Двуглавый орел: когда появился и как менялся герб России | Статьи | 11.04.2022
История государственного символа насчитывает несколько столетий.
Фото: © РИА Новости/Александр ВильфЧитать ren.tv в
11 апреля 1857 года – ровно 165 лет назад – император Александр II утвердил новый герб Российской империи. Двуглавый орел начал соответствовать всем геральдическим требованиям эпохи и включил гербы земель, находящихся под властью русского царя. Орел с двумя головами и тремя коронами реет над Россией и сегодня. Откуда он «прилетел» и как менялся со временем? Насколько современный герб похож на имперский?
Первый «полет»
Двуглавый орел с XIII века использовался государствами в качестве универсального символа могущества. На Руси он появился в XV веке. По одной из версий, великий князь Иван III позаимствовал для своей печати герб Византии – дружественной православной державы и родины жены, принцессы Софьи Палеолог. Изначально орла изображали на оборотной стороне, лицевую же часть украшал вооруженный всадник – символ государя на коне.
Впрочем, Русское государство было достаточно солидным, чтобы использовать орла и вне связи с Византией. Двуглавую птицу на монетах чеканило еще Тверское княжество в 1400-х годах. Кроме того, Россия могла заинтересоваться геральдикой, взаимодействуя с «орлиными» Сербией и Болгарией. Подобную эмблему также применяли тюркские державы и Священная Римская империя – родоначальница королей Европы. Двуглавый орел лишний раз подчеркивал вхождение нашей страны в число государств, определяющих историю.
Крылатое царство
К восшествию на престол Ивана IV орел с двумя коронами «захватил» обе стороны печати. Грозный сделал его гербом, а на грудь поместил не только «человека на коне», но и единорога (по Библии рога использовались в церемониях помазания на царство). При Михаиле Федоровиче, первом представителе династии Романовых, над головами орла воспарила третья корона, которая символизировала приобретенный в XVII веке статус самодержца.
Фото: © РИА Новости/Михаил Филимонов
Его сын, Алексей Михайлович, отметил успехи во внешней и внутренней политике, подняв птице крылья, а в лапы вложив скипетр и державу. Всадник теперь олицетворял преемственность власти от трех московских князей, а три короны – Казанское, Астраханское и Сибирское царства как самые статусные территориальные приобретения прошлого. У правого крыла находились эмблемы Великой, Малой и Белой России, а у левого – «Восточных, Западных и Северных земель».
Имперские эксперименты
Петр I коренным образом изменил и страну, и ее герб. Короны приобрели вид императорских, сам орел получил цепь ордена Святого Андрея Первозванного, а крылья – гербы главных титульных территорий. Изменилось и цветовое решение – птица стала черной на золотом фоне. Кроме того, именно при Петре конного воина в центре герба начали считать Святым Георгием.
С 1799 по 1801 год на двуглавого орла наносили Мальтийский крест – император Павел I носил звание протектора Мальтийского ордена. Александр I отменил нововведение, а еще опустил крылья герба вниз. На прежнее место они вернулись только при Николае I. В армии тем временем утвердился неофициальный вариант орла – в стиле ампир, под одной короной, с лавровым венком, факелом и молниями в лапах.
Николай I заново истолковал шесть щитков с гербами на крыльях. С 1832-го они изображали пять царств, включая Польшу и Крым, а также великое княжество Финляндское.
Фото: © РИА Новости/Евгений Одиноков
Геральдическая реформа Александра II
Александр II навел порядок во многих сферах государства, в том числе на ниве официальной символики. Ее полностью урегулировала масштабная геральдическая реформа 1850-х годов, последняя в истории Российской империи. Из-под кисти барона Бориса Кене вышли Большой, Средний и Малый гербы, которые использовались разными членами императорской семьи.
«Это новшество было логичным: не всегда член императорской фамилии представляет Российскую империю или всю семью. Сейчас это можно сравнить с флагами и гербами субъектов Федерации. Например, когда встречаются губернатор Петербурга и мэр Хельсинки, они представляют города, а не страны, поэтому на стол должны ставиться флаги городов», – отмечает государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов.
В 1882–1883 годах систему обновил Александр III. Большой герб Российской империи с 50 территориальными гербами был признан апофеозом русской геральдики. Фрагменты этого шедевра впоследствии «разошлись» на символы независимой Прибалтики, Финляндии, Польши и Грузии.
Современный герб России
В 1918 году двуглавый орел сменился рабоче-крестьянским гербом советского государства. После распада СССР власти всерьез думали о модернизации привычных символов, звучали даже предложения поместить на герб РСФСР ласточку вместо серпа и молота.
Фото: © РИА Новости/Александр Вильф
«Нас спасло только то, что до этого Эстония уже объявила о том, что ласточка – их символ. И все остальные видоизменения предлагались на таком же уровне. Поэтому довольно скоро стало очевидно, что исправить существующие символы невозможно», – говорит Вилинбахов.
Выбор сделали в пользу возвращения к истокам. На герб вернулся двуглавый орел, правда, уже золотой на красном фоне.
«Я абсолютно уверен, что это правильно с исторической точки зрения. Расцветка с золотым орлом на красном поле существовала намного дольше: черным орла изображали только в императорский период, начиная с Петра I, а золотым он был еще в XVII веке. Да и после Петра прежняя расцветка использовалась – все тронные места оформлены именно так: на красной ткани вышит золотой орел», – утверждает герольдмейстер.
Таким образом, по словам Вилинбахова, российский герб можно назвать одним из старейших в мире. Его славная история насчитывает целых пять столетий.
О чем будут «Разговоры о важном», 27 ноября 2022 года | 59.ru
На занятии старшеклассникам расскажут об истории появления герба России и научат отличать «правильный» герб от «неправильного»
Фото: Александр Подопригора / 161. RU
Поделиться
«Разговоры о важном» — классные часы, на которых детям рассказывают про любовь к Родине, традиционные ценности, известных российских ученых и государственные праздники. Каждую неделю мы пишем, о чем будут беседовать с детьми на патриотических занятиях.
Мы уже писали, что после 30 сентября в готовые методические материалы добавили информацию о референдумах и присоединении к России ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, а еще в методичках поменяли темы — вместо традиционных семейных ценностей обсуждали ледоколы и развитие атомной отрасли в России. Мы разбирали «Разговоры» о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе» и «День матери». А еще выяснили, что многим учителям отдельно не платят за проведение этих занятий, хотя в Минобре нам ответили, что за «Разговоры» полагается доплата. На этот раз тема занятия, которое пройдет 28 ноября, — «Символы России». В материалах для всех классов указано, что классный час должен сформировать у ребят патриотизм, любовь к Родине, развить историческую память и преемственность поколений.
Занятие начинается со слов учителя. Он говорит, что ребята принимают участие в поднятии флага России и исполняют гимн (с первого сентября каждый понедельник в школах начинается с этого), а дети уже знают, что флаг и гимн — это государственные символы страны.
— Есть еще один государственный символ — это герб, — продолжает учитель. — А хорошо ли мы знаем, что означают изображения на гербе? С какими историческими событиями связана символика герба? Почему люди во всём мире уважают герб, гимн и флаг своей страны?
В видеоролике, который дети смотрят после слов учителя, диктор объясняет, что «герб — это эмблема, символ государства», появившийся больше пятисот лет назад. На гербе России изображен двуглавый орел — «не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы» («в древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами»).
После просмотра видео учитель рассказывает ребятам о короне на голове орла, символе законности, обозначающем, что «страна живет по справедливым законам, по чести и совести, в дружбе и согласии всех народов», всаднике, который поражает мечом дракона, скипетре и державе.
Детям читают стихотворение о гербе России
Фото: https://razgovor.edsoo.ru/video/715/
Поделиться
Затем дети должны ответить на вопросы: «Почему на гербе имеются короны?» (примерный ответ ученика — «Это символ единства нашей страны»), «Что означает изображение всадника?» (примерный ответ — «Победу добра над злом!») и т. д. Ответив на вопросы, ребята переходят к выполнению задания — им нужно будет собрать элементы герба Российской Федерации. После этого детям рассказывают про флаг и гимн России.
— Российский флаг — символ доблести и чести российского народа, — рассказывает ребятам учитель. — Российский флаг размещается на государственных зданиях, на домах в дни государственных праздников. Флаг, как и герб, показывает принадлежность к стране. Гимн — торжественная песня, прославляющая нашу страну. Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан для людей из других государств.
Еще, рассказывает учитель, «под флагом в тяжелые для нашей страны времена солдаты вставали на ее защиту», флаг и герб — «символы победы российских спортсменов». Флаг есть даже на борту космического корабля. Затем дети узнают про символику цветов российского триколора и пытаются запомнить их последовательность.
— Важно помнить, ребята, что герб, флаг и гимн всегда напоминают нам о нашей Родине, — подытоживает учитель. — Когда мы знаем, что означают цвета на гербе или флаге, мы всегда можем вспомнить, какая у нас страна красивая, какой мужественный народ. Мы очень любим и гордимся нашей Родиной — Великой Россией!
Ребятам постарше учитель тоже напоминает, что каждый понедельник в школе поднимают флаг и исполняют гимн, а потом спрашивает о том, почему госсимволам придается большое значение. Ответы на вопросы показывают в видео.
Диктор рассказывает, что история появления герба связана с княжескими печатями на Руси: у каждого князя был отличительный знак, который изображался на печати, клейме и монетах княжества.
Ребятам показывают княжеские печати
Фото: https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-34-presentation.pdf
Поделиться
— Позже стали появляться гербы как символы государственности, — поясняет диктор. — Рассмотрим герб Российской Федерации. Изображение на российском гербе появилось давным-давно, более 500 лет назад. Это золотой двуглавый орел. Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство Российского государства.
После этого учитель предлагает детям рассмотреть герб, рассказывает о значении его составляющих и цветов: «Красный — цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой защитниками Родины крови; золотой — богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности; синий — небо, свобода, верность, честь; белый — чистота, благородство; черный — символ зла». Затем учитель рассказывает ребятам о флаге, символе «доблести и чести российского народа», единства граждан, о значении его цветов и о гимне, прославляющем Россию.
— Ребята, запомните, каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России, — заканчивает учитель.
В начале занятия учитель напоминает детям, что они — «граждане великой страны» и у России, как и у любого государства, есть госсимволы. Затем на видео диктор говорит, что «приближается один из самых значимых праздников для российской государственности — День герба» (он празднуется 30 ноября). После этого дети узнают о важности госсимволов, о том, что гербы есть и у городов России. Затем ученики отвечают на вопросы учителя. Их спрашивают, например, на каких зданиях есть флаг и когда исполняют гимн России.
День герба России празднуется 30 ноября
Фото: https://razgovor.edsoo.ru/video/721/
Поделиться
В основной части классного часа учитель рассказывает об истории появления герба.
— Первый раз двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана III в далеком XV веке, — рассказывает детям учитель. — До этого орел использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славными делами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в это же время стал применяться двуглавый орел в качестве герба.
Внешний вид герба менялся, а в Российской империи «на крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России», эти гербы «напоминали о героических страницах истории России: взятии Астрахани и присоединении Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона)».
В 1993 году двуглавый орел, говорит учитель, снова стал государственным символом. После экскурса в историю дети отвечают на вопросы по рассказанному.
Затем учитель переходит к разговору о гимне, делает акцент на том, что он был написан в годы Великой Отечественной войны, и зачитывает реакцию советского человека на его исполнение:
— Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио, — читает учитель воспоминание очевидца. — Простая, проникновенная мелодия гимна, вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма.
После этих слов учитель спрашивает, насколько они перекликаются с сегодняшним днем и какие чувства у ребят вызывает гимн.
Дальше дети делятся на группы. Каждая группа должна представить свою трактовку значения цветов на флаге России, а затем ответить на вопросы по итогам работы.
В заключительной части ребята еще раз повторяют изученное и придумывают продолжения фраз: «Из услышанной сегодня истории российского герба мне больше всего понравился сюжет о… », «Я думаю, что двуглавый орел отражает особый путь развития нашей страны, так как… », «Когда я вижу герб и флаг нашего государства, слышу гимн Российской Федерации, меня переполняет чувство гордости, потому что…».
Занятие начинается с просмотра интервью с Александром Карелиным — Героем РФ, депутатом Госдумы, трехкратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе (этого видео на момент написания статьи еще не было в методических материалах). Затем учитель задает вопросы по просмотренному интервью. Далее ребятам включают видео (диктор рассказывает примерно то же, что и в материалах для других классов), а дети отвечают на вопросы учителя: вспоминают все госсимволы, говорят, где в их городе можно увидеть флаг и герб России и т. д.
Вторая часть классного часа посвящена истории герба и работе со стихотворением Владимира Степанова «Герб России». Ребята должны «определить, какие чувства вызывает государственный герб Российской Федерации у современного россиянина» и ответить на главный вопрос: «Почему автор использует прилагательные «сильный, мудрый, гордый» по отношению к гербу и что заставляет им гордиться?».
После этого дети пытаются определить значение цветов флага России и по итогам задания отвечают на вопросы о том, как флаг символизирует государственный суверенитет, что стало поводом гордости за флаг России и т. д.
Герб, по словам диктора, — это символ страны, который объединяет всех жителей с государственной властью
Фото: https://razgovor.edsoo.ru/video/724/
Поделиться
В заключительной части классного часа учитель говорит, что «флаг — символ защиты страны от врагов».
— Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью над зданием администрации водрузили советский флаг, — приводит пример учитель. — Это оказало огромное воодушевляющее воздействие на жителей. Во время военных действий флаг спасают от врагов, даже рискуя своей жизнью. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему поселках. С гордостью приносят присягу у флага и читают клятву сегодняшние юнармейцы — члены общественного патриотического движения «Юнармия».
В завершение разговора учитель говорит ребятам, что они совершат много великих и важных дел и получат за это заслуженные госнаграды: медали, звания и даже ордена.
— На многих из них и удостоверениях к ним будет изображен государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и ее народом, — подытоживает учитель.
В конце ребята тоже заканчивают предложения, как и 8–9-классники.
Старшеклассники и студенты тоже смотрят интервью с Александром Карелиным, а потом отвечают на вопросы. Затем учитель включает видеоролик про государственные символы России.
— В знак уважения к символам государства при исполнении гимна и поднятии флага все присутствующие встают, — говорит диктор. — <…> С юных лет каждый из нас много раз слышал слова гимна Российской Федерации. Его слова в нашей памяти: «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»
Ребятам говорят, что 25 декабря 2000 года президент подписал законы «О Государственном флаге РФ» и «О Государственном гербе РФ»
org/Person»>Фото: https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-1011-presentation.pdf
Поделиться
В основной части дети учатся отличать «правильный» герб от «неправильного»:
— Вы идете по улице и вдруг замечаете, что на одном здании висит табличка с одним изображением государственного герба России, а в табличке на другом здании — цвет герба и его изображение совсем другие! — описывает учитель. — Или в интернете, на двух сайтах, которые заявляют себя «официальными», «государственными», вы видите изображения российского флага с двумя совершенно разными гербами… Как различить, где «правильный» сайт, где нет, где официальное учреждение, а где нет?
Детям раздают выписки из Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, которые полностью или частично соответствуют закону. Дети должны определить, какие гербы на карточках «правильные». Затем ребята обсуждают значения цветов флага, рассуждают о ситуациях, когда госсимволы обязательны для использования и так далее.
В заключительной части занятия ребята думают, что объединяет фотографии с изображением флага (фото олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой с флагом, покорение Фёдором Конюховым Эвереста, знамя Победы над Рейхстагом и т. д.).
В конце классного часа учитель говорит ребятам, что они могут сделать «много добрых, полезных и важных для страны дел», за которые многие получат награды с гербом России.
Ранее мы публиковали колонку учителя из Прикамья: она честно рассказала, что думает о «Разговорах о важном» и платят ли за их проведение.
Coat Of Arms Of The Russian Empire Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM
Durchstöbern Sie 17
герб Российской империи Фото и фотографии.


Чайная салфетка с гербом Российской Империи
Детали предмета
- Дата изготовления
- ок 1914-1918
- Описание
- Французская вышивка времен Первой мировой войны: чайная салфетка с мотивом герба Российской империи (золотая корона вверху с красными вставками; двуглавый черный орел в центре с красным щитом с золотыми и синими вставками; золотой скипетр в левой ноге орла, золотая держава в левой ноге орла).
Правая нога). Зеленая вышивка по краям. На фото вверху слева. Сделано французскими крестьянками во французской Лотарингии. Продается в Америке через Общество занятости женщин во Франции.
- Местоположение
- В настоящее время не отображается
- место изготовления
- Франция
- связанное событие
- Первая мировая война
- Посмотреть больше товаров в
- Политическая и военная история: история вооруженных сил, общее
- Военный
- Французская вышивка времен Первой мировой войны
- Кредитная линия
- Подарок в честь Элизабет Дейтон Джонсон Нейпир (миссис Джордж Ферри Нейпир) и Хелен Нейпир Майерс (миссис Д.
Александр Майерс)
- Источник данных
- Национальный музей американской истории
- Идентификационный номер
- 2011.0086.11
- каталожный номер
- 2011.0086.11
регистрационный номер- 2011.
0086
- Имя объекта
- чайная салфетка
- Физическое описание
- лен (материал комбинезона)
- резьба (общий материал)
- Измерения
- в целом: 9 3/4 дюйма x 9 3/4 дюйма; 24,765 см x 24,765 см
- Использование метаданных
- CC0
- GUID
- http://n2t.