Отцы и дети 24 глава дуэль: Отцы и дети 23-24 глава1.Что предшествовало дуэли2.причина дуэли3.отношения в вызову4.дуэль5.чем закончилось

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Отцы и дети
  • Это сочинение списано 218 876 раз

Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению.

Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти церемонии, то Павлу Кирсанову-то нет! Оппонент Базарова в общей философии и взглядах на жизнь, Кирсанов здесь выступает, как человек лишенный снобизма и принимающий демократию всей душой.

Да, да, это он, надушенный и напомаженный, с маникюром и идеально подобранным туалетом, проявляет себя, как истинный демократ, относясь к Базарову, как к человеку равному, уважаемому. Вызывая его на дуэль, он ставит себя с нигилистом на одну сословную ступень и даже не задумывается над этим.

А ведь как все хорошо начиналось! В этот приезд Аркадия с другом в Марьино, жизнь в усадьбе течет размеренно. Аркадий наслаждается летним отдыхом и чувствами к Кате. Фенечка занимается малышом, Николай Петрович домом и хозяйством. Павел и Николай утратили горячность в спорах. Если и вступают в разногласия, то вяло, без пафоса и присущей, ранее, горячности.

Базаров увлечен работой. Точнее, он работает с остервенением. Работает так, как будто что-то не успеет сделать? Предчувствует скорый конец? Да нет. Скорее пытается забыться, избавиться от душевной муки, которую нанесла ему неразделенная любовь к Одинцовой.

Его одержимость и работоспособность не могут не вызывать уважения у окружающих. Братья Кирсановы с интересом относятся к его опытам. Николай Петрович заходит частенько «поучиться» и сидит тихонько, не мешает, наблюдает. Павлу тоже интересно. Он даже решается заглянуть в микроскоп и понаблюдать за инфузорией. И важно здесь не только то, что старшее поколение – «отцы» проявляют интерес к занятиям «детей». А то, что «дети», в частности, Базаров готов поделиться знаниями, потратить время на демонстрацию и комментарии. Кажется мосты между поколениями потихоньку наводятся. Жара, солнце, летняя истома никак не предвещают беды.

Но, мы забыли про Фенечку. Все войны мира совершаются из-за женщин. Фенечка занимается Митенькой и домом. Она молода, свежа и прекрасна. Она естественна и мила. И все присутствующие в доме мужчины не могут этого не замечать. И все дышат к ней не ровно. Кроме Аркадия, разумеется. Аркадий влюблен в Катерину, у него роман, и он мало замечает происходящее.

А между тем Фенечка нравится Базарову. Только с ней он общается с удовольствием. Да и Базаров нравится Фенечке. Как человек, как хороший доктор и советчик в воспитании малыша. Да и просто как молодой интересный человек. Фенечка так простодушна, что никаких планов и мыслей на счет Базарова у нее нет и быть не может. Она искренне любит Николая Павловича.

Собственно – то и Базаров насчет Фенечки никаких планов не строит. Ему не до этого. Но он тянется к ней, как ко всему естественному от природы, чистому, простому и прекрасному одновременно. Он просто не смог сдержаться и поцеловал ее, когда увидел в беседке, с полуобнаженными руками, всю в россыпи роз, свежих и прекрасных, как она сама. Трудно назвать этот поцелуй страстным. Так целуют хорошенького ребенка, или понравившееся животное (котенка, собачку) от избытка чувств. Ведь он не хватал молодую женщину за руки, не прижимал к себе. Нет, он просто наклонился к ней и поцеловал. Как целуют спящего. Беда в том, что Фенечка испугалась и осудила Базарова за его поступок. Хотя, кто его знает, что было бы дальше, поведи себя Фенечка по-другому? И к несчастью, Павел Петрович увидел эту сцену.

И воспринял ее, как личное оскорбление. И не только потому, что Базаров нарушил закон гостеприимства и перешел границы приличия. Более чем за брата, Павлу было обидно за себя. Он такой ухоженный, образованный и интересный даже мысли себе такой не допускал. А этот нигилист посмел! И не только помыслить, но и осуществить. Павел тоже влюблен в Фенечку. Он увлечен ею. Да и честно говоря, только слепой или больной(или влюбленный, как Аркадий) не пленился бы расцветающей красотой молодой крестьянки.

Итак, дуэль. Базаров обескуражен вызовом, но отказаться не может. Оба дуэлянта отказываются от своих принципов. Их мировоззрение меняется. Тургенев описывает дуэль с некоторой комичностью. Дуэли уже отходили в разряд пережитков. Он с некоторым пренебрежением описывает сцену ранения Павла Петровича «в ляжку». Здесь оба, и либерал и демократ проявляют силу духа, чувство юмора и понимание друг друга.

Ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. Можно сказать, что с дуэли, оба возвращаются, симпатизирующими друг другу людьми. Трудно сказать, смогли бы они дружить. Но в результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. С уважением относящимися друг к другу. Павел, поднявшийся над сословными предрассудками, вызвав Базарова на дуэль, не останавливается на этом. Он говорит брату, что пора бы ему узаконить отношения с матерью его ребенка. Николай Кирсанов потрясен. А Павел отправляется в путешествие. Ему надо обдумать происшедшие с ним перемены, да и просто отвлечься.

Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего — они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.

«Экую мы комедию отломали!» (Анализ эпизода дуэли, гл.24, романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

    

 

    

    

          Открытый урок по теме:

 

 

 

«Экую мы комедию отломали!» (Анализ эпизода

 

дуэли, гл.24, романа И. С.Тургенева «Отцы и дети»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: 1) развивать умение анализа эпизода,

                       2) воспитывать вдумчивого читателя .

                               

                                               Ход урока:

1.Слово учителя.

Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева вызвал бурные споры после выхода в печати в1862 году. Противники романа на всех углах цитировали:

                    Вот старой прессы представитель,

                    Вы с ним Базарова сравните ль?

                    Едва ли, господа!

                    Героя видно по приметам,

                    А в нигилисте мрачном этом,

                    С его лекарствами, ланцетом

                    Геройства нет следа…

                    Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

                    Любитель фресок и кальянов,

                    Российский Тогенбург?

                    Иль он, друг черни и базаров,

                    Переодевшийся Инсаров –

                    Лягушек режущий Базаров,

                    Неряха и хирург?

Автор этого стихотворения – достаточно ясно определил свою позицию – трепетное, уважительное отношение к «отцам» в лице П. П.Кирсанова и осмеяние «детей» в лице Базарова.

А мы сегодня должны определить для себя: какими предстают П.П.Кирсанов и Е.Базаров в сцене дуэли.

Итог нашей работы – подготовка к домашнему заданию – миниатюре (объём – 1,5 страницы).

Вопрос урока на доске:

Кто в сцене «Дуэль» одержал верх: «отцы» или «дети»? Есть ли победитель и побеждённый?

2. Беседа.

— Чтобы идти дальше, давайте для себя определим: что называется эпизодом?

Запись в тетради:

Эпизод – небольшая часть литературного произведения, играющая в развитии сюжета определённую структурную роль.

— То есть , с одной стороны, это относительно законченное целое, а с другой – часть целого, имеющая связь с другими сценами.

— Какие синонимы можно подобрать к слову эпизод?

(Сцена, акт, часть, действо).

— Анализируя эпизод, на что мы должны обратить внимание? Какой план вы бы предложили?

После ответов раздаются карточки с планом анализа эпизода:

1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, авторские отступления).

3.События, происходящие в эпизоде, кто участвует, какие стороны характеров героев раскрываются?

4.Детали предметной изобразительности.

5.Изобразительно-выразительные средства, с какой целью используются?

6.Эмоциональный пафос (настрой) эпизода и как он создаётся?

7.Тема и проблема произведения. Значение сцены для раскрытия идеи произведения. Связь последующими эпизодами.

— С каким предшествующим эпизодом вы связали бы сцену «Дуэль»?

(Разговор Базарова с Фенечкой, свидетелем которого был Павел Петрович, последующий вызов на дуэль).

— Итак, почему герои решают идти на дуэль? Что каждый из них вкладывает в это слово?

Проверяется домашнее задание, выполненное заранее к уроку: «Исповедь героя»(1 вариант – от лица Павла Петровича, 2вариант – от лица Базарова).

Слушаем 2 исповеди, остальные учащиеся по желанию сдают работы после урока.

— Павел Петрович, чьё мировоззрение сложилось в 30-е годы, и в конце 50-х смотрит на дуэль как на рыцарственный способ свести счёты с тем, кто оскорбляет его чувства и разум.

Но времена изменились, и то, что 25 лет назад было серьёзно, сейчас приобретает комический оттенок. Хотя, конечно, Базаров и в самом деле ведёт себя непорядочно, ему и голову не приходит, что он походя может разрушить уже сложившийся союз Николая Петровича с Фенечкой.

Не исключено, что демократические убеждения Базарова в этой ситуации вытесняются господским началом. Вспомните, что герой утверждал с гордостью: «Мой дед землю пахал». Но этот дед – по материнской линии, а по отцовской – был секунд-майором (чин 8 класса). Стало быть, и отец Базарова, и сам Базаров – дворяне, причём сам Евгений Базаров – уже в 3-ем поколении!

 Текст.

Чтобы сбить спесь с Павла Петровича, Базаров стремится окрасить происходящее в иронический тон.

3.Работа с текстом.

Сцена дуэли – ещё одно испытание, которому подвергает своего героя И.С.Тургенев.

Обратимся к началу эпизода.

— С чего начинается сцена?

( с описания природы). Текст.

— Какое настроение возникает при чтении этих строк?

(весёлое, радостное, приподнятое).

— С помощью каких тропов добивается такого эффекта автор?

( Эпитеты: «утро свежее, славное», «пёстрые тучки», «бледно-ясная лазурь», «румяный след зари», метафоры: «тучки стояли барашками», «роса блистала серебром»).

— Почему автор выбрал такой пейзаж?

(настраивает на оптимистический лад, ничего трагического не произойдёт).

-Но вот следующая сценка: по дороге Базаров с Петром встречают мужика. Каково значение этой картины?

(впервые возникает тема смерти, нехорошего предчувствия, и не случайно, поскольку дуэль – лишь предвестник будущей смерти Базарова, знак).

-Найдите описание Павла Петровича. А почему нет описания Базарова?

(для Базарова дуэль – несерьёзное дело, он не щёголь, как Павел Петрович. Вспомним, что Базаров отрицает авторитеты (нигилист), а значит и правила дуэли).

-Как ведут себя Павел Петрович и Базаров во время дуэли? Обратите внимание на реплики героев и авторский комментарий. Используйте при ответе цитаты. Индивидуальные задания на дом были даны заранее.

(Павел Петрович очень серьёзен, он отстаивает принципы, по которым живёт, для Базарова дуэль – игра, он постоянно подшучивает, иронизирует).

-Когда отношение к дуэли у Базарова меняется? Когда «дрогнул» его мускул?

(герой увидел, что Павел Петрович идёт на него с пистолетом, целясь в нос. Он испытывает чувство, сродни страху).

Итог дуэли известен: Павел Петрович промахнулся, а Базаров ранит его в ногу.

-Как ведут себя Павел Петрович и Базаров после дуэли?

(Базаров говорит: «Теперь я не дуэлист, а доктор». Он бросается на помощь Павлу Петровичу, отказывается от повторного выстрела, забыв, что перед ним враг. Павел Петрович из последних сил хочет остаться на высоте, отказываясь принять помощь оппонента).

-Какие черты характера неожиданно проявляются в Базарове?

(сочувствие, доброта, сострадание – чувства, чуждые нигилисту).

-Какова роль лакея Петра?

(его образ подчёркивает комичность дуэли, лакей принимает Павла Петровича за убитого).

Лингвистический эксперимент.

-Попробуйте, не смотря в текст романа, подобрать нужные слова, зная, что Тургенев комично описывает сцену (работа в парах).

На доске запись:

1)Пётр перепугался (как?). Варианты: сильно, очень, насмерть.

2) «Убиты-с» — (что сделал?) за его спиной (какой?) голос Петра. Варианты: проговорил, ответил, определил, прошелестел; тихий, еле слышный, трепетный.

-Почему из всех слов синонимов  выбирает именно это?

(ярче отражает чувства персонажа и одновременно подчёркивает комичность ситуации).

-Что переживают герои после дуэли? Чем заканчивается эпизод? Текст.

(бывшие враги, которые не могли терпеть друг друга, договариваются о том, что скажут Николаю Петровичу). Сцена сговора – текст.

На доске записаны цитаты из сцены. Найдите ключевые слова, которые помогают определить авторское отношение к дуэли.

1….Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шёл по дороге.

2.Павел Петрович дрогнул слегка и хватился за ляжку.

3.Образованный лакей перепугался насмерть.

4. Он человек, стоящий на высоте современного образования.

— Кроме перечисленного: серьга в ухе, напомаженные разноцветные волосы, учтивые телодвижения, читал по складам, часто чистил щёточкой свой сюртучок. Слово автора не случайно! Сам И.С.Тургенев в письме к Случевскому пишет: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически». Это так, но и Базаров в данной ситуации выглядит не слишком привлекательно.

4) Заключение.

-Вспомните эпизоды дуэли в произведениях русской литературы 19 века. Какое значение имеют эти эпизоды в рамках всего произведения?

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Это судьбоносная ситуация даёт возможность увидеть героя по-новому, меняются взгляды, отношение к жизни, проявляются ярче черты характера).

Сообщение «Две дуэли: Онегин – Ленский, Павел Петрович — Базаров».

-Чем, на ваш взгляд, дуэль героев романа Тургенева принципиально отличается от других дуэлей?

(нет смерти, герои после поединка лучше понимают друг друга, дуэль заставляет измениться: нельзя играть со смертью).

-Обратимся к плану. С каким последующим эпизодом связана проанализированная нами сцена?

(эпизодом смерти, сцена настраивает на трагический лад).

5)Домашнее задание. Миниатюра: «Кто в сцене дуэли одержал верх: «отцы» или «дети»? Есть ли победитель или побеждённый»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 24

 

Резюме

Через два часа Павел приходит к Базарову и спрашивает о его взглядах на дуэли. Базаров говорит, что теоретически дуэли нелепы, но они могут служить практической цели. К большому изумлению Базарова, Павел вызывает его на дуэль якобы по той причине, что он находит Базарова отвратительным и лишним в Марино. Они соглашаются драться на пистолетах в восьми шагах и без преимущества секунд в шесть утра следующего дня. Базаров настаивает на том, чтобы у них был свидетель, и предлагает на роль камердинера Николая Петра, который «стоит на вершине цивилизации». Как только Павел уходит, Базаров смеется про себя над идиотизмом всего дела, над бессмысленным поцелуем Фенечки и над ослиной галантностью Павла. «Какую комедию мы разыгрывали, — размышляет он, — как дрессированные собаки, танцующие на задних лапах».

Базаров начинает письмо родителям, но рвет его, думая, что если с ним что-то случится, то они скоро об этом узнают. В конце концов он решает, что с ним все равно ничего не случится. Он отправляется на поиски Петра и велит ему явиться к нему рано утром следующего дня по какому-то срочному делу. В эту ночь ему снится много странных снов о себе, Одинцовой, Павле и Фенечке.

Петр будит их в четыре, и они отправляются на место дуэли. Петр пугается, когда узнает истинную цель поездки. Базаров видит некоторых рабочих, которые тоже встают так рано, и чувствует, как бесполезна его поездка по сравнению с рабочими, которые собираются сделать что-то стоящее.

До последней минуты Базаров шутит над подлой боязнью Петра и нелепостью всего эпизода. Но Павел серьезно относится к дуэли. Павел стреляет, и пуля едва задевает ухо Базарова. Он отвечает выстрелом и попадает Павлу в бедро. Когда Павел напоминает Базарову, что каждый имеет право на еще один выстрел, Базаров увольняет его и берет на себя роль врача, лечащего рану Павла.

Базаров должен сначала успокоить Петра, чтобы отправить его в дом за помощью. Павел впечатлен благородными поступками Базарова. Петр возвращается с ужасно расстроенным Николаем. Павел галантно берет на себя всю ответственность за дуэль и настаивает на том, что он оскорбил Базарова так, что Базаров был вынужден драться.

Потом хозяйство полностью разваливается, и Фенечка всячески старается избегать Базарова. Николай извиняется за поступок Павла, но так и не узнает настоящей причины дуэли. Базаров душит попытки Павла проявить великодушие и, уходя, перекликается через плечо с «проклятыми крепостниками».

Пока Павел выздоравливает, в доме большое напряжение. Фенечка с трудом может встретиться с Павлом, и только старый слуга Прокофьич, который помнил дуэли со старых времен, не смущается этим событием. Наконец Павел вызывает Фенечку к себе в комнату и спрашивает, не чувствует ли она вины за содеянное. Фенечка отвечает, что это не ее вина и что она не могла помешать Базарову сделать то, что он сделал. Она утверждает, что очень любит Николая и немедленно умерла бы, если бы он подумал, что она ему неверна. В этот момент входит Николай и удивляется и радуется, когда Фенечка открыто бросается ему в объятия.

После того, как Фенечка выходит из комнаты, Павел говорит своему брату, что он должен выполнить свой долг перед Фенечкой, женившись на ней и сделав их отношения достойными. Николай удивляется своему брату, которого он «всегда считал самым непреклонным противником таких браков». Николай очень рад этой перемене в Павле и горячо обнимает брата.

Оставшись один, глаза Павла увлажняются, и он решает, что должен уйти, как только выздоровеет. «Освещённая ярким дневным светом, его красивая изможденная голова лежала на белой подушке, как голова покойника, — и он был, в сущности, покойником».

Анализ

В этой главе представлена ​​дуэль между Базаровым и Павлом. Следует отметить, что несколькими месяцами ранее Базаров никогда бы не согласился на дуэль. Поскольку это подразумевает отстаивание своей чести или принципов, дуэль прямо противоречит всему, что мог бы отстаивать нигилист. Кроме того, дуэли ради чести — верх романтизма. Базаров же принимает от скуки и беспокойства. Однако он отказывается заходить так далеко, чтобы носить в кармане письмо, обвиняя себя, потому что «это немного похоже на французский роман». В качестве альтернативы он предлагает использовать Piotr.

Таким образом, теперь мы видим, почему Тургенев подчеркивал, что Петр есть эмансипированный слуга, потому что только как таковой он мог выступать в роли свидетеля. Заметим также, что после ухода Павла Базаров признает, что все это было глупо, но чувствует, что в сложившихся обстоятельствах отказать Павлу было невозможно. Кроме того, он знает, что причиной дуэли стало то, что его видели целующимся с Фенечкой. Для «нигилиста» эта причина только добавляет абсурдности происходящему.

На следующий день Петр оказывается не таким «эмансипированным», как он сам думал: дуэль буквально пугает его. В ожидании Базаров, который всегда подчеркивал ценность практического в жизни, замечает, что некоторые другие мужчины встают так рано, но признает, что другие идут на какое-то полезное занятие. Он снова чувствует несоответствие своих действий и взглядов.

После легкого ранения Павла он пытается сохранить за Базаровым право на повторный выстрел, как было оговорено ранее. Базаров отказывается и берет на себя роль доктора. Впервые Павел понимает, что такой непохожий на него человек, как Базаров, все же может быть порядочным человеком. Ему сейчас импонирует, какой почтенный человек Базаров. Парадоксально, что Базарову пришлось участвовать в таком романтическом и столь чуждом его убеждениям поединке, как Павел, прежде чем Павел смог увидеть в нем какое-либо достойное качество. То есть Базаров должен был что-то совершить в мире Павла, прежде чем Павел мог оценить значение Базарова.

Главное сожаление Базарова о дуэли состоит в том, что его работа теперь прервана, и свое отвращение он выражает, уходя, называя весь дом «проклятыми крепостниками». После того, как он уходит, Павел звонит Николаю, чтобы настоять на том, чтобы он поступил «правильно» и женился на Фенечке. Этот шаг сделан не потому, что он отошел от своих аристократических представлений о непристойности такого брака, а потому, что он, вероятно, влюблен в Фенечку и знает, что она любит только Николая. Затем он остается один, даже не имея возможности мечтать. Как будто «Павел действительно был трупом».

Отцы и дети Глава 24 Сводка и анализ

Отцы и дети Глава 24 Сводка и анализ | ЛитЧартс

Через два часа Павел стучится в дверь Базарова. Он говорит, что у него есть только один вопрос к Базарову. Он вежливо осведомляется о взглядах Базарова на «единоборство или дуэли вообще». «Теоретически, — отвечает Базаров, — дуэль нелепа, а практически — другое дело. Это облегчает решение Павла; он решил драться с Базаровым. Потрясенный, Базаров спрашивает, почему. Павел объясняет, что Базаров там не нужен; «Я не могу тебя терпеть; Я презираю тебя.»

Дуэли были спорным вопросом в имперской России. Технически запрещенный, джентльмены все еще иногда прибегали к нему как к способу уладить свои разногласия — как видно из популярной русской литературы, такой как «Евгений Онегин» Пушкина. Вызов Павла вызвал поцелуй, свидетелем которого он был в саду, но поцелуй тоже только предлог — он хотел драться с Базаровым практически с первой их встречи.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Базаров хладнокровно соглашается принять вызов Павла «по-джентльменски». Затем они обсуждают условия дуэли, решив отказаться от любого надуманного предлога, кроме их взаимной неприязни, и соглашаются встретиться на следующее утро за рощей. Каждый из них сделает по два выстрела с десяти шагов, а Петр будет свидетелем. Павел даже предлагает использовать один из своих пистолетов, обещая, что не стрелял из них лет пять. Базаров признает, что это «весьма утешительная новость». Они прощаются друг с другом с нереальной вежливостью.

Обсуждение между двумя мужчинами с его почти преувеличенной вежливостью контрастирует с насилием, в котором они согласились участвовать, указывая на пустое притворство, окружающее аспекты обычного, вежливого общества. Неестественная вежливость также привносит комическую нотку в мрачное событие.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Связанные цитаты с Объяснениями

Базаров пытается возобновить занятия, но теряет самообладание. Ему интересно, что послужило поводом для дуэли — действительно ли Павел поступил бы так от имени своего брата? Был ли поцелуй таким оскорбительным? Он понимает, что Павел, должно быть, сам влюблен в Фенечку. Весь остаток дня он рассеян, и его сон наполнен спутанными сновидениями.

Несмотря на свое возражение против всего романтического, Базаров теперь вынужден самым непосредственным образом столкнуться с последствиями сорванной любви. Конечно, если у Павла, по-видимому, есть истинные чувства к Фенечке, то они связаны и с его любовью к недосягаемой княжне Р., и с его давней ненавистью к Базарову.

Активный Темы

Любовь против нигилизма

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Утро следующего дня «славное», сияющее росой и наполненное песней жаворонка. Базаров объясняет перепуганному Петру предстоящую дуэль. Он идет к роще, думая, что это за «идиотизм», но не боясь. Вскоре появляется Павел и заряжает пистолеты, а Базаров меряет шаги. Базаров отмечает «абсурдность» того, что они делают, что Павел допускает, но уверяет Базарова, что намерен бороться с ним «со всей серьезностью».

Как и везде в романе, неуемная красота природы выделяется, несмотря на человеческую глупость и забывчивость. Пока жаворонки продолжают петь, двое мужчин готовятся к смертельной схватке.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Природа против материализма

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Базаров и Павел собираются и идут навстречу друг другу. Вдруг Базаров слышит, как мимо его уха просвистела пуля. Он быстро стреляет в Павла, не целясь. Павел хватает его за бедро; по его белым штанам стекает кровь. Базаров тут же роняет пистолет и спрашивает Павла, не ранен ли он. Павел говорит, что каждый из них имеет право на еще один выстрел, но Базаров отвечает, что он «уже не дуэлянт, а врач». Павел бледнеет и вскоре теряет сознание.

Возможно, неспособность Базарова прицелиться, тем не менее ранив Павла, является отсылкой к аналогичной сцене в пушкинском «Евгении Онегине». Примечательно, что Базаров тут же выходит на помощь Павлу, намекая на то, что он не лишен человечности и не питает настоящей неприязни к своему противнику.

Активный Темы

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Базаров осматривает рану и определяет, что она несерьезная. Вскоре Павел приходит в себя. Павел посылает потрясенного Петра за дрожками и перевязывает рану Павла; затем они сидят вместе в неловком молчании, каждый из которых понимает, «что другой принял меры».

По крайней мере, готовность Базарова довести дуэль до конца, кажется, несколько повысила его статус в глазах Павла. Однако, не сумев достичь цели, заключающейся в том, чтобы один или оба из них убили другого, они все еще находятся в неловком положении, поскольку им приходится иметь дело с присутствием друг друга на данный момент. Вся сцена наводит на мысль, что дуэли — бесполезный исторический пережиток, не приносящий обществу никакой пользы; конфликт поколений Павла и Базарова окончательно не разрешен.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Они соглашаются, что Николай не должен точно знать, что произошло. Вместо этого они будут утверждать, что поссорились из-за политики. Внезапно к ним в большом испуге скачет Николай, требуя знать, что случилось. Павел делает вид, что Базаров оскорбил сэра Роберта Пиля, что привело к ссоре, и что во всем виноват Павел. Николай просит Базарова позаботиться о его брате, пока они не найдут другого врача.

Сэр Роберт Пил был британским государственным деятелем предыдущего поколения, личностью, которую Павел с его любовью к английской аристократии, по-видимому, уважал. Однако это явно надуманный предлог, и Николай, похоже, чувствует, что в этой истории есть нечто большее.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Через час Павел отдыхает в постели, шутит со всеми, а в остальном доме царит хаос. Николай наблюдает за своим братом в ту ночь; Павел в лихорадке. Под утро Павел вдруг замечает, что Фенечка похожа на Нелли (княгиню Р.). Павел говорит, что любит «эту никчемную тварь» и не позволит «наглой выскочке» тронуть ее пальцем. Николай понятия не имеет, о ком он говорит.

В бреду Павел признается в своих чувствах к Фенечке (связанных с его любовью к княгине Р.), но Николай остается невиновным в своих намерениях; он никогда не узнает, что Павел любил Фенечку или что Базаров целовал ее.

Активный Темы

Любовь против нигилизма

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Наутро Базаров приходит проститься со всеми. Николай спотыкается на его словах, обещая, что ничего не имеет против Базарова. Базаров нетерпеливо уходит, не простившись с Фенечкой. Уезжая, он думает: «Эти проклятые дворяне!»

Презрение Базарова к дворянам только усилилось после его опыта в Марьино. Он был втянут в глупый спор и в результате поступил не по своим принципам. Без присутствия Аркадия у него нет посреднической фигуры между собой и тем, что он презирает и тем сильнее сознает, как сильно он это ненавидит.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Павел должен неделю лежать в постели. Фенечка взволнована и замкнута. Однажды Павел задерживает ее, спрашивая, почему она так странно себя ведет. Она обещает ему, что любит Николая и больше никого. Она же говорит ему, что ни в чем не виновата в том, что Павел увидел в беседке; она скорее умрет, чем будет заподозрена в действиях за спиной Николая. Павел, сам в слезах, умоляет Фенечку всегда любить его брата и никогда не оставлять его; В Павле «вся растраченная жизнь зашевелилась».

Павел узнает правду о том, чему он был свидетелем в саду, и, помня обо всем, что он выстрадал в своей невостребованной тоске по принцессе Р., заставляет Фенечку пообещать быть верной его брату. Если у него никогда не будет любви, он хочет уверенности, что Николай не будет так же обделен. Романтика есть неизбежная сила, с которой, по мнению Тургенева, надо считаться, а не то, от чего можно увернуться и рассуждать, как это пытается сделать Базаров.

Активный Темы

Любовь против нигилизма

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Входит Николай с малышом Митей; Фенечка обнимает их и быстро уходит. Павел серьезно просит брата выполнить одну просьбу: жениться на Фенечке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *