Культура Византии а) Особенности культуры Византии
Византийская цивилизация и ее культура – уникальное явление, которое занимает одно из главных место в истории европейской и мировой культуры.
Поэтому без учета огромного и оригинального культурного наследия Византии не может быть и речи о понимании как позднеантичного, так и средневекового периода в культурном развитии Европы.
Византийское
государство возникло IV в. в восточной
части Римской империи в результате ее
раскола. Столица Византии Константинополь
была основана императором Константином I на месте прежней мегарской колонии –
городка Византий. Отсюда и название
этого государства, которое ей дали
позже, уже после гибели Византийской
империи, европейские гуманисты-историки.
Сами же византийцы называли себя
римлянами, а свое государство –
«Ромейским». Фактически с основанием
Константинополя Византия выделяется
из пределов Римской империи и с этого
времени начинается отсчет ее истории.
На протяжении всей
тысячелетней истории Византия была
центром своеобразной культуры, которая
формировалась под воздействием римской,
греческой и эллинской античных традиций,
в то же время испытывала культурные
влияния соседних восточных цивилизаций,
что и предопределяло космополитический
характер ее культуры. Кроме того, развитие
византийской культуры происходило в
процессе эволюции общества Византии
от античности к Средневековью, борьбе
античной и христианской идеологий, в
итоге которой христианство стало
идеологической основой византийской
культуры. Такое переплетение европейских
и азиатских влияний, греко-римских и
восточных, античных и средневековых
христианских традиций сказалось на
общественной жизни, религиозно-философской
идее, литературе и искусстве Византии,
сделав ее культуру чрезвычайно яркой,
многообразной, неповторимой.
Византийская художественная культура главной целью считала приближение через сакральное искусство – к Богу. Главными образами художественных произведений выступали только Бог, святые, апостолы, в отдельных случаях – божественный император и его семья. Сюжеты произведений основывались на Святом Письме, оно же определяло их персонажи, композиции, типы фигур, атрибуты святых и другую христианскую символику.
Византийская культура положила начало тому своеобразию, которое стало отличительным знаком средневековой культуры. Она обеспечила доминанту духовного в жизни, ориентировала человека на идеальный, неземной мир, где находится истина, – мир высшей, внематериальной христианской духовности. В сущности, именно это качество, это уникальное состояние культуры Византии, связанные с ее высокой религиозной духовностью, и обеспечили ей особое значение в средневековой европейской культуре и в целом заметное место в истории мировой культуры.
Мир Византийской культуры
Основу византийской культуры составляло органичное соединение римской имперской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада, она вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом. Византия сумела сохранить античное наследие и передать его Италии накануне Возрождения.
В I в. н.э. в Палестине, на окраине Римской империи, возникает христианство. Уже во второй половине I в. в Риме существовала христианская община. В течение I-III вв. христианство распространилось по всей Римской империи и за ее пределами. Императорские власти с подозрением относились к христианам, приписывая им человеконенавистничество, так как христиане того времени не только ждали, но и призывали конец света и Страшный Суд. Христиан также обвиняли в нелояльности властям, так как они отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе — императоров). Это привело к многочисленным гонениям на христиан, но христианство продолжало распространяться и к IV в.
Христианство стало носителем новой этики, объявив высшими ценностями самого человека, любовь к ближнему, милосердие. Возлюбив Бога, человек обретал душевный покой и блаженство. Христианство было привлекательно еще и потому, что, согласно данному вероучению, все люди считались равными перед Богом. Согласно христианским представлениям жизнь не заканчивается со смертью тела, и, обретя веру и раскаявшись в грехах, человек может спасти свою душу и обрести вечное блаженство. Таким образом, каждый получал надежду на спасение. Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она изменяла их в духе христианского вероучения. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре.
В Византии сложился новый, отличный от античного подход к храмовому зодчеству. Если греческий храм был всего лишь местом пребывания статуи божества, обычно открытым только для служителей культа (сами же религиозные обряды совершались снаружи, на площади), то византийский христианский храм был местом, где проходило богослужение, и должен был вмещать много верующих. Чтобы храм вмещал больше молящихся, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения, именуемые базиликами, разделенные на несколько продольных частей — нефов (от лат. navis — корабль). Такой тип христианского храма со средним нефом, обычно более просторным и высоким, а впоследствии и с поперечным (трансептом), придающим храму форму креста, получил название базиликального.
План-схема византийского храма
С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма – крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивисшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе (532-537 гг., архитекторы Анфимий и Исидор). План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого выделен квадрат, обозначенный мощными устоями, которые отделяют центральный неф от боковых. Центральный купол собора имел диаметр 31,5 метра. С боков давление купола уравновешивалось скрытой системой распоров — контрфорсов. Снаружи вид св. Софии внушителен и замкнут. С трех сторон он окружен вплотную подступающими к его стенам постройками, и лишь с восточной части храм можно увидеть от вершины до основания.
Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 532-537 гг.
Интерьер храма был ярким, красочным и контрастировал с суровостью его внешнего облика. Стены были облицованы мрамором и украшены мозаикой. В центре храма возвышался огромный амвон — сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, вокруг которого разворачивались литургические церемонии. Огромный подкупольный зал храма символизировал образ мироздания. Освещение зала усиливалось по направлению к куполу: внизу царил полумрак, купол же был освещен ярко, так как у его основания находилось 40 окон, создававших иллюзию светового кольца. София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единовластие.
Внутренне убранство Собора Святой Софии
Византийское изобразительное искусство представлено прежде всего монументальной живописью. В Византии была выработана определенная система объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освященные христианством. Широко распространяется монументальная мозаика, которая применялась как в храмовом зодчестве, так и для украшения стен и перекрытий в светских зданиях. Мозаичные полотна выполнялись из окрашенных стеклянных сплавов — смальты. Художники придавали большое значение цвету, который играл особую, символическую роль. Пурпурный цвет, например, был цветом божественного и императорского достоинств. В пурпурных одеждах мог ходить только император. Красный цвет символизировал и жизнь, и кровь (в частности, кровь Христа), это был также цвет очищающего и карающего пламени. Белый цвет — символ чистоты и святости, отрешенности от мирского, черный цвет — это знак смерти, символ могилы и ада, зеленый — символ юности, цветения, символ земного в отличие от небесного — пурпурного, голубого, золотого, синий и голубой в византийской символике – знаки потустороннего мира.
Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле. Мозаика храма Св. Софии в Константинополе . Около 950
В XI-XII вв. в убранстве храмов заметную роль стали играть живописные иконы. Икона пишется на доске (липовой, основой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад. Основа — деревянная доска с наклеенной на нее тканью – паволокой. Грунт состоит из мела или гипса и называется левкасом. Красочный слой – сама живопись. Защита представляет собой различные материалы, в том числе олифу, яичный белок, масляный лак.
Основными сюжетами иконописи были рождение Христа от Девы Марии, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания, смерть Христа и символы его божественной природы: спасительный крест, гроб, воскресение и т. п. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость центральных фигур. Для передачи эмоциональных переживаний использовали неодушевленные предметы. В профиль изображались отрицательные (Иуда, Сатана) и второстепенные персонажи, животные.
Для организации художественного пространства византийские мастера не пользовались прямой перспективой: ее разработали только художники Возрождения. Прямая перспектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли особую перспективную систему, названную искусствоведом О. Вульфом обратной. Перспектива в византийской живописи предполагает наличие нескольких точек зрения. Зритель рассматривает предметы, изображенные с разных позиций. Таким образом, художник подчеркивал самые значительные места в композиции произведения. Значительность центральной фигуры иконы подчеркивается с помощью обращенных к ней фигур боковых персонажей. Ракурс боковых фигур (правое живописец изображает, как бы находясь справа от него, левое — располагаясь слева) создает движение, направленное к центру изображения. Художник стремился сообщить зрителю максимум информации об изображаемом объекте, соединяя две точки зрения: сверху и с высоты нормального человеческого роста. Например, стол всегда представляют так, что зритель целиком видит плоскость его столешницы как бы сверху. Это позволяет показать все предметы, стоящие на столе. Сами же предметы изображаются в прямой проекции.
Размер изображаемого предмета в византийской живописи зависит не от его положения в пространстве, а от его смысловой роли в изображаемом сюжете. Так, в сцене рождества Иисуса Христа в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII в.) масштабно выделена Богоматерь, следующим по размеру является Иосиф, затем — волхвы, а затем — прислуживающие при омовении женщины. Таким образом, система изображения пространства, выработанная византийскими мастерами соответствовала идейной и эстетической сущности их живописи.
Пример обратной перспективы
Соединив элементы восточных и западных культур, Византия оказала существенное воздействие как на развитие культур многих стран Западной и Восточной Европы, так и на культуру народов Востока. Благодаря Византии ценности античной и восточной культур не были забыты и стали известны другим народам. Наиболее значительным было влияние Византии на страны, в которых утвердилось православие, прежде всего, на Древнюю Русь.
Вопросы для повторения:
1. Расскажите о важнейших достижениях художественной культуры Византии. В чем и как проявилась ее связь с античным искусством?
2. Определите характерные особенности византийской архитектуры. Сравните конструкции базилик и крестово-купольных сооружений
3. Опишите храм Святой Софии в Константинополе. Какие идеи стремились воплотить его создатели?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: cherenova.ts@rambler.ru
Определение, история и характеристики — StudyHQ.

Византийская империя также известная как Восточная Римская империя или Византия которая просуществовала 10 веков после падения Западной . Это была одна из величайших империй в истории. Его название, которое стало использоваться в 16 веке , происходит от Византии , древнего города, на котором располагалась его столица, Константинополь , был основан.
Византийская империя считала себя истинным продолжением Римской империи и в течение своего долгого существования была центром торговли между Восток и Запад . С одиннадцатого века начался процесс упадка, который был усугублен занятием города войсками римского христианства во время Четвертого Крестового похода .
Конец империи, 29 мая 1453 , когда город пал под армией Османской империи , обычно считается концом Среднего века .
Флаг и герб Византии Империи .
Происхождение Византийской империиВ 330 г. н.э., перед наступлением германских народов на Италию , император Константин решил перенести столицу 0003 Римская империя и выбрал для новой локации древний город Византия , на Азиатском берегу Босфора . Там он построил новый город, который после смерти императора получил название Константинополь и стал центром империи.
В 395 , Император Феодосий разделил Римскую империю на две части для облегчения своего правления, Константинополь стал столицей Восточной Римской империи . В 476 году нашей эры , с падением Рима Германцев , Западная Римская Империя распалась.
С другой стороны, Eastern , Восточная Римская империя , длится до 1453.
Расположение Византийской империиДля большей части своей ИСТОРИ занимал Балканский полуостров и Анатолия , хотя у него были разные расширения в зависимости от завоеванных или потерянных территорий.
Максимальной площади он достиг во время правления императора Юстиниана I (527-565) , которому удалось восстановить большую часть территорий Западной Римской империи .
Расширение Византийской империи около 550.
Характеристики Византийской империиОсновные характеристики Византийской империи следующие:
- Его экономика была основана на сельскохозяйственном производстве и торговле.
- Большая часть его величия была результатом производства богатства через торговлю. Его стратегическое расположение на территории, соединяющей Черное море с Средиземным морем , сделало его обязательным пунктом прохода для торговли между Востоком , особенно Китаем и Индией , с Западной Европой .
- Хотя она была продолжением Восточной Римской Империи , и ее жители считали себя Римской , ее культура была в высшей степени Греческой . Греческий также был их основным языком.
- У него была мощная армия , , а также военный флот, который защищал торговые суда от нападения пиратов. Основным оружием был так называемый « византийский или греческий огонь». Это зажигательное оружие выпускало огонь, который не гасился водой и очень быстро расходовал материалы.
- Центром общественной жизни Константинополя был ипподром, где проводились скачки на конных колесницах. Большая часть населения принадлежала к одной из двух самых важных команд. Их соперничество вышло за рамки спорта, поскольку они реагировали на противоположные политические и религиозные тенденции, синие были более консервативны в политике, а зеленые — более реформаторски.
- Он достиг своего пика во время правления Юстиниана . Этот император порвал с папством; он написал Кодекс Юстиниана , который обновил правовую систему Roman ; он достиг максимальной территориальной экспансии и способствовал культурному и художественному производству.
Православная базилика Святой Софии считается величайшим образцом византийской архитектуры . Он был построен во время правления Юстиниана I и в настоящее время является мусульманской мечетью .
Византийская империя была геократическим государством T . С царствования Юстиниана I , цезаропапизма начался , то есть император имел политическую ( Цезарь ) и религиозную власть (он же был папой). Следовательно, император был представителем Бога на земле.
Империя была организована как централизованное государство с чрезвычайно эффективной административной бюрократией, которая отвечала за регулирование и контроль всех аспектов государственного устройства: от организации армии, правосудия и религиозных вопросов до валюты, весов и меры, контроль качества кустарного производства и др.
Социальная организация Византийской империиСоциальная организация Византийской империи характеризовалась следующим образом:
- Византийское общество было иерархическим .
Высшее место в обществе занимали император, его семья и правящая аристократия.
- Существовала также широкая социальная группа, состоящая из купцов, специализированных ремесленников и специалистов различных специальностей (писателей, врачей, юристов и т. д.), которые имели богатство и наслаждались комфортом.
- На более низком уровне находились мелкие торговцы и фермеры.
- Наконец, было раба , прибывших в результате торговли и территориальных завоеваний.
- Город Константинополь также был населен коллективами преуспевающих торговцев, таких как венецианцы и генуэзцы , которые занимали целые кварталы и раньше также выполняли дипломатические функции.
Религией империи было Христианство. Византийцы утверждали, что являются представителями первоначального христианства и поддерживали постоянные конфликты с папством, установленным в Риме . В 1054 году в Востоке-Западе Расколе Православная Апостольская Католическая Церковь окончательно отделилась от Римской Церкви .
Мозаика Юстиниана, 6 век н.э. C, церковь Сан-Витале, Равенна, Италия.
Падение Византийской империиК середине 15 века Империя практически сократилась до города Константинополя и его окрестностей. Его постоянные споры с папством , а также потеря торгового превосходства в руках венецианцев и генуэзцев , вдобавок к постоянной осаде арабов и турок-османов , привели его в положение крайней слабости.
В Апрель 1453 город был осажден огромной Османской Империей армией . Несмотря на героическое сопротивление его жителей, турок оккупировали его 29 мая года того же года.
Падение Константинополя означало конец Византийской империи , а также крах торговых путей между Восток и Запад . Это событие также воспринимается некоторыми авторами как конец 9 века.0003 Средневековье .
10 Характеристики Византийской империи Весьма представительный
Характеристики Византийской империи Отмечен государством большого значения и культурного и экономического влияния в свое время, чье наследие сохранилось до настоящего времени.
Византийская империя — восточное подразделение Римской империи, существовавшее с 330 по 1453 год после Рождества Христова.
Занимал очень обширную территорию вокруг восточного побережья Средиземного моря. Он охватывал территории, которые сейчас соответствуют Греции, Египту, Турции, Румынии, Ливии, Египту, Сирии, Палестине, Месопотамии, Италии и всему побережью Средиземноморской Африки.
Его столица называлась Константинополь и отличалась своим стратегическим расположением. Это было на полпути между Балканами и рекой Евфрат, на месте, которое в настоящее время занимает город Стамбул.
Падение этой империи произошло в мае 1453 года, когда османы вторглись в Константинополь. Исторический факт, знаменующий окончательный конец Римской империи и определяющий конец Средневековья.
Однако более чем 1000-летняя Византийская империя оставила очень важное наследие в области культуры, искусства и архитектуры. Вот почему вы можете найти их отпечатки даже сегодня.
1- Развитие православного христианстваВ религиозном отношении Византийская империя характеризовалась тем, что она была христианским государством. Фактически его политическая власть была основана на авторитете церкви.
Император был вторым в церковной иерархии, потому что всегда над ним был Папа Римский.
На территории Византийской империи возникла Православная христианская церковь. Это религиозное направление имело большое значение на территории Болгарии, России и Сербии и в настоящее время является одной из крупнейших церквей мира.
Благодаря своему стратегическому положению между Европой, Азией и Африкой Византийская империя была одним из основных терминалов Шелкового пути и самым важным торговым центром в средние века.
Из-за этого османское вторжение вызвало разрыв на маршруте шелка, что вынудило европейские державы искать другие торговые пути. Поиск завершен в Открытии Америки.
3- Развитие культурыВизантийская империя имела широкое культурное развитие и фундаментальное участие в сохранении и передаче классической мысли. Его историографическая традиция поддерживала художественную, архитектурную и философскую традиции.
По этой причине считается, что культурное развитие этой империи имело важное значение для культурного развития всего человечества.
4- Художественное наследие Одним из главных культурных вкладов Византийской империи было ее художественное наследие. С самого начала своего упадка художники империи искали убежища в соседних странах, откуда они черпали свои работы и влияние, которые впоследствии питали искусство возрождения.
Византийское искусство в свое время высоко ценилось, поэтому западные художники были открыты для их влияний. Примером тому является итальянский живописец Джотто, один из главных представителей живописи раннего Возрождения.
5- Архитектурное наследиеВизантийский архитектурный стиль характеризуется натуралистическим стилем и использованием методов греческой и римской империй, смешанных с темами христианства.
Влияние византийской архитектуры можно найти в разных странах от Египта до России. Эти тенденции особенно заметны в религиозных зданиях, таких как Вестминстерский собор, типичный для неовизантийской архитектуры.
6- Византийские дискуссии Одной из основных культурных практик, характерных для Византийской империи, были философские и богословские дебаты и дискурсы. Благодаря им научное и философское наследие древнегреческих мыслителей.
На самом деле, концепция «византийских дискуссий», использование которой остается в силе до сих пор, происходит из этой культуры дебатов.
В частности, речь идет о дискуссиях, имевших место на соборах истоков Православной Церкви, где обсуждались темы, не имеющие особого отношения к делу, мотивированные большим интересом к самому факту дискуссии.
7- ИдентификацияВизантийцы называли себя ромеями или римлянами и развили национальное самосознание.
Эта идентичность нашла отражение в его литературе, особенно в некоторых песнях, восхваляющих жителей границы, защищающих пределы империи.
Это чувство принадлежности сохранилось со временем. Даже после распада Византийского государства. Во время османского вторжения греки продолжали идентифицировать себя как римляне. Эта особенность сохранялась даже до ХХ века.
8- Роль женщин Общество в Византийской империи было чрезвычайно религиозным и фамильярным. Женщины имели духовный статус, равный статусу мужчин, и также занимали важное место в структуре семейных ячеек.
Хотя требовалось подчинение, некоторые из них были вовлечены в политику и коммерцию. Кроме того, они имели право наследовать, а в некоторых случаях даже имели независимое имущество по сравнению с имуществом своих мужей.
9- ЕвнухиЕвнухи, мужчины, подвергшиеся кастрации, были еще одной особенностью Византийской империи. Существовала привычка практиковать кастрацию в качестве наказания за определенные преступления, но она распространялась и на маленьких детей.
В последнем случае евнухи занимали высокие посты в суде, потому что считались заслуживающими доверия. Это связано с их неспособностью вернуть себе трон и иметь потомков.
10- ДипломатияОдной из важнейших особенностей Византийской империи была способность оставаться в живых более 1000 лет.
Это достижение было связано не с вооруженной защитой территории, а с административными способностями, которые включали правильное управление дипломатией.