Властителям и судьям стих державин: «Властителям и судиям» — Стихотворение Гаврилы Державина

Державин Властителям и судиям. К кому обращается Державин в стихотворе­нии. Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р

Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судьбы страны и народа. Многие поэты посвящают стихи родине, восхваляют или попрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце XVIII — начале XIX века власть в России совершенно перестала понимать народ, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов. Любимец императрицы Екатерины II также не мог оставаться в стороне. Поэт отличался горячим и справедливым характером, поэтому его возмущало творящееся вокруг беззаконие.

Вызов самодержавию и беззаконию

Анализ «Властителям и судиям» показывает, насколько необычным для того времени было спорить с властью, показывать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что дальше так жить невозможно, даже Бог не в силах смотреть на земных правителей. Автор считает, что цари должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным, но они лишь слышат и защищают сильных. Родина сотрясается от злодейств, но государственные чиновники этого не видят.

Анализ «Властителям и судиям» говорит о том, что Гавриил Романович хотел раскрыть все пороки власти. Для русского народа монархия, безучастная к жизни простых людей, является настоящей трагедией. Цари ни своими поступками, ни жизнью не похожи на богов. В конце стихотворения поэт разуверился в том, что все можно исправить, образумив монархов, ведь понятия чести и совести не знакомы властителям и судиям. показывает: поэт убежден в том, что Россию способен спасти только божий суд.

Художественное своеобразие стиха

Анализ «Властителям и судиям» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали поэтические произведения для определенных слоев общества. Простым людям возвышенные и пафосные речи были не понятны, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить в свои стихи доступную пониманию большинства людей. Произведение «Властителям и судиям» сам автор называл гневной одой. За основу он взял библейский текст — Псалом 81-й.

Торжественный стиль поэт создал с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Властителям и судиям» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь от порочности современного мира, он пытался пробудить у читателя не только гнев, но и стремление к очищению и изменению жизни к лучшему.

Значение стихотворения «Властителям и судиям»

Державин (анализ показывает, что автор не вкладывал в свое произведение революционного порыва) по своим убеждениям был монархистом и очень хорошо относился к императрице Екатерине II. Даже при написании оды «Властителям и судиям» он не выступал против правительницы, поскольку был убежден в ее добродетельности. В царящем в стране беззаконии виноваты чиновники, окружающие императрицу — именно об этом ее хотел предупредить Гавриил Романович. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти.

Продолжение тенденция нашла в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.

Стихотворение написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой. Напечатано в 1788 году в журнале «Зеркало». Державин сам называл его «гневной одой». Это произведение чуть не стало причиной изгнания и опалы поэта. Императрица Екатерина Вторая отозвалась на появление этого стихотворения резко: «Якобинец!» На что Державин, переложивший в этом стихотворении 81-й псалом (библейское песнопение) царя Давида, ответил: «Тогда и ветхозаветный царь Давид был якобинцем!»

Стихотворение «Властителям и судиям» — гневное обращение поэта к «земным царям», поправшим законы справедливости и милосердия, позволяющим твориться беззаконию в их владениях.

Главная мысль (идея)

Поэт осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам народов, которыми они правят, и предупреждает их об ответственности перед Божьим судом.

Стихотворение основано на библейском тексте, но, безусловно, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Он видит здесь попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла.

В стихотворении Державин говорит о долге «земных царей» перед их народами:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Несчастливым подать покров;

Исторгнуть бедных из оков…

Властители, пренебрегающие исполнением своего долга, с точки зрения поэта, непременно падут и утратят свою власть. Именно в этих строках императрица усматривала революционный призыв:

И вы подобно так падете,

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Но Державин не столько призывает народ к бунту, сколько говорит в стихотворении о высшей справедливости, об исполнении Божьего гнева и закона:

Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

Стихотворение можно назвать образцом высокого «штиля», по М. В. Ломоносову, характерным для поэзии эпохи классицизма.

Жанр стихотворения — ода. Учитывая, что это произведение является переложением 81-го псалма царя Давида, можно отнести его к жанру «духовной оды», характерному для поэзии XVIII века.

Стихотворный метр — четырехстопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Произведение построено четко и лаконично. В нем слышна как торжественная, так и сатирически-обличительная интонация.

В стихотворении 7 строф. По композиции произведение состоит из 3 частей: первые 3 строфы — напоминание царям об их обязанностях перед народом.

4 строфа — констатация того факта, что они «не внемлют», они слепы и глухи к мольбам народа.

5-7 строфы — указание на то, что все люди смертны и предстанут перед Божьим судом, страстный призыв к Богу покарать виновных: «Приди, суди, карай лукавых!..»

Взволнованность тона создается риторическими вопросами и восклицаниями: «Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых!»

Лексика и образы стихотворения подчеркнуто возвышенны, восходят к библейской поэтичности (во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др.

).

Обилие старославянизмов, особых синтаксических средств придает стихотворению ораторское звучание, которое должно воздействовать на восприятие читателей и слушателей, вызывая у них высокие гражданские чувства: не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных.

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

Стихотворение «Властителям и судиям» было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано — в «Санкт-Петербургском Вестнике». С большим трудом добивался поэт этой публикации. И всё же обличительная ода была напечатана в популярной газете. Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него своё чисто «русское» возмущение от «деяний сильных мира сего».

На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделённые высокой властью. Автор убеждает читателя в том, что властвовать на Земле может только Бог, и лишь он может быть справедливым. По мнению Державина, «властолюбцы» не способны понять простого человека и тем более помочь ему. Поэт горько «кричит» о несправедливости, подлости, равнодушии и алчности добравшихся до власти

«земных богов» . Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема её ясна — убедить правителей жить по законам человечности и добродетели. Ещё Державин обращается и к «судиям» . Он в их лице видит мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стиха — посодействовать «высокому судейству» и покарать «возмущённым» словом «зазнавшихся» владык.

По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание «карай лукавых» — это явный призыв к политическому перевороту. Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно отнеслась к «Властителям и судиям». В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела. Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.

Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: «Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своём государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно. Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения… И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств. И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный… Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек. Он стал клеймить «земных» правителей силой своего поэтического слова».

«Властителям и судиям» написано ямбом , с помощью перекрёстной рифмы: судит-будет (женская), их-злых (мужская). Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: невинных-бессильных (прилагательные), покров-оков (существительные), знают-потрясают (глаголы). Но есть и исключения: судья — я, внемли-земли.

В эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги властны, страстны, смертны . Это придаёт стихотворению торжественность и силу. Историзмы : рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ — подчёркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова. Слог Державина величав и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина

сравнения :

И вы подобно так падёте,
как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
как ваш последний раб умрёт!

Прилагательные увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.

Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И всё же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью — одой — называют державинское стихотворение. Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.

Праведный гнев обладает сокрушительной силой по своей природе. Ведь он несёт в себе ветер справедливости. А если он еще и подкреплён мистической мощью поэзии, его порыв ничто не может остановить. Стихотворение Гавриила Державина «Властителям и судиям» показывает читателю пример именно такого праведного гнева.

Дело в том, что стих написан в то время, когда автор работал в провинции военным чиновником. Он увидел там, насколько сильно высшему обществу нет дела к людям простым, которые удерживают страну на своих сильных плечах. Державин пытался как-то исправить ситуацию, он хлопотал к высшим чинам государства о беспределе, но слышал в ответ только насмешки. Гнев нужно куда-то выплеснуть, и поэт нашёл выход в стихах.

Произведение начинается с практически библейского обращение к земным владыкам судеб, сильным этого мира. Но Державин в первой же строчке выходит на уровень, он называет их «земными богами», чтобы обозначить всю ту власть над простым русским человеком, которая им доступна. Важный момент в том, что из биографии писателя мы знаем, что считал царскую семью образцом морали и праведности, а все беды в России были из-за их окружения, которое постоянно доносило ложь в их уши. Именно поэтому он задаётся вопросом, доколе «земные боги» будут щадить зло.

Вообще, вся первая часть стихотворения является программной, автор перечисляет обязанности, которые несёт за собою верховная власть. Это помощь бедным, слабым и невинным. Казалось бы, очевидная вещь, но не видят ёё те, к кому обращается Державин. Главная мысль проста до бесконечности: власть всегда сопровождается огромной ответственностью.

«Цари! Я мнил, вы боги властны».

Здесь он выразит мысль, к которой, очевидно, шёл очень долгое время. Несмотря на всю ту силу, которой они обладают, пусть даже в их руках будет весь мир, но они тоже люди. Они из крови и плоти. Цари тоже будут стоять перед Богом на суде, и судить их будут по тем же законам, что и деревенских мужиков или городских блудниц. И одному Всевышнему известно, кто получит от Него большее снисхождение. Он подводит итог под этой мыслью очень мощной строчкой:

«И вы подобно так умрете
Как ваш последний раб умрет!».

Рано или поздно земная жизнь завершиться и придётся отвечать за свои грехи, свою власть и ёё использование.

В финале стихотворения отчаявшийся Державин обращается к самому Богу:

«Воскресни, боже! боже правых!».

Он приходит к мысли, что нормальная жизнь никогда не наступит в этом грешном мире, пока сам Иисус не воскреснет вновь, не заменит и не объединит все престолы мира под единой властью Царства Божьего. Это идея показывает, насколько трагичным по своей сути этот стих является. Оно отображает весь дух времени, смутного века, тёмного и трудного, где никто не видит выхода из тьмы.

Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе и для того, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России 18 века.

Краткий анализ

История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги” .

Сравнения “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет” .

История создания

Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема

Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и неспособны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.

Композиция

Она соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и продажности власть придержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

Жанр

Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так ее назвал сам автор. Также в нем есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст. Ода написана ямбом, в ней используется перекрестная рифма.

Выразительные средства

Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нем присутствуют привычные способы:

  • Эпитеты – “последний раб” , “увядший лист” , “земные боги” .
  • Сравнения – “как с древ увядший лист падет” , “вы умрете, как ваш последний раб умрет” .

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Стихотворения Державина «Властителям и судиям» (анализ)

Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно‑крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:

 

…Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Но, по словам поэта, «властители и судии»:

Не внемлют! – видят и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

 

В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:

 

Цари! Я мнил: вы боги властны,

Никто над вами не судья;

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

 

Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал‑прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами‑декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:

 

А слава тех не умирает,

Кто за Отечество умрет:

Она так вечно и сияет,

Как в море ночью лунный свет.

 

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

Державин правителям и судьям в полном объеме. Анализ стихотворения «Властителям и судьям» Державина Г.

Р.

История создания. Необычайно смелый, решительный и самостоятельный характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские гимны, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже отпечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. прежнее название — «Псалом 81» — и печатное произведение под собственным заглавием «К господам и судьям».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэту Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:

Доколе, реки, как долго ли ты будешь
щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Твоя обязанность: охранять законы,
Не смотреть в лица сильных,
Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты.
Ваш долг: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона со стороны тех, кто у власти, которые должны в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не внимать! Они видят и не знают!
Волосы покрыты взятками:
Зверства сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И ты упадешь вот так.
Как увядший лист падает с деревьев!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Правителям и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонно настроенной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскреси, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых
И будь единым царем земли!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы…», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, конечно, перед нами не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить озлобленность автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не национальных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.

Стихотворение «Властителям и судьям» поэт Державин написал в 1780 году. В то время он работал военным чиновником в губерниях и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, чье сердце болит от сострадания к угнетенным, слабым, бесправным. И в то же время никакого выхода из этой ситуации автор не видит, кроме суда Всевышнего Бога.

Надо отметить, что Державин с большим уважением относился к царской семье, считая, что все беды исходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.

Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невиновных, наказывать виновных. Но «земные боги» этого не делают. Они творят зло, их глаза закрыты взятками, и беззакония, которые они совершают, сотрясают землю и достигают небес.

Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они умрут в свое время. Дальше их ждет Божий суд, но люди не думают об этом и продолжают творить злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина, только Господь способен установить в России справедливость, простые люди с этим не справляются. И поэт призывает Бога прийти, наказать всех виновных и владычествовать над всей землей.

Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, не побоявшихся открыто осудить беззаконие и злоупотребление властью. В 1780 году стихотворение не было опубликовано, так как цензура его не пропустила. Лишь спустя 8 лет произведение все-таки увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не принято было осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего века, посвятившие этой теме свои лучшие произведения.

Анализ поэмы Державинским правителям и судьям

Гавриил Державин написал оду к «Владыкам и судьям» в 1787 году. Будучи государственным деятелем, он смог прочувствовать на себе всю несправедливость и гнев того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечение преступной деятельности высших слоев общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решил написать оду на тему 81-го псалма.

Вся суть ее заключалась в том, чтобы обратиться к Богу, через праведные песнопения.

Первое произведение поэта на эту тему так и не было опубликовано из-за того, что редакция не разрешила издание псалма Державина. Издательство «Санкт-Петербургский вестник» посчитало оду слишком пафосной и гневной.

Тем не менее, Гавриилу Державину удалось опубликовать свою переработанную поэму спустя пять лет. Сменив название на «Владыки и судьи», новое творение поэта поступает в издательство.

Писатель находит свои мысли и чувства в библейских сказках, которые он превозносит в поэму в переработанной форме. Несправедливость, гнев, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — все эти темы вбирает в себя ода «Владыкам и судьям».

Державин разражается гневной тирадой о несоблюдении этих законов в реальной жизни. В этих строках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.

Но, по мнению писателя, наказание правителей за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями неизбежно:

И ты упадешь таким.
Как увядший лист падает с деревьев!

Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина к власть имущим, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.

В последних строках оды писатель показывает свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из чего, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.

Основная тема, которую Гавриил Державин поднимает в стихотворении «Властителям и судьям», остается значимой и по сей день. «Хитрые» правители, действия которых наполнены гневом, несправедливостью и пороками, во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но, по мнению писателя, обязательно наступит день, когда справедливость восторжествует и победит зло.

Разбор стихотворения Правителям и Судьям по плану

Возможно Вам будет интересно

  • Разбор стихотворения Давно мне снились крики твоих рыданий Фет

    Афанасий Фет, находясь в своем юность, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений он бросает свою возлюбленную и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за ее скромности

  • Анализ стихотворения Мережковского «Родная 9»0003 Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родная» — искреннее обращение автора к родному краю, месту, где каждый счастлив оказаться после многих лет жизни

  • Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

    Стихотворение написано поэтом в 1842 году. Оно отражает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В то время Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной чертой этого произведения от других является краткость, недосказанность сюжета.

  • Анализ стихотворения Демону Некрасову

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, раскрывающей демонический образ с особой стороны, отличной от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

    Одним из очень интересных произведений Блока является стихотворение «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

Г.Р. Державин. «Владыки и судьи»

История создания

С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он был активен, пытался многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразованиям мешают местные дворяне, а идеалы воспитания, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Владыкам и судьям».

Державин взял за основу этого произведения ранее написанную поэму на библейскую тему, которая называлась «Псалом 81».

Псалом — это библейская песня богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Властителям и судьям».

Основные темы и идеи стихотворения

На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране безнаказанно нарушаются законы, угнетаются слабые, торжествует неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит правителей, как они исполняют установленные Им законы?

Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

Земные боги в своем воинстве;

Доколе, реки, доколе вы будете

Пощадить неправедных и злых?

Ваша обязанность: охранять законы,

Не смотри в лица сильных,

Ни помощи, ни защиты

Не оставлять сирот и вдов.

Ваш долг спасти невинных от бед,

Прикрой несчастных;

От сильных защищать бессильных,

Вырвите бедняков из их оков.

Не обращайте внимания! Они видят и не знают!

Волосы, покрытые взятками:

Злодеяния сотрясают землю

Ложь сотрясает небо.

Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшем наказании, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. Это главная мысль стихотворения.

И ты упадешь вот так.

Как падает с деревьев увядший лист!

И ты умрешь вот так

Как умрет твой последний раб!

Конечно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

Воскреси, Боже! Бог прав!

И внемли их молитве:

Приди, суди, накажи злых

И будь королем земли!

Художественное своеобразие стихотворения

С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образность стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в воине; не обращай внимания; покрытые взятками пакли; услышь их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Благодаря этим приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.

С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение сознания читателя, вызывает желание исправить пороки, оно является своего рода предостережением, наставлением «правителей».

В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и его стихотворение не собиралось вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране сильно его возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не прославляет правителя, как положено в оде классицизму, а обличает пороки королей и вельмож.

«Властителям и судьям» Гавриил Державин

Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земные боги в их воинстве;
Доколе, реки, доколе вы будете
Пощадите неправедных и злых?

Твой долг: Законы соблюдать,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Не оставлять сирот и вдов.

Ваш долг — спасти невиновных от вреда.
Прикрой несчастных;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.

Не обращай внимания! видишь — и не знаешь!
Волосы покрыты взятками:
Зверства сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

короля! Я думал, что вы, боги, сильны,
Никто вам не судья
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.

И ты упадешь так
Как падает с деревьев увядший лист!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Воскреси, Боже! Боже!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых,
И будь единым царем земным!

Анализ поэмы Державина «Властителям и судьям»

Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на жизнь общества. Красивые стихи, написанные в «высоком штиле», сменились обличительными произведениями, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.

К этому времени автор оставил военную карьеру и успешно освоил должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественно-политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему широкую известность сначала в салонах, а затем во дворце императрицы. На волне заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые заявления среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором есть достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто решает человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстают перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, но осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будете миловать неправедных и злых?» — спрашивает поэт.

В первой части поэмы автор рассказывает о том, что именно является обязанностью тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от беды» и защищать слабых от сильных. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «вырвать бедняков из пут», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую ​​дерзость.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Зверства сотрясают землю, ложь сотрясает небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их наместниками божьими на земле. Однако автор убежден, что «и ты упадешь так, как увядший лист падает с дерева! И ты умрешь так же, как умрет твой последний раб! В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы судить людей. «Приди, суди, накажи злых и будь единственным царем земли!» — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных не удается навести порядок в России.

ПРАВИТЕЛЯМ И СУДЬЯМ

Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земные боги в их воинстве;
Доколе, реки, доколе вы будете
Пощадите неправедных и злых?

Твой долг: Законы соблюдать,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Не оставлять сирот и вдов.

Ваш долг — спасти невиновных от вреда.
Прикрой несчастных;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.

Не обращай внимания! видеть и не знать!
Волосы покрыты взятками:
Зверства сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

короля! Я думал, что вы, боги, сильны,
Никто вам не судья
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.

И ты упадешь так
Как падает с деревьев увядший лист!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Воскреси, Боже! Боже!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых,
И будь единым царем земным!

Примечания

Правители и судьи (стр. 92). Впервые «СПб. Вестник», 1780, № 11, стр. 315. Затем — «Зеркало света», 1787, № 53, стр. 1. Печ. по изд. 1808 г., т. 1, стр. 10. Раннее издание сохранилось в рукописях поэта (Арх. ГПБ, т. 1, л. 17):

ПСАЛОМ 81

Поднимитесь среди богов на совет
Богов судит высший бог.
Доколе, реки, правду продавать
И смотреть на грешный рог? один

Судите бедных с богатыми;
Не смотри на возвышенность лиц;
От рук губящих душу
Несчастных, сирот и вдов.

1 Рог сила, крепость, могущество, могущество; высокомерие, заносчивость (Даль). Ильинский (с. 29) дважды неверно истолковал слово как «скала», что, по крайней мере, делает строку бессмысленной. Во всех пяти вариантах рукописи написано достаточно четко: «рог» (см. литографическую репродукцию рукописи в Гроте, 1, 109).).

Но есть безумцы посреди трона:
Сидят и царствуют дремлющие,
Не знают, что от бедных стонет
Земля движется по ошибке.

Я думал, что вы боги вселенной
Господи, 1 царь и судья;
Но и ты смертен от праха
И так же смертен, как и я.

И так, коль правды нет,
И правды нет в мире,
Разъедини, творец, жало несправедливости,
Приди и всюду царствуй.

В черновом варианте 4-й строфы было первоначально: «монархи, князья и судья» (см. Ильинский, 2930). При дальнейшей обработке Державин заменил эти слова одним общим и в то же время более выразительным понятием: «боги земные». Поэта не удовлетворило первое издание, и он вскоре коренным образом переработал его. Последние три строфы второго издания полностью совпадают с окончательным изданием, первые три существенно отличаются как от первого, так и от окончательного:

О ДА. ПСАЛОМ 81 ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вот бог богов восстал судить
Земные боги в своем воинстве:
«Доколе, реки, чтите ложь,
Доколе будете щадить нечестивых?

Долг твой блюсти законы
И не смотри на благородство лиц,
Спаси от рук гонителей
Бедные, сироты и вдовы!»

Не внемлют: грабежи, обман,
Тоска и бедные стоны
Смути, потряси царства
И трон брошен в руины…

Второе издание оды вышло в Петербурге. вестник». Резко-обличительный характер стихотворения Державина, очевидно, привлек внимание. Выпуск журнала, открывавшегося одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан, а начало переведенного рассказа «Розалия «на нем было напечатано, которое раньше начиналось только на следующей странице. До нас дошло очень мало экземпляров журнала с неразрезанной одой Державина. Ода действительно увидела свет только в 1787 году, когда она была издана в своем итоговый выпуск в журнале Зеркало

1 Владыка (Владыко) за 18 век. постоянное имя и обращение к высшим сановникам церкви (митрополитам, архиепископам и др.). Видимо, в этой строке поэт перечисляет все высшие «земные» власти: духовную, политическую и административную. свет» под названием «Ода. Извлечено из 80-го псалма. В 1795 г., пытаясь получить разрешение на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине рукописный список первой части, в который он включил оду. То, что осталось незамеченным в 1787 г., в 179 г.5, после Французской революции, казнь короля Людовика XVI и т. д., произвела впечатление разорвавшейся бомбы, ибо, не говоря уже об остроте содержания оды, распространился слух, что 81-й псалом использовался якобинскими революционерами против короля. Когда поэт появлялся при дворе, дворяне сторонились и просто «бежали» от него. Говорили даже, что «допрашивать» поручили «хлыстовику» Шешковскому, секретарю Тайной канцелярии, который также ведал делами о «крамольных» и «вредных» сочинениях (Радищев, Князнин и многие другие). Державин. Не дожидаясь, пока Шешковский «спросит» его, почему он пишет «такие дерзкие стихи», поэт решил сам перейти в наступление и тут же написал специальную объяснительную записку «Анекдот», в которой, как он позже писал, «ясно доказал что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и послал его самым влиятельным лицам при дворе: статс-секретарю императрицы Трощинскому, имевшему на рассмотрении свои сочинения, вице-канцлеру графу Безбородко и фаворит Екатерины II П. А. Зубов. После этого все «сгладилось: все относились к нему как ни в чем не бывало» (Грот, 6, 69).6. См. также «Анекдот»: 1, 113115). Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В Эд. В 1798 году ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции под заглавием «Властителям и судьям» она появилась лишь в 1-м т. Эд. 1808 г. Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 г.он был перестроен под его руководством (Державин. В.З. ) Сенат, и особенно зал общего собрания, украшенный… лепными барельефами… в числе прочих фигур изображен скульптором Рашетом Правда обнаженная, и этот барельеф стоял перед лицом присутствовавших за столом сенаторов; потом когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор стали иногда больше скрывать правду в правительстве» (Грот, 6, 546547). Ср. с этой строкой оригинальной редакции: «И так, коль правда ушла, И нет правды на свете нигде…»

Анализ правителей и судей. Анализ стихотворения Державина «Властителям и судьям»

  1. К кому обращается Державин в стихотворении «Властителям и судьям»? Каков характер этого обращения (упрека, наказания, прославления)?
  2. Стихотворение (переложение 81-го псалма) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», то есть царям, правителям. В отличие от сложившейся литературной традиции восхвалять «земных богов» в одах и других поэтических произведениях, Державин не только низводит их с пьедестала, но и судит, напоминая об их обязанностях перед подданными. В стихотворении есть и обличение, и наказание (наставление).

  3. Как Державин понимает назначение правителей, «земных богов»?
  4. Земные правители, как утверждает Державин, должны строго соблюдать законы, не допускать их нарушения («не смотреть в лица сильных»), защищать обездоленных и бедных от несправедливости («защищать бессильных от сильных»), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

  5. Каков реальный образ «правителей и судей»? Соответствует ли это представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
  6. На самом деле облик «правителей и судей» весьма далек от представлений поэта-классика о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творится подлость и несправедливость, процветает взяточничество (взяточничество). «Земные боги» не желают выполнять обязанности, возложенные на них Всемогущим Богом. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношение к совершаемым им прегрешениям: смотри — и не знай! Покрытые взятками ока». Ничтожество королей, их человеческая слабость, их склонность к соблазнам становятся особенно заметными благодаря антитезам: идеальный государь — реальный государь, царь — раб:

    Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вас не осудит, Но вы, как и я, страстны И ​​так же смертны, как и я. И ты упадешь так, Как увядший лист с дерева! И ты умрешь так, Как умрет твой последний раб!

    Надеется ли поэт исправить пороки власти?

    Нет, Державин не надеется исправить пороки власти. Вот почему он взывает ко Всевышнему быть «единым царем земным» и наказать лукавых правителей и судей.

  7. Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражается?
  8. Негодование, презрение, ирония по отношению к земным правителям. Даже выражение «земные боги» воспринимается здесь как ирония. Подлости, неправды прикрываются взятками, лук — лексикой, характеризующей пороки власть имущих. В то же время мы слышим в поэме глубокую скорбь о судьбе обездоленных, которых надо защитить, «вырвать бедняков из оков». Бедняки, сироты, вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: «Бог правых», на Которого с молитвой и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Транскрипция псалма заканчивается энергичным призывом наказать злодеев и стать единственным царем земли. материал с сайта

  9. В каком стиле написано стихотворение «Властителям и судьям»?
  10. Поэма написана в высоком стиле, который избран автором не для восхваления царствующих особ, а для разоблачения и показа высокого предназначения земной власти. Архаичная лексика (роза, Вседержитель, сонм, смотри, приюти, выщипывай, расчесывай, качай, слушай) придает торжественность выражению державинских мыслей и чувств.

  11. Сравните это стихотворение с одой Ломоносова. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих двух произведений?
  12. Сходство в понимании назначения высшей власти: забота о гражданах, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и поэма Державина полны поучений государям. Отличие заключается в том, что Ломоносов по законам одического жанра отождествляет прогрессивные государственные идеи с замыслами царствующей императрицы, ее деятельностью. Возможно, это в какой-то мере пожелание, образ должного, идеального. Но в ломоносовских одах мы не найдем державинских обличений власти.

К кому обращается Державин в стихотворении «К правителям и судьям»? Каков характер этого призыва (упрек, наказание, прославление)?

Поэма (переложение 80-го псалма) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», то есть царям, правителям. В отличие от сложившейся литературной традиции восхвалять «земных богов» в одах и других поэтических произведениях, Державин не только низводит их с пьедестала, но и судит, напоминая об их обязанностях перед подданными. В стихотворении есть и обличение, и наказание (наставление).

Как Державин понимает назначение правителей, «богов земных»?

Земные правители, по мнению Державина, должны строго соблюдать законы, не допускать их нарушения («на лица сильных не смотри»), защищать обездоленных и бедных от несправедливости («о? сильные защищают бессильных» ), заботиться о материальных нуждах и уважении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

Каково истинное лицо «правителей и судей»? Соответствует ли это представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?

На самом деле облик «правителей и судей» очень далек от представлений поэта-классика о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творится подлость и несправедливость, процветает взяточничество (взяточничество). «Земные боги» не желают выполнять обязанности, возложенные на них Всемогущим Богом. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношение к творимому им беззаконию: «Не слушают! видишь — и не знаешь! Покрытые взятками ока». Ничтожество королей, их человеческая слабость, их склонность к соблазнам становятся особенно заметными благодаря антитезам: идеальный государь — реальный государь, царь — раб:

Короли! Я думал, вы, боги, сильны, Никто вам не судья,

Но вы, как и я, страстны И ​​так же смертны, как и я.

И ты упадешь так

Как падает с деревьев увядший лист!

И ты умрешь вот так

Как умрет твой последний раб!

Надеется ли поэт исправить пороки власти?

Нет, Державин не питает надежд на исправление пороков власти. Вот почему он обращается к Всевышнему, чтобы тот был «единым царем земным» и наказывал лукавых правителей и судей.

Негодование, презрение, ирония к земным правителям. Даже выражение «земные боги» воспринимается здесь как ирония. Подлости, неправды, прикрываются взятками, злые — это лексика, характеризующая пороки власть имущих. В то же время мы слышим в стихотворении глубокую скорбь о судьбе обездоленных, которых необходимо защитить, «вырвать бедных из оков». Бедняки, сироты, вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: «Богу правых», на Которого с молитвой и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Транскрипция псалма завершается энергичным призывом-мольбой наказать злодеев и стать единственным царем земным.

В каком стиле написано стихотворение «Владыки и судьи»?

Поэма написана в высоком стиле, который избран автором не для восхваления царствующих особ, а для разоблачения и показа высокого предназначения земной власти. Архаичная лексика (восстал, Вседержитель, хозяин, смотри, покрой, дерни, кудели, прогнись, внимай) придает торжественность выражению державинских мыслей и чувств.

Сравните это стихотворение с одой Ломоносова. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих двух произведений?

Сходство в понимании назначения высшей власти: забота о гражданах, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и поэма Державина полны поучений государям. Отличие заключается в том, что Ломоносов по законам одического жанра отождествляет прогрессивные государственные идеи с замыслами царствующей императрицы, ее деятельностью. Возможно, это в какой-то мере пожелание, образ должного, идеального. Но в ломоносовских одах мы не найдем державинских обличений власти.

«Властителям и судьям» Державин Г.Р.

История создания. Необычайно мужественный, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх в окружении злых сановников. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские гимны, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг. Ветхий Завет — Псалтырь.

Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже отпечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. прежнее название — Псалом 81» — и печатное произведение под собственным названием «Владыкам и судьям».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэту Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:

Доколе, реки, как долго ли ты будешь
щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Твоя обязанность: охранять законы,
Не смотреть в лица сильных,
Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты.
Ваш долг: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.

А в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона со стороны тех, кто у власти, которые должны в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не обращать внимания! Они видят и не знают!
Волосы покрыты взятками:
Зверства сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И ты упадешь вот так.
Как увядший лист падает с деревьев!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Владыкам и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскреси, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых
И будь единым царем земли!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе, ибо в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы…», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь то, что перед нами, конечно, не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочности современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не общественных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.

История создания. Необычайно смелый, решительный и самостоятельный характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх в окружении злых сановников. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские гимны, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новой версии, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось ее опубликовать. работа под собственным названием «Владыкам и судьям».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэту Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:

Доколе, реки, как долго ли ты будешь
щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Твоя обязанность: охранять законы,
Не смотреть в лица сильных,
Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты.
Ваш долг: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.

Но в реальной жизни он видит отклонение от этого высшего закона тех, кто у власти, кто должен в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не внимать! Они видят и не знают!
Волосы покрыты взятками:
Зверства сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И ты упадешь вот так.
Как увядший лист падает с деревьев!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Владыкам и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскреси, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых
И будь единым царем земли!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к хорошо развитому к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы…», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь то, что перед нами, конечно, не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочности современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки несправедливого правительства, его стремление действовать в своих, а не общественных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.

Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают стихи своей родине, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце XVIII — начале XIX века власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался горячим и справедливым характером, поэтому его возмущало беззаконие, творившееся вокруг него.

Вызов самодержавию и беззаконию

Анализ «Владык и судей» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, демонстрировать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что так дальше жить нельзя, даже Богу не под силу смотреть на земных правителей. Автор считает, что цари должны помогать вдовам, сиротам и прочим несчастным, но они лишь слышат и защищают сильных. Родину трясет от подлости, но чиновники этого не видят.

Анализ «Владыки и судьи» говорит о том, что Гавриил Романович хотел раскрыть все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, — настоящая трагедия. Короли не похожи на богов ни в своих поступках, ни в своей жизни. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.

Художественное своеобразие стиха

Анализ «Властителей и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писало поэтические произведения для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и пафосных речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить в свои стихи то, что понятно большинству людей. Сам автор назвал произведение «Властителям и судьям» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.

Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *