Гибель князя олега: Как погиб Вещий Олег на самом деле

Содержание

И примешь ты смерть от коня своего…

Князь Олег Киевский, Олег Вещий, князь Новгородский и так далее. У Олега – одного из первых известных русских князей было много прозвищ. И каждое из них давали ему обоснованно.

Самое интересное в изучении биографии людей, живших так давно, это то, что нам так и не дано узнать, как все было на самом деле. И это касается абсолютно любых фактов, даже имен и прозвищ.

Тем не менее, в истории нашей страны есть определенное количество документов, летописей и других бумаг, написанному на которых многие историки, почему-то, верят.

Предлагаю долго не раздумывать на тему того, так ли было все на самом деле, а просто окунуться с головой в самые далекие уголки истории России. Начнем мы с самого начала. С происхождения князя Олега.

Происхождение Олега

Самое интересное, что на просторах интернета я нашел несколько версий происхождения князя Олега Вещего. Основные – две. Первая опирается на всем известную летопись «Повесть временных лет», а вторая– на Новгородскую Первую летопись.

Новгородская летопись описывает более ранние события Древней Руси, потому сохранила фрагменты более раннего периода жизни Олега. Тем не менее, она содержит неточности в хронологии по событиям X века. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, согласно «Повести Временных Лет», Олег был соплеменником Рюрика. Некоторые историки считают его братом жены Рюрика. Более точное происхождение Олега в «Повести Временных Лет» не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег имеет скандинавские корни и носит имя героя нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика (по некоторым источникам — истинного создателя Древнерусского государства) в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Походы князя Олега

Объединение Киева и Новгорода

Опять же, если следить за историей и далее по «Повести Временных Лет», то в 882 году князь Олег, взяв с собой большое войско, состоящее из варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и представителей других племен взял города Смоленск и Любеч, где посадил наместниками своих людей.

Далее по Днепру он спустился к Киеву, где правили два боярина не племени Рюрика, но были варягами: Аскольд и Дир. Олег не хотел с ними воевать, потому отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Аскольд и Дир пришли… Олег спрятал некоторых воинов в ладьях, а других оставил за собой. Сам же пошёл вперёд, держа на руках юного княжича Игоря. Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убил Аскольда и Дира.

Другая же летопись, состоящая из информации различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате.

Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег убил Аскольда и Дира.

Князь Олег оценил удобное расположение Киева и перебрался туда с дружиной, объявив Киев «матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Следующие 25 лет князь Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву племена древлян (в 883 году), северян (в 884 году), радимичей (в 885 году). А древляне и северяне платили дать хазарам. «Повесть Временных Лет» оставила текст обращения Олега к северянам:

«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаром, но мне давайте». «И владел Олег древлянами, полянами, радимичами, уличами и тиверцами».

Поход князя Олега на Царьград

В 907 году, снарядив 2000 ладей (это такие лодки) по 40 воинов в каждой (согласно «Повести Временных Лет»), Олег выступил в поход на Царьград (ныне – Константинополь). Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом врагам возможность грабить и разорять только пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл другим путем.

Князь приказал своим воинам сделать большие колеса, на которые они поставили свои ладьи. И как только подул попутный ветер, паруса поднялись и наполнились воздухом, который погнал лодки к городу.

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен на каждого воина и приказал Византии платить дань «на русские города». В довесок к этому, князь Олег распорядился принимать в Царьграде русских купцов и торговцев так славно, как никто и никогда не принимал. Оказывать им все почести и обеспечивать им лучшие условия, словно ему самому. Ну а если эти купцы и торговцы начнут нагло себя вести, то Олег приказал выгнать их из города.

В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход вымыслом. О нём нет ни единого упоминания в византийских летописях тех времен, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 годах. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословное повторение договоров 911 и 944 годов.

Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. «Повесть Временных Лет» в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Смерть князя Олега

В 912 году, как сообщает все та же «Повесть временных лет», князь Олег погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его мертвого коня. О смерти Олега уже много написано, поэтому долго останавливаться на этом мы не будем.

Что уж там говорить… Каждый из нас изучал произведение великого классика А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и, хотя бы раз в своей жизни видел эту картину.

Смерть князя Олега

В Новгородской первой летописи, о которой мы говорили ранее, Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре (том самом малолетнем сыне Рюрика, с которым он входил в Киев согласно «Повести Временных Лет»). Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что перед смертью Олега было небесное знамение. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила князя находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрёт именно от своего любимого коня.

После этого Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Князь Олег: годы правления

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историки отметили, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста князя Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Если же дату смерти принять по Новгородской летописи, то годы его правления – 879-922. Что уже составляет не 33, а 43 года.

Как я уже говорил в самом начале статьи, нам пока что не дано узнать точные даты настолько далеких событий. Конечно, двух правильных дат быть не может, особенно когда мы говорим о разнице в 10 лет. Но пока что можно условно принять обе даты за истину.

P.S. Я прекрасно помню историю России в 6-м классе, когда мы проходили эту тему. Должен сказать, что изучая все нюансы жизни князя Олега я открыл для себя много новых «фактов» (надеюсь, что Вы понимаете, почему я взял это слово в кавычки).

Уверен, что этот материал станет полезен для тех, кто готовится выступить перед классом/группой с докладом на тему правления князя Олега Вещего. Если же у Вас есть, чем его дополнить, жду Ваших комментариев ниже.

А если Вы просто интересуетесь историей нашей страны, то советую посетить рубрику «Великие полководцы России» и ознакомиться со статьями в этом разделе сайта.

Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе? Жанр летописи — вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сбор­ник различных произведений как общерус­ских, так и местных. Слово лето (год) оп­ределяло следование записей. Записав со­бытия одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков оказывалась последова­тельная картина событий жизни. «Повесть временных лет» — общерусская летопись. Как создавалась летопись? Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, ког­да они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее беда­ми и радостями. Безымянные летописцы помогают нам представить прошлое: в летописи включе­ны и жизнеописания святых, и тексты до­говоров, и поучения. Летописный свод пре­вращался в своеобразный учебник муд­рости. Особое место в русских летописях зани­мает «Повесть временных лет», созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Пе­черского монастыря Нестором.

О чем рассказывает «Повесть временных лет»? Нестор так определил свои задачи: «…откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как воз­никла Русская земля». В «Повести…» ос­новная тема — тема Родины. Именно она диктует летописцу оценку событий: ут­верждается необходимость согласия меж­ду князьями, осуждаются распри между ними, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. События истории следуют друг за другом. История княже­ния всех властителей содержит и описа­ние событий, и оценку их поступков. Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега. В учебнике-хрестоматии есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Пере­сказать его целиком от лица князя нель­зя, но до того места, где он погибает от укуса змеи — можно. «Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше. Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посме­ялся над словами кудесника. Затем я ре­шил увидеть кости коня». На этом можно закончить свой рассказ, поскольку от ли­ца Олега его дальше продолжать нель­зя — мы знаем, что князь погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня. Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании? Летопись привлекает читателей совер­шенством своей формы, которая доносит до нас манеру повествования далекой эпо­хи, но еще в большей степени тем, что со­общает нам о событиях далекого времени, о людях и их

На вопрос как и когда и кто убил вещего Олега заданный автором Ѐома Селин лучший ответ это Когда он черепа собирал по полу, его змея укусила. Раньше у князей хобби было такое, кто больше черепов насобирает. Потом хвастались, друг перед другом, Черниговский князь перед киевским, московский перед Черниговским, в тот год ему как раз оставалось всего пару черепов найти, чтобы в финал выйти. Не успел. А змею ту казнили принародно, на палку насадили и детям отдали, те её в воздух запускали. С тех пор та забава так и называется, запускать змея, может слышал…

Ответ от Елена Достаевская [гуру]
Змея из черепа коня за ногу-кусь!

Ответ от Водосброс [гуру]
Раздавил. Накануне набега на пиченегов. Груз ответственности.

Ответ от Недосол [гуру]
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море» . В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться? » Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя. Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой? “ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса] . И после этого умирает Одд»

Ответ от Невроз [гуру]
Змея — гадёныш.Там читать немного. Зато всё поймёшь из первых уст.

Ответ от Виолеттка Васильева)) [гуру]
Смерть Олега окутана такой же непроницаемой тайной, как и его жизнь. Легенда о «гробовой змее», вдохновившая Пушкина, — лишь часть этой загадки. В отношении смертельного укуса змеи давно уже высказывалось сомнение: в Приднепровье нет таких змей, чей укус в ногу, мог бы привести к смерти. Чтобы человек умер, гадюка должна укусить по меньшей мере в шею и прямо в сонную артерию. «Ну, хорошо, — скажет иной читатель с богатым воображением. — Для такого случая те, кто замыслил изощренное убийство князя, могли специально приобрести какого-нибудь заморского «аспида» и заранее спрятать его в черепе любимого Олегова коня». Но загадка смерти князя заключается совсем в другом.Дело в том, что в Новгородской Первой летописи младшего извода (в отличие, к примеру, от Лаврентьевской) история смерти Вещего Олега излагается иначе. Чтобы не быть голословным, процитирую данный фрагмент полностью: «И прозваша и [так! ] Олга вещии; и бяху людие погани иневегласи. Иде Олег к Новугорорду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну [укусила] змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе». В этих трех строчках целый букет невероятных загадок. Оказывается, умер князь Олег в Ладоге по дороге в Новгород. Напомню, согласно Ипатьевской летописи, Старая Ладога — первая столица (еще до Новгорода и Киева) Державы Рюриковичей. Именно здесь и похоронили Олега, коему прямые потомки Рюрика обязаны укреплением собственной власти и распространением ее на другие русские земли. Здесь же и его могила, которую, кстати, экскурсоводы показывают немногочисленным туристам и поныне (правда, археологические раскопки на сем месте не производились, и сама «могила» носит, скорее, символический характер) . Далее: новгородский летописец не отрицает смерти Олега от укуса змеи, но делает важное уточнение, которого нет у Нестора: змея укусила («уклюнула») Олега не на днепровском или волховском берегу, а «за морем»! Действительно, «за морем» — но только не Балтийским (Варяжским) или Белым — есть немало змей (не чета нашим гадюкам) , от укуса которых можно скончаться на месте. В Новгородской летописи однако сказано, что после укуса Олег «разболелся». Если совместить Несторову летопись с Новгородской, то получится: князя привезли из-за моря смертельно больным, и он пожелал умереть на родине.

Ответ от Alisaвчудеснойстране [гуру]
По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться? » Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая и ужалила князя, от чего тот скончался По русским летописям у Олега детей не показано. Но существует версия, что сыном Олега был Олег, провозглашённый в 935 г. моравским князем, приняв имя Александр. Но в 942 г. Олег был выгнан из Моравии венграми и в 945 г. вернулся на Русь, где умер в 967 г. бездетным.

Сочинение

Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе?

Жанр летописи — вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сбор­ник различных произведений как общерус­ских, так и местных. Слово лето (год) оп­ределяло следование записей. Записав со­бытия одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков оказывалась последова­тельная картина событий жизни. «Повесть временных лет» — общерусская летопись.

Как создавалась летопись?
Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, ког­да они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее беда­ми и радостями.

Безымянные летописцы помогают нам представить прошлое: в летописи включе­ны и жизнеописания святых, и тексты до­говоров, и поучения. Летописный свод пре­вращался в своеобразный учебник муд­рости.

Особое место в русских летописях зани­мает «Повесть временных лет», созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Пе­черского монастыря Нестором.
О чем рассказывает «Повесть временных лет»?

Нестор так определил свои задачи: «…откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как воз­никла Русская земля». В «Повести…» ос­новная тема — тема Родины. Именно она диктует летописцу оценку событий: ут­верждается необходимость согласия меж­ду князьями, осуждаются распри между ними, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. События истории следуют друг за другом. История княже­ния всех властителей содержит и описа­ние событий, и оценку их поступков.

Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега.

В учебнике-хрестоматии есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Пере­сказать его целиком от лица князя нель­зя, но до того места, где он погибает от укуса змеи — можно.

«Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше. Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посме­ялся над словами кудесника. Затем я ре­шил увидеть кости коня». На этом можно закончить свой рассказ, поскольку от ли­ца Олега его дальше продолжать нель­зя — мы знаем, что князь погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня.

Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании?

Летопись привлекает читателей совер­шенством своей формы, которая доносит до нас манеру повествования далекой эпо­хи, но еще в большей степени тем, что со­общает нам о событиях далекого времени, о людях и их поступках.

Другие сочинения по этому произведению

Культура Древней Руси Повесть временных лет летопись – художественный анализ Летопись как жанр исторического повествования

Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе?
Жанр летописи – вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сбор­ник различных произведений как общерус­ских, так и местных. Слово лето (год) оп­ределяло следование записей. Записав со­бытия одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков оказывалась последова­тельная картина событий жизни. “Повесть временных лет” – общерусская летопись.
Как создавалась летопись?
Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, ког­да они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее беда­ми и радостями.
Безымянные летописцы помогают нам представить прошлое: в летописи включе­ны и жизнеописания святых, и тексты до­говоров, и поучения. Летописный свод пре­вращался в своеобразный учебник муд­рости.
Особое место в русских летописях зани­мает “Повесть временных лет”, созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Пе­черского монастыря Нестором.
О чем рассказывает “Повесть временных лет”?
Нестор так определил свои задачи: “…откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как воз­никла Русская земля”. В “Повести…” ос­новная тема – тема Родины. Именно она диктует летописцу оценку событий: ут­верждается необходимость согласия меж­ду князьями, осуждаются распри между ними, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. События истории следуют друг за другом. История княже­ния всех властителей содержит и описа­ние событий, и оценку их поступков.
Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега.
В учебнике-хрестоматии есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Пере­сказать его целиком от лица князя нель­зя, но до того места, где он погибает от укуса змеи – можно.
“Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше. Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посме­ялся над словами кудесника. Затем я ре­шил увидеть кости коня”. На этом можно закончить свой рассказ, поскольку от ли­ца Олега его дальше продолжать нель­зя – мы знаем, что князь погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня.
Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании?
Летопись привлекает читателей совер­шенством своей формы, которая доносит до нас манеру повествования далекой эпо­хи, но еще в большей степени тем, что со­общает нам о событиях далекого времени, о людях и их поступках.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Существует много мифов и сказов о легендарных героях, которые прославились неслыханной силой и отвагой. И большей частью их смерть была внезапной и бессмысленной, а иногда даже унизительной. Например, Ахиллесу попали в пятку, Сослану переехали стальным колесом колени – это было Read More ……
  2. Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина и эпизода Повести временных лет “Смерти Олега”. Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, Read More ……
  3. Виданное ли дело – корабли на колесах, идущие с попутным ветром под парусами со стороны поля к городу? Такие корабли перемещали люди великого русского князя Олега в 907 году к Царьграду. (Царьград – древнерусское название Константинополя). Князь Олег не случайно Read More ……
  4. Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. Его судьба и поэзия слиты воедино, потому что очень многие мысли, чувства, искания и стремления нашли свое отражение в его стихах. Читая произведения этого замечательного поэта, нельзя не заметить его интереса к родной Read More ……
  5. Существует много мифов и сказов о легендарных героях, которые прославились неслыханной силой и отвагой. И большей частью их смерть была внезапной и Бессмысленной, а иногда даже унизительной. Например, Ахиллу попали в пятку, Сослану переехали стальным колесом колено – это было Read More ……
  6. На уроке литературы я познакомился с “Повестью временных лет” – величественным произведением о прошлом нашего народа времен Киевской Руси. Читая фрагменты из этой летописи, я невольно представлял себе Нестора-Летописца, который создавал это произведение, склонившись над бумагой, озаренный светом свечки… События, Read More ……
  7. 1. Летопись – жанр древнерусской литературы. 2. “Повесть временных лет”: о чем она? 3. Произведение, пронизанное патриотизмом и лю­бовью. Прежде чем говорить о “Повести временных лет” необходимо сказать, что же представляет собой летопись. Летописи – это памятники исторической письменности и Read More ……
  8. Из переведенных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были Read More ……

Смерть Олега от своего коня

Сметанный крем с желатином для торта – рецепт

Окунь морской красный рецепты приготовления

Смерть Вещего Олега: год и причина

  • 23 Октября, 2019
  • События
  • Yulia Sahine

Древнерусская история окутана тайнами и легендами, которые продолжают будоражить умы исследователей. Легендарный князь Олег, варяг и соратник Рюрика, известен своими воинскими достижениями, однако о его жизни и смерти известно не так много.

Происхождение Олега

О родословной Олега и его жизни до Руси мы знаем мало. Полагают, что князь Олег и герой древних скандинавских саг Одд Стрела – это одно и то же лицо. В таком случае отцом его был отважный варяг Кетиль Лосось, живший на самом севере Норвегии. По преданию, Лосось пересился в Исландию, и после его смерти все земли унаследовал старший сын Храви. Олег (Хельги) был третьим сыном, и ему ничего не полагалось, поэтому он оставил дом и отправился бороздить моря. С другими викингами, в частности с Рюриком, он совершал набеги на Западную и Восточную Европу. Это был доблестный воин, следовавший моральному кодексу викинга.

Прибытие Олега на землю русскую и приход к власти

Согласно «Повести временных лет», в 862 году славянские и финские аборигены прогнали варягов, в течение нескольких лет собиравших с них дань. Вскоре после этого они поняли, что им нужен кто-то, кто будет ими править справедливо и защищать, а не просто брать дань. И группа посланцев отправилась на поиски. Неизвестно, где именно встретились они с варягами, однако вскоре на Ладогу прибыл Рюрик с другими варягами и со своими братьями Синеусом и Трувором. В землю племен веси и чуди, на Белоозеро, отправился Синеус, Трувор обосновался в Изборске, краю кривичей, а сам Рюрик с дружиной остался на Ладоге, и вместе с ним был верный друг и соратник Олег.

В 864 году Трувор и Синеус умерли, и Рюрик стал править единолично. Маленькая, но растущая держава Рюрика включала в себя Ростов, Муром, Полоцк и Белоозеро, а в устье реки Волхов он выстроил крепость, ставшую самым первым Новгородом – это была своего рода столица.

В 870-е годы Рюрик женился на сестре Олега, скрепив их воинскую дружбу еще и семейными узами. А после того как у Ефанды родился сын Игорь, Олег стал для племянника воспитателем и нареченным отцом, что у викингов было большой честью.

В 879 году Рюрик умер во время тяжелого военного похода. После его смерти Олег, став опекуном Игоря, был также выбран собранием как новый князь Новгородской земли.

Расширение земель

Обосновавшись на Ладоге и в Новгороде, князь Олег занялся расширением территории. Параллельно с Новгородом развивался Киев, в котором княжили Аскольд и Дир. Целью Олега стало овладеть землями от Новгорода до Киева, объединив их под своим княжением.

Сначала князь Олег подошел к Смоленску, где обитали кривичи. Смоленск сдался без боя – среди воинов Олега были кривичи, которые смогли убедить соплеменников, что это будет выгодный союз.

Далее Олег направился во владения северян, главным городом которых был древний Любеч. Северяне были против какого бы то ни было владыки, поэтому город пришлось брать силой. Оставив в Любече своего наместника, Олег пошел далее вниз по Днепру.

Великий князь Киевский

Он решил взять Киев хитростью, зная, что Аскольд и Дир не сдадут город без боя. На нескольких ладьях он пристал к берегу в предместье Угорском, оставив большую часть судов на подступах к Киеву. Он велел передать князьям, что купцы с севера направляются в Византию и хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир поспешили навстречу «купцам», но их встретил Олег. Князь держал на руках маленького Игоря. Едва киевские правители подошли ближе, из укрытия выскочили люди Олега и окружили их. Олег воскликнул: «Вы не князья, не рода княжеского!» И добавил, указывая на Игоря: «А вот сын Рюриков!» Аскольд и Дир были вероломно убиты.

Город безропотно принял Олега в качестве нового владыки. Часть дружины Аскольда и Дира примкнула к новому князю, часть ушла к грекам в поисках воинской славы. Новый правитель объявил Киев «матерью городов русских».

Во главе древнерусского государства

На территориях, которые постепенно подчинял себе Вещий Олег, жило немало народов. Отношения с ними выстраивались по принципу: защита от возможных набегов – дань. Контролировать все города было невозможно, поэтому повсюду у Олега были наместники, следившие за регулярными выплатами и обеспечивавшие должный порядок и защиту.

Так, с северными племенами Олег заключил договор: они платили 300 гривен ежегодно за защиту их земель. Это было выгодно и актуально для северян, поскольку до этого дань им приходилось платить хазарскому каганату. Олег же сказал: «Я враг хазарам, а вовсе не вам». По этой причине северяне без сопротивления согласились на его правление.

Однако не все племена так легко соглашались на нового правителя и обязательные выплаты. В 883 году Олег повел свою дружину в Полесье, где в густых лесах обитали древляне. Они отказались добровольно подчиняться, но киевский князь сломал сопротивление и обязал их выплачивать по одной черной кунице с жилья. Надо отметить, что после смерти Вещего Олега вся власть перешла к князю Игорю, и за неудачную попытку взимать больше дани с древлян он поплатился жизнью.

Присоединение радимичей было похоже на договор с северянами. В 885 году Олег вторгся на территорию радимичей и узнал от старейшин, что они платят дань хазарам. Без труда Олег убедил их платить ему по две серебряные монеты с дома, гарантировав защиту и порядок.

Были и сложности: на подчинение тиверцев ушло много лет, а уличи так и сохранили свою независимость, несмотря на все попытки.

Внешняя политика

Расширяя земли русские, Вещий Олег постоянно должен был думать и о соседях, отношения с которыми могли повлиять на многое.

Говоря о дипломатических успехах князя Олега и заключенных им союзах, стоит выделить несколько народов и государств.

Для защиты своих северных земель Олег заключил договор с варягами, согласившись платить им ежегодную денежную дань. Аналогичного результата удалось добиться с уграми, кочевыми, предположительно венгерскими, племенами. Однако если в случае с варягами Олег, сам бывший варягом, предвосхитил события и договорился сразу, то с уграми все вышло иначе. В 898 году на Киев напали кочевые племена угров. Согласно летописям киевский князь выступил против них, однако был разбит и вынужден был отступить обратно в город. Не решившись на повторную атаку, русские попросили мира, на что угры согласились при условии выплаты им ежегодной дани в размере 10 000 марок серебром. Стороны договорились и заключили мир. Неизвестно, как долго выполняла Русь условия соглашения, однако, по мнению некоторых историков, для Великого князя Киевского Олега такая договоренность стала поражением.

Отношения с Болгарией были стратегически важны для Олега, поскольку он планировал поход на Константинополь, путь куда лежал через Болгарию. В конце IX – начале Х века князь заключил союз с болгарским царем Симеоном Великим. Как на такую авантюру согласился болгарский царь? Отношения между Болгарией и Византией были из категории «заклятые враги». В начале Х века они были в состоянии мира, однако ему предшествовала кровопролитная война. Поэтому в некотором роде это был акт мести – руками Олега.

Наконец, Византия – туда стремился попасть Олег. В то время Константинополь был центром торговых путей, богатым и древним городом с большими перспективами. Собрав большое войско, князь направился к Царьграду. Уже на подступах его встретили парламентарии и предложили заключить союз во избежание войны. Греки пообещали хорошую дань и отличные условия для торговли. Об этом событии и писал А.С. Пушкин: «Твой щит на врата Царьграда». Это произошло в 907 году, а в 911-м князь послал в Константинополь своих послов для составления письменного договора, текст которого дошел до наших дней благодаря «Повести временных лет».

Хазарский каганат

Роль и влияние Хазарского каганата до сих пор под вопросом. Одни историки считают, что это было иго и кочевники лишь вынуждали славянские племена много лет обороняться и платить дань. Другие отмечают, что хазары защищали торговые пути и помогали обеспечивать торговлю на юге и востоке. Есть и мнение, что хазары были «стеной», защищавшей Восточную Европу от нашествия кочевников из Азии.

Киевская Русь со всеми своими землями и союзниками стала для Хазарского каганата мощным конкурентом. С началом активной деятельности Олега для каганата настали трудные времена. Одно за другим из-под ига хазаров выходили славянские племена, ухудшались отношения с Византией, да еще с востока хазар начали теснить печенеги.

Нет достоверных сведений о том, была ли полноценная война между Киевской Русью и Хазарским каганатом – скорее всего это были единичные конфликты. Однако в целом развитие Руси стало причиной упадка каганата.

Смерть Вещего Олега

История о гибели легендарного князя окутала тайной, и достоверных сведений о том, что произошло, нет. В «Повести временных лет» приводится рассказ о злом пророчестве волхва, сделанном князю Олегу. Однажды киевский правитель спросил кудесника: «Отчего я умру?» И услышал в ответ: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе умереть!»

Прислушавшись, князь велел убрать коня и на несколько лет забыл о пророчестве. Вспомнил о любимце, он решил выяснить, что с ним стало. Конь Вещего Олега умер, как оказалось. Обрадовавшись, что ему удалось обмануть судьбу, он перевернул ногой череп животного, откуда в тот же миг выползла змея и ужалила его. Так бесславно наступила смерть Вещего Олега от коня.

Это произошло уже после 2 сентября 912 года. Точная дата смерти Вещего Олега неизвестна. Доподлинно известно, что 2 сентября Олег заключил мирный договор с Византией, а значит, трагедия могла произойти осенью или в начале зимы 912 года.

Смерть князя Вещего Олега стала ударом для людей: в летописи описывается, как горевал народ. Точное место захоронение князя неизвестно. Согласно «Повести временных лет», он упокоился на горе Щековице в Киеве, однако новгородские летописи пишут также об озере Ладога и «за морем».

В литературе и искусстве жизнь и смерть Вещего Олега нашла широкое отражение, и самыми известными произведениями являются «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина и исторический роман Г. Петреченко «Князь Олег».

Судьба воина

Личная судьба князя Олега доподлинно неизвестна: некоторые исследователи пишут о предполагаемом сыне Олега, бежавшем в Моравию от преследования Игоря, но это никак не подтверждено. Однако неоспорим тот факт, что князь Вещий Олег был отважным варягом, близким другом и соратником легендарного Рюрика и сильным правителем, сумевшим создать державу, которая впоследствии лишь разрасталась.

Память о князе Олеге сохранили многие древнерусские предания, легенды и былины, а также скандинавский эпос. Так, судьба и смерть Вещего Олега удивительно напоминает вехи жизни героя «Саги об Одде Стреле», написанной в XIII веке. Главный герой саги также погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе его коня.

В год смерти Вещего Олега новым правителем Киевской Руси стал князь Игорь, продолживший расширять земли русские.

Похожие статьи

События

Вьетнамская война: годы, причины, ход войны и итоги

События

Открытие Второго фронта во Второй мировой войне: дата, исторические события

События

Блокада Ленинграда: дата начала и окончания, исторический ход событий

События

Образование СССР: дата создания, исторический ход событий

События

Основные решения Потсдамской конференции

События

Германия напала на СССР: в каком году, причины, ход событий, последствия

СМЕРТЬ ОЛЕГА « ОЛЕГ «ПРОРОКИЙ»

Перевод и комментарии Фредерика Р. Паттона, Западно-Честерский университет

«Первичная летопись» рассказывает апокрифическую историю о смерти Олега. Согласно летописи, Олег собрал вместе своих волхвов и чародеев, чтобы заставить их подсказать ему, как избежать смерти. Когда ему сказали, что его смерть наступит от его любимой лошади, он приказал выгнать лошадь на пастбище и решил никогда больше на ней не ездить. Много лет спустя, посещая конскую могилу, князь Олег злорадствовал, что победил смерть. Внезапно из черепа лошади выползла змея, укусила его, и вскоре он умер от укуса.
Попытка Олега стать бессмертным стала известной русской легендой, подчеркивающей неспособность человека, даже могущественного князя, изменить свою судьбу.
Приведенная ниже сказка была воспринята поколениями россиян как часть их культурного наследия, хотя ее историческая достоверность сомнительна, поскольку она удивительно похожа на скандинавское повествование о смерти «Стрелы Одда» из скандинавской «Саги об Одде». Стрелка.

F или год 6420 [912 г. н.э.]. … Так жил Олег в мире со всеми странами, как княжил в Киеве. Наступила осень, и Олег вспомнил о своей лошади, которую он выпустил на пастбище, решив никогда больше на ней не ездить. Ибо он спрашивал своих чародеев и волшебников: «Что станет причиной моей смерти?» Один из волшебников сказал ему: «Принц! Лошадь, которую ты любишь и на которой ездишь, станет причиной твоей смерти». Обдумав эти слова, Олег сказал: «Я больше никогда не сяду на своего коня и больше не увижу его». Именно тогда он приказал выгнать лошадь на пастбище и больше к нему не приводить. Олег несколько лет не ездил на нем, пока не ушел в поход на греков. По возвращении его в Киев прошло четыре года; на пятом году он вспомнил о своей лошади – той, которая, как предсказывали колдуны, должна была стать причиной его смерти. Затем он позвал своего старшего конюха и сказал: «Где моя лошадь, которую я приказал накормить и позаботиться?» Жених ответил: «Он умер». Олег засмеялся и укорил того волшебника, сказав: «Чародеи не говорят правды: все это было ложью. Моя лошадь мертва, а я жив». Тогда он приказал оседлать ему лошадь, сказав: «Я хочу пойти посмотреть на его кости». Так он пришел к тому месту, где лежали голые кости и череп его лошади. Он спешился, засмеялся и сказал: «Это тот череп, от которого я должен был умереть?» Потом он наступил на череп ногой, и из черепа выползла змея и укусила его за ногу. От этого он заболел и умер. Его оплакивал весь его народ, и это был поистине великий плач. Его унесли и похоронили на горе, называемой Щековица. Его курган находится там и по сей день, и известен он как Курган Олега. Всего же лет его правления было тридцать три года.
Из Повести лет минувших ( Ипатьева летопись).

Первая Новгородская летопись высказывает некоторый скептицизм по поводу этой версии гибели Олега:

6428 [920 г. н.э.]. Олег вернулся к Игорю в Киев [из Царьграда], привезя золото, шитые шелка, вино и фрукты. Звали его Олег Вещий, ибо народ был тогда невежественным язычником. Затем Олег отправился в Новгород, а оттуда в Ладогу. Другие говорят, что он пошел за границу [за море] и был укушен в ногу змеей, и от этого умер; курган его находится в Ладоге и по сей день.

Из Первой Новгородской летописи, Новая редакция .

Перевод и комментарии © Frederick R. Patton, 2014

СМЕРТЬ КНЯЗЯ РОМАНОВСКОГО

Обещание князя Олега Константиновича Жизнь и ранняя смерть

«Гроб опустили в могилу…… Вскоре наверху образовался курган. Его быстро украсили венками, цветами и увенчали простым деревянным крестом. Многообещающая жизнь князя Олега кончилась».  (брат Олега князь Гавриил в Воспоминания о Мраморном дворце  с.261)

Смерть князя Романовых  следует за кратким жизненным путем князя Олега Константиновича, одного из могущественная и привилегированная российская императорская семья. Он был талантливым молодым человеком интеллектуального и художественного гения. Олег был одаренным сыном талантливого великого князя Константина Константиновича, писавшего под псевдонимом К.Р. Великий князь был другом Чайковского, который положил на музыку его многочисленные стихи, учредил литературные кружки для своих войск, перевел Гамлет  на русский язык и написал Царь Иудейский , оригинальную пьесу, которую он и его сыновья поставили.

Читатель будет следовать за князем Олегом Константиновичем, его семьей и императорскими кузенами, поскольку его жизнь проведет его через роскошь четырех великолепных фамильных дворцов в Павловске, Царском Селе, Мраморном дворце в Санкт-Петербурге, Константиновском дворце в Стрельне. ; и подмосковная усадьба Осташево; а также многочисленные праздники в Крыму.

Молодой принц получил самую либеральную программу литературного, научного и художественного образования. Он первым из Романовых поступил в гражданское училище и окончил Императорский лицей в Петербурге, где в 1913 марта он получил Пушкинскую медаль за успехи в учебе. В возрасте 21 года князь Олег Константинович был на гребне блестящей карьеры и личного величия, когда началась Первая мировая война. И тут случилась трагедия…

Олег Константинович делится с нами через свои дневники жестокостью войны. Всего через шесть недель после начала войны он был смертельно ранен. Через три дня он скончался в больнице Вильнюса. Однако шокирует то, что происходит с его останками после смерти этого князя Романовых.

Автор: Терри Боланд — бывший учитель истории России в нескольких независимых школах Мельбурна, Австралия. Он регулярно и много путешествовал по России в течение последних 30 лет, включая трехдневный визит в Екатеринбург, который он провел с Давидом Авдониным, обнаружившим имперские останки в 1979 году. Его визиты в Санкт-Петербург и Москву происходят на ежегодной основе, и он знаком со всеми сайтами, упомянутыми в этом тексте. Его страсть ко всему, что имеет отношение к династии Романовых, не знает границ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *