Отцы и дети 21 глава: Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Отцы и дети Тургенев И.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Глава 21 «Отцы и дети». Елена Блаватская. Интервью из Шамбалы

Глава 21

«Отцы и дети»

О том, что отцы и дети часто разговаривают, как птица с медведем – на непонятных друг другу языках

Полковник фон Ган места себе не находил. Он метался из одного угла гостиничного номера в другой в ожидании дочери, ушедшей на свидание с «материализовавшимся духом». Наконец, Елена появилась – радостная, счастливая, с пылающими от возбуждения щеками и сияющим взглядом. Она торжественно объявила, что «встретилась и разговаривала с Ним». Отец не стал расспрашивать, о чем можно беседовать с духом, решив сделать вид, что согласен с дочерью, лишь бы она сама верила в то, что говорила. Его больше волновало, что через несколько дней надо возвращаться в Петербург, а дочь придется оставить в состоянии душевных поисков без всякого финансового контроля. Находясь в Париже, Елена задолжала различным знакомым около тысячи франков. Приезд отца ее спас. Долги он погасил, но он не был уверен, что в скором времени у дочери не возникнут новые.

Когда же он намекнул, что может стать посредником в переговорах с мужем на предмет их с Еленой раздельного проживания в России, она судорожно сжала его руки и гневно проговорила: «Нет, я туда ни за что не вернусь! Лучше буду умирать от голода в Европе». Любые намеки и воспоминания о муже, свадьбе под конвоем и перспективе быть возвращенной в Россию, не говоря уже про Кавказ, вызывали в ней ненависть, отвращение и дрожь.

– Как хочешь, дочка, – обреченно согласился отец. – Если ты считаешь, что жизнь за границей для тебя более приемлема, я постараюсь тебе ее обеспечить. По возможности я буду тебя поддерживать и пересылать определенное содержание в то место, куда скажешь. У меня есть небольшой доход от имения под Екатеринославлем. Считай, что он твой. Прости меня, что в свое время я настоял на свадьбе, вернее, на данном тобой и мной слове генералу Блаватскому. Я никак не думал, что это будет иметь для тебя такие серьезные последствия. Прости и еще раз прости. Я желал тебе только добра.

Теперь я вечный твой должник. Но ты должна понимать, что присылаемых мною средств будет достаточно только на очень скромное проживание за границей, без всяких излишеств, учитывая твои постоянные переезды и остановки в гостиницах.

– Спасибо, папенька, – поблагодарила Елена. – От денег не откажусь, так как небольшие временные доходы, которые мне удается иногда иметь, не позволяют рассчитывать на стабильное существование. Я живу просто, даже скромно, часто хожу пешком, но все же круг людей, в котором я вращаюсь, требует определенных правил и приличий. «Ноблес оближ» или «Благородство обязывает», – как говорят французы. Да, я много путешествую, наблюдая обычаи страны, обучаюсь, читаю, пишу, стараюсь одеться по моде. Тут надо быть комильфо, чтобы чего-то добиться. Фасон шляпы для европейского общества, к сожалению, имеет слишком большое значение. Поэтому, папенька, если мое проживание за границей будет с вашей стороны хоть как-то поддерживаться, я буду только благодарна.

– Выглядишь и держишься ты превосходно, Леля, достойно настоящей аристократки. Можно даже подумать, что ты богатая помещица, если не заглядывать в твой кошелек.

– Спасибо за комплимент, папенька. Теперь я понимаю, что бы там ни говорили, а в титуле есть нечто необъяснимое, открывающее любые запертые двери. Скажу откровенно, здесь, в Европе, мне часто помогает имя моего прадеда. Правнучка князя Долгорукова звучит так же уважительно в Европе, как внучка господина Фадеева на Востоке. Эти имена знают все люди из общества, даже те, кто их никогда не видел. Вот, например, графиня Багратион. Она сама приняла во мне большое участие, помогла с устройством в Париже, и все потому, что, как она сама говорит: «находясь в Европе, члены и родственники королевских фамилий – у себя дома, поэтому любой благородный человек считает за честь оказать им посильное содействие».

– Спасибо тебе, дочь.

– За что? – не поняла Елена.

– За то, что хоть теперь ты стала уважать свое происхождение, предков и нравы общества, в котором живешь.

– Уважать, не значит смириться, – уточнила воинственно Елена, тут же выпустив коготки.

– Девочка моя, я тебя очень прошу, объяви этим самым нравам хотя бы временное перемирие, чтобы набраться сил и повзрослеть, а воевать будешь потом, если сочтешь нужным. В своем стремлении достижения желаемого, ты совершенно не задумываешься о возможных последствиях. В этом отношении ты достойная дочь своих предков, Долгоруких.

– Чем же таким отличались князья Долгорукие от других моих родственников?

– Буйным нравом. Ты ведь знаешь эту историю, когда Яков Долгорукий, который был сенатором Петра Первого, будучи в сенате при полном собрании его членов, разорвал на мелкие клочки царский указ, который ему не понравился, а на последующую за этим угрозу царя ответил: «Вы можете подражать Александру Македонскому, но во мне вы найдете человека, подобного Клиту».

– Да, слышала, прадедушка был весь в меня или я в него. Я бы тоже так ответила, – согласилась Елена.

– Вот и я об этом, – подтвердил отец. – Но все-таки нельзя же всю жизнь бороться с «ветряными мельницами» и принципами общества, в котором живешь. При этом пользуешься, на твой взгляд, его плохими нравами и «принципами», – поддел дочку отец.

– Хорошо, – согласилась Елена, как бы делая одолжение. – Объявляю временное перемирие нравам цивилизованного общества, но хочу отметить, папенька, что по сравнению с путешествием по странам Востока все эти скитания по углам большой Европы были для меня печальными страницами, о которых не столько хочется вспоминать, сколько поскорее забыть, кроме одной, конечно, последней, когда я встретила Учителя.

– Не означает ли это, что ты хочешь вернуться на Восток? – тревожно поинтересовался отец.

– Когда-нибудь, не теперь. Сейчас меня больше интересует Атлантида, – ответила Елена с некоторым вызовом, всем своим видом доказывая, что у нее совсем другие планы.

– Атлантида? – не понял отец. Ему показалось, что он ослышался.

– Да. Древняя Атлантида.

– Доченька, тебе следует более внимательно согласовывать свой маршрут с наличием в нем почтового отделения. В страну, не обозначенную на карте мира, я не смогу пересылать денежные переводы! – сострил в очередной раз отец, а дочка в ответ весело рассмеялась, приняв его шутку, и расцеловала отца.

Теперь Елена твердо знала: душой отец на ее стороне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Отцы и дети

Отцы и дети В лагере номер 7 был случай встречи отца с сыном. Отец в роли заключенного, а сын в числе начальствующих лиц в чине лейтенанта. Узнав, что в состав пригнанной колонны находится его отец, и зная, как голодают лагерники, он /сын/ пошел в лавочку и накупил разных

Отцы и дети

Отцы и дети Больше всего мне запомнилось, как семья гепардов шла на охоту. Вернее, мама вела своих гепардят-тинейджеров обучаться уму-разуму.Шла гепардиха не торопясь. Ступала бесшумно. Глаза ее были, как два прицела, наведены четко на жертву.

Хотя саму жертву мы не видели,

Дети и отцы

Дети и отцы Я покидаю саванну. Прощальный взгляд на Килиманджаро. К сожалению, отец так и не узнал, что мне удалось воплотить его мечту – вдоволь попутешествовать.Отец писал книги об истории России. Герои его романов – моряки, офицеры, цари, политики, крепостные, вольные,

ОТЦЫ И ДЕТИ

ОТЦЫ И ДЕТИ Так я впервые столкнулся с лагерной разновидностью советской учащейся молодежи. Впервые потому, что, как оказалось впоследствии, всю эту публику держат на севере ББК. Даже в Медвежью Гору попадают только единицы; наиболее квалифицированные, наиболее

Глава 5 ОТЦЫ И ДЕТИ ДЕФОЛТА

Глава 5 ОТЦЫ И ДЕТИ ДЕФОЛТА Пять месяцев существования последнего ельцинского реформаторского правительства навсегда запомнились мне под лейблом Шахматисты против любителей домино.

О начале этой противоестественной (для любого хорошего шахматиста) партии возвестил

Глава 20 Отцы и дети

Глава 20 Отцы и дети У Германа очень хорошая, дружная семья, и они очень уважительно относятся друг к другу. И для Германа, и для его брата Дмитрия родители всегда были самыми дорогими людьми. И для меня его родители стали очень близкими. Когда у Германа появились большие

Глава тридцать третья ОТЦЫ, ДЕТИ, ПСИХОАНАЛИЗ

Глава тридцать третья ОТЦЫ, ДЕТИ, ПСИХОАНАЛИЗ Beloved, may your sleep be sound That have found it were you fed… [149] «Дорогой Джим,тысяча благодарностей тебе за твое доброе и приветственное письмо с вложением. Утешительно на склоне моей жизни убедиться, что у меня есть по крайней мере один сын, и он и

ГЛАВА XXIV «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ГЛАВА XXIV «ОТЦЫ И ДЕТИ» Прочитав для узкого круга слушателей две лекции о Пушкине и выступив на первом публичном чтении в Петербурге, в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым, Тургенев повторил это выступление и в Москве, где его также

Глава 21 «Отцы и дети»

Глава 21 «Отцы и дети» О том, что отцы и дети часто разговаривают, как птица с медведем – на непонятных друг другу языках Полковник фон Ган места себе не находил. Он метался из одного угла гостиничного номера в другой в ожидании дочери, ушедшей на свидание с

ГЛАВА IV. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. – “ОТЦЫ И ДЕТИ”

ГЛАВА IV. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. – “ОТЦЫ И ДЕТИ” Прежде чем описывать перелом в жизни Тургенева, ознаменованный появлением его “Отцов и детей”, я хочу сделать добавления по одному пункту, едва затронутому мною на предыдущих страницах. Я сказал, что в течение 50-х годов

Отцы и дети

Отцы и дети То, что называлось Новороссийском, мало походило на город. Все было похоже на картины, увиденные в плохом, кошмарном сне. Горы битого кирпича — все, что осталось от домов, — волнами спускались к морю. Скрюченные гигантской силой железные балки. Ржавое железо,

«Отцы и дети»

«Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев:Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте, – дело было в августе месяце 1860 года, – когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей», этой повести, по милости которой прекратилось – и, кажется,

Глава 21 Отцы и дети

Глава 21 Отцы и дети Полина Виардо родила четверых детей: три ее дочери — Луиза, Клаудиа и Марианна, стали певицами, а сын Поль был известным скрипачом. Девочки Виардо при замужестве сменили фамилию и судьбу их можно проследить лишь по иностранным записям, в России о них

ОТЦЫ И ДЕТИ

ОТЦЫ И ДЕТИ Талант — со стороны отца, душа — со стороны матери. Так объяснял свою судьбу Антон Чехов, и лучшего объяснения дать, вероятно, невозможно. Невозможно сказать, какое наследственное эхо отозвалось в Чехове, почему на долю этого мальчика, торговавшего в отцовской

Отцы и дети

Отцы и дети Посол Москвы. Боярин?разбойник. Мой пращур – гвардии поручик. Девушка?вдова. Дерзкий дипломат. Старый декабрист и его гнездо. Большая дорога на

Анализ главы 20 21 отцы и дети. Cочинение «Сцена у стога (Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети»)

(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена

в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» В середине 19 века в России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряется вечный конфликт «отцов и детей». В это переломное время И.С.Тургенев и написал свой роман «Отцы и дети». В композиции произведения разговор Базарова с Аркадием под стогом сена занимает одно из ключевых мест. Именно здесь Базаров выражает свое отношение к жизни, смерти, сути бытия.

Евгений произносит здесь следующий монолог: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие? Что за пустяки?» Таким образом, вся философия, все революционные идеи внезапно оказываются лишь частным случаем, пылинкой перед лицом вечности.

Оказавшись под влиянием стихийного чувства, Базаров ощутил ничтожность человеческого бытияперед вечностью. От микроскопа его потянуло к телескопу, рассматриванию неба, хотя он сам, издеваясь над романтиками, говорил, что глядит в небо лишь тогда, когда ему хочется чихнуть.

Базаров размышляет о человеческом ничтожестве перед бесконечным космосом. Его не утешает суждение о человеке как «мыслящем тростнике», которому, единственному из всех существ на земле, дано осознать величие Вселенной и собственное ничтожество перед ней. Так начинается бунт Базарова против самих основ бытия. Роковые вопросы стихийности и драматизма, любви и познания, смысла жизни и тайны смерти не получают теперь ответа для героя в исследованиях естественных наук, не случайно его тянет к философии. Прежний взгляд на человека как на неизменную биологическую сущность оказался теперь бессильным перед сложностью человеческого бытия. Ощутив свое ничтожество перед природой, космосом, Базаров пересматривает свое отношение к общественному прогрессу, о чем говорит его тирада о лопухе.

Базаров ощутил абсурд бытия, ничтожество человека перед стихийными силами природы. Бунт Евгения — это его озлобленность, раздраженность, его постоянные мысли о смерти. Этим и объясняется поведение, подобное рискованному передвижению у пропасти, «бездны». Герой утрачивает чувство дозволенности, хочет заглянуть за черту, за которую нельзя заглянуть простому смертному.

Базаров начинает задумываться о человеческой слабости перед слепыми силами природы, о неизбежности смерти, мысли о которой по-новому позволяют оценивать сущность человеческой жизни. Перед нами другой человек, не тот прежний холодный нигилист,

Показав в своем романе “Отцы и дети” тип нового героя демократа-разночинца, материалиста и нигилиста Базарова, И. С. Тургенев показывает и то, что, как любой думающий человек, герой не может оставаться на одних и тех же позициях при различных обстоятельствах своей жизни. Базаров не слепой фанатик идеи, не догматик он тоже способен сомневаться, переживать, разочаровываться. Поражение в любви стало для героя первым ударом. Он, отрицавший все романтические чувства, как мальчишка, признался в любви Анне Сергеевне, но она отказалась от его любви,

Испугавшись за свое душевное спокойствие и комфорт. Самолюбие Базарова уязвлено настолько, что это стало началом его душевного кризиса, периода тяжких сомнений и неуверенности в себе.
Сцена у стога как раз является свидетельством этого душевного кризиса. Базаров и Аркадий отдыхают в усадьбе у родителей Базарова. Осипа на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, напоминает Базарову детство и невольно заставляет его сожалеть о прежних безмятежных временах. “Я не понимал тогда, что я не скучал от того, что был ребенком”. Ему скучно в доме родителей, ему чужды их мелкие хозяйственные заботы. Что беспокоит самого Базарова? “.Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела, до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет. ” Ощущение собственной незначительности и ненужности на этом свете заставляет героя сомневаться в своем предназначении. Каков смысл его жизни и работы, что останется после него? Если крестьянин “Филипп будет жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”, легче ли от этого герою? Лезть из кожи ради мужика, который “даже спасибо не скажет”, в этом ли смысл революционно-демократического движения? Базаров не уверен в своих силах, и единственное, чем он может гордиться, так это тем, что “сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”. Отрицая “глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, Базаров ничего не может ей противопоставить. На вопрос Аркадия, на какой же стороне правда, Базаров говорит, что может ответить, “как эхо: где?”. Он отрицает человеческую мораль, сводя все к силе примитивных ощущений: “Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? тоже в силу ощущения”. Он отказывает человечеству в более глубоком познании мира: “Глубже этого люди все равно не проникнут”. А тот вздор, что он несет о Пушкине и якобы о его стихах, показывает насколько одностороннее его естественнонаучное образование. Сцена заканчивается размолвкой с Аркадием, когда сердца обоих молодых людей охватывает “какое-то почти враждебное чувство”. Аркадий впервые протестует против “деспотизма”! Базарова, смеющегося над его “красивой” фразой. Он возмущен тем, что Базаров назвал его дядю идиотом, и не только из родственного чувства, но и из чувства справедливости. Не появись отец Базарова, друзья, возможно, подрались бы. Бестактность, бесцеремонность Евгения задевает чувства Аркадия, что еще раз подтверждает, что изначально они чужды друг другу. “Никакая дружба долго не выдержит таких столкновений”, говорит автор.
Этот эпизод глубже раскрывает и перелом в мироощущении Базарова и неизбежность и с Аркадием расхождения. Базарову больше нечего добиваться в этой жизни, и нелепая его смерть не будет случайностью это закономерный финал, который автор считает единственно достойным неординарного героя.

(No Ratings Yet)

  1. В 40-е-50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник под названием “Записки охотника”. “Бирюк” – рассказ из этого сборника. Написан его автор в виде…
  2. НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА – героиня комедии И. С.Тургенева “Месяц в деревне” (1848-1869, первонач. редакции под назв. “Студент”, “Две женщины”). Н. П.Ислаева – молодая хозяйка “дворянского гнезда” – является соперницей юной воспитанницы…
  3. Герой романа Федор Иванович Лаврецкий духовно близок Тургеневу и симпатичен ему. Автор наделил героя незаурядным умом и чутким сердцем, вложил в его уста свои задушевные мысли о родине, об ушедшей…
  4. По определению А. И. Герцена, “Записки охотника” Ивана Сергеевича Тургенева явились “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”. Крепостник Стегунов из рассказа “Два помещика”, казалось бы, милейший и добрейший человек, “низенький, пухленький,…
  5. Федор Иванович Лаврецкий глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и. ..
  6. Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году. В 50-х годах Тургенев пишет ряд повестей, в которых освещает преимущественно интимную, психологическую тематику. В большинстве из них затрагиваются проблемы счастья и…
  7. КУЗОВКИН – герой комедии И. С.Тургенева “Нахлебник” (1848; ценз. назв. “Чужой хлеб”, 1957). Василии Семеныч К.- нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Судьба К….
  8. Я в первый раз встретился с душой Совершенно честной и прямой. И. С. Тургенев Однажды мне довелось услышать разговор двух старшеклассников. Говорили о Тургеневе. Один сказал, что Тургенева легко читать:…
  9. Ургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими “Записками охотника”, которые способствовали освобождению крепостных крестьян….
  10. Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт…
  11. Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат…
  12. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и…
  13. С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей….
  14. Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке.
  15. В последние годы жизни Тургенев создал свои знаменитые “Стихотворения в прозе”, совершенно своеобразные произведения, короткие этюды, в которых лирика и публицистика органически слились. Это – изложенные в высокохудожественной форме глубокие…
  16. Рассказ “Хорь и Калиныч” начинает цикл “Записки охотника”. Этот очерк был напечатан в обновленном журнале “Современник”, и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. “Хорь и Калиныч”…
  17. Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные…
  18. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная чзрта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права, – действие начинается 20…

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. «Отцы и дети» — произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века.

Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, произошедших после отмены крепостного права. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с демократами. Этот конфликт и послужил основой романа Тургенева. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил не только сюжет, но и композицию произведения. Центральное место в романе занимает образ Евгения Базарова, представителя революционной демократии. Как и Чацкий в «Горе от ума», главный герой резко противопоставлен всем действующим лицам. Он — человек из иной среды, и это проявляется во взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимой женщиной.

Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова.

Действие происходит в имении родителей Базарова. Сцена у стога является тем моментом, с которого Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, будучи друзьями, стали отдаляться друг от друга. Между героями возникает непонимание и даже некая вражда. Если до этого Аркадий во всем соглашается с Базаровым (пусть на словах, а не в душе), то теперь он вступает с ним в спор.

Эпизод имеет свою композицию, в нем выделяются сюжетные элементы. Экспозицией выступает пейзажная зарисовка жаркого летнего полдня, вызывающего состояние дремоты и скуки. Герои отдыхают в тени стога сена. Завязкой является начало диалога молодых людей о детстве и родителях Базарова. Происходит развитие диалога, разговор заходит о любви и ненависти, о том, каким должен быть настоящий человек, по мнению Базарова. Напряжение между героями возрастает из-за несовпадения мнений. Наступает кульминационный момент, молодые люди готовы подраться — Аркадий шутя и робея, увидев серьезное и зловещее лицо Базарова, а Базаров – с полной готовностью к предстоящей драке. Развязкой действия является появление Василия Ивановича, отца Базарова, который снимает напряжение ситуации своей добродушной фразой: «А! Вот вы куда забрались!».

Этот эпизод показывает, что Аркадий и Евгений – совершенно разные люди, как в отношении к жизни, так и по социальному положению. Базаров – разночинец-демократ, а Аркадий все же примыкает к либеральному лагерю родственников- аристократов.

Герои изображаются в сравнении и в противопоставлении друг к другу — не как представители одного идеологического направления, а как носители и проповедники разных истин. Базаров не изменился со дня первого знакомства с читателем. Аркадий же, напротив, меняет свою позицию, становясь на сторону дяди и даже говоря его словами: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов».

Евгений Базаров, видя поколебавшегося Аркадия, называет его размазней, нежной душой. Он выявляет в друге робость и нерешительность, слабость и неуверенность в себе. Аркадий действительно занимает слабую позицию. Он неуверен и робок, он не может с такой же твердостью и безразличной напористостью, как Базаров, отстаивать свое мнение.

«Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься», — говорит Базаров Аркадию. Но у него самого эта же робость проявляется в отношении к Одинцовой. «Принципов вообще нет…, а есть ощущения», — настаивает Евгений, но и у этого героя с некоторых пор появились принципы, во имя которых он решил сладить с собою и со своим «романтизмом».

Грубость и категоричность, цинизм и агрессия Базарова раскрывается в каждой его реплике: «Сам себя не сломал, так и бабенка не сломает!», «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть», «Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того», «Говорить красиво – неприлично». В завершении всего герой называет Павла Петровича идиотом.

Аркадий с тревогой и возмущением слушает друга, пытается опровергнуть его мнение. Несмотря на то, что Аркадий менее уверен в себе, в данном эпизоде он справедливее и честнее Базарова. Кирсанов уже не обманывает ни самого себя, ни друга, высказывая свое несогласие с ним.

Главный художественный прием, используемый в данном эпизоде, – антитеза. Значимость эпизода заключается в том, что он показывает поколебавшиеся взгляды обоих героев: как у Аркадия, так и у Базарова. Последний, чувствуя тревогу, пробужденную вдовой Одинцовой, не сдерживается и срывается на друге. Примером тому являются его грубые и агрессивные высказывания. Этим показана злоба и трагичность героя: он одинок, у него нет ни любви, ни друзей, ни единомышленников.

В сцене у стога мы слышим наиболее резкие, парадоксальные и просто несправедливые выпады Базарова. Но не потому ли они звучат, что ему нестерпимо тяжело? Все его раздражает – и родители, и Аркадий с его красивыми словами и банальными мыслями. Может быть, в момент душевной катастрофы, когда так нужна дружеская рука и понимающий собеседник, герою особенно тяжко осознавать свое одиночество? Базаров понимает, что друга-то у него и нет, что собеседник его не понимает и понять не может, что он один во всем мире с своей болью и тоской.

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя демократа-разночинца, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев показывает и то, что, как любой думающий человек, герой не может оставаться на одних и тех же позициях при различных обстоятельствах своей жизни. Базаров не слепой фанатик идеи, не догматик он тоже способен сомневаться, переживать, разочаровываться. Поражение в любви стало для героя первым ударом. Он, отрицавший все романтические чувства, как мальчишка, признался в любви Анне Сергеевне, но она отказалась от его любви, испугавшись за свое душевное спокойствие и комфорт. Самолюбие Базарова уязвлено настолько, что это стало началом его душевного кризиса, периода тяжких сомнений и неуверенности в себе. Сцена у стога как раз является свидетельством этого душевного кризиса. Базаров и Аркадий отдыхают в усадьбе у родителей Базарова. Осипа на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, напоминает Базарову детство и невольно заставляет его сожалеть о прежних безмятежных временах. «Я не понимал тогда, что я не скучал от того, что был ребенком». Ему скучно в доме родителей, ему чужды их мелкие хозяйственные заботы. Что беспокоит самого Базарова? «…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела, до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет…» Ощущение собственной незначительности и ненужности на этом свете заставляет героя сомневаться в своем предназначении. Каков смысл его жизни и работы, что останется после него? Если крестьянин «Филипп будет жить в белой избе, а из меня лопух расти будет», легче ли от этого герою? Лезть из кожи ради мужика, который «даже спасибо не скажет», в этом ли смысл революционно-демократического движения? Базаров не уверен в своих силах, и единственное, чем он может гордиться, так это тем, что «сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает». Отрицая «глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», Базаров ничего не может ей противопоставить. На вопрос Аркадия, на какой же стороне правда, Базаров говорит, что может ответить, «как эхо: где?». Он отрицает человеческую мораль, сводя все к силе примитивных ощущений: «Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? тоже в силу ощущения». Он отказывает человечеству в более глубоком познании мира: «Глубже этого люди все равно не проникнут». А тот вздор, что он несет о Пушкине и якобы о его стихах, показывает насколько одностороннее его естественнонаучное образование. Сцена заканчивается размолвкой с Аркадием, когда сердца обоих молодых людей охватывает «какое-то почти враждебное чувство». Аркадий впервые протестует против «деспотизма»! Базарова, смеющегося над его «красивой» фразой. Он возмущен тем, что Базаров назвал его дядю идиотом, и не только из родственного чувства, но и из чувства справедливости. Не появись отец Базарова, друзья, возможно, подрались бы. Бестактность, бесцеремонность Евгения задевает чувства Аркадия, что еще раз подтверждает, что изначально они чужды друг другу. «Никакая дружба долго не выдержит таких столкновений», говорит автор. Этот эпизод глубже раскрывает и перелом в мироощущении Базарова и неизбежность и с Аркадием расхождения. Базарову больше нечего добиваться в этой жизни, и нелепая его смерть не будет случайностью это закономерный финал, который автор считает единственно достойным неординарного героя.

Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена

в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В середине 19 века в России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряется вечный конфликт «отцов и детей». В это переломное время И.С.Тургенев и написал свой роман «Отцы и дети». В композиции произведения разговор Базарова с Аркадием под стогом сена занимает одно из ключевых мест. Именно здесь Базаров выражает свое отношение к жизни, смерти, сути бытия.

Евгений произносит здесь следующий монолог: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие? Что за пустяки?» Таким образом, вся философия, все революционные идеи внезапно оказываются лишь частным случаем, пылинкой перед лицом вечности.

Оказавшись под влиянием стихийного чувства, Базаров ощутил ничтожность человеческого бытия перед вечностью. От микроскопа его потянуло к телескопу, рассматриванию неба, хотя он сам, издеваясь над романтиками, говорил, что глядит в небо лишь тогда, когда ему хочется чихнуть.

Базаров размышляет о человеческом ничтожестве перед бесконечным космосом. Его не утешает суждение о человеке как «мыслящем тростнике», которому, единственному из всех существ на земле, дано осознать величие Вселенной и собственное ничтожество перед ней. Так начинается бунт Базарова против самих основ бытия. Роковые вопросы стихийности и драматизма, любви и познания, смысла жизни и тайны смерти не получают теперь ответа для героя в исследованиях естественных наук, не случайно его тянет к философии. Прежний взгляд на человека как на неизменную биологическую сущность оказался теперь бессильным перед сложностью человеческого бытия. Ощутив свое ничтожество перед природой, космосом, Базаров пересматривает свое отношение к общественному прогрессу, о чем говорит его тирада о лопухе.

Базаров ощутил абсурд бытия, ничтожество человека перед стихийными силами природы. Бунт Евгения — это его озлобленность, раздраженность, его постоянные мысли о смерти. Этим и объясняется поведение, подобное рискованному передвижению у пропасти, «бездны». Герой утрачивает чувство дозволенности, хочет заглянуть за черту, за которую нельзя заглянуть простому смертному.

Базаров начинает задумываться о человеческой слабости перед слепыми силами природы, о неизбежности смерти, мысли о которой по-новому позволяют оценивать сущность человеческой жизни. Перед нами другой человек, не тот прежний холодный нигилист, который рвался в бой, «наломать побольше дров», перестроить мир под себя. Новый Базаров начинает задумываться о тайне жизни, а она не объясняется никакими материалистическими теориями.

Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» В середине 19 века в России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряется вечный конфликт «отцов и детей». В это пере

Глава 21

 

Резюме

Поднявшись на другое утро, Аркадий увидал Василия Ивановича работающим в саду. Отец очень хочет услышать о своем сыне как можно больше. Аркадий говорит Василию Ивановичу, что Базаров «один из самых замечательных людей», которых он когда-либо знал.

Кроме того, он уверен, что Базарова в некотором роде «ждет большое будущее». Затем он рассказывает историю их встречи и дружбы. Василий Иванович знает, что Базаров не любит большого проявления чувств, и предлагает стараться ему не слишком мешать. Базаров появляется как раз вовремя, чтобы присоединиться к ним за завтраком и сообщить отцу о больном, страдающем желтухой.

В полдень Аркадий и Базаров растянулись в тени небольшого стога сена. Базаров рассказывает что-то о своей прежней жизни и утверждает, что родители были к нему очень добры. Он рад, что его предки смогли так хорошо приспособиться к старости, но для себя он чувствует себя таким ничтожным перед вечностью. Он очень горько относится к жизни и все еще страдает от самоуничижения, вызванного его поражением от женщины. Аркадий, не зная об отношениях Базарова с мадам Одинцовой, не может понять своего друга, который продолжает вести себя крайне цинично и отрицательно. Они расходятся во мнениях по нескольким вопросам, в частности, должны ли у человека быть какие-либо принципы или нет.

Не успел спор выйти из-под контроля, как Аркадий предлагает вздремнуть. Чуть позже Аркадий делает замечание о сухом кленовом листе, похожем на летящую бабочку. Базаров говорит Аркадию, чтобы он не болтал так глупо, и утверждает, что Аркадий, похоже, решил пойти по стопам своего идиотского дяди. Аркадий чувствует, что это оскорбление, которого он не может терпеть, но Базаров не останавливается. Он еще больше подстрекает Аркадия, саркастически заявляя, что только глупый человек чувствует необходимость защищать свою семью. Аркадий хочет прекратить дискуссию, пока они не поссорились слишком серьезно. Базаров, однако, хотел бы иметь одну хорошую ссору «на смерть, на уничтожение». Он предполагает, что мог бы схватить Аркадия за горло и уничтожить его. В этот момент драке мешает счастливое появление Василия Ивановича. Отец объясняет, что обедать с ними собирается местный священник, а так как он знает антиклерикальные взгляды сына, то надеется, что тот не обидится на священника. Базаров уверяет, что он не возражает, пока священник не съест свою долю пищи.

Вечером, после ужина, компания играла в карты, и поп стал выигрывать деньги у Базарова. В продолжение вечера мать Базарова заботливо сидела около него, предлагая ему разные напитки.

На следующий день Базаров объявляет о своем намерении уйти, потому что ему скучно и он не может работать. Он хочет вернуться в Марино, где сможет хоть что-то сделать. Василий Иванович сильно разочарован, но не смеет ни расспросить, ни упрекнуть сына. После того, как его сын уходит, жена утешает его в потере.

Анализ

В то время как Базаров был резок и критичен как к Аркадию, так и к своим родителям, Аркадий соответствует своей истинной натуре и исключительно внимателен к Базаровым. Он вежлив со стариком и с удовольствием беседует с матерью Базарова. Он обсуждает с ними их сына и выставляет его большим человеком, чем Базаров на самом деле. Весьма иронично, однако, то, что Аркадий говорит, что Базаров «враждебен всем экспансивным чувствам», так как его друг только что был очень экспансивным с г-жой Одинцовой. Аркадий говорит Василию Базарову, что его сыну суждено когда-нибудь стать великим человеком. Это замечание дополнительно иронично ввиду того, что Базарова скоро не станет.

Сцена между двумя друзьями предлагает дополнительные взгляды на Базарова. Он до сих пор чувствует себя униженным за то, что высказал свои внутренние чувства мадам Одинцовой, и говорит с крайней злобой и ненавистью. Он беспощадно нападает на Аркадия и упоминает о доведении до абсурда нигилистической теории: «Решившись все косить, коси и себя». Также он готов драться со своим другом «на смерть, на уничтожение». Борьба со всей ее предвещающей злобой прерывается появлением отца Базарова, но в момент его появления Базаров действительно готов был полностью погубить своего друга. По иронии судьбы, Василий Иванович сразу восхищается физическим видом двух молодых людей и замечает, сколько в каждом из них силы, но не знает, что эта же сила вот-вот будет использована для уничтожения каждого из них.

Отцы и дети Глава 21 Сводка и анализ

Отцы и дети Глава 21 Сводка и анализ | ЛитЧартс

Наутро Аркадий видит, как Василий копается в своем огороде в халате, только что пришедший с лечения каких-то мужиков. Аркадий присоединяется к нему за чаем на свежем воздухе. Василий расспрашивает Аркадия о его дружбе с Базаровым, спрашивая честного мнения Аркадия о его сыне. Аркадий говорит ему, что Базаров — один из самых замечательных людей, которых он когда-либо встречал, и что он уверен, что у Базарова большое будущее. Он рассказывает восторженному Василию историю их знакомства. Василий со слезами на глазах признается, что «божится» перед сыном.

Василий откровенно обожает Базарова и выпытывает у гостя подробности о сыне. В семье Базаровых контраст поколений несколько иной; Василий посвятил себя успеху и продвижению сына, считая само собой разумеющимся, что Базаров превзойдет его. Напротив, отец Аркадия Николай предполагал, что Аркадий пойдет по его стопам, и ему больно, когда этого не происходит.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Похожие цитаты с пояснениями

Позже, в полдень, Базаров и Аркадий отдыхают в тени стога сена. Аркадий спрашивает Базарова, который все еще с разбитым сердцем и размышляет об Анне, о его детстве. Через некоторое время Базаров размышляет о том, что его родители живут такой счастливой жизнью, а он не может не думать о ничтожности и тщетности своей жизни и не чувствует ничего, кроме «уныния и злобы». В то же время он находит образ жизни своих родителей мертвящим. Аркадий размышляет, что жизнь надо устроить так, чтобы каждая минута была важна; но Базарову невыносимы «мелкие хлопоты» быта.

Базаров открывается Аркадию больше, чем раньше. Его беспокоит контраст между удовлетворенностью его родителей и его собственным чувством тщетности; даже несмотря на то, что он находит их традиционный образ жизни пустяком, его чувство собственного достоинства падает перед лицом их счастья среди «мелких неприятностей». Нигилистическое мировоззрение Базарова не может объяснить этого конфликта.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Похожие цитаты с Объяснениями

Базаров продолжает говорить подавленным тоном, замечая, что не только принципы пусты, но и все сводится к чувствам, которые есть результат устройства мозга. Это распространяется даже на такие вещи, как честность. Когда он говорит это, Аркадий горестно говорит: «О, Евгений!» Базаров говорит, что, когда идешь по философскому пути, надо идти «во всю катушку». Они с Аркадием мелко поссорятся из-за Пушкина, а затем, «во власти […] неприязни», Базаров обвиняет Аркадия в том, что он пошел по стопам своего «идиота» дяди Павла. Когда Аркадий возражает, Базаров критикует его за «семейное чувство». Он говорит Аркадию, что им следует «на этот раз как следует поссориться», и Аркадий поражен «зловещим» выражением лица своего друга.

Несмотря на свои беспокойные чувства, Базаров продолжает утверждать, что все сводится к химии мозга. Когда он распространяет этот взгляд даже на целостность, это слишком далеко для Аркадия, который, хотя и восхищается еще Базаровым, но все больше и больше старается полностью придерживаться его взглядов. Их бессмысленная ссора из-за Пушкина подтверждает растущую пропасть между ними. Базаров только истолковывает отпор Аркадия как бездумную верность семье.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Природа против материализма

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

В этот момент к ним подходит Василий и весело сравнивает их с «личными Кастором и Поллуксом». Базаров умоляет отца не быть сентиментальным. Василий предупреждает Базарова, что к ним собирается обедать отец Алексей, сельский священник, только что отслуживший по просьбе Арины молебен в честь приезда Базарова. (Василий не признается, что желал службы так же сильно, как его жена.)

Кастор и Поллукс были сводными братьями-близнецами в греческой мифологии. Учитывая только что ссору друзей, комментарий Василия звучит иронично. Однако он достаточно осведомлен, чтобы предупредить их о приходском священнике, зная, что радикальные принципы Базарова ставят его в противоречие с его собственной традиционной религией.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

За обедом отец Алексей оказывается человеком «толстым и вальяжным» и остроумным. Он воздерживается от открытого благословения двух молодых людей. Он пьет вино и играет с ними в карты и даже принимает сигару от Аркадия. Арина продолжает с преданностью и трепетом смотреть на сына, и однажды Базаров просит ее подать ему руку «на счастье».

Отец Алексей оказывается приятным гостем, который старается не обидеть молодых людей, предполагая, что, по мнению Тургенева, традиционная вера не глуха к общественным изменениям. Базаров как будто несколько смягчается по отношению к матери.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

На другой день Базаров говорит Аркадию, что завтра уезжает; ему скучно, а его отец всегда рядом. Он вернется в дом Аркадия, где оставил всю свою научную аппаратуру. Аркадий замечает, что родители Базарова очень расстроятся; они планировали как минимум двухнедельный визит. Он же говорит Базарову, что Базаров не понимает его матери; Арина очень умный собеседник. Базаров отмахивается от этих замечаний, но тем не менее ему требуется целый день, чтобы сказать отцу, что они намерены уехать завтра. Василий «потрясен». Запинаясь, говорит он сыну, «три дня… после трех лет… это немного; довольно мало, Евгений. Он спешит из комнаты и не может сообщить жене эту новость.

Базаров очень долго находит атмосферу в родительском доме невыносимой. Для него мировоззренческий конфликт неустойчив. Аркадий, что характерно, проникся симпатией к старшим Базаровым и снова спорит со своим другом, обвиняя его в том, что он недостаточно ценит своих родителей. Разрыв между ними расширяется. Со своей стороны, даже Базаров не застрахован от чувств родителей, так как ему трудно сказать им, что он уезжает.

Активный Темы

Традиции и прогресс

‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Конфликт поколений

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Цитаты по теме с пояснениями

На следующий день дом Базаровых «наполняется тоской». Василий устраивает «храбрый спектакль», а Арина плачет. Базаров отрывается, пообещав вернуться через месяц. После того, как тарантас исчезает из виду, пожилая пара утешает друг друга в своем горе.

Уход Базарова говорит о том, что нигилистическое мировоззрение, подобное его, не может долго сохраняться в традиционном обществе, и, как бы ни любили его родители, их привязанность не может удержать сына, который отвергает непреходящее значение семейных уз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *