Краткое содержание 3 действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено
В безвкусно и шикарно обставленном кабинете Карандышева, проходит званый обед, куда приглашены Кнуров и Вожеватов еще с первого действия. Прислуживая, утомляется тетя Карандышева – ее загрузили прихотями и пожеланиями.
Мать и дочь говорят о происходящем – фамильярное поведение Карандышева неприлично, к тому же, ему подливают вина побольше, что вызывает у женщин тревогу и опасения, усугубленные тем, что они не могут помешать. С ними выражает согласие и тетка Карандышева, которая жалуется на бездарное и расточительное пиршество, на которое ее племянник спустил уйму денег. Настолько большую, что вместо нормального вина им пришлось приобрести поддельное спиртное. После этого они уходят.
Кнуров, Вожеватов и Паратов приходят к общему мнению, что Карандышев – дурак, и на обеде, который он закатил, нечем закусывать.
Впрочем, Робинзону тоже достается – он отравился выпивкой Карандышева, и теперь сетует на то, что Паратов потребовал, чтобы он пил это вино, от которого можно легко отравиться.
Заходит Карандышев с коробом дорогих сигар, предлагая гостям покурить, но все отказываются, кроме Робинзона, который взял пять штук на выезд.
Потом, обратив внимание на ковер, увешанный оружием, Робинзон отпускает шутку о низком качестве имеющегося оружия. Сергей Паратов даже не опасается снятого им со стены пистолета, считая качество его исполнения настолько плохим, что тот в любом случае не выстрелит, даже если будет взведен и заряжен. На слова Карандышева о том, что пистолет когда-нибудь, да пригодится, Паратов шутит – заколачивать гвозди.
Карандышеву вдруг захотелось повидать женщин, и на его клич заходит Огудалова, смутившаяся от вида будущего мужа своей дочери, который почти не соображает. Попытки достучаться до одурманенного алкоголем зятя тщетны. Огудалова умоляет Паратова закончить позорить зятя, напоминая ему о недавнем обещании. Но тот уходит от ответа и, чтобы выглядеть как можно дружелюбнее, приглашает Карандышева выпить на брудершафт, после чего Юлий Капитонович уже невменяем.
Появившийся Илья говорит о готовности хора для гуляния праздника. План Паратова переходит в следующую стадию – они избавляются от Робинзона, отправив его в гостиницу, и приглашают с собой Ларису.
Вошедшую Ларису просят спеть романс, лишь Карандышев против, что, наоборот, распалило желание Ларисы сыграть. После чего обиженный Карандышев уходит на кухню, чтоб выпить за здоровье жены. Остальные тоже уходят, оставив вместе Паратова и Ларису. Паратов опять завораживает ее словами о его любви к ней, уговаривает сбежать вместе с ним, аргументируя это тем, что Карандышев и его общество не смогут заменить Ларисе тех чувств, которые они могут испытать, будучи вместе. Она соглашается.
Тем временем, кабинет заполняют люди, Карандышев с Иваном, с подносом шампанского. Карандышев пытается вознести тост за Ларису, но язык из-за выпитого им спиртного подводит его, и все слова он свел к своей личности. Чтоб окончить несвязное мычание, гости соглашаются со сказанным и выпивают шампанское.
Паратов пошел на хитрость и высказал предложение дать тост за самого Карандышева. Уловка срабатывает, и тот уходит, чтоб налить шампанского. Тем временем, гости разом уходят на прогулку, будучи подговоренными Сергеем, чтоб обескуражить Карандышева. Лариса, перед уходом, говорит Огудаловой, что решается судьба – или она будет с Паратовым, или утопится в реке. Мать ее пребывает в растерянности настолько, что не знает, как ей поступить.
А Карандышев, войдя в пустой зал с полным подносом, был обескуражен точно по расчету Паратова. Узнав, что жена с гостями уплыли на Волгу, он бежит к Огудаловой, считая, что та знала о плане Паратова.
Он разьярен – его предали все, участвовавшие в праздничном обеде, и, сорвав со стены пистолет, выбегает из дома. Действие оканчивается под стенания матери Ларисы.
Читайте также:
Adblock
detector
Краткое содержание произведения Бесприданница Островский А. Н.
Большой вымышленный город на Волге — Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев — давний и неудачливый поклонник — «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.
Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса — с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.
Появляется Паратов в сопровождении провинциального актёра Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовёт Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое «жаль», этого я не знаю. <…> найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовёт пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.
Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.
Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.
Третье действие — в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.
Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться.
Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: «…вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Стоит большой город на реке Волге. Красуется открытая площадка, которая располагается возле кафе на приволжском бульваре. За столиком, заказав шампанское, сидят два клиента. Кнуров — пожилой человек и с огромным состоянием, и Вожеватов — представитель торговой фирмы. Они обсуждают последнюю новость в городе. Лариса Огудалова, которая слыла в обществе красавицей и бесприданницей, выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Раньше Лариса была увлечена богатым барином Паратовым, который вскружил ей голову, а затем уехал. Лариса объявила, что выйдет за того, кто первый к ней посватается, а тут Карандышев и кстати.
Подходят Огудаловы и Карандышев, который как равный обращается к Кнурову, приглашая его на обед. В разговоре о Паратове Карандышев относится недоброжелательно, зато Лариса считает его идеальным мужчиной. Паратов продаёт Вожеватому свой пароход «Ласточка» и не жалеет об этом, так как ему чуждо слово «жаль», и если будет выгодно, то всё продаст. Ещё говорит, что женится на богатой невесте.
В дом к Огудаловым приезжает Кнуров, упрекая мать, что выдаёт Ларису за бедного человека. По сути дела, она не выдержит бедной мещанской жизни, и им нужен будет богатый друг и предлагает себя. Лариса хочет как можно быстрее уехать в деревню, и говорит, что не любит Карандышева, а только надеется на это. Цыган Илья говорит, что все ждут барина. На это Карандышев бранит город, который так слепо внимателен к развратному и промотавшему кутиле.
Входит Паратов, где его знакомят с Карандышевым, но между ними происходит ссора ввиду неприязни друг друга. Все отправляются на обед к Карандышеву, а тётка его жалуется на убытки от обеда. Появляется Карандышев и начинает важничать и хвастать, не замечая, что над ним смеются. Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются ехать на пикник. И пока Карандышев уходил за вином, они уезжают и с ними Лариса. Карандышев решает за обиду отомстить.
Он подходит к Ларисе и говорит, что её разыграли, как вещь, но она не верит ему. Униженный, он стреляет в неё. Умирающая Лариса принимает этот выстрел, как благодарность под громкий цыганский хор.
Вера Комиссаржевская присутствие, Воронеж | Русская культура в достопримечательностях
Нажмите на фото для увеличения .
Сегодня я напрягаюсь, но скоро вы поймете, почему. Вера Комиссаржевская (1864-1910) очень мало связана с Воронежем. Великая актриса конца 19-начала 20 века родилась и жила в Санкт-Петербурге. Она стала звездой на сцене Александринского театра, поступив в эту труппу в 1896 году. Она вошла в историю, когда в 1919 году основала собственный Драматический театр.04. Она, как известно, пригласила к себе работать Всеволода Мейерхольда в 1906 году, и в течение одного сезона он поставил там безумное количество спектаклей — тринадцать. Хотя некоторые из них вошли в историю и навсегда оставили славу Комиссаржевской, они не нашли общий язык. Отослав Мейерхольда, она пригласила к сотрудничеству поэта Валерия Брюсова, но и это продлилось недолго. В духе времени Комиссаржевская время от времени колесила по стране, играя на провинциальных площадках, и так возникает связь Комиссаржевская-Воронеж.
Семь дней провела в Воронеже, с 16 по 22 мая 1903 года, поставив шесть спектаклей: « Волшебная сказка» Игнатия Потапенко , « Родина» Германа Зудермана и «Битва бабочек» , « Дикарь» Александра Островского. и Без приданого , и Алексея Суворина Вопрос . Она явно произвела серьезное впечатление на город. Несмотря на то, что она совершила туда всего одну поездку, отцы города сочли уместным назвать ее именем одну из местных центральных улиц, как вы можете видеть на фото вверху. В недавнем посте о Михаиле Лермонтове я отметил, что в Воронеже, кажется, есть что-то от проезжающих мимо людей. И я говорю это как большой комплимент. Город может быть настолько занят собой и настолько не знать обо всем, что происходит вокруг него, что почти не замечает своего места в мире. Воронеж не такой. Он замечает короткие, но заслуживающие внимания встречи и видит себя частью большего целого русской культуры. Это впечатляет меня.
На остальных фотографиях главный драмтеатр города, ныне полностью известный под одним из этих ужасных официальных прозвищ — Воронежский государственный академический театр имени Алексея Кольцова. Это старый театр, построенный в 1787 или 1802 году, в зависимости от вашего источника. Здание, которое вы видите на этих фотографиях, имеет мало общего с тем, что существовало тогда, как и мало общего с тем, как выглядел театр, когда здесь выступала Комиссаржевская. В то время он назывался Городским зимним театром. На самом деле физический завод даже имеет мало общего с тем, как выглядел театр в середине 19-го30-е годы, когда ссыльный поэт Осип Мандельштам (см. вчерашний пост) некоторое время работал здесь литературным заведующим театром. Арочные окна и основная коробка остались прежними. Однако большая часть линии крыши исчезла, а спереди были добавлены довольно шаблонные колонны. На отличном сайте center.ru рассказывается история театра и есть несколько отличных старых фотографий.
Но здесь я должен на мгновение отвлечься от Комиссаржевской, чтобы закончить мысль о Мандельштаме. Удивительно, что сделал «институт» ссылки в советский период для провинциальных театров. Великие писатели в изгнании часто находили работу и некоторую безопасность, устраиваясь на работу литературными менеджерами или консультантами в местных театрах. Это работа, которую драматург Николай Эрдман занимал в Томске, когда находился там в ссылке с 1934-36. Я понятия не имею, какую реальную работу Мандельштам сделал для театра — если вообще сделал, — но мое сердце согревает мысль о театрах, дающих приют великим артистам.
Комиссаржевская была крепким орешком. До нас дошло совершенно сказочное письмо, которое она написала продюсеру или менеджеру Евтихию Карпову, и оно заслуживает того, чтобы полностью выйти в эфир на английском языке. Речь идет о серии спектаклей, которые она планирует дать в Санкт-Петербурге в ближайшее время. Суворин, на которого она ссылается, — это Алексей Суворин, второстепенный писатель, который руководил собственным театром в Санкт-Петербурге и был хорошим другом и издателем Антона Чехова. Моя жена Оксана Мысина, актриса, у которой было много памятных встреч с продюсерами и менеджерами, прочитала это письмо и взвыла от восторга. «Это должно быть включено в образование всех молодых актрис!» она сказала. Вот письмо в переводе с сайта, публикующего архив Комиссаржевской:
«Все не так, а вы говорите Суворину, что вы все перепутали, потому что я тут не виноват.
1) Я не буду выступать до 15 сентября.
2) Я отказываюсь играть меньше четырех спектаклей.
3) Две пьесы я дам сам, а вы мне еще две. Что же касается денег, то я не ради Суворина это сказал. Для тебя я сказал слово «или», потому что думал, что ты сам решишь, что для меня лучше, и что ты так скажешь.
По совести не могу просить больше 300 рублей, но у меня нет ни одного знакомого, который бы не сказал мне , что это очень мало. Так как я беру в провинции 300 рублей, то 300 рублей было бы мало с Суворина, у которого берут 2400 рублей. Я также имею в виду, что в Петербурге я должен дать им 15 спектаклей, а значит, я живу там два месяца. Я подумал, что, принимая все это во внимание, вы сделаете то, что лучше всего, и поэтому я полностью передал дело вам.
Я снова прочитал ваше Счастье [ в сноске сказано, что это может относиться к пьесе Изабеллы Гриневской (спасибо читательнице за это имя!) по роману польской писательницы Элизы Ожешко Подкидыш], а это не хороший. Скучный. Я пришлю тебе Сказка . И потом, что означает ваша фраза «если будут хорошие кассовые сборы»? Если я получаю процент, то я завишу от дубля, а если я получаю установленную сумму, то мне все равно, какой дубль – я получаю свою сумму. Я выношу все это напоказ, потому что у вас там 75 менеджеров, и мои условия должны быть ясны: Пожалуйста, передайте все это Суворину. Если он не хочет, это его дело. И я уже вижу, как плохо ты думаешь обо мне. Я заканчиваю здесь [Воронеж] завтра. Здесь на терне мы заработали 800 рублей. [«На повороте» — фраза, которую я не знаю, как перевести. Это словосочетание имело отношение к тому, как выплачивались деньги за бенефисы в старой русской системе гастролей и спектаклей .] Первый город был ужасен, слишком много – шесть спектаклей. Теперь едем в Саратов – все билеты проданы, все шесть концертов. Арендовал Эрмитаж [ , вероятно, означает Москва ] 2-го и 3-го числа. На Страстную неделю буду с Машей в Знаменке. На пасхальной неделе буду в Самаре, потом три концерта в Оренбурге, четыре в Симбирске и далее даты не знаю, но остаются Казань и Нижний Новгород. Напишите мне о Чернышове, вы его берете? Ну, до свидания. Ваше письмо, в сущности, было ужасным! Христос с тобой».
Выдержки из отзывов о воронежских гастролях, взятых с сайта Галереи Чижова:
«В игре актрисы было что-то особенное, что-то невыразимо приятное и трогательное. Ее нежная фигура и напряженное тонкое лицо с грустными глазами с первого выхода привлекали внимание зрителей. Это было не просто внимание к выдающемуся актеру, а скорее внимание, которое можно было бы оказать близкому и дорогому человеку. […] В каждом жесте, в каждой интонации кажется, что все должно быть именно так, а не иначе. […] Цены на билеты были очень высоки, но зал был полон». — Воронежский телеграф, обзор Волшебная сказка .
«Любой, кто видел предыдущую постановку, был бы поражен изменением всего в актрисе. Что случилось с бледным овальным лицом, грустными глазами, нервной грацией тела? Теперь ее лицо полностью улыбается, ее манеры свободны и дико грациозны, когда она поджимает губы или дергает плечами. Зрители наслаждались каждой минутой». — Из обзора The Savage Girl .
Нравится:
Нравится Загрузка…
Книги :: Алибек Калиев
10 июля 2022 — Автор Алибек Калиев 9000 900! Здесь вы можете увидеть список книг, которые я уже прочитал и собираюсь прочитать в будущем. К некоторым из них я также написал рецензию на русском языке, так что смело нажимайте на названия книг, чтобы прочитать мои рецензии.
Книги, которые я сейчас читаю
- Клара и Солнце — Кадзуо Исигуро
- Думай быстро и медленно — Даниэль Канеман
- Принципы — Рэй Далио
- Проектирование систем машинного обучения — Чип Хьюен
Книги, которые я прочитал в 2022 году
- Проект «Радуйся, Мария» — Энди Вейр
- Модели — Марк Мэнсон
- Не навреди — Генри Марш
- Все пиздец — Марк Мэнсон
- Как не умереть в одиночестве — Логан Юри
- Сон смешного человека — Федор Достоевский
- 101 важный урок, которому не учат в бизнес-школе — Крис Харун
- Как мы умираем — Шервин Нуланд
- Алгоритмы для жизни — Брайан Кристиан, Том Гриффитс
- Атлас сердца — Брене Браун Сборка
- : неортодоксальное руководство по тому, как делать вещи, которые стоит делать — Тони Фаделл
- Livewired: внутренняя история постоянно меняющегося мозга — Дэвид Иглман
- Проекции — Карл Дейссерот
- Flow — Михай Чиксентмихайи
Книги, которые я прочитал в 2021 году
- Крестный отец — Марио Пьюзо
- Белые ночи — Федор Достоевский
- Невежество: как оно движет наукой — Стюарт Файрштейн
- Когда дыхание становится воздухом — Пол Каланити
- Золотой жук и другие рассказы — Эдгар Аллан По
- Как закалялась сталь — Николай Островский
- Тысяча мозгов: новая теория интеллекта — Джефф Хокинс
- Мозг: история о тебе — Дэвид Иглман
- «Веди себя: биология человека в наших лучших и худших проявлениях» — Роберт М. Сапольски
- Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! — Ричард Фейнман
- Диапазон — Дэвид Эпштейн
- Цифры не лгут — Вацлав Смил
Книги, которые я прочитал в 2020 году
- Аутсайдер — Стивен Кинг
- Почему мы спим: раскрытие силы сна и сновидений — Мэтью Уокер
- Метаморфозы — Франц Кафка
- Эссенциализм: дисциплинированное стремление к меньшему — Грег МакКаун
- Идиот — Федор Достоевский (русский)
- Эго — враг — Райан Холидей
- Как победить в колледже — Кэл Ньюпорт
- Спящие красавицы — Стивен Кинг и Оуэн Кинг
- Дело не в тебе: краткое руководство к осмысленной жизни — Том Рат
- Братья Карамазовы (русский) — Федор Достоевский
- Книга Слов (Русский) — Абай Кунанбаев
- 21 урок для 21 века — Юваль Ной Харрари
- Конец Вечности — Айзек Азимов
- Если пойдет кровь — Стивен Кинг
- Сделай свой дом среди незнакомцев: Роман — Дженнин Крусет
- Человек в поисках смысла — Виктор Э.