москву получать образование. Вскоре успехи юноши в науке были замечены, и его пригласили в Санкт-Петербург, в Академию наук.

В то время западно-европейская культура достигла своего расцвета: развивались риторика и ораторское искусство, совершались открытия в самых разных областях. Россия успешно перенимала иностранный опыт.

Ломоносов стал выдающимся ученым. Он занимался разными научными отраслями – от физики до филологии. И в каждой из них он добивался успехов. Неоценим вклад Ломоносова в русский язык. Далее в статье расскажем об одном из главных трудов ученого, о риторике.

Филологическая деятельность Ломоносова

Михаил Васильевич провел масштабную работу по изучению книг по ораторскому искусству. Он исследовал стилистику русской прозы, разрабатывал собственные подходы к ее развитию. Вклад Ломоносова в русский язык заключается в создании масштабного труда, предназначенного для широкого круга читателей, — «Краткого руководства по риторике». Написана эта книга в 1744 г.

Надо сказать, что работа «Краткое руководство к риторике», Ломоносова, не была принята научным сообществом. Дело в том, что в то время в России лишь немногие ученые занимались проблемами красноречия.

Однако сложности не остановили Ломоносова. «Риторика» была им доработана и увидела свет 1747 г. Она вызвала широкий резонанс в кругу крупных представителей культуры той эпохи.

Общая характеристика «Риторики» М. В. Ломоносова

В своей книге автор раскрывает ключевые понятия русского языка. В частности, риторику Ломоносов называет наукой, изучающей красоту письменной и устной речи.

Несомненным достоинством труда ученого является простота и доступность изложения. Несмотря на то, что в своем учении о красноречии автор приводит правила, по которым следует составлять тексты к публичным выступлениям и художественную прозу, понимать их было очень легко.

Структура книги

Труд М. В. Ломоносова написан более чем на 300 страницах. Пересказать его достаточно сложно. Отметим основные части книги:

  1. Правила риторики.
  2. Требования к лектору и оратору.
  3. Примеры, в т. ч. из поэзии.

В своей книге по ораторскому искусству ученый пишет о том, что все публичные выступления должны строиться на логике, излагаться грамотно, литературным языком. Каждому выступающему необходимо тщательно составлять речь, подкреплять свои слова примерами.

Ученый считал, что любой человек в состоянии заниматься развитием красноречия. Каждый может научиться искусству оратора.

Открытия Ломоносова в риторике и русской грамматике

До Михаила Васильевича проблемами красноречия в России практически никто не занимался. Во всяком случае, никто не пытался создать ни учебник риторики, ни какое-либо другое практическое руководство.

До издания этой работы об ораторском искусстве, грамматике, риторике говорилось только в рукописях на церковно-славянском языке и латыни.

Ученый первым обратил внимание на проблемы составления письменных и устных текстов, затрагивающих преимущественно общественные, религиозно-философские, государственные темы.

В своем учебнике по риторике автор выделял несколько крупных блоков. Первым можно отметить ораторию, т. е. рекомендации и наставления к созданию публичных речей. Следующий блок – собственно, риторика. Ломоносов приводит общие правила красноречия, касающиеся создания текстов и художественной прозы. Еще один блок — о поэзии. Здесь автор излагает свое видение процесса сочинения стихов и других рифмованных произведений.

Элементы «Риторики»

Этот блок включает в себя три части:

  1. «Об изобретении».
  2. «Об украшении».
  3. «О расположении».

Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: «Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение».

Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

Правила публичного выступления

В труде Ломоносова содержатся мысли автора о способностях лектора, его поведении перед аудиторией. Выделим ключевые рекомендации о публичных выступлениях.

По мнению Ломоносова, речь оратора/лектора должна быть грамотно написана, логично изложена. В ней следует использовать литературные обороты. Необходимо не только тщательно отбирать текст, но и правильно располагать его элементы. Что касается примеров, подтверждающих мысли выступающего, то они не должны быть случайными. Их тоже следует выбирать и готовить заранее.

Ломоносов приводит следующие рекомендации выступающему:

  1. В подробном описании элементов предмета, его свойств, разных обстоятельств, событий и пр. необходимо использовать «слова избранные» и избегать «весьма подлых», поскольку они нивелируют важность и силу даже самого лучшего выступления. Проще говоря, следует говорить грамотно, не использовать слова, несущие негативные эмоции.
  2. О хороших мыслях и идеях следует говорить сначала, в середине – о тех, что лучше, а в самом конце выступления нужно излагать самые хорошие, чтобы аудитория сразу почувствовала силу и важность речи, которые к концу будут возрастать.

Эмоциональная составляющая выступления

Отдельно Ломоносов рассматривает в своей книге вопрос о том, как пробудить в слушателях те или иные чувства: ненависть и любовь, страх и радость, гнев и благодушие. Автор справедливо считал, что воздействие эмоциями может оказаться сильнее строгого логического построения слов.

Ломоносов говорил о том, что несмотря на то, что доводы могут указывать на справедливость тех или иных умозаключений, выступающему необходимо пробудить у слушателей интерес к теме. Зачастую лучшие доказательства не имеют достаточно силы для склонения аудитории в сторону оратора. В таких случаях лучшим помощником выступающего может стать эмоционально окрашенный призыв слушателей.

«Страсть к теме»

Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: «Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих».

Страстью ученый называл сильную чувственную «охоту или неохоту». Возбуждение и утоление страстей связано с:

  • состоянием выступающего;
  • состоянием аудитории;
  • силой и действием красноречия.

По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей. Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой.

Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

Управление голосом

Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать «умильным». Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

«Украшение» речи

По мнению автора, оно заключается в чистоте стиля, плавном течении слова, силе и великолепии фраз. Чистота стиля зависит от уровня знания языка. Для его повышения необходимо читать больше хороших книг, общаться с людьми грамотными, образованными.

Говоря о «плавности слова», Ломоносов рекомендует обращать внимание на количество слов в предложении, чередование ударений. Автор советует воздействовать на слушателей каждой буквой или их сочетанием. В речи оратора должны присутствовать аллегории, гиперболы, поговорки, пословицы, метафоры, крылатые выражения или цитаты из известных произведений. Вместе с тем Ломоносов призывает не забывать о мере в использовании художественных форм.

Структурирование текста

Отдельную часть книги Михаил Васильевич посвятил размещению идей и частей материала. Автор рекомендует так располагать элементы текста, чтобы в целом речь произвела на слушателей должное впечатление.

Нет никакой пользы, по мнению ученого, в огромном множестве идей, если располагаются они несистемно. Тут же автор приводит ассоциацию с военным искусством. «Искусство храброго вождя, — пишет Ломоносов, — состоит не только в выборе мужественных и добрых воинов, но и не меньше зависит от приличного установления полков». Сказанное автор разъясняет многочисленными примерами.

Успех Ломоносова-оратора

Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: «Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?». Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со «Словом о пользе химии». Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со «Словом о пользе химии» Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу «трудами приятными и беспорочными». Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. «Учение» Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает «неистощимое и принадлежащее всем сокровище».

Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону. Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек «и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает». Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: » Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится». Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в «мрачной ночи невежества».

Заключение

Ломоносова справедливо называют «отцом русского красноречия». Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей «Риторикой» и другими книгами.

Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.

М.В. Ломоносов и развитие русской риторики

М.В. Ломоносов и развитие русской риторики

Волков А. А.

Из филологических трудов М. В. Ломоносова риторические – «Краткое руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия» и «Краткое руководство к красноречию» – были созданы первыми, соответственно в 1743 и 1747 годах. Они предшествуют «Российской грамматике» (1755), «Предисловию о пользе книг церковных и славянских (1758), а также публикации «Письма о правилах российского стихотворства» (1778), написанного, правда, еще в 1739 году.

Очевидно, эти труды в их последовательности[i] отражают замысел Ломоносова создать на русском языке и применительно к новой, формирующейся в это время системе национального образования комплекс наук тривиума [[ii]]. Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) дает полную, основанную на единых методологических принципах систематическую картину норм литературного языка, оформляющих основные виды речевой деятельности: (1) представленные грамматикой общие нормы литературной речи, высшим образцом которых в эстетическом плане является художественная речь; (2) нормы научной речи и аргументации, задаваемые диалектикой; (3) нормы деловой речи, связанные с решением общественных задач и управлением, задаваемые риторикой. Вслед за тривиумом задается семиотическая часть образовательной системы в виде арифметики и музыки, геометрии и астрономии, описывающих, соответственно, знаковые системы, отображающие временные и пространственные отношения [см.

, например, [iii]; с. 117-358;.321-335].

Неверно думать, что система «семи свободных искусств» характерна для древности. Сложившись в поздней античности, она в явном или неявном виде пронизывает всю историю европейской культуры – мы видим новые разработки этой фундаментальной идеи не только в «Опыте о человеческом разуме» Д. Локка [[iv]], но и у основателя современной американской философской семиотики Чарльза Пирса, который обосновывает идею тривиума не просто из истории научной культуры, но из самой идеи знака [[v]; с. 48-49]; сходным образом эта идея развивается и Ч. Моррисом [[vi]; с.39-66].

В XVIII веке риторика была центром общей дидактики языка, а грамматика, поэтика и диалектика строились применительно к общим задачам риторики: «Тончайшие философские воображения и рассуждения, – указывает Ломоносов в предисловии к «Российской грамматике», – многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи.

И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписать долженствуем (курсив мой — А.В.). Кто отчасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море» [[vii]; с.292].

Освоение и осмысление системы языка исходит из задач словесного творчества, которое требует для себя норм построения речи, основанных в свою очередь на умении строить замысел и разрабатывать содержание высказывания. Риторика является персоналистическим и конструктивным учением о слове: она раскрывает метод создания целесообразных высказываний и осмысливает индивидуальный стиль. Естественно поэтому, что другие дисциплины тривиума выстраиваются применительно к тем задачам, которые решает риторика. Поскольку риторика формирует норму языковой личности (образ ритора) в категориях этоса, логоса и пафоса и предлагает метод словесного воплощения замысла высказывания в виде изобретения, выражения, расположения и словесного действия, она требует для себя четкой проработки антропологической, гносеологической, этической и эстетической сторон мировоззрения, что и позволяет через учебный предмет прогнозировать развитие культуры и определять основные направления деятельности общества.

Все это было вполне ясно М. В. Ломоносову, получившему основательное схоластическое образование в Московских духовных школах.

Подобно авторам предшествующих руководств по риторике М. В. Ломоносов строит теорию изобретения – основной раздел риторики – на основе понятия предложения, представляющего собой оформленную в виде грамматически завершенной фразы мысль, из которой по определенным правилам говорящий развертывает высказывание, например, ораторскую речь. Обыкновенно в руководствах по риторике в качестве основы изобретения рассматривается предложение в целом. Так, по классическому, восходящему еще к византийским логическим и риторическим руководствам учению о хрии, основные типы аргументов: причина, аргумент от противного, сравнение, индукция (пример), аргумент к авторитету последовательно выводятся из суждения, содержащегося а предложении и образуют единую конструкцию, задаваемую правилом расположения аргументов.

Ломоносов поступает иначе. Он предлагает последовательно применять аналитическую и синтетическую техники разработки предложения [[viii]; с. 114-115]. Предложение, например «Неусыпный труд все препятствия преодолевает», разделяется на термины-концепты неусыпность, труд, препятствия, преодоление. Для каждого из терминов исходя из задачи речи и ее конкретного содержания по внутренним топам (время, место, действие, претерпевание, причина, противное и др.) ритор

находит семантически соотносимые производные термины, например:

труд Þ (предыдущее- последующее): начало, середина, конец;

труд Þ (признак): пот;

труд Þ (противное): упокоение;

труд Þ (пример): пчелы.

Термины второго уровня, в свою очередь (пчелы Þ (свойство) летание по цветам), дают третий уровень и т.д.. В результате содержание высказывания, выраженное словами-концептами приобретает вид графа, ветви которого соответствуют смысловым отношениям (топам), а вершины – концептам. Но ход генерации мыслится не как формальное исчисление (в отличие от замысла «Универсальной характеристики» Лейбница), но как творческий процесс развития конкретного замысла, в котором каждый отдельный ход изобретения соотнесен с другими (если пчелы «летают по цветам», то и препятствия, которые преодолеваются, будут соответствовать этому образу).

Таким образом, правила образования терминов неформальны – открытие каждого термина предполагает уместность и соотнесенность с содержанием предложения и замыслом. При этом каждая пара терминов, соединенная топом, рассматривается как предмет содержательного анализа, и если производный термин примышлен случайно или неправильно, он отвергается. Соединение терминов в смысловую цепочку видоизменяет их значения: производные термины образуют парадигматические классы, а ветви дерева – синтагматические классы. В результате содержание высказывания, представленное в виде организованной системы слов-концептов, образует сложную семантическую сеть в смысле близком к тому, который в XX веке был обозначен термином поле аргументации [ [ix]; p 175-176].

Синтез в хрию осуществляется на основе полученных терминов и их отношений путем построения периодов, структура которых соответствует, с одной стороны, правилам формальной логики, а с другой – нормам хорошего стиля (правильность, ясность, выразительность, благозвучие и пр.

): «Чрез добрые дела заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное имя (следствия) по себе оставить; (по хрии: противное, опущена большая посылка) для того должно удаляться пороков, а добродетели держаться как вождя к благополучию» [9 с.122].

Эта новация Ломоносова вряд ли восходит к Лейбницу или Готшеду, поскольку Лейбниц стремится соединить мотивированную форму знака с правилами логического синтаксиса [[x]; с.501-505], чего нет у Ломоносова, но обнаруживает явную связь со святоотеческой традицией и византийской риторикой и диалектикой. У св. Василия Великого в «Опровержении на защитительную речь злочестивого Евномия» читаем: «Примышлением <…> называется подробнейшее и точнейшее обдумывание представленного, которое следует за первым чувственным представлением; почему в общем употреблении называется оно размышлением, хотя и не собственно. Например, у всякого есть простое представление о хлебном зерне, по которому узнаем видимое нами. Но при тщательном исследовании сего зерна входит в рассмотрение многое, и даются зерну различные именования, обозначающие представляемое.

Ибо одно и то же зерно называем то плодом, то семенем, то еще пищею – плодом как цель предшествующего земледелия, семенем – как начало будущего, пищею как нечто пригодное к приращению тела у вкушающего. Каждое из двух сказуемых и по примышлению умопредставляется, и не исчезает вместе с гортанным звуком (т. е. звуком голоса: слово не есть только звук — А.В.), но представления сии укореняются в душе помыслившего. Одним словом, обо всем, что познается чувством и в подлежащем кажется чем-то простым, но по умозрению принимает различные понятия, говорится, что оно умопредставляемо по примышлению» [[xi]; с.23].

Тот же принцип построения мы видим и в грамматике Ломоносова, восходящей к Пор-Роялю, модистам и в конечном счете к Присциану: если имена выражают простые идеи и суть «изображения вещей», глаголы «изображают деяния», имена глагольные, местоимения и наречия – «сложенные идеи», а предлоги и союзы – отношения, то «сложенные по логически идеи называются рассуждениями, а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют» [8; с. 405 м далее]. Таким образом, на уровне плана содержания риторика изоморфна грамматике: одни и те же фундаментальные топические (семантические) отношения организуют парадигматические связи классов слов в системе, порождение предложения, отношения термов в замысле высказывания и порождение текста.

Смысл всей этой теоретической конструкции состоит, очевидно, в следующем: язык, по Ломоносову, – основа общества и условие организации общества в систему [8; с.394]. Развитие общества предполагает продуктивное научное, художественное и иное творчество, тот есть способность к созданию новых идей. Поэтому учение о языке, нормы грамматики, диалектики и риторики должны стимулировать методически дисциплинированное творческое мышление, основа которого – изобретение, не формальное исчисление (как у Лейбница), но процесс открытия и конструирования нового знания.



[i] Исторически комплекс наук тривиума и квадривиума формируется именно в такой последовательности: сначала диалектика, поэтика и риторика, а затем грамматика.

[ii] Гаврюшин Н.К. “Риторика” М.В. Ломоносова и “Логика” Макария Петровича. Памятники науки и техники. М., 1986, с.131-154.

[iii] Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. Пер. Е.Ф. Шичалиной. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002.

[iv] Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избр. философские произведения. Пер. А.Н. Савина. М., Изд-во социально-экономической литературы, 1960. С.694-696.

[v] Пирс Ч. Логические основания теории знаков. Пер. В.В. Кирющенко и М.В. Колопотина. С-Пб. «Алетейа», 2000.

[vi] Моррис Ч. Основания теории знаков. Пер. В.П. Мурат. — Семиотика. М., «Радуга», 1983.

[vii] Ломоносов М.В. Российская грамматика. Полн. собр. соч. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1952.

[viii] Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Полн. собр. соч. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1952.

[ix] Pérélman Ch., Olbrechts-Tytéca L. Traité de l` argumentation. T. 1 P., 1958.p.175-176.

[x] Лейбниц Г. Основы исчисления рассуждений. Соч. Т.3. М., «Мысль», 1984.

[xi] Св. Василий Великий. Творения. Часть III. Репринт. М., 1993

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

[PDF] Михаил Ломоносов и заря российской науки title={Михаил Ломоносов и рассвет русской науки}, автор={Владимир Шильцев}, журнал = {Физика сегодня}, год = {2012}, объем = {65}, страницы = {40-46} }

  • В. Шильцев
  • Опубликовано 1 февраля 2012 г.
  • Physics
  • Physics Today

Как ни странно, невоспетый на Западе, Ломоносов проложил путь в физику, химию и астрономию; получил признание как поэт и историк; и был ключевой фигурой русского Просвещения.

View Via Publisher

Physicstoday.scation.org

В память о первом русском ученовом (1711–1911)

  • P. N. Lebeedev
  • Art

  • 2011

. 1911 г. к двухсотлетию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Слова П. Н. Лебедева о печальной судьбе российской науки…

Михаил Ломоносов. Панегирик Государю Императору Петру Великому (1755). Английский перевод со сносками и комментариями В.Шильцева

  • М. Ломоносов, В. Шильцев
  • Образование

  • 2020

Михаил Ломоносов (1711-1765), один из виднейших деятелей просвещения России, внес важный вклад в физику , химия, астрономия, литература…

Открытие Ломоносовым атмосферы Венеры в 1761 году: английский перевод оригинальной публикации с комментариями

  • В. Шильцев
  • Физика

  • 2012

Ключевой деятель русского Просвещения, эрудит Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) открыл атмосферу Венеры во время ее прохождения по диску Солнца в 1761 году. АТМОСФЕРА: ЛОМОНОСОВ И ДРУГИЕ

  • В. Шильцев
  • Физика

  • 2014

Российский эрудит Михаил Васильевич Ломоносов утверждал, что открыл несколько 17 атмосферы Солнца во время прохождения диска Венеры1. другие астрономы наблюдали…

Наука о поверхности планет земной группы

  • Э. Милон, У. Уилсон
  • Физика, геология

  • 2014

В этой главе мы исследуем поверхности, а также внутреннюю часть Венеры, Меркурий, Марс , и сравните их свойства со свойствами Земли и Луны, которые мы уже рассмотрели. В Милоне…

Ломоносов, открытие атмосферы Венеры и транзиты Венеры в восемнадцатом веке

  • Дж. Пасачофф, В. Шиэн
  • Физика

  • 2012

Открытие атмосферы Венеры широко приписывается русскому академику М.В. Ломоносова из наблюдений за прохождением Венеры в 1761 г. из Петербурга. Другие наблюдатели на…

POMOR POLYMATH: воспитание Михаила Васильевича Ломоносова, 1711–1730

  • R. Creeas 1711–1765) открывает окно в российскую науку, политику, язык и общественное развитие в эпоху Петра Великого (1672–1725). Мы покрываем…

    Научный Архангельск и Поморье: прогулка сквозь века и тысячи верст

    • В. Шильцев, М. Есеев
    • Искусство

    • 2014

    Оконтуривание северо-западных и эвенских территорий России по меркам Белого и Баренцева края моря обширны, удалены и малонаселены. А ведь вот уже семь веков та далекая провинция…

    О новом издании собрания сочинений М. В. Ломоносова

    • В. Шильцев
    • Искусство, физика

    • 2013

    Издательство «Наука» Российской академии наук выпустило в свет очередной (10-й) том 2-го издания Полного собрания сочинений М. В. Ломоносова. Новые…

    Открытие радиационных поясов Земли

    • Д. Бейкер, М. Панасюк
    • Геология, образование

    • 2017

    Спустя шесть десятилетий после открытия поясов ученые все еще находят загадочные черты58.

    с показателем 1-5 из 5 ссылок

    Количественный анализ культуры с использованием миллионов оцифрованных книг

    • E. Aiden, Жан-Баптист Мишель
    • Социология

      Наука

    • 2011 9000

    . И. области «культуромики», сосредоточившись на лингвистических и культурных явлениях, которые были отражены в английском языке между 1800 и 2000 годами, и показывает, как этот подход может дать представление о таких разных областях, как лексикография, эволюция грамматики, коллективная память, принятие технологии и стремление к славе.

    Mikhail Vasil’evich Lomonosov на корпускулярной теории

    • M. Lomonosov
    • Философия

    • 1970

    Химист, Кудье, физик, поэт, J

    • 202020202020202020202020202020202020202020. , Princeton U. Press, Princeton, NJ

    • 1952

    Полное собрание сочинений, 11 томов

    • Наук. СССР, Москва и Ленинград

    • 1950

    О приборе ночного видения Михаила Ломоносова см. Г. С. Ландсберг

    Эпоха Просвещения в России | Вера и наука в русской религиозной мысли

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВера и наука в русской религиозной мыслиРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВера и наука в русской религиозной мыслиРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    CITE

    Obolevitch, Teresa,

    «Возраст просветления в России ‘

    ,

    Вера и наука в российской религиозной мысли

    (

    Oxford,

    2019;

    9202020202020202020202020202020202020202020212020202120202020202020202020202.

    . Академический

    , 18 июля 2019 г.

    ), https://doi.org/10.1093/oso/9780198838173.003.0002,

    по состоянию на 8 ноября 2022 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВера и наука в русской религиозной мыслиРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВера и наука в русской религиозной мыслиРелигиоведениеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    В главе 2 рассматриваются отношения между наукой и религией в восемнадцатом веке, известном как эпоха Просвещения. Государственная политика вестернизации, проводившаяся главным образом Петром I и Екатериной II, вызвала колоссальное распространение научных знаний и, как следствие, первые попытки установить связь между наукой и богословием. В главе эта проблема анализируется как с научной, так и с богословской точек зрения. Во-первых, в восемнадцатом веке была открыта Российская академия наук и русская философия того времени пыталась интерпретировать научные данные в соответствии с богословскими истинами. Но, с другой стороны, ряд православных богословов указывали на ограниченность научных знаний. В этой главе анализируется мысль Михаила Ломоносова, Григория Сковороды, Феофана Прокоповича и других представителей эпохи русского Просвещения.

    Ключевые слова: Эпоха Просвещения, Киево-Могилянская академия, Российская академия наук, гелиоцентризм, божественная мудрость, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, Феофан Прокопович

    Предмет

    Религиоведение

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Нажмите Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *