Фото герб российской империи: Государственная символика

Двуглавый орел: когда появился и как менялся герб России | Статьи | 11.04.2022

История государственного символа насчитывает несколько столетий.

Фото: © РИА Новости/Александр Вильф

Читать ren.tv в

11 апреля 1857 года – ровно 165 лет назад – император Александр II утвердил новый герб Российской империи. Двуглавый орел начал соответствовать всем геральдическим требованиям эпохи и включил гербы земель, находящихся под властью русского царя. Орел с двумя головами и тремя коронами реет над Россией и сегодня. Откуда он «прилетел» и как менялся со временем? Насколько современный герб похож на имперский?

Первый «полет»

Двуглавый орел с XIII века использовался государствами в качестве универсального символа могущества. На Руси он появился в XV веке. По одной из версий, великий князь Иван III позаимствовал для своей печати герб Византии – дружественной православной державы и родины жены, принцессы Софьи Палеолог. Изначально орла изображали на оборотной стороне, лицевую же часть украшал вооруженный всадник – символ государя на коне.

Впрочем, Русское государство было достаточно солидным, чтобы использовать орла и вне связи с Византией. Двуглавую птицу на монетах чеканило еще Тверское княжество в 1400-х годах. Кроме того, Россия могла заинтересоваться геральдикой, взаимодействуя с «орлиными» Сербией и Болгарией. Подобную эмблему также применяли тюркские державы и Священная Римская империя – родоначальница королей Европы. Двуглавый орел лишний раз подчеркивал вхождение нашей страны в число государств, определяющих историю.

Крылатое царство

К восшествию на престол Ивана IV орел с двумя коронами «захватил» обе стороны печати. Грозный сделал его гербом, а на грудь поместил не только «человека на коне», но и единорога (по Библии рога использовались в церемониях помазания на царство). При Михаиле Федоровиче, первом представителе династии Романовых, над головами орла воспарила третья корона, которая символизировала приобретенный в XVII веке статус самодержца.

Фото: © РИА Новости/Михаил Филимонов

Его сын, Алексей Михайлович, отметил успехи во внешней и внутренней политике, подняв птице крылья, а в лапы вложив скипетр и державу. Всадник теперь олицетворял преемственность власти от трех московских князей, а три короны – Казанское, Астраханское и Сибирское царства как самые статусные территориальные приобретения прошлого. У правого крыла находились эмблемы Великой, Малой и Белой России, а у левого – «Восточных, Западных и Северных земель».

Имперские эксперименты

Петр I коренным образом изменил и страну, и ее герб. Короны приобрели вид императорских, сам орел получил цепь ордена Святого Андрея Первозванного, а крылья – гербы главных титульных территорий. Изменилось и цветовое решение – птица стала черной на золотом фоне. Кроме того, именно при Петре конного воина в центре герба начали считать Святым Георгием.

С 1799 по 1801 год на двуглавого орла наносили Мальтийский крест – император Павел I носил звание протектора Мальтийского ордена. Александр I отменил нововведение, а еще опустил крылья герба вниз. На прежнее место они вернулись только при Николае I. В армии тем временем утвердился неофициальный вариант орла – в стиле ампир, под одной короной, с лавровым венком, факелом и молниями в лапах.  

Николай I заново истолковал шесть щитков с гербами на крыльях. С 1832-го они изображали пять царств, включая Польшу и Крым, а также великое княжество Финляндское.

Фото: © РИА Новости/Евгений Одиноков

Геральдическая реформа Александра II

Александр II навел порядок во многих сферах государства, в том числе на ниве официальной символики. Ее полностью урегулировала масштабная геральдическая реформа 1850-х годов, последняя в истории Российской империи. Из-под кисти барона Бориса Кене вышли Большой, Средний и Малый гербы, которые использовались разными членами императорской семьи.

«Это новшество было логичным: не всегда член императорской фамилии представляет Российскую империю или всю семью. Сейчас это можно сравнить с флагами и гербами субъектов Федерации. Например, когда встречаются губернатор Петербурга и мэр Хельсинки, они представляют города, а не страны, поэтому на стол должны ставиться флаги городов», – отмечает государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов.

В 1882–1883 годах систему обновил Александр III. Большой герб Российской империи с 50 территориальными гербами был признан апофеозом русской геральдики. Фрагменты этого шедевра впоследствии «разошлись» на символы независимой Прибалтики, Финляндии, Польши и Грузии.

Современный герб России

В 1918 году двуглавый орел сменился рабоче-крестьянским гербом советского государства. После распада СССР власти всерьез думали о модернизации привычных символов, звучали даже предложения поместить на герб РСФСР ласточку вместо серпа и молота.

Фото: © РИА Новости/Александр Вильф

«Нас спасло только то, что до этого Эстония уже объявила о том, что ласточка – их символ. И все остальные видоизменения предлагались на таком же уровне. Поэтому довольно скоро стало очевидно, что исправить существующие символы невозможно», – говорит Вилинбахов.

Выбор сделали в пользу возвращения к истокам. На герб вернулся двуглавый орел, правда, уже золотой на красном фоне.

«Я абсолютно уверен, что это правильно с исторической точки зрения. Расцветка с золотым орлом на красном поле существовала намного дольше: черным орла изображали только в императорский период, начиная с Петра I, а золотым он был еще в XVII веке. Да и после Петра прежняя расцветка использовалась – все тронные места оформлены именно так: на красной ткани вышит золотой орел», – утверждает герольдмейстер.

Таким образом, по словам Вилинбахова, российский герб можно назвать одним из старейших в мире. Его славная история насчитывает целых пять столетий.

О чем будут «Разговоры о важном», 27 ноября 2022 года | 59.ru

На занятии старшеклассникам расскажут об истории появления герба России и научат отличать «правильный» герб от «неправильного»

Поделиться

«Разговоры о важном» — классные часы, на которых детям рассказывают про любовь к Родине, традиционные ценности, известных российских ученых и государственные праздники. Каждую неделю мы пишем, о чем будут беседовать с детьми на патриотических занятиях.

Мы уже писали, что после 30 сентября в готовые методические материалы добавили информацию о референдумах и присоединении к России ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, а еще в методичках поменяли темы — вместо традиционных семейных ценностей обсуждали ледоколы и развитие атомной отрасли в России. Мы разбирали «Разговоры» о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе» и «День матери». А еще выяснили, что многим учителям отдельно не платят за проведение этих занятий, хотя в Минобре нам ответили, что за «Разговоры» полагается доплата. На этот раз тема занятия, которое пройдет 28 ноября, — «Символы России». В материалах для всех классов указано, что классный час должен сформировать у ребят патриотизм, любовь к Родине, развить историческую память и преемственность поколений.

Занятие начинается со слов учителя. Он говорит, что ребята принимают участие в поднятии флага России и исполняют гимн (с первого сентября каждый понедельник в школах начинается с этого), а дети уже знают, что флаг и гимн — это государственные символы страны.

— Есть еще один государственный символ — это герб, — продолжает учитель. — А хорошо ли мы знаем, что означают изображения на гербе? С какими историческими событиями связана символика герба? Почему люди во всём мире уважают герб, гимн и флаг своей страны?

В видеоролике, который дети смотрят после слов учителя, диктор объясняет, что «герб — это эмблема, символ государства», появившийся больше пятисот лет назад. На гербе России изображен двуглавый орел — «не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы» («в древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами»).

После просмотра видео учитель рассказывает ребятам о короне на голове орла, символе законности, обозначающем, что «страна живет по справедливым законам, по чести и совести, в дружбе и согласии всех народов», всаднике, который поражает мечом дракона, скипетре и державе.

Детям читают стихотворение о гербе России

Поделиться

Затем дети должны ответить на вопросы: «Почему на гербе имеются короны?» (примерный ответ ученика — «Это символ единства нашей страны»), «Что означает изображение всадника?» (примерный ответ — «Победу добра над злом!») и т. д. Ответив на вопросы, ребята переходят к выполнению задания — им нужно будет собрать элементы герба Российской Федерации. После этого детям рассказывают про флаг и гимн России.

— Российский флаг — символ доблести и чести российского народа, — рассказывает ребятам учитель. — Российский флаг размещается на государственных зданиях, на домах в дни государственных праздников. Флаг, как и герб, показывает принадлежность к стране. Гимн — торжественная песня, прославляющая нашу страну. Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан для людей из других государств.

Еще, рассказывает учитель, «под флагом в тяжелые для нашей страны времена солдаты вставали на ее защиту», флаг и герб — «символы победы российских спортсменов». Флаг есть даже на борту космического корабля. Затем дети узнают про символику цветов российского триколора и пытаются запомнить их последовательность.

— Важно помнить, ребята, что герб, флаг и гимн всегда напоминают нам о нашей Родине, — подытоживает учитель. — Когда мы знаем, что означают цвета на гербе или флаге, мы всегда можем вспомнить, какая у нас страна красивая, какой мужественный народ. Мы очень любим и гордимся нашей Родиной — Великой Россией!

Ребятам постарше учитель тоже напоминает, что каждый понедельник в школе поднимают флаг и исполняют гимн, а потом спрашивает о том, почему госсимволам придается большое значение. Ответы на вопросы показывают в видео.

Диктор рассказывает, что история появления герба связана с княжескими печатями на Руси: у каждого князя был отличительный знак, который изображался на печати, клейме и монетах княжества.

Ребятам показывают княжеские печати

Поделиться

— Позже стали появляться гербы как символы государственности, — поясняет диктор. — Рассмотрим герб Российской Федерации. Изображение на российском гербе появилось давным-давно, более 500 лет назад. Это золотой двуглавый орел. Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство Российского государства.

После этого учитель предлагает детям рассмотреть герб, рассказывает о значении его составляющих и цветов: «Красный — цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой защитниками Родины крови; золотой — богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности; синий — небо, свобода, верность, честь; белый — чистота, благородство; черный — символ зла». Затем учитель рассказывает ребятам о флаге, символе «доблести и чести российского народа», единства граждан, о значении его цветов и о гимне, прославляющем Россию.

— Ребята, запомните, каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России, — заканчивает учитель.

В начале занятия учитель напоминает детям, что они — «граждане великой страны» и у России, как и у любого государства, есть госсимволы. Затем на видео диктор говорит, что «приближается один из самых значимых праздников для российской государственности — День герба» (он празднуется 30 ноября). После этого дети узнают о важности госсимволов, о том, что гербы есть и у городов России. Затем ученики отвечают на вопросы учителя. Их спрашивают, например, на каких зданиях есть флаг и когда исполняют гимн России.

День герба России празднуется 30 ноября

Поделиться

В основной части классного часа учитель рассказывает об истории появления герба.


— Первый раз двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана III в далеком XV веке, — рассказывает детям учитель. — До этого орел использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славными делами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в это же время стал применяться двуглавый орел в качестве герба.

Внешний вид герба менялся, а в Российской империи «на крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России», эти гербы «напоминали о героических страницах истории России: взятии Астрахани и присоединении Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона)».

В 1993 году двуглавый орел, говорит учитель, снова стал государственным символом. После экскурса в историю дети отвечают на вопросы по рассказанному.

Затем учитель переходит к разговору о гимне, делает акцент на том, что он был написан в годы Великой Отечественной войны, и зачитывает реакцию советского человека на его исполнение:

— Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио, — читает учитель воспоминание очевидца. — Простая, проникновенная мелодия гимна, вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма.

После этих слов учитель спрашивает, насколько они перекликаются с сегодняшним днем и какие чувства у ребят вызывает гимн.

Дальше дети делятся на группы. Каждая группа должна представить свою трактовку значения цветов на флаге России, а затем ответить на вопросы по итогам работы.

В заключительной части ребята еще раз повторяют изученное и придумывают продолжения фраз: «Из услышанной сегодня истории российского герба мне больше всего понравился сюжет о… », «Я думаю, что двуглавый орел отражает особый путь развития нашей страны, так как… », «Когда я вижу герб и флаг нашего государства, слышу гимн Российской Федерации, меня переполняет чувство гордости, потому что…».

Занятие начинается с просмотра интервью с Александром Карелиным — Героем РФ, депутатом Госдумы, трехкратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе (этого видео на момент написания статьи еще не было в методических материалах). Затем учитель задает вопросы по просмотренному интервью. Далее ребятам включают видео (диктор рассказывает примерно то же, что и в материалах для других классов), а дети отвечают на вопросы учителя: вспоминают все госсимволы, говорят, где в их городе можно увидеть флаг и герб России и т. д.

Вторая часть классного часа посвящена истории герба и работе со стихотворением Владимира Степанова «Герб России». Ребята должны «определить, какие чувства вызывает государственный герб Российской Федерации у современного россиянина» и ответить на главный вопрос: «Почему автор использует прилагательные «сильный, мудрый, гордый» по отношению к гербу и что заставляет им гордиться?».

После этого дети пытаются определить значение цветов флага России и по итогам задания отвечают на вопросы о том, как флаг символизирует государственный суверенитет, что стало поводом гордости за флаг России и т. д.

Герб, по словам диктора, — это символ страны, который объединяет всех жителей с государственной властью

Поделиться

В заключительной части классного часа учитель говорит, что «флаг — символ защиты страны от врагов».

— Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью над зданием администрации водрузили советский флаг, — приводит пример учитель. — Это оказало огромное воодушевляющее воздействие на жителей. Во время военных действий флаг спасают от врагов, даже рискуя своей жизнью. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему поселках. С гордостью приносят присягу у флага и читают клятву сегодняшние юнармейцы — члены общественного патриотического движения «Юнармия».

В завершение разговора учитель говорит ребятам, что они совершат много великих и важных дел и получат за это заслуженные госнаграды: медали, звания и даже ордена.

— На многих из них и удостоверениях к ним будет изображен государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и ее народом, — подытоживает учитель.

В конце ребята тоже заканчивают предложения, как и 8–9-классники.

Старшеклассники и студенты тоже смотрят интервью с Александром Карелиным, а потом отвечают на вопросы. Затем учитель включает видеоролик про государственные символы России.

— В знак уважения к символам государства при исполнении гимна и поднятии флага все присутствующие встают, — говорит диктор. — <…> С юных лет каждый из нас много раз слышал слова гимна Российской Федерации. Его слова в нашей памяти: «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»

Ребятам говорят, что 25 декабря 2000 года президент подписал законы «О Государственном флаге РФ» и «О Государственном гербе РФ»

Поделиться

В основной части дети учатся отличать «правильный» герб от «неправильного»:

— Вы идете по улице и вдруг замечаете, что на одном здании висит табличка с одним изображением государственного герба России, а в табличке на другом здании — цвет герба и его изображение совсем другие! — описывает учитель. — Или в интернете, на двух сайтах, которые заявляют себя «официальными», «государственными», вы видите изображения российского флага с двумя совершенно разными гербами… Как различить, где «правильный» сайт, где нет, где официальное учреждение, а где нет?

Детям раздают выписки из Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, которые полностью или частично соответствуют закону. Дети должны определить, какие гербы на карточках «правильные». Затем ребята обсуждают значения цветов флага, рассуждают о ситуациях, когда госсимволы обязательны для использования и так далее.

В заключительной части занятия ребята думают, что объединяет фотографии с изображением флага (фото олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой с флагом, покорение Фёдором Конюховым Эвереста, знамя Победы над Рейхстагом и т. д.).

В конце классного часа учитель говорит ребятам, что они могут сделать «много добрых, полезных и важных для страны дел», за которые многие получат награды с гербом России.

Ранее мы публиковали колонку учителя из Прикамья: она честно рассказала, что думает о «Разговорах о важном» и платят ли за их проведение.

Coat Of Arms Of The Russian Empire Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

RF und RM

Durchstöbern Sie 17

герб Российской империи Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. Большой герб Российской империи Императора России Павла I, 1800 г. Находится в собрании Российской государственной исторической библиотеки, Москва. Большой герб Российской империи, 1882 г. Находится в собрании Российской государственной исторической библиотеки , Москва. )Большой герб Российской империи с утверждением императора Александра III, 24 июля 1882 года. Найден в собрании Российского государства…Вид на одну из баррикад перед русским Белым домом в Москве 24 августа 1882 г. 1991. Россия отмечает 19-22 августа 20-летие… Сторонник Российской коммунистической партии держит красный флаг во время митинга в южном городе Ставрополе 7 ноября, посвященного 93-летию… Большой герб Российская империя, 1882 год. Находится в собрании Российской государственной исторической библиотеки, Москва. Сторонники Российской коммунистической партии маршируют в Москве 7 ноября в честь 92-й годовщины свержения Владимиром Лениным царской империи,.
.. Сторонник Российской коммунистической партии носит шляпа с пятиконечной красной звездой, эмблема, представляющая Советский Союз, когда он принимает участие в марше в… Оружие и мундиры различных губерний Российской империи, 1760 г. Автор: АнонимПослание наших русских друзей, 1896. Франко-русский союз, или Двойной союз, был военным союзом между Третьей французской республикой и… русским националистом, поднявшим часть большого «династического флага Романовых» — официального государственного флага Российской империи, во время марш в… В июне он вторгся в Южную Сибирь, пытаясь поднять антикоммунистическое восстание, но потерпел поражение от Красной Армии в августе 1921 года. Сторонники независимой и… российской коммунистической партии держат красные флаги во время митинга в южный город Ставрополь 7 ноября в честь 9-летия3-я годовщина… Толпа людей перед Белым домом России в центре Москвы 19 августа 1991 года. 19 августа Россия отмечает 20-летие неудавшейся… Сторонник Коммунистической партии России носит шляпу с пятиконечной красная звезда, эмблема, представляющая Советский Союз, когда он принимает участие в марше в.
.. Сторонник российской коммунистической партии держит красный флаг во время митинга в южном городе Ставрополе 7 ноября, посвященного 93-й годовщине… российского коммуниста. Сторонники партии держат красные флаги во время митинга в южном городе Ставрополе 7 ноября, посвященного 9 ноября.3-я годовщина… фон 1

Чайная салфетка с гербом Российской Империи

Детали предмета

Дата изготовления
ок 1914-1918
Описание
Французская вышивка времен Первой мировой войны: чайная салфетка с мотивом герба Российской империи (золотая корона вверху с красными вставками; двуглавый черный орел в центре с красным щитом с золотыми и синими вставками; золотой скипетр в левой ноге орла, золотая держава в левой ноге орла).
Правая нога). Зеленая вышивка по краям. На фото вверху слева. Сделано французскими крестьянками во французской Лотарингии. Продается в Америке через Общество занятости женщин во Франции.
Местоположение
В настоящее время не отображается
место изготовления
Франция
связанное событие
Первая мировая война
Посмотреть больше товаров в
Политическая и военная история: история вооруженных сил, общее
Военный
Французская вышивка времен Первой мировой войны
Кредитная линия
Подарок в честь Элизабет Дейтон Джонсон Нейпир (миссис Джордж Ферри Нейпир) и Хелен Нейпир Майерс (миссис Д.
Александр Майерс)
Источник данных
Национальный музей американской истории
Идентификационный номер
2011.0086.11
каталожный номер
2011.0086.11
регистрационный номер
2011. 0086
Имя объекта
чайная салфетка
Физическое описание
лен (материал комбинезона)
резьба (общий материал)
Измерения
в целом: 9 3/4 дюйма x 9 3/4 дюйма; 24,765 см x 24,765 см
Использование метаданных
CC0
GUID
http://n2t.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *