Фонвизин недоросль взгляды правдина и стародума: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРАВДИНА И СТАРОДУМА. ПРОБЛЕМА КРЕПОСТНОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КОМЕДИИ

Правдин, Милон и Софья в комедии «Недоросль»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Афоризмы и цитаты Стародума из комедии Недоросль

«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!»

«Я боюсь для вас нынешних мудрецов»

«Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»

«Для прихотей одного человека всей Сибири мало»

«Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«В большом свете водятся премелкие души»

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»

«Без знатных дел знатное состояние ничто»

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»

«Наличные деньги — не наличные достоинства»

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать»

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»

«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»

«Наличные деньги — не наличные достоинства»

«Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать»

«Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь»

«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом»

«Начинаются чины, — перестает искренность»

«В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову»

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы»

«Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство»

«А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

«Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище»

«Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее»

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»

«Вот злонравия достойные плоды»

«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»

Анализ Афоризмов

Русский писатель Денис Иванович Фонвизин написал свою известную комедию «Недоросль» в 1781 году, опубликована же она была в 1783 году. Главным героем здесь является Митрофан – сын семейства дворян Простаковых, тот самый «недоросль», не получивший должного образования от своих учителей. В комедии представлены и ряд других персонажей различных социальных ступеней общества, но особенно стоит выделить Стародума – опекуна Софьи, той самой девушки при дворе, которую обкрадывала госпожа Простакова.

Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев. С помощью ряда отрицательных персонажей автор неплохо раскрыл основных социальные проблемы общества – дикость дворянства по отношению к крепостным, ошибки в воспитании детей и отношения в семье. Поэтому Стародум играет важную роль в комедии. В роли положительного персонажа он привносит доброту, честность и искренность в общество, состоящее сплошь из отрицательных героев.

Стародум в комедии предстает пожилым дворянином, который заработал свое состояние тяжелым трудом в Сибири. Имея неплохое состояние, он сохранил свое достоинство, оставшись таким же добрым и внимательным человеком. Он считает, что «честный человек должен быть совершенно честный человек». Поэтому он ценит искренность и прямоту, хотя и это со стороны похоже на грубость. Он не терпит заискивание, а ценит в человеке душу, ведь вранье и подхалимство есть, прежде всего, обман своих мыслей и принципов.

Стародум, обладая богатством, не гонится за чинами. Он считает, что как только «начинаются чины – перестает искренность». В некотором плане с повышением человек отдаляется от простых людей, в действиях которых присутствует искренность и доброта. У него изменяется круг общения, и новоявленному члену высшего общества приходится соответствовать принципам и нормам поведения новой компании. А Стародум стремится сохранить положительные качества простого человека в себе, поэтому ему чужды различного рода звания и чины. Он хочет и остается с народом, а мысли, намерения и действия остаются такими чистыми и искренними, как у человека, который беден внешне, но богат внутренне.

По мнению Стародума «наличные деньги – не наличные достоинства». Он осуждает высшее общество, чиновников и дворян за их нравы и поведение. Он считает, что с появлением денег чиновники не выросли в моральном плане, а наоборот, приобретают лишь негативные привычки. Большие богатства дворян лишь портят их. Поэтому Стародум так ревностно относится к понятию Человека с большой буквы. Обладая неплохим капиталом, чиновник не всегда может носить гордое звание Человека. Лишь внутреннее богатство, предопределяющее положительные качества, способно отнести гражданина в разряд Человека.

Когда Митрофан отказывается от своей матери, Стародум выдает свое знаменитое изречение – «вот злонравия достойные плоды». Он негативно относится к госпоже Простаковой, хоть и прощает ее в конце комедии. Его негатив по отношении к матери Митрофана вполне оправдан. Госпожа Простакова способна на воровство, что было проявлено в отношении Софьи. Она может поколотить мужа, но весьма ревностно относится к своему сыну. Она так потакает Митрофану во всем, что даже ее сын воспринимает собственную свадьбу как очередное развлечение. Госпожа Простакова воспитывала «недоросля» не в столь строгих и ограниченных рамках, в результате чего не привила сыну уважение к старшим и семье. А все это чуждо Стародуму, ему и вовсе не приятны новые нравы дворян. Однако на то Стародум и положительный персонаж, что он сумел простить ее за все. Сама же госпожа Простакова получила по заслугам, даже от сына, которому она все позволяла. Как раз это изречение Стародума стало одним из главных по смыслу и выводам в комедии Фонвизина.

Стародум весьма емко охарактеризовал принципы современного общества с помощью своих ярких изречений. Сам же он не поддерживает норм и правил поведения окружающих его людей. Фонвизин в этой комедии определил главным героем Митрофана, но именно благодаря Стародуму автор раскрыл сущность общества того времени, что определяет главную мысль произведения. Вкупе с комедийными вставками этот шедевр Фонвизина приятен и понятен для читателя, поэтому и пользуется такой популярностью.

Ответ или решение 1

1) «…высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом»».

«Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода. ».

2) «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. ». «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову. ».

3) «Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода».

«Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом».

4) «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».

5) «Начинаются чины — перестает искренность».

«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!».

6) «Золотой болван — все болван».

«И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?».

«…не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить».

7) «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Источник

Стародум

Многие критики считают Стародума — одним из основных положительных героев пьесы «Недоросль». Авторская позиция передается через его речь. Характер персонажа и его думы прослеживают не в его поведении, а в его рассуждениях.

Стародум приходится старейшим из действующих героев пьесы, он обладает великой мудростью. Продолжительное время герой провел в Сибири, где честным трудом старался заработать денег. Но персонажа нельзя назвать алчным, материальные блага для него не главное, а самое главное в человеке, по мнению Стародума, является нравственная сторона, честность. Поэтому старый Стародум решает завещать своё наследство единственной племяннице Софии. Только для начала необходимо найти ей жениха, не богатого, а именно добропорядочного.

Софья долго время живет в доме Простаковых, где её опекают, пока отсутствует дядя. Но девушка не просто так проживает в доме Простаковых, они её приняли исключительно из корыстных помыслов, жадности и алчности. Неожиданно приезжая в их дом, Стародум сразу это определяет в неестественном гостеприимстве, в их действиях. Сам же, герой привык быть честным с самим собой и с людьми, которые его окружают.

Стоит отметить, что Фонвизин дает своему главному герою говорящую фамилию. Стародум означает человека, который живет по старым устоям, по которым сам воспитывался. В Сибирь он подался, в своё время, чтоб не лицезреть, как здесь лгут люди друг другу, воруют и лицемерят. Он искренне верит, что чрезмерное денежное состояние сильно портит молодежь. Своих отпрысков необходимо воспитывать, чтобы они любили трудиться, имели чувство долга и ответственность.

Стародум старается вести себя учтиво и сдержанно, даже с людьми, которые не достойны этого. Он считает, что никогда не нужно опускаться до их уровня. Не стоит никогда терять время на перевоспитание взрослых людей, ведь каждый должен воспитывать себя сам.

Можно с точностью отметить, что Стародум как персонаж является самым главным в пьесе. Автор высказывает свою позицию на происходящее, делится с читателями своим мнением через Стародума.

Читая пьесу страницу за страницей, нужно прислушиваться к тому, что говорит Стародум, к его политическим взглядам, нравственным вопросам и педагогическим методикам. Именно этот герой передает основную мысль комедии, насмехаясь над глупыми и тщеславными Простаковыми, которые являются недостойными людьми.

Комедия «Недоросль»: Стародум в произведении

Центральное место в ряду положительных героев принадлежит в комедии «Недоросль» Стародуму. Стародум, как показывает его имя, — это человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов этого героя о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы в комедии «Недоросль» Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли…» Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии «Недоросль» Стародум на деле воплощал свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с этим предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному». В комедии «Недоросль» Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр. Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т. е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями по адресу Митрофанушки.

Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей этого героя нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner—рассуждать). В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. В комедии «Недоросль» Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей.

Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но он и существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что самым большим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для этого героя послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает принципы государственного устройства, где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина – это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

История создания


Денис Фонвизин
Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

Загадочная фигура

Впервые этот человек появляется в третьем действии. Он долго разговаривает с давним приятелем Правдиным. Из этого диалога мы узнаем больше о Стародуме. Оказывается, первое впечатление не было ложным. Мужчина на самом деле очень мудрый и добрый. Он рассказывает, что его отец, который служил у Петра Великого, воспитывал сына по старым законам. К людям тогда обращались на «ты». А «вы» — это те, которые считали себя достойными нескольких. А сейчас, как говорит гость, «многие не стоят одного».

Освещается и воспитание Стародума. «Недоросль» — комедия, где сравниваются два поколения. Так, герой вспоминает, что в его детстве учили только одному: главное в жизни — оставаться человеком. Было незачем «чужим умом набивать пустую голову». А особу без души, даже ученую, можно приравнять к животному.

Узнает читатель и историю персонажа. Много лет назад героя предал один граф, которого он считал другом. Тот человек хитростью и коварством обошел его на службе. Поэтому, вернувшись с войны, Стародум решил избегать подобных людей и мест, которые могут «инфицировать» его злобой и лицемерием. Он говорил: «Врач не пособит, разве сам заразится».

«Недоросль»


Персонажи комедии «Недоросль»
Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.


Митрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.


Стародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Вариант 3

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.

Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.

В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.

Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.

Сочинение Характеристика Стародума и его образ

Знаменитая комедия «Недоросль» – одно из лучших творений в среде драматических произведений, на основе классической литературы конца 18 века. Столь интригующая пьеса была написана в 1781 году публицистом и писателем, мастером своего дела – Д. И. Фонвизиным. Если говорить коротко о самой сути сочинения рассказа, то в нём описываются нравы и бытность дворянского общества на Руси, а, вернее, одной таковой семьи – Простаковых. Главные герои в данном произведении – весьма разносторонние люди, кто-то из них относится к положительным персонажам, а другие – к отрицательным. Одной из ключевых фигур здесь является, наличие действующего лица в образе – Стародума. О его характеристики можно судить по тем качествам, которые он заложил сам в себе.

Итак, это однозначно положительный герой, с высоким интеллектуальным мышлением. Стародум отличается добропорядочными нравами и тягой к справедливости. Он умён, состоятелен, хорошо разбирается в людях и ему явно нравятся консервативные устои жизни. К воспитанию знатных особ, у него весьма пристальное отношение, недаром в его убеждениях кроется мысль, что именно государство должно этим заниматься.

Несмотря на свой почтенный возраст, доселе 60 лет, Стародум себе сделал весьма неплохую карьеру. Он служил при царском дворе, затем по состоянию здоровья вышел в отставку и переехал жить в Сибирь. У него есть только одна опора в жизни – племянница Софья, которая пребывает в имении Простаковых, известная своими корыстными манерами. Те, приютив маленькую девочку у себя, давно решили, что Стародум лежит в могиле. Оказалось, это вовсе не так. Более того, этот человек в своём письме к Соне, завещает ей наследство, причём огромное по тем временам. Всё это наводит на мысль госпожу Простакову – выдать замуж Софью за своего, с позволения, так сказать, недальновидного сына – Митрофана. Через некоторое время, Стародум и сам приезжает в дворянское имение Простаковых, здесь он знакомится с Правдиным (местный постоялец, госслужащий) и пытается забрать Софью к себе. Перед ним манерничает госпожа Простакова и делает всё, лишь бы «подползти» поближе к богатствам, теперь уже своего дальнего родственника. Её коварному плану так и не суждено было осуществиться, даже когда та силком, всё же попыталась обручить своего сынишку с Софьей, но в дело вмешался Милон (офицер, возлюбленный племянницы Стародума) и не позволил этого сделать. После такового события, они втроём благополучно покинули имение Простаковой, а Стародум напоследок даже позволил себе высмеять местную госпожу.

Вот таким благочестивым оказался наш герой, а ведь в его поступках действительно есть что-то вызывающее и прямо-таки нарочитое.

Неутомимая доброта

Немалую мудрость проявляет Стародум и два его соратника к учителям, работавшим с Митрофаном. Профессору, который требовал деньги за потраченное время, они отказали. Второму преподавателю, который отказался от средств, потому что ничему не смог научить парня, выплачивают компенсацию. А в лице третьего учителя, который на самом деле был кучером, гость узнает своего бывшего слугу — шарлатана, притворявшегося профессором. Мудрый человек забирает его к себе, чтобы дать ему работу.

Когда Простакова говорит, что ее жизнь не имеет смысла, богатый гость отвечает, что это наказание за зло.

Веселая, глубокая и интересная комедия «Недоросль». Цитаты Стародума актуальны и в сегодняшнем обществе. Такой герой, как и его принципы, всегда будет актуален.

Разоблачение злых намерений

Имеет этот герой и хорошее чувство юмора. Когда он «внимательно» слушает госпожу Простакову и Скотинина, то откровенно насмехается над их жадностью. Те так тщательно пытаются заморочить голову богатому гостю, что не замечают важную деталь: дядя сразу раскусил коварный план. Далее мужчина признается, что его племянница уже обручилась с Милоном.

Но упрямая Простакова не останавливается. Она пытается похитить Софью и тайно обвенчать ее с сыном. Но поднимается громкий крик, и офицер спасает свою возлюбленную. Госпоже грозит суд, но в который раз проявляется добродушие дяди и племянницы, и они прощают хитрую женщину.


Вводит и другую линию в пьесу Денис Фонвизин («Недоросль»). Стародум и другие персонажи узнают, что из-за плохого поведения хозяйки село переходит под контроль справедливого Правдина.

краткое содержание комедии Фонвизина // Сводки * Школа

Деревенские помещики Простаков. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, по ее мнению, сшила слишком узкий кафтан ее любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учится портняжному делу, но дама не хочет ничего слушать. Ее муж Простаков, близкая и послушная жена, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «хорошо сшит».

Сам кафтан — новая вещь Митрофанушке за сговор Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софии умер, когда она была еще младенцем. Девочка выросла с матерью в Москве. Но прошло уже полгода, как она осталась сиротой. Простаки взяли ее к себе, чтобы «присматривать за ее имением, как за своим». Дядя Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. О нем давно не было известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что девушка ему нравится, не потому, что он хочет завладеть ее деревнями, а потому, что в этих деревнях много… свиней, а он перед ними большой охотник. А Софья до сих пор не знает, кого читают ее мужьям.

София получает письмо от Стародум. Госпожа Простакова, узнав об этом, крайне раздосадована: ее надежды не оправдались, дядя жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, мол, любовное. Но проверить это заявление она не может, так как неграмотна. Ее муж и брат тоже мало читают. Их спасает гость Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум сообщает своей племяннице, что делает ее наследницей его состояния, нажитого им в Сибири, дающего доход в десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этой новостью. У нее появляется новая идея: выдать Софью за сына, невежду Митрофана.

Солдаты проходят через деревню Простаковых. Их возглавляет офицер Милон. Здесь он встречает своего старого друга Правдина. Он говорит, что является членом губернаторства. Правдин ходит по округе и особенно обращает внимание на «злобных невежд», обижающих свой народ. Вот таких неучей он нашел в лице Простаковых.

Милон же говорит, что влюблен и уже больше полугода в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники забрали ее в свои деревни… В момент, когда Милон говорит об этом, он вдруг видит свою возлюбленную — это Софья.

Влюбленные рады встрече. Но Софья говорит, что госпожа Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофанушку. Милона мучает ревность. Правда, она слабеет, когда он узнает больше о своем «сопернике».

Скотинин, проходя мимо, бесцеремонно заявляет о своих взглядах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в ярости. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведет на учебу няня Еремеевна. Дядя хочет объясниться с племянником и уже набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна затмевает Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутич — Цыфиркин. Кутейкин, диакон из Покрова, еще не учившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте в Псалтири и Псалтири. А Цыфиркин, сержант в отставке, учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядиного «задания» учеба не приходит ему в голову. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает вскоре выйти за него замуж. Она велит учителям накормить их обедом и снова отправить. Мадам недовольна Еремеевной: она «не зарылась в морду» Скотинину и «не разорвала ему рыло до ушей». Простакова собирается «пересаживаться» с братом по-своему. Ретивая Еремеевна плачет от обиды. Учителя утешают ее.

Стародум прибывает. Перед тем как явиться к хозяевам, он разговаривает со старым знакомым Правдиным. Стародум вспоминает своего отца, служившего Петру Первому, восхваляет те времена. Стародум приехал освобождать племянницу от «неучей без души». Он был вынужден оставить государственную службу. Когда Стародум еще служил в армии, он подружился с молодым графом. Объявив войну, Стародум поспешил в войско, а граф избежал этого. А вскоре после этого графа произвели в чин, и Стародум, раненый на войне, был обойден. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь дома, чем на чужом фронте».

Стародум встречается с Софией и обещает забрать ее племянницу у Простаков. Разговор был прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра и брат дерутся, и Милон уничтожает их. Стародума, эта сцена забавна. Госпожу Простакову раздражает веселье незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет свой тон на самый раболепный и услужливый. Она хочет соблазнить богатую родственницу и поспособствовать этому браку Митрофанушки с Софьей.

Но Стародум обещает на следующее утро привезти Софью в Москву, чтобы выдать ее там за некоего «юношу великих добродетелей». Это известие повергает всех в уныние, и Софья «кажется пораженной». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха полностью в ее воле. Это возвращает надежду всем. Госпожа Простакова хвастается перед Стародумом образованием Митрофанушки. Особенно ей нравится немец Адам Адамик Вральман, которого она наняла на пять лет. Она платит ему по триста рублей в год (остальным учителям — по десять). Вральман учит Митрофана «французскому языку и всем наукам». Но главное, что он «ребенка не пленит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин грустят, что учение идет не очень. Митрофан занимается арифметикой третий год, но «три не может сосчитать». Он изучает письмо четвертый год и до сих пор «не разберёт новой строки». А вся беда в том, что Вральман балует ленивого ученика и мешает ему учиться.

Госпожа Простакова уговаривает сына учиться. Он требует, чтобы как можно скорее был заговор: «Я не хочу учиться, я хочу жениться». Цыфиркин ставит перед Митрофаном две задачи. Но мать вмешивается и не дает им разрешиться. Вообще арифметика кажется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — ну и без Пафнутыча посчитаем. Цыфиркин должен закончить урок. Его место заменяет Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет строчки из «Песочных часов». Затем появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что слишком сильно набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без русской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит, надо только уметь жить на свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят победить Вральмана. Отставной сержант размахивает доской, а писарь размахивает Часовой книжкой, но немцу удается убежать.

София читает книгу Фенелона о воспитании девочек. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милон, который хочет женить своего племянника на Софье. Разговаривая с Софьей о ее замужестве, Стародум опять замечает, что она смущается… Потом появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме матери Софьи, и она любила его как сына. Стародум, разговаривая с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своем «взаимном влечении» с девушкой. Стародум с радостью узнает, что Софья выбрала ту, которую он сам читал ей в мужья. Он соглашается на этот брак.

Но другие претенденты на руку Софии ничего не знают и не оставляют надежд. Скотинин начинает говорить о какой-то древности. Стародум в шутку делает вид, что во всем с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как учится Митрофанушка. Дядя Софина изображает как бы благоговеющий перед Митрофанушкиной ученостью. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, говоря, что Софья уже сговорилась. Он объявляет, что уйдет с Софией в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «надеть на себя». Она ставит часовых вокруг дома.

Правдин получает посылку; ему было приказано взять под опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности ее подданных. Правдин сообщает об этом Стародуму. Их разговор прерывается шумом…

Сопротивляющуюся Софью люди Простаковой тащат в карету — замуж за Митрофанушку. Милон, устроивший эту сцену, освобождает невесту. Правдин угрожает, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойствия». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своем поступке. Стародум и Софья прощают ее. Простакова рада прощению: теперь она будет мстить своим слугам за неудачу! Но сделать это ей не удается: Правдин объявляет, что постановлением правительства он берет под опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорова уходит на любимую конюшню. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но он не согласен. Он призывает учителей рассчитаться с ними. Еремеевна ведет Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их домой. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за учебу, за стоптанные сапоги… Но Цыфиркин отказывается платить, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такую ​​щедрость Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкин Правдин предлагает самой рассчитаться с дамой. Он в ужасе восклицает: «Я отступаю от всего». Во Вральмане Стародум узнает своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог найти кучера и должен был идти к учителю. Стародум снова соглашается отвезти его к своему кучеру.

Стародум, София и Милон собираются уходить. Простакова обнимает Митрофанушку: «Ты одна у меня осталась…» Но сын ей грубит. Мать теряет сознание. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Проснувшись, мадам Простакова сокрушалась: «Я совсем умерла…» А Стародум, указывая на нее, говорит: «Вот злые дела, достойные плода!»

Моральный кодекс старожилов слишком мал. Композиция «Характеристика образа Стародум

Комедия «Недоросль» — известная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, она ставилась давно, примечательна тем, что была первой комедией общественно-политического содержания. В пьесе описываются представители различных социальных слоев, от слуг до дворян и государственных деятелей, в произведении можно оценить саму тему, юмор, интересные диалоги и ярких отрицательных персонажей.

Стародум можно отнести к основным героям, уже по фамилии видно, что его характер соответствует старой эпохе. Герой убежден, что воспитание идет от сердца и души, поэтому он остается самим собой невзирая на проблемы. Стародум отсутствует с самого начала пьесы, но именно с его помощью Софья избавляется от произвола «новых» дворян.

Характеристика героя

Стародум мужчина 60 лет, офицер в отставке, успел побывать участником боевых действий, послужить при императорском дворе. У него есть свое состояние, но он нажил его своим трудом, прожив некоторое время в Сибири. Он утверждает, что получил доход, не воруя и не обманывая.

Среди положительных качеств Стародум можно выделить следующие:

  • обладает острым умом;
  • искренность, любит говорить обо всем прямо;
  • разбирается в людях, старается избегать неприятных личностей;
  • оценивает не по рангу;
  • сдержанный, не следует первому импульсу;
  • сочувствующий, он переживает за других людей.

Среди отрицательных черт можно выделить:

  • низкая образованность, при этом Стародум достаточно умен и сообразителен;
  • простота, не умеет изворачиваться.

Стародум ведет себя так, как учил его отец, а именно в духе старой эпохи, он получил достаточное по старым временам образование, но умеет улавливать главное в людях. Он положительно расположен к воспитаннице, желает ей счастья, поэтому найдет для нее подходящего жениха и даже оставит нажитые средства в наследство. Стародум — ярый защитник просвещения, человечности, он оценивает людей по их делам, не обращая внимания на другие нюансы. Он жалуется на произвол по отношению к крестьянам и считает защиту родины важнейшей задачей дворянина.

Психологические особенности

Из петровской эпохи Стародум вынес свои приоритеты: мудрость, следование традициям, он мудр, накопленный опыт накапливает. В то же время характер просвещен и продвинут. Большое значение герой придает нравственной стороне личности, а также хорошим манерам. Он считает, что если человек испорчен в себе, то наука и образование сделают его еще более злым и опасным. Стародум не терпит дикости, кости, бесчеловечности и дурного нрава в других.

Образ героя в произведении

Стародум — персонаж положительный, у него есть черты, которые он воспитал в себе. Стародум респектабелен, ценит справедливость, любит консерватизм. Его главная цель – спасти Софью, которая живет с Простаковыми, он оставляет ей наследство, и это приводит к желанию госпожи Простаковой выдать девушку замуж за своего сына Митрофана.

После приезда Стародум дальняя родственница всеми силами пытается подобраться к деньгам, она даже идет на крайности, пытаясь обручить Митрофана и Софью. К счастью, Милон мешает этой затее, Софья любит этого офицера. В развязке им втроем удается благополучно покинуть имение Простаковых.

Что Стародум показывает читателям?

Стародум показывает нам практически идеальный образ, на его примере автор показал, как должен вести себя настоящий дворянин. Герой отличается честностью, он не просто благороден по происхождению, он считает, что поступки должны быть благородны. Стародум считает бесчестьем не заниматься делом и не помогать отечеству. Ему многое не нравится в последствиях указа о свободе дворянства и жестокое обращение с крепостными ему противно. Стародум позволяет задуматься о несправедливости по отношению к людям, которые от нас зависят, и показывает, какая стратегия поведения является правильной.

Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина написана в XVIII веке — в переходную эпоху, когда русское общество представляло собой два противоположных лагеря — приверженцев новых, просветительских идей и носителей отживших, помещичьих ценностей. Ярким представителем первого в спектакле является Стародум. «Недоросль» — классическое произведение, поэтому уже в имени героя Фонвизин дает читателю краткую характеристику Стародум. «Стародум» — тот, кто мыслит по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей — петровской эпохи — в это время монарх активно проводил реформы в сфере просвещения и образования, тем самым отходя от укоренившихся в русском языке идей домостроения общество. Кроме того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носитель мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

Стародум выступает в спектакле паинькой. Это образованный мужчина преклонных лет, с большим жизненным опытом. Главные черты Стародумов — мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего Отечества и любовь к Родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум приходится Софье дядей. Еще когда девочка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честно нажил состояние, а теперь вернулся домой, чтобы спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе прежде всего госпоже Простаковой. Оба персонажа являются родителями, но их подход к воспитанию кардинально отличается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, который требует постоянного ухода, всячески балует его и балует, то Стародум относится к Софье как к взрослой, зрелой личности. Он заботится о ее будущем, выбирая ей в мужья не грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя, как важны равенство, уважение и дружба между супругами, что приводит к непониманию и отстраненности в браке, при этом Простакова даже не объясняет Митрофану всей ответственности брака, а молодой человек воспринимает ее как другое развлечение.

Кроме того, основные ценности, привитые родителями своим детям, также противоречат друг другу. Итак, Простакова объясняет Митрофану, что главное — это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе и над людьми — челядьми и крестьянами, над которыми можно издеваться, как решит помещик. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке — хорошие манеры. Особенно показательны его слова о том, что если у умного человека нет какого-либо качества ума, то его вполне можно простить, тогда как «честному человеку никак не простить, если в нем отсутствует какое-нибудь качество сердечное».

То есть для Стародум образцовой личностью является не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими нравственными ценностями — без них, по мнению мужчины, человек неудачник. Представляя именно такого человека, Стародум противопоставляется другим отрицательным персонажам — Митрофану, Скотинину и Простакову.

Стародум и Правдин

Образу Стародум в «Недорослях» противопоставлены не только отрицательные персонажи, но и положительные Правдин. Герои имеют вроде бы схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают человека добрым нравом и нравственными ценностями. Однако основным регулирующим механизмом Правдина является буква закона — именно она определяет, кто прав, а кто виноват — даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. В первую очередь он чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения важнее личных предпочтений. Стародум, напротив, более руководствуется сердцем, чем разумом, — рассказ его друга, образованного умного человека, не желавшего служить Родине, думавшего больше о себе, чем о судьбе отечества. Если Цыфиркин вызывает у Стародум симпатию и благосклонность, то учитель дает не хорошее воспитание, а доброе и честное, что привлекает человека.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародумы становится ясно, что чиновник — современная разумная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, основанная на человеколюбии и честности. Стародум же выступает как образ, олицетворяющий мудрость поколений, — он осуждает отжившие ценности помещиков, но не возводит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживающихся вневременных, «вечных» человеческих ценности — честь, радушие, доброта, хорошие манеры.

Стародум как аргументатор комедии «Недоросль»

Образ Стародум в комедии выступает как аргументатор мнения самого автора. Одним из подтверждений тому является решение Фонвизина издавать журнал «Стародум» через несколько лет после написания пьесы (еще до выхода первого номера он был запрещен Екатериной II). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-мировоззренческих направления — помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от полученного в детстве воспитания, как это видно у других персонажей, но и от личный опыт героя. Стародум в детстве не получил хорошего образования, но «воспитание, данное мне отцом, было лучшим в том веке. В то время было мало способов учиться, и еще не знали, как заполнить пустую голову чужим умом. Фонвизин подчеркивает, что человек при правильном воспитании способен сам приобрести необходимые знания и вырасти достойным человеком.

Кроме того, словами Стародумы, автор резко критикует современные власти — Екатерину II и двор, обличая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьбу за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, а, следовательно, и Фонвизина, монарх должен быть образцом благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество должно изменить свою ориентацию, воспитывать гуманизм, доброту, уважение и любовь к ближний и родина.

Высказанные в произведении взгляды на то, каким должно быть общество в целом и каждый человек в частности, остаются актуальными и сегодня, привлекая все больше ценителей классической литературы.

Подробное описание Стародумов в «Недорослях» позволяет понять идейную концепцию автора, уточнить его взгляды на русское общество той эпохи. Будет полезно учащимся разных классов при подготовке реферата на тему «Характеристика образа Стародумы в комедии «Недоросль»».

Пробная работа

Центральное место среди положительных персонажей принадлежит Стародуму в комедии «Недоросль». Стародум, как видно из его имени, человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародум и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору нужно было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, другую эпоху, другой политический строй. Такой эпохой была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его беседах с Правдиным и Софьей. Из рассказов этого героя мы узнаем о его прошлом: о его военной карьере в молодости, о выходе на пенсию, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О своей деятельности после отказа от придворной службы в комедии «Недоросль» Стародум рассказывает как-то загадочно и неясно. Он говорит, что удалился «в страну, где добываются деньги, не променяв их на совесть, без гнусной выслуги, не ограбив отечества; где требуют деньги с самой земли…» Что это за деятельность? Это, видимо, освоение земных недр, добыча полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии «Недоросль» Стародум фактически воплотил свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля не были благородными делами в глазах дворян. Против этого предрассудка боролся и сам Фонвизин, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куйе «Купеческое дворянство против военного дворянства». В комедии «Недоросль» Стародум, таким образом, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые способы деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как Стародум нарисовал себе идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дает его рассуждение. Они касаются трех основных тем: политики, морали и образования.

Политические взгляды Стародумы — это взгляды оппозиционной знати его эпохи. Мы знакомимся с его точкой зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право и т. п. Так, позиция Стародумов в вопросе о крепостном праве очень ясно выражается его фразой: «Незаконно угнетать себе подобных рабством».

Его возмущение падением и огрубением дворянских нравов очень сильно звучит в речах Стародумы. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на дворянство, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, семьи и брака, Стародум прежде всего говорит о нравственности, т. е. о человеческой нравственности. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение нравственных устоев, Стародум иллюстрирует рассказом о молодом графе, друге его юности, и описанием придворных нравов, и замечаниями о Митрофанушке.

Без выступлений этого героя идеологическую сторону «Недоросля» понять невозможно. Эти выступления являются выражением взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Героев старинных пьес, выражавших взгляды автора со сцены и больше рассуждавших, чем действовавших, называли резонерами (от французского слова raisonner — рассуждать). В этом смысле Стародум тоже может быть назван резонером. Однако это не обычный аргумент для классической драмы. В комедии «Недоросль» Стародум одновременно и живое лицо. Когда нужно, спорит, когда можно, шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый человек сердца. Он прощает Простакову и, когда она теряет сознание, заботливо предлагает Софье помочь ей.

В 18 веке было не так много людей, разделявших его передовые взгляды, но он существовал. Речи Стародумы, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что роль Стародумы обычно пользовалась наибольшим успехом во время спектакля «Недоросль» во времена Фонвизина. В годы Фонвизина существовало предположение, что Н.И. послужил прототипом для этого героя. Новиков, ярый борец за передовые идеалы.

Стародум Дядя Софии, брат ее матери. Прототипами образа С. назывались воспитатель Павла I граф И. И. Панин и масон-просветитель Н. И. Новиков. Фамилия «стародум» означает, что носитель не следует обычаям патриаршей старины и не ново нравы современного мира, а принципы петровской эпохи, искаженные при Екатерине II, когда образование и воспитание приняли ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной и воспитанию Простаковой. Едва появившись в доме Простаковой, С. рассказывает о своем отце: «Он служил Петру Первому», «Мне отец постоянно говорил одно и то же: имейте сердце, имейте душу, и вы будете человеком во все времена» ( д. 3, явл.I).

Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонер обычно был мудрым старым дворянином. Областью его нравственных учений чаще всего являются семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию рассудителя по сравнению со старой драмой. Нравственные изречения мыслителя, в которых выражается авторская точка зрения, становятся формой изложения в «Подлеске». политическая программа. Речи С. напоминают монологи героев русской тиранической трагедии как по содержанию в них, так и по гражданскому пафосу, и он сам сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м акте первого явления, относительно поздно, когда уже обозначился конфликт и раскрылось окружение Простаковой. Роль С. состоит в том, чтобы спасти Софью от произвола Простакова, дать должную оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Несколько ослаблена функция «избавителя» (в строгом смысле Милон и Правдин спасают Софью и наказывают Простакова; С. подводит нравственный итог: «Вот нечисти достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но усилилась функция С. , политического мыслителя. Положительные персонажи из его выступлений должны были «теоретически» осознать, почему в семье Простаковых восторжествовала «злоба», а зрители и читатели должны были понять причины распада Простакова, поэтому С. одновременно относится и к актерам, и к зрительному залу.0003

С. благородное безделье считает недостойным дворянина, а воспитание его считает делом государственным; главное вернуть дворянству его истинное содержание. Здесь С. (и Фонвизин), под влиянием опыта русской жизни, расходятся с идеями французских просветителей. «Просвещение» и «образование» не сводятся для рассуждающего и автора к «просвещению ума», «воспитанию ума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души «самая просвещенная умная девушка — жалкое существо» (д. 3, явл. I). К чему приводит невежество ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: это предмет комедии. Примером умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ юности С, граф. «Он сын случайного отца, воспитанный в большом обществе и имевший особую возможность узнать то, что еще не входило в наше воспитание» (д. 3, явл. I). Однако патриотическое обращение С. к граф служить отечеству на поле брани встречает холодный отпор Фигура несчастного учителя Цыфиркина является примером обратного: учитель арифметики необразован, но имеет душу, и С. сочувствует бывшему воину, всепрощая ему свое незнание.Французские «мудрецы»,по Фонвизину,на первое место ставили ум(разум) и забывали о душе.Разум не нашел опоры ни в чем, кроме самого себя, и, оставленный в небрежении, может служить и добро, и зло.Наоборот, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести и благородства.Такое воспитание берет себе в помощники ум, добивается того, чтобы человек делал для других то, что хотел бы для себя. С. противопоставляет рационализм Запада русскому опыту , русская традиция и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодежи должно основываться на силе положительного и отрицательного примера и ставить своим критерием благо отечества.

Фонвизин всячески пытался оживить фигуру рассуждающего. Он дал С. подробную биографию, сообщил о своей службе и отставке, о том, что он долгое время жил в Сибири и разбогател своим трудом. Следуя велениям своего сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. заботится о Софье и желает ей достойного жениха. Однако он отказывается заставлять сердце девушки. Предотвращая появление С., Простакова, а затем Правдина, говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С., называет эти резкие черты «эффектом его прямолинейности». Непосредственное расположение С. влияет и на его отношение к людям («кто-то полюбит, полюбит прямо», «А кого не любит, тот и сам плохой человек»). С. с высоты своего опыта (он шестидесяти лет, за плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда понимает, что за дом у Простаковых, каков характер хозяйки, каковы учителя Митрофана и как жила Софья до его приезда. Лесть Простакова напрасна: С. не терпит холопства.

Выдвигая высокие требования к людям, С. подвергает себя строгому нравственному суду. Наконец, С., несмотря на свою «суровую» репутацию, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комичность ситуаций и речей. Он может быть трогательным, возвышенным, исполненным гнева и сострадания (не желая зла Простаковой, он прощает ее и принимает участие в ее судьбе).

С. воспринимался современниками как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует и название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обратился к своему герою: «Должен признаться, что обязан вашим человека за успех моей комедии «Недоросль». Из ваших бесед с Правдиным, Милоном и Софьей я составил целые явления, которые публика слушает с удовольствием.

Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина написана в XVIII веке — в переходную эпоху, когда русское общество состояло из двух противоположных лагерей — приверженцев новых, просветительских идей и носителей отживших, помещичьих ценностей. Ярким представителем первого в пьесе является Стародум. «Недоросль» — классическое произведение, поэтому уже в имени героя Фонвизин дает читателю краткую характеристику Стародумы. «Стародум» — тот, кто мыслит по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей — петровской эпохи — в это время монарх активно проводил реформы в сфере просвещения и образования, тем самым отходя от укоренившихся в русском языке идей домостроения общество. Кроме того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носитель мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

В спектакле Стародум выступает как положительный герой. Это образованный мужчина преклонных лет, с большим жизненным опытом. Главные черты Стародумов — мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего Отечества и любовь к Родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум приходится Софье дядей. Еще когда девочка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честно нажил состояние, а теперь вернулся домой, чтобы спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе прежде всего госпоже Простаковой. Оба персонажа являются родителями, но их подход к воспитанию кардинально отличается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, который требует постоянного ухода, всячески балует его и балует, то Стародум относится к Софье как к взрослой, зрелой личности. Он заботится о ее будущем, выбирая ей в мужья не грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя, как важны равенство, уважение и дружба между супругами, что приводит к непониманию и отстраненности в браке, при этом Простакова даже не объясняет Митрофану всей ответственности брака, а молодой человек воспринимает ее как другое развлечение.

Кроме того, основные ценности, привитые родителями своим детям, также противоречат друг другу. Итак, Простакова объясняет Митрофану, что главное — это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе и над людьми — челядьми и крестьянами, над которыми можно издеваться, как решит помещик. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке — хорошие манеры. Особенно показательны его слова о том, что если у умного человека нет какого-либо качества ума, то его можно простить, а «честный человек не может быть прощен, если у него отсутствует какое-либо качество сердца».

То есть для Стародум образцовой личностью является не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими нравственными ценностями — без них, по мнению мужчины, человек неудачник. Представляя именно такого человека, Стародум противопоставляется другим отрицательным персонажам — Митрофану, Скотинину и Простакову.

Стародум и Правдин

Образ Стародум в «Подлеске» противопоставлен не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют вроде бы схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важными хорошие манеры и нравственные ценности человека. Однако основным регулирующим механизмом Правдина является буква закона — именно она определяет, кто прав, а кто виноват — даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. В первую очередь он чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения важнее личных предпочтений. Стародум, напротив, более руководствуется сердцем, чем разумом, — рассказ его друга, образованного интеллигентного человека, не желавшего служить родине, думавшего больше о себе, чем о судьбе отечества, ориентировочный. В то время как Цыфиркин вызывает сочувствие и благосклонность Стародумы, учительница не имеет хорошего образования, но добра и честна, что и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародумы становится ясно, что чиновник — современная разумная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, основанная на человеколюбии и честности. Стародум же выступает как образ, олицетворяющий мудрость поколений, — он осуждает отжившие ценности помещиков, но не возводит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживающихся вневременных, «вечных» человеческих ценности — честь, радушие, доброта, хорошие манеры.

Стародум как аргументатор комедии «Недоросль»

Образ Стародум в комедии выступает как аргументатор мнения самого автора. Одним из подтверждений тому является решение Фонвизина издавать журнал «Стародум» через несколько лет после написания пьесы (еще до выхода первого номера он был запрещен Екатериной II). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностных и идейных направления — помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от полученного в детстве воспитания, как это видно по остальным персонажам. , а на личном опыте героя. Стародум в детстве не получил хорошего образования, но «воспитание, данное мне отцом, было лучшим в том веке. В то время было мало способов учиться, и еще не знали, как заполнить пустую голову чужим умом.

Фонвизин подчеркивает, что человек при правильном воспитании способен сам приобрести необходимые знания и вырасти достойным человеком.

Кроме того, словами Стародумы, автор резко критикует современные власти — Екатерину II и двор, обличая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьбу за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, а, следовательно, и Фонвизина, монарх должен быть образцом благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество должно менять ориентиры, воспитывать гуманизм, доброту, уважение и любовь к своим сосед и родина.

Высказанные в произведении взгляды на то, каким должно быть общество в целом и каждый человек в частности, остаются актуальными и сегодня, привлекая все больше ценителей классической литературы.

Подробное описание Стародумы в «Недорослях» позволяет понять идейный замысел автора, уточнить его взгляды на русское общество той эпохи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *