Отец и дочь Болконские в романе «Война и мир», отношения, взаимоотношения (княжна Марья и старый князь)
В этой статье представлено цитатное описание отношений отца и дочери Болконских в романе «Война и мир»: история взаимоотношений персонажей.
Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Князь Николай Андреевич Болконский является богатым и знатным дворянином, отставным генерал-аншефом, уважаемым человеком в высшем обществе. Он уже много лет живет с дочерью Марьей в деревне, ведя почти затворнический образ жизни:
«…с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей…» (том 1 часть 1 глава XXII)
Николай Андреевич сам занимается образованием княжны Марьи и преподает ей математику. Отец распределяет всю жизнь дочери беспрерывными занятиями разного рода:
«Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях.» (том 1 часть 1 глава XXII)
Старый князь Болконский резок и требователен с дочерью Марьей, как и со всеми окружающими. Дочь испытывает к отцу страх и почтительность:
«Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.» (том 1 часть 1 глава XXII)
Каждое утро княжна Марья в страхе входит в официатскую комнату, чтобы поприветствовать отца, и каждый раз она молится, чтобы их встреча прошла удачно:
«В день приезда молодых, утром, по обыкновению, княжна Марья в урочный час входила для утреннего приветствия в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву. Каждый день она входила и каждый день молилась о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно.» (том 1 часть 1 глава XXII)
Каждый день старик Болконский преподает дочери математику, но каждый раз урок заканчивается скандалом. Дело в том, что из-за постоянного страха княжна Марья не понимает материала, из-за чего старик выходит из себя:
» — Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc…
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью.» (том 1 часть 1 глава XXII)
Старик Болконский постоянно оскорбляет дочь, но та даже не обижается на него:
«Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его.» (том 2 часть 3 глава XXV)
Из-за тяжелых отношений с отцом княжна Марья почти всегда ходит с грустным, испуганным выражением лица, которое делает ее еще более некрасивой:
«Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…» (том 1 часть 1 глава XXII)
Несмотря ни на что, княжна Марья любит и уважает отца, по словам ее брата князя Андрея:
«Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее — я знаю, как она вас любит и уважает.» (том 3 часть 1 глава VII)
Марья искренне почитает и любит отца и считает его добрым человеком:
«Ах, он так добр! – сказала княжна.» (том 1 часть 1 глава XXIV)
«…какое другое чувство, кроме vénération {обожания}, может возбудить такой человек, как mon père {мой отец}? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.» (том 1 часть 1 глава XXV)
В глубине души старик Болконский очень любит свою дочь, он любит ее больше себя, но не умеет проявлять свою любовь так, чтобы дочь не страдала:
«И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.»…к дочери, которую он любит больше себя…» (том 1 часть 3 глава IV)
«Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё-таки знала это, любил ее, быть несправедливым?» (том 2 часть 3 глава XXV)
Князь Болконский знает, что мучает свою дочь, но не может это изменить:
«Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого...» (том 3 часть 1 глава VIII)
«Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя…» (том 3 часть 1 глава VIII)
По мнению князя Андрея, его сестре бывает иногда тяжело от характера отца, который с годами становится еще жестче. Однако сама Марья так не считает:
«— Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? — вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
— Мне?… Мне?!… Мне тяжело?! — сказала она.
— Он и всегда был крут; а теперь тяжел становится, я думаю, — сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
— <…> Разве возможно судить об отце?» (том 1 часть 1 глава XXV)
Княжне Марье жаль, что отец не разделяет ее религиозности и насмехается над ней. Девушка в тайне от отца принимает у себя странников, «божьих людей» и помогает им:
«— Одно, чтó тяжело для меня, — я тебе по правде скажу, André, — это образ мыслей отца в религиозном отношении. <…> В последнее время его насмешки не так язвительны…» (том 1 часть 1 глава XXV)
«— Это Машины божьи люди, — сказал князь Андрей. — Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.» (том 2 часть 2 глава XIII)
Старик Болконский всегда сопровождает княжну Марью в ее выездах в свет и никуда не пускает ее без себя:
«В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера.» (том 2 часть 5 глава II)
Николай Андреевич не мыслит жизни без княжны Марьи и делает все, чтобы та не вышла замуж:
«...его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом…» (том 1 часть 3 глава V)
«Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? – думал он…» (том 1 часть 3 глава IV)
В результате княжна Марья так и не выходит замуж при жизни отца, рискуя остаться старой девой до конца своих дней:
«Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом.» (том 2 часть 5 глава II)
Из-за эгоизма отца княжна Марья проживает лучшие годы своей жизни без радости, в страхе и вечных страданиях:
«Княжна Марья была всё та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни.» (том 3 часть 1 глава VIII)
В последний период своей жизни (в 1812 г.) старик Болконский постоянно находится не в духе, его раздражительность по отношению к дочери доходит до жестокости. Он все так же оскорбляет и унижает ее и всегда выставляет ее виноватой:
«…и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе.» (том 2 часть 5 глава II)
«Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, — ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, — умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата.» (том 2 часть 5 глава II)
Добрая княжна Марья чувствует жалость к слабеющему отцу и не осуждает его поведение:
«В такие минуты в душе княжны Марьи собиралось чувство, похожее на гордость жертвы. И вдруг в такие-то минуты, при ней, этот отец, которого она осуждала, или искал очки, ощупывая подле них и не видя, или забывал то, что́ сейчас было, или делал слабевшими ногами неверный шаг и оглядывался, не видал ли кто его слабости, или, что́ было хуже всего, он за обедом, когда не было гостей, возбуждавших его, вдруг задремывал, выпуская салфетку, и склонялся над тарелкой, трясущеюся головой. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» думала она с отвращением к самой себе в такие минуты.» (том 2 часть 5 глава II)
Однажды княжна Марья в сердцах признается Пьеру Безухову в том, что иногда она готова выйти замуж за кого угодно, чтобы не жить с отцом. По ее словам, ей бывает тяжело любить отца, которому она причиняет лишь горе:
«— Ах, Боже мой, граф! есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, — вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья.— Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом) не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно — уйти, а куда мне уйти?
— Что́ вы, что́ с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
— Я не знаю, что́ со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что́ я вам сказала.» (том 2 часть 5 глава IV)
В 1812 г. князь Андрей, отправляясь на войну, жалеет, что сестра Марья не может, как он, уехать из дома от невыносимого отца. Марья не соглашается с мнением брата:
«— Ты решительно едешь, André? — сказала ему сестра.
— Слава Богу, что могу ехать, — сказал князь Андрей; — очень жалею, что ты не можешь.
— Зачем ты это говоришь! — сказала княжна Марья. — Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну, и он так стар!» (том 3 часть 1 глава VIII)
По мнению князя Андрея, его отец старик Болконский «выжил из ума» и издевается над жалким невинным существом — княжной Марьей:
««Так это должно быть!» думал князь Андрей, выезжая из аллеи Лысогорского дома.«Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя.» (том 3 часть 1 глава VIII)
Летом 1812 г. со стариком Болконским случается удар (инсульт). Три недели он лежит парализованный, княжна Марья день и ночь почти без сна ухаживает за ним:
«Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.» (том 3 часть 2 глава VIII)
«Всё в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме.» (том 3 часть 2 глава VIII)
«Она день и ночь, почти без сна, следила за ним…» (том 3 часть 2 глава VIII)
В этот период княжна Марья часто ловит себя на ужасной мысли, что она желает скорейшей смерти отцу. Она чувствует отвращение к самой себе за эти мысли:
«Надежды на исцеление не было.Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец!» иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти признаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней.» (том 3 часть 2 глава VIII)
«Чего же я хотела? Я хочу его смерти, — вскрикнула она с отвращением к себе самой.» (том 3 часть 2 глава VIII)
В то же время только сейчас княжна Марья впервые за много лет задумывается о свободной жизни без отца, о личном счастье:
«И что̀ было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли, когда она, ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды.То, что̀ годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь.» (том 3 часть 2 глава VIII)
Даже когда отец лежит парализованный и едва может говорить, княжна Марья все равно боится его, боится разозлить его своими поступками:
«Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его.» (том 3 часть 2 глава VIII)
«— Я тебя звал всю ночь… — выговорил он.
— Ежели бы я знала... — сквозь слезы сказала она. — Я боялась войти.» (том 3 часть 2 глава VIII)
Несмотря ни на что, княжне Марье страшно и жалко потерять отца. Вспоминая свою жизнь с ним, она во всех его словах и поступках видит проявление любви:
«Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней.» (том 3 часть 2 глава VIII)
В день своей смерти старик Болконский, вероятно, предчувствуя свой конец, впервые в жизни называет дочь «душенькой» или «дружком». Он со слезами просит у Марьи прощения за все и говорит ей спасибо:
«— Душенька… — или — дружок…— Княжна Марья не могла разобрать; но наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. — Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти!» думала княжна Марья.Он помолчал.
— Спасибо тебе… дочь, дружок… за всё, за всё… прости… спасибо… прости… спасибо!.. — И слезы текли из его глаз.» (том 3 часть 2 глава VIII)
Спустя три недели после первого со стариком Болконским случается второй инсульт, после чего тот умирает:
«…и с ним сделался второй и последний удар.» (том 3 часть 2 глава VIII)
«Предводитель, в день смерти князя, 15-го августа…» (том 3 часть 2 глава IX)
После смерти отца княжне Марье становится мерзко за то, что она желала ему смерти:
«…она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор, и которая выказалась во время болезни ее отца.» (том 3 часть 2 глава X)
««Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого-нибудь!» подумала она.» (том 3 часть 2 глава X)
Сразу после похорон на Марью сваливается огромная ответственность в виде управления имениями. В заботах по хозяйству княжна Марья забывает свое горе, насколько это возможно:
«Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно было забыть свое горе.» (том 3 часть 2 глава X)
«Она думала всё об одном — о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться.» (том 3 часть 2 глава XII)
Думая об отце, княжна Марья со слезами вспоминает то ласковое слово «душенька», которым старик назвал ее в день смерти:
«И княжна Марья вслух произнесла то ласкательное слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду-ше-нь-ка!» повторила княжна Марья это слово ж зарыдала облегчающими душу слезами.Она видела теперь перед собою его лицо. <…>
«Душенька», повторила она.
«Чтό он думал, когда сказал это слово? Чтό он думает теперь?» вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это, она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице.» (том 3 часть 2 глава XI)
Это было цитатное описание отношений отца и дочери Болконских в романе «Война и мир» Льва Толстого: история взаимоотношений героев.
Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Отношения в семье Болконских – отцы и дети в “Войне и мире”
Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал многообразие характеров. Особое внимание писатель уделяет различным семьям и их взаимоотношениям. Важную роль в повествовании играют отношения в семье Болконских, которые отличаются сложностью и неоднозначностью.
Члены семьи
В романе-эпопее описывается целое семейство Болконских, которое принадлежит к древнему роду князей. Важное место в повествовании занимает Андрей Болконский, который женится на Лизе Мейнен и получает наследника в лице Николеньки Болконского. Андрей – сын князя Николая Болконского. Отец семейства – важный образ в романе, олицетворяющий старые принципы дворянства. Интересны его взаимоотношения с дочерью – княжной Марьей.
К членам семьи можно отнести и мадмуазель Бурьен, которая долгое время находилась рядом.
Взаимоотношения князя Николая с детьми
Князь Николай Болконский – довольно строгий отец семейства. Поэтому взаимоотношения между Болконскими натянуты. Однако так кажется лишь на первый взгляд.
Сложны отношения князя Николая Болконского с княжной Марьей. Он очень суров с ней. Герой и сам понимает, что «мучает свою дочь» и делает ее жизнь очень тяжелой. Но несмотря на это, дочь искренне любит своего отца и уважает его за прямолинейность. Княжна Марья счастлива рядом со своим отцом. Она понимает, что жестокость отца связана не с самодурством, а с тем, что он пытается воспитать своих детей согласно чести и достоинству. В эпизоде кончины Николая Болконского видна вся любовь отца к дочери, которая была скрыта маской строгости на протяжении многих лет. Герой просит прощения перед своей дочерью за все те трудности, которые он доставил ей. Весь «стройный» порядок жизни семейства, который был всегда «доведен до последней степени точности», научил Андрея Болконского и княжну Марью строгости и последовательности собственных действий. Жесткие правила только закалили их характеры. Близость воспитания объединяет князя Андрея и княжну Марью с самого детства. Между собой они всегда были дружны. Героям удалось пронести сквозь года теплые взаимоотношения.
Л. Н. Толстой, показывая отношения между князем Николаем Болконским и Андреем с Марьей, поднимает вечную проблему «отцов и детей». Несмотря на ссоры между членами семейства, несмотря на их частые конфликты, между старшим и младшим поколениями было больше сходств, чем различий. Героев объединяло главное – любовь к Родине и желание защитить ее любым способом. Также для героев всегда была важна семья. Отношения были настолько тесными и нерушимыми, что члены семейства не могли оставить друг друга в трудных ситуациях и всегда заботились о своих близких.
Отношения в семье Андрея Болконского
В романе «Война и мир» показано несколько поколений. Л. Н. Толстой демонстрирует, как представитель «нового» поколения – Андрей Болконский – строит собственную семью.
Будучи совсем юным, князь Андрей женится на красивой светской девушке – Лизе. Их отношения нельзя назвать любовью. Героиня не любила своего мужа, для нее он служил необходимостью, предметом, наличие которого требует общество. Князь Андрей также не имел чувств к героине. Он быстро понимает, что совершил огромную ошибку, связав свою жизнь с нелюбимой женщиной. Он с досадой размышляет: «Счастлив ли я?
Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…». Герою становится тесно и трудно в своей семье.
В ходе повествования Лиза умирает при родах. Князь Андрей остается с сыном Николенькой, который в семилетнем возрасте теряет отца. Николенька не помнит князя Андрея, однако пытается вырасти честным человеком, которым бы гордился отец.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Отношения в семье Болконских», раскроет сущность семейных отношений, во главе которых стоял князь Николай Болконский, и отношений, которые строил князь Андрей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ирина-Львовна Фрол
21/31
Яна Гулько
21/31
Асыл Марат
29/31
Марина Ставрогина
31/31
Александр Матвеев
24/31
Елена Наволокина
27/31
Екатерина Славская
13/31
Татьяна Габова
21/31
Катя Иванова
30/31
Михаил Палагин
23/31
Война и мир — Plugled In
Эта эпическая история переплетает жизни нескольких выдающихся русских семей на протяжении восьми лет, в течение которых Наполеон Бонапарт завоевывает большую часть Европы и стремится вторгнуться в Россию. История начинается в Санкт-Петербурге, в 1805 году, на вечеринке, устроенной богатой светской львицей. Она обсуждает французскую угрозу со своим другом князем Курагиным. Она также хвалит его дочь, прекрасную Элен, но упрекает его сына Анатоля в том, что он хам.
Князь просит ее познакомить Анатоля с Марией Болконской, единственной дочерью князя Болконского, богатого отставного военачальника. Пьер Безухов, внебрачный сын богатого графа, приезжает только что из заграничного путешествия. Он крупный, простой мужчина, которому неудобно общаться с аристократией. Пьера заинтриговал Андрей Болконский, брат Марии, военный офицер. Они начинают предварительную дружбу, основанную на их обсуждениях философии. К большому разочарованию князя Курагина, его надежды унаследовать огромное состояние графа Безухова рушатся, когда граф умирает и оставляет свое состояние Пьеру.
В Москве семья Ростовых устроила праздник в честь матриарха и ее дочери, названных в честь святой Наталии. Наташа Ростова, 13 лет, шпионит за своим братом и кузиной, Николаем и Соней, когда они признаются друг другу в любви и обещают однажды пожениться.
Под Москвой, в отдаленном имении Лысая Горка, Мария Болконская находится под опекой своего требовательного и властного отца, князя Болконского. Она счастлива, когда ее брат Эндрю приезжает со своей беременной женой Лизой. Андрей и их отец спорят о гениальности Наполеона, но князь все же отправляет сына на войну с рекомендательным письмом к генералу Кутузову, надеясь добиться для сына лучшего положения в армии.
Николай, Андрей и Анатоль отправились воевать с австрийцами против Наполеона. У каждого свой опыт войны. Эндрю тяжело ранен, и его семья считает его мертвым. Тем временем Пьер пытается приспособиться к русской знати, но дочь князя Курагина, Элен, которая желает выйти за него замуж, чтобы получить его богатство, легко им манипулирует.
Пьер женится на ней, но вскоре она причиняет ему боль тем, что заводит роман с мужчиной по имени Долохов. Пьер вызывает его на дуэль, на которой он тяжело ранит Долохова. Опасаясь, что он убил его, Пьер бежит в деревню. Недовольный жизнью, он впадает в культ масонства. На его невинную природу охотятся те, кто ему служит, поскольку он пытается быть щедрым по отношению к своим крепостным. На протяжении всей истории он ищет способы помочь другим и вести хорошую жизнь.
Удачно выдав дочь замуж за Пьера, князь Курагин намеревается женить своего сына Анатоля на дочери князя Болинского. Хотя Марию тянет к Анатолю, она слишком предана своему овдовевшему отцу, чтобы оставить его. Она принимает свою судьбу остаться незамужней старой девой в качестве акта христианского служения. К облегчению семьи, Эндрю возвращается в Лысый холм. К сожалению, его жена умирает при родах. Андрей впадает в депрессию. Он покидает Лысый холм, чтобы управлять меньшим поместьем, пока Мэри воспитывает его сына.
Николай возвращается домой со своим другом Долоховым, чтобы они могли выздороветь после битвы. Долохову нравится двоюродная сестра Николая Соня. Она отвергает его ухаживания, считая его плохим человеком. Николай призывает ее отказаться от своего детского обещания выйти замуж, чтобы она могла принять предложение Долохова. Она настаивает, что будет любить только Николая. Позже, в отместку за ее отказ, Долохов убеждает своего друга сыграть с ним в карты и выигрывает все деньги Николая, заставляя графа Ростова собрать деньги для выплаты долгов сына. Николай возвращается на войну.
Пьер навещает своего друга Эндрю, и они обсуждают свои разные взгляды. Пьер верит в стремление к высшей духовности и добру, а Андрей убежден, что жизнь слишком быстротечна и пустынна, чтобы случайно о чем-то глубоко заботиться. В конце концов Пьер зажигает в Эндрю маленькую вспышку надежды.
Андрей еще больше воодушевляется, когда посещает Ростовых в их загородной усадьбе и видит прекрасную Наташу. Андрей удивляется новой жизни внутри него и отправляется в Санкт-Петербург, где начинает работу в царском правительстве. Ростовы также приезжают в Петербург, и Пьер побуждает Андрея искать отношения с уже 16-летней Наташей.
Оба мужчины влюблены в девушку, но поскольку Пьер все еще женат, он не может действовать в соответствии со своими чувствами. Андрей просит руки Наташи. Его отцу не нравится брак, и он настаивает на том, чтобы они подождали год, прежде чем официально обручиться. Они соглашаются, и Эндрю отправляется путешествовать по миру, позволяя Наташе искать в другом месте, если она не думает, что брак с пожилым мужчиной сделает ее счастливой. Отец Эндрю вымещал свой гнев из-за их помолвки на своей дочери Марии. Она продолжает терпеть его эмоциональное насилие с христианской благодатью.
Родители Николаса умоляют его вернуться из армии, так как семья приближается к финансовому краху. Его мать хочет, чтобы он женился на богатой светской львице, тем самым гарантируя, что семья сможет выплатить его долги, но Николас желает жениться по любви. Когда он, его сестра Наташа и их двоюродная сестра Соня с удовольствием участвуют в маскараде в соседнем имении, Николас понимает, что он действительно любит Соню. Он целует ее и обещает жениться на ней.
Наташа получает письмо от Андрея, в котором говорится, что он должен держаться подальше из-за плохого состояния здоровья. Хотя юная Наташа все еще любит, ей становится скучно ждать. Ростовы возвращаются в Москву, чтобы договориться о продаже своей усадьбы и заказать Наташину свадебное приданое. Она навещает своих будущих родственников мужа, которые также вернулись в город. Встреча не проходит гладко, и Наташа впадает в уныние, полагая, что ее брак никогда не состоится. Во время посещения оперы она встречает Анатоля Курагина, который очарован ею. Он романтически преследует ее, хотя тайно женат на другой женщине.
Наташа влюблена в лихого Анатоля, а ее чувства к Андрею путаются. Анатоль пишет ей любовное письмо, умоляя сбежать с ним. Соня находит письмо, и сюжет останавливается, но Андрей, узнав о ее измене, расторгает их помолвку. Наташа отравляется мышьяком, но вовремя получает лекарство. Она впадает в депрессию, пока Пьер снова не вытаскивает ее. Андрей и Николай возвращаются в армию, а Наполеон строит планы похода в Россию.
Наташа начинает поправляться после того, как сосед предлагает отвезти ее на несколько религиозных церемоний. Молодая девушка принимает Божью благодать и прощение за свои действия. Пьер продолжает навещать семью и наслаждаться ее обществом. Используя масонский кодекс, он предсказывает, что Наполеон потерпит поражение в 1812 году. Он отправляется на фронт, чтобы сделать все возможное, чтобы остановить французов. Специальное разрешение на службу в армии получает и младший сын Ростовых, Петя.
Эндрю пишет своей семье, призывая их покинуть Лысую гору и вернуться в Москву, так как французы быстро приближаются. Его отец сначала игнорирует совет, но затем уезжает в загородную усадьбу Эндрю. Принц переносит инсульт и умирает, не успев добраться до Москвы.
Французы почти настигают их, но слуги не помогут Мэри сбежать. Николай Ростов случайно появляется в поместье и немедленно заставляет слуг помочь Марии. Эти двое чувствуют искру любви, но не действуют в соответствии с ней до того, как Мэри отправляется в Москву.
Пьер встречается с армией под Бородино. Несмотря на значительное численное превосходство над французами, русская армия храбро сражается. Битва считается поворотным моментом, в котором Наполеон, фактически выигравший, проигрывает битву из-за низкого морального духа. Пьер встречает Долохова, который просит прощения за свой роман с Элен.
Тем временем князь Андрей снова разочаровывается в жизни и вспоминает об отце и Наташе. Он ранен во время боя и, ожидая операции в армейском госпитале, становится свидетелем того, как его сопернику Анатолю Курагину ампутируют ногу. Анатоль умирает от полученных травм.
Разгромленная русская армия вынуждена отступить и позволить французам взять Москву. Многие дворяне бегут из города, хотя правительство просит их остаться. Разочарованный известием о разводе жены и битвой, свидетелем которой он был, Пьер тайно бежит в Москву. Николай пишет своей семье, которая готовится уехать из Москвы, чтобы сообщить им, что он привязался к Марии Болконской. Семья взволнована, поскольку брак облегчит их долг.
Соня все еще надеется выйти замуж за Николая. Ростовы открывают свой дом для раненых солдат. Граф также снимает свои личные вещи с телег, чтобы их можно было использовать для перевозки раненых. Князь Андрей среди привезенных в дом умирающих, но графиня скрывает правду от Наташи.
Наполеон оскорблен, узнав, что московские старейшины скорее бежали, чем остались и приветствуют его как победителя. Единственный оставшийся российский чиновник возмущен тем, что его не вызвали для организации боя. В раздражении он приказывает освободить заключенных и сумасшедших. Когда у его дома собирается толпа крестьян, он выводит политического заключенного и приказывает толпе убить его. Когда они избивают заключенного и еще одного мужчину, чиновник садится в свою карету, чтобы сбежать из города. Французские солдаты, наслаждаясь свободой, которую дает опустевший город, случайно вызывают пожары, бушующие по всей Москве.
Пьер становится одержим идеей убить Наполеона. Несмотря на то, что его отвлек французский офицер, жизнь которого он спас, Пьер наконец решается завершить дело. Он арестован французами по подозрению в шпионаже. Его унижают в тюрьме и выводят на казнь, но в последний момент спасают и возвращают в тюрьму. Пьер заводит дружбу с другим заключенным и узнает, что через веру счастье можно найти в простых вещах, таких как еда, тепло и отсутствие боли.
Тем временем Соня сообщает Наташе, что Андрей среди раненых. Наташа ускользает к нему, когда ее семья спит. Она умоляет Андрея простить ее. Княгиню Марью и Николая снова сводит ее тетя. Его смущают его чувства к Мэри, поскольку он все еще любит Соню. Под давлением тети Соня пишет ему письмо, освобождающее его от помолвки. Мэри посещает Ростовых, чтобы ухаживать за своим братом. Она и Наташа рядом с ним, когда он умирает. Оплакивают Ростовы и смерть их младшего сына Пети, убитого французами.
Русская армия возвращается в Москву, и Наполеон, вместо того чтобы вступить в бой, отступает. Русские начинают серию партизанских атак на отступающие войска. Спасен Пьер, вынужденный маршировать как военнопленный. Он возвращается в Москву свободным человеком. Теперь, вдова, Пьер нашел удовлетворение в своих испытаниях. Он навещает княжну Марью и удивляется, увидев Наташу. Две женщины сблизились из-за потери принца Эндрю.
Пьер знает, что любит Наташу, и Мария уверяет его, что, если он даст Наташе время, она согласится выйти за него замуж. В эпилоге читатель узнает, что Наташа и Пьер женятся и живут вполне обычной жизнью, вне круга высшего общества. Николай и Мария также женятся, что позволяет ему выплатить огромные долги своей семьи.
Война и мир (литература) — TV Tropes
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/literature/warandpeace
СледующийПерейти к
— Ничего не выяснено, ничего не выяснено, — опять сказал себе Пьер. Все, что мы можем знать, это то, что мы ничего не знаем. И это вершина человеческой мудрости.
Война и мир — роман Льва Толстого о делах ряда взаимосвязанных русских дворян во время и после наполеоновских войн.
1805 год. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции и ведет войну с Австрией и Россией, стремясь сделать Францию верховной нацией на Земле. В Петербурге Пьер Безухов, внебрачный сын графа Кирилла Владимировича Безухова, посещает вечер у Анны Павловны, фрейлины русской императрицы. В день святой Натальи гости собираются в ростовском особняке в Отрадном, чтобы засвидетельствовать свое почтение графине Ростовой и ее дочери Наташе. Через несколько дней князь Андрей Болконский объявляет отцу, что собирается вступить в русскую армию и добиться славы, как это сделал Наполеон…
Тем временем княгиня Друбецкая подходит к князю Василию Курагину на вечере у Анны, чтобы попросить об услуге устроить ее сына Бориса на высокий и безопасный военный пост. Дети в Отрадном играют в нерабочее время, и возникают детские обещания о браке. Андрей оставляет свою беременную жену с отцом и сестрой, а сам отправляется на поиски славы в бою. Также трое пьяных хулиганов привязывают полицейского к медведю и обоих сбрасывают с моста в реку.
И это только вводные главы.
Известен своим огромным размером, предполагаемой нечитабельностью и считается одним из величайших когда-либо написанных романов. Также считается блестящим пресс-папье. Или для того, чтобы ударить кого-нибудь по голове, если вам нужно…
Примечание. Из-за версии «Назовите мое имя» с буквой «S», в переводах на протяжении многих лет имена персонажей перечислялись с небольшими различиями в написании, и это отражено в несколько примеров на вики. Например, Мария=Марья или Мария, Николай=Николай, Андрей=Андрей и так далее.
Адаптации:
Фильмы
- Война и мир (1956) : Американская версия, режиссер Кинг Видор, с Одри Хепберн в роли Наташи и Генри Фондой в роли графа Безухова, вырезано многое, так что было «всего» 208 минут.
- Война и мир (1966) : Советская версия Сергея Бондарчука (который также играл Пьера) была более точной. Он был выпущен в четырех частях в 1966 и 1967 годах, общей продолжительностью 431 минута. С учетом инфляции это самый дорогой фильм в истории.
Live-Action TV
- BBC сняла два мини-сериала:
- Война и мир (1972) с Энтони Хопкинсом в главной роли в роли Пьера
- Война и мир (2007) , французско-итальянский мини-сериал с Александром Бейером в роли Пьера
Театр
- Одноименная опера Сергея Прокофьева, премьера которой состоялась в 1955 году
- Наташа, Пьер и Великая комета 1812 года , «электро-поп-опера» Дэйва Маллоя 2012 года, которая адаптирует часть истории (соблазнение Анатолем Наташи и последствия).
В этой книге приведены примеры (
Неотмеченные спойлеры впереди ):- Антихрист: Призвание; Бонапарта считают таковым многие персонажи в очереди из-за его способности к войне.
Анна Павловна Шерер : «Если вы еще пытаетесь защищать гнусности и ужасы, которые творит этот антихрист — я действительно верю, что он антихрист, — я не буду больше иметь с вами ничего общего, и вы мне уже не друг, не мой «верный раб», как ты себя называешь!
- Жестокие родители: Старый князь Болконский эмоционально оскорбляет свою дочь Марью; он часто обижает ее из-за внешности, и ей приходится нести основную тяжесть его перепадов настроения. Он немного менее оскорбителен по отношению к Лизе, своей невестке, но на самом деле не скрывает своего пренебрежения к ней.
- Отсутствие заставляет сердце уйти туда:
- Наташа соблазняется Анатолем во время ее разлуки с Андреем.
- Николай влюбляется в Марью вдали от Сони.
- Адаптационная привлекательность: Довольно характерна для княгини Марьи Болконской, которую в романе описывают как «некрасивую» (но с красивыми глазами). В адаптации 2007 года ее играет великолепная итальянская актриса Валентина Черви ( ◊ ), а ирландка Джесси Бакли ( ◊ ) в адаптации 2016 года столь же прекрасна, хотя и не так классически красива. Ни в одной из этих адаптаций нельзя было точно описать Марию или как уродливую.
- Эзоп: Вы знаете «Великолепных ублюдков»? Нет, никто из тех, кто здесь.
- Кресло Военное: сам Наполеон. Толстой пошел на многое, чтобы попытаться опровергнуть известный военный талант императора, посвятив целую главу анализу Бородинского сражения, чтобы продемонстрировать, насколько приказы Наполеона не соответствовали действительности и что он наблюдал за битвой только с безопасного расстояния.
- Брак по договоренности:
- Ростовы пытаются связать Николая со множеством других девушек, несмотря на это назойливое Детское брачное обещание Соне.
- Женитьба Пьера на Елене (Элен) Курагиной тоже в некотором роде считается, учитывая, что он был в этом сильно замешан, и ни один из них не особенно любит друг друга.
- Ростовы пытаются связать Николая со множеством других девушек, несмотря на это назойливое Детское брачное обещание Соне.
- Сегодня вечером в опере: Наташа идет в оперу, где ее соблазняет Анатоль.
- Аватар автора: Пьер и Князь Андрей являются аватарами Льва Толстого или частично основаны на нем.
- Автор Флибустьер: Книга становится менее художественной по мере того, как она продолжается, и больше философско-исторического эссе.
- Автор Тракт: ИСТОРИЯ, ИСТОРИЯ, ИСТОРИЯ! Есть целый второй эпилог, посвященный ниспровержению теории Великого Человека Истории, которая была в моде в 19 веке.
- Babies Ever After: Коротко о первом эпилоге. В качестве бонуса упомянутые младенцы названы в честь мертвых персонажей — см. Dead Guy Junior.
- Крутой книжный червь: Пьер, застенчивый, неуклюжий, полноватый, близорукий интеллектуал, оказывается удивительно сильным и очень храбрым.
- Bastard Angst: Пьер Безухов — незаконнорожденный сын одного из самых богатых и могущественных графов России, который после его смерти узаконил его. Он получил образование в Париже и вернулся с очень либеральными идеями, которые делают его большим аутсайдером в русских аристократических кругах.
- Лучшие зятья: Наташа и Марья играют с этим тропом. В то время как Наташа помолвлена с братом Марьи Андреем и призывает семью Болконских улучшить их отношения, они с Марьей решительно не ладят. Позже помолвка заканчивается. На самом деле они сближаются только тогда, когда Андрей ранен под Бородино. Они становятся очень близкими после его смерти и становятся настоящими образцами этого тропа, когда Марья выходит замуж за брата Наташи Николая.
- Остерегайтесь милых: Пьер. При всем своем застенчивом и нежном характере он не гнушается превращаться в ревущего монстра, когда злится. Оба брата и сестры Курагиных очень сожалеют, что привели его в ярость; Элен, когда она оскорбляет его после дуэли с Долоховым (он пытается ударить ее мраморным столом), и Анатоль, когда он ведет Наташу и пытается сбежать с ней (угрожает размозжением головы бумажным прессом) .
- Двуязычный диалог: Русская аристократия говорила в основном по-французски, и это покорно воспроизводится. Есть также фрагменты немецкого языка.
- Break the Cutie: Анатолию нравятся женщины, а Наташе очень не хватает Андрея. Это прямо ведет к падению Наташи от благодати и в бездну отчаяния.
- Брат Сестра Инцест: намек между Элен и Анатолем, насколько Толстой мог в девятнадцатом веке.
- Смотритель: Княгиня Марья Болконская — послушная дочь, которая остается рядом с отцом, несмотря на его старческое старение.
- Казанова: Анатоль Курагин действительно любит своих женщин. А именно: он соблазняет помолвленную женщину в то время как сам женат.
- Актеры, полные богатых людей: Роман о любви и отношениях взаимосвязанных дворянских семей. Богатство позволяет им рассуждать о том, как найти свое предназначение в жизни, и в основном не беспокоиться о походе Наполеона на Россию до тех пор, пока вторжение не окажется у их порога.
- Офицер кавалерии: несколько персонажей, в частности Николай Ростов, Денисов и Долохов.
- Шахматист: Князь Василий Курагин — своего рода социальный Шахматист, который строит заговоры, чтобы улучшить или укрепить свое положение в жизни. Кроме того, каждый генерал в штабе Кутузова после Бородинского сражения мнит себя шахматистом.
- Брачное обещание детства: Николай и Соня. Наташа дразнит Бориса этим тропом, но из этого ничего не выходит.
- Рождественский эпизод: На самом деле есть часть или несколько глав, полностью посвященных Ростовым на Рождество после возвращения Николая с дежурства.
- Полковник Бездарь: граф Дохтуров является примером тропа, но любой компетентный полевой генерал в книге имеет черты Полковника Безбашенного.
- Комета Судьбы: Великая комета 1811 года. Пьер считает ее признаком «расцвета новой жизни», но другие смотрят на нее более зловеще, и, конечно же, вскоре после этого армия Наполеона вторгается в Россию.
- Сжатая адаптация: По необходимости, все экранизации значительно оптимизируют и упрощают историю, насколько это возможно, чтобы сделать ее удаленной съемкой, а некоторые из них все еще имеют чрезвычайно длительное время выполнения.
- Надуманное совпадение: Вероятно, ожидаемо, учитывая, что одной из центральных тем романа является роль судьбы в жизни человека.
- Кто еще должен появиться в имении Болконских, чтобы помочь им эвакуироваться и подавить мелкое крестьянское восстание, как не Николай Ростов и его полк?
- Ростовы открывают свою усадьбу никому, кроме бородинских солдат, у которых как раз оказалось раненое тело Андрея.
- Русская эскадра, устроившая засаду на французских солдат, удерживающих в плену Пьера, оказывается не кем иным, как Долоховым.
- Культурное отвращение: после Аустерлица князь Андрей убежден, что организация российских вооруженных сил очень плохая и должна быть улучшена путем копирования законов и постановлений наполеоновской Французской империи.
За это его яростно упрекает военный министр.
- Мертвец-младший: в Первом эпилоге Марья и Николай называют своего сына Андреем, а Наташа и Пьер — Петей.
- Смерть гипотенузы: Пьер испытывает любовное прозрение к Наташе, но в этот момент он женат на Элен, и она только что потеряла обоих своих любовников в результате неудачного побега. Ближе к концу романа Элен и Андрей умирают, и Пьер и Наташа могут пожениться.
- Бред красноречия: Жюли Карагина не говорит на своем языке, а у Анатоля отсутствует французский.
- Отчаянно ищущие цель в жизни: Пьер и князь Андрей крайне разочарованы петербургским обществом и хотят это изменить.
- Диссонирующая безмятежность: Князь Багратион в Шёнграбене, несмотря на то, что его армия была уничтожена, обладает этим странным спокойствием. Капитан Тушин больше похож на Психопата-Человека и, кажется, не понимает, что должен был отступить несколько часов назад.
- Далекий финал: Эпилог, действие которого происходит примерно через восемь лет после финальных событий основного романа, показывает, чем занимались некоторые персонажи.
- Дверной стопор: это большая книга . Он насчитывает более 1200 страниц. Версии, которые вы увидите в магазине, имеют меньшие шрифты, поэтому на страницу можно втиснуть больше книг и при этом уместить их в одном томе. Хотя с тех пор его превзошли по длине многие другие произведения («Война и мир» больше не входит даже в десятку лучших), это был один из самых ранних примеров, так что «Война и мир» стала пословицей на английском языке для «Действительно». Длинная книга» и остается таковой по сей день. Собственно, это и стало ее главной претензией на известность среди англоговорящих, многие из которых, вероятно, даже не смогли бы рассказать вам, о чем эта книга. Они просто знают, что это очень долго.
- Дуэль насмерть: Брошенный вызов. Молодой Николай Ростов, которого полковник назвал лжецом, вызывает его на дуэль, чувствуя, что, как дворянин, он имеет на это право. Его товарищи отговаривают его от этого. См. Сокрытие предательства.
- Eating the Eye Candy: Российские войска уделяют много внимания паре молодых женщин из семьи беженцев, пересекающих мост.
- Красноречие на моем родном языке: Subversion. Большинство школьных сословий русского общества, от высших дворян до низших писарей, не владело красноречием ни на родном русском, ни на привезенном французском языке, они говорили на русско-французском жаргоне, который только они из них вполне понимали. Правда в телевидении, но преувеличенная Толстым в целях иронии.
- Даже Плохие Мужчины Любят Своих Мамаш: Долохов, при всей своей почти психопатии, очень заботится о своей матери, вплоть до того, что думает о ней после того, как его подстрелили на дуэли.
- Все называют его «барменом»: У ростовских детей есть «дядя». Нам никогда не говорят, из какой стороны семьи или даже есть ли у парня имя.
- Предрешенный вывод: Мы знаем, что вторжение Наполеона в Россию провалилось. И если мы этого не сделали, Толстой говорит нам, что это терпит неудачу до того, как это происходит.
- Падшая принцесса: Социальное положение и имущество Ростовых исчезают вместе с их финансами.
Карточные долги Николая и репутация Наташи делу не помогают.
- Funetik Aksent: У Васьки Денисова странный тик произношения, хотя это может быть просто попыткой имитировать французское произношение при разговоре по-русски (очень модное в то время). Подобный акцент был у многих русских дворян на протяжении всего XIX века. В версии аудиокниги Алана Манро его акцент на английском языке переводится как Elmuh Fudd Syndwome.
- Господа рядовые: Рядовой Долохов — бывший гусарский офицер, сейчас служит в строю. Офицеры, которые когда-то служили под его началом, теперь отказываются с ним разговаривать.
- Девушки с усами:
- У принцессы Лизы Болконской маленькие усы. Толстой все твердит и твердит о том, как она прекрасна и как очаровательна делает ее эта маленькая ошибка. Принцессу Лизу описывают как очень милую и милую женщину, противопоставляя ее надменным и злым аристократкам.
- В другом случае Соня и Наташа носят накладные усы. Соня такая лихая и очаровательная, что все обращают на нее внимание, и любовь Николая к ней возрождается.
- Гот: Юлия Карагина, типа того. Хотя готической субкультуры в том виде, в каком мы ее знаем, тогда не существовало, готическая литература определенно существовала.
- Героический ублюдок: Пьер, хотя его отец, на смертном одре, показывает, что ему удалось его узаконить. Хотя он не является «героем» благодаря каким-либо великим достижениям или силовым подвигам, он является одним из наиболее выдающихся персонажей, и его развитие от ленивого гедониста до респектабельного джентльмена является одной из всеобъемлющих сюжетных арок в книге.
- Гетеросексуальные партнеры по жизни: Пьер и Андрей. Даже после того, как они не виделись годами, их дружба остается такой же крепкой.
- Историческое понижение: В этой книге любят делать это с каждой крупной исторической фигурой в войне, особенно с Наполеоном, подчеркивая, что они на самом деле не знают, что происходит, и их командование на самом деле настолько оторвано от реальной реальности войны, что они вообще не имеют большого значения, а также показывают, что у них более жалкие человеческие мотивы.
Это критика взгляда на историю «великого человека», который был популярен в то время.
- Историческая фантастика: действие происходит во время наполеоновских войн.
- Честь превыше разума: сыграно, честь полка важнее, чем честь любого из его членов, и уж точно важнее правды.
- Обнищавший патриций: Семья Ростовых медленно скатывается к этому, пытаясь жить не по средствам, вкупе с огромными карточными долгами Николая.
- Межвидовое соперничество:
Остановленная пехота столпилась у моста в утоптанной грязи и смотрела с тем особым чувством недоброжелательности, отчужденности и насмешки, с каким обыкновенно встречают друг друга войска разных родов войск на чистом, нарядном гусары, которые двигались мимо них в обычном порядке.
- Все обо мне: братья и сестры Курагины. Анатоль никогда не думает о том, как его действия повлияют на других людей, и отказывается думать о последствиях побега с Наташей, особенно когда он уже женат.
Элен настолько погружена в себя и поверхностна, что обманывает себя, полагая, что Пьер так сильно в нее влюблен, что он охотно даст ей развод, чтобы она могла выйти замуж за одного из своих любовников.
- Карма Гудини:
- Извращено. Анатолю не удается избежать наказания за свои махинации. Он вынужден покинуть Москву, а позже ранен и вынужден травматически ампутировать ногу в Бородинском сражении.
- Долохов, напротив, знает, хотя, по общему признанию, он признает вину за некоторые свои действия и загладит вину перед Пьером.
- Крупный и ответственный: Подрыв с Кутузовым, старым толстяком, который вдохновляет свои войска на абсолютный пшик. Двойное ниспровержение в том, что он показан, по сути, единственным человеком, который действительно знает, что он делает за всю войну, или, по крайней мере, кто знает, что есть определенные вещи, которые он не может знать, и поэтому должен планировать соответственно.
- Карма с лазерным наведением: Элен Курагин постоянно изменяет своему мужу.
В приличном обществе говорят, что она умирает от «болезни сердца», но повествование явно подразумевает, что причиной смерти на самом деле был неудачный аборт внебрачного ребенка.
- Встреча в последнюю минуту: Между Пьером и Наташей, которые женятся спустя годы после вторжения в Москву.
- Додекаэдр любви: Наташа находится в центре одного из персонажей Аватара Автора (Андрей и Пьер), которые оба любят ее. Пьер застрял в браке без любви с Элен, которая изменяет ему с несколькими мужчинами, включая Долохова и Бориса. Долохова также интересует Соня, двоюродная сестра Наташи, у которой есть детское брачное обещание с братом Наташи Николаем. Бориса дразнят как потенциального поклонника Наташи, но из этого ничего не выходит, и в конечном итоге он оказывается с подругой детства Джули. Наташей также интересуется Анатоль, брат Элен (и, возможно, также любовник), в ущерб всем причастным. Анатоль и Борис также пытались за руку сестры Андрея Марии, но она отвергает их обоих, в конечном итоге оставшись с Николаем.
- Любовное прозрение: Пьер получает сильное осознание того, что он любит Наташу, когда он утешает ее после фиаско с Анатолем и ее разорванной помолвки. Он заявляет, что если бы он был свободен от Элен и лучшего мужчины в мире, он бы сделал ей предложение без раздумий.
- Любовный треугольник: Пьер/Элен/Наташа, Николай/Соня/Марья и Наташа/Андрей/Анатолий.
- Знакомство со свекровью: Наташа идет на встречу с Болконскими, чтобы улучшить их отношения, так как она помолвлена с Андреем. Дела идут неважно, и возникающая из-за этого неуверенность делает ее созревшей мишенью для соблазнения Анатоля.
- Мелодрама: Кража мешка с деньгами из казны полка вызывает у всех участников такие эмоции, какие можно ожидать от бурного разрыва отношений.
- Мать Россия делает тебя сильным: предотвращено. Традиционного образа русского воина как массивного, мачо, хамоватого, крепкого и сильно пьющего просто не существует, что довольно странно исходит от автора, превозносящего силу и храбрость простого русского человека.
На практике русские неоднократно описываются как уступающие французам в численности, обучении и военном мастерстве, но, компенсируя это своей чистой волей никогда не сдаваться, те, кто отвечает за военные вопросы, обычно являются идеалистами и деликатными людьми, такими как князь Андрей, лучший артиллерийский офицер — капитан Тушин, маленький парень непритязательного вида, Мужики — простые и неграмотные ополченцы, используемые для рытья траншей и земляных работ, а к тем, кто выполняет традиционные мачо-трюки (Долохов, сам Пьер во вступительной главе), относятся с презрением и неодобрением .
- Остался новый ребенок: Жена Андрея беременна, когда он впервые отправляется на войну.
- Милость к официанту: капризный характер Наташи проявляется в том, что она постоянно просит наемных помощников выполнять бессмысленные черновые задания только потому, что она может. Можно сказать, что это предвещает весь роман с Анатолем…
- Инцидент с лапшой: у Долохова в какой-то момент происходят «персидские приключения», но это относится и к различным историческим событиям, на которые постоянно ссылаются персонажи, событиям, о которых никто не знает.
не жил в начале 1800-х или не может сейчас вспомнить профессор европейской истории со специализацией на доиндустриальной революции. примечание Это имело смысл в контексте: Толстой писал в начале 1860-х годов, когда события величайшего нашествия, которое Россия пережила после падения монголов, были еще свежи в коллективной памяти, а его популярность как автора закрепляла их еще лучше. В англоязычном мире докоммунистическая Россия была слишком далекой и чуждой, чтобы простые люди могли вникать в малоизвестные факты ее истории.
- Не совсем мертвый: Князь Андрей брошен умирать после Аустерлица, но довольно быстро выздоравливает после того, как люди считают его мертвым.
- Существительное и Существительное: Война и Мир .
- Сокрытие предательства: Когда Ростов пытается привлечь к ответственности сослуживца Телянина за кражу денег полка, полковник называет его лжецом, к его большому возмущению. Его товарищи-офицеры убеждают его бросить это дело, потому что это не годится, если люди скажут, что в их полку есть воры.
- Число Зверя:
- Имя Наполеона, вычисленное определенным образом, дает в сумме 666. Это поднимается в книге.
- Также пародируется с Пьером Безуховым. Пьер хочет верить, что он Избранный, которому суждено победить Наполеона, и пытается написать свое имя так, чтобы получить сумму 666. После нескольких попыток ему это удается… но он жульничает, используя неправильный французский артикль и искажая написание своего имени
- Оби-Ван Момент:
- Осип Баздеев относительно тихо выходит в своей постели, Платон Каратаев выходит расстрелян французами в необычный для него момент затишья.
- У князя Андрея, кажется, есть один относительно рано в книге, но затем это опровергается тем фактом, что он на самом деле не умирает.
- Ограничение в один Стив: Предотвращено — Николаев и Тимохиных хватает. Обычно потому, что потомки одного набора персонажей, кажется, получают имена своих еще живых бабушек и дедушек.
- Давление сверстников делает вас злым: Лучше быть названным лжецом, чем пристыдить группу неудобной правдой.
- Островолосый Босс: граф Федор Ростопчин, военный губернатор Москвы, изображается некомпетентным, бредовым, тираническим, жестоким, глупым, предвзятым, подлизавшимся к царю и трусливым перед врагом, и это только начало.
- Красотка в норке: Эй, это Россия, зимой все тусуются в шубах. Адаптации очень забавны с этим тропом.
- Психические сны для всех: видение Сони о смерти князя Андрея, сон юного Николая о декабристах. У Пьера тоже есть своя доля.
- Посадить в автобус: в тот или иной момент случается со всеми, кроме главных героев, а второстепенные персонажи иногда ходят по книгам, не появляясь.
- Придорожная волна: конные гусары изображают из себя пехотинцев, мимо которых они проходили, издеваясь над ними.
- Пейзаж Порно: Река Энс при форсировании ее русскими войсками, особенно левый, высокогорный берег. Не уклонился от адаптации BBC 2016 года; Санкт-Петербург и Москва — очень красивая. Многие интерьеры выглядят так, будто сняты в настоящих русских дворцах.
Версия 1967 года делает еще один шаг вперед и снимает в *настоящих* российских дворцах. Скользящая шкала идеализма против цинизма: на каждую точку шкалы приходится свой характер. Из-за этого книга попадает в середину.
- Социальный альпинист:
- Курагины. Патриарх Василий возмущается, что он упускает сладкое, сладкое наследство Безухова, поэтому он замышляет женить Пьера на его дочери Элен, чтобы получить часть состояния.
- Анна Михайловна очень откровенно замышляет обеспечить своему сыну Борису надежное, высокое положение и богатую жену. В итоге она преуспевает по обоим пунктам.
- Степфорд Смайлер: Графиня Ростова. Не сначала, но все больше и больше позже, когда финансы ее семьи погружаются в еще более тяжелое положение.
- Избирательное право и политическое освобождение: Наташа Ростова — примерная жена и мать, которая в конце книги сосредоточивает все свое внимание на своей семье. Рассказчик упоминает, что сейчас ведутся разговоры и дискуссии о правах женщин, отношениях мужа и жены, их свободе и правах, хотя эти темы еще не назывались вопросами или вопросами .
Эти темы Наташе неинтересны, и она их положительно не понимает, несмотря на то, что она умная, темпераментная и образованная дама. Толстой, по-видимому, придерживается такого мнения:
Эти вопросы существовали только для тех, кто не видит в браке ничего, кроме удовольствия, получаемого женатыми друг от друга, т. е. только зачатки брака, а не все его значение, заключающееся в семье.
- Супер сила: у Пьера есть более приземленная версия этого. Он невероятно силен, как показано, когда, разозлившись на Элен, он берет мраморный стол и угрожает ударить ее им!
- Десять шагов и поворот: не менее двух, самый знаменитый из которых между Пьером и Долоховым.
- This Is My Name на иностранном языке: сколько существует способов представиться? Конечно же, столько языков, сколько вы знаете! В частности, Петр Безухов известен почти исключительно как «Пьер», а Елена Курагина чаще всего известна как «Элен».
- Дергающийся глаз: привычка старого князя Болконского.