Островский снегурочка о чем произведение: Снегурочка (Островский) краткое содержание для читательского дневника

краткое содержание и анализ произведения

17:57, 30 апреля 2021

Книги

Автор: Анна Павлова

Пьеса-сказка Островского Снегурочка, вышедшая в 1873 году, удивила читателей необычным стилем написания, отличным от большинства произведений писателя. Некоторые критики даже назвали ее бессодержательной. Но детальный разбор пьесы Островского показывает ошибочность таких суждений, раскрывая истинный смысл Снегурочки.

Действующие лица

Снегурочка Островского написана в стихотворной форме, по смыслу напоминающей сказки А. С. Пушкина. Наряду со сказочными персонажами в пьесе присутствуют мифологические существа из древних славянских легенд:

Главные герои:

  • Снегурочка – юная, красивая девушка, мечтающая о любви;
  • Весна-Красна и Мороз – родители Снегурочки;
  • Бобыль и Бобылиха – бездетная семейная пара, взявшая себе Снегурочку;
  • Лель – легкомысленный пастушок, не способный определиться со своими чувствами;
  • Мизгирь – купец, влюбившийся в Снегурочку;
  • Купава – бывшая невеста Мизгиря;
  • Ярило – бог Солнца.

Краткое содержание Снегурочки

Все герои являются жителями вымышленного Берендеева царства. Чтобы лучше понять смысл Снегурочки, нужно кратко вспомнить содержание сюжета.

Интересно! История появления сказки довольно необычна. В 1873 году в Малом театре проходил ремонт, актеры были вынуждены временно разместиться в Большом театре. Московская комиссия, управляющая театрами, решила воспользоваться сложившейся ситуацией и устроить необычное представление с участием артистов драмы, оперы и балета, предложив Островскому написать пьесу.

Много лет назад Весна-Красна согрешила с Морозом, после чего у них родилась дочь – Снегурочка. Девушка подросла, жизнь в лесу ей стала скучна. Снегурочке хочется гулять, веселиться вместе с берендеями. Весна считает, что дочери пришла пора влюбиться и выйти замуж. Но Мороз признается, что любовь погубит девушку, так как Ярило из мести к Морозу растопит Снегурочку своими лучами.

В людском мире

Но позже родители все-таки решают отпустить дочь к берендеям, отдав на воспитание тому, кто первый ее найдет в лесу. Им оказался Бобыль, увезший девушку к себе. Красота девушки поразила все мужское население царства, а Мизгирь даже отказался от своей невесты Купавы, влюбившись в Снегурочку. Но девушка остается холодна, отвергая всех женихов. Это не нравится приемным родителям, рассчитывающим разбогатеть, выдав дочь замуж. Берендей, обеспокоенный затяжными холодами, решает устроить праздник в честь Ярилы. Чтобы ублажить рассерженное Солнце, царь велит в этот день устроить свадьбы всех помолвленных пар.

Накануне праздника молодежь устроила пляски на поляне. Снегурочка надеялась, что Лель, к которому она испытывала симпатию, выберет ее, но тот отдает предпочтение Купаве. Расстроенная героиня бежит к матери-Весне, прося ее научить любви. Девушку не пугает даже возможная гибель. И Весна, несмотря на свои опасения, дает ей такую возможность, надев на голову дочери свой венок. После этого девушка должна влюбиться в первого, кто ей встретиться на пути. Им оказался Мизгирь. Счастливый юноша приводит возлюбленную на гору, представляя собравшимся берендеям как свою невесту. Но с появлением первых лучей Солнца Снегурочка тает, а ее возлюбленный с горя бросается в озеро, чтобы соединиться с любимой.

Интересно! При написании пьесы Островский работал в тандеме с тогда еще неизвестным композитором П. И. Чайковским, который и написал музыку к сказке.

Берендеи продолжают веселиться, уверенные, что теперь Ярило смягчится и даст им больше тепла и урожая.

Объяснение сюжета

Все произведение Островского пронизано любовной темой. Автор считает любовь важнее земного существования. Главный смысл Снегурочки проявляется в момент, когда девушка бросается к матери с просьбой научить ее любить. Жизнь без любви для нее бессмысленна, ее душа не может смириться с холодным сердцем. Поэтому девушка готова пожертвовать жизнью ради познания любви.

Интересно! Существует несколько вариантов русской народной сказки о снегурочке. Но при написании своей пьесы Островский опирался на сказку «Девочка-Снегурочка», так как в ней героиня погибала.

Примечательна в «Снегурочке» и фигура царя Берендея, через образ которого Островский выразил социальный смысл сказки. Берендей – мудрый, добрый правитель, заботящийся о своем народе. Он строго следит за соблюдением норм и обычаев царства, безжалостно изгоняя нарушителей, таких как Мизгирь. Жители берендеева царства живут в единении с природой, ценя верность и любовь к ближнему. Именно так представлял себе Островский идеальное общество.

Но центральной темой является конфликт противоположностей, отображающий смысл сказки Снегурочка. Мороз и Солнце, зимняя стужа и теплое время, холод души и пожар любви – несмотря на то, что эти понятия противоборствуют, они тесно связаны, не существуя один без другого. Этот же конфликт представлен в душе Снегурочки: жить, не зная любви, либо полюбив – погибнуть.

В чем суть концовки

Смысл Снегурочки наиболее точно выражен в финале сказки. С одной стороны – концовка довольно печальна. Героиня, наконец-то познавшая чувство любви, погибает. Вслед за ней кончает собой и ее возлюбленный – Мизгирь. Но кончина влюбленных не омрачила праздник, берендеи продолжают веселиться. Уход Снегурочки приносит в мир солнце и свет. Тем самым Островский отразил мифологическое представление об условиях вечного существования Вселенной, когда на смену зиме приходит весна и лето. И чтобы этот порядок не нарушался, в языческие времена существовали специальные обряды и ритуалы, одной из составляющей которых было жертвоприношение.

Если рассматривать «Снегурочку» с этой позиции, то становится ясен смысл финала пьесы. Смерть главной героини была необходима ради достижения высшего блага, что подтверждается появлением Ярилы, несущего символы жизни и смерти – человеческую голову и сноп ржаных колосьев. Сама же девушка ушла счастливой со словами благодарности за «сладкий дар любви». Произведение Островского «Снегурочка» дает возможность проникнуться сказочным, лиричным духом, ощутив всю глубину народного творчества через напевную ритмику поэзии автора.

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


1. История создания произведения.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Снегурочка» имеет богатую творческую предысторию. В 1873 году актеры Малого театра временно оказались в Большом театре. Решено было устроить необычное представление, где драма бы совмещалась с оперой и балетом. Для написания драмы обратились к А.Н. Островскому, который в основу произведения взял русскую народную сказку. Большое влияние на писателя оказал сборник А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

Объемная работа над пьесой приходилась на весну 1873 года. А.Н. Островский работал с еще молодым на тот момент композитором П.

Чайковским.

Закончена «Снегурочка» была 31 марта 1873 года, в день рождения писателя. Уже 11 мая того же года пьеса вышла на сцену театра.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Сказочное произведение А.Н. Островского имеет необычный жанр: «Снегурочка» — пьеса-сказка. С самого начала она создавалась в виде объединения драмы с музыкой и балетом. Произведение включило в себя и народную сказку, и народное предание, и легенды, и песни.

3. Название произведения и его смысл.

Пьеса «Снегурочка» названа в честь главной героини, образ которой выражает основную мысль произведения.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что соответствует роду драмы.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

А.Н. Островский социальной тематике в «Снегурочке» уделяет не такое большое внимание, как личной драме. Писатель в основу произведения ставит тему любви. Автор показывает, что любовь оказывается важнее, чем земное существование.

Лейтмотивом всего произведения становится мысль о том, что без любви жизнь не имеет смысла. Существование показывается в пьесе как счастье и как трагедия одновременно.

Помимо центральной темы любви, в произведении А. Н. Островского поднимается проблема взаимосвязи противоположностей. Утверждается единение борющихся друг с другом, на первый взгляд, сил: холода и света, зимы и лета.

А.Н. Островский не отбрасывает социальную проблематику полностью. Он показывает государственное устройство, нравы и обычаи царства, взаимоотношения между героями.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие «Снегурочки» происходит в вымышленном царстве Берендея. Чем-то оно похоже на идеальное, утопическое место, где вся жизнь строится на основе чести и закона.

В центре повествования лежит судьба Снегурочки, которая ждет любви, которой она никогда не видела в своей жизни. Эта сюжетная линия является основной, хотя помимо нее есть и другие.

Конфликт пьесы заключен в противоборстве любви и душевной пустоты.

7. Система образов произведения.

Героями произведения А.Н. Островского стали мифологические и сказочные персонажи. Это и бог Ярило, и Мороз с Весной-Красной, и их дочь Снегурочка. Вся природа в пьесе олицетворена, она тоже является героем произведения.

Главной героиней является Снегурочка. Это красивая девушка, которая всей душей стремится к любви. Она готова пойти на все, чтобы ощутить это чувство. Героиню не пугает даже смерть. Ее таяние является символом победы любви над душевной пустотой.

Система образов «Снегурочки» включает в себя довольно большое количество персонажей. И даже второстепенные герои обладают яркими и индивидуальными характеристиками.

Утопическое царство олицетворяет царь, который искренне беспокоится о народе. Он обращает внимание жителей на красоту природы.

8. Композиция произведения.

Пьеса-сказка «Снегурочка» состоит из четырех действий. Также есть авторский пролог.

Композиция произведение А.Н. Островского сложна. Автор использовал народные приемы. Несмотря на то что драма написана без рифмы, она имеет своеобразный ритм и мелодичность.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Пьеса «Снегурочка» — это стилизация. В основе сюжета лежит устное народное творчество, которое уже имеет певучесть и ритмичность. Поэтому пьеса без рифмы оказывается легкой для прочтения.

Отличительной особенностью произведения отличного реалиста и бытописца А.Н. Островского является прием олицетворения. Природа показана автором как живая. Для ее описания автор использует большое количество изобразительно-выразительных средств: эпитеты, метафоры, сравнения.

Широко используется прием антитезы, который и противопоставляет явления природы, и в то же время объединяет их, подчеркивая невозможность существования отдельно.

10. Отзыв о произведении.

Пьеса-сказка «Снегурочка» А. Н. Островского привлекает своим сказочным сюжетом, тематикой и яркими персонажами. Произведение наполнено жизнью, сама природа представляется как человек со своими чувствами и эмоциями.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ комедии Островского «Без вины виноватые»
  • Анализ комедии Островского «Доходное место»
  • Анализ комедии Островского «Волки и овцы»

  • Николай Римский-Корсаков «Снегурочка» опера в 4-х действиях (Опера)

    Опера Николай Римский-Корсаков «Снегурочка» опера в 4-х действиях
    Всемирно известный Большой театр балета и оперы (основан в 1776) — Чудесный Главный (Исторический) Этап

    Продолжительность: 4 часа

    В спектакле 2 антракта

    Расписание оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» в 4-х действиях 2022

    Композитор: Николай Римский-Корсаков
    Хормейстер-постановщик: Валерий Борисов
    Художник по свету: Дамир Исмагилов
    Художник: Владимир Арефьев
    Художник по костюмам: Владимир Арефьев
    Режиссер: Александр Титель
    Хормейстер: Валерий Борисов
    Музыкальный руководитель: Туган Сохиев

    Оркестр: Симфонический оркестр Большого театра

    4

    Опера в 4-х действиях

    Исполняется на русском языке с синхронизированными английскими субтитрами

    Мировая премьера: 10 февраля 1882 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
    Премьера спектакля: 15 июня 2017, Большой театр, Москва, Россия

    Либретто композитора по мотивам одноименного произведения Александра Островского.

     

    Музыка к моей «Снегурочке» изумительна, я не мог себе представить более подходящей к ней и так ярко выражающей поэзию русского языческого культа, и это сначала снег и холод, а потом неотразимо страстная главная героиня сказка.

    Островского Александра

     

    «Снегурочка» — опера в четырёх действиях с прологом Николая Римского-Корсакова, написанная в 1880–1881 годах. Русское либретто композитора основано на одноименной пьесе Александра Островского (премьера которой состоялась в 1873 году на музыку Чайковского).

    Первое исполнение оперы Римского-Корсакова состоялось в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 29 января 1882 года (ст. ст.; 10 февраля н. с.) под управлением Эдуарда Направника. К 1898 он был переработан в известном сегодня издании. Это осталось любимым произведением самого композитора.

    В рассказе речь идет о противостоянии вечных сил природы, о взаимодействии мифологических персонажей (Мороз, Весна, Лесной Фея), реальных людей (Купава, Мизгирь) и промежуточных, т. е. полумифических, полунастоящие (Снегурочка, Лель, Берендей). Композитор стремился выделить каждую группу персонажей в музыкальном плане, и несколько отдельных персонажей имеют свои связанные лейтмотивы. Помимо этих различий, Римский-Корсаков характеризовал горожан особенно народными мелодиями. Для более глубокого понимания этого произведения с точки зрения композитора читатель отсылается к его автобиографии, а также к собственному неполному анализу оперы 19 века.05.

    Московская премьера последовала за петербургской три года спустя, в 1885 году. Она была представлена ​​Русской частной оперой (Опера Саввы Мамонтова в Москве) под управлением Энрико Бевиньяни по сценарию Виктора Васнецова, Исаака Левитана и Константина Коровин; Царь Берендей — Григорий Ерхов, Бермята — Антон Бедлевич, Весенняя красавица — Вера Гнучева, Дед Мороз — Степан Власов, Снегурочка — Надежда Салина, Бобыль Бакула — Г. Кассилов или Николай Мельник, Лель — Татьяна Любатович, Мизгирь — Михаил Малинин ( Борис Михайлович Малинин и отец Марины Расковой), Второй Вестник – М. Скуратовский.

    Большой театр в Москве представил оперу в 1893 году.

    В марте 2014 года Университетский колледж оперы представил новый английский перевод «Снегурочки» в театре Блумсбери.

    Синопсис

    Пролог

    Леший предвкушает приход Весны. Появляется весна в сопровождении птиц и зверей. Шестнадцатью годами ранее она вышла замуж за древнего и сурового Деда Мороза, и у них родилась дочь – Снегурочка. С тех пор земля берендеев (мистических лесных жителей) терпит суровые зимы и холодные весны, так как бог солнца Ярило ревнует к браку.

    Входит Дед Мороз. Он должен скоро покинуть страну Берендеев, но беспокоится о том, что будет с его дочерью: Дед Мороз прослышал, что Ярило собирается убить Снегурочку, наполнив ее сердце огнем любви (пока она остается холодной, Снегурочка находится в безопасности). Дед Мороз и Весна решают доверить свою дочь слободе Бобылю.

    Появляется Снегурочка. Когда она узнает, что ей предстоит жить среди мужчин, она не может скрыть своей радости. Дед Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему заботиться о ней и уважать ее.

    Постепенно к Красной горе стекаются люди. Леший прячет Снегурочку. Берендеи провожают Масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку и рады принять ее в свою семью. Снегурочка прощается с прошлой жизнью и отныне будет жить среди мужчин.

     

    Акт I

    Село Берендей. Люди обсуждают приезд Снегурочки. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят его со Снегурочкой. Она очарована пастухом и его песнями. Она просит его спеть для нее и дарит ему взамен цветок. Лель поет, но отвлекается на других девушек и забывает Снегурочку. Она оскорблена тем, что Лелю ее общество скучно, и решает попросить у своей матери Весны немного сердечного тепла, чтобы зажечь сердце Леля. Подруга Снегурочки Купава сочувствует ей, но ей не терпится поделиться своей радостью. Она счастлива, потому что сегодня в слободу должен приехать ее жених Мизгирь. Он появляется. По обычаю жених выкупает невесту у юношей и девиц Берендея. Начинается брачная церемония, но взгляд Мизгиря падает на Снегурочку. Потрясенный ее красотой, Мизгирь отворачивается от Купавы и умоляет Снегурочку ответить на его любовь. Купава чувствует себя униженным. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать справедливости у царя Берендея.

     

    Акт II

    Во главе с Лелем слепцы славят царя Берендея. Но царю Берендею не по себе, чувствуя немилость бога-солнца Ярило: с каждым годом лето короче прежнего, а весна холоднее.

    Берендей принимает решение, чтобы вернуть расположение Ярило: он отпразднует Ярило день венчанием всех молодых пар Берендейского царства.

    Вбегает Купава со слезами на глазах. Она умоляет Берендея встать на ее сторону и наказать Мизгиря за предательство и унижение ее. Берендей в ярости. Он отдает приказ найти Мизгиря и призвать людей к царскому двору. Царь настаивает на том, чтобы Мизгирь женился на оскорблённой им девушке. Мизгирь, однако, отвергает Купаву: он любит Снегурочку. Берендей приговаривает Мизгиря к вечной ссылке, но появляется Снегурочка, и царь, очарованный ее красотой, меняет свое решение. Мизгирь постарается разжечь огонь страсти в «Непорочном сердце Снегурочки» накануне Ярило дня.

     

    Акт III 

    Юноши и девушки поют хороводы в священном лесу в царстве Берендей. Глубоко тронутый пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, чтобы наградить «певца любви страстным поцелуем» перед собравшейся толпой. Снегурочка ждет, когда Лель выберет ее, но пастух вместо этого выбирает Купаву. В слезах Снегурочка бежит в лес.

    Люди уходят. Одна Снегурочка томится и мечтает о Леле. Появляется Мизгирь. Снегурочка пугается его страстных заявлений. Она убегает в замешательстве. Мизгирь хочет пойти за ней, но Леший останавливает его и прогоняет.

     

    Акт IV

    Рано утром Снегурочка ждет маму Весну у озера. Весна приходит в окружении цветов. Это ее последний час в стране берендеев. На рассвете начнется царствование бога солнца Ярило и наступит лето. Уходя, она дарит дочери гирлянду из волшебных цветов, дарующих способность любить, и предупреждает ее о огненных глазах бога солнца Ярило.

    Входит Мизгирь, отчаянно ищущий Снегурочку. Наполненная восторгом и любовью, она не может оторвать глаз от Мизгиря – ее сердце полно новых ощущений.

    Люди входят в долину. Прибывает царь Берендей и его свита. Мизгирь просит царя благословить его союз со Снегурочкой. Яркий луч солнца падает на Снегурочку. Не выдержав согревающих лучей Ярила, Снегурочка тает. В горе Мизгирь бросается в воды озера.

    Однако «печальная кончина Снегурочки и страшная смерть Мизгиря» не омрачат праздника Солнца. Со смертью Снегурочки Дед Мороз теряет власть над Весной. Он больше не может замораживать сердца и души людей. Бог солнца Ярило вновь дарует милость земле берендеев, принося мир и благоденствие.

    Афиша оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» в 4-х действиях 2022
    Премьера оперы «Снегурочка»!
     

    Об этом видео

    03:29

    15 июня 2017 г. На Исторической сцене состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».

    Музыкальный руководитель: Туган Сохиев
    Режиссер: Александр Титель

    контент, видео, интересные факты, история > Детские спектакли

    ОН. Римского-Корсакова опера «Снегурочка»

    Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Подобно игре, она открывается гранями лишь самому чувствительному восприятию. Но однажды сумев постичь его истинную космическую красоту, никто не может разлюбить его. Как и юная героиня, она из скромности не показывает сразу всю глубину. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

    Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и много интересных фактов об этом произведении — на нашей странице.

    заморский купец, ан10127

    Characters

    Vote

    Description

    Frost bass Father of the Snow Maiden, the embodiment of the harsh with native forces
    Пружина меццо-сопрано Матушка Снегурочка, надежда, очарование и тепло природы
    Снегурочка сопрано дочь холода и тепла, прекрасная, неспособная любить
    Купава сопрано подруга Снегурочка
    Мизгирь баритон жених Купавы Berendey tenor ruler of the kingdom of Berendey
    Boby tenor the adoptive parents of the Snow Maiden, who took her to their home
    Bobyliha mezzo-soprano
    Народ (берендеи), царские слуги

    Краткое содержание

    Либретто по драматургической пьесе Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много аллегорий — весной с природой происходят такие превращения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета не строится по привычным для того времени канонам.

    Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но она давно наблюдает за людьми и всеми силами стремится понять их мир. Она просит родителей разрешить ей жить среди людей.

    Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Получается, что люди ищут любовь и женятся после встречи с ней. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Лели, разговаривает с подругой Купавой, но ничего не чувствует.

    Размеренное течение деревенской жизни нарушает появление Мизгиря, жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодной сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, прося ее стать его женой.

    Купава опозорилась и не может оправиться от своего горя. Соседи советуют ей отправиться к мудрому царю Берендею. Их философский разговор о том, стоит ли любить и верить, трогателен и сострадателен. Вызывая Мизгиря в суд, Берендей не может решить дилемму: как можно заставить человека любить против его воли? На что Мизгирь предлагает королю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда король понимает, кто стоит перед ним. Она причина того, что Бог Ярило посылает испытания на царство. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки — полюбить ее. Выполнить задание берется Лель, пастух, поющий сладкие песни. Мизгирь тоже просит разрешения попробовать.

    Снегурочка тянется к Леле, с которой подружилась. Но он вдруг обращает внимание на Купаву. И больно Снегурочке. Она начинает испытывать неизведанные доселе чувства. Она страстно молит Мать-Весну о даровании способности любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

    Снегурочка, пробужденная для любви, встречает Мизгиря и теперь смотрит на него другими глазами — она любит и просит его быть с ней. Вместе они отправляются в Ярилину Поляну, где уже идет обряд венчания — царь Берендей освящает союз всех желающих.

    А Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит, как счастлива, что могла бы любить. Мизгирь в горе бросается в озеро.

    Теперь Берендей уверен, что его люди позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливых людей, свободных от проклятия, поющих гимн «Свет и сила, Боже Ярило!».

    Продолжительность исполнения
    I — II Акт III — IV Акт
    45 мин. 55 мин.

    Фото :

    Интересные факты:

    • Работа над оперой завершена 5 81 марта, 5 81 марта.
    • Это один из предшественников жанра фэнтези — в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистические (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сам сюжет имеет архетипическую структуру.
    • Образ Снегурочки уникален во всей мировой культуре — подобного ему нет нигде, кроме русского фольклора. Он окутан тайной, нет четких представлений о его происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, легендах, песнях.
    • В. Даль упоминал, что снеговиков, снегирей, снеговиков называли «сложенными из снега сиськами», имеющими образ человека.
    • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
    • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключом к творчеству.
    • В 1952 году снят мультфильм «Снегурочка» На музыку из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

    Известные арии и номера из оперы:

    ария Снегурочки «Хождение ягодами по ягодам» (пролог) — слушать

    Третья песня Лели «Туча с громом собрала» (III действие) — слушать

    хор «Ай, в поле губу» (III действие) — слушать

    дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) — слушать

    Заключительный хор «Свет и сила, Боже Ярило» (IV действие) — слушать

    Музыка

    С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков Очень любил Русская народная музыка, ее особый ритм, близкий к разговорному, выразительная интонация, мелодичность. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат из народных песен, но очень точно их стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

    Эта музыка очень живописна — воображение живо рисует картины зимнего леса, щебетания птиц, облика Весны-Красной, холодности и отрешенности Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и стремление Снегурочки к человеческому теплу и любви показано и в музыке, оно становится страстным, даже экспрессивным. При этом сохраняется фантастический характер сказки.

    Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные действующие лица — силы природы, лютый мороз, ласковая Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр имитирует птичьи трели, звон ручья, природные метаморфозы. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны и зимы, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют на гала-концертах.

    Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории персонажей (сказочные персонажи, реальные люди, представители стихий) создавалась отдельная интонационно-ритмовая и тембровая сфера. Оперный вокал Римского-Корсакова мелодичен в сочетании с простотой. Его припев часто носит другой характер — народ, а также вносит дополнительную изюминку во все звучание. При этом богатство оркестровки никогда не спорит с вокальным началом, а, наоборот, дополняет и обогащает его.

    У композитора особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянок» – образцы трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощение завораживающей идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отразилась в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодия близка к инструментальной (и сопровождается флейтовыми переливами), то чем больше она доносится до людей, тем больше в музыке появляется певучести, мелодичности, задора (в оркестре больше струнных ).

    В целом полный музыкальный анализ оперы дал сам композитор в книге «Хроника моей музыкальной жизни» и статье «Анализ Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в таких документах была вызвана, как и сама пьеса Островского, постановка оперы изначально не встретила ни исполнителей, ни дирижера, ни критиков. Позже, после появления объяснения, было более удачное исполнение, близкое к авторской трактовке.

    Удивительно, как математически он спроектировал драматургию и развитие действия. Глубина и новаторство композитора не могли удовлетворить мгновенное признание этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако спустя десятилетие он становится локомотивом художественных преобразований в национальном искусстве.

    История создания

    Работу над оперой Николай Андреевич начал летом 1880 года. За основу сюжета он взял поэтическую пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была опубликована в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Ценили ее немногие. Сказкой восхитился FM. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев. Молодой в то время Петр Ильич Чайковский по просьбе автора был приглашен для написания музыки к театральной постановке «Снегурочка».

    Но большая часть публики и особенно критики встретили спектакль холодно. Образы и аллегории его были непонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядово-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней публики. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкшая к его уже сложившейся роли обличителя пороков русского общества, публика не была готова погрузиться в сложный мир аллегорий сказки.

    Островского обвинили в соблазнении декоративными образами и светлым сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Восприятие усложнялось и поэтическим слогом, которым написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и легенд, в пьесе много старославянских слов и оборотов. Только истинный знаток и знаток русского фольклора может по-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов.

    Да и самому Римскому-Корсакову при первом знакомстве со пьесой она не слишком понравилась. Только через некоторое время, когда его перечитали (зимой 1879-1880 гг.), он вдруг «прозрел», открыл для себя глубину и поэтичность произведения. У него мгновенно загорелось желание написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому — просить разрешения написать музыку к своему волшебному произведению, а затем — в имение Стелево, где в унисон была написана опера.

    Композитор сам был либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Все работы были выполнены за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была закончена, а в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков характеризовал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него любимой оперой.

    Аллегории в сказке и опере

    О музыке Римского-Корсакова часто говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, что и привлекло композитора. В ней содержится описание идеального устройства общества берендеев при удивительно мудром и необычном правителе — царе Берендее, который учит свой народ жить сердцем, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопическая картина даже для 19житель го века. Однако в русском древнем эпосе оно не было редкостью.

    Земля русская может быть плодородной и плодоносной. Но климат суров и непредсказуем. Долгая зима пережита из-за летнего урожая. И урожайность зависела от прихотей природы, а не от трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях главным божеством становилось солнце, дающее тепло и рост растениям и животным. Но не просто поклонялись ему, люди искали (и находили) связь между своим поведением и мыслями — и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей беспокоился и сетовал на то, что бог Ярило отвернулся от царства Берендеев, считая, что его жители стали слишком много думать о корысти.

    Аллегории в сказке:

    • Мороз — противопоставление Солнцу, божеству, несущему смерть и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза родился ребенок – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, неспособная любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холодность друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
    • Когда в конце сказки она просит у Матери-Весны даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного зноя, это символизирует жертву, которую героиня приносит во имя народа. Она осознанно пошла по этому пути. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народа, а сами люди, видя жертвенность и пылкость ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
    • Многозначительно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского означает «паук», «тарантул». Само занятие купца чуждо крестьянскому быту, он воспринимается как чужой, несущий смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в селении взбудоражило селян. А его смерть от тоски по Снегурочке стала для берендеев символическим искуплением.
    • Пастух Лель, вызывающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое любовью и чувствами, несомненно, является уникальным персонажем для всего оперного искусства. Силой своего таланта он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе — божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, видя в его адрес часто встречающиеся фразы «О, Ладо-Лель», «Лада Лель-Люли».
    • А вот противники этой версии считают, что Лель (Лала) — сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине стремление к материнству. Фертильность для женщины – это возможность родить. По древнему славянскому поверью заслужить внимание Лели — значит заполучить ребенка. А это для славян — высшее благо.

    Первые постановки

    Несмотря на то, что Островский отзывался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» с большим энтузиазмом, гораздо ближе была музыка Чайковского, написанная для спектакля. И трепет, который испытывал к своей опере сам Николай Андреевич, не был поддержан ни музыкантами, ни зрителями первых спектаклей. Так что первые выступления были насыщены разочарованием.

    Декорации для сцены изготовил художник-передвижник Виктор Васнецов, причем он оформил и театральную постановку спектакля, и оперы. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистичного воплощения атмосферы крестьянского быта.

    Опера «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков Он был истинным патриотом своей родины, объездив полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *