Отчина википедия: ОТЧИНА | это… Что такое ОТЧИНА?

ВЗГЛЯД / Егор Холмогоров: Как «отчина» стала Отечеством :: Автор Егор Холмогоров

Сюжеты царствования Ивана Великого переданы с искажениями, забивающими мозги жертв «зомбоящика» заведомо ложной информацией. Государь предстает как грубый деспотичный мещанин. Что же на самом деле мы должны знать об Иване III?

Всего за неделю в нашем обществе резко вырос интерес к эпохе Ивана III. Благодарить за это создателей сериала «София» с их ужасающими историческими ляпами, впрочем, не приходится.

Никуда не годятся апологетические отговорки в духе «ну и пусть думного дьяка называют «думским», еретиков жидовствующих – «новгородцами», а из несчастной Елены Волошанки зачем-то сделали шлюху, ведьму и отравительницу мужа, зато народ впервые узнал об Иване III, Софии, Марфе Посаднице, Стоянии на Угре и дружбе с молдавским господарем Стефаном».

Войны Ивана III принципиально отличались от стандартов эпохи, напоминая скорее кампании середины ХХ века

Если кто-то и правда узнал обо всем этом впервые, то это говорит лишь о катастрофе нашего школьного образования – эпохе Ивана Великого в школьном учебнике посвящены десятки страниц.

Историческое кино должно либо просвещать, либо украшать и романтизировать прошлое. Здесь же получилось лишь затемнение вкупе с огрублением и примитивизацией.

Все важные сюжеты царствования Ивана Великого переданы с грубыми искажениями, забивающими мозги жертв «зомбоящика» заведомо ложной информацией. А сам государь предстает как грубый деспотичный мещанин, куда органичней смотревшийся бы в «удобных тренировочных штанах».

Что же на самом деле мы должны знать об Иване III – первом Государе Всея Руси, заслуженно прозванном Великим?

Прежде всего, Иван III был создателем России в ее современном понимании как национально-территориального государства, которое стремится объединить под своей властью и охватить единым аппаратом управления всю страну, населенную одним народом, имеющим общую культуру и историческую традицию.

Русские предреволюционные историки и исследователи 1930–1950-х годов справедливо говорили о России Ивана III как о русском национальном государстве, и лишь позднее в угоду позднесоветскому интернационализму эту формулу заменили на «централизованное государство».

Иван III занимался не просто собиранием земель – это успешно практиковали и его предки: Иван Калита, Дмитрий Донской, Василии I и II. Он поставил это собирание на новую идейную почву, провозгласив принцип общерусского национализма.

С октября 1483 года московская канцелярия начинает систематически применять к государю титул «Всея Руси», возникший в середине XIV века как отражение титула «митрополита Всея Руси», но применявшийся до той поры лишь спорадически.

Иван III был создателем России в ее современном понимании (фото: Дар Ветер/wikipedia.org)

Разумеется, этот титул не мог не вызвать беспокойства в соседней Литве, контролировавшей все земли Западной Руси – нет ли в нем притязания московских государей на эти территории? И притязание действительно появилось.

В 1503 году, ведя с литовцами переговоры о перемирии после победоносной для русских войны, отдавшей в наши руки Чернигов, Гомель, Брянск, Новгород-Северский, Путивль, русские послы торжественно зачитали следующий княжеский наказ:

«Русская Земля вся с Божьей волею из старины от наших прародителей наша отчина; и нам ныне своей отчины жаль, а их отчина Лятская земля да Литовская; и нам чего деля тех городов и волостей своей отчины, которые нам Бог дал, ему отступатись? Ано не то одно наша отчина, коя городы и волости ныне за нами: и вся Русская Земля Киев и Смоленск и иные городы, которые он за собою держит в Литовской земле с Божей волею из старины от наших прародителей наша отчина».

Феодальный принцип «отчины» – владения, полученного от предков, здесь подменяется национально-территориальным принципом. Земли ляхов и литовцев по своим национальным свойствам составляют отчину польско-литовского государя Александра Казимира. А земли русские принадлежат государю Московскому.

Все русское составляет историческую «отчину» московских Рюриковичей.

Разумеется, Иван III был человеком «осени средневековья» и охотно использовал феодальные механизмы всюду, где они были ему выгодны. При помощи династических связей он захватил Тверь (ссылаясь на тверское происхождение своего старшего сына Ивана) и накрепко привязал к Москве Рязань.

С помощью феодального права перемены сеньора он принял присягу Верховских княжеств, отступивших от Литвы – Воротынского, Белевского, Одоевского, Оболенского. Феодальные же инструменты он использовал для того, чтобы лишить в 1478 году осажденный Новгород военачальника – князь Василий Гребенка Шуйский присягнул новому государю (Марфу Посадницу он, разумеется, не похищал).

Однако феодальные права Иван Васильевич принимал в расчет лишь там, где они служили его выгоде.

Там, где они подрывали верховенство московского государя, он их игнорировал – как в отношениях с собственными братьями, Андреем Углицким и Борисом Волоцким, удельные права которых он всячески утеснял.

Итак, прежде всего Иван III – наш первый национальный государь, возведший в политический принцип объединение всей Русской Земли в единое государство.

Огромна роль Ивана Великого и как исключительных дарований полководца, проявившего небывалый для той эпохи талант стратегического руководителя.

Для XV века был характерен определенный образ полководца – военачальник, который все время находится в седле, руководит битвой, лично идет в бой, подвергаясь ежеминутному риску. А основной формой боевых действий был «поход», то есть передвижение войска в поисках сражения или осады.

Войны Ивана III принципиально отличались от стандартов эпохи, напоминая скорее кампании середины ХХ века.

Они велись на огромных пространствах, представляя собой ряд скоординированных ударов нескольких армий. Русские, как правило, использовали амфибийную тактику, атакуя одновременно на суше и с воды, комбинируя конницу, пехоту, артиллерию (которой долгое время заведовал Аристотель Фьорованти) и судовые рати – козырную карту именно русской военной тактики.

Полководец не гарцевал перед войсками, а располагался в штаб-квартире в тылу, координируя события по всему фронту. Конечной целью было не сражение, а достижение стратегического результата.

В то время как большинство правителей той эпохи были талантливыми или бездарными полевыми генералами, Иван III был первоклассным стратегом, имевшим в своем подчинении и отличных полевых генералов – воевод: Данила Холмский, Федор Хромой, Иван Патрикеев, Данила Щеня… Всего список воевод Ивана III насчитывает 156 человек.

«Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоевывал княжества Новгородское и Тверское; в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и все же всегда одерживал победы, так что великий Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пирах, говоря, что тот сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы», – сообщает австрийский дипломат при дворе Василия III Сигизмунд Герберштейн.

И в самом деле, нигде в военной истории мы не найдем такого количества военных побед и масштабных завоеваний при столь небольшом количестве «судьбоносных» сражений. Таковых за все царствование Ивана Васильевича было ровно два – битва на Шелони в 1471 году, когда Холмский и Хромой разбили новгородцев, и битва при Ведроше в 1500-м, когда Щеня разбил литовцев.

Зато было множество великолепных военных кампаний, вообще обошедшихся без генерального сражения.

Поход на Новгород в 1478 году, приведший к концу независимости республики, состоял в стремительном перехвате коммуникаций и осадных действиях. Стояние на Угре в 1480-м – подвижная защита переправ на пути ордынского набега в сочетании с вероятным ударом по ордынским тылам судовой рати, дошедшей до Сарая.

Все русское составляет историческую «отчину» московских Рюриковичей

В 1484 году приход русской рати к Казани привел к дворцовому перевороту и воцарению промосковского хана Мухаммед-Эмина, а в 1487-м город и вовсе капитулировал после короткой осады и стал рассматриваться в московской документации как «отчина» русских государей (что и позволило впоследствии Ивану IV его присоединить).

Семилетняя приграничная война с Литвой (1487–1494) состояла из ежегодных небольших внезапных набегов и принудила литовцев смириться с потерей Верховских княжеств.

В практике Ивана Великого как стратега было такое уникальное мероприятие, как «поход миром» на Новгород в 1475 году, подготовивший окончательную аннексию в 1478-м. Государь «пошол к Новгороду миром, а с людьми со многими», расположился с войском у новгородских стен на Городище и начал лично судить новгородцев, принимая бесчисленные жалобы. В основном простые люди просили защиты от притеснений, чинимых новгородской боярской элитой.

Одной из издержек новгородской олигархической «свободы» было разделение города на зоны контроля бандитских боярских группировок, формой выяснения отношений между которыми был «наезд» – вооруженное нападение с ограблением. Новгородцы подали жалобу за наезды на посадника Василия Онаньина и еще трех видных бояр, а государь велел тех схватить и отправить в оковах в Москву.

Наконец, именно Ивану III принадлежит великий геополитический проект, навсегда изменивший ход мировой истории, быть может, сильнее, чем путешествие Колумба – направление войска Курбского (Черного) и Салтык Травина за Урал. Английский историк и культуролог Фелипе Фернандес-Арместо не случайно полагает, что зауральский поход привлек бы куда большее внимание «космического наблюдателя», чем плавание «Пинты».

«В следующем столетии меха стали для Московии тем же, чем были пряности для Лиссабона… В 1465, 1472 и 1483 годах Иван посылает экспедиции в Пермь и на Обь за данью  собольими мехами, но самым значительным стало вторжение 1499 года. Близ устья Печоры был основан город Пустозерск: на всем протяжении завоевания русскими Сибири их успех измеряется количеством построенных городов.

Армия, предположительно численностью в четыре тысячи человек, с санями, запряженными оленями и собаками, зимой перешла по льду Печору и достигла Оби за Полярным Уралом, вернувшись оттуда с тысячью пленных и огромным количеством мехов. Посол Ивана в Милане говорил, что у его господина собольих и горностаевых мехов на миллион золотых дукатов.

Первая большая кампания на Оби несомненно была началом чего-то значительного. Морские империи, основанные западноевропейскими государствами по следам Колумба, Кабота и Васко да Гамы, исчезли. Поистине из всех европейских империй, основанных в начале современного периода, уцелела только Российская империя в Сибири; ее потенциал и сегодня далеко не освоен.

И если космическому наблюдателю судьба Югры в 1490-е годы покажется более интересной, чем участь араваков или кои-кои, кто может сказать, что он не прав?»

Если бы Бэзил Лиддел Гарт пристальней изучал бы русскую историю, то он просто обязан был бы посвятить Ивану III восторженную главу в «Стратегии непрямых действий». Вряд ли Иван III читал Сунь-Цзы, но он, несомненно, руководствовался его принципами: «лучшее из лучших – победить, не сражаясь».

#{smallinfographicright=775266}Хитроумие и масштабность мысли большого стратега распространялись у Ивана Великого и на его дипломатию. Государь всюду умел находить друзей, сталкивать друг с другом врагов, привлекать к себе даже вчерашних противников.

Иван III успешно внедрил в русскую внешнюю политику принцип «дружбы с врагами врагов» и применял его с невероятной эффективностью. Противостояние с ханом Большой Орды Ахматом на Угре вряд ли было бы выиграно, если бы не союз Ивана с крымским ханом Менгли-Гиреем.

Против ближних врагов и конкурентов – Швеции и Ганзы – Иван III нашел ценного партнера в лице Дании. Установив связи с империей Габсбургов, искавших союзников против Турции, Иван немедленно начал добиваться единого фронта с Веной против Польши. Австро-русская ось в XVI веке стала для Польши м Литвы серьезным сдерживающим фактором.

Характерный факт – империя Габсбургов не только отнеслась к державным притязаниям Москвы без враждебности, но и подогревала их. Первый же посол из Вены предложил Ивану королевскую корону и династический брак дочери князя с императором, на что получил ответ, что русские государи издревле самодержавны и в пожаловании короны не нуждаются. А к преемнику Ивана III Василию австрийцы уже обращались «imperator».

«Византийский брак», заключенный при поддержке папского престола, резко повысил международный престиж России – великий князь Московский сразу начал рассматриваться как легитимный и статусный игрок на европейской дипломатической арене, с которым престижно и выгодно было поддерживать дипломатические контакты.

Понятно, что главное, что интересовало гостей с Запада, – это возможность втянуть Москву в антиосманский союз. И здесь тема «византийского наследия» русских государей была как нельзя кстати.

Однако дипломатия Ивана III и его сына Василия III придерживалась национальной ирредентистской программы – возвращение «русской отчины». В ответ на многочисленные квазивизантийские соблазны русская мысль выработала концепцию России – Третьего Рима.

«Вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Ромеиское царство (так в старейшей рукописи, в других – «Россейское» – прим. автора): два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

То есть Русское государство и есть истинный Рим, третий извод Ромейского царства, а четвертому не бывать. Нет никакого смысла сражаться с агарянами за Константинополь, поскольку именно Русь и есть теперь истинный Рим, третий Рим.

Позднее, в принадлежащем кругу митрополита Московского Макария послании Ивану Васильевичу Грозному, Русь описывается так: «Константинопольскаа церькви разрушися и положися в попрание, яко овощное хранилище. И паки третий Рим бежа, иже есть в новую Великую Русию, се есть пустыня… и един Православный Великий Русский Царь в всей поднебесной, яко же Ной в ковчезе спасенный от потопа, правя и окормляа Христову Церковь и утвержаа Православную веру».

Русская политическая и церковная мысль эпохи Ивана III, Василия III и Ивана IV выработала вполне четкую доктрину: Россия не должна гоняться за призраками на Босфоре, так отныне не Константинополь, но сама Русь есть истинный Рим. Укрепление Русского государства, собирание Русских земель, Русской Отчины, и есть истинное служение истинной Церкви.

Этому укреплению была подчинена и культурная политика Ивана III.

Еще одним проявлением гения этого государя была та решительность, с которой он сумел сделать ставку на культурные влияния из наиболее передового региона тогдашней Европы – Италии. Монетные мастера, военные инженеры, строители, архитекторы, лекари ехали в Россию оттуда, где их искусство находилось на самых передовых рубежах. «Византийский брак» был не началом, а составной частью этого процесса.

Всего за несколько десятилетий рубежа XV–XVI веков Московский кремль превратился в один из самых заметных ренессансных архитектурных комплексов тогдашней Европы.

Началось все с реализации чисто русской национальной идеи – переноса Успенского собора, воздвигнутого Андреем Боголюбским во Владимире, в Москву, блестяще реализованной Аристотелем Фьораванти. Затем следуют Благовещенский собор, великокняжеский дворец, от которого сохранилась Грановитая палата, колокольня Ивана Великого, кремлевские стены и башни, Архангельский собор-усыпальница.

Тот расцвет, который ренессансная архитектура получила на русской почве, был, конечно, не случаен.

Художественные принципы ренессанса лучше рифмовались с принципами византийско-русской православной архитектуры, нежели готика, которой была застроена остальная часть Северной Европы. Поэтому итальянская архитектура не прижилась ни во Франции, ни в Германии, ни в Польше, зато оказалась совершенно органична в России.

И сегодня, оказавшись на севере Италии – в Вероне или Милане, невозможно не испытать восхищенной растерянности от узнавания «кремлевских» зубцов на стенах замков Скалигеров и Сфорца и даже рядом с «балконом Джульетты».

Но помимо переворота в искусстве эпоха Ивана III – это и значительный подъем в области литературы и церковной мысли, проходивший в своеобразной форме русской контрреформации. Основные литературные достижения этой эпохи связаны с полемикой защитников православия против ереси жидовствующих, пользовавшихся определенным попустительством Великого Князя.

Полемику против еретиков вели преподобный Иосиф Волоцкий, написавший обширный «Просветитель» и сформулировавший принцип «Русская земля ныне благочестием всех одоле», и святитель Геннадий Новгородский, наряду с собственными посланиями инициировавший первое полное русское издание Библии (недостававшие в старых славянских переводах части были заново переложены с латыни).

В полемике с ортодоксально-националистическим направлением Геннадия и Иосифа оформляется мысль «нестяжателей», сторонников Нила Сорского, выступавшего за обращение к чуждому мирских дел аскетизму и сравнительно снисходительное отношение к еретикам.

Из околоеретических кругов, связанных с Еленой Волошанкой, вышли «Сказание о князьях Владимирских», возводившее русских государей к брату Августа Кесаря – Прусу, и «Сказание о Дракуле» – написанный Федором Курицыным первый учебник политического макиавеллизма до Макиавелли.

В начале XVI века, как закономерный итог «иоанновской» культурной революции, расцветает самобытная русская публицистика.

Разумеется, Ивана III нельзя представлять гением, сотворившим Россию «из ничего».

Ему многое досталось от отца – Василия II Темного, одного из самых недооцененных русских государей, часто представляемого неудачником. На деле именно Василий II, проявив волю и упорство, выиграл тридцатилетнюю гражданскую войну, нашу «войну алой и белой розы», несмотря на троекратное свержение и ослепление закрепив престол за прямой линией московских князей.

Именно Василий нанес первый и решающий удар независимости Новгорода, разгромив непокорную республику в битве при Русе и заключив в 1456 году Яжелбицкий мир, опираясь на условия которого Иван III и смог вынудить новгородцев к полной покорности.

И Василий же дал удел ордынскому царевичу Касиму, создав на границе Руси и Орды под Рязанью стратегически важного вассала, конница которого изменила соотношение сил между Москвой и Сараем да Казанью в нашу пользу.

Наконец, именно Василий II решительно отверг Флорентийскую унию, изгнал латинствующего митрополита и учредил автокефальную Русскую церковь во главе с митрополитом Ионой, сделав Москву подлинным «Ноевым ковчегом» православного мира. Не слишком ли много достижений для «бездарности»?

Но отличавшийся исключительным масштабом дарований Иван III на голову превосходил современников как стратег.

Его армии действовали на пространстве от Крыма до Югры, он уничтожал республики и сотрясал царства, он менял маршруты и правила мировой торговли, закрыв Ганзейский двор в Новгороде и фактически монополизировав внешнюю торговлю России.

Именно при нем началась культурная и идеологическая революция, приведшая к созданию великой русской культуры как всеевропейского и всемирного явления. Но центром, сердцем всего этого масштабного процесса была идея России как национального государства, как политического учреждения всей Русской Земли.

Великий князь Иван Васильевич стал Государем Всея Руси. «Отчина» стала Отечеством.

Читать онлайн «ОТЧИНА. Книга первая. Дед», Алексей Болотников – ЛитРес

© Алексей Болотников, 2018

ISBN 978-5-4490-3742-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сердечно, искренно и бесконечно благодарен историкам, краеведам, исследователям, родным, близким и друзьям – всем, кто своим трудом, помыслом и промыслом, в большей, или меньшей мере, поспешествовал замыслу, рождению и выходу в свет этой книги. Честь им и хвала!


«ОТЧИНА – наследие от отца» В. Даль

Болотниковы… Филатовы… Жигаревы… Михеевы… Сысоевы… Борзенко… Темеровы… Головченко… Громовы… Байковы… Злобины… Шаметько… Сергеевы… И другие.

Предисловие

«Если мы хотим понять наш народ, то чтение школьного учебника по истории не дает ровно ничего. Это учебник по истории русского государства и его недальновидной, склочной „элиты“. Эта история ничего нам про нас не объясняет. А история русского народа еще не написана. И если мы хотим понять, кто мы, откуда и как мы такие появились, то ее нужно написать. Обязательно». С. В. Кочевых

«…Данные официальных источников и архивных массивов не способны отразить всю многогранность исторического процесса, а зачастую вольно или невольно искажают ее. Важнейшим проводником в эпоху, одним из ценнейших инструментов оживления истории и важным каналом сохранения исторической памяти являются свидетельства «безмолвствующего большинства», о которых следует сказать подробнее. Они позволяют не только полнее реконструировать прошлое, но и изучать особенности самой социальной памяти, идентичности, ментальности. В этой связи трудно переоценить значение народных мемуаров, т. е. воспоминаний простых, обычных людей о былом. В одной из своих статей мы отмечали специфические особенности данных источников: потенциально высокую информативность, одновременную уникальность и массовость, «субъективную объективность», известную «провоцированность» и проч1.

Проблема заключается в том, что, по справедливому утверждению Александра Солженицына, «простой народ мемуаров не пишет», хотя у многих существует потребность поделиться воспоминаниями о прожитом и прочувствованном, оставить след в памяти потомков. На сегодняшний день гипотетически это можно сделать: путем непосредственной (устной, письменной, визуальной) передачи ближайшим родственникам. Однако, как правило, лишь немногие занимаются этим целенаправленно и системно. В подавляющем большинстве случаев передача информации происходит в устной форме и фрагментарно, что делает ее недолговечной. К тому же эти рассказы остаются достоянием отдельных семей, а многим представителям старшего поколения оказывается просто некому оставить в наследство воспоминания о своей жизни и рассказы о фамильной истории. Печально, но факт: нередко среди выброшенного хлама можно видеть пожелтевшие от времени письма, грамоты, фотографии и целые альбомы; через публикацию мемуаров, что случается чрезвычайно редко. Несмотря на возросший интерес к изучению собственных корней, активизацию архивных изысканий генеалогов-любителей и проч., лишь единицы из числа обычных людей доводят этот процесс до издания книг или брошюр, к тому же мизерными тиражами, что минимизирует круг потенциальных читателей и не решает проблему сохранения «памяти сердца»…

…………………………………………………………………………

История подлинна, ценна и интересна, только когда она ЖИВАЯ. Ее важно не просто формально описать, статистически измерить, объяснить причинно-следственными связями, но и понять, согреть человеческим теплом, эмоционально окрасить. А для этого как раз и необходимы научные, творческие, батальные реконструкции прошлого; интерактивные музейные пространства; новые методы исследования и преподавания; написание фамильных историй и воспоминаний. Все это способствует сохранению исторической памяти, без которой любой народ и человек лишен будущего. Только из множества субъективных кирпичиков можно построить объективное знание об исторической эпохе, а из микро- и локально интересных материалов получить научно значимые выводы. Хочется надеяться, что проекты сохранения исторической памяти будут прирастать Сибирью!» С. Рафикова.

«Были люди до нас… Куда ушли они? Будут и после нас… Когда придут они? Двигаясь вперед – от жизни к смерти, из года в год, от эпохи в иную эпоху, – мы иногда невольно озираемся назад. Люди до нас не были бездушны и бесплотны. Они также мечтали, ссорились, ревновали, ошибались, падали, снова вставали, куда-то шли, страдали от любви неразделенной, получали ее сполна и пили, закрыв глаза от счастья.  В. Пикуль «Звезды над болотом»

Зачин

Уверен, что выстою. Доведу до логического завершения сумбурный строй мыслей, не дающий покоя. Строй – не строй, поток – не поток, но неохватный разумом хаос обрывочных сведений: массивов дат, имен, впечатлений, знаний… Те – нестройные шеренги бойцов, бредущие бодро и одержимо к месту своей дислокации. Другие – герои не менее одержимые, воодушевленные, жертвенные, однако обезглавленные бессмысленностью баталии. Третьи… пятые… Тьмы и тьмы одиночек или армий, штурмующих осажденную крепость книжного сюжета. И я – один из них, державная особа, рядовой боец и (или) командующий битвами, – самозабвенно растрачиваю порох и штык. Уверен в пафосе доставшейся мне фабулы. Вдохновлен им и воодушевлен. Он, пафос, как никто другой, толкает меня в грудь и спину, побуждая подниматься над хаосом. И унижаться, и возвышаться. Уверен, что выстою и выйду в свет и тираж.

Ибо – есть фабула, захватившая мое эго за шкирку и подталкивающая и толкающая, и выталкивающая на фронтальные поля замышленного сюжета. Ибо есть самодурство долга.

Фабула книги – история моего рода, прерванная в третьем колене косностью и тщедушностью нравов прошлого века. История во всей её драматичности и страсти. Ах, какая интригующая сила! Какая запальчивость поисков и расследований… И, конечно, же – долг. Должен я, должен найти и предъявить – прежде всего себе самому – себя самого. От основания до остроты вектора. Как картину осмысленную и оживленную. Завершенную. Полнокровную фабулу жизни.

Отчина не досталась

Земельная, имущественная, легендарная, плодами которой питалась бы наша ветвь родового древа, не досталась. Ни старинный замок с привидениями и художественными портретами достославных родичей, ни сундуки с кованными петлями и замками, набитые ветхозаветным барахлом, ни рукописные завещания, ни наперстные кольца и бриллианты… Отчина не досталась не потому, что обошли завещанием, а – не была писана. И не за отсутствием стряпчих не была писана, но лишь потому, что нечего было наследовать. Не досталась от отца, а ему от дедов, вынужденных переселиться в начале XX века на сибирские просторы. Деды по отцовской ветви древа выехали из малоземелья отчих краев Белоруссии (Могилевская губерния) в Сибирь, в дремучие малообжитые края, по устоявшейся легенде представлявшиеся богатыми, не паханными и плодородными землями. Сулящими, как минимум, сытную и вольную жизнь.

Не досталась отчина от дедов по матери, унаследовавших от своих родителей лишь вековечную нужду да зыбкую мечту о лучшей доле. Предки этой ветви древа покинули в начале XX века Пензенскую губернию. Переселились в ту же заманчивую Сибирь, на землю урожайную, в просторы вольные, необозримые.

Дед по отцу, Борис Дмитриевич Болотников, с женой Ольгой Ильиничной, – белорусские крестьяне, наивно-верящие в лучшую долю, напитавшиеся баснословными слухами о богатеющей Сибири, вывезли из Могилевщины семью с четырьмя малолетними детьми. Вывезли во мглу неизвестности, в не обетованные края, в несусветное «авось» – в поисках своей лучшей доли. Земледелец, бондарь и бортник, дед Борис мечтал на новых землях обрести более счастливую жизнь, обеспечить таковой и наследников своих.

И окромя узлов с нательным хламом да проходного переселенческого свидетельства, являвшегося актом последней связи с вотчиной, никакого имущества на новое обзаведение не получил. Отчины от отца своего не наследовал. Ничего не обрел в Сибири, но лишь рассеял по извечной русской круговерти остатнее – семейное гнездо, птенцы которого разлетелись по городам и весям – не по их воле, не в исполнение семейных надежд.

Дед по матери, Федор Филиппович Филатов, с женой Марией Ивановной и четырьмя же малолетками, в таком же звании расейских крестьян, обманутых мифическими проектами столыпинщины, воцарились в сибирских просторах, нимало помыкавшись по географическим пунктам. Обжились на тесинской земле, приноровились к её правилам и людям. Здесь же, на промозглом погосте, мой дед по матери вкупе с женой своей и несколько детей их, сложили прах свой. Остатные дети их тоже не испытали счастья или обетованной свободы: и также рассеялись по городам и весям, не помня пути к родным могилкам.

У них, детей и дитятей детей, и мужнего и женского пола, на сибирских землях, или на расейских просторах тоже не нажилось отчины, сколько-нибудь годной для передачи в наследство многочисленному потомству. А если что и осталось – лишь многоликая и событийная история семейной жизни, тесно соединенная с историей многострадального отечества. Никем не записанная. Не запомненная. Следовательно – не существующая.

 

Недоставшаяся мне отчина не сокрушила. Чувство досады не грызло ни единый день. И тому нет объяснений… Впрочем, возможно, полное отсутствие горечи и утраты сопряжено с ментальностью бывшего советского человека. Как результат отчуждения последнего от частной собственности, в полном соответствии с идеологией социализма, под сенью которой родился, вырос, возмужал, состарился… Не успело привиться чувство собственника?.. Или напрочь успело выветриться из генетического кода? Или вытравили его в процессе построения «развитого социализма»?

Словом, отчина не мерещилась вчера, не жаждется здесь и сейчас, не блазнится в обозримой перспективе.

Отчина не досталась, но взамен в душе угнездилось новое состояние: гордость за подвижническую сущность моих дедов. Гордость и восхищение их натурами. Они умели мечтать! Несмотря на гнет и нужду в существующей яви, обрели душевную потребность менять пагубную традицию, строить новую архитектуру жизни.

Очевидно, натуры дедов были мятежными. Не мирившимися с доставшейся долей. Подверженными риску… Словом, доступные счастью.

Не эти ли чувства – гордость и восхищение – обуревают, потрясают воображение? Не они ли настойчиво воодушевляют меня на поиск жизненных путей моих дедов, на разыскание и осмысление всяческих сведений о их детях, внуках, правнуках…

Оказалось, я мало и неточно осведомлён, слабо информирован о судьбах своих пращуров. Не знаю многих дат, имен, подробностей семейных историй. Не имею в семейном архиве многих правоустанавливающих документов, возвеличивающих грамот и свидетельств, старинных фото… Не помню легенд и преданий. Все это – стыдно и обидно. Но – пытаюсь наверстать упущенное, крепко вцепившись в фабулу этой книги.

Советская идеология напрочь отринула понятия отчины, родословной истории. Мало кто из детей Советского Союза помнил историю своего рода до 4—5 колена… И вел разыскания, и составлял родовое древо. Зачем? Вживлялось сознание того, что разношерстное население стран СССР должно составить новую общность «советский народ», свободную от «пережитков прошлого». Родовые имения, наследование, сословные привилегии… – эти понятия должны отмереть вместе с частной собственностью. Человек советский, который «будет жить при коммунизме», покончит с категорией отчуждения.

Новый век возвращает нас к понятиям рода, родословия, родословного древа. Возвращение болезненно.

Переселенческие мытарства привели-таки Болотниковых в Сибирь, в обширные, студеные и малообжитые места. Здесь, в Канском уезде, в 1917-м родился мой отец Константин, а в 1918-м – его младший брат Алексей. И уже, прикипев к новому месту, завели кое-какое хозяйство. Старшие дети дедов – свои семьи. Вытерпели нелегкие годы коммунарской жизни и тяготы колхозного строительства. Выстояли, выжили. Обрели ли обетованное счастье? Всех не оставила худая участь…

Когда началась Великая Отечественная война, оставшееся семейство Болотниковых жило в с. Тесь Минусинского района Красноярского края. Старшие дети, обзаведясь семьями, покинули гнездо. В 1941 году, 24 ноября, умер дед Борис Дмитриевич. Старший сын деда – Аким Борисович – жил в Теси, в Минусинске, а умер в Красноярске по причине необъяснимого несчастного случая. В семье сохранился минимум сведений о нем и о его семье. Второй сын, Евмен Борисович, был призван на фронт Великой Отечественной войны новобранцем из Енисейска, по более правдоподобным слухам – из Северо-Енисейска. Хотя до того жил, по слухам же, в поселке №9 г. Черногорска (Хакасская АО). С началом войны ушел на передовую. Никаких сведений с фронта семья не получала. По домыслам (мол, «трактористом был») знали, что служил в танковых частях. Вести о его фронтовой эпопеи не дошли до родителей и братьев-сестер. И не совсем ясны по сегодняшний день. Евмен не вернулся с войны. Скупые поиски в советские годы ничего не дали. Семье не довелось познакомиться с его женой и родившейся дочерью Клавдией (?). И лишь в начале XXI века, в 2016-м году появилась новая легенда о его судьбе. Однако и эту версию ещё следует подтвердить документально.

Константин Борисович был пятым ребенком в семье переселенца. Учился в техникуме. Не обошла и его фронтовая участь. Уже женатого и имеющего дочь, после окончания Ачинского техникума Совторговли, командировали к месту работы, на о. Сахалин. А в 1943 год призвали на службу в Советскую армию. Здесь он быстро переучился и служил в подразделении связи телефонистом, а когда началась война с Японией (с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г.) в составе 695 отдельного батальона связи участвовал в военных действиях. Имеет правительственные награды: медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны II степени. Позднее получал юбилейные награды.

Вероятно, родные ничего не знали бы о его военном прошлом, если бы Константин Борисович тщательно не записал свои фронтовые будни на страницах солдатского дневника. И не только дневниковые его записки унаследовала семья…

О его жизни мы поведаем отдельной книгой «ОТЕЦ».

Младший брат Алексей Борисович ушел на фронт добровольцем, приписав себе четыре года – для взрослости. Ещё летом 1939 года он женился на Анне Семеновне Михеевой, девушке из Малой Нички Минусинского уезда. Через год родился у них сын Виктор. В 1941 году Алексей Борисович появился в Минусинске, у брата Акима, а затем в Ачинске, у брата Константина. Константин проводил брата на станцию. Алексей уехал на запад навсегда. Он сообщил брату, что уезжает в армию добровольцем, будто бы парнем 1914 года рождения – так и записано в военкомате. В 1941-м Алексей Борисович был призван на переподготовку и сразу же направлен на фронт. И пропал без вести. Разнородные слухи – один нелепее другого – доносили, что попал в плен, бежал, воевал в партизанах… После войны мать Ольга Ильинична получала за него пенсию. Жена Анна Семеновна с сыном Виктором жили отдельно от Болотниковых. И поддерживали с тесинцами лишь редкую письменную связь.

Время и обстоятельства разрознили моих родственников по городам и весям… К ним ещё обратимся, всему свое время. А пока задумаемся о том, кто такие мы есть, Болотниковы? Какого рода-племени? Откуда появилось фамильное имя? Что стоит за именем тем?

Часть первая.

Болотниковы в истории2

Фамилия – Болотников

«Фамильное имя „Болотников“3 хранит память об обычаях наречения наших предков – славянских язычников. Как и память о личном прозвище далёкого предка. Болотниковы – российский дворянский род, герб которого находился в „Общем гербовнике дворянских родов Российской империи“. Существует несколько версий происхождения фамилии. Но по одной из них, данное прозвище образовано на основе слова „болотник“ – житель болотистых мест. Существует и другая версия, по которой данное фамильное имя образовано от „болотник“ – злой дух, обитающий на болотах. Тогда Болотник – профилактическое имя – как Черт, Банник и др. Родственные фамилии – Болотин, Болотов. Такое прозвище или имя давалось ребенку как нецерковное „охранительное“ имя. Так называли детей, дабы защитить их от злых духов, и с надеждой на то, что они вырастут добрыми и красивыми. В словаре Владимира Даля – „болотник“ – м, долгоногий кулик, с горленку; охотник за болотной дичью».

XVI век

Рисунок 1. Оруженосцы московских великих князей и царей – рынды. Неизвестный художник

«…По родословным книгам предок рода Савлук Болотников выехал из Литвы в Россию (1530 г.) при великом князе Василии Ивановиче с сыновьями Федором и Иваном в начале XVI века и жалован был поместьями в Вяземском уезде. Внук Федора Савлуковича, Матвей Лобанович, находился рындой4 при Иоанне Грозном в 1572 г. Борис, Никита и Андрей Болотниковы, дети боярские Вяземского уезда, подписались в 1565 г. по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине, Андрей в 50, Борис в 25, Никита в 20 рублях. Утеш Никитич находился рындой при царе, а Федор и Алексей Кауровичи – рындами при царевиче Иоанне Иоанновиче в 1572 г. Иван Болотников, дворцовый дьяк5, участвовал в избрании царя Михаила Федоровича, потом был судьей в приказе Казанского дворца».

Былинные времена. Скупая хроника. Имена фамильной истории, намертво втиснутые в летописи Руси. Часто кровь моя вскипает от доселе неведомой поисковой страсти. Или от иного чувства? От таинственной связи, приобщающей меня и мою ветвь родового древа, к подвигу, доблести и славе сынов стародавнего отечества. От волнения… Незнамое, или давно забытое имя с корнем «болот» внезапно потрясают подлинным открытием. Бальзамом по сердцу. Из прорвы интернет-ресурсов, извлекаю факты и легенды, глубоко трогающие и увлекающие меня тегом #Болотников.

«…А в послех указал Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии быть бояром: Федору Ивановичу Шереметеву, да князю Даниилу Ивановичу Мезетцкому, да окольничему Ортемью Васильевичу Измайлову, да дьякам: Ивану Болотникову да Матвею Сомову».

«Государь указал быть с послом боярином Шереметевым 41 стольнику, 25 стряпчим, 77 дворянам Московским. Кроме того, с послом были дворяне и дети боярские из городов, именно из 41 города, в том числе и из Путивля. Число представителей от каждого города было неодинаково, более всего от Вязьмы 90 человек, из других по несколько человек, от одиннадцати городов по одному человеку, в том числе один дворянин был Путимлец (Путивлец)…»6

В «Истории» Соловьева7, не единожды упоминаются дъяк Болотников – стр. 109, 122., Болотникова Афимья, сестра Федора Андронова, т.5. стр. 374, Василий Болотников т.4 стр.274, 467,468,470—472, 476, 477, 479, 480, 502, 576, 703.

 

Зачитываюсь историей, словно козел поедающий траву вокруг кола, привязанный на вервие цепко и обреченно. Кол этот – болотников… болотник… болот – вбит под кожу или в черепную коробку мертвой хваткой. Словно хочу насытится вкуснейшим знанием событий того времени, когда Болотниковы засвечивались в отечественной истории, будучи её – истории – свидетелями и участниками. Славлю промысел божий, содеявший это участие. Славлю сермяжный труд писцов-летописцев, открывающий ныне срезы этих времен и событий…

В главе 2 «Продолжение царствования Михаила Федоровича» историком написано: «…Знаменитый польский наездник Чапалинский погиб на Вохне от служек Троицкого монастыря после неудач под этим монастырем, но зато и с русской стороны погиб также знаменитый наездник, причинивший много вреда литовскому войску, Канай Мурзин, в крещении названный князем Михаилом. Начались переговоры: решили, что уполномоченные, с русской стороны – бояре Федор Мезецкий, окольничий Артемий Измайлов и дъяки Болотников и Сомов, а с польской – князь Адам Новодворский, бискуп Каменецкий, Константин Плихта, Лев Сапега и Яков Собеский, – съедутся на реке Пресне 20 октября…»

«Переговоры начались на реке Пресне 20 октября 1618 г8. Русские уполномоченные получили наказ добиваться признания титула Михаила Федоровича и требовать возврата городов Смоленска, Рославля, Дорогобужа, Вязьмы, Козельска и Белой. Польские представители говорили о правах Владислава на престол и также требовали городов. Затем переговоры были перенесены в Москву и здесь состоялось заключение соглашения о предварительных условиях перемирия. В Москве в это время происходили волнения казаков. Правительство Михаила Федоровича в условиях угрозы в том числе новой осады Москвы согласилось уступить ряд городов – Смоленск, Белую, Дорогобуж, Рославль, Городище Монастырское, Чернигов, Стародуб, Новгород Северский, Почеп, Трубчевск, Серпейск, Невль, Себеж и другие».

В условиях нестабильности – зыбкости государственной власти, волнений и сепаратизма в среде элиты – акт договора мог быть поручен только самым надежным и преданным подданным. Наверное, дьяк Болотников входил в их число. Избран, участвовал… Какова же была его персональная миссия, какая накладывалась ответственность – важно для меня, но не суть… Да и краеугольные события той эпохи, отодвинувшиеся от оных дней до дня сегодняшнего, затушевались пылью веков. Вероятно, нужны неистовые историки, чтобы подробно, последовательно, грамотно разобраться в происходящем и доступно довести до нашего сведения…

«Для переговоров было выбрано место по Троицкой дороге в принадлежавшей монастырю деревне Деулино, в трех верстах от Троице-Сергиева монастыря. 23 ноября состоялся первый съезд».


Свиток с договором

Приведу здесь лишь краткие выписки из договора9Не касающиеся его сути, которая сама по себе чрезвычайно содержательна и важна, но – лишь посольские регалии и имена…

«Божью милостью наияснейшого и великого государя Жигимонта третего короля полского и великого князя литовского, руского, пруского, жомойского, мазовецкого, киевского, волянского, подольского, смоленского, подляшского, лифлянтского, естонского и иных, и дедичного короля шведского, кготского, вандалского, кнежати финляндского и иных».

«…з боярином и наместником Суздальским князем Данилом Ивановичом Мезецким, з околничим и наместником Калужским Артемьем Васильевичом Измайловым, да з дьяки Иваном Ивановым сыном Болотниковым и Матфеем Сомовым…».

«А великие послы Московского государства боярин и наместник Псковский Федор Иванович Шереметев, боярин и наместник Суздальский князь Данило Иванович Мезецкой, околничий и наместник Калужский Артемей Васильевич Измайлов и дьяки Иван Иванов сын Болотников и Матвей Сомов о государу королевичу его милости Владиславе, называючи то минущым делом, мовити и становити з нами не хотели, зачым мы тое дело на суд Божий и на его волю светую положыли есмо и вечное докончанье промеж народу нашого полского и литовского и промеж московского не сталосе».

Дело было сделано. Состоялось. Из сегодняшнего дня не разглядеть величия, или убогости свершившегося деяния. Не определить истинной меры его. Срок мирного договора истек 11 июня 1632 г. Он не был продолжен в нужные сроки, Россия начала войну за возвращение уступленных городов, получившую название Смоленской.

…Сейчас и здесь, в пряном сеновале, через дверцу всматриваясь в пополуденную пыльную бурю, вижу не вихрь листопадный, не обрывки рваных газет, мечущихся в небесах по воле стихии, но – архивные стяги преданий, знамена летучих легенд, пики и копья летописных буквиц. Вижу вехозаветные были, случившиеся с нами в стародавние времена. Мы жили-были… Умирали и возрождались. Творили историю, которая, в свою очередь творила нас, Болотниковых.


«…Вот что записано в „Общем гербовнике дворянских родов Российской империи“ о представителях рода Болотниковых: „Потомки сего рода служили дворянские службы в разных чинах. Фамилия Болотников разделилась на две ветви, и каждая имеет свой герб (Общ. рос. герб., ч. VIII, №18 и ч. IX, №14). Все сие доказывается справками Разрядного Архива и Вотчинного Департамента“. Источники: Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имён. СПб., 1903.Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. М., 2000. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1966; Унбегаун Б.  О. Русские фамилии. М., 1989.».


Рисунок 2. В.у. 25 апреля 1796 г. герб Болотникова Василия, коллежского асессора. Худ. А. Фадеев.

«Щит разделен горизонтально на две равные части. В верхней в голубом поле золотая шестиугольная звезда в знак подтверждения его в дворянском достоинстве, в нижней части в красном поле прямостоящая кираса и шпага положенная за оной эфесом вверх в знак того, что он продолжал военную службу в кирасирском полку с похвалою. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с страусовыми перьями. Намет на щите красный, подложенный золотом». [sdgu II-57] OGDR IX-14.


Рисунок 3. Герб рода Болотниковых

«В верхней части щита, в красном поле, находится с подъятым мечем и щитом воин, скачущий в правую сторону на белом коне. В средней части, разрезанной двумя диогональными чертами. в серебряном поле, на золотом лафете черная пушка с сидящею на ней птицею и над нею голубаго цвета титло, каковое означено в гербе города Вязьмы, а по сторонам, в правом голубом поле согбенная в латах рука с мечем, которая выше локтя разрублена; в левом красном поле, с левой стороны, видна до половины крепость: в нижней части в золотом поле изображена флотилия; шесть судов, одно другаго более, означенные диогонально к левому углу, а седьмое у подошвы щита. Над сею флотилиею в правом верхнем углу сияющее солнце. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною с строусовыми перьями. Намет на щите голубый и красный, подложенный золотом. Щит держат два льва».

Савлук Болотников – первый изведанный предок – Литва. В начале XVI века жалован поместьями в Вяземском уезде.

Федор Савлукович Болотников, сын – Вяземский уезд.10

Иван Савлукович Болотников, сын – Вяземский уезд.

Лобан Федорович Болотников, внук.

Влас Болотников – внук.

Борис Болотников – дети боярские по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине – Вяземский уезд.

Никита Болотников – дети боярские по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине – Вяземский уезд.

Андрей Болотников – дети боярские по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине – Вяземский уезд.

Матвей Лобанович Болотников, правнук – Москва. Рында при Иване Грозном в 1572 г.

Утеш Никитич Болотников – рында при царе Иоанне Грозном.

Каур Болотников —?

Федор Каурович Болотников, сын – рында при царевиче Иоанне Иоанновиче 1572 г.

Алексей Каурович Болотников, сын – рында при царевиче Иоанне Иоанновиче 1572 г.

Fatherland (TV Movie 1994) — IMDb

  • Cast & crew
  • User reviews
  • Trivia

IMDbPro

  • TV Movie
  • 19941994
  • 1h 46m

IMDb RATING

6.4/10

5.9K

ВАША ОЦЕНКА

ДрамаРомантикаНаучная фантастика

В апреле 1964 года, более чем через двадцать лет после победы нацистов во Второй мировой войне, офицер СС Ксавье Марч раскрывает заговор с целью устранения участников Ванзейской конференции, чтобы Германия могла оценить. .. Читать все19 апреля64, более чем через двадцать лет после победы нацистов во Второй мировой войне, офицер СС Ксавьер Марч раскрывает заговор с целью устранения участников Ванзейской конференции, чтобы Германия могла улучшить отношения с США. В апреле 1964 года, более чем через двадцать лет после прихода нацистов Выиграв Вторую мировую войну, офицер СС Ксавье Марч раскрывает заговор с целью устранения участников Ванзейской конференции, чтобы Германия могла установить лучшие отношения с США.K

YOUR RATING

    • Christopher Menaul
    • Robert Harris(novel)
    • Stanley Weiser(teleplay)
    • Ron Hutchinson(teleplay)
  • Stars
    • Rutger Hauer
    • Miranda Richardson
    • Питер Воган
    • Кристофер Менол
    • Роберт Харрис (роман)
    • Стэнплэй0004
    • Рон Хатчинсон (Teleplay)
  • Звезды
    • Rutger Hauer
    • Миранда Ричардсон
    • Peter Vaugh
  • . Эмми
    • Всего 3 победы и 5 номинаций
  • 0003 Charlie

    Peter Vaughan

    Michael Kitchen

    • Jaeger

    Jean Marsh

    • Anna Von Hagen

    John Woodvine

    • Luther

    John Shrapnel

    • General Globus

    Clive Russell

    Клэр Хиггинс

    Павел Андел

    • Человек в темном пальто

    Петронелла Баркер

    • Гид Хельга
    • (как Петронелла О. Баркер)

    Сара Бергер

    • Leni Halder

    Ян. Полицейский по расследованию преступлений

    Рудольф Флейшер

    • Гитлер

    Гаррик Хагон

    • Эллиот
      • 9000ул30004
      • Роберт Харрис (Роман)
      • Стэнли Вайзер (Телеплей)
      • Рон Хатчинсон (Телеплей)
    • All Cast & Crew
    • Производство, касса и больше в IMDBPRO
    • 08 More, More As That Like

    More, More As That As More

    .

    A Breed Apart

    Отечество

    Внутри Третьего рейха

    Пастораль 1943

    Оранжевый солдат

    Разыскивается: живым или мертвым

    Кровь героев

    Vaterland 909120011

    Ladyhawke

    Blind Fury

    Nighthawks

    Сюжетная линия Hitcher

    Вы знаете,

    • Trivia

      Архитекторы HITLERLERS вооружения. Среди других достопримечательностей мы видим огромный купол (Дворец народных форумов), Триумфальную арку, Олимпийский стадион и здание рейхсканцелярии. На самом деле были построены только Стадион и Канцелярия, но последняя была разрушена бомбардировками и, наконец, разграблена и разрушена Красной Армией. Остальные так и не были построены, а такие сооружения, как Арка и Купол, были настолько массивными, что архитекторы не были уверены в их жизнеспособности, пока недавнее компьютерное моделирование не подтвердило правильность расчетов Шпеера, и если бы Гитлер выиграл войну, Берлин в значительной степени выглядело бы так, как показано в фильме. Интересно, что фильм также изображает Берлин мрачным и серым. В книге Марч описывает город, выглядевший так из нескончаемых строек.

    • Цитаты

      Рассказчик: [вступительное слово] Прошло 20 лет с тех пор, как Вторая мировая война закончилась провалом вторжения союзников в Нормандию. Триумфальный Гитлер провозгласил победу над Европой и Британской империей. Соединенные Штаты вышли из конфликта, прислушавшись к таким, как Чарльз Линдберг, который выступал против войны с Германией. На Востоке в ожесточенной партизанской войне сражались только русские. Американские усилия обернулись возмездием за Перл-Харбор. Это произошло летом 1945, с победой над Японией. К тому времени американский генерал Эйзенхауэр вернулся из Европы в США и ушел в унизительную отставку. В 1947 году британский престол заняли король Эдуард и королева Уоллис. Уинстон Черчилль, которому едва удалось спастись после Нормандии, умер в изгнании в Канаде в мае 1953 года. В послевоенные годы страна за страной старой Европы становилась частью огромной нацистской империи Германии. Архитектор фюрера Альберт Шпеер построил памятник Тысячелетнему рейху. Столица Германии, Берлин, стала достопримечательностью нацистов. СС превратились в полицию мирного времени, патрулирующую чистые и упорядоченные улицы. Когда 50-е подошли к концу, Гитлер смог придать Великому Рейху более цивилизованный вид, но новости продолжали жестко контролироваться. Шестидесятые начались с продолжающейся войны с Советским Союзом. Гитлеру отчаянно нужно было заключить формальный мир с Соединенными Штатами и заключить союз против русских во главе с 85-летним Иосифом Сталиным. Гитлер увидел признаки надежды в конце 1960 с избранием нового президента США. Фюрер считал, что с приходом к власти президента Джозефа Кеннеди-старшего наконец-то появится кто-то, с кем можно заключить сделку. Сейчас, в 1964 году, впервые за 20 лет границы Германии открываются для американцев. Мировую прессу приглашают освещать празднование дня рождения фюрера 20 апреля. Ходят слухи, что президент Кеннеди примет участие в германо-американской конференции на высшем уровне. Союз с Америкой обеспечил бы неуязвимость Германии… но ходят более упорные слухи, которые могут угрожать планам Гитлера. Ходят истории, что во время войны в Германии случилось что-то ужасное. Что официальная версия нацистов о том, что евреи и другие меньшинства были переселены на Восток, не соответствует действительности. Также ходят слухи, что в Великом Рейхе до сих пор творятся ужасные вещи. Телевидение, радио и газеты контролируются могущественным Министерством информации. Никто в новом Берлине не осмеливается задавать неудобные вопросы.

    Обзоры пользователей53

    Обзор

    Избранный обзор

    Настоящий сюрприз днем выборов, когда я смотрел его, приняв его за фильм о воздушных боях времен Первой мировой войны с Джорджем Пеппардом в главной роли. К моему большому удивлению, я узнал из вступления, что 19 июня союзники ворвались обратно в Ла-Манш.44 года, затем США вернули домой солдат, Эдуард VIII вернулся с королевой Уоллис, Черчилль удалился в Канаду, а Джо Кеннеди стал президентом Соединенных Штатов, который должен был встретиться с Гитлером в 1964 году на праздновании 75-летия последнего. Потом я понял, что смотрю телепередачу шедевра Роберта Харриса, которую я смаковал почти десять лет назад… Рутгер Хауэр был необычайно загадочен, как тихий эсэсовец, обстановка (сделанная в студии Баранова в Праге, выгодная сделка за удачную съемку боевика середины века) был превосходен, с интересным предложением монументального проекта Альберта Шпеера. Интересно, кому пришла в голову идея запланировать этот фильм в тот самый день, когда французские избиратели единодушно отвергли ультраправых (5 мая 2002 года), и под загадочным названием (ранее его никогда не показывали ни по телевидению, ни в кинотеатрах). ). Гарри Карассо, Париж

    help•27

    11

    • hcaraso
    • 6 мая 2002 г.
    • Мог бы Третий Рейх действительно выиграть Вторую мировую войну, если бы он победил англо-американскую высадку, как показано в фильмах?

    Подробная информация

    • Дата выпуска
      • 26 ноября 1994 г. (Соединенные Штаты)
      • Соединенные Штаты
      • .0004
      • Немецкий
    • , также известный как
      • Фаерланд
    • Место для съемок
      • Prague, Czech Resouption
    • . кредиты на IMDbPro

    Технические характеристики

    • 1 час 46 минут

      • Цвет
      • Черно-белый
      • Dolby Digital
      • 1,33: 1

    Связанные новости

    . 1994) официально выпущен в Канаде на английском языке?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Почему голландцы носят оранжевый цвет

    Если вы когда-нибудь наблюдали, как сборная Нидерландов по футболу играет в футбол в любой точке мира, или если вы были в Амстердаме во время ежегодного празднования Дня короля Голландии (бывший День королевы), вы можете Интересно, почему почти все голландцы в таких случаях одеваются в оранжевое?

    1 Голландская королевская семья: дом Оранж

    2 Единственный день, когда нельзя носить оранжевый цвет

    3 Футбол и оранжевый цвет

    4 Проблема Катара

    5 Макс Ферстаппен и его оранжевая армия

    6 Турция и апельсины

    7 Хотите сами носить оранжевый?

    В конце концов, цвета официального голландского флага — красный, белый и синий.

    Голландские футбольные болельщики выстроились вдоль каналов, чтобы отпраздновать сборную Нидерландов по футболу после того, как она заняла второе место на чемпионате мира по футболу 2010 года. Оранжевые правила.

    Королевская семья Нидерландов: Дом Оранских

    Ответ прост: Оранжевый — это цвет голландской королевской семьи, происходящей из дома Оранж.

    Более конкретно:

    Дом Оранж-Нассау (на голландском языке: Huis van Oranje-Nassau ), филиал Немецкого Дома Нассау, играл центральную роль в политической жизни Нидерландов. — а иногда и в Европе — с тех пор, как Вильгельм I Оранский (также известный как «Вильгельм Молчаливый» и «Отец Отечества») организовал голландское восстание против испанского владычества, которое после Восьмидесятилетней войны привело к созданию независимого голландского государства. .
    — Источник: Википедия, последнее обращение 10 июня 2008 г.

    В Википедии также отмечается, что «принц Оранский — это дворянский титул, первоначально связанный с княжеством Оранж на территории нынешней южной Франции.

    Голландцы находят такого рода события чрезвычайно gezellig

    За всем этим стоит целая куча сухой и очень сухой истории.

    Достаточно сказать, что и по сей день члены Дома Оранских чрезвычайно популярны в Нидерландах. Оранжевый цвет стал символом страны и символом национальной гордости.

    День короля (День королевы до 2014 года) — это один из случаев, когда голландцы носят оранжевый цвет. Каждый год 27 апреля Амстердам и вся округа становятся оранжевыми. Можно услышать, как гуляки поют: « Оранж бовен, оранжево бовен». покиньте Конинг! »(Оранжевый сверху, Оранжевый сверху. Да здравствует король!)

    Голландские флаги с оранжевыми знаменами в честь и прославление Королевского дома Нидерландов Оранж

    Единственный день, когда нельзя носить оранжевое

    Говоря о Дне короля: как вы знаете, этот национальный праздник, который проходит 27 апреля, ранее назывался Днем королевы. День королевы отмечали 30 апреля.

    И разве вы не знаете, что в течение многих лет после того, как был сделан переход, 30 апреля в Амстердам прилетело довольно много восторженных туристов — одетых в столько оранжевой одежды, сколько они могли найти. О, опасности использования устаревших путеводителей!

    Эти одетые в оранжевое гуляки стали известны как #vergistoeristen — ошибочные туристы.

    #vergistoeristen Это не сегодня pic.twitter.com/91HbkzJn8Q

    — Джоуи ван Маанен (@JoeyvanMaanen) 30 апреля 2017 г.

    Итак, слово мудрым. Не надевайте ничего оранжевого 30 апреля.

    Soccer (Футбол) и Orange

    Oranje , по-голландски означает оранжевый, это прозвище голландской национальной сборной по футболу.

    Где бы ни играла национальная команда, ее сопровождает армия спортивных болельщиков, известная как «Оранжевый легион» (голландский: Оранжевый легион ). Они окрашивают стадионы, улицы и бары в оранжевый цвет, куда бы они ни пошли.

    Известно, что болельщики превращают местные кемпинги в «Оранжевый лагерь». Когда это возможно, болельщики массово маршируют от центрального места к стадиону, где играет их команда.

    Победите или проиграйте, нидерландские футбольные болельщики (для американцев это футбольные фанаты) славятся своей позитивной поддержкой команды Orange.

    Пару лет назад блестящее выступление женской сборной Нидерландов по футболу (голландский: Nederlands vrouwenvoetbalelftal ) в турнире Чемпионата мира по футболу среди женщин 2019 года не остался незамеченным.

    Кстати, прозвище команды — «Оранжевые львицы» (голландский: Oranje Leeuwinnen ) — связано с тем, что на логотипе Королевской голландской футбольной ассоциации (KNVB) изображен лев. Лев — национальное и королевское животное Нидерландов. [См. также: Герб Амстердама]

    См. также: Празднование сборной Нидерландов по футболу окрашивает каналы Амстердама в оранжевый цвет

    Проблема Катара

    Но теперь… Чемпионат мира по футболу FIFA 2022™ в Катаре вызывает большие споры. Тысячи рабочих погибли при строительстве футбольных стадионов в Катаре из-за ужасающих условий труда. В Катаре плохая репутация в области прав человека. Период.

    Следовательно, многие голландские футбольные фанаты находятся в противоречии, если не сказать больше. Хотя они хотели бы поболеть за голландскую футбольную команду, они также считают, что болеть в данном случае неуместно.

    Таким образом, если улицы и площади в Нидерландах обычно пышно украшены (да, в основном оранжевого цвета) за несколько недель до предстоящего турнира, в этом году это не так. Справедливости ради, в это время года может быть слишком холодно для уличных вечеринок и вечеринок в саду. Но у нас будет больше поводов для радости, если и когда Катар решит оставить Средневековье позади.

    Тем временем амстердамская газета Het Parool пишет, что в Катаре тоже не так много апельсинов. «Никогда за последние десятилетия так мало голландских болельщиков не присутствовало на крупном финальном турнире. Формально их около трех тысяч, но значительная часть из них — экспаты».

    Макс Ферстаппен и его оранжевая армия

    Ну и, конечно же, бельгийско-голландский гонщик Макс Ферстаппен (чемпион мира Формулы-1 2021 и 2022 годов) и его оранжевая армия.

    В День короля наденьте что-нибудь оранжевое, найдите лодку и плывите по каналам Амстердама. .

    В ответ небольшая часть турок в Нидерландах подняла беспорядки, в то время как некоторые люди в Турции принялись нарезать ломтиками, кубиками и делать сок из апельсинов , произнося угрозы и другие нецензурные выражения в адрес голландцев.

    Вздох.

    Между тем, давайте просто отметим, что Амстердам является домом для людей 180 разных национальностей, подавляющее большинство из которых с удовольствием носит оранжевый цвет вместе с нами.

    Хотите сами носить оранжевый?

    Покупайте футболки, кепки, носки и многое другое Holland Orange на Amazon.com.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *