Кратчайшее содержание романа «Отцы и дети» Тургенева
10 класс / 11 класс / Краткие содержания
Автор: Admin
Перед вами – кратчайшее содержание романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Однако, если вас интересует более подробный и развернутый пересказ, не спешите покидать эту страницу. На нашем сайте также есть подробное краткое содержание романа по главам:
Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам:
- Главы 1 – 10,
- Главы 11– 20,
- Главы 21 – 28
А теперь переходим непосредственно к КРАТЧАЙШЕМУ СОДЕРЖАНИЮ романа «Отцы и дети».
Глава 1. Экспозиция Кирсановых | Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия |
Главы 2–3. Экспозиция Базарова | Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. |
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия | Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича |
Главы 12–13. Подготовка развития внутреннего конфликта | Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов» |
Глава 14. Завязка внутреннего конфликта | На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой |
Главы 15–17. Развитие действия | Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова |
Главы 18–19. Кульминация внутреннего конфликта | Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова |
Главы 20–21. Усугубление внутреннего конфликта | Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино |
Главы 22–23. Развитие внешнего конфликта | Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой |
Глава 24. Кульминация и развязка внешнего конфликта | Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства |
Главы 25–26. | Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения |
Глава 27. Усугубление и разрешение внутреннего конфликта | В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни |
Глава 28. Эпилог | Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители |
Надеюсь, это кратчайшее содержание романа «Отцы и дети» помогло вам вспомнить сюжет нетленного произведения Тургенева.
На сайте вы также найдете материал «Отцы и дети» — читательский дневник.
МеткиТургенев
«Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева
История создания
Комедия «Месяц в деревне» была написана в Париже в 1848 -1850 гг., а напечатана только в 1855 гг. в № 1 «Современника». Она дважды отдавалась в печать под названиями «Студент» и «Две женщины», но была запрещена цензурой.
В характере Ракитина Тургенев изобразил собственные черты. В то время у него был сложный период с Полиной Виардо. Отношения Тургенева и её мужа чем-то напоминают отношения Ислаева и Ракитина.
Пьеса впервые была поставлена в Малом театре в Москве в 1872 г.
Литературное направление и жанр
«Месяц в деревне» относится к литературному направлению реализма. Тургенев изображает реалии современной эпохи и определённые социальные типы (дворянин, либерал, интеллигент Ракитин; помещик, деловой и положительный человек Ислаев; студент-разночинец Беляев). Они, а также психология героев, определяют конфликт и сюжетные ходы пьесы.
Тургенев в подзаголовке назвал пьесу «Комедия в 5 действиях». По приметам жанра это, скорее, драма. Сам Тургенев называл её повестью в драматической форме. Одна из рецензий отмечает с иронией: юмор, поэзия и глубина так тонко разлиты по тексту, что неуловимы.
Проблематика
Проблема лишнего человека, его социальная природа и философия раскрывается в образе Ракитина.
Проблема судьбы русской женщины отражена в образах Натальи, Веры и Кати. Женский образ в пьесе – центральный и определяющий.
Поднимаются в пьесе проблема любви как стихийного бедствия, проблема столкновения естественного начала человека и общественных условностей.
Конфликт
Внешний конфликт в пьесе представлен соперничеством старшей и младшей женщины, причём каждая наносит другой удар: Наталья выпытывает у Веры признание в любви к Беляеву и сообщает ему об этом, а Вера в ответ рассказывает Беляеву о любви Натальи.
Внутренний конфликт происходит в душе Натальи, пытающейся сохранить свою личность и своё достоинство в любви. В женщине сталкиваются подсознание с моральными принципами, естество страсти с требованиями культуры.
Сюжет
Сюжет традиционен для комедии. Это любовная коллизия, в которой проверяется характер каждого героя. Не влюблены только 10-летний Коля и мать Ислаева. В комедии целых 3 любовных треугольника и несколько дуэтных пар. В конце сохраняется брачная пара Наталья – Ислаев и формируются два новых брака по расчёту: Верочка – Большинцов и Шпигельский – Лизавета Богдановна.
Действие происходит в деревне в течение 4 дней, но любовь Натальи зрела весь тот месяц, пока учитель Коли Беляев жил там.
Герои
Беляев – 21-летний студент, худой, стройный, с весёлым смелым взглядом. Ислаев называет его дичком, но именно эта естественность так нравится Наталье.
Беляев откровенно рассказывает Наталье о своём происхождении: никто не занимался его воспитанием, потому что отец был занят, ездил по соседям, оказывая свои услуги и так добывая свой хлеб.
Беляев показан в пьесе как человек передовых взглядов, который просит у Ракитина прочитать журнал, но не ради стихов или повестей, а ради критических статей. Всякое упоминание о Белинском а также название журнала в окончательной редакции отсутствует. Этим Тургенев добивается ослабления роли студента в пьесе и усиления в ней психологических мотивов вместо социальных.
Беляев наивен и не сразу понимает любовные интриги в доме. Но в финале ему кажется, что он словно занёс в этот дом чуму.
Ракитин выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются и в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (и счастливую, и несчастную) настоящим бедствием, если отдаться ей полностью. Он сравнивает любовь с болезнью, от которой любящий хочет избавиться, жаждет покоя. Ракитин считает, что любить – значит быть порабощённым, заражённым, что рабство это томительно и постыдно. Он безропотно оставляет поместье, Беляева призывает к тому же, потому что «честь женщины такая важная вещь».
Ракитин влюблён в природу, тонко чувствует её красоты. Наталья Петровна так характеризует его отношение к природе: «Вы волочитесь за ней, как раздушенный маркиз на красных каблучках за хорошенькой крестьянкой».
Ислаев – честный и откровенный человек. Он настолько сильно любит жену, что не пережил бы разлуки с ней. Ислаев предпочитает прямой разговор с другом-соперником, не опускаясь до ревности и коварства, при этом максимально щадит жену. Ислаев не слишком тонко чувствует нюансы человеческих отношений, не плетёт интриг и не видит этого в других. Таким образом, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намёков Ракитина.
Наталья Петровна – яркий образ «тургеневской» женщины. Она умная и страстная, чувства её глубоки. Тургенев признавался, что в пьесе «всё дело в Наталье Петровне». Её «страшное чувство» к Беляеву усиливается, постепенно нарастает. Для неё, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, заставляющей врать и изворачиваться, делать несчастными других (желание из ревности выдать замуж Веру за Большинцова). Любовь толкает Наталью на подлые поступки. Она разглашает тайну Веры, выманив у неё полупризнание в том, что Вера влюблена в Беляева.
Наталья осознаёт мелочность своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своей ничтожности. Она восхищается возлюбленным, превозносит его: «Я склонялась перед ним… Это человек! Я его ещё не знала».
Влюбившись, Наталья открывает в себе множество отрицательных качеств, сама себя не узнаёт. Она поражается тому, что ревнует к Вере, хочет выдать её замуж за старика: «Боже мой, не дай мне презирать самоё себя!» Она даже просит себе смерти.
В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и уходит в отчаянье. Она осталась в беде, некому помочь, все, кто знал о её любви, уезжают.
Верочка – воспитанница Натальи. Она чиста и наивна, её влюблённость, возможно, даже не осознаётся ею. По словам Веры, именно коварное поведение Натальи превращает её в женщину, способную на месть. Её брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы им с Натальей не тяготить друг друга. Читатель понимает, что подобный брак будет способствовать неудовлетворённости Веры и превращению её в будущем в подобие Натальи.
Большинцов характеризуется в пьесе как глупый, тяжёлый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчёту, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить рядом с Натальей, вряд ли будет счастлива.
Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна – контрастная пара, решающаяся на брак по расчёту и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и изворотливый человек, везде имеющий свою выгоду и легко идущий на компромисс с совестью. За уговор о браке с Верой Большаков обещает ему тройку лошадей.
Он обо всём осведомлён, но использует обстоятельства себе во благо. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.
Стилистические особенности
Критики отмечали, что пьеса скучна и длинна, что она не постановочная, замечали, что пьеса – не вполне комедия, а диалогированная повесть, что в ней нет драматической жилки.
Пьеса свидетельствует о таланте художника-романиста. Сюжет в ней ясен и не запутан. Современники ценили её поэтичность. Наблюдение Ракитина за тёмно-зелёным дубом на тёмно-синем небе и сравнение его с молоденькой берёзкой, готовой исчезнуть в её сиянии – прекрасный образец тургеневского пейзажа.
В пьесе много монологов и ремарок, объясняющих психологическое состояние героев. Нет яркой внешней событийности. Внимание читателя сосредоточено на развитии любовных отношений героев.
- «Месяц в деревне», краткое содержание по действиям пьесы Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
По произведению: «Месяц в деревне»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Глава 4
Резюме
По прибытии в Марино их встречает Прокофьич, которого описывают как жеманного старого слугу. Он лебезит перед юным сыном хозяина и ведет себя почтительно. Николай приказывает немедленно приготовить еду, и Аркадий хочет убраться, но прежде чем он уходит, появляется его дядя Павел. Он пожимает руку Аркадию на европейский лад, а затем трижды обнимает племянника на русский лад.
После того, как Аркадий и Базаров уходят в свои комнаты, Павел спрашивает о «волосатом» существе, которое гостит у Аркадия.
Базаров сразу же начинает издеваться над Павлом, как только они расстаются. Он находит Павла ужасно обидчивым для человека, живущего так далеко в деревне, и, напротив, находит Николая очень симпатичным. За ужином Аркадий наливает себе лишний бокал вина и выпивает гораздо больше, чем обычно.
Вернувшись в ту ночь в их комнату, Базаров отмечает жеманство Павла и его уникальную европейскую манеру поведения. В комнате Павла, после того как все уже легли спать, Павел не спит, вполне прилично одетый, и осматривает комнату. В другой комнате Фенечка тоже не спит, но держится подальше от глаз. По-матерински она постоянно смотрит на своего ребенка.
Анализ
Глава 4 рассказывает о прибытии домой, но Тургенев сообщает нам, что это событие отличается от того, что могло бы быть в прошлом. До того, как новые идеи получили известность, все слуги собирались вокруг, чтобы приветствовать прибытие молодого господина, но теперь эта форма деятельности не одобряется как архаичная. Мы видим, что Фенечка выглядывает в окно и исчезает. Важнее противопоставление двух типов слуг, представленных Петром и Прокофьичем. Как отмечалось ранее, Петр — новый раскрепощенный тип слуги, а Прокофьич принадлежит к старой школе. Поэтому последний подходит и целует руку своего молодого хозяина.
Мы впервые встречаемся с дядей Аркадия. Он будет стоять в противоположность всему, что представляет Базаров. Павел сознательно влияет на европейские привычки в одежде и поступках. Это элегантный и аристократический мужчина, сразу отталкивающий от внешности Базарова. Павел с удовольствием бросается фразами на пренче и изо всех сил старается казаться европеизированным. Следует знать, что в определенный период русской истории образованные русские переписывались в основном на французском языке и пользовались русским языком только в общении с крепостными или другой мелкой челяди. На самом деле многие русские не умели читать и писать по-русски и знали лишь необходимый минимум для общения с крепостными.
Мы впервые замечаем, что Аркадий беспокоится о своем возвращении домой. Он перерос детство, но теперь, вернувшись на сцену своего прошлого, ему трудно принять свою новую роль. Аркадия тянет между двумя привязанностями: одна к своему дому и своему происхождению, а другая к своему новому другу с передовыми идеями. Аркадий пытается защитить своего дядю, которого во многом уважает и не любит, что Базаров называет его «архаичным явлением».
Как бы Аркадий ни пытался это объективно отрицать, мы видим, что он и его отец по существу похожи. Он признает, что его отец человек робкий, но читателю известно и то, что Аркадий сам довольно робкий.
Глава заканчивается тем, что Фенечка смотрит на своего спящего ребенка. Не зная этого в настоящее время, нас готовят к тому, что ребенок на самом деле является сводным братом Аркадия, хотя его отец не женат.
Учебное пособие «Отцы и дети» | Справочник по литературе
Учебное пособие «Отцы и дети» | Путеводитель по литературе | ЛитЧартсДобро пожаловать в учебное пособие LitCharts по роману Ивана Тургенева « Отцы и дети ». LitCharts, созданные оригинальной командой SparkNotes, являются лучшими в мире справочниками по литературе.
Отцы и дети: введение
Краткая биография Ивана Тургенева плюс исторический и литературный контекст для Отцы и дети .
Отцы и дети: Краткое содержание сюжета
Краткий обзор: Отцы и дети на одной странице.
Отцы и дети: подробный обзор и анализ
Подробный обзор и анализ каждой главы Отцы и дети . Визуальное отслеживание тем тоже.
Отцы и дети: темы
Объяснения, анализ и визуализация тем Отцов и Сыновей .
Отцы и дети: цитаты
Отцы и дети важные цитаты, сортируемые по теме, персонажу или главе.
Отцы и сыновья: Персонажи
Описание, анализ и сроки для Отцы и сыновья персонажей.
Отцы и дети: термины
Описание, анализ и сроки для Отцы и дети 9Условия 0030.
Отцы и сыновья: символы
Объяснение символов Отцов и сыновей и отслеживание их появления.
Отцы и дети: тематическое колесо
Интерактивная визуализация данных сюжета и тем Отцы и дети .
Краткая биография Ивана Тургенева
Тургенев родился в русской дворянской семье, в семье бедного кавалерийского офицера и наследницы огромного поместья с 5000 крепостными. Хотя он вырос в роскоши, его мать была авторитарной и иногда жестокой. Тем не менее, он развил любовь к природе и привязанность к крестьянским историям и образу жизни. Выросший с гувернантками из других стран, Тургенев был заядлым «западником», учившимся после окончания Петербургского университета в Берлине; он стал особенно увлеченным учеником немецкого философа-идеалиста Г. В. Ф. Гегеля. Тургенев считал, что России лучше всего будет следовать идеалам европейского Просвещения, и он решительно выступал против крепостнической системы. Он никогда не был женат, но у него был пожизненный роман с французской оперной певицей Полиной Виардо, и у него родилась внебрачная дочь от одного из крепостных его семьи. Некоторые критики называют его «нерусским русским», первым русским писателем, получившим широкую популярность в Европе. «Отцы и дети» были его шедевром. В то время как одних шокировало простое изображение нигилизма в романе, другие сочли образ нигилиста Базарова клеветнической карикатурой. Неподготовленный к вспышке критики Тургенев подумывал вообще бросить писать. Тем не менее, он является автором множества романов и рассказов, в том числе амбициозного романа «Цева», сборника рассказов «Записки спортсмена» и пьесы «Месяц в деревне».
Исторический контекст
Отцы и детиНигилистическое движение было русским философским движением, которое набрало обороты в 1860-х годах, и этот термин был популяризирован Отцами и детьми. Хотя это движение трудно определить, его акценты включали отрицание всех авторитетов (латинское слово nihil означает «ничто») и опору на материализм и сциентизм вместо традиционных принципов с прицелом на социальные и политические преобразования. Его основными мыслителями были Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев. Позже, в 1870-х и 1880-х годах, нигилизм приобрел политически-революционный тон, кульминацией которого стало убийство царя Александра II в 1881 году, после чего нигилизм все больше подавлялся. Освобождение крепостных, вступившее в силу в 1861 году, также несколько раз упоминается в романе. Крепостное право было феодальным строем, сложившимся в средневековой России; крепостных можно было купить или продать, и у них не было прав человека, хотя они имели право на базовую защиту и средства к существованию в имениях своих помещиков. Эмансипация освободила миллионы русских крепостных в домах и поместьях, впервые предоставив им полное гражданство, включая право покупать землю.
Другие книги, относящиеся к
Отцы и детиВ романе персонаж Николай Кирсанов любит и цитирует Александра Пушкина, который считается основоположником русской современной литературы, особенно за его роман в стихах «Евгений Онегин» и другое повествовательное стихотворение «Цыгане».