Отцы и дети тургенев кратко: Тургенев «Отцы и дети» читать роман онлайн полностью или скачать текст произведения

Краткое содержание романа Отцы и дети Тургенева И.С.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Барин Николай Петрович Кирсанов ждет своего сына, который должен приехать к нему в гости. Николай Петрович в былые годы собирался пойти на военную службу, но сломал ногу. Учился в Петербургском университете. После смерти родителей женился на дочери чиновника. С женой переехал в деревню, где и родился Аркадий. Через десять лет его жена Маша умерла. Николай Петрович отдал своего сына учиться в университет в Петербурге. Там он прожил три года.

Аркадий приехал с новым товарищем Евгением Васильевичем Базаровым. Отец говорит с сыном о хозяйстве и признается ему, что с ним живет молодая женщина Фенечка. Николай Петрович надеется, что сын отнесется к чувствам отца благосклонно.

Когда Николай Петрович читает Пушкина, Базаров обрывает его на полуслове. На ужин приходит брат Николая Петровича — Павел. Он одет по последней английской моде. Базаров очень не понравился Павлу Петровичу. Базаров тоже не слишкОм-то жалует Павла Петровича, а об отце Аркадия отзывается снисходительно.

Проснувшись раньше всех, Базаров собирается резать лягушек, чтобы изучить их анатомию. Фенечка не вышла к утреннему чаю. Аркадий думает, что стесняет ее. Идет к ней знакомиться, чтобы разрядить ситуацию. Аркадий рассказывает Павлу Петровичу о натуре Базарова. Павел Петрович не согласен с жизненными принципами Базарова. В комнату входят Фенечка, затем Базаров с мешком лягушек. Когда Павел Петрович спрашивает его, зачем они ему, тот отвечает, что для опытов. В разговоре Базарова с Павлом Петровичем выясняется, что Базаров очень высокого мнения о немцах, а русских ученых он не жалует, авторитетов не признает. Павел Петрович спорит с ним.

Павел Петрович рассказывает историю своей жизни. Уже в молодости он достиг больших успехов, его ожидала блестящая карьера. В это время он познакомился с княгиней Р., влюбился в нее без памяти. Когда Павел Петрович надоел княгине и понял, что между ними все кончено, он не смог вернуться к прежней жизни, хотя и пытался. После смерти княгини и Маши Павел Петрович и Николай Петрович снова стали жить вместе.

Базаров говорит, что Павел Петрович не мужчина, потому что принес себя в жертву любви. Аркадий возражает, говоря, что всему причиной время, в которое вырос и воспитывался Павел Петрович. Базаров утверждает, что каждый должен воспитывать себя сам.

Павел Петрович приходит в комнату к Фенечке посмотреть на ребенка. Фенечка смущена. Когда в комнату приходит Николай Петрович, Павел Петрович уходит в свой кабинет.

Фенечка была дочерью хозяйки постоялого двора в уездном городе, где однажды остановился Николай Петрович. Как-то Фенечке попала в глаз искра. Николай Петрович лечит девушку и замечает ее необычайную красоту. Когда мать Фенечки умирает, Николай Петрович оставляет ее у себя.

Базаров знакомится с Фенечкой в саду. Он завоевывает расположение молодой женщины заботой о ребенке. Базаров говорит Аркадию, что его отец должен был бы жениться на Фенечке, так как она его любит и имеет от него ребенка. Базаров говорит, что в хозяйстве Николая Петровича уже все старое и плохое: и скот, и лошади, и строения.

Он заявляет: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Услышав, как Николай Петрович играет на виолончели, Базаров утверждает, что это недостойное занятие для отца семейства.

Базаров завоевывает расположение всей дворни. Павел Петрович ненавидит его, а Николай Петрович старается с ним не встречаться. Николай Петрович слышит, как Базаров говорит Аркадию, что песенка его отца спета, и делится услышанным с братом. Павел Петрович в бешенстве. За вечерним чаем происходит ссора между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров заявляет, что Павел Петрович не приносит никакой пользы обществу, а только сидит сложа руки. На возражение Павла Петровича, что нужно не только разрушать, но и строить, Базаров отвечает, что это уже не его дело. Они спорят о силе, о русском народе, о цивилизации. Аркадий поддерживает Базарова. Николай Петрович чувствует разрыв между ним и сыном. Затем вспоминает ссору со своей матерью: проблема взаимоотношений отцов и детей переходит из поколения в поколение.

Аркадий с Базаровым едут навестить родственника Кирсанова — Матвея Ильича Калязина. Возвращаясь от губернатора, молодые люди встречают «ученика» Базарова Ситникова. Все отправляются к знакомой Ситникова — Евдоксии Кукшиной. Она ведет себя неестественно, наигранно. На вопрос Базарова, есть ли в городе хорошенькие женщины, она отвечает, что они все пустышки. Но все же выделяет свою приятельницу Одинцову. Захмелев, Ситников и Кукшина начинают рассуждать о браке, индивидуальности человека. Евдоксия играет на фортепьяно и поет противным голосом цыганские романсы. Аркадий и Базаров уходят, не попрощавшись. На балу у губернатора они знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой. Во время танца Анна Сергеевна неохотно слушает рассказы Аркадия о Базарове. Одинцова очень нравится молодым людям. Они отправляются к ней в гостиницу.

После смерти отца Анны Сергеевны осталось маленькое состояние, потому что остальные деньги он проиграл. Так как ей было тяжело управлять хозяйством, она пригласила к себе сестру матери, которая и стала управлять имением. Вскоре Анна вышла замуж за старика Одинцова. После смерти мужа Одинцовой осталось все его состояние. С Анной Сергеевной Базаров чувствует себя неловко. По приглашению Одинцовой друзья едут к ней в Никольское имение. Там они знакомятся с Катей, сестрой Анны Сергеевны. Аркадий не интересует Анну Сергеевну, ей интереснее общение с Базаровым. Хотя Аркадию и хочется побыть с Одинцовой и он ревнует ее к Базарову, ему приятно общество Кати. Анна Сергеевна проводит все больше времени с Базаровым, он ей начинает нравиться.

Одинцова много занимается хозяйством. Базаров решает ехать в гости к своим родителям, говорит об этом Анне Сергеевне. Она признается, что будет скучать без него, что она очень несчастлива. Базаров говорит, что ее беда в том, что она не может полюбить. Желая возобновить разговор, Анна Сергеевна приглашает Базарова к себе в комнату. Базаров не желает делиться с Одинцовой своими планами на будущее. Услышав от Базарова страстное признание в любви, Анна Сергеевна пугается и решает, что спокойствие дороже. Базаров уходит. За обедом он извиняется перед Одинцовой за дерзость. В имение приезжает Ситников, узнать о здоровье Анны Сергеевны по просьбе Кукшиной. Это разрядило обстановку. Аркадий понимает, что Базаров считает олухами абсолютно всех, кроме себя.

Друзья отправляются к родителям Базарова. Родители очень рады видеть сына. Простота их докучает Базарову: его мать верит в гадания, боится мышей, лягушек; отец работает на грядке. Аркадий называет Евгения одним из самых замечательных людей своего времени. Василий Иванович очень гордится своим сыном.

Отдыхая на природе, Аркадий и Базаров чуть не ссорятся. За обедом в доме Базарова присутствует отец Алексей. Известие о том, что Евгений собирается уехать, очень огорчает его родителей. Приятели заезжают к Одинцовой, но, пробыв несколько часов, скоро уезжают. В имении Кирсановых молодым людям очень рады. Хозяйственные дела Кирсановых не ладятся.

Аркадий готов помочь отцу. Он отправляется в имение Одинцовой с письмами. Встретившись с Катей в саду, Аркадий приходит затем к Анне Сергеевне, она ему искренне рада.

 Николай Петрович, заинтересовавшись опытами Базарова, часто приходит к нему и спрашивает совета. Встретив Фенечку в саду, Базаров говорит, что она должна заплатить за лечение ее сына, подарив ему одну из роз, которые она собирает для утреннего букета. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль за то, что тот поцеловал Фенечку. Базаров ранит Павла Петровича. Николаю Петровичу говорят, что дуэль произошла из-за расхождения взглядов на политику. Происходит разговор братьев после дуэли.

Павел Петрович сравнивает Фенечку с княгиней Р. Базаров ухаживает за Павлом Петровичем до приезда врача, потом уезжает. Павел Петрович разговаривает с Фенечкой о своем брате, спрашивает, любит ли она его, просит любить его всегда и не обманывать. Павел Петрович просит брата жениться на Фенечке. После их свадьбы Павел Петрович планирует уехать за границу.

Катя и Аркадий находят общий язык; Аркадий понимает, что Катя очень дорога ему. Приехавший в имение Базаров думает, что Аркадий ухаживает за Анной Сергеевной, и говорит ему о своих подозрениях. Аркадий пишет письмо Анне Сергеевне с просьбой выдать за него Катю. Базаров едет домой к родителям. Там он лечит крестьян, помогая отцу в его врачебной практике. Во время вскрытия трупа он ранит палец. Трупный яд попадает ему в кровь. Через некоторое время ему становится хуже. Приезжает Анна Сергеевна с доктором. Надежды на выздоровление нет. Анна Сергеевна боязливо целует его в лоб на прощание. Базаров умирает.

В Марьине празднуют две свадьбы: Николай Петрович женится на Фенечке, Аркадий женится на Кате. Позже и Анна Сергеевна выходит замуж, но не по любви. Аркадий приводит в порядок хозяйственные дела. Катя рожает ему сына. В Дрездене Павла Петровича считают джентльменом, общается он там преимущественно с англичанами. Кукшина едет в Гейдельберг изучать архитектуру. Ситников продолжает в Петербурге дело Базарова.

На могилу Базарова часто приходят его родители.

 Комментарий.

 Суть романа наиболее полно выражается в спорах Павла Петровича и Базарова. Критик Д. И. Писарев говорил, что в Базарове сосредоточены качества практика, пренебрегающего любовью, природой, искусством. Он не признает над собой никакого нравственного закона. Тургенев задумал его как воплощение нигилизма.

Базаров как убежденный практик й Павел Петрович как человек старых правил — отчасти схемы, символы определенных взглядов. Они символизируют общественный конфликт своего времени. В Базарове читатели-современники видели намек на революционного деятеля. Однако в любви и смерти Евгений раскрывается как обычный человек.

В разное время в Базарове находили то провозвестника новой честной и справедливой жизни, то эгоистичного и болезненно самолюбивого человека, который настолько ограничен, что не может усомниться в собственной правоте. Претензии на обладание абсолютной истиной — один из источников тоталитаризма. После смерти Базарова у него остались только такие последователи-карикатуры, как Кукшина и Ситников. Над могилой Базарова склоняются только его старенькие родители и вечная природа сельского кладбища — так жизнь торжествует над плоскими схемами.

Отцы и дети в романе И. С. Тургенева | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

«Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно-­политических сил это и вечная проблема поколений.

Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.

Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью». Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.

Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм. Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу. Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль «гроша медного не стоит»), к красоте при­роды («природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работ­ник»), к любви (ее он называет «белибердой»). Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.

Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями «отцов». Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он «либеральный барин». Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаро­вым ценность искусства, поэзии, природы как источника кра­соты. Но он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры, а и в идеологии.

Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович — аристократ, не умеющий говорить с народом (рядом с крестьянами он «морщится и нюхает одеколон»), анг­ломан, человек с «щегольски-сухой душой». Он совершенно ото­рван от народа, от национальной почвы: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот лапоть — все, что связывает Павла Петровича с родной землей. Поэтому самоуве­ренно он считает, что верноподданный народ никогда не пой­дет за бунтарями, каким ему представился Базаров. Павел Пет­рович — антагонист Базарова во всем, начиная от привычек, манеры одеваться, отношения к искусству и заканчивая отноше­нием к общественному устройству. Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много досто­инств и прежде всего — «безукоризненная честность», щедрость, «заступничество за крестьян». Однако его «принципы» отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль (по словам Тургене­ва, «дуэль введена для наглядного доказательства пустоты эле­гантно-дворянского рыцарства»). Материал с сайта //iEssay.ru

Николай Петрович Кирсанов, «красный барин», много тру­дится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепен­ных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длин­ными речами можно «вразумить» мужиков. Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что «за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…». Воз­можно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Пет­рович понимает, но не хочет сказать, что это «что-то» — жест­кая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.

Базаров в спорах с «отцами» оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают (лю­бовь к Одинцовой, например).

Тургенев писал, что в Базарове ему «мечталась фигура су­мрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Смерть Базарова — последний трагический аккорд в заверше­нии характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.

отцов и детей, Иван Тургенев. Перевод Констанс Гарнетт — скачать электронную книгу бесплатно

76 020 слов (4 часа 37 минут) с легкостью чтения 72,16 (довольно легко)

Перевод Констанции Гарнетт.

  • Художественная литература

Описание

Мы рассчитываем на вашу поддержку, чтобы помочь нам продолжать выпускать красивые, бесплатные и неограниченные издания литературы для цифровой эпохи.

Поддержите ли вы наши усилия пожертвованием?

Аркадий, выпускник университета, возвращается из ст. Петербурга в имение отца со своим наставником Базаровым — нигилистом.

Отцы и дети (также известный как Отцы и дети ) — роман, написанный в 1862 году русским писателем Иваном Тургеневым и опубликованный в Москве издательством Русский Вестник .

Основная тема романа — конфликт двух поколений — «отцов», либеральных крепостников и «детей», нигилистов, отвергающих их авторитет и традиции.

Роман Тургенева также способствовал популяризации термина «нигилизм», особенно после того, как это слово использовалось влиятельным русским нигилистическим движением в 1860-х годах.

Несмотря на резкую критику в России, роман был очень хорошо принят в Европе, его хвалили такие влиятельные романисты, как Гюстав Флобер и Ги де Мопассан, что сделало его первым русским романом, получившим признание в западном литературном мире.

Читать бесплатно

Считается, что эта электронная книга свободна от ограничений авторского права только в США. Он все еще может быть защищен авторским правом в других странах. Если вы не находитесь в Соединенных Штатах, перед загрузкой или использованием этой электронной книги вы должны проверить свои местные законы, чтобы убедиться, что содержание этой электронной книги не подпадает под ограничения авторского права в стране, в которой вы находитесь.

Скачать для электронных книг

  • Совместимый epub — все устройства и приложения, кроме Kindles и Kobos.

  • azw3 — устройства и приложения Kindle. Также загрузите миниатюру обложки Kindle, чтобы увидеть обложку в библиотеке Kindle. Возможно, вас заинтересует наш FAQ по Kindle.

  • kepub — устройства и приложения Kobo. Вас также может заинтересовать наш FAQ по Kobo.

  • Расширенный epub — расширенный формат, в котором используются новейшие технологии, еще не полностью поддерживаемые большинством электронных книг.

Прочитайте о том, какие файлы скачать и как перенести их на вашу электронную книгу.

Читать онлайн

  • Начните с оглавления

  • Читать на одной странице

Краткая история этой электронной книги

  1. Обновление стандартного CSS в соответствии с новыми стандартами

  2. Обновление Uncopyright на новый шаблон

  3. Обновление шаблона колофона/выходных данных в соответствии с новыми стандартами

  4. Исправление опечаток

  5. [От редакции] Удалить курсив из заимствованного слова

Прочитать всю историю изменений.

Подробнее

  • Исходный код этой электронной книги на GitHub

  • Эта книга в Википедии

Источники

Транскрипции

  • Транскрипция в Project Gutenberg

Сканирование страниц

  • Сканы страниц в Интернет-архиве

Улучшить эту электронную книгу

Каждый может сделать стандартную электронную книгу лучше для всех!

Чтобы сообщить об опечатках, типографских ошибках или других исправлениях, см. статью о том, как сообщать об ошибках.

Если вы хорошо разбираетесь в технологиях и хотите внести свой вклад напрямую, ознакомьтесь с репозиторием этой электронной книги на GitHub и нашим разделом для авторов.

Вы также можете пожертвовать Standard Ebooks, чтобы помочь финансировать постоянное улучшение этой и других электронных книг.

Больше бесплатных электронных книг художественной литературы

Отцы и дети Иван Тургенев | Используется | 9780571244478

  1. Дом
  2. Художественная литература
  3. Классическая фантастика